В чем заключается логическое изложение явления
В чем заключается логическое изложение явления
22. Логические формы изложения
При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения. К основным логическим приемам формирования понятий относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Полный образ создается в результате соединения этих отдельных признаков. Синтез – это мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или же его признаков, которые были получены в результате анализа.
Сравнение – это логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Обобщение – это мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.
При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики. Приведем основные из них.
1. Закон тождества – это логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
2. Закон противоречия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – это высказывания, одно из которых является отрицанием другого. Можно сделать вывод, что ни одно высказывание не является одновременно истинным и ложным.
3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка этого закона: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.
При объединении закона исключенного третьего и закона противоречия формулируется положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т. е. нет третьего высказывания (третьего не дано).
4. Закон достаточного основания : всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована. Оратор обязан обосновывать каждое свое утверждение.
Приемы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но и подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты и т. д. Использование этих приемов нужно для того, чтобы донести содержание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму.
С точки зрения логических принципов к приемам изложения относятся дедукция, индукция и аналогия.
Дедукция – это переход от общего к частному. В этом случае изложение будет построено так: от общих положений и правил оратор будет переходить к частным, конкретным понятиям.
Изложение может быть построено следующим образом: оратор начинает с новых фактов, примеров, а затем постепенно переходит к общему важному выводу. В этом случае мы сталкиваемся с индукцией .
Помимо индукции и дедукции, используется еще один прием изложения и объяснения – аналогия . Умозаключение по аналогии получается следующим образом: знание, полученное из рассмотрения какого-либо предмета, объекта, переносится на менее изученный, но сходный по существенным качествам и свойствам объект. Умозаключения, полученные путем аналогии, являются одними из источников научных гипотез.
Существуют определенные правила использования аналогии:
1) аналогия верна при условии, что два предмета, объекта или явления имеют общие существенные признаки;
2) если уподобляются два предмета или события, необходимо принимать во внимание и их отличия друг от друга.
Русский язык и культура речи.
22. Логические формы изложения.
При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения. К основным логическим приемам формирования понятий относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Полный образ создается в результате соединения этих отдельных признаков. Синтез – это мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или же его признаков, которые были получены в результате анализа.
Сравнение – это логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Обобщение – это мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.
При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики. Приведем основные из них.
1. Закон тождества – это логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
2. Закон противоречия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – это высказывания, одно из которых является отрицанием другого. Можно сделать вывод, что ни одно высказывание не является одновременно истинным и ложным.
3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка этого закона: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.
При объединении закона исключенного третьего и закона противоречия формулируется положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т. е. нет третьего высказывания (третьего не дано).
4. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована. Оратор обязан обосновывать каждое свое утверждение.
Приемы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но и подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты и т. д. Использование этих приемов нужно для того, чтобы донести содержание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму.
С точки зрения логических принципов к приемам изложения относятся дедукция, индукция и аналогия.
Дедукция – это переход от общего к частному. В этом случае изложение будет построено так: от общих положений и правил оратор будет переходить к частным, конкретным понятиям.
Изложение может быть построено следующим образом: оратор начинает с новых фактов, примеров, а затем постепенно переходит к общему важному выводу. В этом случае мы сталкиваемся с индукцией.
Помимо индукции и дедукции, используется еще один прием изложения и объяснения – аналогия. Умозаключение по аналогии получается следующим образом: знание, полученное из рассмотрения какого-либо предмета, объекта, переносится на менее изученный, но сходный по существенным качествам и свойствам объект. Умозаключения, полученные путем аналогии, являются одними из источников научных гипотез.
Существуют определенные правила использования аналогии:
1) аналогия верна при условии, что два предмета, объекта или явления имеют общие существенные признаки;
2) если уподобляются два предмета или события, необходимо принимать во внимание и их отличия друг от друга.
Логические формы и приемы изложения материала
Название | Содержание | |
Логические формы изложения материала | Анализ | это мысленное разделение объектов, предметов на содержащиеся в них части и отдельное рассмотрение каждой из этих частей; |
Синтез | это мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков целого; | |
Сравнение | это мысленное установление сходства и (или) различия предметов по главным и неглавным признакам; | |
Обобщение | это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии; | |
Логические приемы изложения материала. | Индукция | это рассуждение от частного к общему, от аргументов к выводу; |
Дедукция | это рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам; | |
Метод аналогии | в рассуждении проводится параллель с тем, что уже известно слушателям; | |
Концентрический метод | материал располагается вокруг главной проблемы, и в процессе выступления происходит возвращение к тезису речи с целью углубления его содержания; | |
Ступенчатый метод | рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше к ней не возвращается; | |
Исторический метод | материал излагается в хронологическом порядке. |
Задание 7. Прочитайте таблицу и проанализируйте ее содержание. Как вы думаете, в каких видах красноречия особенно часто применяются те или иные логические формы и приемы изложения материала
Задание 8. Прочитайте приведенные ниже тексты, определите логические формы и приемы изложения материала в них, укажите моменты их переплетения.
Один из профессоров университета начал свою лекцию с того, что поставил на стол перед собой обычную стеклянную банку, затем достал из-под стола какой-то пакет и, ни слова не говоря, стал перекладывать в банку содержимое пакета. Это были шарики для пинг-понга. Один за другим они заполняли пустоту в банке до тех пор, пока не достигли верхней кромки. Профессор взглянул на своих студентов: «Ну что, банка полная?»
«Конечно, полная!» — ответили ученики.
Учитель снова исчез под кафедрой. На столе появился другой пакет. Там была самая обыкновенная галька – камешки. Горсть за горстью профессор пересыпал ее в банку, до тех пор, пока та могла в ней поместиться. «Ну что, все?» — повторил он вопрос.
«Теперь все!» — дружно ответили студенты.
«Да, теперь точно все!» – уверенно ответили ученики.
Но они опять ошиблись. На этот случай под столом у профессора была заготовлена банка пива. Он медленно открыл ее и, не торопясь, стал вливать пенящийся напиток в стеклянный сосуд. Заполнив его до конца, он остановился. «Ну, вот теперь точно все. Больше сюда ничего не войдет» – подытожил профессор.
Студенты переглянулись, не понимая, к чему затеян этот спектакль.
«А теперь представьте…» – начал профессор – «…что этот сосуд – ваша жизнь. Шарики для пинг-понга – это то, что лежит в ее основе – семья, дети, друзья. Галька – это работа, дом, машина – менее значимые, но тоже неотъемлемые ее части. Песок – это всякая мелочевка. Теперь смотрите: вместимость жизни, как и этот сосуд, в общем-то ограничена. Если вы заполните ее только песком и галькой, в ней не останется места для шариков – для главного! Подумайте, что главное в вашей жизни. Определитесь с приоритетами. И в первую очередь наполните жизнь смыслом, заложите основу. А дальше – по убывающей – галька, ну и, наконец, песок. От того, насколько правильно вы это сделаете, будет зависеть успех вашей жизни».
«Извините, профессор… – окликнула его одна из студенток. «Что такое шарики, песок, галька, вы нам объяснили, но при чем здесь пиво?»
«Спасибо, что спросили. Я ожидал этого вопроса. Видите ли, дело в том, что какой бы полной не казалась вам ваша жизнь, в ней найдется немного места и для баночки пива».
(Записано со слов В.В. Познера (тел. программа «Времена» от 04.07.2004. Описанная история произошла в одном из американских университетов).
Логические формы изложения
При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения. К основным логическим приемам формирования понятий относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Полный образ создается в результате соединения этих отдельных признаков. Синтез – это мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или же его признаков, которые были получены в результате анализа.
Сравнение – это логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Обобщение – это мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.
При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики. Приведем основные из них.
1. Закон тождества – это логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
2. Закон противоречия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – это высказывания, одно из которых является отрицанием другого. Можно сделать вывод, что ни одно высказывание не является одновременно истинным и ложным.
3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка этого закона: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.
При объединении закона исключенного третьего и закона противоречия формулируется положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т. е. нет третьего высказывания (третьего не дано).
4. Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована. Оратор обязан обосновывать каждое свое утверждение.
Приемы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но и подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты и т. д. Использование этих приемов нужно для того, чтобы донести содержание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму.
С точки зрения логических принципов к приемам изложения относятся дедукция, индукция и аналогия.
Дедукция – это переход от общего к частному. В этом случае изложение будет построено так: от общих положений и правил оратор будет переходить к частным, конкретным понятиям.
Изложение может быть построено следующим образом: оратор начинает с новых фактов, примеров, а затем постепенно переходит к общему важному выводу. В этом случае мы сталкиваемся с индукцией.
Помимо индукции и дедукции, используется еще один прием изложения и объяснения – аналогия. Умозаключение по аналогии получается следующим образом: знание, полученное из рассмотрения какого-либо предмета, объекта, переносится на менее изученный, но сходный по существенным качествам и свойствам объект. Умозаключения, полученные путем аналогии, являются одними из источников научных гипотез.
Существуют определенные правила использования аналогии:
1) аналогия верна при условии, что два предмета, объекта или явления имеют общие существенные признаки;
2) если уподобляются два предмета или события, необходимо принимать во внимание и их отличия друг от друга.
23. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи
Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи следует учитывать определенные моменты, а именно:
2) темы выступления;
3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;
4) слушательскую аудиторию.
В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:
2) конкретизация целей высказывания;
3) изучение материала по теме;
4) подготовка выступления в развернутом виде;
5) завершение речи (подведение итогов);
6) полное владение материалом.
Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.
Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.
Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершение речи).
В основной части выступления оратор излагает основные положения по проблеме, освещая различные точки зрения, раскрывая и свое видение вопроса.
В заключении оратор делает определенные выводы, отвечает на вопросы, возникшие по ходу выступления.
В чем заключается логическое изложение явления
мПЗЙЮОПУФШ, Ф.Е. УМЕДПЧБОЙЕ ЪБЛПОБН РТБЧЙМШОПЗП НЩЫМЕОЙС, РТЙУХЭБ ОПТНБМШОПНХ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПНХ УПЪОБОЙА. рТЙ ТЕДБЛФЙТПЧБОЙЙ ПЖЙГЙБМШОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ ВЩФШ МПЗЙЮОЩН Ч ПВЭЕРТЙОСФПН, ЦЙФЕКУЛПН УНЩУМЕ ЬФПЗП УМПЧБ ОЕДПУФБФПЮОП: МПЗЙЛБ ДПМЦОБ УФБФШ ФПОЛЙН Й УПЧЕТЫЕООЩН ЙОУФТХНЕОФПН, ЛПФПТЩН ОБДП ХНЕФШ ЧМБДЕФШ.
тБУУНПФТЙН ПУОПЧОЩЕ ФТЕВПЧБОЙС МПЗЙЛЙ ЙЪМПЦЕОЙС: ФТЕВПЧБОЙЕ ПРТЕДЕМЕООПУФЙ, СУОПУФЙ; ФТЕВПЧБОЙЕ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ; ФТЕВПЧБОЙЕ ОЕРТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФЙ; ФТЕВПЧБОЙЕ ПВПУОПЧБООПУФЙ.
юФП, ЪОБЮЙФ, ЙЪМБЗБФШ СУОП Й РПОСФОП: ФТЕВПЧБОЙЕ ПРТЕДЕМЕООПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЮЙФБФЕМШ ДПМЦЕО СУОП РПОЙНБФШ ЧУЕ УМПЧБ Й ЧЩТБЦЕОЙС, ХРПФТЕВМЕООЩЕ УПУФБЧЙФЕМЕН ДПЛХНЕОФБ.
оЕПРТЕДЕМЕООПУФШ ЧПЪОЙЛБЕФ, ЛПЗДБ ЙУРПМШЪХЕФУС ОЕЪОБЛПНЩЕ ФЕТНЙОЩ.
юБУФП ЧУФТЕЮБЕФУС Й ФБЛБС УЙФХБГЙС: БЧФПТ РТЙ ЙЪМПЦЕОЙЙ НБФЕТЙБМБ ХРПФТЕВМСЕФ ЧТПДЕ ВЩ ЧУЕН ЙЪЧЕУФОЩЕ УМПЧБ Й ОЕ ДПЗБДЩЧБЕФУС, ЮФП ЮЙФБФЕМШ НПЦЕФ ЙУФПМЛПЧБФШ ЙИ РП-УЧПЕНХ. уРТПУЙФЕ Х УЧПЙИ ДТХЪЕК, ЮФП ПЪОБЮБАФ ДМС ОЙИ УМПЧБ «ЮЕУФОПУФШ», «ХНЕОЙЕ ЦЙФШ», «ДЕНПЛТБФЙС», «ТЩОПЛ» Й Ф.Д;, Й чЩ РПМХЮЙФЕ РПМОХА ЙММАУФТБГЙА Л УЛБЪБООПНХ.
хУФПКЮЙЧЩЕ Й ЮБУФП ОЕЧЕТОЩЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС ПВ ЙЪЧЕУФОЩИ РПОСФЙСИ ЮБЭЕ ЧУЕЗП НЕЫБАФ УФБФШ ОБ ФПЮЛХ ЪТЕОЙС БЧФПТБ. дЕЛБТФ РЙУБМ: «пРТЕДЕМСКФЕ ЪОБЮЕОЙЕ УМПЧ Й ЧЩТБЦЕОЙК, Й ЧЩ ЙЪВБЧЙФЕ НЙТ ПФ РПМПЧЙОЩ ЪБВМХЦДЕОЙК».
дМС ФПЗП ЮФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ОЕСУОПУФЙ, ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙК, ОЕПВИПДЙНП ЙУЛМАЮЙФШ ДЧХУНЩУМЕООЩЕ ЧЩТБЦЕОЙС, РПСУОСФШ ЪОБЮЕОЙЕ НБМПЪОБЛПНЩИ ЮЙФБФЕМА УМПЧ, ДБЧБФШ ПРТЕДЕМЕОЙС УМПЦОЩН РПОСФЙСН.
лБЛ МПЗЙЮЕУЛЙ ПВПУОПЧБФШ ХФЧЕТЦДЕОЙЕ? уМЕДХЕФ УФТПЙФШ ТЕЮШ У ХЮЕФПН МПЗЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЩ ПВПУОПЧБОЙС:
1. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ОХЦОП ЮЕФЛП УЖПТНХМЙТПЧБФШ УБНХ НЩУМШ, ЛПФПТХА ЧЩ ИПФЙФЕ ПВПУОПЧБФШ. еЕ ОБЪЩЧБАФ ФЕЪЙУПН. фЕЪЙУ ПФЧЕЮБЕФ ОБ ЧПРТПУ: «юФП НЩ ДПЛБЪЩЧБЕН?»
фТЕВПЧБОЙЕ ПРТЕДЕМЕООПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙК, П ЛПФПТПН ЗПЧПТЙМПУШ ЧЩЫЕ, Ч УБНПК ВПМШЫПК УФЕРЕОЙ ПФОПУЙФУС ЙНЕООП Л ФЕЪЙУХ, ЖПТНХМЙТПЧЛБ ЛПФПТПЗП ДПМЦОБ ЙУЛМАЮБФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РПОЙНБОЙС ХФЧЕТЦДЕОЙС Ч ДТХЗПН УНЩУМЕ.
фЕЪЙУ ДПМЦЕО ВЩФШ РТЕДЕМШОП ЛПОЛТЕФОЩН. уЖПТНХМЙТПЧБООЩК «ЧППВЭЕ», ПО НПЦЕФ ВЩФШ РТПУФП ОЕЧЕТОЩН, ОБРТЙНЕТ: «хЮЕОЩЕ ПФПТЧБОЩ ПФ ЦЙЪОЙ».
2. фЕЪЙУ РПДЛТЕРМСАФ БТЗХНЕОФБНЙ, ЙМЙ ДПЧПДБНЙ, ЛПФПТЩЕ ОБЪЩЧБАФ ФБЛЦЕ ПУОПЧБОЙЕН ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ. бТЗХНЕОФЩ ПФЧЕЮБАФ ОБ ЧПРТПУ: «юЕН ДПЛБЪЩЧБЕН?» пУОПЧБОЙЕН ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ НПЗХФ ВЩФШ УПЧПЛХРОПУФШ ЖБЛФПЧ; УФБФЙУФЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ; ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ РПМПЦЕОЙС, ОБРТЙНЕТ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЪБЛПОЩ; УХЦДЕОЙС, ПУОПЧБООЩЕ ОБ ЦЙФЕКУЛПН ПРЩФЕ Й Ф.Д.
дПЛБЪБФШ НПЦОП ОЕРПУТЕДУФЧЕООП, РХФЕН ОБВМАДЕОЙС, Й РПУТЕДУФЧПН ТБУУХЦДЕОЙК, ФП ЕУФШ МПЗЙЮЕУЛЙИ ХНПЪБЛМАЮЕОЙК.
фТЕВПЧБОЙС МПЗЙЛЙ Л БТЗХНЕОФБН:
лБЛ УФТПЙФШ ХНПЪБЛМАЮЕОЙС: ХНПЪБЛМАЮЕОЙС ВЩЧБАФ ДЧХИ ЧЙДПЧ ДЕДХЛФЙЧОЩЕ Й ОЕДЕДХЛФЙЧОЩЕ (ЧЕТПСФОПУФОЩЕ). тБЪОПЧЙДОПУФСНЙ ЧЕТПСФОПУФОЩИ ХНПЪБЛМАЮЕОЙК СЧМСАФУС ТБУУХЦДЕОЙС РП ЙОДХЛГЙЙ, РП БОБМПЗЙЙ Й ПФ УМЕДУФЧЙС Л РТЙЮЙОЕ.
тБЪОПЧЙДОПУФЙ ЧЕТПСФОПУФОПЗП ТБУУХЦДЕОЙС:
— ТБУУХЦДЕОЙЕ РП БОБМПЗЙЙ;
— ЪБЛМАЮЕОЙЕ ПФ УМЕДУФЧЙС Л РТЙЮЙОЕ;
— ПЫЙВПЮОЩЕ ТБУУХЦДЕОЙС, Ч ЛПФПТЩИ ПВЩЮОБС ИТПОПМПЗЙЮЕУЛБС УЧСЪШ УПВЩФЙК РТЙОЙНБЕФУС ЪБ РТЙЮЙООП-УМЕДУФЧЕООХА, ФП ЕУФШ ОБ ФПН ПУОПЧБОЙЙ, ЮФП ПДОП СЧМЕОЙЕ РТЕДЫЕУФЧХЕФ ДТХЗПНХ, РЕТЧПЕ РТЙЪОБЕФУС РТЙЮЙОПК ЧФПТПЗП. ьФБ ПЫЙВЛБ ОБЪЩЧБЕФУС ФБЛ: «РПУМЕ ЬФПЗП, ЪОБЮЙФ, РП РТЙЮЙОЕ ЬФПЗП».
чМБДЕОЙЕ МПЗЙЮЕУЛПК ЛХМШФХТПК РПНПЦЕФ ЙЪВЕЦБФШ ПЫЙВПЛ Ч ЙЪМПЦЕОЙЙ НБФЕТЙБМБ. чПУРЙФБФШ Ч УЕВЕ УРПУПВОПУФШ РТПЖЕУУЙПОБМШОП ПГЕОЙЧБФШ ФЕЛУФ У МПЗЙЮЕУЛПК УФПТПОЩ ЧБЦОП ДМС ЛБЦДПЗП УРЕГЙБМЙУФБ. дБМЕЛП ОЕ ЧУЕ УРПУПВОЩ ЧЩСЧМСФШ УХЭЕУФЧЕООЩЕ ЮЕТФЩ РТЕДНЕФПЧ, ЧЛМАЮБФШ ЙИ Ч ЛБФЕЗПТЙЙ, ЧЩРПМОСФШ УМПЦОЩЕ НЩУМЙФЕМШОЩЕ ПРЕТБГЙЙ, БВУФТБЗЙТХСУШ ПФ РТБЛФЙЮЕУЛПЗП ПРЩФБ.
ъОБОЙЕ МПЗЙЛЙ ЧУЕЗДБ ЧНЕОСМПУШ Ч ПВСЪБООПУФШ РЙЫХЭЙН. рПЮЈФОПЕ НЕУФП ЪБОЙНБМЙ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ ЙЪ ПВМБУФЙ ЬФПК ОБХЛЙ Ч «тЙФПТЙЛЕ» мПНПОПУПЧБ. уФБТЙООЩЕ ТХЛПЧПДУФЧБ РП ТЙФПТЙЛЕ Й ФЕПТЙЙ УМПЧЕУОПУФЙ ХФЧЕТЦДБМЙ, ЮФП ВЕЪ ЪОБОЙС МПЗЙЛЙ УПЮЙОЕОЙЕ ОЕ ВХДЕФ ЙНЕФШ УЧСЪОПЗП ФЕЮЕОЙС НЩУМЕК, Й НЩ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ВХДЕН ТБЪМЙЮБФШ У ФПЮОПУФША ЙУФЙОЩ ПФ ЪБВМХЦДЕОЙС.
йЪМПЦЕОЙЕ НБФЕТЙБМБ ДПМЦОП РПДЮЙОСФШУС ПУОПЧОЩН ЪБЛПОБН МПЗЙЛЙ:
1. ъБЛПО ФПЦДЕУФЧБ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПФПТЩН РТЕДНЕФ НЩУМЙ Ч РТЕДЕМБИ ПДОПЗП ТБУУХЦДЕОЙС ДПМЦЕО ПУФБЧБФШУС ОЕЙЪНЕООЩН. ъБЛПО ФПЦДЕУФЧБ ФТЕВХЕФ, ЮФПВЩ Ч РТПГЕУУЕ ТБУУХЦДЕОЙС П РТЕДНЕФЕ ПДОП ЪОБОЙЕ ОЕ РПДНЕОСМПУШ ДТХЗЙН. ьФПФ ЪБЛПО ОБРТБЧМЕО РТПФЙЧ ФБЛПЗП ОЕДПУФБФЛБ, ЛБЛ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФШ, ОЕЛПОЛТЕФОПУФШ. оЕТЕДЛП ЬФЙ ОЕДПЮЕФЩ УФБОПЧСФУС РТЙЮЙОПК ФБЛПК МПЗЙЮЕУЛПК ПЫЙВЛЙ, ЛБЛ РПДНЕОБ ФЕЪЙУБ: ОБЮБЧ ТБЪЧЙЧБФШ ПДОХ НЩУМШ, РЙЫХЭЙК Ч РТПГЕУУЕ ТБУУХЦДЕОЙС ОЕЪБНЕФОП ДМС УЕВС ОБЮЙОБЕФ ЗПЧПТЙФШ ХЦЕ П ЮЕН-ФП ДТХЗПН, ОПЧПН, ОБРТЙНЕТ:
2. ъБЛПО РТПФЙЧПТЕЮЙС, УПЗМБУОП ЛПФПТПНХ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ПДОПЧТЕНЕООП ЙУФЙООЩНЙ ДЧБ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, ПДОП ЙЪ ЛПФПТЩИ ЮФП-МЙВП ХФЧЕТЦДБЕФ П РТЕДНЕФЕ, Б ДТХЗПЕ ПФТЙГБЕФ. оБРТЙНЕТ:
рП ТЕЪХМШФБФБН УПТЕЧОПЧБОЙС Ч ВЕЗЕ ОБ 100 Н УБНЩИ ЧЩУПЛЙИ ТЕЪХМШФБФПЧ ДПВЙМБУШ й. рТЙЧБМПЧБ. оЕ НЕОЕЕ ЧЩУПЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ ПЛБЪБМЙУШ Х МЕЗЛПБФМЕФПЛ ЙЪ ДТХЗПЗП УРПТФЙЧОПЗП ПВЭЕУФЧБ (ЙЪ ЗБЪЕФ).
йЪМПЦЕОЙЕ НБФЕТЙБМБ ДПМЦОП ВЩФШ ФПЮОЩН, СУОЩН Й РТПУФЩН. фПЮОПУФШ Й СУОПУФШ ЧЪБЙНПУЧСЪБОЩ: ФПЮОПУФШ ТЕЮЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, РТЙДБЕФ ЕК СУОПУФШ, СУОПУФШ ТЕЮЙ ЧЩФЕЛБЕФ ЙЪ ЕЕ ФПЮОПУФЙ. пДОБЛП П ФПЮОПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС ДПМЦЕО ЪБВПФЙФШУС БЧФПТ, Б ФП, ОБУЛПМШЛП СУОП ЙЪМПЦЕОБ НЩУМШ, ПГЕОЙЧБЕФ ЮЙФБФЕМШ. юФПВЩ ЙЪМПЦЕОЙЕ НБФЕТЙБМБ ВЩМП ФПЮОЩН, УМПЧБ УМЕДХЕФ ХРПФТЕВМСФШ Ч РПМОПН УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФЕНЙ ЪОБЮЕОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ЪБ ОЙНЙ ЪБЛТЕРМЕОЩ Ч СЪЩЛЕ: УМПЧП ДПМЦОП ВЩФШ БДЕЛЧБФОП ЧЩТБЦБЕНПНХ ЙН РПОСФЙА. рУЕЧДПОБХЮОЩК УФЙМШ ЮБУФП УФБОПЧЙФУС РТЙЮЙОПК ОЕХНЕУФОПЗП ЛПНЙЪНБ ТЕЮЙ, РПЬФПНХ ОЕ УМЕДХЕФ ХУМПЦОСФШ ФЕЛУФ ФБН, ЗДЕ НПЦОП ЧЩТБЪЙФШ НЩУМШ РТПУФП.
фПЮОПУФШ Й СУОПУФШ ТЕЮЙ ПВХУМПЧМЕОЩ ОЕ ФПМШЛП ГЕМЕОБРТБЧМЕООЩН ЧЩВПТПН УМПЧ Й ЧЩТБЦЕОЙК, ОЕ НЕОЕЕ ЧБЦОП РТБЧЙМШОПЕ РПУФТПЕОЙЕ ЗТБННБФЙЮЕУЛЙИ ЛПОУФТХЛГЙК, УФТПЗПЕ ТБЪНЕЭЕОЙЕ УМПЧ Ч РТЕДМПЦЕОЙЙ, ФПЮОПЕ УМЕДПЧБОЙЕ ОПТНБН УЧСЪЙ УМПЧ. чПЪНПЦОПУФШ РП-ТБЪОПНХ ПВЯЕДЙОЙФШ УМПЧБ Ч УМПЧПУПЮЕФБОЙСИ РПТПЦДБЕФ ДЧХУНЩУМЕООПУФШ. фБЛ, ДЧХЪОБЮОЩ ЛПОУФТХЛГЙЙ: уФХДЕОФХ РТЙИПДЙМПУШ ЮБУФП НОПЗПЕ ПВЯСУОСФШ (ПВЯСУОСМ УФХДЕОФ ЙМЙ ЕНХ УБНПНХ ЛФП-ФП ПВЯСУОСМ?); рПУМЕ ЧПЪЧТБЭЕОЙС ТХЛПРЙУЙ Ч ТЕДБЛГЙА РПУФХРЙМЙ ОПЧЩЕ НБФЕТЙБМЩ (ТХЛПРЙУШ ЧЕТОХМЙ Ч ТЕДБЛГЙА ЙМЙ Ч ТЕДБЛГЙА РПУФХРЙМЙ ОПЧЩЕ НБФЕТЙБМЩ?).
уНЩУМПЧБС ОЕСУОПУФШ ЧПЪОЙЛБЕФ ЙОПЗДБ Й Ч ВЕУРТЕДМПЦОЩИ УПЮЕФБОЙСИ ФЙРБ РЙУШНП НБФЕТЙ (ОБРЙУБООПЕ ЕА ЙМЙ БДТЕУПЧБООПЕ ЕК), РПТФТЕФЩ вТАММПЧБ Й Ф.Р. фП ЦЕ НПЦОП ПФНЕФЙФШ Ч ПФОПЫЕОЙЙ УМПЦОПРПДЮЙОЕООЩИ РТЕДМПЦЕОЙК У РТЙДБФПЮОЩНЙ ПРТЕДЕМЙФЕМШОЩНЙ ФЙРБ «йММАУФТБГЙЙ Л ТБУУЛБЪБН, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ РТЙУМБОЩ ОБ ЛПОЛХТУ, ЙУРПМОЕОЩ НБУФЕТУЛЙ» (ОБ ЛПОЛХТУ ВЩМЙ РТЙУМБОЩ ЙММАУФТБГЙЙ ЙМЙ ТБУУЛБЪЩ). ч ЬФЙИ УМХЮБСИ РТЙДБФПЮОЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС ТЕЛПНЕОДХЕФУС ЪБНЕОСФШ РТЙЮБУФОЩНЙ ПВПТПФБНЙ: рТЙУМБООЩЕ Л ТБУУЛБЪБН ЙММАУФТБГЙЙ. ЙМЙ йММАУФТБГЙЙ Л РТЙУМБООЩН ТБУУЛБЪБН.
оБТХЫЕОЙЕ МПЗЙЛЙ ЙЪМПЦЕОЙС РТЙЧПДЙФ Л РПСЧМЕОЙА МПЗЙЮЕУЛЙИ ПЫЙВПЛ.
мПЗЙЮЕУЛЙЕ ПЫЙВЛЙ УПУФПСФ Ч ОБТХЫЕОЙЙ РТБЧЙМ МПЗЙЮЕУЛПЗП НЩЫМЕОЙС. л ЬФПНХ ФЙРХ ПЫЙВПЛ ПФОПУСФУС УМЕДХАЭЙЕ ОЕДПЮЕФЩ Ч УПДЕТЦБОЙЙ ТБВПФЩ:
1) ОБТХЫЕОЙС РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС;
2) ПФУХФУФЧЙЕ УЧСЪЙ НЕЦДХ ЮБУФСНЙ Й РТЕДМПЦЕОЙСНЙ;
3) ОЕПРТБЧДБООПЕ РПЧФПТЕОЙЕ ЧЩУЛБЪБООПК ТБОЕЕ НЩУМЙ;
4) ТБЪДТПВМЕОЙЕ ПДОПК НЙЛТПФЕНЩ ДТХЗПК НЙЛТПФЕНПК;
5) ОЕУПТБЪНЕТОПУФШ ЮБУФЕК ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС;
6) ПФУХФУФЧЙЕ ОЕПВИПДЙНЩИ ЮБУФЕК;
7) РЕТЕУФБОПЧЛБ ЮБУФЕК ФЕЛУФБ (ЕУМЙ ПОБ ОЕ ПВХУМПЧМЕОБ ЪБДБОЙЕН Л ЙЪМПЦЕОЙА);
8) ОЕПРТБЧДБООБС РПДНЕОБ МЙГБ, ПФ ЛПФПТПЗП ЧЕДЕФУС РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ (ОБРТЙНЕТ, УОБЮБМБ ПФ РЕТЧПЗП, ЪБФЕН ПФ ФТЕФШЕЗП МЙГБ).
тХВТЙЛБГЙС ДПЛХНЕОФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ДМС ТБЪДЕМЕОЙС ЕЕ ФЕЛУФБ ОБ УПУФБЧОЩЕ ЮБУФЙ Й ДПМЦОБ ПФТБЦБФШ МПЗЙЛХ ЙЪМПЦЕОЙС.
рТЙ ТБЪДЕМЕОЙЙ ФЕЛУФБ ОБ ТХВТЙЛЙ ЧБЦОП ХЮЙФЩЧБФШ, ЮФП:
1. ТХВТЙЛ ПДОПЗП ТБОЗБ Ч ФЕЛУФЕ ДПМЦОП ВЩФШ ОЕ НЕОЕЕ ДЧХИ;
2. ПДОПФЙРОЩЕ УТЕДУФЧБ ТХВТЙЛБГЙЙ (УМПЧБ, ГЙЖТЩ, ВХЛЧЩ) НПЗХФ РТЙНЕОСФШУС РП ПФОПЫЕОЙА МЙЫШ Л ПДОПФЙРОЩН (РП ОБЪОБЮЕОЙА, РП НЕУФХ Ч УФТХЛФХТЕ ФЕЛУФБ) ЮБУФСН;
3. ЛПНВЙОЙТПЧБООЩЕ УРПУПВЩ ОХНЕТБГЙЙ ФТЕВХАФ УФТПЗПЗП УПВМАДЕОЙС РТБЧЙМ РХОЛФХБГЙЙ.