В чем заключается методическая деятельность
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
Функции методической работы
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
Виды методической деятельности
Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
Направления методической работы
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Направления работы: содержание
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Содержание методической деятельности преподавателя
Содержание методической деятельности преподавателя
Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа.
Методическая работа – это одна из обязанностей преподавателя и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины.
Научно – методическая работа – это научное исследование, цель которого получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов в области преподавания конкретной образовательной дисциплины и в рамках избранной темы.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.
Главная цель научно – методической работы:
-повышение профессиональной квалификации и научно – методического уровня педагогов;
-обеспечение целостного педагогического процесса научно – обоснованными методическими материалами (программами, планами, учебными пособиями, дидактическими материалами и т. д.).
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Функции и виды методической деятельности педагога.
Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:
-аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;
-проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
-конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
-исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Виды методической деятельности.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
О результатах своей научно – методической работы преподаватель докладывает на заседаниях предметно – цикловых комиссий, конференциях, заседаниях кафедры, педагогических чтениях, в периодической печати.
В школах действует целостная методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, в конечном счете – на повышение качества профессионального образования.
Можно выделить основные направления методической службы:
Педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь преподавателям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.
Управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.
Научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.
Технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности преподавателя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
Методические умения преподавателя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений обучающихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности обучающихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу обучающихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать
соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и направлена на совершенствование методики преподавания дисциплины.
Материал для подготовки к устному ответу взят из следующих источников:
2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.
3. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с
Эссе «Необходимость методической работы»
Вера Васильевна Старостина
Эссе «Необходимость методической работы»
2. Сущность методической деятельности педагога
3. Уровни и формы осуществления методической деятельности
5. Список литературы
В современном обществе, которое находится в процессе реформирования сфер жизнедеятельности, идет процесс повышения требований к личным ка-чествам человека и профессиональным. Достижение данной цели в основ-ном зависит от способности педагога реализовать свой внутренний потенци-ал в деятельный.
О важности методической работы говорилось в трудах Я. М. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из воз-растных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм рабо-ты с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л. П., Полевиной М. Н., Немо-вой Н. В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.
Можно твердо сказать, что в ДОУ методическая работа является системой мер. Которые направлены на повышение квалификации и уровня профес-сионального мастерства педагогического коллектива.
Сущность методической деятельности педагога
В связи с тем, что методическая деятельность не была рассмотрена как отдельный вид профессиональной деятельности педагога,выделяется три точки зрения:
2. Методическая деятельность связана с обучением определённому предме-ту.
3. Это деятельность, как совокупность самостоятельных умений с опреде-лённой спецификой.
Изучив труды педагогов-практиков, можно с уверенность сказать, что методическая работа, как самостоятельная деятельность, имеет боль-шое значение.
Целями методическойдеятельности являются:
— Оказание помощи педагогам в улучшении организации воспитанияи развития дошкольников, обобщении и внедрении педагогического опыта, повышении уровня педагогической квалификации преподавателей и руководства образовательных организаций.
— Качественное социально-психологическое воспитание детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями лично-сти, семьи, общества, государства
— Непрерывное совершенствование профессиональной, психолого-педагогической и методической компетенции педагогов
— Управление качеством образования на базе новых педагогических техноло-гий.
— Непрерывное повышение уровня педагогического мастерства, компетент-ности в области программ воспитания и обучения.
— Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС в усло-виях развития воспитательной системы организации.
Предметом методической деятельности можно назвать приёмы, методы и способы организации процесса обучения и воспитания.
Коллектив педагогов является субъектом методической деятельности.
Отсюда мы можем сделать вывод, что методическая деятельность является самостоятельной частью профессиональной деятельности педагога, которая помогает осуществлять воспитательную, развивающую и обучающую деятельность педагога.
К видам методической деятельности относятся те приемы и спо-собы, благодаря которым педагоги могут получать, систематизировать и распространять свои знания, накопленные с опытом работы.
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Не все педагоги могут сразу включиться в методическую работу.
Изначально, работа молодого педагога строится на поиске лучших приемов, разработках по той или иной образовательной области, наглядных материа-лах, материально-техническом обеспечении занятия.
И только с опытом работы педагог начинает осознавать значимость методической работы. Он начинает понимать необходимость обобщения и передачи методического опыта. И с этого момента происходит переход с практического уровня на теоретический. Педагог начинает осознавать необ-ходимость перехода методической работы в самостоятельный вид деятель-ности.
Основные формы методической работы педагога: дискуссии, педсоветы, методические советы, организация, конкурсы, деловые игры, «Круглый стол», презентации, мозговой штурм, самообразование, доклады, семинары, выставки, смотры, анкетирование, наставничество, мастер-классы, творческие группы. Но особая роль в этом списке отводится самообразованию, так как в процессе самообразование раскрываются скрытые способности педагога. Он начинает понимать свои возможности, приобретает уверенность.
Исходя из выше изложенного, я с уверенность могу сказать, что на совре-менном этапе развития образования, методическая работа – это неотъем-лемая часть деятельности педагога. Эта деятельность, которая помогает достичь наилучшего результата в деятельности субъектов образования. Благодаря методической работе, мы педагоги, повышаем свои профессиональные качества, а вследствие чего растёт и качество образования.
Список использованной литературы
1. Зазюм И. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просве-щение, 1989.- С. 34-64
2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. – М. : АРТ, 1994. – 205 с.
3. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. –Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.
4. Никишина И. В. Организация внутришкольной методической работы: методические рекомендвции.— Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.
5. Основы педагогического мастерства /под ред. И. А. Зазюна. – М. : Просвещение, 1989.-208 с.
6. Педагогика/под ред. Смирнова С. А. М. :Просвещение, 1999.-235 с.
8. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
Педагогический КВН — эффективная форма методической работы с педагогами Т. А. Бабаджанова Заведующая МБДОУ №2 «Северяночка» Всё шире используются новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом.
Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.
Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.
Организация методической работы по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для.
Особенности организации методической работы в ДОУ Ключевой функцией работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой.
План методической работы с педагогами в период ЛОК Большая работа в период ЛОК возлагается на воспитателей ДОУ. В нашем детском саду педагогический состав сравнительно молодой, некоторые.
План методической работы старшего воспитателя в РЦ План методической работы старшего воспитателя в РЦ Цель: продолжить совершенствование процесса психолого-педагогической, социально-педагогической.
Система методической работы в МБДОУ Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи.
Организация учебно-методической работы в образовательном учреждении Эссе на тему: «Организация учебно – методической работы в образовательном учреждении» Старший воспитатель МБДОУ ДС № 26 «Ивушка» Пелих Анна.