В чем заключается методологическая функция философии для медицины
Методологические функции философии.
Доклад
По дисциплине: философия
На тему «Изучение методологической роли философии и ее функций»
Подготовила студентка 2 курса
Что такое Методология?
Методологические функции философии.
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую,координирующую,интегрирующую и логико-гносеологическую.
Эвристическая функция ( от греч. «эвриско» – отыскиваю, открываю) состоит в содействии приросту научных знаний, выработке творческих принципов. Любые научные положения, в особенности теории, возникают на основе не только прежних теорий и эмпирических (опытных) данных, но и определённых вненаучных, т.е. философских, предпосылок. Эти философские основания науки могут осознаваться, а могут и не осознаваться самими учёными, но они обязательно имеют место в научном поиске. Например, развитие фундаментальной для всего естествознания атомно-молекулярной теории и связанные с нею многообразные экспериментальные исследования в физике и химии XIX века основывались на выдвинутой ещё философами древности идее о том, что мир состоит из атомов – неделимых частиц материи. Кстати, более двух тысяч лет эта философская идея не была востребована наукой.
Эвристическая функция состоит ещё и в том, что философия разрабатывает методы познания, которые используют все науки. Каждая наука применяет частные (специфические) методы, например, медицина – метод подсчёта эритроцитов в крови, химия – метод спектрального анализа для определения состава пробы. Наряду с частными науки используют общенаучные методы – анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, аналогию, моделирование и др. Сами науки теорию данных методов не разрабатывают, этим занимается философия – такой её раздел, как методология научного познания. Тем самым философия вооружает все науки способами познания.
Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска.. Потребность в координации частных методов возникает в связи с углубляющейся специализацией ученых и усложнением отношений между предметом исследования и методом, с постоянным развитием методов и сложностью взаимодействия между старыми и новыми методами, с появлением объектов, которые одновременно исследуются разными науками и соответственно своими специфическими методами, и с другими особенностями современной науки.
Интегрирующая функция философии. Она заключается в необходимости интеграции научного знания, которое в настоящее время, дифференцируется на множество отраслей и дисциплин, между которыми утрачиваются связи. В основе решения этой проблемы лежит философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный характер природы обусловливает системность, интегративность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью. Поэтому в современном естествознании имеются науки – интеграторы разного типа:
Ø дисциплины, связующие смежные отрасли знания (например, физическая химия или биофизика);
Ø дисциплины, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (например, кибернетика, социальная экология);
Ø прикладные науки, возникающие как синтез ряда наук для исследования и решения определенной проблемы (например, онкология).
Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания
Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.
Основные функции философии
Все статьи сайта → Философия → Основные функции философии
Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.
Мировоззренческая функция философии
Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.
В категориях философии происходит рефлексия мировоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инструментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззрений. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.
Фундаментальная функция философии
Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.
Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.
Методологическая функция философии
Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.
Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», которая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта проблем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методологическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.
Гносеологическая функция философии
Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.
Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. Овладение философскими знаниями имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и практических задач.
Логическая функция философии
Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Воспитательная функция философии
Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.
Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.
Аксиологическая функция философии
Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.
Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.
Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.
Интегративная функция философии
Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.
Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сводится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком основывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некоторый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в области фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштейна, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных исследований. Таким образом, философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.
Критическая функция философии
Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.
Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.
Регулятивная функция философии
С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.
Прогностическая функция философии
Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.
Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.
Предлагаем вам посмотреть видеоматериалы по теме:
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Философия. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Основные функции философии
Функции философии определяют её практическое и теоретическое значение. Это направления, в которых применяется философия как наука и посредством которых реализуются её цели, задачи и назначение.
Философия – особый вид познания и деятельности, с которыми связана общественно-историческая практика людей. Ориентируется на решение социальных задач, стремиться дать целостное представление о материальном и идеальном мире. В ходе взаимодействия с практической деятельностью преобразовывает и познаёт реальность.
Функции философии
Философия как наука выполняет несколько функций:
Рассмотрим каждую более подробно.
Мировоззренческая функция
Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования.
Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки.
Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей.
Некоторые учёные, которые занимались исследованиями природных явлений, были идеалистами. Они заявляли, что все явления мира выступают в качестве комплекса чувств человека, за гранями которого нет никакого объективного мира. Были и подлинные идеалисты, которые к своим научным исследованиям относились как материалисты.
Последних обычно называют стихийными материалистами. Они неосознанно философски относились к миру как к настоящей действительности.
Познавательная функция
Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других.
В начале своего развития познавательная функция реализовывалась в виде догадок древнейших философов, и достигла своего совершенства в создании безупречных философских систем, в которых философская мысль творчески проявляет себя. Несмотря на это многие философы были яркими представителями естественных и социальных наук.
Методологическая функция
Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности.
Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения.
Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция
Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом.
Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека.
Мотивационно-побудительная функция.
Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей.
Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми.
Функции философии, философские ответы на мировоззренческие вопросы
В этой заметке будут кратко описаны основные функции философии и совсем коротко рассмотрены ответы философии на мировоззренческие вопросы.
Функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функции заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно, обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция – одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и сущестнующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переволе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. Таких ценностей как, морально-нравственные, этические, социальные, идеологические и прочие. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веком поиск новых, тео-
логических ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX начало XX вв. и др.).
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морили, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Философские ответы на мировоззренческие вопросы
Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта.
Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего — материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую?
Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир?
В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических). Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.
Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости явлений как таковых (например, И. Кант).
Роль философии в жизни человека и общества трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.