В чем заключается миссия журналиста
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Цели журналистики, миссия журналистики
Наш студент задал очень хороший вопрос: «Какова цель журналистики — просто раскрытие какой-то информации о любом событии или что-то ещё (способствование гражданской организации общества и прочее)?».
Давайте поговорим о цели/целях журналистики. Самая очевидная, самая основная цель — освещение событий, рассказывание о том, что происходит. Живет человек, работает, поглощен своими делами, но он хочет и должен знать о том, что его касается и что ему интересно. И даже если он живет в провинциальном городе или селе, он может узнать что происходит в его населенном пункте, области, стране, мире. Какие законы принимаются, о чем говорят значимые фигуры, что происходит и как это его может коснуться. Обо всем этом он узнает из СМИ. В идеале он должен получать точную проверенную информацию и самостоятельно делать выводы. Помогают ему сделать выводы всевозможные эксперты, которые дают комментарии журналистам.
Но журналист не может быть абсолютно объективным, хотя стремиться к этому нужно. Как я сказал, пропаганда была, есть и будет. Есть собственники СМИ, есть личное мнение журналиста и события всегда будут искажаться, всегда будет происходить влияние на читателя и зрителя.
Может ли журналист навязывать своё мнение, проводить пропаганду? Это решать самостоятельно каждому журналисту. Например, человек работает в государственной газете, он вынужден писать хорошее о президенте и действующей власти. Или корреспондент работает в пресс-службе какой-то компании, он обязан её нахваливать. Или, например, я с опаской отношусь к вакцинам и против алкоголя и курения, я так или иначе иногда говорю об этом в материалах, навязываю своё мнение.
Повторю свою мысль: в идеале журналист должен быть беспристрастен, он освещает события и иногда выполняет благородную миссию по осуждению плохого и прославлению хорошего.
Просто ответить о миссии журналистики не получится… Есть еще такая важная функция журналистики как контроль за действующей властью. Даже в наших не совсем свободных странах властьимущие вынуждены хотя бы в какой-то мере оглядываться на СМИ. Мы следим за их деятельностью, освещаем, критикуем.
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Миссия журналиста и статьи: как, зачем и почему
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/photographer-1245750_1920.jpg?fit=300%2C200&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/photographer-1245750_1920.jpg?fit=400%2C266&ssl=1″ loading=»lazy» src=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/photographer-1245750_1920.jpg?resize=300%2C200&ssl=1″ alt=»» width=»300″ height=»200″ srcset=»https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/photographer-1245750_1920.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i0.wp.com/xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/wp-content/uploads/photographer-1245750_1920.jpg?w=400&ssl=1 400w» sizes=»(max-width: 300px) 100vw, 300px» data-recalc-dims=»1″ />
Корреспондент должен быть заинтересован в каждой своей работе, в каждом, с кем общается
Многие журналисты, выбирая себе специальность, руководствуются понятием личной миссии. Кто я? Какие мои жизненные и социальные задачи? Что я могу сделать, будучи представителем этой профессии? Действительно, профессия репортера социально значимая, и в том или ином контексте содержит некую миссию. При этом не менее важно понять, что и у любой статьи есть своя миссия.
И эту миссию нужно определить до того, как начнете писать. Дело в том, что именно от этого зависит лейтмотив будущего материала. Если этого не сделать до того, как автор напечатает первую строчку, то рука и мысли могут завести его в неизвестном направлении. А наличие четко сформулированной миссии этого не допустит. Вообще под этим термином привыкли понимать некую цель, которая объясняет смысл ее существования. То есть не задача ради задачи, а посыл с определенной ценностью.
Например, вы пишите материал о человеке, который болен онкологией. Не представляйте себе миссию, просто пишите по тому, что говорит герой публикации. Скорее всего, получится что-то вроде истории как заболел, чем лечился, что предвещают врачи. Но какой посыл? В чем смысл статьи? Какой вывод должны сделать читатели? А что автор хотел сказать?
А теперь подумаем, каким бы получился материал, если бы автор заранее определил миссию. В таком случае журналист во время интервью, а затем в моменты написания текста, делал акцент на деталях, которые будут подчеркивать посыл всей статьи. Например, из исходных данных можно написать статью о том, как общество относится к больным онкологией. Или выделить другую тему: как менялось окружение после постановки диагноза. Несмотря на то, что во всех случаях данные одни и те же, если привязывать все к миссии, посыл будет иной.
Задачи миссии могут быть совершенно разные, в том числе краткосрочные и долгосрочные. Например, смысловая миссия статьи относится к краткосрочным. Она находится в рамках одного материала, даже оставив шлейф раздумий в головах читателей, автор не продолжит над ней работать. То есть миссия осуществляется в один шаг размером в один материал. А есть и долгосрочные. Например, автор хочет изменить стиль и подачу своих работ. Журналист будет действовать постепенно, транслируя свою миссию, приучая аудиторию из раза в раз к новой форме общения со своим материалом. Тут уже сложнее, ведь миссию нужно разбить на подзадачи, подмиссии.
Еще пример смысловой миссии. Автор пишет о финансах по редакционным заданиям. Статьи набирают мало просмотров. Из чего редактор и сам журналист делают вывод, что тема не интересна. Но все может быть совсем иначе, если подключить миссию. Автор должен сказать себе: «Я хочу написать материал так, чтобы люди обрели финансовую грамотность, заинтересовались этой сферой». Дальше журналисту было бы неплохо расспросить реальных читателей, а что бы им хотелось узнать? От кого из спикеров они бы хотели получить информацию?
Да, миссия – это про заинтересованность и желание быть полезным аудитории.
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
В чем заключается миссия журналиста
Чтобы узнать, чего люди как читатели, зрители и радиослушатели ждут от журналистов, мы провели опрос. Вот какие получили ответы.
Мария, медсестра, 43 года:
— Самым важным в работе журналиста считаю объективность, умение рассказать о событии без навязывания собственного мнения. Журналист должен донести сведения, а читатель – решить, на чьей он стороне. Немаловажным считаю умение заинтересовать читателя. От журналистов жду материалов, с помощью которых можно было бы развиваться и расширять кругозор.
Кристина, студентка, 21 год:
— Самым важным в профессии журналиста я считаю умение общаться с людьми и узнавать интересную для читателей информацию. От журналистов жду пикантных и интересных тем и новостей.
Александр Семенович, пенсионер, 66 лет:
— Самым важным для журналиста считаю умение быть объективным и умение писать таким образом, чтобы его статьи сразу же узнавали. Я имею в виду то, что каждому журналисту необходимо иметь свой стиль. Также считаю, что скорость написания текстов играет не последнюю роль. От журналистов жду правдивых публикаций.
Петрова Дарья, 19 лет, студентка второго курса факультета журналистики:
— Журналист – это человек, обладающий такими качествами как любознательность, находчивость, усердие, трудолюбие. Главная задача журналиста – донесение информации до общества, освещение событий без навязывания оценок.
Петрова Олеся, 16 лет, мечтает стать редактором журнала:
— Для журналиста важно быть бдительным и активным. Как один раз мне сказали: «Чтобы быть хорошим журналистом, нужно болеть профессией». Лично я надеюсь, что востребованность журналистики, наконец-то, достигнет того же уровня, что и медицины. Сегодня профессия врача, в отличие от профессии журналиста ценится.
Пономарева Екатерина, 15 лет, актриса театра детского творчества «Юность»:
— В моем понимании, журналист зависим от источников новостей, его задача грамотно оформлять и корректно преподносить читателю полученную информацию.
Юлия, школьница, 17 лет:
— Самым важным в работе журналиста я считаю честность и порядочность. Его миссия заключается в том, чтобы доносить до людей информацию. Причем правдивую информацию. Никому не нравится ложь.
Евгений, механик участка, 23 года:
— Делать новости и врать людям, показывая только то, что требует заказчик. Я не жду от них ничего достоверного, все в нашей стране покупается.
Валентина, начальник ОТК, 53 года:
— Доносить до людей информацию о событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. Главным в работе журналиста я считаю умение толково объяснять и интересно преподносить факты.
Анна, школьница, 16 лет:
— Главная задача журналиста – освещение событий в мире. Каждый день смотрю новости. Без них не могу. Мне, как подростку, особенно интересен мир. Так что, если не узнаю новости дня, то буду чувствовать себя оторванной от мира.
Сергей, фрезеровщик, 42 года:
— Я люблю читать, поэтому новости по телевизору почти не смотрю. Читаю газеты, в особенности научные. Мне интересны различные факты, иногда даже мистические истории. В журналистике ценю только это.
Елизавета, школьница, 15 лет:
— Без журналистов сложно представить современное общество, ведь именно они позволяют людям быть в курсе всех событий и узнавать новости максимально быстро. Поэтому считаю, что журналист, в первую очередь, должен быть оперативным: уметь в короткий срок создать материал и донести его до читателей.
Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы, 41 год:
— Журналист – или честный, или это уже не журналист. Люди этой профессии работают на массовую аудиторию, и порой от их слова зависит многое, иногда даже чья-то судьба. Нельзя допускать, чтобы до читателей доходили ложные сведения.
Любовь Григорьевна, пенсионерка, 67 лет:
— Я считаю, работа журналиста заключается в том, чтобы найти информацию, непримечательную на первый взгляд, и подать так, чтобы ее было действительно интересно читать.
3. Социальные функции и миссия журналиста
3. Социальные функции и миссия журналиста
Здесь возникает еще одна проблема, связанная с социальным статусом самих работников масс-медиа, прежде всего журналистов, которые ныне – и в значительной большей степени, чем раньше, – входят в истеблишмент, т. е. во властвующую, или правящую, элиту, представляя собой особый и весьма важный «отряд» этой сравнительно незначительной по численности, но весьма значимой по ее деятельности для общества социальной группы.
Элита – социальная группа, представляющая собой меньшинство, «высшее» в силу своей власти над другими группами или в силу своего влияния в обществе. Правящая элита нередко – часть господствующего класса, обладающая политической властью.
Элиты – это группы, выполняющие руководящие функции в демократическом порядке, а в современных условиях конкурентной демократии к политическим элитам относят те группы, которые борются за голоса избирателей на политическом рынке.
В то же время надо сказать, что само слово «элиты» применительно к демократии звучит двусмысленно: ведь цель и идея демократии, сама ее суть, как и цель демократических революций состоит именно в том, чтобы отнять у властвующих их особенные привилегии, чтобы ликвидировать группы, слои, классы, имеющие как бы априорное право на власть. Но реальность демократического процесса сложнее теории, она не подтверждает такой взгляд, показывая, что демократический порядок не исключает, а наоборот, предполагает существование элит. Мы только и слышим в разных контекстах о политических элитах и вообще в прессе рассуждения об элитах, словосочетания типа «согласие элит» и т. п. – одни из самых распространенных. Странно, но наше «демократическое» ухо воспринимает это спокойно.
В политической науке выделяют три основных типа элит: властные элиты (элиты власти), ценностные элиты и функциональные элиты.
Властные элиты – это более или менее закрытые группы со специфическими качествами, имеющие властные привилегии. Это «господствующие классы» – политические, военные или бюрократические; наиболее близким и ярким примером властной элиты является советская «номенклатура».
Ценностные элиты (автором термина и основоположником исследований в этой области является философ и социолог Альфред Вебер (1868–1958), брат Макса Вебера) – это творческие группы, влияние которых на установки и взгляды широких масс позволяет причислять их к элитам: это видные философы и ученые, выступающие в роли экспертов и советников власти, т. е. интеллигенция в широком смысле слова, к которой относятся и журналисты и современные политтехнологи.
Наконец, функциональные элиты – это влиятельные группы, которые в ходе конкуренции выделяются из широких слоев общества и перенимают важные функции в социальном порядке; это сравнительно открытые группы, вступление в которые требует определенных достижений. К ним относятся представители большой науки или менеджеры, формирующие, согласно К. Гэлбрейту, техноструктуру современного общества.
Для наших целей наибольший интерес представляют именно ценностные элиты (куда входят и журналисты), представители которых формируют ценностную и смысловую сферу общества, наделяя мир и жизнь смыслом. В середине XX в. возникает представление о рефлексивных элитах, разработанное немецким социологом Хельмутом Шельски (1912–1984). Функционально это стоящие параллельно «производителям товаров» «производители смысла», доминирующие в таких сферах, как образование, общественное мнение, информация, и в силу своего положения воздействующие на сознание людей. Монополизировав смысл жизни, мировоззрение, оценки событий, постановки жизненных целей и т. д., эти «производители смысла» образовали, по Шельски, новую систему господства – духовного господства, что позволяет им удовлетворять также и свои властные амбиции. (Подробно содержание и структура этой системы рефлексивной элиты рассмотрены Х. Шельски в очень интересной и содержательной книге, опубликованной в 1971 г. под характерным названием: «Работу делают другие. Классовая борьба и господство интеллектуалов».)
Как видим, социальное положение журналистов, составляющих часть рефлексивной элиты современного общества, в котором они реально выполняют важную функцию проектирования информационно-коммуникационных сетей глобализирующегося мира и их использования для трансляции создаваемых ими же смыслов, подпитывает их убеждение в существовании «четвертой власти», носителями которой они являются. В общем и целом наличие элит действительно свидетельствует о тот, что в демократии существуют структуры господства, хотя в большинстве случаев «четвертая власть» – это всего лишь метафора, ибо реальное функционирование СМИ определяется и ограничивается нормами их деятельности, принятыми в том, или ином обществе.
На Западе и в России к настоящему времени сложилось четыре базовые интерпретации социальной миссии журналистики – с учетом того, что данная профессия относится к числу так называемых свободных, и ее деятельность носит четко выраженный публичный характер.
Первую модель профессиональной миссии журналистской корпорации как раз и можно условно назвать моделью «четвертой власти». Журналистская корпорация здесь рассматривается в качестве независимого и сравнительно автономного социального института, вовлеченного в управление обществом; члены этой корпорации выполняют определенную функцию в рамках системы сдержек и противовесов всех ветвей власти.
Поскольку такая власть не избирается согласно демократическим процедурам и никем не контролируется, кроме соответствующего законодательства и потребительского спроса, постольку она действительно является относительно самостоятельным источником властных полномочий, осуществляя прямое или косвенное влияние на состояние общественного мнения в процессе восприятия и оценки этим мнением акций законодательных и исполнительных органов власти, конкретных представителей власти, а также воздействуя на итоги выборов.
Иногда метафоре «четвертой власти» придается буквальный смысл как самими журналистами (преувеличенная самооценка своей роли и возможностей в общественной жизни), так и слушателями, читателями, зрителями, которые по давней привычке, унаследованной с советских времен, воспринимают mass media либо как прямого партнера государственной власти, либо как «противовес», орудие борьбы с ней. Это отражает в конечном счете неразвитость институтов и власти, и гражданского общества, отсутствие своего рода общественного договора между ними.
Вторая модель – модель социальной ангажированной журналистики – рассматривает СМИ в качестве орудия защиты гражданских прав отдельных лиц, средства выражения интересов всех структурных звеньев гражданского общества. К последним относятся профессиональные, предпринимательские, потребительские союзы и объединения, культурные и религиозные организации и движения, институты рынка, органы общественного самоуправления, женские, молодежные, благотворительные организации и т. д. СМИ как средство информации и коммуникации позволяют членам общества осознать свои интересы, и в то же время контролировать власть с точки зрения обеспечения возможности беспрепятственной реализации этих прав и интересов.
Третья модель – модель собственно информационная, в основе которой лежит предпосылка, что «факты говорят сами за себя», и обязанность журналиста состоит в информировании без оценки, т. е. строго говоря, предполагается превращение журналиста в беспристрастного информатора и отказ его от гражданской позиции. Нельзя сказать, что такой подход совсем безоснователен. Вопрос о том, имеет ли журналист право на оценку, отнюдь не прост. Достоин ли журналист быть судьей? В жизни нередко возникает «парадокс оценивания», когда одобрение получает лишь моральная самооценка («те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать из скромности; тому же, кто хочет вершить моральный суд, нельзя этого доверить уже из-за отсутствия скромности»). Так часто и случается, что судьями со стороны прессы выступают отнюдь не морально безупречные люди.
Но в то же время эта модель вряд ли реализуема на практике, ибо, по существу, чистой и стерильной безоценочной информации не бывает, в любой констатации в силу особенностей социальной коммуникации уже содержится оценка. Кроме того, чистая информация невозможна еще и потому, что СМИ существуют в социальном контексте и, так же как любой социальный институт, испытывают на себе влияния и проявления социальной жизни общества.
Справедливость такой оценки доказывает длящаяся на Западе вот уже много десятилетий дискуссия о формах и пределах журналистской объективности. Существует даже термин объективный журнализм (objective journalism). На уровне практического журнализма объективными называются достоверные корреспонденции и репортажи с места событий без навязчивых авторских мнений и оценок. Но в западной коммуникативистике, прежде всего в США и ряде других стран, где рыночные отношения в сфере масс-медиа имеют долгую историю, некоторые теоретики связывают с объективным журнализмом доктрину объективности, под которой понимается комплекс принципов, характерных для отношения к информации как к товарной продукции, критерием качества которой является независимость от мнений и оценок. «Нейтральность» такого журнализма, соответствующего стратегии «коммерческого популизма», противопоставляется СМИ, которые преследуют пропагандистские цели и подчиняются тем или иным властным структурам (например, СМИП советского типа).
И, наконец, четвертая модель – СМИ как медиатор, посредник. Согласно этой модели, СМИ представляют собой «площадку», на которой организуется и поддерживается постоянный общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе. Это реалистическая и взвешенная концепция, в которой СМИ не претендуют на власть над обществом, но в то же время оказываются важным и необходимым элементом общественного процесса.
Однако, если вспомнить специфику современного понимания власти как коммуникации, то модель СМИ как медиатора – тоже «властная модель». Но это не та власть, о которой говорят сами журналисты, прибегая к метафоре «четвертой власти». Традиционное понимание журналистики как четвертой власти вызывает возражения, ибо исходит из представлений об этической «непорочности» журналистской деятельности, явно преувеличивая возможности СМИ, с одной стороны, а с другой – затемняя их зависимость от других социальных факторов: от реальной власти, от различных групповых, в частности, экономических и финансовых, интересов.
Поэтому адекватный ответ на вопрос о роли медиа в начале третьего тысячелетия, настаивающих на свободном потоке информации, должен принимать в расчет не только традиционную опасность – государственное вмешательство, но и проблемы, связанные с неконтролируемым ростом и концентрацией масс-медиа в частном секторе.
Резюмируя, следует отметить, что именно убеждение журналистов, что они – «рупор общества», стало фундаментом, на котором и держалась более двухсот лет концепция «четвертой власти», имплицитно предполагающая наличие реального «права голоса» за журналистами, транслирующими аудитории «самое важное». Ныне ситуация кардинально изменилась, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, технологическое развитие привело к обретению аудиторией собственного голоса, который невозможно игнорировать, что не вписывается в рамки традиционного медиа-дискурса, осуществлявшегося в виде одностороннего потока информации – от создателя к потребителю, и, во-вторых, сами журналисты считают себя не «наблюдателями фактов», но «создателями смыслов», претендуя тем самым на роль уже не «четвертой», а, по крайней мере, «второй» власти. И к тому есть определенные основания, связанные с реальными изменениями власти.
Несмотря на то, что СМИ принадлежит информационная власть не юридически, а преимущественно по праву инициативы, «игры на опережение», их влияние на общественное сознание столь велико, что самим государством нередко манипулируют силы, способные использовать СМИ в своих целях. Государство не всегда способно контролировать процессы реальной действительности, и тогда «функцию управления этой реальностью приобретают те, кто может предложить более совершенную коммуникативную структуру в социальной реальности, лучшие и более действенные технологии работы с общественным сознанием» [Дацюк С, 1998]. И в этом – одна из особенностей современной демократии как процесса, предполагающего расширение ее основ, – перераспределение власти от (политической) власти как таковой к другим индивидам и общественным группам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Секретная миссия агента Грина
Э. Г. Ким НЕДОЛГОЕ СВИДАНИЕ. Христианская миссия в Японии (1549–1614)
Э. Г. Ким НЕДОЛГОЕ СВИДАНИЕ. Христианская миссия в Японии (1549–1614) Европейская экспансия на Восток порождала активное взаимодействие западной и восточных культур. Своеобразным и очень интересным образцом такого взаимодействия стало «христианское столетие» и Японии
Миссия Израиля
Миссия Израиля Есть один вопрос, по поводу которого сломано много копий и который стоит рассмотреть. Это земля Израиля. Обратимся к древнему пророчеству. И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней… И будет ваша земля в запустении, а ваши города
3.4. Функции культуры
3.4. Функции культуры Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.«Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей» [6]. В науке нет
9.2. Функции религии
9.2. Функции религии 1. Компенсаторная. Проанализировав перечисленные выше сущностные характеристики религии, можно сделать вывод, что она способна в какой-то степени компенсировать человеку несовершенство окружающего мира и его самого. В реальном мире изменений не
11.3. Функции искусства
11.3. Функции искусства Роль и значение искусства в жизни общества и человека многообразны и не исчерпываются утилитарными задачами: искусство самоценно, но выполняет множество функций.В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и
Глава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника
Глава 7. Интервью: тактика журналиста и уловки собеседника Подготовка к интервью. Продумывание «на шаг вперед» и «ударный аспект». Способы создания конфликта в интервью. Приемы искусственной неясности. Проведение интервью двумя журналистами. Особенности интервью с 10
Глава 14. Карьера журналиста и психология журналистской работы
Глава 14. Карьера журналиста и психология журналистской работы Виды карьеры. Ступеньки карьерной лестницы в журналистике. Варианты карьерного роста «вбок». Виды работников в зависимости от карьерных устремлений. Навыки, деньги и статус как ориентиры для карьерного