В чем заключается мышление
Мышление человека: определение, особенности и виды
Мышление – это осознанное понимание всех аспектов действительности, суждения о явлениях мира, поиск логических связей и навык абстрактного представления. В этой статье мы расскажем подробно о том, что такое мышление, какими особенностями оно обладает, какие бывают способы мыслительной деятельности человека.
Характерные черты
Необходимо сказать, что наше восприятие мира и его явлений определяется через тот объем знаний, который мы уже имеем. Процесс сравнения между собой различных предметов и явлений – это, можно сказать, именно то, что называют мышлением.
Цели мыслительного процесса – проанализировать и определить связи и свойства новых предметов и явлений, найти решения задач и сформировать новые мысли. Таким образом, познания и умозаключения – то, что дает человеку мышление.
Если взять природу мышления, то оно определяется причинно-следственными связями. Также оно связано с нашей памятью. Ведь благодаря ей мы можем анализировать объемы информации и создавать что-то новое в результате мыслительной деятельности. Именно причинно-следственный тип мышления – это основная способность людей, которая позволяет изучать новое. Однако следует также отметить, что зачастую мы мыслим шаблонами. Но для эффективного изучения окружающей действительности существуют и другие типы мышления.
Работа мышления
Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:
Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.
Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.
Мышление имеет несколько стадий развития:
Скорость мышления
Следует сказать, что мы воспринимаем окружающий мир посредством двух типов мышления – быстрого и медленного. Быстрое эвристическое мышление – это неосознанное принятие решений. Оно происходит благодаря жизненному опыту и инстинктам. Работа быстрого мышления происходит в автоматическом режиме. Однако такое мышление не всегда бывает верным. Ведь в процесс принятия решений здесь вмешиваются эмоции, стереотипы и предвзятость.
Также все люди имеют медленное или рациональное мышление. Оно считается ленивым и нуждается в специальном фокусировании и усилиях. При этом информация анализируется. Любую ситуацию можно оценивать как быстрым, так и медленным мышлением, все зависит от рациональности.
Логика и анализ
Следует сказать, что благодаря базовой функции логики мы можем собирать наблюдения в определенную картину мира. Среди базовых функций логики можно выделить следующие:
Очень важным навыком человека является аналитическое мышление. Любое мышление может быть как критичным, так и нет. При некритичности мышления человек не анализирует достоверность информационных источников. Этот навык следует развивать, чтобы не оказаться под влиянием недостоверной информации, которой в настоящее время хватает с избытком. Навык критичности мышления позволяет:
Чтобы быть критичным, нужно обладать следующими навыками:
Необходимо сказать, что у любого критического мышления есть примерно десять правил, которых следует придерживаться: обдумывать информацию, беречь умственные силы, уметь выжидать, понимать свои ограничения, помнить о невосполнимых затратах, оценивать стратегию, помнить о правиле среднего, искать опровержение информации и знать свои ценности. Навык критического мышления позволяет ярко выражать свои мысли и не становиться жертвой клипового мышления.
Научное мышление
Рассуждая о том, какое бывает мышление у человека, следует выделить научное мышление, как один из способов изучения окружающего мира. В таком мышлении есть четкий и жесткий алгоритм нахождения и проверки информации. Для такого мышления определяющим фактором является минимизация личного интереса и применение различных форм анализа.
Творческое мышление
Оно создает новые идеи и открытия. При этом мозг активирует оба полушария, в отличие от обычной мозговой деятельности. Есть мнение, что новые идеи – это творческое смешение старого и нового. Такое концептуальное мышление применяли многие великие люди прошлого, например, Ньютон, Моцарт, Пикассо. Все они зачастую выходили за привычные рамки и нарушали общие правила.
Системное мышление
Системное мышление позволяет почувствовать взаимосвязи между предметами и явлениями, а также определять корреляцию событий. Такое мышление обычно используют для решения проблем. При этом понимается причина возникновения проблемы. Подход системного мышления заключается в нелинейности. Оно позволяет увидеть самые мелкие взаимосвязи, поэтому считается надежным.
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.
Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.
Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.
Основные виды мышления человека, их характеристики и особенности
Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости блога!
Одним из самых базовых отличий человека от других живых существ является мышление. Благодаря ему мы можем не только получать информацию из внешнего мира, но и представлять предметы, предвидеть изменение вещей во времени, рождать идеи, решать задачи и многое другое. Сегодня мы разберем виды мышления человека, поговорим о его свойствах и формах.
Пара слов о понятии
Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
У термина есть масса определений попроще.
Мышление – это познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль в виде идеи, смысла или понятия.
В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.
Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.
Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.
Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.
Свойства
Человек воспринимает окружающую действительность исходя из своего мышления. А оно у каждого свое. Именно поэтому на одинаковые вещи мы все смотрим по-разному. Но всех людей объединяют определенные свойства мышления. В психологии их выделяют несколько:
Формы
У мышления есть три основные формы:
Компоненты
В зависимости от конкретной задачи, которую нужно решить, а также характера информации, которую предстоит обработать, мы используем разные мыслительные операции. Их называют компонентами мышления.
Выделяют несколько компонентов:
Основные типы и их характеристика
Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь я расскажу о самых популярных видах мышления.
По содержанию
Выделяют следующие виды:
По характеру решаемых задач
По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:
По степени развернутости
Выделяют такие типы:
По степени новизны и оригинальности
По этому критерию выделяют:
По функциям
На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:
По степени рефлексии
Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.
Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:
По произвольности
Выделяют такие типы:
Другие типы
Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, я приведу здесь лишь некоторые из них.
Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:
Если вам интересно, здесь можно посмотреть техники мышления.
Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей
На образ познания и восприятия мира могут также оказывать влияние личностные особенности каждого человека. Рассмотрим еще некоторые типы мышления.
Мужское и женское
Как известно, полушария головного мозга отвечают за разные способности человека. Левое дает нам логику и способность анализировать, а правое активизирует интуицию и ассоциативное мышление.
Мыслительные процессы у мужчин более изолированы, чем у женщин, т. е. работают отдельно. А у женщин логика и интуиция всегда взаимосвязаны. Отсюда и распространенное представление о различиях мужской и женской логики.
Женщины думают и чувствуют одновременно. Их мышлению характерна многозадачность и универсальность. Однако это часто приводит к тому, что женщинам бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном длительное время.
Мужчинам проще сохранять холодный расчет и беспристрастность в решении задач. Их мышление выполняет работу постепенно, концентрируясь на каждой детали по отдельности.
Из достоинств женского мышления можно выделить:
Плюсы мужского мышления:
Позитивное и негативное
Люди, склонные мыслить позитивно, во всех ситуациях видят возможности независимо от наличия и масштабов препятствий. Природный оптимизм помогает им настроиться на успех даже после череды неудач.
Негативизм свойственен пессимистам. В каждой мелкой неудаче они склонны видеть злой рок, преследующий их. Любят вызывать у окружающих жалость и сочувствие.
Рациональное и иррациональное
Первый тип основывается на фактах, доказуемых знаниях и уже полученных умениях. Рационал конструктивно подходит к решению задач и не считает нужным подчиняться чувствам и эмоциям.
Иррациональное мышление – это полная противоположность предыдущему типу. Представляет собой бессвязный ход мыслей, основанный на вере, чувствах и интуиции. Часто возникает из-за желания верить в свои фантазии. Иррациональность – это не всегда плохо, поскольку есть вещи, неподвластные общепринятым законам.
Заключение
Мы с вами рассмотрели разные виды мышления и кратко разобрали их характеристики. Тот или иной тип зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врожденных качеств, так и из тех, что формируются в ходе получения жизненного опыта.
Некоторые типы можно корректировать и развивать. Например, можно пессимистичный стиль изменить на позитивный, с помощью упражнений сделать более выраженным креативное мышление.
Напоследок предлагаю посмотреть видео от профессора факультета социальных наук Марии Фаликман.
Мышление как познавательный процесс
Екатерина Скороходова
Мышление как познавательный процесс
Отличительная особенность мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности [31].
Рассмотрим трактовки понятия «мышление» в различных источниках.
В «Большом психологическом словаре»дается такое определение: «Мышление – высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов» [14, с. 261].
В учебнике по общей психологии А. Г. Маклакова (2001) определяется, что «Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности» [20, с. 298].
В «Новой философской энциклопедии» под мышлением понимается процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений [18, с. 156]
В словаре-справочнике по психомоторике Дудьева В. П. констатируется, что мышление – процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности [11, с. 76].
Необходимо отметить, что до настоящего времени в силу сложности самого процесса мышления, в науке продолжаются споры по поводу определения этого понятия.
Рассмотрим признаки мышления как особого психического процесса:
2. Опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек может выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить [24, с. 307].
Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является орудием мышления. Так, например, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух [10, с. 77]. Тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму, Л. С. Выготский выразил в формуле «мысль совершается в слове» [6, с. 195]. Поэтому речь, действительно, является не только средством общения, но и орудием мышления.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Дадим им характеристику.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств [2, с. 201]. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [24, с. 204]. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может [24, с. 205]. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами [24, с. 207]. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [40, с. 149].
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышленияможно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение вскрывает тождество и различие вещей [30, с. 119]. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением [7, с. 14]. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей [7, с. 167]. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений [7, с. 145]. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выделяющая наиболее общие их признаки [14, с. 217]. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот [24, с. 249]. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.
Таким образом, в данном параграфе мы дали общую характеристику мышлению как процессу. Следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.
1.2 Связь мышления с другими психическими процессами
Мышление – это высший познавательный психический процесс, он опирается на все остальные процессы, которые находятся ниже уровнем и обеспечивают мышление – восприятие, представление, память, речь, воображение. Рассмотрим связи между этими психическими процессами.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Любое, даже наиболее развитое мышление, сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с такими его формами как ощущение, восприятие и представление.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [24, с. 116].
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним) [24, с. 162].
Весь свой материал для осмысления сознание получает из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) его отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества [24, с. 162].
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, его свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.
Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса знаний. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [24, с. 201]. Благодаря памяти, у человека формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Многие мыслительные операции осуществляются с опорой на память.
С мышлением также связано воображение. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий [20, с. 389]. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Всякое планирование требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то мере представлять с помощью воображения, или предвосхищения будущего, то, что планируется, намечается осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней есть достаточный полет воображения, регулируемый мыслью.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого то или иное его свойство и зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль [30, с. 161].
В слове, в формировании мысли заключены важнейшие и необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с восприятием, ощущениями, через которые оно получает первичную информацию об окружающем мире, затем эта информация, благодаря представлению, фиксируется в памяти и на этом основании уже могут осуществляться мыслительные операции. Благодаря памяти, в сознании сохраняются огромные пласты информации, позволяющие осуществлять сложную мыслительную деятельность на рациональном уровне. Полученные результаты облекаются в словесную форму и служат базой для накопления знаний о реальном мире.
Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.
Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.
Эссе «Творческое мышление по Эйнштейну» «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме» (А. Эйнштейн).
Сценарий мероприятия для педагогов и воспитателей «Позитивное мышление как основа эффективной деятельности» Порядок проведения зональной методической площадки «Позитивное мышление, как основа эффективной деятельности» Цель: формирование у участников.
Конспект урока «Мышление и логика» Организационная информация Тема урока «Мышление и логика» Предмет Интегрированный урок информатики и психологии Класс 10 Автор/ы урока (ФИО,.
Нравственное воспитание дошкольников как целостный процесс педагогической морали Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние.
План по самообразованию «Музыкальная деятельность как активный процесс познания и творческого развития дошкольников» План по самообразованию на период с 2017 по 2022 г. г. музыкального руководителя Рафиковой Лилии Альфредовны первой квалификационной категории.
Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников Аннотация:Целью социально-познавательного проекта является формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей,.
Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право.
Воспитание как процесс. Воспитание в условиях детского сада Содержание. Введение….3 Глава 1: «Теоретические основы воспитания»…. 4 1.1. Становление понятия «воспитание».