В чем заключается национальные интересы россии в экологической сфере
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности состоят в сохранении и восстановлении природных экосистем, в сохранении биологического разнообразия в условиях меняющегося климата, в рациональном использовании и охране природных ресурсов. При этом должны быть установлены такие правила природопользования, при которых природные ресурсы в необходимых объемах будут доступны не только ныне живущему, но и будущим поколениям.
Национальные интересы Российской Федерации, естественные экосистемы и природные ресурсы которой являются составной частью биосферы Земли и в той или иной мере ощущают последствия всех видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности иностранных государств, в международном аспекте заключаются:
— в сохранении и рациональном использовании общемировых и разделяемых (совместно используемых) природных ресурсов, прежде всего морских биологических ресурсов; в охране атмосферного воздуха;
— в создании и реализации механизмов предотвращения и компенсации вреда окружающей среде, наносимого национальным естественным экосистемам или природным ресурсам иностранными государствами;
— в обеспечении межгосударственного экологического паритета;
— в развитии международного сотрудничества для решения глобальных (общепланетарных) и региональных экологических проблем.
Национальные интересы России в сфере экологической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и государства в целом заключаются:
— в совершенствовании организационных, административных, правовых, экономических, социальных механизмов осуществления государственной политики обеспечения экологической безопасности;
— в совершенствовании механизмов юридической ответственности за экологические правонарушения и преступления, в разработке системы социально-правовых профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению;
— в предотвращении загрязнения окружающей среды за счет внедрения экологически безопасных технологий, как для производства продукции во всех отраслях экономики, так и для ликвидации последствий экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности;
— в ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, в реабилитации территорий, пострадавших от аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в увеличении экологической емкости территорий различного назначения и использования;
— в сохранении и приращении природно-ресурсного потенциала страны, в обеспечении благоприятной среды обитания для населения, растительных и животных сообществ как основы устойчивого развития регионов и страны в целом;
— в развитии и совершенствовании систем получения, обработки и предоставления достоверной экологической информации, обеспечивающей принятие эффективных и экологически ориентированных управленческих решений на всех уровнях исполнительной власти и производственной сфере, а также способствующих активизации институтов гражданского общества в сфере решения проблем обеспечения экологической безопасности.
Интересы России в сфере экологии
Международное сотрудничество и национальные
Неправительственные международные организации
В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявивших интерес к экологическим проблемам.
Международный союз по охране природы МСОП (от англ. ICN International Onion for the Conservation of Nature) – создан в 1948 году в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами флоры и фауны (CITES). МСОП – инициатор ведения Красных книг.
Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF – Word Wide Fund for Nature), самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 году, объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятием.
Международная юридическая организация (МЮО), создана в 1968 году и уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.
Римский клуб (РК) – международная организация, которая внесла значительный вклад в изучении перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы.
Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 года. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения.
Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.
Гринпис (Greenpeace – «Зеленый мир») – независимая общественная организация, созданная в 1971 году в Канаде. Основная цель – предотвращение деградации окружающей среды.
Большинство международных организаций занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.
Россия как субъект международного экологического права. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов протекает в следующих направлениях:
1. выдвижение государственных инициатив;
2. работа в международных организациях;
3. подготовка международных конвенций и соглашений и их последующее выполнение;
4. двухстороннее сотрудничество.
Россия активно сотрудничает с ЮНЕП в выработке стратегии защиты природы от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием.
Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений.
Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния. Реализация данного документа направлена на выработку стратегии – участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением призвана регламентировать экспорт, импорт и транзит опасных отходов на территории России. К настоящему времени принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества (прил. 1).
Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение производства озоноразрушающих веществ. Предполагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направленной на перевод последних на производство озонобезопасных веществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол к Конвенции. В рамках данной Конвенции предусмотрено: ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата.
Признавая огромную положительную роль международного экологического сотрудничества в решении проблемы сохранения человеческой цивилизации на переломном этапе ее развития, следует четко определить и национальные цели России в сфере экологии:
1. Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создания необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих ступенях. Эта цель должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
2. Обеспечение экологического суверенитета России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделение справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
3. Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.
Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии.
Россия как субъект международного экологического права.Как правоприемник Советского Союза, Россия приняла к исполнению около 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР, направленных на предотвращение экологической катастрофы, сохранение биосферы и обеспечение экологически устойчивого развития человечества.
Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использование природных ресурсов протекает в следующих направлениях: 1) выдвижение государственных инициатив; 2) работа в международных организациях; 3) подготовка международных конвенций и соглашений и их последующее выполнение; 4) двустороннее сотрудничество.
Россия активно сотрудничает с ЮНЕП (Программой ООН по окружающей среде) в выработке стратегии защиты природы от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием. Кстати говоря, ЮНЕП осуществляет ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в рамках ООН.
Россия – активный член Всемирного союза охраны природы, который является лидером в разработке проблем биоразнообразия – главного условия устойчивости биосферы.
Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений. Коротко остановимся на них.
Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния.Реализация указанного документа направлена на выработку странами – участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.
Венская Конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение производства озоноразрушающих веществ. Предлагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направленной на перевод последних на производство озонобезопасных веществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.
Стокгольмская конвенция по стойким органическим загрязнителям (СОЗ) биосферы.Согласно Протоколу некоторые искусственно синтезируемые органические вещества, в частности, полихлорированные бифенилы, попадая в окружающую среду, оказывают крайне негативное воздействие на здоровье людей. Будучи химически и биохимически весьма устойчивыми, они не разрушаются в объектах окружающей среды и передаются через трофические цепи людям, подавляя у них иммунитет, провоцируя появления злокачественных образований. Мутагенное действие сказывается и на здоровье последующих поколений.
В соответствии с Конвенцией (она вступила в силу в мае 2004 года) отныне запрещается производство СОЗ. Ранее произведенные СОЗ подлежат обезвреживанию. Наиболее эффективным методом обезвреживания является высокотемпературное сжигание (температура не ниже 1250°С) с соблюдением специальной технологии. В противном случае в продуктах сгорания синтезируются высокотоксичные компоненты, еще более опасные, чем исходные СОЗ.
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол к Конвенции.В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата.
Модернизации экономики России может способствовать использование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механизмов – торговли квотами на выбросы парниковых газов с переуступкой квот другим странам.
Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми соседями, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем, Индией и другими странами.
Задание 1.Рассмотрите формы международного сотрудничества в области охраны природы и изучите содержание концепции устойчивого развития человечества в целях его сохранения.
Задание 2.Ознакомьтесь с основными положениями неправительственных экологических организаций.
Задание 3. Укажите объекты международного сотрудничества, разделите их на категории.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о прогнозах Римского клуба.
2. Чем обусловлена неизбежность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?
3. Назовите международные экологические неправительственные организации.
4. Приведите позитивные примеры деятельности международных экологических неправительственных организаций.
5. Сформулируйте основные идеи Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де Жанейро-92).
13. Генофонд планеты и его охрана
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
Н.Н.КЛЮЕВ
В настоящее время достижение общественной безопасности во всех ее аспектах становится центральной задачей социального развития.
При разработке теоретических основ национальной безопасности ключевое значение приобретает категория «национальные интересы», которые, как известно, являются фундаментальными, вечными — в отличие от временных, преходящих «друзей» и «врагов» государства. Актуальная для современной России политическая задача — поставить власть на службу национальным интересам — оказывается некорректной до тех пор, пока не выявлены эти интересы, не установлена защищаемая сфера интересов России, не охарактеризованы угрозы этим интересам, не разработаны контрмеры.
СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ* И ИХ РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
В политической науке до сих пор не разработана категория «национальные интересы». Некоторые политологи отрицают объективность национальных интересов, другие считают их малопродуктивной категорией, третьи полагают, что национальные интересы — отражение лишь определенной, достаточно высокой стадии развития национального самосознания. Однако большинство специалистов в области политических наук все же признают плодотворность данной категории для исследования международных отношений, и в особенности проблем национальной безопасности.
На наш взгляд, под национальными интересами следует понимать потребность страны занимать то место в мире, в мировом сообществе, которое позволяет наиболее полно реализовать имеющиеся национальные ресурсы и которое в максимальной степени соответствует ее культурно-историческим и духовным традициям.
Вряд ли национальные интересы ограничиваются потребностью нации «в выживании, самосохранении, обеспечении своей безопасности». Сама постановка столь примитивной цели — выжить (а потом прозябать?) — ведет не к сохранению, а к разрушению нации. Не выживание, а динамичное развитие национальной общности обеспечивает ее безопасность.
Представляется, что национальные интересы всегда существуют в общественном сознании, но остаются мечтой до тех пор, пока социально-экономические, исторические и политические условия не сформируют национально ориентированную элиту, которая будет их отстаивать. То есть актуальная задача — поставить власть на службу национальным интересам — хорошо знакома россиянам.
Другой момент — это место (роль, функция) нации в мировом сообществе. Поскольку хороших мест мало, неизбежны состязательность наций, противоречия между ними, несовпадение национальных интересов. В связи с этим возникает вопрос об угрозах национальным интересам. Подчеркнем, что национальные интересы очень трудно определить и измерить загодя. Известно, что пропорции всегда труднее определяются, чем диспропорции. Но в конечном счете становится очевидным, какая политика была разумной, а какая — негодной. Если та или иная политика привела к тому, что у государства прочные позиции на международной арене, граждане тоже не жалуются на жизнь — значит, политика отвечала национальным интересам. Усилия исследователей и нужно направить на то, чтобы научиться определять эти интересы посредством прогнозов, историко-географических аналогий и других аналитических средств.
Исторически человечество оказалось разделенным на определенные территориальные общности — страны. Специфические особенности страны определяют и специфику интересов ее населения, то есть национальные интересы, которые в совокупности делают лик государства узнаваемым. Поэтому категория «национальные интересы» — при всей своей междисциплинарности — имеет очень важную географическую составляющую и может быть даже ключевой.
Внимательный взгляд на современную историю говорит о том, что успеха добиваются те нации, которые терпеливо приспосабливают мировые прогрессивные тенденции к местным условиям — природным, хозяйственным, социо-культурным. У России действительно свой особый путь развития, обусловленный ее историей и географией. Он особый не потому, что Россия большая, евразийская или великая: то же относится и к другим государствам — вне зависимости от их величины, геополитического положения или величия.
Конечно, в эпоху глобализации, господства транснациональных корпораций, интернационализации хозяйства Вестфальская система наций-государств дала трещину, но это не означает исчезновения национальных интересов. Глобализация представляет собой сложный и противоречивый процесс, она ведет не к унификации мира, а к его новой структурной дифференциации, в частности эколого-географической дифференциации. Плюсы и минусы глобализации, ее свет и тени очень неравномерно распределяются по поверхности Земли.
В настоящее время на одном полюсе глобальной структуры — преуспевающий Запад с его эффективной и пocтeпeннo «экoлoгизиpyeмой» экoномикoй, а на другом — все более отстающая периферия, характеризующаяся деиндустриализацией и деградацией. Странам-аутсайдерам, а также странам, находящимся между названными экономическими полюсами, чрезвычайно трудно подняться на вершину мировой экономики, места на которой ревниво охраняются. Сформировавшийся общепланетарный рыночный механизм не стимулирует, а уничтожает хозяйство отсталых государств. Дело в том, что целью конкуренции является победа над конкурентом, а вовсе не поддержание конкурентной среды. Именно поэтому экономический авангард планеты не сентиментален с потенциальными конкурентами. Надо особо подчеркнуть, что это — экономически адекватная реакция, нельзя ни упрекать, ни хвалить за нее — другой быть не может. Неравенство стартовых условий в глобальной гонке неминуемо втягивает страны с переходной экономикой в мир непреуспевающего не-Запада. Поэтому единственный шанс на выживание, возрождение и модернизацию для стран, не определившихся пока между двумя полюсами, — защита своих национальных интересов в глобализирующемся мире.
С определением российских интересов ситуация сложная. Отчасти объективно — страна новая, в современных границах никогда не существовавшая, ее государственность только формируется. Но есть и субъективные факторы. В СССР существовала система государственной (а не национальной) безопасности, уже по определению нацеленная прежде всего на охрану строя, власти. В новой России ныне доминируют интересы определенных социальных слоев, противоречащие интересам большинства нации. Именно этим объясняется отсутствие у властных структур представлений об интересах нации — они отстаивают другие интересы, которые трудно определить как национальные.
Если раньше над интересами граждан страны доминировали интересы коммунистического движения, то ныне превалируют интересы общечеловеческих ценностей. Прежде и теперь плоды такой политики пожинаются другими народами, интересы же россиян отодвигаются на второй план.
Между тем поведение остальных членов мирового сообщества в постсоветском мире вовсе не изменилось. Отличительной чертой современной политической обстановки является отнюдь не партнерство, а соперничество, острая состязательность. Глобальные угрозы человечеством пока еще не осознаны, в единое человечество никто сливаться не собирается.
Руководствоваться в этих условиях идеями всеобщего братства — значит ущемлять интересы своей нации, чем незамедлительно воспользуются (и пользуются) прагматичные страны Запада, а также Востока и Юга, исповедующие принципы рыночной политики, жесткого торга за национальные интересы. Россия должна вносить свой вклад в формирование более справедливых международных отношений, но нельзя переходить на них в одностороннем порядке. Поэтому из всех зарубежных рецептов реформирования России принцип разумного национального эгоизма — самый полезный для нее.
Формирование национальных интересов непосредственно связано с выявлением места и роли страны в мировом сообществе, ее облика на мировых физико-географических, социально-экономических, политических, экологических картах. Это очень важная географическая задача.
ГЛОБАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Следует различать внутренние и внешние угрозы экологическим интересам нации. Первые представляют собой экологические опасности на территории (акватории) изучаемой страны, вторые локализуются за рубежом. Таким образом, на эколого-политической карте мира наряду с государственными границами, экономическими зонами в морях, ресурсно-сырьевыми зонами («Ближний Восток — зона жизненно важных интересов США») целесообразно выделять зоны национальных экологических интересов, которые помимо собственной территории (и акватории) включают части зарубежных территорий и акваторий, где хозяйственная деятельность существенно сказывается или может сказаться на состоянии природной среды в изучаемой стране и, следовательно, влечет за собой социально-экономический ущерб, чреватый международными конфликтами.
Строго говоря, вся Земля — это зона экологических интересов любой страны. В «зонах национальных интересов» концентрируются наиболее существенные угрозы конкретной стране. Генезис этих угроз, в отличие от глобальных, легко идентифицируется.
Конечно, разделение угроз на «внутренние» и «внешние» условно. На первый взгляд кажется, что внутренние угрозы экологической безопасности — следствие функционирования и развития национальной экономики, а внешние угрозы — результат влияния мирового хозяйства. Но это не совсем так. Негативные экологические последствия функционирования национального хозяйства (вроде бы внутренний фактор экологической безопасности) в решающей степени определяются местом страны в международном разделении труда, характером экономических связей, то есть специализацией на ресурсоемких или, наоборот, ресурсосберегающих, малоотходных отраслях хозяйства, импортом или, наоборот, экспортом отходов и т. д.
Отсюда формируется и облик страны на экологической карте — высокоотходная тяжелая индустрия, природоразрушающие добывающие отрасли или высокотехнологичные производства, рекреация, охраняемые территории. Получается, что и внутренние угрозы безопасности — результат воздействия мирового хозяйства. Но это не чисто внешнее влияние, этот подвид «внешних угроз» — плоть от плоти национальной экономики.
Исходя из локализации угроз вне или внутри государства, различаются и пути их упреждения, ослабления, нейтрализации. Достижение экологической безопасности не сводится лишь к устранению внутренних угроз**, а связывается с идеей прогрессивного, экологически обоснованного регионального развития. Основой экологической безопасности стран и регионов выступают такая их специализация и такие траектории их развития, которые в максимальной степени соответствуют их природно-хозяйственным, экологическим условиям. Отрасли специализации и комплексирующие с ними отрасли хозяйства определяют в основном масштабы и характер антропогенного воздействия на среду, а следовательно, и состояние окружающей среды. С другой стороны, территориальное разделение труда, перераспределяя в пространстве нагрузки на среду, выступает как мощное средство ее охраны или как причина деградации.
Экологические угрозы (источники экологической опасности), локализующиеся за рубежом, не поддаются непосредственному управлению. Их нельзя нейтрализовать адекватными контрмерами. Если военные угрозы балансируются развитием собственного военного потенциала, то в экологической сфере это неприемлемо. Можно, конечно, разместить вблизи границ экологически вредные объекты, но негативные последствия этого решения скажутся прежде всего на собственном населении. Воздействовать на внешние угрозы экологического характера можно путем участия в мониторинге зон своих национальных интересов за рубежом, в их санации, реструктуризации их хозяйства и т. п. Для этого, естественно, необходимы экономические и политические рычаги влияния на соседей.
Экологические интересы, как, впрочем, и другие составляющие интегрального национального интереса, тесно взаимосвязаны с социальными, экономическими, политическими интересами. В действительности нет чисто экологических интересов. На этапе формирования доктрины национальной безопасности все виды интересов должны взаимоувязываться, выстраиваться по степени важности для страны на том или ином историческом этапе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическая и другие глобальные проблемы отражают кризис современного общества. Остро необходима новая парадигма бытия. В новом, экологически более безопасном мире нации должны отказаться от части суверенитета с целью решения задач по сохранению биосферы, соблюдения принципов рационального природопользования всеми странами с учетом экологической, экономической и социальной справедливости.
Однако в современном мире объективная противоречивость глобальных и национальных экологических интересов диктует соответствующую политику. Необходимые усилия по установлению нового, более справедливого международного экологического порядка нужно сочетать с отстаиванием своих национальных экологических интересов.
* Под национальными интересами понимаются интересы всего населения страны, то есть термин «нация» здесь употребляется в государственно-политическом, не этническом значении.
** Практически чрезвычайно сложно, а часто и невозможно закрыть, переместить, перепрофилировать даже крупное опасное предприятие, а тем более экологически опасный регион.