В чем заключается национальные интересы россии в пограничной сфере
Национальные интересы России в пограничной сфере
«Национальные интересы России в пограничной сфере»
I. Незаконная миграция в России: сущность и современное состояние
1.1 Незаконная миграция: причины и сущность явления
1.2 Современная ситуация с незаконной миграцией в России
II. Национальные интересы России в пограничной сфере
2.1 Специфика пограничных регионов
2.2 Основные национальные интересы России в пограничной сфере
III. Пресечение незаконной миграции, как средство обеспечения национальных интересов России в пограничной сфере
3.1 Основные меры борьбы с незаконной миграцией в России
3.2 Специфика борьбы с незаконной миграцией в пограничных регионах России
Список использованной литературы
Настоящая курсовая работа посвящена изучению современного состояния проблем, связанных с пресечением незаконной миграцией в России в частности и с национальными интересами Российской Федерации в пограничной сфере.
Остановимся на актуальности темы исследования. Она связана с совокупностью целого ряда факторов, которые отражают основные тенденции национальных интересов РФ в пограничной сфере. Рассмотрим их подробнее.
Актуальность темы связана, во-первых, с столкновением экономических, политических и военных интересов ряда государств в пограничных регионах Российской Федерации.
Во-вторых, взаимосвязью региональной безопасности пограничных регионов РФ с проблемами незаконной миграции.
В-третьих, формированием в пограничных регионах, угроз безопасности России, а именно – активной незаконной миграции, которая ведет в ряде случаев к обострению криминогенной ситуации и социально-экономических проблем.
В-четвертых, наличием в пограничных регионах проблем внутреннего характера, которые пока находятся в процессе разрешения.
Степень изученности проблематики. Актуальность и значимость вопросов, касающихся пресечения незаконной миграции и национальных интересов России в пограничной сфере подтверждается целым рядом исследований, которые появляются по данной проблематике, в последние годы. Все источники по изучаемой проблематике, целесообразно свести в четыре группы:
К первой группе относятся нормативные акты Российской Федерации, которые регламентируют миграционную политику страны.
Вторую группу, составляют исследования миграции как значимого демографического и социально-экономического фактора в жизни страны. Отметим здесь исследования С. Ягодина, Л. Ануфриевой и Л. Андриченко.
К третьей группе, следует отнести исследования связанные с непосредственным изучением проблематики незаконной миграции в современной России. Отметим здесь работы М. Андриановой, Ю. Звягина, С. Соболевой.
Цель и задачи работы.
Основная цель настоящей работы – изучить пресечение незаконной миграции, как средство обеспечения национальных интересов России в пограничной сфере.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе, решаются следующие исследовательские задачи:
— изучить основные причины и сущность такого явления, как незаконная миграция;
— проанализировать современную ситуацию с незаконной миграцией в России;
— понять специфику пограничных регионов Российской федерации;
— определить основные национальные интересы России в пограничной сфере;
— описать и дать оценку основным мерам борьбы с незаконной миграцией в России;
— определить и проанализировать специфику борьбы с незаконной миграцией в пограничных регионах России.
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения современной политической науки, геополитической теории и теории национальной безопасности. При раскрытии предмета исследования использовались такие общенаучные методы, как системный подход и анализ. Структурно-функциональный метод, методы классификации и систематизации, интуитивно-логический методы анализа и прогнозирования.
Нормативно-правовую основу исследования составили законодательные акты Российской Федерации в области обороны, внешней политики, национальной безопасности, среди которых: Концепция национально безопасности РФ, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие политику РФ по обеспечению безопасности в приграничных регионах и регламентирующие российскую миграционную политику.
Методами исследования послужили сравнительно-исторический, проблемно-хронологический методы.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы.
I. Незаконная миграция в России: сущность и современное состояние
1.1 Незаконная миграция: причины и сущность явления
Изучим основные причины и сущность явления незаконной миграции. Согласно одному из определений – незаконная (или нелегальная) миграция – это миграция (перемещение людей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимый срок), которая ведется с нарушением основных положений миграционного законодательства страны [5; 478].
Незаконные мигранты, прибывающие в какую-либо страну, как правило, руководствуются социально-экономическими мотивами, то есть прибывают из более бедных стран или регионов, стремясь улучшить свои жизненные условия. Нелегальная миграция, как правило, обуславливается такими факторами, как экономическое отставание стран «поставщиков» нелегальных иммигрантов от стран «потребителей» и потребностью работодателей стран – «потребителей в дешёвой рабочей силе [5; 479].
Также следует отметить, беженцев, которые, с позиций международного права, незаконными мигрантами не являются, однако сообщества этих людей также подвержены основным тенденциям, о которых мы поговорим ниже.
Незаконная миграция, как правило, рассматривается как негативный фактор для социально-экономического развития страны. Это связано, в первую очередь, с последствиями незаконной миграции, которые обычно выражаются в следующем [6; 66-67]:
— рост преступности, так как с нелегальными иммигрантами зачастую в страну проникают этнические организованные преступные группировки. Здесь следует, также отметить, что нелегальная миграция, в силу своей природы, вступает в тесные связи с незаконным предпринимательством и организованной преступностью, становясь одним из наиболее прибыльных направлений нелегального бизнеса (по своей доходности противозаконная транспортировка мигрантов сопоставима с наркоторговлей);
— экономическое бремя для налогоплательщиков, так как иммигрантам приходится пользоваться медицинскими услугами в общественных мед. учреждениях, их дети посещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов на поддержание правопорядка, и т. п. В это же время нелегальные мигранты и их работодатели не платят налоги;
— перенаселение занимаемых жилых площадей, так как нелегалы стараются сэкономить на аренде. Это в свою очередь ведет к недовольству коренного населения, вынужденного жить в непосредственной близости скопления иммигрантов;
— разрушение семей, так как мигранты-рабочие вынуждены очень долго находиться далеко от своих семей;
— возможность обострения конфликтов, на расовой, религиозной или культурной почве, между коренным населением и незаконными мигрантами. Как правило, это обуславливается тем, что мигранты из определенных стран и территорий, в ряде случаев полностью переносят свои обычаи и привычки в новые условия, образуя замкнутые «кланы», которые противятся возможной ассимиляции с коренным населениям с одной стороны. Также можно отметить факторы религиозного и культурного недопонимания между коренным населением и мигрантами.
Указанные последствия сильно разняться от непосредственной территории незаконной миграции. В то же время, можно утверждать, что совокупность последствий и тенденций незаконной миграции составляет серьезную проблему для любой развитой страны мира (в которые и направлены основные потоки нелегальных мигрантов), в том числе и России. В дальнейшем изложении мы дадим краткий обзор современной ситуации с незаконной миграцией в России.
В чем заключается национальные интересы россии в пограничной сфере
Журнал «Право и безопасность»
Государственный интерес, в узком смысле этого слова, связан с системой публичной власти и функциями ведомственных структур социального управления. Вне интересов власти и ведомств формально, а порой и фактически, оказываются интересы личности и общества.
Жизненно важный интерес самим названием подчеркивает наличие иерархии интересов и принадлежность к высшей их группе.
На Западе под нацией понимают политическое сообщество граждан определенного государства, проживающих на его территории и осознанно причисляющих себя к нему, независимо от их национальности, конфессиональных и других различий (концепция согражданства).
Национальные интересы к тому же являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и государства. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития.
Исходя из сказанного, национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.
В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы, однако не произвольно, а в соответствии с реальной базой реализации национальных интересов государства, прежде всего экономической. Немаловажное значение здесь имеет позиция понимания и признания сферы распространения данных интересов другими странами, в первую очередь теми, на территории которых имеется необходимая для этого почва. Национальные интересы России в этом плане охватывают все постсоветское пространство, имеют определенную базу для реализации в странах Восточной и Центральной Европы, других регионов мира.
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации державно-патриотической политической элиты, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.
Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.
Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства для эффективного реагирования на них.
Национальные интересы России реализуются и в пограничном пространстве. При этом они требуют особого внимания, четкого определения и последовательного проведения, поскольку на Государственной границе чрезвычайно важен баланс интересов сопредельных государств, их взаимодействие, разумный компромисс, а не соперничество, антагонизм, конфликт интересов. Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ. Они требуют создания политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы РФ, своевременного выявления возникающих внешних угроз национальной безопасности, обеспечения установленных законодательством РФ порядка и правил экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве РФ.
Вместе с тем, в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании, в том числе с участием командования войск и органов ФПС России. Назрело предметное раскрытие национальных интересов России на участках границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Кореей, США. Это позволит более последовательно отстаивать позиции России в отношениях с сопредельными странами. Необходимо активизировать теоретические исследования российских интересов в региональном и в страновом измерениях. В списке сопредельных стран особое положение занимает Белоруссия, с учетом образовавшегося Союза России и Белоруссии и совпадения (общности) интересов по многим вопросам пограничной политики.
Наконец, весьма актуальна классификация по степени приоритетности национальных интересов в пограничной сфере. Первостепенное значение здесь, в силу острой потребности в международно-правовом оформлении, имеют территориально-пограничные национальные интересы. Никогда прежде в истории России, да и других государств, на вновь образованную государственную границу не приходилось одновременно свыше 13.5 тыс. км. К настоящему времени международными договорами государственная граница закреплена только с 6 из 16 государств, граничащих с Россией. Не до конца решены территориально-пограничные вопросы с Китаем, Японией, Норвегией и США в силу их затяжного характера.
Приоритетное значение сегодня имеют интересы обеспечения пограничной безопасности РФ. На государственной границе, в пограничном пространстве страны, на внешних границах СНГ сегодня проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз безопасности России. Значение интересов безопасности страны определяется прежде всего тем обстоятельством, что Россия имеет наиболее протяженные границы с самыми нестабильными районами мира, особенно на южном и юго-восточном направлениях. Южные участки наших границ, а также границ ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. И от их укрепления в немалой степени зависит как региональная стабильность, так и стабильность обстановки в самой России.
Национальные интересы России нуждаются в активной и последовательной защите. Руководством страны и ФПС России прилагаются значительные усилия по созданию системы отражения угроз национальным интересам страны в пограничном пространстве. Однако эффективная их защита не может быть реализована усилиями одного лишь пограничного ведомства и требует осуществления комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, природоохранных, социальных и иных мер всего государства, а также общества и отдельных граждан по исключению и возмещению ущерба России.
В пограничном пространстве России концентрируются приоритетные для ее развития национальные интересы, требующие первоочередного внимания со стороны государственного руководства и системы многоплановых и последовательных мер в их отстаивании, реализуемых государством, обществом, гражданами.
4. Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопасности России. М., 1998. С. 111-156.
Родачин Владимир Михайлович. Начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии ФПС России. Работал преподавателем Военно-политической академии им. Ленина, в научно-исследовательском отделе Гуманитарной академии Вооруженных Сил РФ и Военного университета. Председатель докторского диссертационного совета Академии ФПС РФ по философским и политическим наукам, член диссертационного совета академии Генерального штаба ВС РФ по политическим наукам. Доктор философских наук, профессор. Награжден орденом Почета.
Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве | Журнал «Право и безопасность» | http://www.dpr.ru
|