В чем заключается научное исследование в физической культуре и спорте
Особенности научных исследований в спорте
Все мы не раз слышали о различных научных изысканиях по экономике, юриспруденции, техническим областям и пр. Но отмечали ли Вы, как изменилась спортивная среда, условия и требования? Знаете ли, как это все происходит и благодаря кому? Научные исследования в спорте никто не отменял, они также действуют и проводятся с определённой ецлью: создать благоприятные условия для развития нации, спортсменов и пр. Сегодня мы расскажем о специфике организации и проведения подобных мероприятий.
Все мы не раз слышали о различных научных изысканиях по экономике, юриспруденции, техническим областям и пр. Но отмечали ли Вы, как изменилась спортивная среда, условия и требования? Знаете ли, как это все происходит и благодаря кому? Научные исследования в спорте никто не отменял, они также действуют и проводятся с определённой ецлью: создать благоприятные условия для развития нации, спортсменов и пр. Сегодня мы расскажем о специфике организации и проведения подобных мероприятий.
Понятие научных исследований в спортивной среде
Если в общем смысле «научное изыскание» воспринимается, как некое открытие, то в сфере физической культуры и спорта оно обретает более глобальный смысл. Здесь научная деятельность сводится к анализу ситуации и выработке рекомендаций по совершенствованию существующих методик спортивного воспитания, условий тренировок и пр.
Спортивные научные исследования играют немаловажную роль в развитии человека и отрасли. В частности, они позволяют не просто проверить организм на прочность, но и изучить его реальные возможности, раскрыть потенциал, максимально развить определенные навыки: бегать, прыгать, метать и пр.
Специфика проведения научных исследований в спортивной среде
Спорт – это не только постоянные тренировки, развитие мышц, но и воспитание человека, которое кроется за такими качествами, как выносливость, дисциплинированность, точность, ответственность, лидерство, стрессоустойчивость и пр.
Спортивные исследования, как отдельное научное направление, позволяют определить новейшие приемы и способы тренировок, разработать более эффективный комплекс упражнений, развить новое направление и добиться успехов в нем, не отставать от других стран и пр.
Ключевым направлением спортивных научных изысканий являются совершенствование методик подготовки спортсменов и развития учащихся всех ступеней образования с учетом их возможностей, способностей и пр. Здесь важно отметить, что к каждому индивиду должен быть свой подход. Организм человека уникален, ведь каждый из нас имеет свои сильные и слабые стороны, предпочтения, навыки, таланты. Поэтому и ход тренировок приобретает «персональный» характер. Проведение исследования в спортивной среде позволяет конкретизировать наиболее эффективные приемы подготовки спортсменов.
Нередко результаты спортивных достижений и исследований кладут в основу медицинских научных работ, где исследуются возможности человека, работа отельных органов и мышц и пр. Поэтому результаты спортивных взысканий могут быть основой для проектов из иных научных сфер.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности организации спортивных исследований
Ход научной деятельности в спорте имеет как стандартные, так и индивидуальные черты. К числу первых принято относить:
Особенности проведения спортивных изысканий проявляются в характере работы. Теоретические исследования в спорте – редкость. Чаще всего изыскания предполагают совершенствование методических рекомендаций и техник подготовки спортсменов, развития учащихся в ДОУ/МОУ/СУЗах или ВУЗах, основываясь на результатах эксперимента. Исследователь должен проверить текущее положение дел, затем исследовать тенденции после внесения корректив (рекомендаций), подробно описать полученные результаты и их характер, а затем разработать четкие инструкции по их дальнейшему использованию и адаптации.
По сути, ни одно спортивное изыскание немыслимо без проведения эксперимента, апробации результатов.
Этапы выполнения спортивных исследований
Порядок организации и проведен спортивных исследований в научной среде весьма специфичен. Здесь можно выделить следующие стадии: подготовительная, организационная, экспериментальная, бюрократическая (оформительная).
Как выполнить научное исследование в сфере спорта?
Подготовительный этап предполагает выбор или формулировку темы, установку ориентиров (цель, задачи, предмет и объект), выдвижение гипотезы, выбор методов исследования и пр. Здесь важно понять, что будет изучаться, какие материалы потребуются, на чем будет основываться автор и пр. Подбор испытуемых – непростая миссия, учитывающая не только возрастные рамки, но и состояние здоровья, возможности организма и пр.
Организационный этап предполагает выработку четкого плана действий: что изучать, что и как проводить и пр. Здесь происходит подбор информационной базы, ее анализ, определение и обоснование актуальной проблемы, определение способов ее реального исследования и оценки (планирование эксперимента) и пр. На этом этапе следует решить такие задачи, как: определить оптимальное число испытуемых, комплекс заданий и упражнений, критерии оценки получаемых результатов, способ проведения эксперимента (наблюдение, искусственный эксперимент и пр.). Важно оперативно фиксировать результаты. Притом для оценки итогов необходимо располагать критериями оценки: стандарты, правила, последние тенденции и пр.
Экспериментальная часть предполагает реализацию всех запланированных мероприятий и анализ полученных результатов: сравнение текущей ситуации с полученными итогами, сопоставление действующих норм и итогов, предложение мероприятий по повышению эффективности и отдачи спортсменов, методов рационального или эффективного воспитания и пр. На основе полученных результатов автор приступает к формированию рекомендаций: что нужно усовершенствовать, как это можно сделать и пр.
Бюрократический этап предполагает тотальную систематизацию всех данных, полученных итогов в один документ. Важно, чтобы он был четко с структурирован: теоретический обзор темы с акцентом на текущее положение дел в отрасли, оформление эксперимента и рекомендаций. Текст научной работы должен быть читабельным, логичным и последовательным, аргументированным.
Нюансы при организации и проведении спортивных исследований
Для получения достоверного и объективного результата, возможностей по его дальнейшему использованию автору необходимо учитывать массу факторов и организовать достойные условия.
В спортивной среде все индивидуально. Поэтому исполнитель должен тщательно спланировать каждое действие. Особый подход нужен к подбору испытуемых: кто ими может быть (пол, возраст, набор навыков и качеств, состояние здоровья, способности и пр.), какие действия им предстоит выполнять (посильность, интенсивность тренировок и пр.).
Важно, чтобы научная деятельность приносила положительные результаты и не доставляла неудобств, сложностей объектам исследования, спортсменам, учащимся и пр.
Для проведения спортивных изысканий могут потребоваться особые условия: спортивный зал, специальный инвентарь и снаряды, климат и пр.
Информационная база подобных проектов чаще всего включает научные работы предшественников по выбранной теме, статистические данные, теоретические обзоры ситуации, методические рекомендации и пр.
Важно отметить, что в спортивных научных работах используют такие методы исследования, как дедукция и индукция, эксперимент, сравнение и сопоставление, анализ и пр. Автору предстоит не просто грамотно интерпретировать полученные результаты, но и создать «общие рекомендации» по их дальнейшему использованию. Результаты исследований в спорте носят индивидуальный характер. Переложить их на «общий лад» бывает крайне трудно.
Оформление научных изысканий в спортивной среде предполагает выполнение научных статей, монографий и диссертаций с учетом стандартных требований: академическое письмо, уникальность текста, графические материалы и пр. В то же время выполнение исследований в спортивной среде уникально по своей природе. Здесь недостаточно инспектировать проблему теоретически. Важно оценить ее реальное существование и воздействие, определить современные способы ее решения с учетом возможностей человеческого организма. Качественно выполнить экспериментальную часть могут только профессионалы.
Заниматься научной деятельностью могут самые разные люди: от преподавателей физической культуры они чаще совершенствуют методы обучения и развития учащихся) до спортсменов (которые по собственному опыту пытаются развить направление, схемы тренировок и пр.).
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Тема: «Методы научных исследований в Физической культуре и спорте».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Гвардейская школа – гимназия №3»
Симферопольского района Республика Крым
Тема : «Методы научных исследований в Физической культуре и спорте».
учитель физического культуры
Балчугова Наталия Борисовна
2. Виды научных и методических работ. Формы их исследования.
3. Выбор направления и исследования. Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры.
3.1. Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры
3.2 Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.
4. Оценка качества научно-методических работ.
Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях деятельности, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время к научно-методическим исследованием проявляется большой интерес со стороны ученых, тренеров, спортсменов.
Задачи работы: дать общую характеристику подготовки к исследованию; раскрыть особенности проведения исследования. Решение задач обеспечивается чтением научно-методической литературы, проведением практических занятий в форме имитации выполнения научно-исследовательской работы.
Контроль знаний осуществляется по качеству представленного отчета о научно-исследовательской работе.
Методы: анализ научно-методической литературы. Структура: данная курсовая состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка литературных источников.
Для научного познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки. Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход. Задача системного исследования заключается в унификации отдельных отраслей знания путем указания на то, каким образом закономерности, наблюдаемые в пограничных областях, могут быть поняты как частные случаи более общих закономерностей. Системный подход предполагает установление связей между составными частями изучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном счете как системы.
Содержание научной и методической деятельности весьма многообразно, что определяет виды научно-методических работ и формы их представления. В научной работе выделяют фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные научные исследования проводят главным образом научно-исследовательские институты физической культуры и научно-исследовательские лаборатории университетов, академий физической культуры. Методическую работу проводят применительно к определенному виду профессиональной деятельности, например дошкольное, школьное и вузовское физическое воспитание, юношеский спорт, оздоровительные формы физической культуры, профессиональное физкультурное образование. Формы представления результатов научно-методической деятельности достаточно разнообразны, по характеру, содержанию, объему, оформлению и т.д.
3. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Весь процесс подготовки научно-метоических работ условно можно представить в следующем виде: выбор темы исследования; изучение научно-методической литературы; определение объекта и предмета исследования; определение цели и задач; разработка рабочей гипотезы; выбор соответствующих методов исследования; формулировка названия работы; подготовка и проведение исследовательской части работы; математико-статистическая обработка результатов исследований; обобщение и интерпретация полученных данных; формулирование выводов и практических рекомендаций; оформление работы; защита.
Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость). Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно по тому приложению, какое ее разработка может найти в практике физической культуры и спорта.
Признаками актуальности темы могут быть следующие: общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме; наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе.
На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.
В образовательной направленности средств и методов физического воспитания и спорта большой интерес вызывает методика обогащения занимающихся теоретическими знаниями; обогащение их двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным опытом, опытом общения; научение занимающихся познавать самих себя, свои способности, достоинства и недостатки; стимулирование глубоко осознанного и активного отношения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к учебе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеет изучение физической культуры народов России, ближнего и дальнего зарубежья.
При исследовании воспитательных возможностей средств и методов физической культуры и спорта в научной разработке нуждается методика воспитания личности занимающегося: направленности, положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к учебе, труду, чувства собственного достоинства, скромности, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости, привычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигательных действий, приучение к коллективным действиям, взаимовыручке, к ответственности не только за свои действия, но и действия товарищей по команде, группе, к опрятности во внешнем виде, к организованности и дисциплине и т.д.
В научной разработке нуждается методика применения средств физической культуры и спорта в целях активного отдыха, восстановления работоспособности после умственных, физических и эмоциональных напряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортивной и профессиональной деятельности. Слабо исследованы возможности средств и методов физического воспитания и спорта при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчинами и женщинами.
В последние годы большое внимание уделяется комплексности разрабатываемых тематик, коллективности в решении актуальных научных проблем. Такой подход окажется полезным и в подготовке дипломных работ. Определение объекта и предмета исследования. Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры и спорта, является учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный, управленческий процесс, тренировочный процесс.
Основным объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования должен формулироваться не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.
Предметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, среднеспециальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагогических взаимоотношений.
Выдвижение рабочей гипотезы. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, т.е. предположение о возможных путях решения поставленных задач, о возможных результатах изучения педагогического явления, может быть, даже о возможных теоретических объяснениях предполагаемых фактов. Гипотеза может быть индуктивной или дедуктивной.
Индуктивная гипотеза должна исходить из самих фактов и наблюдений, накопленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Что же касается дедуктивной гипотезы, то она в своей основе уже должна иметь определенные теоретические положения и закономерности и ставить своей целью подтверждение их теми или иными новыми фактами и наблюдениями.
Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза должна рассматриваться как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться. Общим для гипотезы является то, что все они строятся и проверяются на основе большого объема фактического материала. Выбор методов исследования. Несмотря на то что область физического воспитания и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др.
Именно задачи и вопросы, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений. Говоря о возможностях применения в области физического воспитания и спорта методов и приемов научного познания из других областей знаний, следует подчеркнуть, что по своему характеру эти исследования определяются не фактом использования тех или иных методов, а задачами учебно-тренировочного процесса. В педагогических исследованиях физиологическая и психологическая деятельность изучается в целях раскрытия закономерного характера учебно-воспитательного процесса, в целях объяснения эффективности педагогических воздействий, в целях придания конкретности и достоверности изучаемым педагогическим явлениям. Поэтому при подобной постановке вопроса в любом педагогическом исследовании, в том числе и в области физического воспитания и спорта, ведущими методами являются методы педагогических исследований, а другие методы рассматриваются в качестве подчиненных в решении педагогических закономерностей.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы: Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов. Педагогическое наблюдение. Беседа, интервью и анкетирование. Контрольные испытания. Хронометрирование. Экспертное оценивание. Педагогический эксперимент. Математико-статистические методы. Применение основных педагогических методов в исследованиях в области физического воспитания и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров, и информационных технологий.
3.1. НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры Принципы методики физического воспитания и спорта как важнейшая предпосылка оздоровительного эффекта физкультурной практики. Современные тенденции совершенствования методики применения физических упражнений и других факторов физической культуры в системе мер профилактического и оздоровительно-восстановительного характера.
Регламентация занятий физическими упражнениями в зависимости от особенностей состояния здоровья занимающихся (в частности, при пограничных состояниях между нормой и патологией и начальных патологических состояниях), нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха (в недельных, месячных и более протяженных циклах), последовательное регулирование ближайших и долговременных эффектов занятий.
Методическая проблематика дозирования воздействий внешне средовых факторов в соответствии с закономерностями закаливания и достижения оздоровительного эффекта. Данный раздел довольно полно очерчивает круг проблем научно-исследовательского и научно-методического характера, которые могут служить ориентиром для будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также для лиц, занятых профессиональной деятельностью в этой области.
Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания. Как было показано ранее, методическая деятельность направлена на реализацию на практике научных знаний, теоретических положений, результатов научных исследований. «Методическая служба» охватывает по существу все проявления физической культуры, спорта, физического воспитания: образовательные учреждения всех типов, физкультурно-спортивные занятия с различными категориями населения, все типы спорта (массовый, детско-юношеский, олимпийский, профессиональный, для инвалидов).
В методической деятельности важное место занимают методические принципы физического воспитания (сознательности и активности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности, постепенности, прочности, индивидуализации) и спорта (единство общей и специальной подготовки, направленность на высшие достижения, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок, волнообразность динамики нагрузок, цикличность тренировочного процесса, взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности).
Наряду с методическими принципами существенную роль играют методы, методические приемы и методика.
Методика тренировки юных спортсменов отличается от методики тренировки квалифицированных спортсменов, различаются методики в массовом и профессиональном спорте и т.д. Отличаются методики занятий в специальных медицинских группах, с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и с инвалидами, с лицами с отклонениями в поведении, в оздоровительных группах взрослого населения, в Вооруженных Силах и т.д. В каждом случае разрабатываются соответствующие инструкции, программы, методические рекомендации или указания, учебные пособия, учебники, которые четко ориентируют обучающих и обучаемых в содержании и характере их деятельности.
Применительно к профессиональному физкультурному образованию это учебники по теории и методике физического воспитания и спорта, спортивно-педагогическим дисциплинам (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, плавание), по педагогическому спортивно-физкультурному совершенствованию и по другим дисциплинам предметной подготовки образовательного стандарта.
Физическое воспитание в системе профессионального высшего и среднего образования. На основе федеральной (рекомендательной) программы ведомства для «своих» вузов разрабатывают рекомендательные программы с учетом профиля подготовки будущих специалистов, на основе этих двух программ каждый вуз разрабатывает программу с учетом своей специфики и условий работы.
Методические работы содержат материал, позволяющий эффективно реализовать программу и решить задачи, стоящие перед физическим воспитанием в вузе, колледже. Представим несколько таких работ. Физическое воспитание взрослых. С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.
Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах. Средства физического воспитания: Ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии. Позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда. Выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями. Физическая подготовка в Вооруженных Силах. Проводится на основе единого «Наставления по физической подготовке» и руководств для каждого вида Вооруженных Сил. Эти вопросы находят отражение в системе непрерывного военно-физкультурного образования.
Основные положения в области физической культуры, спорта и физического воспитания служат руководством для построения системы физической подготовки в Вооруженных Силах с учетом соответствующей специфики. Подготовка юных спортсменов, спортивных резервов, спортсменов высокой квалификации. По этим вопросам разработаны программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), училищ олимпийского резерва (УОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), программы подготовки высококвалифицированных спортсменов; программы для школьных спортивных секций по видам спорта. В соответствии с программами подготовлено много учебных пособий, методических писем и рекомендаций.
Профессиональное высшее и среднее физкультурное образование. В соответствии с требованиями к учебно-методическому обеспечению учебного процесса как условию реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности «Физическая культура», «Физическая культура и спорт» и другим все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методическими материалами, необходимой информационной базой для полноценной подготовки высококвалифицированного специалиста. Это обязывает вуз иметь полный комплект программ по дисциплинам учебного плана, а также учебников, учебных пособий и методических материалов. Для факультетов физической культуры это дисциплины предметной подготовки и дисциплины медико-биологического цикла.
Критерии качества научно-методических работ. Научно-методическая подготовка студентов и осуществляющих ее преподавателей во многом зависит от качества проводимых научных и методических работ. Каждый вид научных и методических работ в зависимости от их предназначения в системе профессионального физкультурного образования отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д.
В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разработаны критерии, по которым производится их оценка. Наиболее полно такие критерии разработаны в отношении научных работ, качества диссертационных работ, научных исследований в области педагогических наук, к которым относится теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на создание теории обучения и воспитания, теории содержания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания.
В равной мере это относится и к научным работам в области физической культуры, спорта, физического воспитания. В педагогике актуальна проблема различения научного и ненаучного знания в силу многообразия проявлений педагогической деятельности. Изучение практики используется в научных исследованиях, что иногда приводит к высказыванию мысли о том, что научное знание можно получить в процессе педагогической деятельности, без специальных средств познания, теоретических обобщений.
В связи с этим принято различать два вида познания: стихийно-эмпирическое и научное, теоретическое. Стихийно-эмпирическое знание первично, существует давно и актуально сейчас. В нем получение знаний не отделено от практической деятельности людей, практических действий с объектом. На основе собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действий с ними. Эмпирическое знание сохраняет свое значение и в современных условиях, оно проверено многовековым опытом.
Оценка качества исследования по критериям теоретической и практической значимости относится, прежде всего, к уже завершенной работе. Среди многих критериев качества научных работ оценка теоретической и практической значимости занимает ведущее место.
В оценке практической значимости исследования авторы выделяют четыре уровня: значимость очень высокая: результаты исследования значимы для всей области дидактики, теории воспитания и других областей; в результатах заинтересованы очень широкие круги потребителей; результаты готовы к употреблению в виде нормативных материалов, программ, учебников, учебных пособий, методических разработок; значимость высокая: результаты значимы для решения обще-методических вопросов в пределах данного курса, области; в результатах заинтересованы широкие круги потребителей; внедрение целесообразно, результаты готовы к внедрению; значимость удовлетворительная: результаты важны для решения частно-методических вопросов отдельных дисциплин, приемов и методов воспитания; в результатах заинтересованы широкие круги потребителей; внедрение целесообразно, результаты в основном готовы к внедрению, разработаны методические рекомендации; значимость низкая: результаты важны для решения частно-методических вопросов, второстепенных для практики; в результатах заинтересован узкий круг лиц, для большинства потребителей они не представляют интереса; внедрение нецелесообразно, результаты не готовы к внедрению.
В вузе одной из обязательных форм обучения является практика. Вся многообразная «оценка обществом» результатов научной и методической деятельности осуществляется по критерию «внедрения в практику», т.е. признанию полезности и значимости в различных сферах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Формы внедрения крупным планом можно представить следующим образом.
Официальные документы: концепции физического воспитания и спортивной подготовки учащейся молодежи; положение о физическом воспитании в школе, различные инструкции; комплексные целевые программы для подготовки кандидатов в сборные команды страны к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы; методические письма и рекомендации для спортсменов высших разрядов, молодежных и юношеских сборных команд по видам спорта.
Акты внедрения: свидетельством эффективности применения результатов исследования в практике физического воспитания и спорта служит «Акт внедрения», который выдается после апробации в соответствующей организации результатов НИР, например, комплексной научной группы (КНГ), автора докторской или кандидатской диссертации. Форма этого документа может быть различной, но обязательно четко обозначается, что внедрялось и какой положительный эффект получен в результате внедрения. Открытия, изобретения, рационализаторские предложения: научные исследования, результатом которых являются открытие, изобретение, рационализаторское предложение, служат признаком высокого качества работы и заслуживают высокой оценки по своей значимости для практики физического воспитания и спорта. Примером могут служить разработки профессора И.П. Ратова «Искусственно управляющая среда», позволяющие спортсменам повышать рекордные результаты.
Выступление: на научных конгрессах, научно-методических конференциях, конференциях тренеров, учителей физической культуры, преподавателей вузов и колледжей, в системе повышения квалификации. Здесь учитывается уровень выступления с докладами, предложениями, разработками и т.п. (международный, национальный, региональный, вузовский).
Результаты участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах, фестивалях и т.п.: учитываются уровень, масштаб этих мероприятий и результат. На таких мероприятиях оцениваются публикации различного характера, например учебники, учебные пособия и другие, изобретения, рационализаторские предложения, доклады и т.д.
Рассмотренные положения в отношении оценки научно-методических работ в области педагогики в полной мере приемлемы для оценки качества работ в области физической культуры, физического воспитания, спорта.
Разработка системы оценки всех видов научных и методических работ позволяет повысить их качество, организацию и контроль на кафедрах, на факультете физической культуры и в вузе, особенно в университете, как учебно-научном образовательном учреждении. Актуальность этого возрастает прежде всего в связи с включением в итоговую государственную аттестацию выпускных квалификационных работ для всех выпускников, что, в свою очередь, требует повышения научно-методической квалификации профессорско-преподавательского состава.
Наука в современных условиях является важным фактором, обуславливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании.
Выяснили критерии качества и способы внедрения в практику, результатов научно-методической работы. Также ознакомились с процессом подготовки научно-методических работ. Выяснили для чего на сегодняшний день необходима научно-методическая деятельность в области физической культуры с спорта.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта. В том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.
В процессе подготовки к исследованию, наиболее важным является: выбор темы, определение задач исследования, разработка гипотезы и составление плана научно-методической работы. Также необходимо внедрить результаты исследования в практику, и применить навыки работы для решения поставленных целей и задач.