В чем заключается нелепость и комичность сцены экзамена устроенного для митрофана
8. В чём заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана? 9. В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и в чем эти произведения можно сопоставить с фонвизинской пьесой? (ЕГЭ по литературе)
8. Сцена «экзамена», устроенного для Митрофана, комична. Комизм заключается в том, что экзамен призван показать знания человека, Митрофан же демонстрирует свое невежество.
Так, его незнание наук, например, истории и географии, ограниченность, отсутствие интереса к учебе, переданы в его репликах: «Да я не возьму в толк, о чем спрашивают. «; «. Какова история.
В иной раз залетишь за тридевять земель, за тридесятое царство»;»Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу. «.
Также комизм проявляется в отношении Простаковой к учебе сына: с одной стороны она хочет показать Митрофана как образованного человека, с другой — мать не видит смысла в науках, которые он изучает, именно поэтому с ее точки зрения географи не нужна, потому что есть извозчики; а чего не знает Митрофанушка, для невежественной помещицы является «вздором».
Таким образом, комизм сцены «экзамена» Митрофана, проявляющийся а несоответствии назначения данного испытания и реального положения вещей, то есть незнания героя, свидетельствует об авторском замысле — высмеять невежество дворян-крепостников.
9. Во многих произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды», например, в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Героя грибоедовской комедии Молчалина сближает с фонвизинским Митрофаном то, что оба они «получили в наследство» от родителей плохое воспитание. Как Митрофан подобно матери вырос грубым, невежественным, жестоким по отношению к другим людям, неблагодарным даже по отношению к своей родительнице: «Да отвяжись, матушка, как навязалась. «, так и Молчалин, подобно своему отцу, давшему ему совет «угождать всем. без изъятья», стал человеком корыстным, нечестным, готовым на все ради собственной выгоды.
С Митрофаном можно сопоставить героя «Мертвых душ» — Чичикова. Несмотря на то, что Митрофан живет в богатой семье, а Чичиков воспитывался в бедности, оба они являются «плодами злонравия». Как Митрофан под влиянием матери и дяди стал безнравственным, способным на предательство родного человека, так и Чичиков, который внял словам отца «беречь и копить копейку», стал преобретателем-аферистом, способным на обман ради достижения своей цели.
Таким образом, во всех трех произведениях авторский замысел сводится к тому, чтобы показать, что недостойное воспитание дает свои «плоды злонравия».
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. В чём заключается комизм экзамена, устроенного для Митрофана? 9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и непросвещенности, и в чём эти произведения можно сопоставить с комедией Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)
Комизм экзамена, устроенного для Митрофана, заключается в том, что Простакова проявляет своё невежество и необразованность, учит этому своего сына Митрофана и не видит в этом ничего плохого.
Во-первых, Простакова рассказывает про своего покойного батюшку. Он не знал грамоту, был необразован. А смысл жизни для него были деньги: «покойник — свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду!» Фонвизин использует художественную деталь — железный сундук. То сеть, через внесценического персонажа, автор показывает, что для семьи Простаковой важно накопить деньги, а не получить знания и чему-то научиться.
Во-вторых, Простакова на экзамене своего сына говорит, что дворянам совершенно не нужно образование: «Это таки и наука-то не дворянская.
Дворян только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь» Следовательно, она показывает Митрофану, что в невежестве нет ничего недостойного и дворянское образование — это совсем ненужная вещь для него. Из-за этого Митрофан и вырастает «недорослем».
Таким образом, комичность экзамена заключается в невежестве и необразованности русского дворянства.
Во многих произведениях русской классики отображено столкновение и невежество просвещенности. С пьесой Фонвизина «Недоросль» можно сопоставить комедию Грибоедова и роман Гончарова
Недоросль можно сопоставить с Обломовым. Как и в комедии Фонвизина, так и в романе Гончарова происходит столкновение двух миров, а именно Андрея Штольца и Ильи Обломова. Штольц — образованный, сильный, умный, энергичный сталкивается с пассивным Ильей Обломовым, также как и в недоросле сталкивается Простакова и Митрофан с Правдиным и Скалозубом. Штольц доказывает Обломову, что не нужно лежать на диване, а нужно стремиться к саморазвитию, к получению новых знаний и умений: «. Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо…». Точно также доказывает и Стародум невежественному классу общества. Однако различаются произведения тем, что Обломов — чистый, мягкий человек, у него есть духовные качества, а у Простаковой таких качеств нет. Стародум говорит про неё: «Невежда без души — зверь».
Таким образом, многие писатели отображали невежество и непросвещенность.
В чем заключается нелепость и комичность сцены экзамена устроенного для митрофана
В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин. Что ж такое?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Укажите название господствовавшего в XVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д. И. Фонвизина.
Это классицизм. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования. Классицизм в России развивался под влиянием идей просвещения. В своей комедии Фонвизин высмеивает общество, не заинтересованное в получении знаний и гордящееся этим.
Это не классицизм, а реализм. Просветительский реализм 18 века.
Читаем задание: «название господствовавшего в XVIII веке литературного направления». Все же это классицизм.
Такого вопроса не может быть на экзамене, так как не может быть точного ответа на этот вопрос. Это классицизм с реализмом. Исправьте или удалите вопрос. Спасибо за понимание.
Герои «Недоросли» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?
Такие фамилии называются говорящими. Г-жа Простакова — глупая, недалекая женщина, а человек глупый, грубый — Скотинин.
Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?
Такая подробность называется деталь или художественная деталь. Дадим определение.
Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Ответ: деталь|художественная деталь.
В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фонвизина?
Нельзя не заметить сходства в раскрытии конфликта между просвещенностью и невежеством в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль», комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в драме А.Н. Островского «Гроза».
Так же, как и в «Недоросле», в «Горе от ума» и в «Грозе» конфликтуют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Простаковых, Фамусовых, Кабановых и Диких — это мир мракобесия и невежества. Он может быть поколеблем, если их научатся правильно оценивать, различать естественное и напускное, истинное и ложное. И силы, способные противостоять уходящему веку, уже зарождаются в недрах старого мира. В «Недоросле» противостоят Простаковым и Скотининым Стародум, Милон, Софья, Правдин. В «Горе от ума» Чацкий выступает против невежества и безнравственности фамусовского общества. В «Грозе» Н.А. Островского «лучом света в тёмном царстве» стала Катерина.
Сдавать свои позиции «век минувший» не хочет — вот почему его представителям так невыгодно ученье, ведь жить во тьме сподручнее, так легче управлять. Но жизнь не стоит на месте, все развивается, и смена старого новым неизбежна.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей, называемый ______. Художественный образ создается и с помощью _______ — значимой мелкой подробности, заключающей в себе важный смысл.
Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей, называемый диалогом (полилогом). Художественный образ создается и с помощью детали (художественной детали) — значимой мелкой подробности, заключающей в себе важный смысл.
Ответ: диалогомдетали ИЛИ полилогомдетали ИЛИ диалогомхудожественной детали ИЛИ полилогомхудожественной детали.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?
5.2. В. О. Ключевский писал о Митрофанушке: «Забавны только его размышления, а поступки — нисколько». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В пьесе Фонвизина «Недоросль» много комедийных ситуаций, например, сцены учения и экзамена Митрофана. Не понимая значения образования и будучи полной «невеждой без души», Простакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает достаточное образование. Материнское сердце Простаковой страдает, что дитя может измучиться от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придравшись к какой-либо неугодной фразе учителя. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи. Итоги такого учения налицо: Митрофанушка не знает ни истории, ни географии, он, как и его предки, считает грамоту вздором, главное, чтобы сундук пополнялся. Вот почему Митрофанушка до сих пор остаётся именем нарицательным как символ невежества и злонравия.
5.2. В образе одного из главных героев комедии «Недоросль» — Митрофана — Д. И. Фонвизин хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в России. Несмотря на внешнюю комичность, Митрофан страшен: он никого вокруг не уважает: ни во что не ставит собственного отца, матери льстит и пользуется ею, крепостным и слугам грубит. Никто не смеет давать ему отпор. Показательной является и приведённая сцена. Митрофанушке ничего не нужно, никакие науки постигать он не собирается, считает грамоту вздором, главное, чтобы сундук пополнялся. Вот почему Митрофанушка до сих пор остаётся именем нарицательным как символ невежества и злонравия. Всё это позволяет согласиться с утверждением В.О. Ключевского о герое Фонвизина.
В пьесе Фонвизина «Недоросль» много комедийных ситуаций, например, сцены учения и экзамена Митрофана. Не понимая значения образования и будучи полной «невеждой без души», Простакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает достаточное образование. Материнское сердце Простаковой страдает, что дитя может измучиться от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придравшись к какой-либо неугодной фразе учителя. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи. Итоги такого учения налицо: Митрофанушка не знает ни истории, ни географии, он, как и его предки, считает грамоту вздором, главное, чтобы сундук пополнялся. Вот почему Митрофанушка до сих пор остаётся именем нарицательным как символ невежества и злонравия.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |