В чем заключается неопределенность информатика

«Неопределенность знаний и количество информации»

Кустол Оксана Анатольевна

МБОУ «Раздольненская школа-лицей №1»

Тема: Неопределенность знания и количество информации

образовательная: сформировать представлений об информации, как мере уменьшения неопределенности знания, формировать практические навыки по определению количества информации.

развивающая: развивать умения и навыки решения информационных задач, развить познавательный интерес, информационную культуру, расширять словарный запас по теме « Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания »

воспитательная: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитать стремление к саморазвитию

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: синтетическая .

Место урока в учебной теме: первичный

Методы и методические приемы:

Материалы и оборудование: презентация, раздаточный материал, проектор, ноутбук

Основные понятия и термины: информация, объем

I. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II . Актуализация знаний

сведения, разъяснения, изложение

сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами

Итак, мы с вами ведем речь об информации и способах измерения информации. Тема нашего урока: «Неопределенность знания и количество информации»

III . Изучение нового материала

Человек всегда стремиться к количественному измерению различных величин. Получая ту или иную информацию, мы понимаем, что не всегда ее бывает достаточно для того, чтобы решить какие-либо проблемы. И как оценить информационный объем книги или статьи?

Содержательный подход позволяет оценить количество информации с точки зрения уменьшения неопределенности наших знаний об объекте.

Рассмотрим, как можно измерить количество информации на примере подбрасывания монеты. Будем считать, то наша монета идеальная: не зависает в воздухе, не падает на ребро и не пропадает момент бросания. Сколько возможных положений может занять монета после подбрасывания?

Ответ учащихся: Два положения: «орел» или «решка».

Неопределенность знания о результате некоторого события — это число возможных результатов события.

Как происходит уменьшение неопределенности знаний

Рассмотрим пример. На книжном стеллаже 8 полок. Сколько информации содержит сообщение о том, где находится книга?

Рассмотрим более сложную задачу. В классе 8 учеников. Учитель хочет узнать, кто дежурный и для этого предлагает детям ответить на предложенные вопросы.

Дежурный сидит на последних двух партах?

Ответ учащихся: Нет.

Дежурный сидит на правом ряду?

Дежурный сидит на первой парте?

Ответ учащихся: Нет

Давайте посмотрим на полученную таблицу. Какова начальная неопределенность?

Какое общее количество информации мы получили?

Ответ учащихся: 3 бита.

Посмотрите на эти числа: 8, 2 и 3. Как они связаны между собой?

Ответ учащихся: 8 равно 2 в кубе.

Следующие соотношения единиц измерения количества информации следует запомнить:

В чем заключается неопределенность информатика. hello html 12649c07. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-hello html 12649c07. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка hello html 12649c07

Давайте теперь, используя формулу Хартли, рассчитаем количество информации в различных случаях. Использовать раздаточный материал.

Задача2. В рулетке общее количество лунок равно 128. Какое количество информации мы получим в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок.

Задача 3. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно N?

Задача4. Загадано слово из 10 букв. Вы просите открыть пятую букву. Вам ее открыли. Сколько информации вы получили?

Эти задачи мы решали коллективно. А теперь я предлагаю вам самостоятельно решить следующую задачу.

В колоде 32 карты. Определите количество информации, содержащейся в сообщениях.

Проверка решения задачи

V . Проверка уровня усвоения материала. Самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа

Источник

ГДЗ по информатике 10 класс учебник Босова параграф 2

1. Что такое неопределённость знания о результате какого-либо события? Приведите пример.

Неопределенность знания о результате некоторого события (броса­ние монеты или игрального кубика, вытаскивание жребия и др.) — это количество возможных результатов.

2. В чём состоит суть содержательного подхода к определению количества информации? Что такое бит с точки зрения содержательного подхода?

В содержательном подходе количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который это сообщение несет получающему его человеку.

Сообщение, уменьшающее неопределенность знания в два раза, несет 1 бит информации. Как пример содержит знание: да или нет

3. Паролем для приложения служит трёхзначное число в шестнадцатеричной системе счисления. Возможные варианты пароля: 189 101 654 FFE 123 А41 880 391 110 125 Ответ на какой вопрос (см. ниже) содержит 1 бит информации?

1) Это число записано в двоичной системе счисления?

2) Это число записано в четверичной системе счисления?

3) Это число может быть записано в восьмеричной системе счисления?

4) Это число может быть записано в десятичной системе счисления?

5) Это число может быть записано в шестнадцатеричной системе счисления?

4. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 5 бит информации. Каковы наибольшее и наименьшее числа этого диапазона?

Это бит в пятой степени. 2^5 = 32, если берем целые неотрицательные числа, то диапазон определен от 0 до 31, наименьшее и наибольшие числа

5. Какое максимальное количество вопросов достаточно задать вашему собеседнику, чтобы точно определить день и месяц его рождения?

Два вопроса: Какой месяц? Какой день месяца?

6. В чём состоит суть алфавитного подхода к измерению информации? Что такое бит с точки зрения алфавитного подхода?

Алфавитный подход позволяет вычислить количество информации, содержащейся в тексте, сложив информационные объёмы каждого символа, при этом содержание текста не учитывается.

7. Закодируйте фразу «ALL IN GOOD TIME» кодом Бодо и восьмиразрядным компьютерным кодом. Сравните полученные информационные объёмы текста.

010000010100110001001100 0100100101001110 01000111010011110100111101000100 01010100

(I=K*i, K=104 символов, i= 8 бит,I= 104*8=832)

8. Какие единицы используются для измерения объёма информации, хранящейся на компьютере?

Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.

9. Объём сообщения, содержащего 11 264 символа, равен 11 Кбайт. Определите максимальную мощность алфавита, который мог быть использован для кодирования этого сообщения? Какова минимальная мощность алфавита, использование которого привело к такому же информационному объёму закодированного сообщения?

90112 = 11264 * i => i = 8

10. В школе 750 учащихся, коды учащихся записаны в школьной информационной системе с помощью минимального количества бит. Каков информационный объём в байтах сообщения о кодах 180 учащихся начальных классов?

Надо найти минимальное b, чтобы N было больше 750.

Значит, минимальное кол-во бит, при помощи которого можно записать коды 750 учащихся b = 10.

Соответственно информационный объем сообщения о кодах 180 учащихся = 180 * 10 = 1800 бит = (1800 / 8) байт = 225 байт

11. В школьной базе данных каждый ученик получил идентификатор, состоящий ровно из б символов. В качестве символов используются все заглавные буквы русского алфавита, кроме «Ё», «Ы», «Ъ» и «Ь», а также все десятичные цифры за исключением цифры 0. Каждый такой идентификатор в информационной системе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объём памяти, необходимый для хранения в этой системе 180 идентификаторов учащихся начальных классов. Ответ выразите в килобайтах.

Общее количество символов для записи идентификатора = 29+9=38
Для кодирования одного символа необходимо log(2)38 ≈ 6 бит.
Для записи одного идентификатора требуется 6*6 бит = 36 бит = 36/8 байт ≈ 5 байт
Для хранения 180 идентификаторов потребуется 5*180 байт = 900 байт = 900/1024 Кбайт ≈ 0,9 Кбайт

12. В ходе телевизионного шоу проводится СМС-голосование: каждый телезритель отдаёт свой голос за одного из 12 артистов-участников шоу, отправляя сообщение с его номером. Голос каждого телезрителя, отданный за того или иного участника, кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит и сохраняется для подведения итогов. За время телевизионного шоу в голосовании приняли участие 163 840 зрителей. Определите объём сохранённой информации о голосовании и выразите его в килобайтах.

13. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 6 символов и содержащий только символы из шестибуквенного набора А, В, С, D, Е, F. Для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, занимающие 15 байт. Определите объём памяти в байтах, необходимый для хранения сведений о 120 пользователях.

2^2 = 4; 2^3 = 8. Значит 3 бит памяти достаточно для кодировки 1 символа.

Всего символов 6. 6*3 = 18. 18/8 = 3 (округляем до целого) байт нужно для сохранения пароля.

3+15 = 18 байт для кодировки информации про 1 пользователя

Источник

Информатика. Случайность и неопределенность. Определение — что такое комбинаторика

Случайность и неопределенность

Комбинаторика — это раздел математики, изучаю­щий сочетания, перестановки, размещения и перечис­ления элементов множества.

Что такое неопределенность?

Неопределенность — это недостаток или отсутст­вие информации о чем-либо.

Случайность — это категория для обозначения свя­зей между такими явлениями реального мира, кото­рые в одних условиях могут осуществиться, а в дру­гих — нет. Случайность события заключается в том, что реализация того или иного исхода имеет некото­рую степень неопределенности.

Случайность проявляется практически во всех об­ластях деятельности человека.

Событие — это явление, произошедшее в результа­те действий. События обычно обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С и т. д.

Случайное событие — это событие, которое может как произойти, так и не произойти.

Суммой событий Ай В называется событие С, кото­рое состоит в появлении события А или события В или обоих событий сразу:

Произведением событий А и В называется событие С, которое состоит в совместном появлении событий А и В (их совмещении):

Вероятность события — это мера объективной воз­можности появления события.

Событие А называется независимым от события В, если вероятность события А не зависит от того, насту­пило событие В или нет. Иначе событие А называется зависимым от события В.

Несовместными называются события, которые не могут наступить одновременно: наступление одного исключает появление другого.

Псевдослучайность — это категория, которой в ин­форматике обозначается имитация случайных явле­ний.

Псевдослучайные числа — это числа, которые ис­пользуются в программировании для имитации слу­чайных чисел.

Генератор псевдослучайных чисел — это алгоритм, создающий последовательность чисел, элементы кото­рой почти независимы друг от друга и подчиняются определённому распределению.

Генератор псевдослучайных последовательно­стей — это алгоритм построения последовательности псевдослучайных чисел, обусловленной неким внеш­ним источником случайных значений (например, по­мехами). Зная i-e число в последовательности, по фор­мулам можно определить её (г + 1)-й элемент.

Алгоритмы генерации псевдослучайных последовательностей периодичны.

Примеры. 1. Определить вероятность появления грани игрального кубика с числом 6.

В этом случае количество общих исходов равно 6, поскольку в игральном кубике 6 граней. Однако благоприятный исход только один, так как у кубика только одна грань с цифрой 6, поэтому

Пример 2. Сгенерировать список чисел от 1 до N, рас­положенный в случайном порядке.

Присваиваем элементам списка нулевые значения.

Помещаем элемент в последовательность.

Если позиция элемента содержит «О», можно помещать элемент.

Если позиция не «О», то генерируется случайный номер для элемента.

Присваиваем элементам списка нулевые значения.

Помещаем элемент в последовательность.

Если позиция элемента содержит «0», можно помещать элемент.

Если позиция не «0», то проверяем все последующие, пока не найдём «0».

Присваиваем элементам списка нулевые значения.

Помещаем элемент в последовательность.

Если позиция элемента содержит «0», можно помещать элемент.

Если позиция не «0», то генерируется случайный номер для элемента. Сгенерированное случайное число указывает, сколько пустых ячеек следует пропустить, прежде чем заносить в список новое число.

Генератор псевдослучайных последовательностей используется при написании криптографических алгоритмов и алгоритмов шифрования.

Источник

§ 4. Измерение информации. Содержательный подход

Неопределенность знания и количество информации

Содержательный подход к измерению информации отталкивается от определения информации как содержания сообщения, получаемого человеком. Сущность содержательного подхода заключается в следующем: сообщение, информирующее об исходе како-го-то события, снимает неопределенность знания человека об этом событии.

Чем больше первоначальная неопределенность знания, тем больше информации несет сообщение, снимающее эту неопределенность.

Приведем примеры, иллюстрирующие данное утверждение.

Ситуация 1. В ваш класс назначен новый учитель информатики; на вопрос «Это мужчина или женщина?» вам ответили: «Мужчина».

Ситуация 2. На чемпионате страны по футболу играли команды «Динамо» и «Зенит». Из спортивных новостей по радио вы узнаете, что игра закончилась победой «Зенита».

Ситуация 3. На выборах мэра города было представлено четыре кандидата. После подведения итогов голосования вы узнали, что избран Н. Н. Никитин.

Вопрос: в какой из трех ситуаций полученное сообщение несет больше информации?

Неопределенность знания — это количество возможных вариантов ответа на интересовавший вас вопрос. Еще можно сказать: возможных исходов события. Здесь событие — например, выборы мэра; исход — выбор, например, Н. Н. Никитина.

В первой ситуации 2 варианта ответа: мужчина, женщина; во второй ситуации 3 варианта: выиграл «Зенит», ничья, выиграло «Динамо»; в третьей ситуации — 4 варианта: 4 кандидата на пост мэра.

Согласно данному выше определению, наибольшее количество информации несет сообщение в третьей ситуации, поскольку неопределенность знания об исходе события в этом случае была наибольшей.

В 40-х годах XX века проблема измерения информации была решена американским ученым Клодом Шенноном (1916-2001) — основателем теории информации. Согласно Шеннону, информация — это снятая неопределенность знания человека об исходе какого-то события.

В теории информации единица измерения информации определяется следующим образом.

Сообщение, уменьшающее неопределенность знания об исходе некоторого события в два раза, несет 1 бит информации.

Согласно этому определению, сообщение в первой из описанных ситуаций несет 1 бит информации, поскольку из двух возможных вариантов ответа был выбран один.

Следовательно, количество информации, полученное во второй и в третьей ситуациях, больше, чем один бит. Но как измерить это количество?

Рассмотрим еще один пример.

Ученик написал контрольную по информатике и спрашивает учителя о полученной оценке. Оценка может оказаться любой: от 2 до 5. На что учитель отвечает: «Угадай оценку за два вопроса, ответом на которые может быть только «да» или «нет»». Подумав, ученик задал первый вопрос: «Оценка выше тройки?». «Да», — ответил учитель. Второй вопрос: «Это пятерка?». «Нет», — ответил учитель. Ученик понял, что он получил четверку. Какая бы ни была оценка, таким способом она будет угадана!

Первоначально неопределенность знания (количество возможных оценок) была равна четырем. С ответом на каждый вопрос неопределенность знания уменьшалась в 2 раза и, следовательно, согласно данному выше определению, передавался 1 бит информации.

В чем заключается неопределенность информатика. 029. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-029. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка 029

Узнав оценку (одну из четырех возможных), ученик получил 2 бита информации.

Рассмотрим еще один частный пример, а затем выведем общее правило.

Вы едете на электропоезде, в котором 8 вагонов, а на вокзале вас встречает товарищ. Товарищ позвонил вам по мобильному телефону и спросил, в каком вагоне вы едете. Вы предлагаете угадать номер вагона, задав наименьшее количество вопросов, ответами на которые могут быть только слова «да» или «нет».

Немного подумав, товарищ стал спрашивать:

— Номер вагона больше четырех?

— Номер вагона больше шести?

— Ну теперь все ясно! Ты едешь в пятом вагоне!

Схематически поиск номера вагона выглядит так:

В чем заключается неопределенность информатика. 029 2. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-029 2. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка 029 2

Каждый ответ уменьшал неопределенность знания в два раза. Всего было задано три вопроса. Значит, в сумме набрано 3 бита информации. То есть сообщение о том, что вы едете в пятом вагоне, несет 3 бита информации.

Способ решения проблемы, примененный в примерах с оценками и вагонами, называется методом половинного деления: ответ на каждый вопрос уменьшает неопределенность знания, имеющуюся перед ответом на этот вопрос, наполовину. Каждый такой ответ несет 1 бит информации.

Заметим, что решение подобных проблем методом половинного деления наиболее рационально. Таким способом всегда можно угадать, например, любой из восьми вариантов за 3 вопроса. Если бы поиск производился последовательным перебором: «Ты едешь в первом вагоне?» «Нет», «Во втором вагоне?» «Нет» и т. д., то про пятый вагон вы смогли бы узнать после пяти вопросов, а про восьмой — после восьми.

«Главная формула» информатики

Сформулируем одно очень важное условие, относящееся к рассмотренным примерам. Во всех ситуациях предполагается, что все возможные исходы события равновероятны. Равновероятно, что учитель может быть мужчиной или женщиной; равновероятен любой исход футбольного матча, равновероятен выбор одного из четырех кандидатов в мэры города. То же относится и к примерам с оценками и вагонами.

Обозначим буквой N количество возможных исходов события, или, как мы это еще называли, — неопределенность знания. Буквой i будем обозначать количество информации в сообщении об одном из N результатов.

В примере с учителем: N = 2, i = 1 бит;

в примере с оценками: N = 4, i = 2 бита;

в примере с вагонами: N = 8, i = 3 бита.

Нетрудно заметить, что связь между этими величинами выражается следующей формулой:

2 i = N. Действительно: 2 1 = 2 ; 2 2 = 4 ; 2 3 = 8.

С полученной формулой вы уже знакомы из курса информатики для 7 класса и еще не однажды с ней встретитесь. Значение этой формулы столь велико, что мы назвали ее главной формулой информатики. Если величина N известна, a i неизвестно, то данная формула становится уравнением для определения i. В математике такое уравнение называется показательным уравнением.

Пример. Вернемся к рассмотренному выше примеру с вагонами. Пусть в поезде не 8, а 16 вагонов. Чтобы ответить на вопрос, какое количество информации содержится в сообщении о номере искомого вагона, нужно решить уравнение:

Количество информации i, содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных исходов некоторого события, определяется из решения показательного уравнения:

Пример. В кинозале 16 рядов, в каждом ряду 32 места. Какое количество информации несет сообщение о том, что вам купили билет на 12-й ряд, 10-е место?

Решение задачи: в кинозале всего 16 • 32 = 512 мест. Сообщение о купленном билете однозначно определяет выбор одного из этих мест. Из уравнения 2 i = 512 = 29 получаем: i = 9 битов.

Но эту же задачу можно решать иначе. Сообщение о номере ряда несет 4 бита информации, так как 2 4 = 16. Сообщение о номере места несет 5 битов информации, так как 2 5 = 32. В целом сообщение про ряд и место несет: 4 + 5 = 9 битов информации.

Данный пример иллюстрирует выполнение закона аддитивности количества информации (правило сложения): количество информации в сообщении одновременно о нескольких результатах независимых друг от друга событий равно сумме количеств информации о каждом событии отдельно.

Сделаем одно важное замечание. С формулой 2 i = N мы уже встречались, обсуждая алфавитный подход к измерению информации (см. § 3). В этом случае N рассматривалось как мощность алфавита, a i — как информационный вес каждого символа алфавита. Если допустить, что все символы алфавита появляются в тексте с одинаковой частотой, т. е. равновероятно, то информационный вес символа i тождественен количеству информации в сообщении о появлении любого символа в тексте. При этом N — неопределенность знания о том, какой именно символ алфавита должен стоять в данной позиции текста. Данный факт демонстрирует связь между алфавитным и содержательным подходами к измерению информации.

Формула Хартли

Если значение N равно целой степени двойки (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то показательное уравнение легко решить в уме, поскольку i будет целым числом. А чему равно количество информации в сообщении о результате матча «Динамо»-«Зенит»? В этой ситуации N = 3. Можно догадаться, что решение уравнения

будет дробным числом, лежащим между 1 и 2, поскольку 2 1 = 2 2 = 4 > 3. А как точнее узнать это число?

В математике существует функция, с помощью которой решается показательное уравнение. Эта функция называется логарифмом, и решение нашего уравнения записывается следующим образом:

Читается это так: «логарифм от N по основанию 2». Смысл очень простой: логарифм по основанию 2 от N — это степень, в которую нужно возвести 2, чтобы получить N. Например, вычисление уже известных вам значений можно представить так:

Значения логарифмов находятся с помощью специальных логарифмических таблиц. Также можно использовать инженерный калькулятор или табличный процессор. Определим количество информации, полученной из сообщения об одном исходе события из трех равновероятных, с помощью электронной таблицы. На рисунке 1.4 представлены два режима электронной таблицы: режим отображения формул и режим отображения значений.

В чем заключается неопределенность информатика. 1.4. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-1.4. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка 1.4

Рис. 1.4. Определение количества информации в электронных таблицах с помощью функции логарифма

В табличном процессоре Microsoft Excel функция логарифма имеет следующий вид: LOG(apryмент; основание). Аргумент — значение N находится в ячейке А2, а основание логарифма равно 2. В результате получаем с точностью до девяти знаков после запятой: i = log23 = 1,584962501 (бита).

Формула для измерения количества информации: i = log2N была предложена американским ученым Ральфом Хартли (1888-1970) — одним из основоположников теории информации.

Формула Хартли:

Здесь i — количество информации, содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных исходов события.

Данный пример показал, что количество информации, определяемое с использованием содержательного подхода, может быть дробной величиной, в то время как информационный объем, вычисляемый путем применения алфавитного подхода, может иметь только целочисленное значение.

Система основных понятий

В чем заключается неопределенность информатика. 034. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-034. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка 034

Вопросы и задания

а) на шестигранном игральном кубике выпала цифра 3;

б) в следующем году ремонт в школе начнется в феврале;

в) я приобрел абонемент в бассейн на среду;

Источник

Содержание урока

Измерение информации. Содержательный подход

Неопределенность знания и количество информации

Измерение информации. Содержательный подход

Неопределенность знания и количество информации

В чем заключается неопределенность информатика. ur 05 05 swf. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 05 swf. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 05 swfВ чем заключается неопределенность информатика. ur 05 06 swf. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 06 swf. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 06 swf

В чем заключается неопределенность информатика. Prosmotret. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-Prosmotret. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка Prosmotret

В чем заключается неопределенность информатика. Prosmotret. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-Prosmotret. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка Prosmotret

В чем заключается неопределенность информатика. ur 05 07 swf. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 07 swf. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 07 swfВ чем заключается неопределенность информатика. ur 05 08 swf. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 08 swf. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 08 swf

В чем заключается неопределенность информатика. Prosmotret. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-Prosmotret. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка Prosmotret

В чем заключается неопределенность информатика. Prosmotret. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-Prosmotret. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка Prosmotret

Содержательный подход к измерению информации отталкивается от определения информации как содержания сообщения, получаемого человеком. Сущность содержательного подхода заключается в следующем: сообщение, информирующее об исходе какого-то события, снимает неопределенность знания человека об этом событии.

Чем больше первоначальная неопределенность знания, тем больше информации несет сообщение, снимающее эту неопределенность.

Приведем примеры, иллюстрирующие данное утверждение.

Ситуация 1. В ваш класс назначен новый учитель информатики; на вопрос «Это мужчина или женщина?» вам ответили: «Мужчина».

Ситуация 2. На чемпионате страны по футболу играли команды «Динамо» и «Зенит». Из спортивных новостей по радио вы узнаете, что игра закончилась победой «Зенита».

Ситуация 3. На выборах мэра города было представлено четыре кандидата. После подведения итогов голосования вы узнали, что избран Н. Н. Никитин.

Вопрос: в какой из трех ситуаций полученное сообщение несет больше информации?

В чем заключается неопределенность информатика. galochka znak1. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-galochka znak1. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка galochka znak1Неопределенность знания — это количество возможных вариантов ответа на интересовавший вас вопрос. Еще можно сказать: возможных исходов события. Здесь событие — например, выборы мэра; исход — выбор, например, Н. Н. Никитина.

В чем заключается неопределенность информатика. ur 05 05. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 05. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 05

В первой ситуации 2 варианта ответа: мужчина, женщина; во второй ситуации 3 варианта: выиграл «Зенит», ничья, выиграло «Динамо»; в третьей ситуации — 4 варианта: 4 кандидата на пост мэра.

Согласно данному выше определению, наибольшее количество информации несет сообщение в третьей ситуации, поскольку неопределенность знания об исходе события в этом случае была наибольшей.

В 40-х годах XX века проблема измерения информации была решена американским ученым Клодом Шенноном — основателем теории информации. Согласно Шеннону, информация — это снятая неопределенность знания человека об исходе какого-то события.

В теории информации единица измерения информации определяется следующим образом.

В чем заключается неопределенность информатика. galochka znak. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-galochka znak. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка galochka znakСообщение, уменьшающее неопределенность знания об исходе некоторого события в два раза, несет 1 бит информации.

Согласно этому определению, сообщение в первой из описанных ситуаций несет 1 бит информации, поскольку из двух возможных вариантов ответа был выбран один.

Следовательно, количество информации, полученное во второй и в третьей ситуациях, больше, чем один бит. Но как измерить это количество?

Рассмотрим еще один пример.

Ученик написал контрольную по информатике и спрашивает учителя о полученной оценке. Оценка может оказаться любой: от 2 до 5. На что учитель отвечает: «Угадай оценку за два вопроса, ответом на которые может быть только «да» или «нет»». Подумав, ученик задал первый вопрос: «Оценка выше тройки?». «Да», — ответил учитель. Второй вопрос: «Это пятерка?». «Нет», — ответил учитель. Ученик понял, что он получил четверку. Какая бы ни была оценка, таким способом она будет угадана!

Первоначально неопределенность знания (количество возможных оценок) была равна четырем. С ответом на каждый вопрос неопределенность знания уменьшалась в 2 раза и, следовательно, согласно данному выше определению, передавался 1 бит информации.

В чем заключается неопределенность информатика. ur 05 06. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 06. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 06

Узнав оценку (одну из четырех возможных), ученик получил 2 бита информации.

Рассмотрим еще один частный пример, а затем выведем общее правило.

Вы едете на электропоезде, в котором 8 вагонов, а на вокзале вас встречает товарищ. Товарищ позвонил вам по мобильному телефону и спросил, в каком вагоне вы едете. Вы предлагаете угадать номер вагона, задав наименьшее количество вопросов, ответами на которые могут быть только слова «да» или «нет».

Немного подумав, товарищ стал спрашивать:

Схематически поиск номера вагона выглядит так:

В чем заключается неопределенность информатика. ur 05 07. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-ur 05 07. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка ur 05 07

Каждый ответ уменьшал неопределенность знания в два раза. Всего было задано три вопроса. Значит, в сумме набрано 3 бита информации. То есть сообщение о том, что вы едете в пятом вагоне, несет 3 бита информации.

Способ решения проблемы, примененный в примерах с оценками и вагонами, называется методом половинного деления: ответ на каждый вопрос уменьшает неопределенность знания, имеющуюся перед ответом на этот вопрос, наполовину. Каждый такой ответ несет 1 бит информации.

Заметим, что решение подобных проблем методом половинного деления наиболее рационально. Таким способом всегда можно угадать, например, любой из восьми вариантов за 3 вопроса. Если бы поиск производился последовательным перебором: «Ты едешь в первом вагоне?» «Нет», «Во втором вагоне?» «Нет» и т. д., то про пятый вагон вы смогли бы узнать после пяти вопросов, а про восьмой — после восьми.

Следующая страница В чем заключается неопределенность информатика. smotri 1. В чем заключается неопределенность информатика фото. В чем заключается неопределенность информатика-smotri 1. картинка В чем заключается неопределенность информатика. картинка smotri 1«Главная формула» информатики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *