В чем заключается неразумность отношения человека к природе
Как меняются отношения человека и природы
Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.
Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат
В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.
Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.
Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.
Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.
Климатические изменения в цифрах:
Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад
Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.
Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.
Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.
Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.
Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен
На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.
По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.
Эко-номика
Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.
Зеленая экономика в цифрах:
Проснулся — убери свою планету
Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.
Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.
В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.
В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.
Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.
Неразумное отношение к природе приводит кратко. Потребительское отношение к природе современного человека
В чем проявляется неразумность отношения человека к природе, Вы узнаете из этой статьи.
В чем проявляется отношение человека к природе?
Человек в процессе своей эволюции был наделен разумом. Но это не обозначает, что он совершает только разумные поступки. В первую очередь, это проявляется в отношении людей к природе. Человек считает, что ему позволено хозяйничать на планете бесконтрольно и на свое усмотрение. Такое поведение не может остаться безнаказанным – мы и наши потомки будут расплачиваться.
Но почему же человек не бережет свою естественную среду обитания? Почему мы, высшие существа, поступаем так глупо – разрушаем, то, что так долго создавалось еще до нас? Можно пофантазировать и представить, что человечество придумает свой искусственный инопланетный или подземный мир, где будут созданы при помощи техники все условия для существования. Но ведь тогда мы потерям значительно больше, потеряем то, что вернуть уже будет практически не реально – нашу природу.
Раньше человек более бережно относился к природе, порой богобоязненно и уважительно. С развитием технологического процесса, новых механизмов и роботизированной техники мы позабыли о том, что не всемогущи, хоть и кажемся себе такими. Чрезмерное использование ресурсов планеты приводит к ее истощению. Чрезмерные выбросы отходов в воду, воздух и землю загрязняют среду нашего обитания, делают ее непригодной для жизни.
А природа отвечает человеку взаимностью: глобальное потепление, извержение вулканов, цунами и землетрясения, бури и ураганы. И это только малая часть. Стоит ли говорить о том, что неразумное отношение человека к природе приводит к уменьшению животного и растительного мира. Возможно, наши предки увидят синичку или лисицу, кита или жабу только на картинке. Поэтому человеку стоит задуматься о своем отношении к окружающей среде и принимать меры для сохранения природы для наших же детей.
Введение
Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.
В данный момент с этой экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.
Цель работы: исследовать и отразить этический аспект взаимоотношений человека и природы и общие вопросы связанные с ним.
Структура работы определена целью и задачами работы.
1. Изучить теоретические источники, документы и накопленный опыт по исследуемой цели реферата;
2. Отразить отношение человека к природе;
3. Проанализировать законы взаимоотношений «человек-природа»;
4. Проследить хронологию внедрения экологической этики;
5. Раскрыть понятие «экологическая этика»;
6. Показать значение и влияние экологической и глобальной этики, природоохранной эстетики.
Источниками информации для написания работы по теме послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей, посвященных выбранной тематике, прочие актуальные источники информации.
Методологической основой исследования являются общие методы познания, как: системное и комплексное исследование.
Отношение человека к природе
Можно выделить три основных исторических типа, а соответственно и три ценностные модели отношения к природе.
На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось главным образом в форме охоты и собирательства, отношение к природе носило по преимуществу приспособительный характер. Объективная зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древнего человека, в его отношении к природе с суеверном страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения.
С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы природного вещества по своему усмотрению. Господство человека над природой необычайно возрастает с переходом от ручного орудия к машинному производству (промышленная революция). Однако частнособственническая форма развития производительных сил обусловливает превращение эксплуатации природы в ее хищническое ограбление. На этой основе складывается представление о природной среде лишь как о внешнем объекте пользования. Утилитарно-торгашеское сознание полностью лишает природу ценностного статуса, низводит ее до уровня средства для достижения экономической выгоды.
В современный период активизируется борьба мировой общественности за сохранение среды обитания, в ходе которой утверждаются новые нормы отношения к природе. Преодоление трудностей во взаимодействии общества и природы, возникших с ростом масштабов и интенсивности хозяйственной деятельности человека в период научно-технической революции, наряду с новыми технологическими решениями, социально-экономическими преобразованиями требует также существенного изменения культурно-ценностных ориентаций.
Богатство человеческой чувственной природы является выражением и многообразия природных связей, поэтому сохранение среды обитания в ее целостности, забота о растительном и животном мире имеют непосредственное гуманистическое значение. Экологический кризис в решающей мере есть результат узкоутилитарного подхода к миру природы. Поэтому выход из кризиса предполагает выработку такого отношения к окружающей среде, которое исходит из общечеловеческих интересов, включая интересы грядущих поколений. Иными словами, решение глобальных экологических проблем, помимо всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит к этике.
Исторически этика прежде всего имела дело с обязанностями человека по отношению к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности по отношению к природе оставались вне поля ее зрения. Вместе с тем существовали теории, придававшие морали универсально-космический смысл. Как ответ на современную экологическую ситуацию на Западе возникает идея преодоления традиционно-гуманистических горизонтов морали и возрождения так называемой универсальной этики, которая не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами. Универсальная этика противоречит труду специфическому виду обмена веществ, в ходе которого человек преобразует природу и приспосабливает ее к своим постоянно возвышающимся потребностям. Кроме того, ее нормативные выводы (не есть мяса и т. п.) далеки от общепризнанности и не могут обрести той степени действенности, которая характерна для нравственных требований. Идеи универсальной этики, которые в прошлом разрабатывались, как правило, деятелями культуры (Г. Торо, Толстой, Ганди, Швейцер и др.), существовали скорее не в виде развернутой этической концепции, а в форме жизненных идеалов и социально-психологических настроений, являясь часто превращенной формой критики классового общества.
В действительности этика включает в себя экологический аспект, но объектом нравственной оценки и регулирования становится не природа сама по себе, а отношение человека к природе, которое по сути своей является общественным отношением.
Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества и ответственного отношения к природе. Признание ответственности человека за сохранение природной среды не только реальный факт общественного сознания, но и важная задача, которая решается общественностью в борьбе против узкохозяйственного прагматизма, ведомственных интересов, планового фетишизма, национальной узости, других форм группового эгоизма.
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природные процессы, на окружающую среду.
Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив ее развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту сферу предполагает в первую очередь изменение отношений человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию в развитии природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
Во-первых, человек наделен разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнем, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.
Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать ее открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».
Значит, вопрос, поставленный в конце заголовка этого текста, можно вполне заменить на восклицательный знак.
Однако не будем торопиться. Человеку свойственно сомневаться. И это тоже одно из проявлений его разумности.
В-четвертых, человек наделен разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Итак, свои аргументы привели обе стороны. Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, ее прогрессивной направленности?
Вопросы для самопроверки
Задания
Подумайте, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой вывод обоснуйте.
Американские антропологи в одном из зоопарков обучали орангутангов языку жестов. Орангутанг по имени Чаптек усвоил, к примеру, что за уборку своего помещения он получает монеты, которые может потратить на лакомства, в качестве денег сначала использовались пластмассовые фишки. Чаптек решил увеличить денежные запасы, разломав каждую фишку пополам. Затем деньгами стали жетоны. Чаптек стал находить кусочки фольги и пытался подделать «деньги».
Жертвы человека несоизмеримы с теми, которые понесли птицы и обитатели моря, а о водорослях и говорить не приходится. Чем больше возможностей сохранить каждую индивидуальную жизнь биологического вида, тем выше его место на «лестнице прогресса».
Выскажите ваше отношение к этой точке зрения.
О природе и человеке всерьез и не очень
О философии кратко и понятно: ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ. Все основное, самое главное: очень кратко про ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
Под природой обычно понимают несоциальное.
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.
Возрождение, выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, их сближает и довольно часто доходит до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой.
В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.
На наш взгляд, есть 4 фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.
Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.
Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения.
В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п.
В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.
О самой теме
О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.
Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.
Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.
Проблема первая
Аргументы
Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.
Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.
Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.
Вторая проблема
Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.
Аргументы
Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!
Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.
Третья проблема
Аргументы
Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.
В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.
Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.
Четвертая проблема
Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.
Аргументы
Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.
Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.
Пятая проблема
Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.
Аргументы
Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.