В чем заключается нигилизм базарова

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

2 вариант

Также читают:

Картинка к сочинению В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма?

Популярные сегодня темы

Какие качества нужны человеку, который в будущем достигнет многого? Запомнят ли его за его внешность или за его ум? Я считаю, невозможно достигнуть чего-то, не имея силы воли. Великие ученые, лидеры и авторы – все они пример этому.

Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.

Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.

Нижний Новгород – мой родной город. При одном его упоминании у меня возникают сотни теплых эмоций и воспоминаний. Это моя Родина, патриотом которой я являюсь. Это город со своей историей, со своими неповторимыми

Современный мир полон технологических новинок. Прогресс не стоит на месте. Сегодня трудно представить жизнь человека без мобильной связи, гаджетов и приборов, делающих нашу жизнь комфортной

Источник

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)

Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.

Сила нигилизма Базарова.

Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.

Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».

Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.

«Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» — именно так выражал Базаров свою точку зрения.

Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ. Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ : «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».

Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.

Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.

Евгений понял, что все то, во что он верил столько времени, рухнуло, его теория оказалась не верна. Он понял, что нельзя вычеркнуть из жизни чувства, эмоции и моральные устои, что они необходимы человеку на том же уровне, что и применение полученных на практике навыков.

Другие сочинения: ← Почему Герасим утопил муму↑ ТургеневВ чем вина и беда барыни из рассказа Муму →

Ссочинением в чем сила художественная привлекательность базарова

Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Отцы и дети» — это, пожалуй, одно из самых известных произведений И.С.Тургенева. После публикации романа появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. В своём произведении автор изображает человека, типичного для своей эпохи. Среди критиков очень популярны были две точки зрения на образ главного героя — Базарова. М.Антонович трактовал этого персонажа как карикатуру на современную молодёжь, однако Д.Писарев считал Базарова сильной личностью. Хочется начать с того, что, по моему мнению, Базаров — сильная и яркая личность. покоряющая своей незаурядностью. Произведение почти сразу начинается со знакомства читателей с главным героем — Евгением Васильевичем Базаровым. Он предстаёт перед нами как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Базаров называет себя нигилистом. Нигилисты отрицают современный им общественный и культурный уклад. не преклоняются перед какими-либо авторитетами и отрицают принципы. Данные убеждения соответствуют главному герою и отражают характерные черты представителей демократического общества 1860-х гг. Сила личности Базарова проявляется в его спора с Павлом Петровичем Кирсановым. Уже с первого их разговора происходит завязка внешнего конфликта романа. Между Базаровым И Павлом Петровичем разворачивается идейная полемика, они не разделяют взгляды друг друга на многие проблемы современного им общества. Базаров оказывается очень силён

Оценка характера Базарова

В принципе, сказать: «Он — хороший человек», нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности. В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на каждом шагу нам приходится задумываться: «А не предвзятое ли отношение у автора?» В большинстве случаев мы можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не согласен, но «крутой Базаров увлек Тургенева». «Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Он не мог рисовать заведомо неправильную картину, «не мог доказывать своими образами предвзятую идею». Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя — Евгения Васильевича Базарова — и поэтому разного рода колкости — замечания появляются на страницах романа. «С первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую рассудочность.

Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто симпатизирует. Писарев сказал: «Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа». Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его характер достаточно хорошо.

Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову — дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Впоследствии она только усиливается и доходит до «сильнейшей антипатии.

Павла Петровича можно назвать главой (или «полюсом») лагеря «отцов». В нем собрано большинство предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками «Мы (старое поколение) не имеем той дерзкой самонадеянности», — говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович — «человек желчный и страстный, одаренный гибким умом и сильной волею», который «мог бы, при известных условиях, явиться ярким представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего».

Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он «рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой ненависти своей». В свою очередь, Базаров «мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего».

Он в отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь «не богам же горшки обжигать». В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего характера Базаров обязан всем. Он живет «по расчету, исходя только из своих интересов и потребностей. Он не нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не такой как все, но не пытается быть похожим на других.

Он «полон собой, своей внутреннею жизнью и не стесняет ее в угоду принятым обычаям и церемониям. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особенности и самостоятельности. Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: «Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным.

До тех пор буду жить сам по себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я — чужой среди существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю — что хочу, и высказываю — что можно высказать». В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который доказывает, что Базаров — трагическая личность: «он «чужой среди существующего порядка вещей»). Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.

Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он «злился и сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать». Всю жизнь он был вынужден сковывать свои чувства трезвым расчетом (вот еще один довод к доказательству трагизма Базарова: противоборство рассудка и чувств), и, когда он перестает так поступать — волна чувств захватывает его. И он не сопротивляется — делает «сознательную глупость».

Сочинение на тему “Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)

В базаровском складе ума действительно проявляются типичные качества народного характера: недоверие к чрезмерному энтузиазму, который в глазах русского народа всегда был смешным и приторным, склонность к резкой критической самооценке. Базарова ничуть не смущает, что значительная часть русских крестьян не поймет его воззрений. Он готов для народной пользы пойти даже против самих крестьян.

Богатырская сила базаровских отрицаний не исключает деспотического самоуправства. Он готов таким путем вести народ к свободе, если в нем не окажется ожидаемой революционной силы и сознательности. “Да вспомните, наконец, господа сильные, – урезонивает нигилистов Павел Петрович, – что вас всего четыре человека с половиною, а тех – миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!”. “Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка еще надвое сказала”.

Когда Кукшина обвиняет Ситникова в домостроевских симпатиях: “Вам бы плетку в руки”, Базаров неспроста откликается: “Плетка – дело доброе”. В разговоре с Аркадием Базаров поощряет аналогичные поступки своего отца: “Он на днях велел высечь своего оброчного мужика и очень хорошо сделал; да не гляди на меня с таким ужасом… потому что вор и пьяница он страшнейший”. “В высеченном объекте, – не без юмора уточнял тургеневского героя Писарев, – действительно происходит процесс мысли. В нем изощряется чувство самосохранения”, которое “составляет первую причину всякого человеческого прогресса”.

В сильных руках Базарова есть еще и богатырская “палица” – естественнонаучные знания. Герой верит в их сокрушительную и обновляющую мощь. Павел Петрович напрасно иронизирует: “В принципы не верит, а в лягушек верит”. Базаров не принял бы его иронии близко к сердцу.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В спорах с Павлом Петровичем материалист Базаров отрицает то, что аристократу Кирсанову даже страшно вымолвить, – веру в Бога. Успехи естественных наук поддерживали пафос революционного отрицания.

Тургенев обратил внимание не только на сильные, но и на слабые стороны распространенного в то время учения немецких вульгарных материалистов – Фогта, Бюхнера и Молешотта. В “Отцах и детях” посредством взглядов главного героя он наглядно показал отрицательные последствия некритического к ним отношения. В начале романа Базаров отзывается о немцах с нескрываемым почтением: “Тамошние ученые дельный народ”, “немцы в этом наши учители”. И тут же народная жизнь устами крестьянского мальчугана на болотце возле осиновой рощи задает Базарову недоуменный вопрос: “На что тебе лягушки, барин?” – “А вот на что, – отвечал ему Базаров…, – я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается”.

Крестьянские ребятишки не соглашаются с Базаровым: что-то в его доходчивости и простоте их настораживает: “Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно” – “Я их боюсь, лягушек-то”, – заметил Васька. “Чего бояться? Разве они кусаются?” – “Ну полезайте в воду, философы”, промолвил Базаров”.

А ребятишки, действительно, оказались маленькими мудрецами. “Философ”, смышленый и трезвый мальчуган, почувствовал странность базаровских рассуждений о сходстве людей с лягушками. А Васька, малыш впечатлительный, выразил свое несогласие эмоционально. Грубой ошибкой вульгарных материалистов было упрошенное представление о природе человеческого сознания, о сути психологических процессов, которые сводились к элементарным, физиологическим: мозг выделяет мысль, как печень – желчь.

В утилитарном взгляде Базарова, отрицающем искусство, не все бессмыслица. В базаровских выпадах против “искусства наживать деньги” есть вызов бесплодному эстетизму, особенно безнравственному в эпоху глубоких общественных потрясений.

Базарову, человеку деловому и практичному, демократу до конца ногтей, ненавистна барская изнеженность, избыточная культурная утонченность, внутренняя дряблость характеров, призрачность интересов, лишенных связей с практическими потребностями жизни. В базаровской злости на “барчуков проклятых” есть доля трезвой социальной правды, тем более, что эти “барчуки” сознательно сыплют соль на обнаженную рану. Грубые шутки Павла Петровича (не пиявки ли в мешке у Базарова и не ест ли он лягушек) унижают героя.

Базаров не остается в долгу. Черты барства у старших Кирсановых он объясняет еще и как явление патологическое, как физиологическую неполноценность. “Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну равновесие и нарушено”. Более того, Базаров презирает братьев Кирсановых еще и потому, что они “старички”. Вообще “старики”, с его точки зрения, – отставные люди, их “песенка спета”. К своим родителям Кирсанов подходит с этой же меркой: “Замечательная живучесть!” “Презабавный старикашка и добрейший… Много уж очень болтает”.

Базаров готов назвать предрассудком не только уважение к старости, он не желает “рассиропиться” не только со своими родителями. Он считает романтической чепухой духовную утонченность любовного чувства: “Нет, брат, это все распущенность, пустота!… Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество”.

Чем больше кичится герой своей силою, тем чаще в романе звучат глухие угрозы, роковые предупреждения заносчивому Базарову. Судьба посылает герою испытание любовью. Дорого обходится Базарову его самоуверенность, высмеивающая любовь Павла Петровича к княгине Р.: “Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец”.

Нет любви, если лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе есть лишь вечный круговорот химических процессов ученого вещества, из которого состоит все, так считает главный герой Тургенева. Живущее в человеке чувство сострадания Базаров в горькую минуту жизни склонен считать малодушием. И тут он глубоко заблуждается. Ведь, кроме правды физиологических законов, есть правда другая, правда человеческой одухотворенной природности. Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, любви, искусства. “Над чем посмеешься, тому и послужишь” – горькую чашу этой жизненной мудрости Евгению Базарову суждено испить сполна.

Личностные качества Евгения Базарова

Евгений Базаров – главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Первое, что читателю бросается в глаза – это простота Базарова, о которой автор говорит с самых первых страниц. Неоднократно на этом факте акцентирует внимание и друг Базарова Аркадий во время их поездки в родовое поместье. У Кирсанова-старшего первые впечатления о Евгении были несколько смазаны радостными переживаниями, он после длительной разлуки наконец встретился с сыном, однако какой-то осадок по отношению к Базарову все же прочно осел в его сознании.

Базаров обладает незаурядным умом. Это относится не только к области медицины, но и других сфер деятельности. Это стало причиной развития такого качества, как самоуверенность. Базаров осознает собственной умственной превосходство по отношению к большей части окружающих и часто не может удержаться от того, чтобы не сделать резкое замечание. К этому качеству еще добавляется самолюбие. Такие качества Павел Петрович считает несовместимыми со сферой деятельности Базарова. По его мнению, человек, обладающий таким сложным характером, не может стать полноценным уездным врачом.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сам Базаров считает, что он человек положительный и неинтересный. Хотя на самом деле он является достаточно привлекательной личностью. Базаров имеет нестандартные взгляды, которые мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд может показаться, что Базаров действует по принципу противопоставления и противоположности – он противоречит почти любой мысли. Однако, если разобраться, это не является простой прихотью. Евгений может обосновать свою позицию, привести четкие доказательства и аргументы, подтверждающие его правоту. Базаров достаточно конфликтный человек, готовый затеять спор с человеком любого социального положения и любого возраста. Но при этом он всегда готов выслушать своего оппонента и проанализировать его аргументы и доводы.

Базаров, несмотря на готовность к дискуссии, очень упрям, его практически невозможно переубедить. На протяжении всего произведения никто не сумел полностью поменять его отношение к некоторым вещам.

Источник

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

В чем заключается нигилизм базарова. 5 nigilizm bazarova otcy i deti. В чем заключается нигилизм базарова фото. В чем заключается нигилизм базарова-5 nigilizm bazarova otcy i deti. картинка В чем заключается нигилизм базарова. картинка 5 nigilizm bazarova otcy i deti

Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» касается проблемы нигилизма главного героя Евгения Базарова. Нигилизм – это философское направление, сущность которого заключается в отрицании всего иррационального. В первую очередь это касается религии и существования Бога. Главным «ударником» в области нигилизма был известный философ Фридрих Ницше, который провозгласил крылатую фразу: «Бог умер!». Но философия нигилизма – это не только часть атеизма, а также негативное отношение к общественным моральным нормам, устройствам, законам. Каким нигилистом был Базаров, и что Тургенев пытался сказать своим читателям этим образом?

Базаров – образованный молодой дворянин, который учится на лекаря. О нем и его философии нигилизма мы узнаем из рассказов его товарища Аркадия Кирсанова, который привозит друга домой погостить. Сначала Аркадий восхищается молодым человеком и его взглядами на жизнь. Он пытается ровняться на него, поэтому с его уст философия друга звучит, как что-то увлекательное и интересное. Но его родные, как истинные либералы, сразу воспринимают ее в штыки, как собственно позже и самого Базарова.

Евгений относится к миру с легкой насмешкой, порой жестко его критикуя. Он утверждает, что самый лучший выбор в этой жизни – всё отрицать. Чем он и занимается. Но что значит это «всё отрицать»? Под словом «всё» Базаров подразумевает конкретные понятие, которые некоторые боятся произнести вслух. Первое – это религия. Хотя сам Базаров не говорит об этом прямо, но этот факт становится понятным из его разговора с Павлом Петровичем, дядей Аркадия. Павел Петрович в ужасе обрывает Базарова на полуслове, так что он не успевает произнести никакого «богохульства».

Как один из видов иррациональности, Евгений не признает искусства. Для него – это все пусто. Он не видит в нем никакой пользы для человечества, считает, что это обман, в котором люди прячутся от других или же от самых себя. Вспомним, как он отзывается о картинах Рафаэля, которые, по его мнению, «гроша не стоят». Когда Николай Петрович, отец Аркадия, играет на виолончели, все восхищаются им, но не Базаров. Ему кажется, что этот мир построен на лжи. Николай Петрович занимается самообманом, он убегает в мир искусства, скрывая от себя свою настоящую сущность. А на самом деле вокруг него все валится и рушится.

Первым делом Евгений обратил внимание на состояние двора и хозяйства Кирсановых, которые находились в плачевном состоянии, пока отец семейства наслаждался своими музыкальными способностями. Такие люди обманывают себя, живут в мире иллюзий. Но есть те, которые обманывают других в корыстных целях.

Также он не имеет романтических взглядов на природу и ее силу. Для Базарова природа – это «мастерская для человека», место, где он может себя реализовать, используя ее средства. Ей не нужно поклоняться. Он не признает абсолютно никаких авторитетов.

Евгений Базаров, несмотря на то, что был дворянином, провел нелегкое детство и сам добивался всего в юности. Возможно, именно поэтому он думает, что всего можно достичь только трудом. Будучи очень способным, он хорошо изучал науку и теперь верит только ей и научным фактам. Для него химик – более ценен, нежели поэт. С поэта нет никакого толку, а вот химик может быть полезен.

Еще одним романтическим «вздором» Евгений считает любовь. Он смеялся над «огнем, который горит в душе» и прочими любовно-страстными проявлениями. Ведь все эти чувства никаким образом не вписывались в его материалистическую теорию. Интересно, что автор подверг сомнению эту мысль своего героя и позволил ему прочувствовать всю эту «романтическую чушь». Базаров познакомился с прекрасной девушкой Анной Сергеевной Одинцовой и вскоре влюбился в нее. Он сразу отметил, что Анна не похожа на других, что ее высказывания действительно имеют смысл.

В тот момент Евгению было особо тяжело, ведь его томили чувства к Одинцовой, и одновременно рушился мир его нигилистической теории существования. Тогда он понял, что все-таки бывают исключения. Одним из них является любовь. Эта «романтическая дурь» существует, вот только ею можно управлять, что и сделал главный герой. После открытого отказа Анны, со временем он смог успокоить огонь внутри, полыхавший к ней.

Тем не менее, для Базарова мир начал терять свое равновесие. Возможно, это стало одной из причин его гибели.

Евгений отрицал и социальные порядки. Хотя сам он был дворянином, Базаров насмехался над дворянством и их манерами поведения. Он чувствовал, что этой стране нужны перемены. Прежнее уже отжило свое, а новое еще не пришло. Старики-либералы все также хватались за старое и не желали ничего менять. Так будет всегда. Это вечная проблема поколений.

Евгений Базаров твердо держался земли. Его нигилизм привел к тому, что он верил только в материальное и доверял исключительно достоверным научным фактам. Все, что нельзя подтвердить, для него просто не существовало. Он готов был жить здесь и сейчас, приносить пользу этой земле и стоять твердо на ней.

Базаров мне напоминает Родиона Раскольникова из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Они оба имеют свою философскую теорию, по которой пытаются жить, и оба получают наказание за дерзновение признать себя «право имеющими». Базаров воспринимает себя как человека с ясным разумом, а потому считает окружающих только тенью, фоном для его утверждения. Это также роднит его с Раскольниковым, который возомнил себя «Наполеоном».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *