В чем заключается новаторство глинки
Творческий гений М.И. Глинки в русской национальной культуре (кратко)
Творчество Глинки имело особое значение для развития русской национальной культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения, а потому – явлением единственным, исключительным, неповторимым.
Глинка стал родоначальником новой эпохи русского искусства. Он выступил не только как завершитель пройденного этапа, но и как открыватель новых путей. Он не только обобщил лучшие художественные традиции прошлого, но и дал новый поворот всему развитию русской музыки.
В основе всей деятельности Глинки лежит та действенная идея патриотизма, которая в условиях декабристского периода была неразрывно связана с понятием истинной народности. Глинка вошел в наше сознание, прежде всего как певец русского народа. Искусство Глинки питалось истоками народного творчества, усваивало древнейшие традиции русской хоровой культуры, по-новому претворяло художественные принципы русской композиторской школы 18 и начала 19 века. К искусству Глинки ведут и русский монументальный хоровой стиль a cappella, и ранняя русская опера, и бытовая песня-романс, и народно-песенная традиция в жанрах инструментальной музыки 18 века. Разумеется, что все эти элементы у Глинки переплавились в новое качество более совершенного, классического стиля. Ему первому удалось придать русской профессиональной музыке широкий размах, силу идейного содержания и совершенство художественных форм. Новое содержание искусства Глинки связано, прежде всего, с новым пониманием важнейшего принципа русской композиторской школы – принципа народности. Композитору принадлежат замечательные слова: «…создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Народность у Глинки – это глубокое и разностороннее отображение жизни народа, его мировоззрения и характера, его исторического опыта.
В своем понимании народности композитор был чужд национальной ограниченности. Один из самых передовых, глубоко мыслящих художников эпохи романтизма, он живо интересовался искусством различных народов, их бытом и нравами, их языком. В его музыке широко отражены и песни Востока, и грация польского танца, и темпераментная испанская пляска, и пленительное bell canto итальянских мелодий. Такая широта восприятия в творчестве Глинки является типичной чертой русской классической школы.
Проблема народности в сознании Глинки была нераздельно связана с требованием правдивого отражения жизни, с реалистическим методом творчества. И здесь композитор поднялся на ступень выше своих предшественников. Преодолевая бытовой реализм 18 века, он пришел к эстетическим принципам высокой типизации и поэтического обобщения явлений действительности. Особое значение в творческом методе Глинки приобретает проблема мастерства. Никто из его предшественников не уделял так много внимания вопросам художественной формы, архитектоники, композиции. Любое произведение Глинки привлекает цельностью и стройностью формы, точностью и ясностью музыкального выражения.
Национальное искусство Глинки не принадлежит ни классицизму, ни романтизму, оно тем более не является простой суммой классицистических и романтических элементов. Впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры. В совершенстве овладев высоким мастерством, он выработал свою систему эстетических взглядов, опирающуюся на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи. Этой системе и подчинен стиль Глинки.
Глинка оставил после себя огромное бесценное наследие потомкам – свои произведения, в которое входят оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»; «Камаринская», «Вальс-фантазия» и другие симфонические произведения; более 70 романсов; камерные инструментальные ансамбли и фортепианные произведения.
Роль Глинки в русском музыкальном искусстве велика. Только с его творчеством русская музыка вышла на путь широкого, монументального, общенародного искусства.
Творчество М.И.Глинки — произведения, жанры, анализ
Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:
«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).
Основу авторского стиля Михаила Ивановича Глинки составляет,
Творчество М.И.Глинки
Оперные произведения
М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:
Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.
Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.
Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.
Некоторые его характерные особенности:
Оперу «Руслан и Людмила» часто называют
После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.
Симфоническое творчество Глинки
Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:
«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».
Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:
В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).
Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.
Новаторство композитора
Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:
Вокальные произведения Глинки
Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.
Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).
Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:
Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:
Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки
(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).
Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:
Оркестровка у Глинки
Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:
Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:
«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».
Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.
Историческая роль композитора М.И.Глинки
Она заключается в том, что он:
Лекция по Хоровой литературе М.И.Глинка
Хоровое творчество М.И.Глинки
Русская музыкальная школа всегда развивалась под воздействием прогрессивного движения русской общественной мысли. Глинка, творчество которого развивается параллельно творчеству Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, не мог быть в стороне от того передового, что было основным для них: стремление к правде и к отображению типичных явлений действительности, прогрессивные идеи и образы, оптимистические отношения к жизненным конфликтам, вера в народные силы (вопреки тяжелому гнету царизма).
Наиболее близкими Глинке оказались те стороны русской культуры, которые были выражены в творчестве Пушкина и его поэзии. Воздействие Пушкина и в дальнейшем было исключительно сильным, как в отношении тем, сюжетов и образов, так и эстетических основах и художественных стилей.
Находясь в первых рядах русских художников, Глинка создал «передовой идейно-высокий и совершенно народный» образ героя, как героя народного и национального, а так же широко и многосторонне воплотил образ народа, выразил идеи народности в музыке.
В 1838 году Глинка был послан в Малороссию для набора певчих в капеллу, а в следующем 1839 году он, из-за разных интриг, оставил службу при капелле, успев написать для нее лишь одну «Херувимскую песнь», которую, впрочем, сам находил неудачною.
Около 1853 г. Глинка заинтересовался произведениями западной церковной музыки и с удовольствием слушал их исполнение хором графа Шереметева. Строго диатоническая гармония, с успехом примененная к западной церковной музыке великим итальянским маэстро — Палестриною, подала мысль Глинке применить ту же систему гармонии и к нашим церковным напевам, и он решился заняться этим делом; до начала же занятий положил на три голоса «Эктению», «Литургию» и «Да исправится».
Глинка велик, конечно, не в области церковного пения, а в сфере национальной русской музыки, которой он считается основателем. Тем не менее, замечательно его отношение к нашему древнему пению, его любовь к нему и желание «проложить хотя тропинку по собственному его выражению, к нашей церковной музыке». Не лишены значения и оставленные им переложения, как первый опыт переложения в том направлении, которое потом было усвоено Потуловым и другими.
М.Глинка – основоположник русской классической музыки. Новаторство Глинки в глубоком понимании народности, выход за пределы чисто бытового изображения народной жизни. Отображение характера, мировоззрения, «образа мыслей и чувствований народа» (Пушкин). Особый подход к народному творчеству, крестьянской песне, а также к древним ладам. Глинка и восточная музыка, впервые ее воплощение в гениальных сочинениях. Глинка и создание им русской национальной классической оперы. Новый этап в развитии светского хорового творчества и его исполнительства.
Народ является участником всех событий, главным героем – отсюда обилие массовых хоровых сцен в операх Глинки.
Опера обрамлена монументальными хоровыми сценами – интродукцией и эпилогом.
В интродукции звучит хор ополченцев во главе с русским воином и хор крестьян, встречающих их в своем селе. В стиле народной песни написан хор «Родина моя». Начинает мелодию запевала (русский воин). Широко, распевно звучит основная тема, её подхватывает мужской хор.
Хор воинов написан в куплетной форме. Куплеты исполняются без сопровождения и соединяются между собой небольшими оркестровыми отыгрышами, повторяющими последнюю фразу хора. Переменный лад (соль мажор – ми минор), смена многоголосия унисонным звучанием, внутрислоговые распевы в теме – все эти черты усиливают народный колорит хора.
Главная идея оперы – героизм и патриотизм русского народа – наиболее ярко воплощена в хоре эпилога «Славься». Эпилог состоит из антракта и трёх разделов: первый – тройной хор; второй – сцена и трио (Ваня, Антонина и Собинин) с хором, третий – финал (хор «Славься» с ансамблем корифеев).
После сцены и трио с хором (хор воинов) как реприза всего эпилога в финале снова звучит «Славься». Шестиголосный смешанный хор народа, ансамбль корифеев, расцвечивающий общее звучание подвижными мелодическими распевами, хор воинов (унисон басов с нисходящей по целым тонам мелодией), симфонический и духовой оркестры, колокола, литавры – все сливается в торжественно-ликующий гимн во славу Руси, во славу народа – героя.
Опера «Руслан и Людмила» так же, как «Сусанин» обрамляется монументальными хоровыми сценами. В хорах первого и пятого действий дана яркая музыкальная характеристика древней Руси, показан её быт, языческие обряды.
Интродукция рисует свадебный обряд в роскошной гриднице киевского князя Святозара. Певец-сказитель Баян и хор гостей приветствуют молодых. Хоры «мир и блаженство, чета молодая», «Светлому князю и здравье и слава», «Да здравствует чета младая, краса Людмила и Руслан!» образуют торжественное, эпически широкое прославление верности, мужества, любви.
После каватины Людмилы, в которой юная княжна грустит о предстоящей разлуке с отцом, звучит хор гостей «Не тужи, дитя родимое». Э то обрядовый свадебный хор с характерными интонациями плача, причитания. Пятидольный размер, куплетно-вариационная форма, переменный лад (си минор – ре мажор), напевность, задушевность роднят этот хор с народными обрядовыми песнями. Вместе с тем интонации мелодического минора в запеве приближают его к городскому пению.
Суровостью, архаичностью отличается хор «Лель таинственный», напоминающий древние песнопения (размер 5/4, тональность си мажор).
Хоры пятого действия снова возвращают нас в Киев и вносят новые черты в образы героев древней Руси. После сложных перипетий все снова собираются в замке Светозара, оплакивают Людмилу, спящую непробудным сном. Смешанный хор «Ах ты, свет Людмила» звучит горестно, печально. Синкопированная повторяющаяся мелодия напоминает народные причитания. Хор написан в переменном ладу (ре минор-фа мажор- ре минор), в куплетно-вариационной форме. Во втором куплете Глинка применяет двойной контрапункт (нижний голос становится верхним, а верхний – нижним).
В персидской хоре « Ложится в поле мрак ночной» композитор создаёт яркие стилизации восточных песен и танцев с присущей им пышностью, орнаментальностью, вариационностью.
Оперные хоры Глинки отличаются вокальностью партий, удобством тесситуры, богатством тембровых красок, разнообразием составов, форм, динамической вариационностью. Оперно-хоровое творчество композитора заложило основу для дальнейшего развития русской хоровой культуры.
Творчество М.И. Глинки (лекция)
ПЛАН
1. Историческая роль Глинки в музыке.
2. Исследователи творчества Глинки.
3. Творческий путь. Характеристика творчества.
4. Оперная драматургия.
5. Симфоническая музыка.
6. Камерная инструментальная музыка.
Творческая жизнь М.И.Глинки нашла отражение в его «Записках», в которых композитор свою творческую жизнь делит на четыре периода:
1. Детство и юность, формирование творческих принципов (до 1830 года).
2. Путь к мастерству (1830-1836 годы).
3. Центральный период (до 1844 года).
Его высказывания говорят об удивительной скромности композитора, о строгих требованиях к себе, об искренности и правдивости.
Родился Михаил Иванович Глинка в Смоленской губернии, в Новоспасском. С детства слушал он русские народные песни, полюбил их и на протяжении всей жизни разрабатывал народную русскую музыку. Первое знакомство Глинки с профессиональной музыкой состоялось в раннем детстве. Русские песни, классические пьесы и танцы составляли репертуар небольшого оркестра крепостных крестьян его дяди. С раннего детства начинается обучение игре на фортепиано и скрипке.
В то же время Глинка чувствует неудовлетворённость и стремится познакомиться с музыкальной жизнью Запада.
В 1830 году состоится его первая зарубежная поездка. Он едет в Италию, где живёт в Милане, посещает Неаполь, Рим, Венецию. Дальше он едет в Австрию и Германию; увлекается итальянской оперной культурой и классическим вокальным исполнительством, в котором видит сочетание классической стройности, отчётливости исполнения с непринужденностью.
Написанные им в Италии ряд фортепианных вариаций на итальянские темы говорят о его увлечении итальянским искусством. Во время заграничной поездки Глинка знакомится с лучшими достижениями западноевропейской культуры. Всё это расширило кругозор композитора и дало новые стремления. Основательное знакомство с оперным театром помогло Глинке осознать своё истинное призвание. Он решает создать русскую оперу.
В Берлине Глинка занимается под руководством музыканта-теоретика Зигфрида Дена, с которым он привёл в порядок свои теоретические знания и поработал над техникой полифонического письма.
Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Как огромное историческое событие восприняли оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский. Противоположное мнение имели светские меломаны, назвав оперу «кучерской музыкой». Пушкин предрекал великое будущее Глинки.
В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, во Францию и Испанию. В Париже знакомится с Гектором Берлиозом. С большим успехом прошёл в Париже концерт из произведений Глинки. Два года композитор находился в Испании. Используя записи народных танцев, он в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота», в 1848 году уже в России увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была написана симфоническая фантазия «Камаринская».
В последние годы М.И.Глинка жил в Петербурге, Варшаве, Париже, Берлине. В доме композитора собирались поэты, певцы, писатели, композиторы, актёры, молодые музыканты, Балакирев, музыкальные критики Серов и Стасов. Умер Глинка в Берлине в 1887 году. Его прах был перевезён в Петербург.
Характеристика творчества. М.И. Глинка, впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким мастерством, выработал свою систему эстетических взглядов, которой подчинён его стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической музыки, который явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы.
Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую ткань.
М.И.Глинка глубоко проник в самую природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.
Глинка поэтически претворил русский народный колорит, применив оригинальные ладовые обороты, принцип ладовой переменности, типичные лады русской народной песни-миксолидийский мажор, натуральный минор.
Основные мелодические образы интродукции контрастны между собой. Таким образом, в интродукции показаны разные стороны облика народа: его воля и сердечность, его мужественная стойкость и любовное восприятие; родной природы.
Ария Антониды состоит из двух разделов: каватины и рондо. Медленная задумчивая каватина выдержана в духе русских лирических песен. Нежная каватина сменяется оживлённым, ‘грациозным рондо. Её лёгкая, свежая музыка носит также песенный характер.
Далее появляются гребцы. Их хор отличается яркостью национального колорита.
Финал I действия выдержан в маршевом движении и полон патриотического воодушевления. Сусанин, Антонида и Собинин выступают как запевалы и солисты хора
Интонациями и ритмами этого танца Глинка рисует портрет польских захватчиков, за внешнем блеском которых скрыты алчность, самонадеянность и безрассудное тщеславие.
До Глинки вводились в оперу танцевальные номера, но обычно лишь в виде вставного дивертисмента, но они не имели прямого отношения к действию. Глинка же впервые придал танцам важное драматургическое значение. Они стали средством образной характеристики действующих лиц. От «польских» сцен II действия берёт начало русская классическая балетная музыка.
Действие начинается песней приёмного сына Сусанина Вани. Песня своей простотой и естественной напевностью близка русским народным песням. В конце песни в неё включается голос Сусанина и песня переходит в сцену, а затем в дуэт. В дуэте господствуют маршеобразные интонации и ритмы; в нём находит выражение патриотический подъём отца и сына.
Драматической кульминацией всей оперы является сцена с поляками в IV действии. Здесь решается судьба главного героя оперы.
Картина начинается хором поляков, бредущих в ночной темноте по занесённому снегом глухому лесу. Для характеристики поляков Глинка пользуется ритмом мазурки. Здесь она лишена бравурности и воинственности, звучит мрачно, передавая угнетённое состояние духа поляков, предчувствие ими скорой гибели. Неустойчивые аккорды (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд) и тусклые тембры оркестра усиливают ощущение мрака и тоски.
Опера завершается грандиозной картиной народного торжества на Красной площади в Москве.
Эпилог состоит из трёх разделов: 1) хора «Славься» в первом изложении; 2) сцены и трио Вани, Антониды и Собинина «Ах, не мне, бедному. » с хором; и 3) финала-нового, заключительного изложения «Славься».
В гениальном «Славься» с предельной выпуклостью и четкостью воплощен богатырский образ народа-победителя.
Основная роль принадлежит двум хоровым сценам. Народ в них предстаёт как «великая личность», сплоченная одним чувством, одной волей. Эти народные хоры с их ораториальным стилем в то время были беспримерным явлением.
Тема хора соединяет в себе черты распевности и движения. Весь её образный строй передаёт неторопливую поступь народного шествия.
Истоки хора многообразны. Здесь и народная песня, и стиль хорового партесного пения, торжественный кант XVIII века. В общей композиции хоровой сцены Глинка применяет излюбленную форму вариаций и подголосочно-полифонические приёмы развития.
Общая композиция оперы подчинена строгому принципу симметричности. Типичные для Глинки приёмы репризности и законченности формы определяют отдельные элементы оперы и всю её композицию в целом. Пролог и эпилог обрамляют произведение. Это полностью отвечает эпическому складу оперы. Стройность оперной формы создаётся путём обрамления. Тематический материал увертюры вновь повторяется в финале V действия, в торжественном заключительном хоре в той же тональности Ре мажор. Крайние акты рисуют величественные картины Киевской Руси. Между ними развёртываются контрастные, сцены волшебных приключений героя в царстве Наины и Черномора, образуется 3-х частность. Такой принцип станет типичным для сказочных и эпических опер русской лирики. Вместе с тем опера, симфонична, конфликтное, напряженно-драматическое развитие заменяется принципом контраста.
Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы». Опираясь на классическую традицию замкнутых, завершённых номеров, Глинка создаёт свой тип повествовательной оперной драматургии эпического плана. Неторопливый повествовательный ход развития с широкими тематическими арками на больших расстояниях, замедленность сценического действия, изобилие тем затрудняли восприятие произведения.
Композитором использованы тексты 20 поэтов. Сохраняя единство своего стиля, Глинка сумел отобразить в музыке особенности поэтического языка, присущие различным авторам. Он воплощает в музыке романса прежде всего общее настроение текста, его главный поэтический образ. Главным средством воплощения содержания романса является напевная мелодия широкого дыхания, порой с отдельными речитативными изобразительными интонациями, отличающаяся единством всех элементов.
Фортепианная партия играет большую роль в романсах Глинки, особенно в зрелых. Вступления, вводящие в настроение и обстановку действия, имеются в большинстве романсов. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей голоса.
Широко известны его романсы «Сомнение» на слова Кукольника, в «Крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина. Гармонический язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень интересные гармонические штрихи: пониженная VI ступень и большое число субдоминантовых гармоний.
Значение творчества Глинки. Оперы Глинки определили собой путь развития оперного жанра в России. В принципах музыкальной драматургии, в образном строе и в методах разработки народно-национального тематизма оперы Глинки явились основой для творчества русских композиторов-классиков.
Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин» явилась ценнейшим вкладом в мировую культуру. По этому пути пошли Мусоргский в операх «Борис Годунов» и «Хованщина», Римский-Корсаков в операх на темы русской истории «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» и Бородин в опере «Князь Игорь». Русская опера прошла большой последующий путь развития, но неизменным оставалось: глубокое понимание исторической темы с позиций современности, ведущая роль народа, сквозное проведение ведущей мысли и основного конфликта, выраженного средствами симфонического развития; реалистическое воплощение главных характеров и творческое использование народно-национальных истоков. Принципы ансамблевого письма, присущая композитору пластичность и ясность самостоятельных мелодических линий, нашли продолжение в операх Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина.
Новаторская по замыслу «балетная сцена с хором» в блестящей сюите польских танцев II действия не является вставным, декоративным номером, что наблюдалось в творчестве композиторов до Глинки. Являясь одним из важных элементов драматического действия, она намечает тот путь симфонизации русского балета, который впоследствии был продолжен Чайковским.