В чем заключается новаторство лермонтова
Новаторство Лермонтова
Лермонтов привнес что-то новое в трактовку темы одиночества, и этот новый, прежде всего, его абсолютный и глубоко личностный характер, связан с отвержением лермонтовского героя мира, фундаментальных основ мироустройства. Герой Лермонтова постоянно и везде один: он один среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не в состоянии понять его высокие стремления и поэтому враждебны ему:
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.
Ему нет места среди «холодных», «бесчувственных» «толп», среди «высокомерных» и «бездушных» «светлых». Он также один на своей «родине», «где человек стонет от рабства и цепей» («Жалобы турков»), на «землю рабов, землю господ» («до свидания, немытая Россия»). Наконец, он один во всем мире, который для него всегда «пустыня»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»). Это всеобъемлющее одиночество также встречается в таких глубоких и близких человеческих отношениях, которые по своей природе наиболее предполагают возможность духовной связи между людьми: любовь, дружба, родство.
Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.
Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.
Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной..
Одним из главных мотивов творчества Лермонтова является противопоставление разносторонней и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.
Лермонтов был одинок, и тема одиночества появляется почти в каждом его произведении. Во многом это связано с личными качествами поэта. По свидетельству современников, он был резким, сдержанным человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова, по-видимому, заключается в том, что он мало встречал в своей жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении «памяти А. И. Одоевского», когда речь заходит о близком, любимом друге!
Но он погиб далеко от друзей.
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество и тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем.
В стихотворениях «монолог”, “1 января 1841 года” и во многих других Лермонтов посылает проклятия «светским цепям», убивающим душу человека.
Сложный характер Лермонтова только усугублял противоречия, возникавшие между мыслящим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихах слышится негодование по поводу жестокости законов и унизительного положения человека в России во второй четверти XIX века:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! этот край. моя отчизна!
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Такое одиночество не снимает высокой личной трагедии, но выступает как естественный неизбежный общий итог бытия. Вот почему Лермонтов так свободно переходит от “я” к “мы” в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения (“Дума”). ” В зрелом Лермонтове крепнет желание вырваться из круга трагического одиночества, встретиться с людьми «. И в поисках выхода из нее его уже не смущает проза повседневности, ее соизмеримость с ней и с жизнью других людей, “простого человека”.
Однако тяготение к народной жизни, общечеловеческим ценностям не устраняет одиночества “Лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет трагизм его одиночества, испытанного действительностью; для пророка сохранение связи с миром» целого «возможно только ценой вынужденного разрыва с людьми («Пророк»). Главный источник одиночества Лермонтова-противостояние героя и мира; разделяющая их дистанция остается неразрывной до конца.
Глава 3. Значение войны 1812 года в формировании мировоззрения поэта.
Тема. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Сложность образа Печорина, его духовная трагедия. Новаторство Лермонтова в жанре романа.
Тема. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Сложность образа Печорина, его духовная трагедия. Новаторство Лермонтова в жанре романа.
Цель: охарактеризовать образ Печорина в системе образов романа Лермонтова; раскрыть
сложность и противоречивость его характера и причины духовной трагедии; совершенствовать у учащихся
навыки пообразного анализа; выяснить особенности художественного создания образа главного героя в
романе Лермонтова; способствовать формированию критического мышления учащихся.
Оборудование: фрагмент из сериала «Герой нашего времени». Монолог Печорина (часть » Княжна
. Герой Нашего Времени, милостивьіе
государи мои, точно портрет, но не одного
человека: ато портрет, составленньїй
из пороков всего нашего поколения,
в полном ихразвитии.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
— Расскажите о своих впечатлениях от прочтения романа «Герой нашего времени». Какие
фрагменты вас больше всего привлекли? Чем?
— Каким вы увидели главного героя романа Григория Печорина?
— Можно ли его назвать харизматичной личностью? Как вы думаете, чем он
привлекает к себе других людей?
— Охарактеризуйте систему образов романа и определите в ней место образа Печорина. В
почему заключается ее специфика? Попробуйте обобщить свои выводы в виде схемы.
(Специфика создания системы образов романа состоит в том, что каждая повесть, что
входит в его состав, имеет собственную систему персонажей, однако они объединены в единую
образную структуру образом центрального персонажа-Григория Александровича
Печорина, молодого офицера, сосланного на Кавказ, где он должен отбывать военную
Система образов романа М. Лермонтова » Герой нашего времени»
«Тамань «»Княжна Мэри «» Фаталист»
врач Вернер, княгиня
Лиговская и ее дочь
III. Объявление темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
IV. Аналитическое исследование в пространстве обозначенной темы
Просмотр фрагмента из сериала «Герой нашего времени «(часть»Княжна Мэри»).
За просмотренным монологом Печорина и соответствующим фрагментом из текста романа
определите черты характера главного героя и главную проблему его жизни.
Герменевтическая беседа в пространстве образа Григория Печорина
— Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов дал именно такое имя своему
главному герою? (Григорий Печорин. Дав своему главному герою такое имя,
Лермонтов сразу же заявил о его родстве с образом Евгения Онегина из
одноименного романа Пушкина. Звучные фамилии, образованные от географических названий, были
символически воплотились в фамилиях главных героев реалистических произведений Пушкина и
Лермонтова, олицетворив в себе могучую стихию русского характера, который оказался
«лишним» в историко-политическом контексте России 20-40 годов XIX века.)
— Определите факторы, побудившие Лермонтова к созданию персонажа такого плана,
как Григорий Печорин. Где в тексте романа автор определил и обосновал свое творческое
задание? (В образе центрального персонажа Лермонтов, как он отметил в предисловии
к роману, создал портрет Героя нашего (своего) времени, то есть человека, который
задумалась над проблемой, чего не хватает уму, чтобы сделать жизнь человека
духовно полноценным? Такая позиция стала результатом разочарования в лучших идеалах
эпохи Просвещения, что, поставив в голову угла культ разума, обернулась для
человечества революциями и наполеоновскими войнами, залила кровью всю Европу. Ум
превратился в орудие эгоизма и манипулирования человеческой жизнью. Мир не стал
лучшим благодаря уму, и это привело к разочарованию в идеалах эпохи Просвещения в
всей Европе, и в России в частности.)
— Охарактеризуйте Печорина. Сравните вашу характеристику с собственной оценкой
героем самого себя (монолог Печорина из части «Княжна Мэри»). (Печорин получил
блестящее образование, он умен, начитан, способен, смел, наблюдателен,
изысканный, остроумный, волевой и деятельный, но вместе с тем аристократически высокомерный,
эгоистичен, циничен, страдает от неспособности найти достойное применение своему
ума. Ведь всех, с кем он общается в жизни, он делает несчастными.)
— Определите главную черту характера Печорина, связанную с главной проблемой его
готовом виде никаких нравственных истин, духовных ценностей, все подвергает сомнению. Разом
с тем и самого себя Печорин не считает мерилом всех ценностей. Он не имеет готовых
рецептов «единственно правильного» поведения, потому и сомневается в собственных поступках и мыслях.
Именно поэтому он постоянно их анализирует (поэтому он и ведет свой дневник), и в этом самоанализе
проявляется его стремление к самопознанию, попытка понять людей и социальные
и этические нормы, навязывающие человеку общество. Более того, этот персонаж возвышается
к осознанию философского смысла жизни, сути предназначения человека, удивительного
сочетание в ней добра и зла, свободы и необходимости.)
— К какому выводу относительно образа Печорина, по вашему мнению, подводит читателя
Михаил Юрьевич Лермонтов? (Лермонтов постоянно подводит читателя к мысли:
Печорин не научился определять для себя высокую, благородную цель. А это делает его в
жизни «лишним» человеком.)
Просмотр фрагмент из фильма » Герой нашего времени (1966). Монолог Печорина.
(«Зачем я жил?» Часть «Максим Максимович»)
— Опираясь на текст романа и соответствующий эпизод из сериала «Герой нашего времени»
(часть «Максим Максимович»), сделайте вывод, что именно делает Печорина
трагической личностью? Через два главных испытания проводит автор своего
героя, проверяя ценность его человеческих качеств? (По воле автора Печорин проходит
испытание дружбой и любовью и ни одного из них не выдерживает. Его душевная глухота
делает героя циничным и аморальным. Власть над чувствами женщин дает ему больше
удовольствие, чем искренняя любовь. Высокомерный и циничный он и в отношениях с Максимом
Максимовичем и врачом Вернером. Он считает, что плебеи не могут понять его
«высокой» аристократической души. Душевная глухота делает Печорина причиной
страданий и катастроф многих людей и его самого. Трагедия Печорина в том, что
как мыслящий человек он стремится понять себя и от этого страдает. Такая жизненная
позиция Печорина приводит к тому, что внутренне благородный и нравственный человек
воспринимается окружающими негативно. Трагическая судьба человека, лишенного возможности
применить свою кипучую энергию в современном ему обществе и потому вынужденной
тратить ее на мелочи, воссоздана Лермонтову во всей сложности и противоречивости,
с большой реалистичной убедительностью. Трагическая обреченность героя быть заложником
исторических обстоятельств, в которых ей приходится существовать, роднит образ Печорина с
пушкинским Онегиным. Печорин-это тип «лишнего человека», который не может смириться с
аморальными законами современного ей общества и, возможно, именно из-за этого гибнет
V. выяснение роли второстепенных персонажей для раскрытия характера Печорина и
воплощение авторского замысла
— По какому принципу Лермонтов устанавливает связи второстепенных персонажей с образом
главного героя? Как система образов произведения помогает в воплощении авторского замысла
создать портрет «Героя нашего времени»? (Важную роль в раскрытии образа Печорина
играют другие персонажи романа, которые определенным образом или дополняют » печоринский
тип » » или противопоставляются ему как тип альтернативного поведения со своим кругом
жизненных правил и нравственных ценностей. Все персонажи романа условно можно
поделить на две группы :
1) это герои, которые являются олицетворением простых, естественных норм поведения и человеческих
(Бела, Азамат, Казбич, контрабандисты, Максим Максимович);
2) это персонажи, принадлежащие к светской среде и в той или иной степени
исповедуют те же жизненные ценности, что и Печорин. Но этот мир неоднороден. В нем есть
персонажи, которые духовно близки Печорину (врач Вернер, Вера, поручик Вулич) и
персонажи, духовный мир которых Печорин воспринимает враждебно (Грушницкий, княжна Мери).
Грушницкий является пародийным двойником Печорина, изображающим из себя разочарованного
пессимиста, а на самом деле, как и княжна Мэри, является пленником светских правил и ценностей).
— Какую роль в романе играет образ Максима Максимовича? (Этот персонаж романа является
художественным антиподом печоринского цинизма, эгоизма и душевной закрытости. Как
представитель народа (тип «маленького человека»), Максим Максимович является носителем
подлинной человечности, доброты и душевности. Он смелый офицер, опытный
командир и вместе с тем простой человек, жизненная философия которого опирается на естественные
Нравственные основы человеческого взаимопонимания, дружбы, взаимоуважения, чувства человеческой
достоинства. Этот образ стоит в ряду образов простого человека из народа, являвшегося
основан Пушкиным в повести «Станционный смотритель» (Самсон Вырин, тип
«маленького человека»», несколько наивный и простодушный, но в целом высоконравственный,
генетически связан с менталитетом нации.
— Что вам известно о роли романа Михаила Юрьевича Лермонтова » Герой нашего
времени » в изображении образа героя, ищущего смысл своей жизни? (Роман Михаила
Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» дал мощный толчок русскому
литературе XIX и последующих времен в изображении такого типа героя, находящегося в
поисках смысла жизни, стремятся покорить его высокой и благородной цели. Согласно
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Лирика Лермонтова, по Белинскому, стала «новым звеном в цепи развития нашего общества». Новая ступень самопознания русского духа. Лермонтовский гений – гений лирики с обостренным чувством личности. Исследование человека как индивидуума. Лермонтов – одна из вершин 2-й четверти 19 века, наряду с Гоголем. Но они не соревновались, самостоятельны. До смерти Пушкина Лермонтов печатается мало, зато когда Пушкин умирает, его начинает штырить – пишет качественнее чем раньше и печатает все не стесняясь. Прохорова объяснила это тем, что при Пушкине скромный Лермонтов не хотел соревноваться с ним или понимал, что его время еще не пришло, еще не было нужного качества. Не хотел размениваться по мелочам, хотел сразу всех чем-то стоящим удивить, выстрелить. И выстрелит когда Пушкин умер – «ушел король – да здравствует король» (афоризм типа).
Лерм комплекс чувств – мятежный протест и трагическое одиночество. Кара за превосходство, по Лотману, и в то же время награда за то, что ты – личность. Одиночество – и плюс и минус. Нарастание: личность – индивидуализм – эгоизм.
Тема скитаний, изгнанности.
Самая излюбленная форма – философская дума.
Лермонтов, по Белинскому, принадлежит к тому числу поэтов, которые требуют перед разбором их произведений дать вступление о всей сущности поэзии.
В его поэзии алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания. Стихотворения сильны, но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Зато есть вопросы о смысле жизни.
Это и обращение к предкам: «Да, были люди в наше время..» (Бородино). Лермонтов сетует на то, что предыдущее поколение было сильнее и богаче духовно, нежели нынешнее(пожить бы ему в наше время…). Это слышно и в «Думе». Это почти во всей его лирике и в романе «Герой нашего времени». Эти стихи выстраданы самим поэтом, они писаны кровью. Вышли из глубины оскорблённого духа. Это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло.
— привнёс в поэзию рефлексию, внутреннее копание, изучение души и переживаний.
— много Лермонтов взял и у Пушкина («Журналист, читатель и писатель» похож на «разговор книгопродавца с поэтом»).
В. Г. Белинский. Стихотворения М.Лермонтова (немного, есть дальше вариант, где много)
Свежесть благоухания, художественная роскошь форм, поэтическая прелесть и благородная простота образов, энергия, могучесть языка, алмазная крепость и металлическая звучность стиха, полнота чувства, глубокость и разнообразие идей, необъятность содержания — суть родовые характеристические приметы поэзии Лермонтова и залог ее будущего, великого развития. Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества.
Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное. «Песня» представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта. В созданиях поэта, выражающих скорби и недуги общества, общество находит облегчение от своих скорбей и недугов: тайна этого целительного действия — сознание причины болезни чрез представление болезни. В таланте великом избыток внутреннего, субъективного элемента есть признак гуманности. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству. Вот что заставило нас обратить особенное внимание на субъективные стихотворения Лермонтова и даже порадоваться, что их больше, чем чисто художественных. И все такие его стихотворения глубоки и многозначительны; в них выражается богатая дарами духа природа благородная человечественная личность. Через год после напечатания «Песни» Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением «Дума», изумившим всех алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти. Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!… Если под «сатирою» должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, — то «Дума» Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии.
Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности его создания напоминают собою создания великих поэтов. Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем. Пока еще не назовем мы его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин:- ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет — Лермонтов. И мы видим уже начало истинного (не шуточного) примирения всех вкусов и всех литературных партий над сочинениями Лермонтова,— и уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах.
Огромное историко-литературное и теоретическое значение этой статьи («Отечественные записки», 1841, № 2) определяется тем, что в ней В. Г. Белинский впервые охарактеризовал М. Ю. Лермонтова как великого народного поэта — выразителя самых передовых идей времени, растущего общественного самосознания. Отрешившись от «примирительных» тенденций, критик неразрывно связывает народность, гуманность, художественное богатство и силу искусства с «субъективностью» поэта — граждански страстным отношением к жизни, непримиримостью к общественному злу. Белинский раскрыл лермонтовское отрицание николаевской действительности как стремление к «высшей полноте жизни» — переустройству ее на прогрессивных началах. Этим были опровергнуты измышления об «односторонности» музы Лермонтова, доказано, что идея отрицания не только не ослабляет творчество, но и дает возможность воплотить в нем «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». В статье о «Горе от ума», Белинский еще утверждал, что сатира «не может быть художественным произведением». Поэзия Лермонтова не только способствовала в целом отходу Белинского от «примирения с действительностью», но и пересмотру его литературных взглядов. По меткому замечанию П. В. Анненкова, «Лермонтов втягивал Белинского в борьбу с самим собою». Позднее Белинский писал: «Что до сатиры, то мы не знаем на русском языке лучших образцов ей, как «Дума» и «Не верь себе» Лермонтова»
Статья Белинского (МНОГО. )
Непосредственным продолжением статьи Белинского о «Герое нашего времени» явилась его статья о «Стихотворениях М. Лермонтова», напечатанная через полгода. За эти полгода Белинский окончательно преодолел свои «примирительные» умонастроения, вышел, на «широкое поле действительности», стал на путь революционного отрицания и борьбы. Работая над статьей о «Стихотворениях М. Лермонтова», в письме к Боткину Белинский заявлял: «Вообще, все общественные основания нашего времени требуют строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и будет рано или поздно. Пора освободиться личности человеческой, и без того несчастной, от гнусных оков неразумной действительности. » В пору «примирения» с действительностью Белинский требовал смирения личности и отказывался от всякого протеста. Теперь он выдвинул человеческую личность как носительницу активного протестующего начала в общественной жизни. С идеей личности связано было у Белинского и понятие «субъективности», которое он обосновал в статье о «Стихотворениях М. Лермонтова». «Субъективность» в понимании Белинского означала способность художника откликаться на общественные вопросы своего времени и произносить суд над явлениями жизни.
Анализ лирики Лермонтова Белинский начинает краткой оценкой стихотворения «Бородино» и подробным разбором «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Обращение Лермонтова к историческому жанру, с точки зрения Белинского, свидетельствовало «о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем. Но это прошедшее не могло долго занимать такого поэта; он скоро должен был почувствовать всю бедность и все однообразие его содержания и возвратиться к настоящему, которое жило в каждой капле его крови, трепетало с каждым биением его пульса, с каждым вздохом его груди».
По плану своей статьи Белинский говорит сначала о стихотворениях Лермонтова, в которых он «является не безусловным художником, но внутренним человеком, и по которым одним можно увидеть богатство элементов его духа и отношения его к обществу». К таким стихотворениям Лермонтова Белинский причисляет «Думу», «Поэта», «Не верь себе», «И скучно, и грустно». Во всех этих пьесах — «громы негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества». Особую группу по лирической тематике составляют стихотворения — «В минуту жизни трудную», «Памяти А. И. Одоевского», «Молитва», «1-е января», «Журналист, читатель и писатель», «Ребенку», «Сосед».
Рассматривая стихотворения Лермонтова, Белинский показывает многообразие их тематики, находя у Лермонтова «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». «Гармонически и благоуханно, — пишет он, — высказывается дума поэта в пьесах: «Когда волнуется желтеющая нива», «Расстались мы, но твой портрет» и «Отчего», — и грустно, болезненно в пьесе «Благодарность» (189). С этим последним стихотворением Белинский объединяет по теме «Завещание», не вошедшее в сборник 1840 года и только что напечатанное в «Отечественных Записках». Два перевода из Байрона — «Еврейская мелодия» и «В альбом» завершают цикл «субъективных» стихотворений Лермонтова, в которых критик видел выражение «внутреннего мира души поэта».
Далее, Белинский намечает переход от «субъективных» стихотворений к «чисто-художественным». Такими стихотворениями с его точки зрения являются «Ветка Палестины» и «Тучи», где «видна еще личность поэта, но в то же время виден уже и выход его из внутреннего мира своей души». К разряду «чисто-художественных» стихотворений, в которых «личность поэта исчезает за роскошными видениями явлений жизни», Белинский относит «Русалку», «Три пальмы», «Дары Терека», «Казачью колыбельную песню», «Воздушный корабль» и «Горные вершины».
В заключение своего разбора лирики Лермонтова Белинский останавливается на поэме «Мцыри», сопоставляя эту поэму с «Демоном», тогда еще не напечатанным, но распространявшимся в списках. «Мысль этой поэмы, — пишет Белинский о «Демоне», — глубже и несравненно зрелее, чем мысль «Мцыри», и, хотя исполнение ее отзывается некоторою незрелостию, но роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов ставят ее несравненно выше «Мцыри» и превосходят все, что можно сказать в ее похвалу. Это не художественное создание, в строгом смысле искусства, — подчеркивает Белинский, — но оно обнаруживает всю мощь таланта поэта и обещает в будущем великие художественные создания».
Из всех двадцати восьми вещей Лермонтова, вошедших в сборник его стихотворений, изданный в 1840 г. (единственный прижизненный сборник лирики Лермонтова), Белинский не упомянул только об «Узнике». Все остальные вещи были проанализированы им с величайшим вниманием. Что касается до «Узника», то это стихотворение наряду с «Ангелом» (не вошедшим в сборник 1840 г.) Белинский считал «недурными, даже хорошими, но только не превосходными» произведениями, а без того, пояснял он, они «не могут быть и хороши, когда под ними подписано имя г. Лермонтова».
Белинский шел от стихотворения к стихотворению в соответствии с собственной концепцией поэтического облика автора «Героя нашего времени». Поэтому последовательность стихотворений Лермонтова, намеченная Белинским, является строго продуманной, отражающей взгляды критика на перспективы творческого развития Лермонтова.
Развивая и обосновывая понятие «субъективности», как выражения не ограниченной личности, а «общего» и объективно-целесообразного, Белинский заявлял, что «особенное внимание» он обращает на «субъективные» стихотворения Лермонтова и даже радуется тому, что «их больше, чем чисто-художественных». «В таланте великом избыток внутреннего, субъективного элемента есть признак гуманности» — подчеркивает Белинский. По этому признаку Белинский узнает в Лермонтове «поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
На «субъективность», как ни горячо отстаивал ее Белинский, не была для него самого идеалом искусства. Поскольку «субъективность» представляла собой только момент объективной исторической разумности, постольку и в искусстве, которое призвано было отражать всю полноту жизни, «субъективность» еще не обеспечивала объективной художественности. «Не бойтесь этого направления, — говорит Белинский о «субъективности», — оно не обманет вас, не введет вас в заблуждение. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество». Таким образом, «субъективность», по мысли Белинского, является непреложным условием великого искусства, таким же его законом, как и непосредственность творчества.
Однако, через два года, в применении к Гоголю, Белинский констатирует, что даже у великого писателя «субъективность», как сила непосредственного творчества, не безгранична, что она не только имеет свои границы, но и может изменять писателю. Аналогичную мысль Белинский высказывает и в статье о стихотворениях Лермонтова. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — указывает Белинский, — каким бы горячим ключом ни била она во вне, и какими бы волнами ни лилась через край, — она неполна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».
Белинский верил, что Лермонтову суждено будет осуществить такое искусство, которое представляло бы собой единство могучего субъективного начала с пушкинским совершенством художественной формы. Между объективной художественностью и пушкинской художественностью Белинский всегда ставил знак равенства.
Характерно то сопоставление Лермонтова с Пушкиным, которое Белинский делал в своей статье: «В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также(как у Пушкина) виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. ».
Белинский отчетливо понимал, что Лермонтов, явившись наследником Пушкина, ушел в свой внутренний мир для того, чтобы всей силой негодования обрушиться на «позор общества». Этот путь Лермонтова, глубоко отличный от пушкинского пути, Белинский считал великим прогрессом русской литературы, поскольку в направлении лермонтовской поэзии не только не было измены жизненной правде, но, наоборот, было предельное ее обнажение. Тайна лермонтовской «субъективности», с точки зрения Белинского, была в ее бичующей силе, в ее революционном пафосе.
Сделав главным содержанием своей поэзии изображение отрицательных и тяжелых сторон человеческой жизни, Лермонтов разошелся с Пушкиным, но он возвращался к его традициям, когда «выходил из внутреннего мира своей души». Общий смысл той эволюции Лермонтова, которую он переживал в 1840—1841 гг. и которая устанавливается исследованиями последнего времени, можно характеризовать как возвращение к Пушкину. Гегель говорит, что всякое движение вперед есть вместе с тем «возвращение к первоосновам». Белинский, вероятно, единственный из современников Лермонтова предвидел этот новый этап его творчества, когда он указывал, что размышление и рефлексия должны стать источником высшей полноты жизни. Он настойчиво подчеркивал, что негодование и скорбь — глубокие, но преходящие темы Лермонтова. Выход из них Белинский видел в обращении к «внешнему миру, обществу и человечеству».
С изумительной прозорливостью Белинский предсказывал Лермонтову тему родины. В статье о стихотворениях Лермонтова Белинский писал о кровной связи гражданина и человека с судьбою родной страны, о любви к родине, как животворящем начале индивидуальной жизни: «В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством». Важно подчеркнуть, что Белинский, в пору написания этих строк, не мог знать лермонтовской «Родины», так как она появилась в печати только через два месяца после опубликования его статьи.
Когда «Родина» стала известна Белинскому, то он с восторгом отозвался о ней. В письме к Боткину 13 марта 1841 года он сообщал: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина» — то, аллах-керим, — что за вещь — пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».
Выход к внешнему миру, отказ от романтических красок и мрачных образов — вот что характерно было для поэтической эволюции Лермонтова. Впоследствии Добролюбов писал, что Лермонтов, — «умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». На основе преодоления «отрицательного» направления, в поисках новых путей, новых поэтических методов Лермонтов возвращался к началам пушкинского реализма и народности. Последний незавершенный этап своего художественного развития Лермонтов сам характеризовал в стихотворении к С. Н. Карамзиной.
Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор.
«Какая простота и глубокость!» — писал Белинский об этом стихотворении: «Оборот мысли, фразы — всё пушкинское. ».
15 (27) июля 1841 года Лермонтов погиб на дуэли. Второе издание «Героя нашего времени» Белинский встречал «горькими слезами о невозвратимой утрате, которую понесла осиротелая русская литература в лице Лермонтова». В этой рецензии Белинского по поводу второго издания романа есть строки, бросающие свет на последний этап творческого развития Лермонтова. Вот что писал Белинский: «Беспечный характер, пылкая молодость, жадная впечатлений бытия, самый род жизни отвлекали его от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура его начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни. Уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие между собою связь и некоторое единство, по примеру куперовской тетралогии, начинающейся «Последним из Могикан», продолжающейся «Путеводителем в Пустыне» и «Пионерами» и оканчивающейся «Степями».
Драгоценно это единственное дошедшее до нас свидетельство о неосуществленном грандиозном замысле Лермонтова, о котором он сам сообщал Белинскому. Существенно также показание Белинского о том, что «кипучая натура» Лермонтова «начала устаиваться», что он «спокойнее стал вглядываться в глубь жизни».
Трудно сомневаться в том, что Белинский сыграл важную роль в биографии Лермонтова, что после их исторической встречи в ордонанс-гаузе, после статей Белинского, — у Лермонтова наметилось сближение с критиком.
Чернышевский, располагавший, вероятно, данными, которые до нас не дошли, в «Очерках Гоголевского периода» говорит по поводу объединения кружков Герцена и Станкевича, что Лермонтов «самостоятельными симпатиями своими принадлежал новому направлению, и только потому, что последнее время своей жизни провел на Кавказе, не мог разделять дружеских бесед Белинского и его друзей». Вождем «нового направления», о котором говорит Чернышевский, был именно Белинский. «Самостоятельные симпатии» к Белинскому могли определиться у Лермонтова не только в связи с чтением его критических работ, но также и в пору личного общения с критиком в начале 1841 года, когда Лермонтов снова был в Петербурге.
«Самостоятельные симпатии» к Белинскому, несомненная родственность взглядов Белинского и Лермонтова по ряду принципиальных литературно-эстетических вопросов, — все это не означает, конечно, что они стали идейными единомышленниками.
Когда Лермонтов написал «Последнее новоселье», где истолковывал Наполеона, как сверхчеловеческого гения и с величайшим презрением говорил о революционной Франции, — Белинский откликнулся очень резко. «Какую гадость написал Лермонтов о французах и Наполеоне — то ли дело Пушкина «Наполеон», — писал Белинский Боткину 28 июня 1841 года. И в тот же день Белинский делился своим впечатлением по поводу лермонтовского стихотворения также и с П. Н. Кудрявцевым: «Какую дрянь написал Лермонтов о Наполеоне и французах — жаль думать, что это Лермонтов, а не Хомяков».
Интересно замечание, которое делает о «Последнем новоселье» Чернышевский. В «Очерках Гоголевского периода», говоря о презрении Белинского и его друзей из «Московского Наблюдателя» к французам за их рассудочность, за поверхностность их философии, за резкий разрыв их с историей во имя рационалистических идей, за «бесплодность» революции XVIII века и безбожие, — Чернышевский пишет: «В «Последнем новоселье» Лермонтов буквально переложил эти слова в стихи».
Взгляд Лермонтова на революционную Францию, который он выразил в «Последнем новоселье», когда-то разделялся и Белинским, в пору его «примирения с действительностью». Резкость отзыва Белинского о «Последнем новосельи» обусловлена отчасти, вероятно, тем, что в стихах Лермонтова Белинский увидел «французоедство», которое в 1838—1839 гг. было и его собственным ошибочным убеждением.
Если прав Чернышевский, связывая «Последнее новоселье» с идеологией вдохновлявшегося Белинским «Московского Наблюдателя», тогда мы имеем еще дополнительное свидетельство того, что пути идейного развития Лермонтова в какой-то мере соприкасались с путями Белинского.