В чем заключается новаторство островского как драматурга
Социально культурная новизна драматургии Островского
Александр Николаевич Островский ‒ драматург, литературный новатор и создатель русского национально‒самобытного театра.
Перу этого писателя принадлежит множество пьес, которые получили свою известность на века: «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди ‒ сочтемся», «Доходное место», «Снегурочка». Пьесы Островского был новаторскими, как и его метод.
Основой для пьес Островского служила сама жизнь. Он работал в суде и постоянно наблюдал за людьми. Пьеса «Свои люди ‒ сочтемся» основана на реальном судебном деле.
Пьесы Островского сразу же полюбились народу. Социально‒культурная новизна пьес Островского заключается в том, что он приблизил театр к народу и обратил внимание на тяжесть жизни народной, в особенности на тяжесть жизни русской женщины.
До Островского на сценах театров, в основном, ставили пьесы о жизни дворян и других высших слоев населения. При этом текст пьесы был далек от народа и содержал множество слов, незнакомых простому народу, в том числе на иностранных языках.
Островский стал новатором, и в пьесе обратился к жизни простых людей ‒ крестьян, провинциальных помещиков, офицеров, и писал обо всем простым языком.
В пьесах драматург поднимал важные социально‒нравственные проблемы, которые нужно было решать. Автор привлекал к ним внимание всех, чтобы показать со стороны, что нужно менять общественное устройство.
Особенно социально‒культурное новаторство в драматургии Островского проявилось в изображении женщин и отношении к ним. До Островского героини изображались страдающими, обреченными всю жизнь терпеть мучения и отношение к себе, как к вещи, безвольной и не имеющей прав.
Героини Островского ‒ женщины, которые борются за свое счастье, не ждут спасения, а действуют. В этом драматург произвел фурор, сказал новое слово и призвал уважать женщину.
То, что сделал для русской литературы и театра Островский, высоко оценили все современники и последователи драматурга. Его пьесы до сих пор имеют успех в театре, а театральные реформы были использованы для организации театра самим Станиславским.
Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга
Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга
Новаторской чертой драматургии Островского являются обширные экспозициив его пьесах. Не является исключением и «Гроза».
Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов.
Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведенийфольклора.Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.
Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.
Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей,которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица.
И драма, и трагедия вырастают у Островского не из каких-либо экстраординарных обстоятельств, а из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Недаром драматические произведения Островского нередко называют «пьесами жизни».
Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров.
В основе сюжета«Грозы» лежит любовная интрига. Её экспозициятакжесодержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.
Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку. Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желанием отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены.
Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия.Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.
В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.
Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.
Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.
Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.
Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает. » Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча.
Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.
В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве».
Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.
Вопросы и задания
1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество?
2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов.
3. В каком году «Гроза» вышла в свет? В чём своеобразие отражения эпохи конца 1850-х годов в этом произведении? Какие оценки дали новой пьесе Островского Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев?
4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира?
5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе?
6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира.
7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц.
8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?
9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины?
10. Как жанровые характеристики пьесы определяются своеобразием внешнего и внутреннего конфликтов? Каким образом проявляются в «Грозе» черты комедии, драмы и трагедии?
11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?
12. Подготовьте развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе “Гроза”».
13. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в “Грозе” А.Н.Островского».
Тема 13. И.А.Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов»[26]
Драматургия А. П. Чехова. Рождение нового жанра
Драматургия А. П. Чехова положила начало возникновению нового направления в русской и мировой литературе. Это направление получило название психолого-ориентированной драмы, когда на первый план в произведении выходят не внешние коллизии, а переживания героев.
Чехова уже знали как писателя, когда он заявил о себе еще и в качестве драматурга. Поначалу публика ждала от писателя юмористических произведений, наподобие его коротких рассказов. Но писатель решил обратиться к животрепещущим и серьезным темам.
Первая пьеса «Чайка», поставленная на сцене Художественного театра, поразила зрителей. Сюжет пьесы был необычен для драмы: вместо ярких любовных перипетий и острых страстей в произведении рассказывалось о простом провинциальном юноше, мечтающем о режиссуре. Молодой человек ставит пьесу для близких и друзей, а на главную роль приглашает девушку Нину, к которой испытывает нежные чувства. Но пьеса не находит отклика в зрителях не только потому, что автор не сумел в ней передать собственные переживания и понимание смысла жизнь, а из-за того, что его мать – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает сына и сомневается в его успехе.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В итоге судьба Нины складывается трагически. Она бросается в любовь как в пропасть. Девушка мечтает о счастливой семейной жизни и сцене. Но в конце пьесы зрители узнают, что девушка, сбежав со своим любовником Тригориным, в итоге осталась совсем одна. Нина потеряла ребенка и была вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Несмотря на выпавшие на ее долю испытания, Нина продолжает верить в жизнь и в людей. Она рассказывает человеку, который в нее был когда-то влюблен, что поняла истинную суть жизни. По мнению Нины, смысл жизни человека заключается в терпении и в необходимости преодолеть все жизненные испытания и трудности.
Новаторство Чехова — драматурга состоит в том, что свое произведение он создает, обращаясь к нравственным вопросам человеческого бытия:
При этом Чехов не предлагает своим зрителям готовые ответы на это вопросы. Писатель просто показывает жизнь в таком виде, какая она есть, и предоставляет каждому делать выбор самостоятельно.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
«Чайка» поразила современников драматурга своей жизненностью, однако, несмотря на это произведение было принято далеко не всей критикой и не всей публикой. Первая постановка пьесы провалилась, но вторая постановка в МХАТе имела большой успех, а критика писала о появлении нового драматического жанра.
Второй период творчества Островского
Второй период творчества Островского (1852 — 1855) прошел под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде еще сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Лучшая пьеса этого периода — «Бедность не порок» (1854), в которой автор создает свою модель русского патриархального мира, вступающего в противостояние с миром современной цивилизации. Действие пьесы происходит в доме богатого купца Гордея Торцова; время действия — святки, один из самых светлых русских праздников. Люба, дочь Гордея, любит бедного приказчика отца Митю, понимая, однако, что она ему «неровнюшка». Митя жизнь готов отдать за любимую, но на благополучный исход не рассчитывает: Торцов собирается отдать дочь замуж за богатого фабриканта Коршунова. Коршунов вторгается в светлый мир народной нравственности с явным желанием разрушить его, он олицетворяет все «соблазны» буржуазной цивилизации. Развязка могла быть только драматической, но Островский вводит в сюжет случай, определяющий благополучный исход событий: появляется Любим Торцов, его проникновенные речи оказали воздействие на решение брата, и под влиянием пережитого в финале пьесы потрясенный Гордей решает отдать Любу за Митю.
Комедийное и драматическое тесно сплетено в пьесе. Патриархальный мир Торцовых — это не только художественная утопия, но и своеобразный набросок будущего «темного царства»; отношения в нем конфликтны, они строятся на власти денег, подавлении «младших» «старшими». Но Островскому очень хочется верить в то, что здоровые, чистые, светлые народные начала победят и справедливость восторжествует.
Драматические произведения нового жанра
Особенности чеховской драматургии заключаются в том, что все пьесы, написанные им после «Чайки», еще глубже погружали зрителя в мир человеческих переживаний и чувств. Причем эти переживания от пьесы к пьесе становились все более трагическими.
Такой является пьеса «Дядя Ваня», написанная в 1897 году. В ней речь идет о судьбе провинциального дворянина, который создал себе кумира в лице своего родственника профессора Серебрякова.
Дядя Ваня воспитывает свою племянницу, дочь профессора, Соню, помогает своему родственнику материально и морально и считает, что его жизнь наполнена самым высоким смыслом. Но когда Серебряков приезжает к нему погостить со своей второй женой, дядя Ваня понимает, что он глубоко ошибался. Войницкий не смог перенести этого разочарования.
Свое понимание смысла человеческой жизни автор выражает в словах доктора Астрова, в которого безнадежно влюблена Соня: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Главные героини пьесы «Три сестры» тоже находятся в поиске смысла жизни и не находят его в мире потребительства и мещанских интересов. Девушки верят в чистые, светлые мечты, но с годами эта вера постепенно угасает.
Новаторство драматургии А. П. Чехова особенно проявилось в его самой необычной пьесе «Вишневый сад», которая стала самой последней пьесой драматурга. Она лишь внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи. На самом же деле в пьесе представлен слепок всей русской жизни той эпохи, а разрушение вишневого сада – это словно предчувствие драматурга разрушения царской России.
Ранний период творчества Островского
В ранний период творчества (1847 — 1851) Островский испытывает сильное влияние «натуральной школы» и эстетических идей Белинского, что сказалось на содержании его первых произведений. В «Картине семейного счастья», запрещенной драматической цензурой для постановки на сцене, начинающий автор выступил как страстный обличитель пороков общества.
Следующая комедия — «Свои люди — сочтемся» (1849) — сразу же принесла ему славу художника-новатора. Островский показал зрителю мир, который не был еще изображен ни в драматургии, ни в прозе, — мир русского купечества. Главный герой — купец Большов — умышленный банкрот. Выбился он из низов плутовством и рвачеством, иных интересов, кроме обогащения, у него нет, и говорить о его духовном мире не приходится. В поисках путей быстрого обогащения он решает выдать дочь Липочку за преданного ему приказчика Подхалюзина, переписать на него все имущество и объявить себя банкротом, с тем чтобы потом Подхалюзин выкупил за бесценок его векселя и освободил тем самым его из долговой тюрьмы. То, что Липочка мечтает выйти замуж только за офицера, его не беспокоит, она сделает то, что он прикажет.
Успех комедии был огромен. При явном тяготении к поэтике «натуральной школы», Островский проявил себя как вполне самостоятельная и независимая творческая личность. В пьесе появляются характеры, впоследствии ставшие «типами» театра Островского, драматическое действие не исчерпывается интригой, в пьесе использованы экспозиционно-повествовательные эпизоды и т.д.
Помимо двух уже названных пьес, первыми опытами в области драматургии становятся «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».
В чем заключается новаторство островского. Традиции и новаторство в пьесах А
Традиции и новаторство в пьесах А. Н. Островского
Традиции и новаторство в пьесах А. Н. Островского
2. «Свои люди — сочтемся».
3. Великий художественный мир гения.
Традиции и новаторство в пьесах А. Н. Островского очень интересны. За свою долгую литературную Островский написал около 50 пьес. Большинство из них «корнями» уходили в тот мир, где проходило его детство, мир, который непременно у каждого свой. Мир Островского был необычен и порой современному читателю его нелегко понять. С тех пор, как Александр Николаевич начал помнить себя, его окружала сонная, закисшая, со своими правилами и распорядками жизнь.
«Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой. Здесь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом «пунштика» бородатые купцы, здесь их молодые жены и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах… Здесь люди добродетельные пили чай с изюмом, экономя дорогой сахар… Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные» — писал В. Лакшин.
Островский не просто писатель, он самый настоящий летописец этой жизни. Правда, подобное бытописание скоро переросло в нечто большее. За лицами возникали типажи, за яркими лубочными картинками — социальные явления. Творчество Островского — наследие реализма Гоголя. Рассмотреть его творчество мне бы хотелось на примере пьесы «Свои люди — сочтемся».
«Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…» — так говорил Островский о главном герое, Болылове.
Он упивается своей властью, презирает чьи-либо права и закон, насмехается над чужой мыслью и чувством. Чувствуя власть над людьми, он наслаждается, ощущает себя всесильным.
Большов — тот еще обманщик, но при этом искренне негодует, узнав о том, что другие попали в неудобную ситуацию, были обмануты, обанкротились. Он осуждает их с нравственной точки зрения: ведь на купечество наводиться «мараль» (слово «мораль» в устах героев Островского звучит в значении «марать», «запачкать»). Большов — лицемер, и это лицемерие в первую очередь относиться к нему самому. Он лицемерит самому себе. Подобные люди не только могут, но и готовы вывернуть наизнанку такие понятия, как «честь», «совесть». «Уж вы ищите такого человека, чтобы он совесть знал», — говорит, к примеру, пройдоха-стряпчий Рисположенский, подыскивая вместе с Вольтовым компаньона для мошеннической проделки.
Но почему же он предстает перед нами искренним и правым? Как ни странно, но Большов верит в моральные законы и правила, он признает их. Но только не для себя. Его мораль действует лишь в одну сторону. И в этой морали он находит выгоду для себя.
Большов лишен нравственного воспитания, духовной культуры. Он никогда не смог бы поставить себя на место другого человека, применить к себе те же моральные требования, с которыми он подходит к другим людям. Самсон Силыч греется в лучах своего всевластия — весь дом буквально дрожит от страха при его появлении. Весь мир Большова делится на своих, которыми нужно управлять, и чужих, которых можно обманывать.
Самсон Силыч готов обмануть всех кругом, но неожиданно проявляет доверие к Подхалюзину и проигрывает все. Большова подводит именно то, что, казалось бы, является источником его силы — его самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и страха для «своих», в чье число он включает и Подхалюзина.
Фигура Большова не просто смешна, она трагикомична. Большов не приемлет чужих советов ни под каким видом, для него самое главное, чтобы никто и ни в чем не перечил ему. И Подхалюзин умело пользуется этой слабостью.
«Островский как бы разворачивает тему самодурства во времени, следя за диковинными человеческими метаморфозами. Под пером драматурга самодурство выступает не только как плод дикости, невежества, по и как вымещаемое подневольным человеком прежнее его ничтожество», — говорит В. Лакшин.
Новаторство в пьесссе А. Н. Островского заключается в том, что он открывает читателю и зрителю комический эффект «мещанской культуры»: снов и примет, особых обрядов знакомства и ухаживания — со своими правилами и разговорами о том, что вам «лучше нравиться — зима или лето» или «что лучше — мужчина или женщина».
В произведениях Островского никогда не устареют огромное простодушие и нравственная честность. В них мы видим целый пласт истории, из них узнаем, как жили до нас. Автор воспевает высокие нравственные идеалы, и это прекрасно. Именно это делает его произведения чистыми и монолитными, как драгоценный камень.
«Самое трудное искусство, — говорит нам В. Лакшин, — видеть мир, каков он есть, и этим искусством владел великий русский драматург… Очевидный для него драматизм жизни, драматизм социальных обстоятельств и человеческих страстей он облек в конфликтную форму драмы».
Действительно, у каждого из нас нет нужды сомневаться в гениальности Островского. И самое главное, на мой взгляд, в его творчестве то, что мы — читатели и зрители — по-настоящему искренне относимся к его героям. Презираем «самодуров», смеемся над «мудрецами», купцами, скучающими с «большого капиталу»…
Пьесы Островского задевают и трогают нас. Перечитывая их, мы видим, что свести все произведения к единой формуле невозможно: так огромен и многолик его художественный мир. Традиции и новаторство в пьесах А. Н. Островского умело сочетаются, будучи выработанными его предшественниками и новаторские идеи, привнесенные им в отечественную драматургию.
Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга
Новаторской чертой драматургии Островского являются обширные экспозициив его пьесах. Не является исключением и «Гроза».
Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов.
Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведенийфольклора.Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.
Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.
Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей,которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица.
И драма, и трагедия вырастают у Островского не из каких-либо экстраординарных обстоятельств, а из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Недаром драматические произведения Островского нередко называют «пьесами жизни».
Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров.
В основе сюжета«Грозы» лежит любовная интрига. Её экспозициятакжесодержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.
Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку. Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желанием отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены.
Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия.Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.
В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.
Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.
Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.
Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.
Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает. » Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча.
Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.
В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве».
Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.
Вопросы и задания
1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество?
2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов.
3. В каком году «Гроза» вышла в свет? В чём своеобразие отражения эпохи конца 1850-х годов в этом произведении? Какие оценки дали новой пьесе Островского Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев?
4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира?
5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе?
6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира.
7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц.
8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?
9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины?
10. Как жанровые характеристики пьесы определяются своеобразием внешнего и внутреннего конфликтов? Каким образом проявляются в «Грозе» черты комедии, драмы и трагедии?
11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?
12. Подготовьте развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе “Гроза”».
13. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в “Грозе” А.Н.Островского».
Тема 13. И.А.Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов»[26]