В чем заключается новаторство пушкина
Своеобразие творчества Александра Сергеевича Пушкина
Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.
Прославленный национальный поэт
Неоспоримый талант Пушкина почитаем и любим, вклад колоссален. Личность писателя играет важную роль в формировании современной русской словесности. Пушкин состоит в истории как великий литературный деятель.
Этапы творческого пути
Знаменитый поэт начинает сочинять ещё в стенах Царскосельского лицея. Это начало писательской деятельности. Период характеризуется усвоением многочисленных литературных традиций, стилей, изучением интонаций поэзии.
Следующий исторический этап — это время после лицея. Пушкин живёт и творит в Петербурге. Его сочинения приобретают политический уклон. Было написано много гражданско-патриотических стихов, в произведениях всё больше затрагиваются вольнолюбивые темы. Наиболее значимый труд того времени — это поэма «Руслан и Людмила», где молодой Пушкин мастерски владеет различными литературными стилями и формами.
Третий период — ссылка русского классика на юг. Литературные произведения писателя того времени объединены общим романтизмом. В творчестве присутствует тема изгнанника. Поэту неуютно в провинциальной окраине, но он остаётся верен себе и свободе своей личности. Лирический герой у Пушкина во всём разочарован, ему близки Байроновский характер и настроение. Он сторонится цивилизации, его привлекает мир природы. Там его преследуют бесконечные страсти, новые конфликты, очередные разочарования.
В четвёртом периоде, во времена ссылки в селе Михайловское, русский классик отходит от романтических настроений. Он старается в творчестве приблизиться к докладу о реальной жизни, где образы персонажей и их обстоятельства естественны. В своих произведениях писатель следует правилам реализма, действительность изображается натурально и объективно. В 1820-х годах Пушкин пишет всё больше прозаических работ.
Следующий исторический этап творчества — «Болдинская осень». Писательские труды становятся реалистичнее. В это время Пушкиным были разработаны литературные каноны, сформировавшие национальную, бытовую, социально-культурную палитру образов писателя.
Произведения, созданные в Болдино:
В 1830-е годы происходил условный шестой заключительный этап творчества Пушкина. Главной и основной становится философская тема.
Жанровое своеобразие работ
Александр Сергеевич — это поэт и прозаик, он автор философских драм и сказок для детей. Из-под его пера вышли поэмы, элегии, множество стихотворений и сонетов. Он первым создал роман в стихах.
Жанры литературных трудов:
Пушкиным написано множество критических работ, он проводил несколько исследований в области истории. Его культурное наследие безгранично и бесценно. В своих произведениях писатель привносил новаторство в русскую литературу. Он рушил стереотипы, ломал изжившие себя правила, развивал новые формы. Выступая против классицизма, он желал преобразить трагедию, придать ей естественности и правдивости.
Автор выступал в роли гражданина и патриота, психолога и философа. Он модернизировал и усовершенствовал русское стихотворчество, преобразил всю прозаическую литературу. По мнению Пушкина, в России поэзия по своему развитию значительно опережает прозу. Он полагал, что русские прозаики перегружают свой слог излишним нагромождением.
Истинным новшеством прозы стал цикл «Повести Белкина» по причине простоты и лаконичности изложения. Самое главное в творчестве Пушкина — кратко и ясно излагается повествование. Наиболее плодотворное поэтическое время — Болдинская осень. Он создал более 50 литературных работ. Тогда же появился гениальный роман «Евгений Онегин».
Образы и формы передаются с предельной ясностью, писательские произведения полны неисчислимых идей и мыслей. Примечателен сборник «Маленькие трагедии». Это наиболее популярные работы автора. В этих достаточно малых по объёму произведениях присутствует глубокий анализ человеческих характеров, сути естества, людских стремлений. Здесь есть сообщение о грехах и порках, об их пагубности и вредоносности.
Затрагиваются вечные темы о добре и зле, о жизни и смерти. Каждая из этих работ содержит в себе некую эпоху истории, образы персонажей многогранны и объёмны.
Литературные труды Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связаны с русским фольклором. Им нередко применялись сюжеты народных преданий и легенд. Писатель также использует стилистические приёмы фольклорной культуры.
Значение писательской деятельности
Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.
Новаторство Александра Пушкина
Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.
Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.
Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.
Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.
В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.
Вклад в развитие литературы
В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.
В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.
Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».
Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.
Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.
Характеристика деятельности Александра Пушкина:
Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.
Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.
Билет 2. Новаторство поэтики Пушкина
А. С. ПУШКИН ( 1799—1837)
Каждая национальная культура «имеет своего главного представителя, от которого, как от исходного пункта, ведет она свое начало. В нем, как в фокусе, совмещаются ее художественные и моральные задачи», — писал Ап. Григорьев. Пушкин — центральная фигура в истории отечественного искусства. Он приходит в начале нашего пути, в начале самопознания русского общества и определяет его дальнейшее движение. Пушкин «явление чрезвычайное», «явление пророческое». Вся отечественная словесность может рассматриваться и осознаваться как «Пушкинский дом».
Наверное, нет в русской культуре имени, которое так целостно и так исчерпывающе выразило бы судьбу нашего просвещения.
На реформы Петра Россия ответила гением Пушкина: эта мысль Герцена точно выражает исторически сложившуюся ситуацию отечественного искусства. Россия, став частью общеевропейского пространства в начале XVIII века, по-своему осмысляет европейскую систему ценностей. Обретение опыта многовековой западной гуманистической цивилизации, создание светской культуры, пронизанной «вечной стихией мистицизма», стремление вырваться за пределы ученичества — все, что искало своего русла, самобытного пути на отечественной почве, пришло к совершенству, к гармонии и к завершенности в творчестве Пушкина. Накопление сил, которое происходило в эпоху «юности» нашего искусства, разрешается с его приходом. Крупнейшие художники допушкинской поры — Сумароков, Фонвизин, Карамзин, Державин или Жуковский интересны для нас как явления самостоятельные, но одновременно — это те «шаги», которые совершала русская культура на пути к воплощению идеала. Пушкин — это мощный взлет, вершина в национальном самоопределении. Начиная с Пушкина история отечественного искусства становится фактом европейской цивилизации. Русская культура включена теперь не только Петром в географические, экономические, политические и т.д. связи, но она включена Пушкиным в общеевропейский духовный концерт. Творчество Пушкина распахнуло эстетическое пространство и время, безгранично расширяя его горизонт. Достоевский назовет основополагающей чертой нашей культуры «всемирность», отзывчивость, способность «перевоплощаться» в дух «чужих народов». И одновременно с Пушкина начинается истинно самостоятельная биография русской словесности. Достоевский и Толстой, Гоголь и Островский, Некрасов и Фет, Чехов и Бунин, Ахматова и Блок — эти не схожие между собой художники черпали силы, вдохновение, темы (иногда бессознательно) в гении Пушкина, вышли из этого корня. Пушкин — это исток и вместе с тем — вершина, кульминация, определяющая дальнейшее движение, будущее русского искусства. И всякий раз, возвращаясь к истоку, возникает необходимость сделать попытку проникнуть в «тайну, которую нам суждено разгадывать», осмыслить свое прошлое и увидеть перспективы пути. И каждый раз общество, его культурная часть просыпается от спячки, чтобы проговорить важные, «проклятые» вопросы, которые переходят из поколения в поколение. Это требует духовного подъема и глубины, не формального, а сущностного постижения жизни. Серьезное, вдумчивое чтение или театральная интерпретация пушкинского наследия является попыткой разгадать тайну Истины и Красоты.
Ап. Григорьев говорил, что «Пушкин — это наше все», что это «полный очерк нашей народной физиономии». «Наше все» — не только в искусстве, в разнообразной великой русской культуре. Но и с точки зрения отдельной личности: подлинное изучение Пушкина — очень интимный, глубоко душевный процесс «строительства себя», установления в себе духовного центра, идеального миросозерцания. Это то, к чему можно идти и без чего невозможно существовать. Поэт предлагает узнать и поверить, что счастье есть жизнь, научиться ценить каждый ее миг; испытывая стыд за искажение одухотворенного образа, все равно любить жизнь, не поддаваться уничтожающему безверию. Пушкин обладает этим уникальным даром.
Свобода как основополагающий принцип пушкинского метода категорически отрицает морализаторство и дидактику в творчестве. Пушкин никогда не видел в искусстве урок, на чем так настаивали классицисты и сентименталисты. Он, как и романтики в целом, отказывается от нравоучения в искусстве. Поэт моделирует новые отношения между автором и публикой. Пушкин не подавляет жесткостью концепции, не настаивает на «любимой мысли», не загоняет в коридор тенденциозности. Он выстраивает отношения уважения и доверия к читателю-зрителю. Пушкин верит, что читатель способен понять любую мысль самостоятельно, главное — задать вопрос и искать ответ. Он не ставит точку, а создает открытые финалы, дает возможность по-разному толковать события, свободно осмыслять поступки персонажей, повороты сюжета. И Пушкин не боится, что его неправильно поймут, что его исказят, — он вообще ничего не боится. Этот «олимпиец» никогда не ощущал себя воспитателем поколения, пророком и судьей. Он владел даром понимать полифонию жизни и существовать в диалоге.
Между тем необходимо говорить о театре Пушкина как целостном явлении, о его поэтике, о творческом методе драматурга
Пушкин совершенно отдеьное явление в Русской литературе.
Пушкин – это средство задуматься над всем. «Пушкин это русский человек через 200 лет».
На гений Петра Россия ответила гением Пушкина.
Всю русскую литературу можно рассматривать как «пушкинский дом» ( роман Битова).
Новаторство и принципы творчества;
1.Свобода и 2.Обьективность ( в желании и способности видеть мир в его полифонии и каждое отдельное евление в полифонии. Учитывать разнообразие каждого отдельного явления. 3. Полифония( грандиозный переворот Пушкина – от монофонического мышления к полифоническому. Все три пункта очень взаимосвязаны.
Пушкин понимает падение и низость человека и любит его. Жизнь страшна и так же ценна. Радость бытия и трагизм и закономерность жизни и смерти. Пушкин – это обсалютная гармония мушления, личность, способная полноту бытия воплотить в жизни. Здоровое и оптимистическое миросозерцание. Он выстраивает диапозон мысли и доверительные отношения со своим героем. Достигать Пушкина можно бесконечно. Осн. Закон творчества – условность ( Из Марфы посадницы). Правда не в правдоподобии. Главное для него «Истина страстей, правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах» ( это две важнейшие категории режиссуры 20го века Мейерхода и Станиславского).
Был ли Пушкин новатором русской литературы?
Кто первым сказал, что Пушкин – наше все? В чем состоит новаторство писателя и поэта? И что послужило стимулом к всенародной любви?
А вы знали?
«Евгений Онегин» Александра Пушкина строится на цитатах из Жан-Жака Руссо, отсылках к западным романам в письмах, а образ Евгения настолько же русский, насколько и западный. Ведь Евгений цитирует западных писателей, он — вольтерьянец (поклонник Вольтера), что делает героя похожим на самого автора.
«Россия» и «Запад» в произведениях Пушкина.
Множество аллюзий и ссылок, которыми наполнены произведения поэта, свидетельствуют о том, что западные веяния оказали большое влияние не только на его героев, но и на самого Пушкина. Современники ценили его творчество за легкость и богатство языка. Сегодня часто вспоминают его «онегинскую строфу», которая, на самом деле, является не чем иным, как переложением сонета Шекспира. Однако именно «Евгений Онегин» стал культурным кодом русской интеллигенции, а затем и всего народа.
В итоге: «Пушкин – наше всё?!»
«Пушкин – наше все!» – фраза была впервые введена известным литературным и театральным критиком, поэтом и переводчиком того времени Аполлоном Григорьевым в сочинении «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина». Сегодня в её правоте мало кто усомнится.
Так почему мы так любим Пушкина?
Александр Сергеевич создал «доверительную интонацию собеседника». Именно интонация меняет смысл послания, как говорил Станиславский. Именно она заставляет нас переживать и сочувствовать героям, декламировать письма Онегина и Татьяны. Эту интонацию невозможно объяснить иностранцу, ее нужно просто чувствовать!
В интонации Пушкина заключено все его величие и новаторство!
Литературовед, доктор филологических наук Евгений Жаринов рассказал, почему русская литература невозможна без французского классического романа, и какое влияние Гегель оказал на Достоевского и Толстого: смотреть запись эфира
В чем заключается новаторство пушкина
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад.
. кровь людей то славы, то свободы
То гордости багрила алтари.
В смелом стремлении изменить порядок жизни Пушкин жаждал соединить «слова» и «дела», искусство и действие. Его стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Кинжал» (1821) и другие сыграли огромную роль в борьбе с крепостничеством, деспотизмом, в формировании движения декабристов. Мы знаем, что если бы не михайловская ссылка, то 14 декабря 1825 года поэт был бы с теми, кого называл друзьями, братьями, товарищами, делу которых служил поэзией. В годы жесточайшей реакции, после разгрома восстания, когда брат боялся оплакивать брата, он сохранил «к судьбе презренье», вынес навстречу ей непреклонность, лучше всего выразив это в произведениях последних десяти лет жизни. В сознании передовой России героические черты облика поэта сливались с его стихами. В образе поэта доминировала «гордая совесть» и «лира непреклонная». Драгоценнейшие качества поэзии Пушкина позволили А. Герцену видеть в ней «залог будущего утешения» в самые трудные времена. Определяя связь пушкинской лирики с революционной эпохой, много позже А. Блок высоко оценил непреходящую роль поэта:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
То гордости багрила алтари.
Изгнанник помнил звук мечей
И льдистый ужас полуночи.
Но в ней совершенно точный смысл: страшная для французских захватчиков русская зима 1812 года. Главной идеей Пушкина было прославление жизни героической, во имя будущего.
Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Скорей! Ждать некогда! Давно бы схоронил!
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель
Отрок с огненной печатью,
С тайным заревом лучей
Вдохновенья и признанья
На пророческом челе,
Полном думы и мечтанья.
. Везде, всегда себе достойный,
Ты нас, волшебник, изумлял:
Пленял ли ты картиной стройной,
Язвил ли ты, иль тосковал;
Являлся ли в беседе шумной
И, с видом шутки, речью умной
Лжемудрость варварски казнил,
Иль молньей быстрого ответа
Сжигал недоуменья света
А после как дитя был мил!
Опубликованная после гибели поэта приведенная стихотворная портретная зарисовка интересна проницательным охватом противоречивых сторон Пушкинской натуры. Как ни удивительно, но именно стихотворцы-современники делали первые попытки передать представление о характере поэта в его сложности, противоречивости, естественной жизненной подвижности, в смене настроений, в динамике. К числу оригинальных и удачных относится стихотворная зарисовка В. Бенедиктова. Он хорошо знал Пушкина, встречался с ним на субботах в доме Жуковского. («Субботами» называли литературные вечера, где собирались чаще всего знакомые между собой люди, преимущественно литераторы.) Там велись беседы о художественных новинках, обсуждались события литературной и общественной жизни. На таких вечерах в доме Жуковского нередко появлялся Пушкин.
. веселый, громкий хохот
Часто был его шагов предтечей;
Меткий ум сверкал в его рассказе;
Быстродвижные черты лица
Изменялись непрерывно; губы
И в молчаньи, жизненным движеньем
Обличали вечную кипучесть
Зоркой мысли. Часто едкой злостью
Острие играющего слова
Оправлял он; но в этой злости
Благородство творческой души,
Мучимой, тревожной, язвимой
Низкими явленьями сей жизни.
7 смелых новаторств поэта Александра Пушкина в русском языке
Мила Славская
Ещё в середине ХХ века академик Лев Щерба пояснял: «Пушкин для нас ещё, конечно, вполне жив: почти ничто в его языке нас не шокирует. И, однако, было бы смешно думать, что сейчас можно писать в смысле языка вполне по-пушкински» («Литературный язык и пути его развития», Москва, 1957).
Были и тогда радетели за неколебимую сохранность традиций. Например, адмирал Шишков, большая фигура в этом движении, насочинял целые списки новых слов, изобретённых на славянской основе, для выражения понятий, которых не было прежде в России. Он хотел заменить, к примеру, слова «религия», «актёр», «героизм», «мебель», «симметрия». Но его чудаковатые и неудобные аналоги не прижились, язык всегда сам выбирает себе пополнения.
Зато Александр Пушкин показал себя чутким лингвистом, отвергая обе крайности. А где доводилось ему путешествовать, там он собирал диалектизмы и лексику разных социальных слоёв. Сгодилось многое, отбиралось по принципу: употребляемость слов и выражений, их необходимость, их свойственность русскому языку, их образность и ёмкость. К тому же, он «вывел» из поэзии навязчивость искуственных словоформ, научившись вписывать в размер и ритм нормальные слова.
«Вечерняя Москва» классифицировала основные нововведения языкового реформатора Александра Сергеевича Пушкина.
1. Отказ от обилия усечений.
Традиция тянулась ещё от Михайлы Ломоносова. Стихотворцы с помощью такого ухищрения просто-напросто втискивали прилагательные и причастия в новые поэтические метры. Доходило до «сладк» вместо сладкий, потому что у формы «сладок» слогов больше, чем надо для строчки. У Пушкина уже в лицейский период усечения встречаются в два раза реже, чем у современника Батюшкова. В послелицейский период их почти нет. Но Пушкин считает: «Мы слишком остерегаемся от усечений, придающих иногда много живости стихам.
2. Переход на формы современного словообразования.
Прежняя традиция настаивала на прилагательных с окончанием –ыя (-ия), старославянским по происхождению, вместо –ой (-ей) в родительном падеже. Например: в дни резвости златыя. Александр Пушкин стал писать живым языком вместо архаизмов.
3. Введение полногласных слов в поэзию.
Характерным было для создания высокого штиля употребление форм: брег, здравье, глава, врата. Пушкин не отказался от таких лексем, но часто пользовался полногласными формами, которые употреблялись в обычной речи. Предшественники обвинили бы такое стихотворение в неторжественности.
4. Использование буквы «ё».
До того фраза «с душой воспламененной» произносилась через ударный звук «э» после мягкой «н». Александр Пушкин стал писать и рифмовать такие слова с ударными на «о» после мягкой согласной, то есть: воспламенённый, отрешённый, убеждённый, а не воспламененный-пленный.
5. Новая стилистика.
6. Иняз.
В дворянском обществе французский язык был так популярен, что сложился французско-русский жаргон. Стиль салонно-будуарной речи страдал чрезмерностями в ненужной сложности, елейной изысканности, ненатуральности. Пушкину было не по нраву засилье французского языка, однако, он приветствовал закрепление отдельных иностранных слов в русской речи:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
7. Просторечие.
В отличие от малограмотных купцов, вовсе не затронутый просвещением люд, сохранивший истинный говор (крестьяне, дворня), дали Пушкину часть его словаря. В текстах Александра Сергеевича запросто присутствуют ранее не используемые поэтами выразительные, а то и ядрёные: всхрапеть, ерошить волосы, детина, маяться, преть, во весь дух, так и сяк.