В чем заключается нравственность русского народа
О нравственности и духовности русских людей
Прошу прощения, господа. Я отредактировала свою статью, написав от себя, как я её понимаю, с выдержками из лекции А.И.Осипова, который, думаю, вместе со многими россиянами тоже менял своё мироощущение во времени и событиях в России и мире, и попытался в этой лекции приблизить нас к православному христианству россиян, делая ударение на любви людей к окружающему их миру. что ему, конечно, было трудно сделать в свои 80 лет.
Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное понятия, связанные с человеком. Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это просто разные вещи.
В чем же различие между ними? Нравственность – это правильное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь к людям, к животным, к природе, ко всему. Каково оно, это правильное отношение? Оно укладывается в золотом правиле: «не делай другому того, чего не желаешь себе».
Нравственность связана с определенными действиями человека. Ведь никто не назовет меня безнравственным за то, что у меня бывают какие-то не совсем нравственные мысли? Кто знает, какие у меня мысли? Никто не знает! А я скажу только о нравственных моих мыслях, а о безнравственных не скажу.
Когда мы пытаемся оценить те или иные проявления человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем это по его действиям и поступкам. Нравственным м ы называем того человека, который не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т.д. То-есть мы оцениваем деятельность, поведение, творчество человека с точки зрения тех норм, которые общеприняты и приемлены в обществе. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и, в зависимости от этого, называем человека нравственным или безнравственным.
Но никто об этом не знает. Это во мне, в моей душе. Ведь внешне я могу быть просто святым человеком, внутри же – исполненным гордыни, тщеславия, презрения к людям, и того хуже.
У нас таких фактов встречается б олее, чем достаточно, когда мы с удивлением говорим: «Такой человек, такой человек! Как он мог это сделать?» Прорывается из человека иногда его нутро, когда этот «святой сатана» вдруг показывает свой рог. Троньте этого «нравственного» человека, попробуйте его покритиковать – и он вам покажет, «где раки зимуют»!
Духовность – это и есть то, что сокрыто от внешнего мира, что находится в самой душе человека, и что может порой внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно, и для взора неопытного может быть невидимым совсем.
Каковы духовные ценности? В Евангелии их называют, например, любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так чтобы все это увидели. Напротив, чем бо́льшие духовные ценности присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Духовная ценность – она всегда целомудренна! Не «ущербномудренна», а именно «целостномудренна». Мы знаем, что такое целомудрие. Мы знаем, что оно прячется, оно скрывает себя. Истинная добродетель, истинная духовная ценность всегда себя скрывает.
Например, если я раздам людям своё имение, отдам тело мое на сожжение, а любви не имею – нет мне в этом никакой пользы.
Когда Христианство представляют как какую-то моральную систему, и ничего большего не видят, кроме некоторых моральных правил, – это уродство, это карикатура на христианство, и прежде всего на православие.
Православие – это важнейшая часть корневой системы русской духовности, Православие дало рост и цвет русской культуре, Православие оказало ни с чем несравнимое влияние на формирование ментального генотипа русского народа. Это наша история. Правило «не делай другим того, чего не желаешь себе», в истории православия повторялось и раньше, его знает Конфуций, знает Будда, это правило знали все философы до Христа, ничего тут нового нет, это естественно.
Но наступили дни и годы, которые иначе как окаянными не назовёшь. И главное окаянство нынешних дней заключено в наглядном, в просматриваемом отовсюду могуществе лжи. Она всеохватно заполонила телеэкраны, радиоэфир, страницы газет, книг и журналов, бесстыжая, наглая, доселе невиданная по своим масштабам. Силен в сегодняшние дни отец её cатана, ох силён. А слуги его располагают огромным влиянием и многими богатствами. Никогда Правда не была столь беззащитна как сейчас. Никогда силы тьмы не обладали такой всепроникающей властью. Ибо, вместе с последними достижениями технической революции, они получили возможность напрямую воздействовать на мозг человека, без особых преград воздействовать на его подсознание.
Сегодня люди ищут в церкви спасения от смерти и от болезней, от сумасшествия и психоза, от некуда деться. При каких условиях человек приобретает истинное состояние души и тела, которое делает его способным к восприятию добра, а не зла? При его гармонии с окружающим миром, с живой природой, с социальным культурным обществом в правовом государстве.
В государственном и социальном аспекте нельзя ничего давать человеку в «единопользование», пока человек испорчен, пока он не очистился или, лучше сказать, пока он не увидел и не осознал своей испорченности. Поэтому, от нас самих зависит, будет в нас жить терпимость ко всему, что нас окружает, и любовь к ближнему своему, или мы будем попрежнему «выяснять отношения» и оставаться в роли быдла, уступая дорогу безнравственным и бездуховным людям.
Очень многие люди не видят разницы между нравственностью и духовностью, многие сводят порядочность и духовную чистоту человека к
одной морали. Многие вообще не думают о бренном и тленном.
А думать надо. И разбираться надо во всех понятиях человеческого существа.
Великая Русская Народная (Национальная) Идея — Самобытная Нравственность, Нравы.
Познавайте добрые Люди Русские:«Невозможно достичь Доброго для Русского Народа, говоря о неДобром Чужеродного Народа!»
Русская Народная Идея — это наша Самобытная Нравственность, Нравы!
Наше Духовное оружие — это Наша Самобытная Нравственность, основанная на нашем Наследии, Живом Русском Слове, Языке, Культуре, Духе. Равному по своей силе, этому Духовному оружию в мире — НЕТ!
Проект телекомпании НТВ «Их нравы» посвящён жизни, отдыху, работе, привычкам и национальным особенностям народов всего мира, которые обладают неповторимым своеобразием и самобытностью, этническим колоритом, многовековой историей и древней культурой. Люди и лица, ремесленники и торговцы, рынки и древние города, памятники истории, дворцы и беднейшие кварталы, храмы, обряды и традиции, религиозные церемонии и национальная кухня — вот, что является составными частями Нравственности и Нравов Русского Народа.
Народы мира признают Нравственность Родового Духа Русского Народа. Они стараются приспособить нашу Нравственность под себя. Все народы понимают, что Самобытная Нравственная система мер у Русского Народа выше, чем у них. Поэтому, все народы мира стараются, Самобытную Нравственную систему мер русского народа, приспособить (адаптировать) к себе. Приспособить (адаптировать), но не превзойти Самобытную Русскую Нравственность!
Русский Народ объединит Самобытная Нравственность, начертанная в Древней Мудрости Богов и Предков наших, в Ведах, Сказах, Преданиях, Пословицах, Песнях, Праздниках, Поговорках…
В русском языке синонином слову Нравственность является Справделивость, Порядочность.
Нравственность, Нравы — это Уклад Жизни Русского Народа на Основе Жизнелюбия, Отчизнолюбия (патриотизма) и Народолюбия (национализма).
Нравственность предусматривает Духовные цели. Русский Народ обладает чётко выраженным понятием Нравственности, как Смысла Жизни Человеческой Души.
Нра́вы — это проявление в Быту Людей Нравственной Основы Русского человека в помыслах и деяниях своих.
П.Н.Грудинин — Национальная Идея — это Дети, а Мы можем сказать — Нравственность наших Детей.
«Вытравить зачатки Самосознания. Славяне несокрушимы до тех пор, пока у них присутствуют зачатки Самосознания»
Совесть и Нравственность по-Иудейски: «Что есть Совесть, такого термина в Священном писании — НЕТ! А значит, Совести нет и в Природе. Термин Нравственность отсутствует в Священном писании по той же причине, что и термин Совесть!» https://youtu.be/dORnKjmG6p0
Осуществлённый план Госдепа-Даллеса.
«Будем вырывать Духовные Корни, опошлять и уничтожать Основы Народной НРАВСТВЕННОСТИ. Мы будем расшатывать таким образом Поколение за Поколением. Будем браться за Людей с Детских, Юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на Молодёжь, станем Разлагать, Развращать, Растлевать Её. Мы сделаем из них Циников, Пошляков, Космополитов» Вот так мы это и сделаем!
Космополит — это человек, который не относит себя к какой-либо нации, народу. Отечеством его считается весь Мир.
Иван Александрович Ильин: «Мы Западу не Ученики и не Учителя. Мы Ученики Бога и Учителя сами Себе. Пред нами задача: «Творить Русскую Самобытную Духовную Культуру — из Русского Сердца, Русским Созерцанием, в Русской Свободе, расскрывая Русскую Предметность. И в этом Смысл Русской Идеи!»
«Русский Человек должен перестать Поклоняться Чужим Идолам и Дьяволам. Он должен «Вернуться к Себе», к Живым и Драгоценным Корням Своей Национальной Культуры. Он должен Понять, Принять и Выговорить свою Русскую Идею, с тем чтобы затем осуществить ее во всем — в Религии и в Науке, в Праве и в Государственной Форме, в Искусстве и в Труде, в Суде, в Медицине и в Воспитании. Россия ждет от нас Своего Видения, Своей Веры, Своей Мысли и Новой, Своей Государственной Формы. И мы должны готовиться к тому Дню, когда Рухнет в России засилье Дьявола»
«О чём думают Демократы, о чём угодно, но только не о Национально- Исторической, Духовно-Самобытной и Культурно-Творческой России» https://youtu.be/RStFJh1lniw
«Любить свою Родину совсем не значит Отвергать всякое Иноземное влияние, но это и не значит и Наводнять свою Культуру полою водою Иноземщины!» Иван Ильин «Путь Духовного Обновления»
Вся истинная борьба, невидимая для нас, происходить в Духовной сфере нашей Жизни, т.е. Борьба за Сознание Русского Человека, путём Искоренения в Самосознании Русского Народа его Духовной Основы — Нравственности. Такая Духовная Основа существует только у Русского Народа, ибо у нас в Душе заложена Совесть. Именно поэтому, мы стремимся к Нравственности, не осознавая этого. Нравственное Самосознание убивается, в Душе Русского Человека, Безнравственностью.
Возрождать Нравственность, Жёстко наказывать Зло, порождённое Безнравственностью.
Основные пункты ТЕЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ПДС НПСР указывают, что именно внедрение Нравственности является первоочередной задачей в программе ПДС НПСР:
1. Россия – Самобытная и Самодостаточная Русская цивилизация, она может сохранить себя и плодотворно развиваться, только опираясь на Традиционные Национальные Духовно-Нравственные Ценности в рамках своего Цивилизационного Проекта.
2. Фундамент Духовно-Нравственных Ценностей: СОВЕСТЬ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Духовное выше Материального. Общее выше Личного. Справедливость выше Закона. Служение выше Владения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ
Духовные руководители всех Религий и Веры Ведической, с помощью Духовно-Нравственной стороны Государства, будут Создавать Условия во всех Сферах Жизни Людей, обеспечивать Нравственность, Согласие, Единство, Мир при совместном проживании Народов в Государстве Россия.
На время перехода Президента на правление с Духовными Деятелями для внедрения Нравственности может быть введено Военное Положение, с целью подавления сопротивления Криминальной Власти и противодействия Чиновников. Огромных усилий потребует борьба с Сепаратистами и Религиозными Экстремистами всех Национальностей.
Сущность Духовно-Нравственного Государства Россия заключается в Познании Созидательного Труда, в Нравственной Духовности каждого человека. Надо научится Жить по Совести — это значит, обличать Неправедные Деяния, не оставлять Зло не Наказанным, чтобы не быть Соучастником Зла, не Лжесвидетельствовать, Жить по Совести и Нравственности.
Труд на Благо Народа — вот Основа Материального Благополучия Народа. Трудится Самому для создания Материального Достатка в Народе. Научиться создавать своё Дело и не зависеть от Заработанной платы. Покупать продукты у своих Крестьян. Судить и оценивать людей только по Добрым делам и Нравственным поступкам, что совершают люди. Достойная Мера Человека — это Отношение Человека к Труду. Не покупать Инородные Продукты и Одежду, не Работать в их Компаниях, не Помогать Чужеземцам ни в чём.
Необходимо создать все условия для становления Нравственного Государства, опираясь на Эффективную Систему Управления Государством.
Понятие Самосознание включает в себя элементы Нравственности:Уклад Жизни Народов на Основе Жзнелюбия, Отчизнолюбия (патриотизма) и Народолюбия (национализма).
Нравственность, Нравы — Уклад Жизни Народов на Основе Жизнелюбия, Отчизнолюбия (патриотизма) и Народолюбия (национализма).
— Отчизна есть то, чего ищет Душа наша, что милее для неё всего. Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба», 1835—1841г.
— Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой…М.Ю.Лермонтов, «Родина», 1841г.
НАРОДОЛЮБИЕ (национализм) — естественное Стремление Души Народов к Духу Предков, где Нравственный Уклад Жизни проистекает из Познания, Любви и Созидания. Жить, по Принципу: «Всегда Жить по-СОВЕСТИ и в Согласии с Природой. Творить Добро на Благо и во Славу Народа, Веры и Отечества нашего!»
Родина — так нарекли Предки наши совместную Жизнь Русского Народа в Державе. За Родину — за Русский Народ! Род-И-На — Род Единый Наш.
Отечество (Отец)— это Земля, где пролита Кровь Отцов наших, где Родились мы и Предки наши, и совместно проживает Русский Народ!
Единение (консолидация) Русского Народа для возрождения Русского Народоправия (Народовластия) в Отечестве России произойдёт на Нравственной основе Русского Народа: Народолюбия (национализма) и Отчизнолюбия (патриотизма).
НародоПравие — это когда выбранный народом Правитель не имеет возможности навязать свою Волю Народу, а только исполнять его Волю.
«Крепкий Род, Могучий Народ, Великая Держава!»
Что делать!?
Всё в этом Мире направлено на уничтожение Русской Нравственности.
«Мы давно истребили Дух Патриотизма (Отчизнолюбия) в русских, превратив их в злобных, мелочных и завистливых Нелюдей. Мы заставили их Ненавидеть свою страну, ненавидеть друг друга. Русских больше нет, мы их Уничтожили. Мы разрушили СССР, разрушим и Россию!». США Митт Ромни
Telegram. «НародоЛюбие» — группа ООД НПСР по Ростовской области приглашает принять участие в Нравственном Единении Русского Народа России. Никакого Негатива, Приветствуются сведения, содержащие Нравственность Русского Народа.
§ 8. Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?
§ 8. Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?
«Все мы люди, все мы человеки»
Русская поговорка, смысл которой в том, что всем нам свойственны слабости и недостатки, не стоит их осуждать
Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда — результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматривать двояко: все зависит от точки зрения.
Вчерашний россиянин с точки зрения нравственности выглядел, по крайней мере, неоднозначно. Как правило (хотя бы внешне), он демонстрировал свое пренебрежение к меркантильности и практицизму, категорически осуждал проституцию (хотя повально был склонен к адюльтеру), придерживался традиционных постулатов в семейной жизни (унаследованных из «Домостроя»), как бы в шутку повторял, что «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и втайне гордился «великой державой». Другое дело, что лживая двойственность советской жизни приучила его не всегда быть искренним и даже лгать, притворяться, изворачиваться, изображая «трудовой энтузиазм», пренебрежение к достатку, ненависть к мещанству («жлобству») и преуспевшим спекулянтам, согласие с режимом… Да и кто бы стал с режимом спорить? Себе дороже…
В постсоветской России изменилась не только политическая система, жизненные ценности, но неуловимо изменилась и сама мораль, представление о нравственности, о порядочности или непорядочности человека. Изменилась даже сама точка отсчета в оценке нравственности. Например, такая особенность русских, как пренебрежение к материальной стороне дела на первый взгляд выглядит вполне невинным качеством, некоторым образом связанным с нравственностью. Однако сейчас оно может обернуться опасной стороной в деловых отношениях с россиянами.
Зададимся простым вопросом: «Почему россияне часто не платят налоги?» Здесь в отличие от европейцев россиян, мягко говоря, нельзя считать законопослушными гражданами. Связано это не только с тем, что законы в России (и до советского времени, и в советское время, и сейчас), как правило, не соблюдались, а подменялись волевыми решениями — на уровне барина, чиновника, начальника и т. д. И этот стереотип поведения генетически на подсознательном уровне закрепился и дает о себе знать в самых разных ситуациях. Так, сегодня российские пешеходы и водители машин самые, пожалуй, недисциплинированные в мире. Тот же стереотип работает и в ситуации с налогами.
Русского может удивить, что француз, например, предпочитает сообщить налоговой полиции все до последней капли о состоянии своих заработков и расходов; он сообщает даже о наличии служебной машины или квартиры. Понятно, что французу тоже нелегко расстаться с лишними деньгами при повышении налогов за подобные привилегии. Однако он твердо уверен: через компьютерную систему налоговые службы знают о его материальном состоянии дел решительно все, ничего нельзя утаить. Поэтому, с его точки зрения, лучше даже не пытаться вводить их в заблуждение, ибо это может очень дорого стоить, а лучше честно все заплатить и спокойно спать. Для русских такая логика поведения еще непривычна.
Попутно стоит отметить, что в России самые низкие в мире налоги на доходы, составляющие только 13 %. По предложению президента РФ налоги постоянно упрощаются — особенно для тех, кто рискует сегодня в России открыть свое дело. Самые большие послабления сделаны для малого бизнеса (не более 20 работников и не более 10 млн рублей годового дохода), который освобождается от налогов на прибыль и на НДС, налога с продаж и единого социального налога. Государство делает много усилий для того, чтобы легализовать бизнес, чтобы граждане постепенно привыкли платить налоги.
И тем не менее налоги не платят, налицо всеобщее стремление скрыть доходы от налоговой полиции. И здесь имеет место не просто феномен жадности, нежелание расстаться с «лишними» деньгами и т. п. Этому в немалой степени способствует и всеобщая экономическая неграмотность населения.
Известно, что при советской власти население России десятилетиями не имело даже базовой экономической грамотности, в том числе и для ведения своих личных дел. Все были поголовно бедными и, в общем, не нуждались в умении рассчитывать свои мизерные доходы и расходы. Все с трудом доживали до получки и как-то сводили концы с концами. Такая экономическая система совпадала с традиционным пренебрежением русских к сосредоточенности на материальных благах. Экономической грамотой владели только профессионалы: экономисты, плановики и бухгалтеры. Это порождало в обществе преувеличенное уважение и даже трепет по отношению к экономически грамотным людям. А те, в свою очередь, пользовались властью и могли манипулировать не только работниками, которым и в голову не приходило спорить о размерах своей зарплаты, но даже и руководителями предприятий. Бухгалтер становился на любом предприятии самым важным человеком.
Сравним: кто такой бухгалтер на Западе? Это маленький винтик в общей машине, подконтрольный в любом своем действии. А если вы сравните роль бухгалтера в любом современном учреждении в России, то убедитесь, что здесь все иначе. Именно он «правит бал», он руководит, командует всем коллективом и даже начальником, который зависит от него. Известны факты, когда бухгалтеры (например, в издательствах) сами себе назначали зарплату выше, чем у руководителя. И их нельзя ни уволить, ни запугать: они полезны, поскольку могут прикрыть неблаговидные дела начальника, «замазать» их, помочь скрыть его экономическую неграмотность или нечистоплотность. А могут и подвести под суд. Лучше с ними не спорить, а наоборот, щедро поделиться.
Подобная круговая порука, коррумпированная система возникла еще при советской власти, но именно сейчас она расцвела пышным цветом во всех государственных учреждениях России как на территории страны, так и за ее пределами. В области бизнеса, по свидетельству зарубежных, да и российских бизнесменов, стандарты делового поведения в России отличаются от общепринятых в мире.
Конечно, корректное отношение к доходам и налогам постепенно начинает утверждаться и в России. С трудом, потихоньку русские начинают осознавать, что деловое взаимодействие между партнерами регулируется не только экономическими и юридическими правилами. Оно должно, кроме того, подчиняться и деловой культуре, общепринятым «правилам игры». В этом заинтересованы в первую очередь и сами российские бизнесмены. Именно по их инициативе разработаны кодексы предпринимательской этики и принята «Хартия бизнеса России».
Кодексы созданы, но до привычки соблюдать и уважать эти кодексы еще очень далеко. Все-таки русский человек традиционно привык считать добродетелью, если ему удавалось государство как-то обвести вокруг пальца. Потому что государство в лице чиновников веками было враждебно его интересам и никогда их не защищало.
Известно, что россияне дружно отмечают снижение моральных устоев общества в результате десятилетних перемен. Справедливо, однако, говорить не столько о падении нравов и росте аморальности, цинизма россиян, сколько о смене приоритетов. Например, среди тех, кто сумел добиться материального благополучия, особенно среди молодежи, растет популярность «морали успеха», желание самоутвердиться в глазах окружающих, откровенный прагматизм, интерес к материальной выгоде для себя лично, без «высоких дум» о ближнем. Аналитики согласны в том, что это результат влияния «западных веяний», «западной морали».
Если бы дело ограничивалось только «западными веяниями», то было очень просто говорить о тенденциях развития будущей России: наложи лекало «Запада» и делай выводы. Но не так все просто. В противоположность «морали успеха», по наблюдению американского журналиста[80] в Москве, в поведении россиян появилось что-то «совсем новенькое», непохожее ни на прошлое, ни на новые «западные веяния». И доказательство этого — популярный персонаж Интернета и TV Масяня. Созданная питерским художником Олегом Куваевым в петербургской студии веб-сайта исключительно для отдыха, она сначала завоевала популярность в Интернете, а потом даже получила место в сетке вещания популярной телепрограммы в России «Намедни». О ней все говорили с восторгом, так как она, оказывается, «открыла, чтд можно заниматься любимым делом и зарабатывать на этом большие деньги. Об этом можно только мечтать». Причина популярности этого образа (прямо скажем, неважно нарисованного) — особая жизненная философия, которую можно выразить одним словом: «пофигизм». По этой философии оказывается, что теперь в России не стыдно быть безработным, и вовсе не потому, что очень уж трудно найти работу. Оказывается, способность и умение работать — не такое уж большое достоинство, главное — «деньги все равно будут». Неважно, каким образом. Ценность «труда» стремительно тает в глазах современных россиян, особенно молодых.
Как раньше в СССР, так сейчас на Западе такой образ жизни считается постыдным: безработные люди невольно несут клеймо социальных паразитов. А в современной России отношение в этим людям совсем иное, не совпадающее ни с советским, ни с «западным» — чуть ли не восхищенное. Умение «доставать» деньги без особого труда, да еще и «с удовольствием» стало национальной мечтой. Наоборот, Масяня чувствует себя неловко, когда ее дружок видит ее за работой. Такая философия и превратила этот образ в популярный символ.
В общем, моральный облик современного россиянина совсем непрост, и утверждения о падении нравственности современных россиян небеспочвенны. Доказательство этой очевидной истины не требует особых социологических исследований. Однако именно социологам удалось прояснить не менее интересный парадокс: оказывается, моральные критерии россиян в последние годы снизились именно в сфере общественного поведения. Например, гораздо меньшее количество людей осуждает теперь покупку краденого, спекуляцию, невозвращение кредитов и займов, присвоение найденных денег, даже политическое убийство, т. е. акты негативного общественного поведения.
А вот в том, что касается личной жизни, по крайней мере на словах, россияне стали более строгими. Так, на вопрос «Какое ваше самое заветное желание в жизни?» россияне дали такие ответы:[81]«Жить в гармонии с собой и окружающими» (23 %), «Обрести настоящее счастье» (11 %), «Избавиться от своей неуверенности» (8 %), «Обрести благополучие в браке» (7 %), «Сделать правильный выбор духовного пути» (6 %), «Ни в чем не завидовать другим (3 %)» или «Избавиться от зависти»… Гораздо реже чисто прагматические желания: «Улучшить финансовое положение» (12 %), «Открыть свое дело» (4 %) или «Совершить выгодную сделку» (только 1 %!).
В ответах опрошенных людей твердо осуждается моральная распущенность, пренебрежение своим долгом по отношению к семье, особенно к детям, нечестность и предательство по отношению к друзьям, нескромность стремительно разбогатевших людей — из тех, кто «Из грязи — да в князи». В общем, подобные ответы в ходе опроса общественного мнения не дают возможности однозначно утверждать о растущем цинизме и аморальности россиян. Скорее наоборот: в сфере личной жизни они придерживаются традиционных ценностей.
Даже при том что у русских отмечено своеобразное отношение к собственности (см. ч. II, гл. 3, § 9), они воспринимают с острым стыдом, если их уличили в воровстве и непорядочности. Вот француз, например, в компании в порыве откровенности может со смехом как о забавном случае рассказать, как он утащил какую-то мелочь в универмаге, не расплатившись, или обманул кого-то при обмене с выгодой для себя. Подобное поведение им воспринимается не в моральной плоскости, а как возможность «пощекотать» нервы или «проучить растяпу», получив при этом барыш. Русский, разумеется, тоже может совершить подобное. Он, однако, не сможет в этом открыто признаться, тем более в компании, он будет хранить этот случай как постыдную тайну, а не рассказывать как о забавном случае из жизни и бахвалиться при этом.
Если же перевести проблему нравственности в сферу предпринимательства, то оказывается, что интереснейшие результаты получены при сопоставлении оценок определенных аморальных действий с тем, выиграли или проиграли от реформ авторы этих оценок.
Выяснилось, что даже при общепризнанном падении общественной морали, при всей коррумпированности экономики и государства приверженность традиционным моральным ценностям остается экономически выгодной моделью поведения для деловых россиян. Так, среди тех, кто считает нормальным давать взятки, в полтора раза меньшее число людей улучшило свой материальный статус, чем среди тех, для кого это неприемлемо. Среди тех, кто не осуждает уклонение от налогов — в два раза меньше число людей, достигших успеха. Успехи же тех, кто принимает использование сексуальных связей в корыстных целях, стремится к нулю. И лишь те, кто приемлет сознательный обман для достижения своих целей, продемонстрировали свою несколько большую успешность по сравнению с теми, кто такой моральный выбор отрицает.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Было завтра
1. Было завтра ПРЕЛЮДИЯ «Было завтра». Дико, странно! Может, автор Иностранный? Не на месте И негладко, Или в тексте Опечатка? Не волнуйтесь, У поэта Лишь иной здесь Стиль и метод: Свет и пятна, Переливы, Смысл
Церковный люд – вчера и сегодня
Церковный люд – вчера и сегодня Общность людей, называемая приходом, образуется при каждом храме. Приход – это постоянные прихожане, которые видятся, как правило, каждую неделю и даже чаще, и конечно же клирики храма во главе с его настоятелем. Приходское сообщество
3. Сегодня и завтра: чары и предсказания
3. Сегодня и завтра: чары и предсказания Человек прошлого, особенно в сельской местности, находился во враждебном окружении под постоянной угрозой злых чар. Некоторые из них заслуживают особого внимания — например, завязывание узелка. Люди верили, что ведьма (или колдун)
НРАВСТВЕННОСТЬ
НРАВСТВЕННОСТЬ Понятно, что нравственность – понятие относительное. Для племени каннибалов питаться людьми – дело совершенно нравственное, а для нас как-то не очень. Да что там далеко ходить! Шахид, который вместе с собой уносит в другой мир десятки, сотни ни в чем не
Стиль вчера, сегодня, завтра. Размышления на рубеже веков
Стиль вчера, сегодня, завтра. Размышления на рубеже веков Век на исходе. Его заключительные годы напоминают одновременно элегическое прощание с сотворенным гением XX века современным идеалом красоты и конвульсии рождения нового стиля. Стиля следующего века. Ничем, совсем
Пальмы на память, или Этнический интерьер вчера и сегодня
Пальмы на память, или Этнический интерьер вчера и сегодня Путешествия — божественный подарок для человеческого глаза и интеллекта. И с той самой незапамятной поры, как у людей появилась такая возможность, они полюбили привозить сувениры на память. Сувениры бывают
Стильная жизнь вчера и сегодня
Стильная жизнь вчера и сегодня Все стили прошлого неоднократно возвращались в моду, как в одежде, так и в интерьерах, и переживали новое рождение. Начнем с Египта, не правда ли? Мощный и величественный стиль архитектуры фараонов, барельефы и скульптура, красавица