В чем заключается нравственный смысл пьесы гроза

В чём заключается нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

Конфликт “отцов и детей” лежит в основе драмы А. Н. Островского “Гроза”. Систему персонажей пьесы условно можно поделить на двое, а именно: героев, представляющих молодое поколение, и тех, чьи взгляды устремлены в прошлое. Их взаимоотношения, а также устои города Калинова раскрывают нравственный смысл драматического произведения.

Образ Кабановой является олицетворением деспотизма в пьесе.

Героиня лицемерна: Кулигин, механик-самоучка, называет её “ханжой”. Кабаниха, приглашая к себе странниц, а также посещая церковные службы, лишь прикрывается добродетелью. В отношении своих детей героиня, наоборот, недоброжелательна. Она выступает тираном в собственной семье, из-за чего среди ее членов нет ни любви, ни уважения: Варвара обманывает мать и ночью тайно встречается с Кудряшом; Тихон, украдкой испытывая чувство отвращения, не может перечить её словам, что доказывает ремарка “вздыхая в сторону”; Катерина, пытающаяся наладить отношения с Марфой Игнатьевной, становится отвергнутой ею. Другим представителем “темного царства” является Дикой. Эпизод, в котором Кулигин просит героя выделить деньги на строительство громоотвода в городе, раскрывает характер купца: тот не только отказывает механику-самоучке в материальной помощи, но и утверждает, что гроза посылается людям в наказание. Персонаж является необразованным “самодуром”, олицетворяющим непросвещенность в пьесе.

Таким образом, нравственный смысл драмы “Гроза” заключается в том, чтобы показать какое сильное воздействие могут оказывать люди на судьбы окружающих. Катерина не смогла справиться с гнетом не только Кабановой, но и со стороны других жителей Калинова, что привело к ее неминуемой гибели.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём заключается нравственный смысл пьесы «Гроза» А. Н. Островского? (ЕГЭ по литературе)

Драма Александр Николаевич Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В ней автор поднимает важные проблемы, которые господствуют в обществе и обращается к злободневным темам того времени. Рассмотрим, в чём заключается нравственный смысл пьесы.

Во-первых, Островский показывает важность следования собственным нравственным принципам. В качестве примера можно взять христианское отношение главной героини к браку и к клятве, данной Тихону при венчании.

Катерина действительно до конца остается верна себе, а её самоубийство совершено из-за невозможности вынести собственную измену принципам верности и любви в браке. Сцена самоубийства показывает глубинную естественную нравственность Катерины.

Во-вторых, драматург отражает губительность самодурства и безвольного подчинения старым нравственным устоям. Здесь пример — следование сводам устаревшего ко времени действия пьесы «Домостроя» и упадок патриархального уклада. Иллюстрируют это рассказ Кулигина о «тёмном царстве» и «жестоких нравах», сцена жалобы крестьян городничему на Савела Прокофьича из-за невыплаты денег.

В-третьих, Островский показывает важность внутренней свободы каждого человека. Примером может служить монолог Катерины «Отчего люди не летают как птицы», а также само её самоубийство из-за полного ограничения её свободы и подавления её личности («У вас всё как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем»), невозможность открыто любить любимого человека (сцены тайных встреч с Борисом) и быть с ним счастливой.

Таким образом, А. Н. Островский поднимает многие нравственные вопросы, для него важно донести до читателя о ценности человеческой свободы и чистоты души.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

17.2 В чём заключается нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

Драма А. Н. Островского является социально-бытовой и содержит проблемы нравственного характера, которые подразумевают жизнь в свободе и с правом высказываться без страха на это. Рассмотрим их смысл в пьесы на примере поступков героев.

Во-первых, Катерина — это «луч света в тёмном царстве», она ощущает себя личностью.

Когда перед ней стоит выбор пойти к Борису или нет, она поддается соблазну любви. После её мучает совесть, она не боится людского мнения, женщина сама подвергает себя наказанию, так как «должна себе». Автор показывает муки героини из-за совершения безнравственного поступка, который она не сможет простить себе, будучи уже нечистой из-за измены мужу.

Во-вторых, Марфа Игнатьевна — это та героиня, кто не изменяет своим принципам. Всю жизнь она подчиняет законам домостроя ни разу не предав их. Весь город стоит под властью Кабановой и Дикого. Мать Тихона учит его держать жену в страхе. Однако он, боясь Кабаниху, подстраивается под неё, демонстрирует свое подчинение ей.

В-третьих, по правилам города Калинова не столько важно, что происходит в семье, главное, чтобы люди не знали об этом. В начале пьесы Кулигин обращает внимание, что по праздникам народ выходит, чтобы только показать свои наряды. Островский говорит о важности людского мнения для жителей города, об их зависимости от него. По ночам же они запирают калитки, чтобы скрыть тиранию и деспотизм, происходящий в их семьях.

Таким образом, драматург через образы героев доносит мысль, что люди, находясь в вечном страхе, боятся пойти против самодуров, потому совершают безнравственные поступки: кто поддакивает, кто обманывает. И лишь Катерина, не видя возможности жить в настоящем, идет на протест в виде самоубийства.

• К1 Соответствие сочинения теме и ее раскрытие –2/3

• К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 2/3

• К3 Опора на теоретико-литературные понятия –2/2

• К4 Композиционная цельность и логичность –3/3

• К5 Соблюдение речевых норм – 1/3

подразумевают жизнь в свободе и с правом высказываться без страха на это

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чем заключается нравственный смысл пьесы островского. В чём заключается нравственный смысл пьесы Островского «Гроза»? Смысл названия пьесы «Гроза»

Проблематика пьесы «Гроза» Островского поначалу кажется простой, построенной на любви. Но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы. В тексте прописана атмосфера лжи и предательства. Жители города Калинов настолько привыкли к вранью, что их безмолвное согласие приводит к печальным последствиям. И после детального разбора становится понятна ширина проблем в произведении.

В чем заключается нравственный смысл пьесы гроза. lazy placeholder. В чем заключается нравственный смысл пьесы гроза фото. В чем заключается нравственный смысл пьесы гроза-lazy placeholder. картинка В чем заключается нравственный смысл пьесы гроза. картинка lazy placeholder

Взаимоотношения поколений

Можно найти в произведении «Гроза» аргументы к сочинению на тему родителей и детей. Это не просто непонимание, а проблемы абсолютного контроля и патриархального порядка. Это легко рассмотреть на примере семьи Кабановых.

Во времена написания пьесы мнение мужчины в доме было главным и неоспоримым, а женская часть была лишена каких-либо прав. Во главе семейства после смерти мужа встала Марфа Игнатьевна. Она властолюбивая и расчетливая женщина. Кабаниха считает, что своим контролем и приказами заботится о детях.

И подобное поведение привело к соответствующим последствиям:

А вот дочь Варвара смогла приспособиться к такой жизни. Ей без проблем удается врать и даже заменить замок на калитке в саду для встреч с Кудряшом.

И если Тихон так и не сподобился на бунт, то дочь Кабанихи в финале убегает из дома с возлюбленным.

Реализация собственных амбиций

Еще одной проблемой, какую способна поднимать «Гроза», является проблема самореализации. Примером здесь выступает Кулигин. Он мечтает создать что-то нужное для жителей города. Среди его изобретений есть громоотвод и способы получения электричества.

Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.

Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.

Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.

Конспект урока по литературе «Нравственная проблематика пьесы А.Н.Островского «Гроза»

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Дома вам нужно было письменно ответить на вопрос: какая точка зрения (Добролюбова или Писарева) по поводу характера Катерины вам ближе.

(Спросить Дашу, Георгия, Полину Колистратову).

Ребята, давайте вспомним, что такое «проблематика»?

(Проблематика – круг вопросов, поднятый в произведении).

Сегодня мы с вами рассмотрим нравственную проблематику пьесы А.Н. Островского «Гроза» и в течение урока выясним, какие проблемы ставит автор в своем произведении.

Запишите число, тему урока: «Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза» (1859)».

В качестве эпиграфа запишите слова Н.А. Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все её живые стремления сливаются здесь».

Сейчас мы с вами посмотрим, какие актрисы исполняли роль Катерины, и подумаем, какой образ наиболее близок к образу Катерины.

Первой, кто сыграла роль Катерины, была актриса – Любовь Павловна Косицкая (1827-1868). (на слайде ее портрет)

Островский уже в процессе создания пьесы знал, кто сыграет роль Катерины. Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов.

Актриса воплощала женские характеры во многих пьесах драматурга: «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Доходное место» в трилогии о Бальзаминове. Но в историю русского театра Любовь Косицкая, прежде всего, вошла как первая исполнительница роли Катерины в «Грозе». Она изобразила порыв к мечте.

В 1873 году роль Катерины исполнила Мария Николаевна Ермолова (1853- 1928). (на слайде ее портрет)

Еще одной актрисой, сыгравшей роль Катерины, оказалась Полина Антипьевна Стрепетова (известна всем как Пелагея Стрепетова (псевдоним).

Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения (основных положений в религиозном учении). Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870-1880-х г. на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы. Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву темного царства. Актриса будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели.

Итак, посмотрите еще раз на портреты актрис. Как вы считаете, образ какой из актрис ближе к образу Катерины? (на слайде все три актрисы).

(Образ Стрепетовой. Ее портрет кажется наиболее простым, кротким, передающим черты, свойственные Катерине).

Все актрисы (Стрепетова, Ермолова, Косицкая) в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Итак, актрисы, сыгравшие роль Катерины с наибольшей полнотой старались передать противоречия ее души.

Давайте сейчас прочитаем сцену, в которой Варвара отдает Катерине ключ от калитки, и посмотрим, какие чувства испытывает Катерина в тот момент?

Катерина и Варвара.

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке. Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо! Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя. Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты! Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее.

Итак, какие чувства испытывает Катерина? (Она разрывается между двумя чувствами. С одной стороны, она понимает, что этот ключ принесет ей погибель. С другой стороны, ей хочется воспользоваться этой возможностью).

Как вы считаете, каково значение этой сцены с ключом? (Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами Домостроя).

Как вы можете охарактеризовать речь Катерины? (Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений, передающих напряжение чувств Катерины).

На прошлом уроке мы с вами обращались к ремаркам, которые автор использует в тексте.

Что такое ремарка? (авторский комментарий, пояснение).

Какие ремарки использует автор в данном монологе? (молчание, задумывается, прислушивается, прячет ключ в карман).

Катерина все-таки берет ключ, она переступает через свой страх и идет навстречу чувствам. Какую проблему здесь поднимает автор? (Проблема любви. Хотя Катерина понимает, чем может все закончиться, она рискует и пытается вырваться из домостроевских «оков».

Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете эти слова? (Для Катерины важно испытывать чувства, реагировать на происходящее, она живая натура. Для нее проявление эмоций, страси –это ее жизнь).

Запишите, что Островский поднимает в пьесе проблему любви.

Итак, сейчас попробуем с вами разобраться, что же сподвигло Катерину на такие решительные действия.

Каким получился диалог Катерины с Тихоном перед отъездом? (Диалог получился сухим. Тихон показался безразличным. Он четко дал понять, что хочет вырваться на волю. Ему нужна свобода. Устав от материнского контроля, он воспринимает свой отъезд как возможность отдохнуть от матери и жены: погулять, попьянствовать. Он отталкивает Катерину. Может он был бы рад таком порыву жены, но не в этот раз).

И что же происходит, что чувствует Катерина? (Она понимает, что не нужна ему).

Как мы уже с вами отмечали ранее, Катерина –натура любящая, чуткая. Все, что нужно было Катерине, чтобы муж понял ее, сумел защитить. Но о чем думает Тихон? (Он хочет побыстрее уехать, пьянствовать, забыться на две недели).

Стоит отметить, что автор поднимает проблему равнодушия к человеку.

Мы видим, что жизнь ставит перед Катериной сложный выбор.

Как вы думаете, что символизирует калитка? (выход в другую жизнь).

Итак, давайте обобщим, что же сподвигло Катерину выйти в другую жизнь? (Равнодушие Тихона. Она была готова ехать с ним, примириться со своей участью, но такого холодного ответа она не ожидала).

Итак, сейчас мы с вами рассмотрим отношения Бориса и Катерины.

Что вы можете сказать о Борисе? (молодой человек, который отличается от Дикого, Кудряша).

Как вы считаете, любит ли Борис Катерину? (Да, он не стесняется проявлять своих чувств, с трепетом относится к ней).

Почему Борис оставляет Катерину? (Дикой отправляет его в Сибирь).

Борис оказывается сам в трудной ситуации, но, как вы считаете, как он должен был поступить, если искренне любит? (Взять ее с собой).

Но почему Борис не берет Катерину с собой? (Потому что он боится, что дядя лишит его наследства).

Правильно ли он поступает? (Нет).

Какую проблему поднимает здесь Островский? (Проблема ответственности).

В любви чувство ответственности особо ярко проявляется.

Но Борис не смог ответить за человека, который находится с ним рядом.

Можем ли мы Бориса приравнять к остальным представителям темного царства? (Да. Борис такой же, как и Тихон, только образованный).

По словам Добролюбова, образование отняло у него силу делать пакости. Но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие.

Мы видим, что для Бориса также важную роль играет материальная подоплека.

Итак, давайте обратимся к финальной сцене.

Катерина понимает, что совершила грех, и признает это. Ведь обманывать, как Варвара, она не может. Существует ли страх в душе Катерины? (Да, она хочет быть чистой перед Богом, она боится явиться перед Богом грешной).

Православие основано на страхе. Она боится предстать перед Богом со всеми грехами, хочет быть чистой. Какую же здесь проблему поднимает автор? (Проблема греховности и святости).

Итак, ребята, круг каких проблем ставит Островский в пьесе «Гроза»? (Проблема любви, ответственности, беззащитности, греховности и святости).

Ребята, как вы считает, в чем заключается смысл названия пьесы? (Гроза-это не только природное явление, но и неизбежное, непредотвратимое явление, которое назревает в обществе).

Островский в пьесе «Гроза» наиболее ярко показывает человеческие отношения. Автор поднимает круг важных проблем (проблема любви, ответственности, беззащитности, греховности и святости). Островский показывает, что такое явление, как гроза, не самое ужасное. Страшно то, что гроза проносится между людьми.

На основе пьесы напишите свои размышления на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Составить синквейн по образу Катерины.

Итак, подведем итог нашего урока.

Какие проблемы ставит Островский в пьесе?

В чем заключается смысл названия пьесы?

Несовершенство власти

В городе власть имеется в руках тех, у кого есть богатства. В качестве доказательства можно привести разговор Дикого с городничим. Последний высказывает купцу, что на него поступает большое число жалоб. Ответ Савла Прокофьевича оказывается грубым.

Дикой открыто говорит о том, что обманывает мужиков и это нормальное явление. Ведь если купцы обирают друг друга, то можно и обычных людей. Официальная власть в Калинове практически ничего не решает.

Без денег в городе невозможно жить и управлять. Савл Прокофьевич считает себя практически царем.

Он решает, кому передавать в долг, а каким людям отказать. Именно в таком духе он отвечает Кулигину.

Любовная проблема

Тема любви в «Грозе» крутится вокруг Катерины и ее отношений с Борисом и Тихоном. Девушка вынуждена проживать с мужем, хотя никаких искренних чувств к нему нет. Она переходит в крайности, думает оставаться или уходить.

У Кати мгновенно расцветают чувства к Борису. И девушка решается на смелый шаг, не считаясь с моралью общества. Однако взаимные чувства не особенно много значат для Бориса. Его цели были чисто меркантильными для сближения с Диким.

Катерина предполагала, что в Борисе тот самый воздух свободы и прогресса. Но она ошиблась. Он оказался таким же, как и остальные жители города.

Еще одним аргументом в пользу неискренности Бориса являются его слова в разговоре с Варварой о том, что чувства к Кате нужно как можно дольше втайне сохранить чувства.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако сегодня такие произведения, как «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие пьесы, интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Более подробно мне хотелось бы рассказать о пьесе «Гроза».

Символично, что в 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», — говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», — достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», — говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье

. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора.

Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Столкновение нового и старого

Нравственные итоги «Грозы» А. Н. Островского, сочинение по которой часто пишут в старших классах, ярко показаны на примере Катерины. Ее судьба показала, к чему приводит отсутствие реформ в обществе. Социальные противоречия достигли своего апогея, никто не понимает, как жить дальше.

Именно это противоречие отражается на Катерине. Она не понимает, как можно спокойно существовать в атмосфере. Для нее неприемлемы ложь и смирение. Девушка на протяжении пьесы желает того, что не может исполниться:

Проблемы, которые затрагивает Островский, остаются актуальными и значительными. Это неразрешимые трудности человеческого существования, способные волновать людей во все времена. Потому пьесу «Гроза» можно смело называть произведением вне времени.

Сочинение на тему: Проблема совести в пьесе Островского «Гроза»

Что же такое совесть? Совесть – это мягкая подушка. Она или позволяет нам спокойно жить, или постоянно тревожит нас, заставляет обдумывать свои действия. Именно совесть не дает нам совершать плохие поступки, она пытается направить человека на истинный путь. Совесть живет внутри многих из нас, от нее невозможно убежать или скрыться. На протяжении всей жизни человеку следует жить в согласии со своей совестью, слушаться ее и идти по верному жизненному пути. Многие писатели затрагивают в своих произведениях проблему совести, потому что она была актуальна в прошлом и продолжает оставаться таковой и в наши дни.

Ее душа ждала прощения, но его она не получила. Конец этой драмы – это отчаяние главной героини, ее освобождение от мук совести, которые являются для нее страшнее всего, что только могло произойти в ее жизни.

В заключение хочется сделать вывод, что совесть – это внутренние весы, на них человек взвешивает все свои действия. Островский очередной раз доказывает нам ее существование. Живя в согласии с совестью, мы обретаем согласие и с самими собой.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Проблема совести в пьесе Островского «Гроза» читают:

Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс

Сочинение на тему «Штольц и Обломов»

Сочинение на тему «Мой любимый вид спорта»

Однажды одним зимним морозным утром, когда я, будучи 7-летней малышкой, протирала глазки руками и недовольно поглядывала на маму, которая стягивала Читать далее…

Сочинение на тему «Гордость и смирение», 11 класс

Гордость и смирение – это противоположные качества, анализ которых часто встречается в литературе. Несмотря на то, что эти понятия абсолютно Читать далее…

Сочинение по картине Васнецова «Снегурочка», 3 класс

Передо мной картина художника В.М. Васнецова «Снегурочка». Главный её персонаж – снегурочка, которая идёт по глухому зимнему лесу. Снегурочка вышла Читать далее…

Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители», 6 класс

Картина художницы Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» с первого взгляда кажется весьма незамысловатой: любопытные мальчишки заглядывают через открытое окно в мастерскую Читать далее…

Сочинение на тему «Охраняя растения, охраняем жизнь»

2020 — Всемирный год защиты и охраны растений. Каждая травинка, дерево, кустарник и цветок играет огромнейшую роль в жизни нашей Читать далее…

Сочинение по картине Перова «Тройка», 4 класс

На картине художника В. Г. Перова «Тройка» мы видим трёх крестьянских детей, которые выполняют очень тяжёлую и совсем не детскую Читать далее…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *