В чем заключается нравственный смысл пьесы островского гроза

В чём заключается нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

Конфликт “отцов и детей” лежит в основе драмы А. Н. Островского “Гроза”. Систему персонажей пьесы условно можно поделить на двое, а именно: героев, представляющих молодое поколение, и тех, чьи взгляды устремлены в прошлое. Их взаимоотношения, а также устои города Калинова раскрывают нравственный смысл драматического произведения.

Образ Кабановой является олицетворением деспотизма в пьесе.

Героиня лицемерна: Кулигин, механик-самоучка, называет её “ханжой”. Кабаниха, приглашая к себе странниц, а также посещая церковные службы, лишь прикрывается добродетелью. В отношении своих детей героиня, наоборот, недоброжелательна. Она выступает тираном в собственной семье, из-за чего среди ее членов нет ни любви, ни уважения: Варвара обманывает мать и ночью тайно встречается с Кудряшом; Тихон, украдкой испытывая чувство отвращения, не может перечить её словам, что доказывает ремарка “вздыхая в сторону”; Катерина, пытающаяся наладить отношения с Марфой Игнатьевной, становится отвергнутой ею. Другим представителем “темного царства” является Дикой. Эпизод, в котором Кулигин просит героя выделить деньги на строительство громоотвода в городе, раскрывает характер купца: тот не только отказывает механику-самоучке в материальной помощи, но и утверждает, что гроза посылается людям в наказание. Персонаж является необразованным “самодуром”, олицетворяющим непросвещенность в пьесе.

Таким образом, нравственный смысл драмы “Гроза” заключается в том, чтобы показать какое сильное воздействие могут оказывать люди на судьбы окружающих. Катерина не смогла справиться с гнетом не только Кабановой, но и со стороны других жителей Калинова, что привело к ее неминуемой гибели.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Нравственные проблемы в пьесе Гроза Островского

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти, а некоторые вовсе не приняли пьесу. Но несмотря на все разногласия критиков, произведение А.Н. Островского отражает огромный спектр проблем того времени. Одни из главных – это проблемы нравственности.

В пьесе поднимается проблема внутренней и внешней свободы человека. Главная героиня Катерина не по своей воле становится в городке Калинове «белой вороной» в глазах общества. В начале произведения девушка пытается доказать, что она сильная личность, которая может дать отпор, а не слабая и бесхарактерная девушка. Героине хотелось стать свободной, как птица, чтобы не находиться в этом городе, отравленном ложью и лицемерием. Она мечтала сбежать из своей клетки. Возможность на свободу Катерина увидела в лице Бориса. Молодой человек оказался таким же как и жители городка. Ложь, лицемерие, выгода в делах – для важнее всего. Главной героине не удалось сбежать из своей клетки. Она погибла, бросившись со скалы в реку.

Так же в произведении четко прослеживается проблема конфликта поколений. Старшие навязывают патриархальный уклад жизни молодому поколению. Последние, со своей стороны, готовы жить по новым порядкам, где на одном уровне стоит равенство и свобода. Для старшего поколения, в лице Марфы Игнатьевны, для которой власть и деньги на первом месте, не понятна как это дети хотят «на волю». Она не хочет, чтобы это случилось, ведь тогда все перестанут её бояться и патриархат рухнет.

Нравственные проблемы поднимаемые автором в пьесе «Гроза» всегда будут актуальны. А.Н. Островский в своём произведении хотел показать, что творят с обществом деньги, власть, ложи и лицемерие. Каждый человек должен понимать, как это жить в таком «темном царстве» и надо искать выход, но порой, его просто нет.

2 вариант

В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.

Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.

Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.

Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.

Сочинение 3

Произведение Островского «Гроза» после опубликования было встречено критиками неоднозначно. Кто-то воспринял его, как свежий глоток воздуха в то непростое время, другие не приняли пьесу вовсе, третьи посчитали, что автор написал его в пику власти.

Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.

Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.

Центральной проблемой произведения Островского становится отсутствие свободы, как таковой, и право выбора. Как одно из событий, которое указывает на это, прозвище главной героини. Катерину нарекли «белой вороной» за неспособность и нежелание примириться с рамками, в которые ее загнали.

Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.

Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.

Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.

Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.

Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.

Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.

По замыслу Островского, пьеса «Гроза» должна была обнажить разложившееся лживое общество людей, которые не хотят ничего менять. В условиях произвола свободной и желающей развиваться личности остается только выживать.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния на организм человека. Сейчас, на данном этапе развития человечества, мы не можем избавиться от глобальных проблем

Образ Татьяны Лариной был создан Пушкиным, как идеал девушки того времени, так и личное желание автора видеть рядом с собой робкую, но в то же время честную, духовную девушку.

Название сказки «Василиса Прекрасная» сама говорит за себя, что этот образ олицетворяет доброту и красоту. В ней сочетались качества воспитанности и уважения, о чем свидетельствует встреча с Бабой Ягой

Это старая французская сказка (семнадцатого века)! Она известна во всём мире, в нашей стране её тоже любят. Образ хитрого кота в сапогах очень популярен. Думаю, что главная мысль этой сказки – не переживать

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.

Источник

В чём заключается нравственный смысл пьесы «Гроза» А. Н. Островского? (ЕГЭ по литературе)

Драма Александр Николаевич Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В ней автор поднимает важные проблемы, которые господствуют в обществе и обращается к злободневным темам того времени. Рассмотрим, в чём заключается нравственный смысл пьесы.

Во-первых, Островский показывает важность следования собственным нравственным принципам. В качестве примера можно взять христианское отношение главной героини к браку и к клятве, данной Тихону при венчании.

Катерина действительно до конца остается верна себе, а её самоубийство совершено из-за невозможности вынести собственную измену принципам верности и любви в браке. Сцена самоубийства показывает глубинную естественную нравственность Катерины.

Во-вторых, драматург отражает губительность самодурства и безвольного подчинения старым нравственным устоям. Здесь пример — следование сводам устаревшего ко времени действия пьесы «Домостроя» и упадок патриархального уклада. Иллюстрируют это рассказ Кулигина о «тёмном царстве» и «жестоких нравах», сцена жалобы крестьян городничему на Савела Прокофьича из-за невыплаты денег.

В-третьих, Островский показывает важность внутренней свободы каждого человека. Примером может служить монолог Катерины «Отчего люди не летают как птицы», а также само её самоубийство из-за полного ограничения её свободы и подавления её личности («У вас всё как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем»), невозможность открыто любить любимого человека (сцены тайных встреч с Борисом) и быть с ним счастливой.

Таким образом, А. Н. Островский поднимает многие нравственные вопросы, для него важно донести до читателя о ценности человеческой свободы и чистоты души.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём заключается нравственный смысл пьесы Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана с целью выразить мысль о том, что старые жестокие порядки ломают судьбы людей, а так быть не должно, автор выступает против этого.

Жителей города Калинова, в котором разворачивается действие, критик Добролюбов в одной из статей назвал «тёмным царством», главными представителями которого являются купцы Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой. Эти герои — необразованные, непросвещенные, жестокие, деспотичные тираны, которые живут, слепо следуя патриархальным устоям. Дикой и Кабаниха разрушают судьбы других людей. Из монолога часовщика-самоучки Кулигина становится ясно, что Савел Прокофьевич является очень жадным человеком, он обкрадывает рабочих, не доплачивая им, а сам богатеет за счёт сэкономленных средств.

Более того, герой очень груб и невежественен. В сцене, когда Кулигин предлагает установить в городе громоотводы, чтобы обезопасить жителей от грозы, купец называет его «разбойником» и «мошенником» и не желает его слушать. Однако Марфа Игнатьевна Кабанова намного страшнее Дикого, ведь она пытается проникнуть в души других людей, разрушить их внутренний мир, чтобы навязать собственные порядки. Кабаниха поглощает жизненную энергию своих «жертв», унижает их человеческие достоинства, заставляет страдать. Причем её жестокость направлена на семью: «домашних заела совсем», «поедом ест». Недаром Добролюбов в отметил, что «жизнь в «тёмном царстве» хуже смерти», и это действительно так.

Таким образом, нравственный смысл драмы «Гроза» заключается в том, что любой человек должен чувствовать себя внутренне свободным и ни от кого не зависящим, иначе это может привести к трагическому исходу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём же заключается нравственный смысл пьесы «Гроза»? (Островский А. Н.)

Во время жизни Островского, в России набирали обороты «нравственные» произведения, где затрагивались темы нравственного долга и нравственных законов. Постепенно, «нравственные» произведения охватили огромное количество авторов России. Островский тоже не остался в стороне и его произведение «Гроза» только подтверждает мои слова.

Начнём, пожалуй, с понятия нравственности. Что такое «нравственность»? Это совокупность душевных и духовных качеств, необходимых для жизни в обществе, а так же для выполнения правил поведения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Сейчас, понятие нравственности немного исказилось, по сравнению с годами жизни Островского. Но в то же время, в те времена выскочек любили ещё меньше, чем сейчас. Впрочем, я немного отклонился от темы.

В самой пьесе дело обстоит чуточку иначе. В современных произведениях достаточно часто встречаются персонажи, которые слишком сильно отклоняются от правил поведений. Например, очень часто встречаются персонажи, которые думают, что раз они сильнее или богаче обычных обывателей, то могут творить, что им вздумается. У Островского тоже есть такой персонаж — Дикой. Богатый купец, который любит власть и деньги. Но в то же время, он не является плохим персонажем. Скорее, это похоже на профессиональную деформацию характера, когда персонаж провёл много времени в кругу, где все желают друг другу если не смерти, то неудач и тому подобное.

С Катериной тоже всё не так однозначно. Она больше всего похожа на бесхарактерного персонажа, но в итоге смогла сделать сильный шаг в бездну, чего от неё почти никто не ожидал.

Как я вижу, в произведении обыгрываются проблемы нрава общества, когда тебе нужно под кого-то прогибаться, или засовывать своё мнение куда подальше, ради сохранения своей репутации. Вообще, в этой пьесе я вижу, по сути, обычную жизнь в те времена, которые строятся на вежливости и твоём умении «угождать».

В заключении, хочу сказать, что Островский немного опередил остальных писателей, так как в его произведении нету определённых границ добра или зла, но есть проблема, которая ярко выражена во все времена, а то есть, практически полное отсутствие людей, способных добиться своей цели, или совершить решительный шаг. Быть может, автор «Грозы» хотел донести до нас то, что мы должны начать меняться, а не следовать нравам прошлых веков?

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id111087

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *