В чем заключается нравственный выбор человека аргументы
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Нравственный выбор — аргументы ЕГЭ
Тезисы
Аргументы
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Не один раз Петр Гринев оказывался в сложных жизненных ситуациях, когда нужно было делать выбор, от которого зависела его дальнейшая жизнь. При захвате Белогорской крепости у героя было два пути: признать в Пугачеве государя или быть казненным. Несмотря на страх, Петр Гринев отказался присягнуть самозванцу, не смея предать родную страну. Это не единственная ситуация нравственного выбора, в которой герой принял верное решение и доказал, что он является человеком чести. Уже под следствием он не стал упоминать о том, что он был связан с Пугачевым из-за Маши Мироновой, потому что не хотел для своей любимой неприятностей. Если бы Петр Гринев рассказал о ней, девушку наверняка бы привлекли к следствию. Он не хотел этого, хотя такие сведения могли оправдать его. Ситуации нравственного выбора показали истинные внутренние качества Петра Гринева: читателю понятно, что это человек чести, преданный Родине и верный своему слову.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Судьба Татьяны Лариной трагична. Влюбленная в Евгения Онегина, она никого не видела своим женихом. Татьяне приходится выйти замуж за князя N., хорошего человека, которого она, однако, не любит. Евгений отверг ее, не восприняв всерьез признание девушки в любви. Позже Онегин видит ее на одном из светских вечеров. Татьяна Ларина меняется: она становится величавой княгиней. Евгений Онегин пишет ей письма, признается в любви, надеясь, что она уйдет от мужа. Для Татьяны это ситуация нравственного выбора. Она поступает правильно: сохраняет свою честь и верность мужу. Хотя Татьяна до сих пор влюблена в Онегина, она просит оставить ее в покое
Л.Н. Толстой «Война и мир». Ситуация нравственного выбора, в которой оказалась Наташа Ростова, не связана с угрозой ее жизни. Когда все уезжали из осажденной французами Москвы, семья Ростовых увозила свои вещи. Перед героиней встал выбор: увезти вещи или отдать подводы для перевозки раненых. Наташа Ростова выбрала не вещи, а помощь людям. Ситуация нравственного выбора показала, что для героини не так важно материальное благополучие, как помощь тем, кто оказался в беде. Можно сказать, что Наташа Ростова — человек с высокими моральными ценностями.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Каждый осуществляет нравственный выбор, исходя из своих жизненных принципов, целей, установок и желаний. Самым дорогим в жизни человеком для Маргариты был ее Мастер. Чтобы увидеть любимого, она без сомнения согласилась на сделку с дьяволом. В ситуации нравственного выбора она предпочла то, что для нее дороже всего, несмотря на весь ужас способа достижения своей цели. Маргарита была готова на все, даже на столь бесчестный поступок, потому что встреча с Мастером была для нее жизненно важной.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Иногда только возможность выбора своего жизненного пути открывает подлинные человеческие качества. Перешедший на сторону врага из-за любви к полячке Андрий, младший сын Тараса Бульбы, в ситуации нравственного выбора показал истинные черты своего характера. Он предал отца, брата и свою Родину, показав уязвимость перед силой любви. Настоящий воин не стал бы считаться с любым врагом, но Андрий оказался не таким. Обстоятельства сломали его, показали неспособность юноши быть верным воинскому долгу, преданным родной земле.
В. Санин «Семьдесят градусов ниже нуля». Синицын не подготовил Гаврилову зимнее топливо, что поставило под угрозу жизнь Гаврилова в условиях сильнейших морозов. У Синицына был выбор: сначала он хотел сделать все, чтобы обеспечить безопасность экспедиции, но потом побоялся неблагоприятных последствий за свою ошибку и оставил все так, как есть. Ситуация нравственного выбора показала, что Синицын — трусливый человек, для которого желание остаться без наказания важнее, чем жизнь другого человека, зависящая от него.
Сочинение 9.3. В чём заключается нравственный выбор человека?
Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается нравственный выбор человека?»
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6) А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
(8)Я сказал папе:
– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.
– (10)Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.
– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!
(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара.
– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– Я раздумал быть боксёром.
* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) – русский советский писатель, автор рассказов для детей.
Нравственный выбор – это поступок, в котором отражается склонность человека к добру. Подобный выбор встаёт в жизни каждого человека, он определяет нашу дальнейшую судьбу, поэтому очень важно понимать, в чём он заключается. Разобраться в этом нам помогут конкретные примеры.
В тексте В.Ю. Драгунского перед мальчиком встал выбор: «И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара. ». И тогда ребёнок поступил по-доброму: у него не поднялась рука ударить старого плюшевого медведя. Этот момент стал поворотным, потому что он раздумал быть боксёром, навсегда отказавшись от жестокости и зла, ведь мальчик любил своего милого медвежонка.
Жизнь часто ставит перед нами проблему выбора, поэтому ни одно из произведений художественной литературы не обходится без подобных ситуаций. В повести А.С.Пушкина судьба героя складывается из цепочки событий, когда нужно сделать выбор. Юный Гринёв иногда ошибается, например, связавшись с Зуриным, проигрывает большую сумму денег, грубо обращается со своим верным Савельичем. Но потом раскаивается и ведёт себя достойно: просит прощения у своего дядьки, даёт тому полное право распоряжаться всеми своими деньгами. Правильные нравственные ориентиры помогают Петру Гринёву поступать в пользу добра и милосердия, поэтому жизнь его складывается счастливо.
Таким образом, нравственный выбор заключается в способности любить тех, кто рядом, проявлять к ним милосердие и уважение. Только правильная жизненная позиция позволяет нам находить путь к счастью.
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?»
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 12.01.2020
На протяжении всей жизни каждому человеку приходится совершать непростой выбор. Принятие того или иного решения способно кардинально изменить судьбу, и очень важно в ответственный момент не допустить оплошность. Однако очень часто жизнь вынуждает делать человека выбор между долгом и личным счастьем, и в этом случае как нельзя лучше раскрываются моральные качества личности. Эта проблема не перестает оставаться актуальной и по сегодняшний день, и многие писатели посвятили ей свои произведения.
Аргументы из литературы
Примеры из жизни
Резюме
Правильный выбор с точки зрения нравственности совершить совсем непросто, поскольку приходится платить собственным комфортом и благополучием. Однако именно он позволяет почувствовать себя порядочным человеком, которого никогда не будут мучить муки совести.
Шаблон(клише) для написания сочинения по русскому языку на ОГЭ
На протяжении всей жизни каждому человеку приходится совершать непростой выбор. Принятие того или иного решения способно кардинально изменить судьбу, и очень важно в ответственный момент не допустить оплошность. Однако очень часто жизнь вынуждает делать человека выбор между долгом и личным счастьем, и в этом случае как нельзя лучше раскрываются моральные качества личности. Эта проблема не перестает оставаться актуальной и по сегодняшний день, и многие писатели посвятили ей свои произведения.
Вариант 2
Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.
Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.
Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на ваших глазах случайно выпавшие из кармана прохожего, вступиться или нет за человека, которого обижают хулиганы, иногда это даже касается вопросов жизни и смерти.
Нравственность и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.
Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто тёмная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать черту нравственности.
Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идёт вместе с человеком с самого детства, во многом он получает её от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадёжных действий. Даже детские стихи, наподобие «Что такое хорошо и что такое плохо?» с малых лет приучают человека отделять добро от зла, чёрное от белого.
Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.
Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.
Из литературы
Еще больше литературных примеров о нравственном выборе Вы можете найти в специальной подборке.
Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор
Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.
Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся. Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.
Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба. Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову. Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу. Так, рассказ Льва Толстого «После бала» повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою. Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.
Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.
Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить. Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.
Другие сочинения: ← Что такое предательство↑ 9 класс и ОГЭЧто такое человечность →
Нравственный долг
Среди множества равнодушных к чужому горю людей, заботящихся лишь о своем благополучии, есть и те, кто никогда не откажет никому в помощи. И помогают такие люди другим без каких-либо видимых на это причин. Что сподвигает людей на совершение благородных поступков, заставляя их переступать через личное благополучие ради помощи другому человеку?
Этот вопрос поднимается Г. Н. Бочаровым и заставляет читателей задуматься и стать более отзывчивыми к чужому горю. Эта проблема стала особенно важной именно в наше время. Ведь люди в современном мире
находятся в постоянной спешке, думают только о себе, о своих потребностях. А услышав о том, что кому-нибудь нужна помощи, они обычно думают: «Кроме меня есть еще много людей. Кто-нибудь из них обязательно поможет…».
Или: «Почему именно я должен это делать?». И в итоге никто так и не помогает попавшему в беду человеку. Но также есть люди, готовые прибежать на выручку любому, даже незнакомому, человеку, независимо от личных обстоятельств.
Значит, есть что-то, что заставляет этих людей помогать другим, а у остальных это «что-то» отсутствует. Г. Н. Бочаров считает, что главный мотив людей при совершении благородных
поступков это нравственный долг. И люди помогают другим не из-за секундного импульса, а в силу норм поведения, которые в них воспитали.
Автор считает, что нужно «исследовать нравственную атмосферу, позволяющую воспитывать в людях подобное чувство долга», чтобы в мире было как можно больше таких ответственных людей. Меня восхищает интерес журналиста, Г. Н. Бочарова, к этой нравственной проблеме. Я согласна с мнением автора, по-моему, «что-то», сподвигающее людей на помощь нуждающимся, это нравственный долг. Именно он заставляет человека думать иначе, чем безразличные к чужим проблемам люди. А именно:»Кто, если не я?».
Благодаря таким людям наше общество сохраняет остатки человечности, отводя на второй план эгоизм, живущий в каждом человеке. Многие люди готовы помочь другому, только если ему дадут что-нибудь взамен. Но не перевелись также и люди, которые совершают добрые дела безвозмездно, руководствуясь своим чувством долга. Такие люди становятся волонтерами, донорами, устраивают благотворительные акции. Например, недавно в Санкт-Петербурге проходило благотворительное мероприятие «Ангелы добра».
В рамках этой акции добровольцы старались привлечь внимание к проблемам детей-сирот, воззвать к чувству нравственного долга. И делали это волонтеры не из-за личной выгоды, а просто чтобы помочь те, кому в жизни пришлось труднее, чем им, и призвать к этому остальных. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников помогает девушке на бульваре, хотя в первый раз ее видит. Родион отдает свои последние деньги, чтобы ее отвезли домой.
В это нет никакой личной выгоды для него, Раскольников совершает этот поступок только из чувства нравственного долга. Таким образом, я могу сделать вывод, что люди, помогающие на безвозмездной основе другим, делают это из чувства нравственного долга. И чтобы наше общество стало лучше, нужно воспитывать это чувство во всех людях, подталкивать их к хорошим поступкам.
Примеры из жизни
Популярные сочинения
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Как выбрать репетитора по русскому языку
Бесплатный пробный урок с репетитором
Второй аргумент
СПАДИЛО.РУ
Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.
Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.
Аргумент из прочитанного текста
В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина. На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией. В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.
Аргумент из личного опыта
Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.
Заключение
Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.
Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.
Аргумент из прочитанного текста
Аргумент из личного опыта
Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.
Заключение
Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.
Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)
Определение понятия
Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.
Аргумент из прочитанного текста
Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой. Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки. Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.
Аргумент из личного опыта
Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.
Заключение
Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.
Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое нравственный выбор» (ОГЭ по русскому языку)
Каждый человек ежедневно сталкивается с проблемой как поступить правильно, поэтому вопрос «Что такое нравственный выбор» часто поднимается в письменных работах по русскому языку, в частности в сочинении 15.3 ОГЭ, где необходимы аргументы из литературы и жизни для подтверждения своих мыслей. Наивысший балл на экзамене можно получить, правильно сформулировав проблему и прокомментировав её, опираясь на текст. Найти вопрос, на который пытается дать ответ автор часто бывает достаточно трудно, поэтому наша команда решила собрать подходящие примеры и опубликовать их в данной работе для облегчения подготовки выпускников.
В работе мы попытаемся не только дать определение понятию «нравственный выбор», но и вспомним некоторые литературные произведения, в которых герои оказываются в непростой ситуации выбора, обратимся к народной мудрости и высказываниям известных людей об этой нравственной категории.
Проблема
Что такое нравственный выбор и в чём он заключается.
Отношение автора к проблеме
Сделать правильный нравственный выбор достаточно трудно, потому что приходится выбирать между удобным и верным вариантом. Человек ежедневно сталкивается с необходимостью нравственного выбора: помочь ли нуждающемуся, порадовать ли родителей, сдержаться ли в гневе, сказать правду или солгать? В такие моменты мы задаёмся вопросом, как правильно поступить, а метод разрешения сложившихся ситуаций показывает истинные качества человека.
Нравственный выбор – это непростой, но осознанный выбор между добром и злом, честью и подлостью, правдой и ложью, ленью и трудолюбием, жадностью и щедростью. Этот выбор всегда основывается на моральных принципах человека.
Аргументы
Эпитеты к слову «Выбор»
Нравственный, жизненный, осознанный, сознательный, совершённый, правильный, верный, непростой, трудный, сложный, судьбоносный, лёгкий, обоснованный, нелёгкий, добровольный, окончательный, обдуманный, удачный, рациональный, свободный, разумный, логичный, оптимальный, осмысленный, богатый, однозначный, принципиальный, личный, общественный, мудрый, принципиальный, моральный, альтернативный, тщательный, продуманный, уверенный, роковой, ответственный, подсознательный, важный, изначальный, превосходный, лучший, особый, ответственный, неизбежный, судьбоносный, решающий, прекрасный, особенный, интересный, неожиданный, вольный, рискованный, принципиальный.
Неосознанный, бессознательный, неправильный, ошибочный, неудачный, нерациональный, неверный, принудительный, мучительный, бездумный, осуждённый, плохой, скудный, болезненный, сомнительный, нежелательный, жестокий, жёсткий.
Эпитеты к слову «Нравственность»
Человеческая, общественная, безупречная, строгая, христианская, высокая, народная, объективная, истинная, подлинная, настоящая, личная, семейная, добрая, значительная, чистая, поразительная, собственная, абсолютная, новая, совершенная, воплощённая, удивительная, поразительная, редкая, великая, главная, любая, иная, несомненная, сдержанная, исключительная, природная, определённая, внешняя, внутренняя, полная, прирождённая.
Сомнительная, фальшивая, ложная, наигранная, гнилая, мнимая, порочная, низкая, утерянная, потерянная, запятнанная, показная, губительная, обманчивая.
Синонимы к слову «Выбор»
Дилемма, вопрос, проблема, задача, тема, решение, рассмотрение, усмотрение, отбор, подбор, сортировка, разделение, разграничение.
Синонимы к слову «Нравственный»
Порядочный, моральный, добродетельный, этичный, целомудренный, справедливый, честный, благородный, благой, духовный, душевный, сердечный, правильный, верный, благочинный, высоконравственный, благонравный, неиспорченный, чистый, возвышенный, несомненный, подлинный, истинный, непрочный, дозволительный, незапятнанный, благоприличный, воспитанный, приличный, бескорыстный, чинный.
Примеры из художественной литературы
Перед Анной Карениной стал сложный нравственный выбор: семейное благополучие или собственное счастье. На одной чаше весов находилась безграничная любовь к сыну и привычная жизнь, а на другой – пылкие, страстные чувства к Вронскому. Главная героиня романа предпочла любовь и оставила свою семью, разрушив облик образцовой жены и матери. Муж Анны отчасти сам виноват в сложившейся ситуации, потому что не окружил свою супругу необходимой любовью, нежностью и заботой. Поэтому она и решилась разбить брак, Анне просто хотелось любить и быть любимой, это простая человеческая потребность затмила все остальные её мысли и желания. Но союз Карениной и Вронского не оказался счастливым, хотя у них было всё для этого: дочка, богатство, роскошь, домашний уют. Анне не хватало душевной стойкости, чтобы пережить разлуку с сыном. Единственное, что давало ей силы жить дальше – это любовь, поэтому она отчаянно цеплялась за Вронского, ревнуя его и ограждая от всего окружающего мира. Даже дочь не смогла дать главной героине необходимое счастье, поэтому она увидела единственное разрешение сложившейся ситуации в самоубийстве.
Л.Н. Толстой показал в своём романе, что неправильный нравственный выбор может стать роковым. Его главная героиня не смогла выдержать общественного осуждения и, потеряв всё, что любила до новой жизни, решила покончить с собой, прекратив все мучения.
Эраст имел доброе сердце, но не сумел сделать правильный нравственный выбор и страдал из-за этого до конца своих дней. Одной из главных негативных черт характера этого персонажа была легкомысленность, он находился в постоянном поиске новых впечатлений и удовольствий. Развлечения для Эраста составляли основу всей жизни, поэтому встреча с Лизой оказалась для него просто очередной игрой. Изначально он испытывал к ней определённые чувства, но оказался неспособен оценить по достоинству то, что имеет. У влюблённых были разные ценности и взгляды на жизнь, поэтому Эрасту быстро стало скучно. Когда молодой дворянин начинал свои отношения с крестьянской девушкой, он знал, что общество никогда их не примет, но всё равно пошёл на это. Естественно, спустя некоторое время он оказался перед нравственным выбором: отвернуться от своего окружения или предать любовь. Эраст оказался слишком трусливым, поэтому выбрал собственное благополучие, разбив тем самым сердце Лизы. Он не смог ответить за свои поступки, а судьба бывшей возлюбленной мало его волновала. Желание занимать высокое положение в высшем свете и жажда денег для молодого человека оказались выше чистой любви и искренних чувств. Его неправильный выбор привёл к трагедии, изменить которую было невозможно. После известие о смерти Лизы, Эраст сожалел о своём решении до конца жизни.
Многих своих героев И.С.Тургенев ставит перед нравственным выбором, чтобы читатель лучше понял, какими качествами он обладает. Перед непростым выбором оказывается и крестьянин-бедняк из стихотворения в прозе «Два богача». У него осталась сиротой племянница Катька. Жена уговаривает отказаться от девочки, не брать ее в их убогое семейство, в разоренный домишко, так как потом последние гроши пойдут на нее, даже соли не на что будет купить. Но муж остается непреклонным. Он готов есть похлебку и несоленую, но отказаться от сироты не может. Этот выбор крестьянина указывает на его добрую, милосердную, сострадательную душу. Для него материальные ценности не имеют большого значения. Автор называет его богачом и сравнивает с Ротшильдом. Известный миллионер тратит тысячи на благотворительность, из своих доходов уделяет деньги на воспитание сирот, на призрение стариков, лечение больных. Легко быть щедрым, когда у тебя не скудеют богатства. Но бедняк- крестьянин богаче Ротшильда, потому что у него есть золотое сердце, чистая совесть и искренняя доброта. А это дороже всяких богатств. Таким образом, нравственный выбор героя обнажает его моральные ценности.