В чем заключается обострение державного соперничества между ведущими странами
Конспект урока по теме «Державное соперничество и Первая мировая война»
Название предмета: история.
УМК: Загладин Н. В. Всеобщая история XX век. Издательства «Русское слово».
Тема: «Державное соперничество и Первая мировая война».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: раскрыть причины Первой мировой войны, выяснить цели воюющих государств и объяснить несправедливый характер войны, обрекшей народы на страдания.
1. Орг. момент. Вступительное слово учителя (2 мин.) : В ойна между двумя противостоящими блоками Антантой и Тройственным союзом, в которую оказались вовлечены 38 государств и продолжавшаяся с 1914 по 1918 г. вошла в историю как Первая мировая война. ( слайд.1,2.) Что же послужило причиной такого масштабного конфликта? Попытаемся найти ответ на этот вопрос, обратившись к историческим документам.
2. Работа по группам с фрагментами исторических документов. (7 мин.)
(класс делится на 4 группы). Задание для учащихся выделить из текста документов причины начала Первой мировой войны. Продолжить список. ( слайд 3.)
1 группа. В начале ХХ в. в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья, рынки быта и мировое господство крайнего обострения достигли отношения между ведущими империалистическими державами. Наибольшего накала достигли взаимоотношения между Германией и Великобританией. К 1914 г. площадь колониальных владений Германии составляла 2,9 млн. кв. км, Великобритании – 33,5 млн. кв.км, Франции – 10,6 млн. кв.км. Молодые капиталистические станы развивались куда более стремительными темпами. Однако они находились в состоянии стойкой изоляции или замыкались в узких региональных рамках, которые с каждым годом становились для них все теснее. Возникла диспропорция между промышленным потенциалом и возможностями вывоза товаров и капиталов в Африку, Азию, Полинезию, Австралию. Молодые капиталистические страны не могли смириться с подобным положением и потребовали передела сфер влияния. Старые колониальные державы, в свою очередь, начали прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить свои владения и воспрепятствовать экономической и политической экспансии молодых государств…
А.В. Веко История России с древнейших времен до наших дней. Минск 2001.С.510.
2 группа … Россия была недовольна той политикой австрийской экспансии на Балканах, в которой Германия поддерживала свою союзницу…В 1908 г. Австро-Венгрия произвела аннексию населенных сербами Боснии и Герцеговины. Это вызвало недовольство в России и в особенности в Сербии, ибо сербские патриоты помышляли о соединении всех югославян в одном государстве. После Балканских войн 1912-1913 гг., вызвавших полное перераспределение территорий на Балканах, Австрия настояла на образовании независимого государства Албании… Интервенция Австрии и ее явное стремление к преобладанию на Балканском полуострове создало напряженную атмосферу на Балканах.
С.Г. Пушкарев. Обзор русской истории М.1991.С.364
К.Б.Виноградов Кризисная дипломатия//Первая мировая война: пролог ХХ века. М.,1998. С.122-123.
4 группа Мы не поймем причин первой мировой войны, если не выйдем за пределы политики, экономики и дипломатии. Дело в том, что сама духовная ситуация эпохи предрасполагала к войне. Повсеместно отмечался рост национализма, подогреваемый правящими кругами, шовинистическое опьянение охватывало широкие круги общественности Европы, национально-освободительное движение малых народов приобрело масштабный характер (на Балканах, в Австро-Венгрии и т. п.). Известно, что пропаганда пангерманизма достигла в предвоенные годы невиданного размаха и интенсивности. Здесь бы я отметил роль прессы в идеологическом подготовлении войны. Практически во всех странах Европы она сыграла провокационную роль, стимулирующую раздувание националистических и шовинистических взглядов и настроений…
П.В. Волобуев. Происхождение первой мировой войны // Первая мировая война: пролог ХХ века. М., 1998.
Каждая группа, опираясь на текст из фрагмента исторического документа, называет причины Первой мировой войны. Учащиеся дают свои ответы. (При необходимости учитель помогает учащимся сформулировать мысль).
Запись в тетрадь. ( слайд 4.)
Причины Первой мировой войны.
4- национально-освободительное движение малых народов
3. Изучение материала. (слайды с 5 по 11)
Рассказ учителя. ( 5 мин.)
Причин приведших мир к Первой мировой войне было много и здесь хочется вспомнить слова Томаса Вудро Вильсона: «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу».
Великобритания. Не желала мириться с проникновением Германии в районы, которые считала «своими»: Восточную и Юго-Западную Африку. А так же желала отомстить Германии за поддержку буров в англо-бурскую войну 1899-1902 гг., в связи с чем уже вела против Германии необъявленную экономическую и торговую войну и активно готовилась на случай агрессивных действий со стороны Германии.
Учитель: Причины названы, а вот какое событие послужило поводом к началу войны? ( Ответы учащихся: убийство в Сараево австрийского экс-герцога Франца Фердинанта).
Работа с учебником. (10 мин.)
Учитель: Началась Первая мировая война. Вспомним как развивались основные военные действия. (Работа с текстом учебника). Задание учащимся составить таблицу.
После того как учащиеся заполнили таблицу. Учитель предлагает показать на карте где происходили основные военные действия.
Работа с картой. (5 мин.) ( слайды с 12 по 16)
Слово учителя (2мин.): Положение Центральных держав в 1917 году стало катастрофическим: для армии уже не было резервов, разрастались масштабы голода, транспортной разрухи и топливного кризиса.
5. Закрепление изученного материала.
Работа с терминами (5 мин.) ( слайд 22 )
Аннексия, репатриация, контрибуция, колония, Антанта.
1. Дайте определение следующим понятиям (устно) : убийство в Сараево, мировая война, блицкриг, «чудо на Марне», «окопная война», «Верденская мясорубка», Брусиловский прорыв, Четверной союз, Компьенское перемирие.
2. Продолжите историческое утверждение:
а) Общими целями в войне всех участников военных союзов являлись…
б) В итоге начального периода войны были сорваны планы Германии и война приобрела…
в) Основными причинами неудач России в войне можно назвать…
г) В ноябре 1918 г. первая мировая война завершилась победой стран Антанты из-за…
д) Поводом к началу первой мировой войны явилось…
6. Заключение. Выводы по теме. (2 мин.) ( слайды 23,24)
Слово учителя: Первая мировая война имела свои особенности. По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны. Согласны ли вы с данными утверждениями:
2. Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
3. Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
4. Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война п овлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
Закончить наш урок хочется словами немецкого историка В. Дайеста «Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации».
7. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся на уроке. ( 2 мин.)
Письмо с фронта одного из участников войны с описанием настроения бойцов, военных действий, методов ведения войны;
Письмо с фронта с описанием «окопной войны»;
Сообщение: «Военная техника первой мировой».
Конспект урока по истории на тему «Обострение противоречий между ведущими мировыми державами в начале XX века».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
Данилов А.А., Косулина М.Ю. История России XX – начало XXI века (проверка д/з)
Новейшая История XX век
( изучение нового материала)
Тема: Обострение противоречий между ведущими мировыми державами в начале XX века.
– Изучение и первичное закрепление материала по заявленной теме
1. О бразовательная – выявить уровень знаний учащихся;
– сформировать у учащихся представление об отношениях между ведущими мировыми державами в начале XX века, о процессе складывания военно-политических блоков накануне Первой мировой войны и причинах грядущей войны
2. Развивающая – продолжить работу над развитием навыков работы с картой, текстом учебника;
– развивать устную монологическую речь, мышление, память учащихся;
3. Воспитательная – воспитать трудолюбие, целеустремленность, умение находить выход из трудных ситуаций, слушать и уважать своих одноклассников;
– воспитать привить уважение к историческому прошлому.
Оборудование: карта мира в начале XX века, доска и мел, учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
Основные формы работы на уроке : фронтальный и индивидуальный опрос, ведение записей в тетради, работа с текстом учебника.
I . Организационный этап – 2 мин
(Слово учителя, проверка отсутствующих)
II . Проверка домашнего задания – 20 мин
— Ребята, давайте вспомним, что же такое модернизация?
— Кто такие меценаты? Назовите известных вам.
— Какое общество называют индустриальным?
2) индивидуальный опрос:
На прошлом уроке мы определили с вами место России на рубеже XIX – XX веков в мире.
Показать по карте : границы России к началу XX века, и назвать территории, которые на тот момент входили в состав государства.
Выписать на доска основные показатели России в мире в начале века.
Политический строй России
Особенности российской модернизации
Изменения в социальной структуре Российского общества
III . Изучение нового материала.
— Откройте свои тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока: « Обострение противоречий между ведущими мировыми державами в начале XX века ».
В последней трети XIX — начале XX в. развернулось соперничество небольшой группы индустриальных государств за захват территорий и раздел мира на сферы влияния. В итоге к началу XX в. произошло завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами — Великобританией, Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Бельгией, США и Японией. В этом дележе участвовала и Российская империя .
Таким образом, можно сказать, что начало века ознаменовалось борьбой за передел колоний и сфер влияния. Эта борьба стала предвестницей Первой мировой войны.
К началу Первой мировой войны вся Африка (кроме Эфио пии, Республики Либерия и части Марокко) была разделена целиком и полностью между Великобританией, Францией, Герма нией, Италией, Бельгией, Португалией и Испанией.
В Азии наибольшие колониальные приобретения были у Ве ликобритании, Франции и России. Германия и Япония стреми лись и здесь потеснить великие колониальные державы. Многие азиатские государства оставались формально независимыми, но были разделены на сферы, или зоны, влияния. Иностранные державы строили порты, военные базы, железные дороги .
Формально независимыми были государства Центральной Америки, за исключением островов Карибского бассейна. С помощью вооруженных сил США неоднократно вмешивались во внутренние дела Кубы, Никарагуа, Гватемалы, Сальвадора и дру гих стран. Амери канские фруктовые компании в странах Центральной Америки имели огромные плантации бананов, кофе, тростникового саха ра, строили порты и шоссейные дороги, осуществляли почтовые перевозки, таким образом, контролируя экономическую жизнь этих стран.
Независимые государства Южной Америки в начале XX в. находились в тесных экономических отношениях с Великобри танией. Франция и Германия также имели свои интересы в Юж ной Америке. Именно в эти европейские страны шли основные потоки товаров из Южной Америки.
Для всех стран важно бы ло упрочить свои позиции в мировом балансе сил. Германия стремилась занять новое международно-политическое положе ние, соответствующее ее возросшей экономической мощи. Для Италии также важным было обрести полноценный статус колониальной державы, чтобы иметь возможность называться великой державой.
Но помимо политических причин, были и экономические. Для промышленных стран были необходимы сырье и продовольствие, которые они вывозили в огромных количе ствах из колониальных и зависимых стран.
– Итак, какие же вы можете выделить причины Первой мировой войны?
– Таким образом, в своих тетрадях записываем:
Причины Первой мировой войны:
(Политическая причина) – Стремление поделить уже поделенный мир на сферы влияния
(Экономическая причина) – Борьба за рынки сбыта и источники сырья.
Политические трения и конфликты породили в конце XIX – начале XX веков создание военно-политических союзов.
Таким образом в качестве третьей причины Первой мировой войны записываем:
Создание военно-политических блоков.
Россия в глобальной политике
Старший научный сотрудник Центра национальных интересов (г. Вашингтон). Ранее – исполнительный директор Никсоновского центра, заместитель редактора The National Interest. Работал в Государственном департаменте 2003–2005 г.г.
Мировая политическая система преодолевает необычный период однополярного мира с полным доминированием Америки и вступает в период, когда Соединённым Штатам придётся гораздо упорнее трудиться над тем, чтобы добиваться своего, когда они уже не смогут господствовать во всех частях земного шара.
Отчасти это произошло из-за общей тревоги по поводу того, что Китай и Россия работают над утверждением «сфер влияния» в своих регионах. Через 75 лет после Ялтинской конференции с участием Президента США Франклина Делано Рузвельта, британского премьер-министра Уинстона Черчилля и советского лидера Иосифа Сталина американские элиты остаются глубоко встревоженными ролью «Ялты» в последующем доминировании Сталина в Центральной Европе и гнёте режимов советского блока в регионе. Однако поразительно, что принятие Вашингтоном концепции соперничества между великими державами до сих пор не стимулировало общую переоценку прошлых принципов американской внешней политики, включая сферы влияния, которые неизменно сопровождают конкуренцию между державами. Отказ от обсуждения и выработки стратегии и политики, соглашающейся с наличием сфер влияния и управляющей ими, может стоить и фактически уже стоило Америке слишком дорого.
После того, как в 1989 г. распалась сфера влияния СССР, а после этого в 1991 г. развалилась и вся советская страна, решимость избежать «новой Ялты» стала мощной силой во внешней политике США и Запада. Официальные лица в администрациях Билла Клинтона, Джорджа Буша и Барака Обамы часто осуждали «сферы влияния» как устаревшее понятие и, что важнее, противодействовали сначала России, а позже Китаю, когда те пытались расширить влияние в своих регионах, хотя последствия такой политики были далеко не однозначными.
В 2008 г. госсекретарь Кондолиза Райс открыто признала: «Мы будем противодействовать любой попытке России загнать суверенные нации и свободные народы в некую архаичную сферу влияния». Менее чем год спустя преемница Райс на посту госсекретаря Хилари Клинтон объявила: «Хотелось бы пояснить, что, перезагружая наши отношения [с Россией], мы, конечно же, не имеем в виду, что Россия в XXI веке может иметь свою сферу влияния в Восточной Европе». В этот период Вашингтон стремился расширить НАТО – во многом для того, чтобы его новые и будущие члены никогда больше не попали в российскую «сферу влияния», предоставляя всевозможную дипломатическую, экономическую и военную помощь этим и другим государствам региона для повышения их способности сопротивляться российскому влиянию.
Отвержение Соединёнными Штатами сфер влияния после окончания холодной войны было логичным и привлекательным выбором. После распада СССР и в то время, пока Китай был слаб и ориентирован на решение внутренних проблем, у Америки не было соперников, способных создать свою сферу влияния. Поэтому понятно, что официальным лицам, учёным и политикам в Вашингтоне хотелось законсервировать такое положение дел. Тем не менее постепенное, но неизбежное формирование других влиятельных держав помимо США не могло не подрывать этот крайне привлекательный статус-кво. Однако это именно та реальность, с которой Америка сегодня сталкивается.
Вполне понятно, что «соперничество между великими державами» требует двух вещей: наличия великих держав, с одной стороны, и конкуренции между ними, с другой. В свою очередь наличие великих держав означает, что эти государства могут постоянно соперничать с Соединёнными Штатами, пусть даже в какие-то конкретные моменты и в конкретных местах, не будучи в силах равняться со сверхдержавой во всём. Аналогичным образом, соперничество требует, чтобы такие государства имели волю для оспаривания американских предпочтений, пусть даже не во всякое время и не во всяком месте. Это соперничество не ограничивается исключительной военной сферой, но имеет также экономический, политический, дипломатический и информационный аспекты.
Таким образом, определение конкуренции между великими державами ставит отвергающих существование сфер влияния перед неизбежной интеллектуальной дилеммой. Если мы соглашаемся с тем, что живём в условиях соперничества между великими державами, возможности и воля которых распределены неравномерно, и что возможности и воля США также распределены неравномерно, то крайне вероятно, что в некоторых странах или даже регионах у других держав будет больше возможностей и/или воли, чем у Соединённых Штатов. Это может происходить на каких-то исторических отрезках или даже на постоянной основе. Необязательно называть эти области сферами влияния – наверно, нам не следует этого делать, поскольку многие западные элиты находят исторические ассоциации, вызываемые этим термином, неприятными, но как-то их ведь нужно обозначить! Их можно назвать «серыми зонами», хотя у армии США уже имеется иное понимание этого термина.
Если же подобные попытки будут предприняты, они могут быть чреваты дорогостоящими конфликтами, которые часто оказываются ещё более разрушительными для тех, кого мы пытаемся защитить.
Некоторые официальные лица администрации Трампа, включая вице-президента Майка Пенса и бывшего помощника по национальной безопасности Джона Болтона, безапелляционно заявили, что сфера влияния Соединённых Штатов находится в западном полушарии. Прежние администрации избегали подобных формулировок, опасаясь болезненной реакции на них соседей Америки по западному полушарию. Аналогичным образом некоторые политики, похоже, неявно признавали российскую сферу влияния, хотя и вряд ли делали это преднамеренно. И всё же чиновники в Вашингтоне, отвечающие за национальную безопасность, и особенно элиты, обеспечивающие безопасность, далеки от принятия китайской или российской сфер влияния в качестве неизбежного структурного элемента современной системы международных отношений. На самом деле опасения, что Трамп согласится с российской сферой влияния на Украине или в других местах явно ощущались в Конгрессе США во время расследований по России в 2017–2018 гг., а также в законе о санкциях, принятом с целью связать руки Трампу в его переговорах с Россией.
Американские элиты довольно легко приспособились к поверхностным требованиям конкуренции между великими державами. Широкий консенсус относительно соперничества между великими державами как главной движущей силы американской внешней и оборонной политики побудил наши элиты прилагать значительные усилия по оценке стратегий «жёсткой» и «мягкой» силы Китая и России, а также по противодействию этим стратегиям. То же самое касается так называемых стратегий «серой зоны», предусматривающих пограничные военные операции, не переходящие в крупномасштабную войну. Тот факт, что многие наши политики с некоторых пор жаждут проводить более конкурентную, а порой и более конфронтационную политику в отношении Пекина и Москвы, облегчает переход от американского проекта борьбы с мировым терроризмом к новой стратегии. Вместе с тем официальные лица, политики и представители СМИ, доминирующие в национальных американских внешнеполитических дискуссиях, явно не могут смириться с далеко идущими последствиями конкуренции между великими державами, включая не только сферы влияния, но также и пределы американской мощи. Принятие конкурентных стратегий в отношении отдельных соперников в рамках более широкой стратегии управления динамикой отношений между великими державами также чрезвычайно важно.
В первом случае поразительно, что хотя продолжительные войны в Афганистане и Ираке убедили американскую общественность в ограниченности военной мощи США, элиты страны вместо того, чтобы сделать аналогичный вывод, решили, что американские избиратели просто недальновидны. А как ещё объяснить, что они не могут понять и принять необходимость интервенции в Сирии, например? Что касается второго вопроса, то более широкая стратегия управления динамикой отношений между великими державами включает не только мысли о том, как Соединённые Штаты могут повлиять на сотрудничество между Китаем и Россией, но также и подготовку более гибких отношений с ещё одной великой державой – Европой. Здесь необходимо найти умные способы противодействия политике некоторых европейских стран в отношении Пекина и Москвы, с которой Америка не согласна. Важные региональные державы, такие, как Австралия, Бразилия, Индия, Иран, Япония, Саудовская Аравия и Южная Корея, а также некоторые другие – также требуют повышенного внимания.
Приспособиться к воскрешению такого забытого понятия, как «сферы влияния», может быть проще, если политики лучше вдумаются в саму суть этого термина. «Влияние» – не господство и тем более не контроль. Соединённые Штаты хорошо оснащены для того, чтобы оказывать своё влияние на стратегически важные страны и регионы. С этой точки зрения, может быть, стоит сосредоточиться на расширении, усилении и углублении влияния Вашингтона, а не быть одержимыми растущим влиянием и потенциалом Китая и России? Ведь подрывая их влияние, США рискуют ослабить собственную привлекательность! В практическом отношении растущее богатство и мощь Китая неизбежно приведут к усилению его влияния, нравится нам это или нет. Россия же пока не вышла окончательно из несвойственной ей с исторической точки зрения периода слабости.
Ничто из вышесказанного не предполагает, что американским официальным лицам нужно открыто согласиться с китайскими, российскими или другими «сферами влияния». В этом не только нет никакой необходимости, но это было бы ещё и контрпродуктивно, в том числе в отношениях США со странами и в оспариваемых зонах влияния, лидеры которых могут заключить, что Вашингтон отказался от них, и – как следствие – начать искать примирения с противниками Америки.
Однако американским политическим элитам важно перестать пытаться отрицать реалии наших дней во внутриполитических дебатах – как в правительстве, так и вне него. Более того, официальные лица могут признать, не уступая при этом ни пяди, что у Китая, России и других стран имеются свои национальные интересы и что, хотя мы можем не соглашаться с их определением своих интересов, США замечают их формулировки и включают их в число прочих соображений при выработке своей политики. Мировая политическая система преодолевает необычный период однополярного мира с полным доминированием Америки и вступает в период, когда Соединённым Штатам придётся гораздо упорнее трудиться над тем, чтобы добиваться своего, когда они уже не смогут господствовать во всех частях земного шара. Понимание этого и взятие на себя нелёгкой работы расстановки приоритетов – лучший способ максимально увеличить силу и влияние Америки в будущем.