В чем заключается общая и профессиональная культура педагога кратко
Шпаргалка по педагогике.
3. Общая и профессиональная культура педагога.
Определяя профессионально-педагогическую культуру учителя, следует сначала рассмотреть такие понятия как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная культура – это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.
Рассматривая вопрос о педагогической культуре, имеют в виду следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или иной степени присуща каждому человеку или иному источнику, влияющему на формирование личности, профессионально-педагогическая культура является характеристикой человека, призванного осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках профессиональной специально организованной деятельности.
В педагогической науке сложился комплекс положений, позволяющий определить понятие профессионально-педагогической культуры:
› профессионально-педагогическая культура – это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
› профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
› профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
› единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
› особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:
Аксиологического, технологического и личностно-творческого.
Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере. В педагогике исторически сложилась система объективных ценностей, которые определяют уровень мастерства и развития педагога в зависимости от субъективного восприятия и принятия им этих ценностей.
Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач. В последнее время наблюдается возросший интерес к понятию «педагогическая технология». Это обусловливается многими причинами, например, тем, что развитие педагогической науки имеет не только теоретическую сторону, но и нуждается в практических экспериментах, разработках, позволяющих исследовать различные теории и гипотезы. Педагогическая теория во многом расходится с реально действующей практикой воспитания и обучения, в данном случае педагогическая технология выступает в роли связующего звена: на основе теоретических выкладок строятся модели, и разрабатывается технология их реализации. Педагогическая технология содержит такой немаловажный компонент, как «технология педагогической деятельности». Рассматривая его, стоит отметить, что педагогическая деятельность непременно должна иметь целостный системный целенаправленный характер, что является основой для разработки технологии педагогической деятельности. Эта технология строится как система поэтапного решения задач педагогического анализа, планирования, целеполагания, организации, оценки и коррекции. То есть, технология педагогической деятельности являет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в учебном заведении. Существуют различные способы решения педагогических задач. Исходя из условия соответствия цели и деятельности субъекта обучения условиям осуществления этой деятельности, в каждом конкретном случае выбирается наиболее подходящие способы решения задач, составляющих учебно-воспитательный процесс.
Все способы решения задач делятся на алгоритмические и квазиалгоритмические. Алгоритмические способы применяются в случае возможности выбора однозначных решений в зависимости от исходных данных.
Квазиалгоритмические способы охватывают все остальные типы задач, эти способы преобладают в технологии педагогической деятельности. Педагог, решая какую либо конкретную задачу, возникшую в условиях реальной ситуации, строит решение на основе моделей, существующих в его памяти, благодаря накопленному опыту. В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:
› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов;
› конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;
› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;
› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.
Общая и профессиональная культура педагога
Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, вих взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности. Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.
Общая культура педагога — это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру; правовую, коммуникативную, экономическую и т. д.
Общая и профессиональная культура педагога — совокупность требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.
Основные требования, предъявляемые к педагогу:
1) любовь к детям и к педагогической деятельности;
2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;
3) широкая эрудиция;
4) педагогическая интуиция;
5) высокоразвитый интеллект;
6) высокий уровень общей культуры и нравственности;
7) профессиональное владение разнообразными методами воспитания и обучения детей.
Дополнительные требования, предъявляемые педагогу: общительность, артистичность, хороший вкус и др.
Профессионально-педагогическая культура — это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий.
Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые.
Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя.
Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется операциональный анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач: аналитических, конструктивно-прогностических, организационных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию профессионально-педагогической культуры учителя.
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его освоения. Педагогическое творчество требует от учителя особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Общая и профессиональная культура педагога
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая и профессиональная культура педагога
Педагогическая культура – это составная часть общей культуры, в которой находят отражение духовные и материальные ценности воспитания и образования, а также способы творческой педагогической активности, которые являются достижениями каждой исторической эпохи, необходимыми для успешной социализации личности.
Современным обществом перед педагогами, воспитателями и родителями ставится задача воспитать высокообразованную и хорошо воспитанную личность. Формирование поведенческой культуры – один из актуальных и сложных вопросов, который должен решаться теми, кто имеет к детям непосредственное отношение. Интерес к этой теме вызван снижением воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в воспитательной области.
Поведенческая культура способствует общению человека с окружающими людьми, обеспечивая ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть воспитанным и культурным – не достояние определенного круга людей, стать гармоничной личностью и уметь достойно себя вести в любой ситуации – право и обязанность каждого индивида.
В общем смысле под культурой понимают исторически определенный уровень общественного развития, творческих сил и способностей человека, которые выражаются типами и формами организации жизнедеятельности людей, их взаимоотношениях, а также материальных и духовных ценностях, которые ими создаются.
В узком смысле культура рассматривается в качестве сферы духовной жизни людей, способа осуществления ими профессиональной и других типов деятельности.
Сущность культуры определяют способы осуществления жизнедеятельности, в связи с чем, принято выделять несколько разновидностей культур, которые связаны с разными сферами деятельности людей: общение, потребление, досуг, быт и пр.
Культура в ее материальной и духовной сферах представляет существенную характеристику жизни общества. Человек формируется в ходе своей деятельности в качестве культурно-исторического существа через усвоение языка, приобщение к ценностям, традициям и пр. Иными словами, человек – это продукт, представитель и носитель культуры.
Готовые работы на аналогичную тему
Общая культура педагога представляет результат развития личности, развитие социально значимых характеристик личности, которые реализуются в его профессиональной деятельности. Содержание общей культуры педагога состоит из нескольких компонентов:
Компоненты педагогической культуры
Педагогическая культура представляет собой составную часть общей культуры, в которой находят отражение ряд духовных и материальных ценностей образования и воспитания, а также творческая педагогическая деятельность, которая содержит в себе достижения разных исторических эпох, необходимые для полноценной социализации индивида.
Материальные ценности педагогической культуры представлены средствами воспитания и обучения. Духовные ценности общей культуры педагога – это педагогические знаний и теории, опыт, накопленный всем человечеством и выработанные профессионально-этические нормы. Педагогическая культура основана на общей культуре, и учитывая специфику деятельности учителей, что представляет часть общечеловеческой культуры.
Педагогическая культура является одним из уровней овладения педагогической теорией и практикой, современной педагогической технологией, способом творческой саморегуляции индивидуальных личностных возможностей в педагогической деятельности.
Бондаревская Е.В. к компонентам педагогической культуры относит:
Профессионально-педагогическую культуру можно представить как модель, составляющие компоненты которой – аксиологический, технологический, личностно-творческий.
Аксиологический компонент основан на философском учении, затрагивающем материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности индивида и коллектива, а также социума и их соотношения с реальностью, их изменение в историческом развитии. Аксиологический компонент профессиональной культуры содержит в себе несколько групп ценностей педагогической деятельности:
Важное место в педагогической культуре отведено его приобщению к современной культуре быта, основным правилам этикета и важнейшим категориям нравственности, изучение правил служебного этике – принципов ведения деловых бесед, культуры внешнего вида педагога, физической культуры.
Общая и профессиональная культура педагога
Общая и профессиональная культура педагога
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.
Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур,связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.
Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.
Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагогаможно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой); правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.
Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.
Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.
Е. В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:
— гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
— психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
— образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
— опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;
— культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Профессионально-педагогическая культура может быть представлена в виде модели, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический, личностно-творческий (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
Аксиологический компонент педагогической культуры основывается на философском учении о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношение с реальностью, их изменение в процессе исторического развития.
Аксиологический компонент профессиональной культуры содержит в себе принятие таких ценностей педагогического труда,как:
— профессионально-педагогическое знание (психологические, историко-педагогические, знание особенностей детского возраста, правовая культура и т. д.) и мировоззрение (убеждения, интересы, предпочтения, ценностные ориентации в области образования);
— культура умственного труда (научная организация труда, учет биоритмов, культура чтения, культура мышления и т. д.);
— свобода личности всех участников педагогического процесса, уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и т. д.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры понимается как творческая природа педагогической деятельности педагога, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органического включения в собственную практику; проявляется в самореализации сущностных сил педагога – его потребностей, способностей, интересов, дарований.
Важное место в культурологической подготовке педагога занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; знание правил служебного этикета (принципы ведения деловых бесед, культура внешнего вида педагога, физическая культура.
Бондаревской Е. В. – Ростов н/Д: РГПУ, 1995. – 170 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Шиянов, Е. Н.Развитие личности в обучении: учебное пособие / Е. Н.
Фотоотчет «Любимое увлечение и профессиональная деятельность» Всю свою жизнь человек находится в поиске. Он ищет для себя пути самореализации в жизни. Это выражается во всём. В игре, в учёбе, в работе,.
Инновационная культура современного педагога Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества.
Комплексно-тематический план на декабрь 2015 года. Общая сетка (средняя группа) Развёрнутое планирование на декабрь месяц Неделя, число Наименование мероприятия Цель Содержание, формы работы 1 неделя с 1декабря по 4.
Методическое объединение воспитателей «Профессиональная компетентность воспитателя» Тема «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя. Задачи: 1. Познакомить.
Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.
Общая характеристика детей 6 лет В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма, увеличивается рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Области.
Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний,наличие опыта в той или иной области,или сфере деятельности человека. Педагогическое.
Сценарий тематического Педагогического совета «Здоровье педагога — профессиональная ценность» Сценарий тематического педагогического совета «Здоровье педагога – профессиональная ценность» Ход Педсовета: Вступительное слово, определение.
Профессиональная деятельность современного педагога в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт ТЕМА: «Профессиональная деятельность современного педагога в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт». Введение ФГОС Дошкольного образования.
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций – обучения, образования и воспитания – является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Современные исследователи рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, вообще педагога в широком смысле слова.
Культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных областях жизнедеятельности.
Общая культура педагога является точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Зададимся вопросом: «Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обучение и воспитание, человеку с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками?». Отрицательный ответ очевиден, ибо в сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя выступают на первый план.
Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей – в труде, познании, искусстве, спорте, общение с природой, обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором: соблюдающего общественные нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Ядром культуры личности являются образованность и воспитанность, их гармоническое единство. Содержанием общей культуры педагога является прежде всего его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей – Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы.
Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Специальные исследования и практики свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач.
В общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла.
Педагогическая культура личности не рождается в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продолжением.