В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры

Функции физической культуры (общекультурные, специфические).

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойст­вах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно законо­мерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых общество! коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном исполь­зовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гар­монично развитой личности. Различают:

• специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использова­нии физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жиз­ненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования);

• специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физи­ческой культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

«спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результа­тов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека;

• специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в систе­ме специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использова­нием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в це­лом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:

Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процес­се социализации личности и социальной интеграции.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1210 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Общекультурные и специфические функции физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

Общекультурные функции основываются на закономерностях отношений и связей, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями. При этом важно определить роль каждого взаимосодействующего компонента в данной системе отношений, его реальный вклад в формирование культуры личности и общества. Общекультурные функции играют важную роль в процессе первичной стадии социализации личности студента, так как в период активной адаптации к новым условиям студент включает в себя наиболее важные для него на данный момент отношения и виды деятельности.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по физкультуре.doc

1. В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры?

2. Перечислите основные понятия физической культуры.

3. Дайте определение понятиям «физическое воспитание», «физическое развитие».

5. Охарактеризуйте различия между физической культурой и спортом.

6. Назовите формы физической культуры.

7. Каковы основы организации физического воспитания в вузе?

1. В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры?

Функции физической культуры принято подразделять на общекультурные и специфические.

Общекультурные функции основываются на закономерностях отношений и связей, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями. При этом важно определить роль каждого взаимосодействующего компонента в данной системе отношений, его реальный вклад в формирование культуры личности и общества. Общекультурные функции играют важную роль в процессе первичной стадии социализации личности студента, так как в период активной адаптации к новым условиям студент включает в себя наиболее важные для него на данный момент отношения и виды деятельности. Общеизвестно, что в спортивной педагогике общие социальные функции физической культуры преследуют воспитательные цели. Поэтому при оценке эффективности влияния физической культуры на личность студента необходимо учитывать связи, отношения, нравственные нормы, эмоционально-волевую сферу непосредственно в физкультурной деятельности, в процессе физического воспитания.
Кроме воспитательной к общекультурным социальным функциям можно отнести общеобразовательную, коммуникативную, идеологическую, политическую, ценностную, нормативную, преобразовательную, ориентационную, эстетическую, информационную и другие.

К специфическим функциям физической культуры относят:

— специфические образовательные функции, позволяющие использовать физическую культуру и общей системе образования для совершенствования двигательных навыков и способностей, создания базовой основы для здорового образа жизни.

— специфические прикладные функции, способствующие повышению уровня специальной подготовки к трудовой деятельности, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды и условиям труда, на основе профессиональной прикладной физической подготовки.
— специфические «спортивные» функции, обеспечивающие достижение определенных результатов в спорте высших достижений, раскрытие функциональных и адаптационных возможностей организма человека.
— специфические рекреативные и оздоровительно- реабилитационные функции выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, восстановления временно утраченных функциональных возможностей человека.

2. Перечислите основные понятия физической культуры.

К основным понятия физической культуры относят следующие понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенствование, физическое формирование, физкультурная деятельность, физическое образование, спорт.

3. Дайте определение понятиям «физическое воспитание», «физическое развитие».

направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств, а также формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Физическое развитие – понимается как процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

4. Какова роль физической культуры в профессионально-прикладной подготовке студентов?

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса. Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

Целью профессионально-прикладной физической подготовки является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные психофизические качества; воспитывать прикладные специальные качества.
Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций.

5. Охарактеризуйте различия между физической культурой

Разница между физической культурой и спортом значительна. Главным образом это связано с тем, что большой спорт обслуживает человека, стремящегося к достижению наивысших результатов, победы на соревнованиях по различным видам спорта. Спорт зачастую носит соревновательный характер между спортсменами. Вместе с тем массовый спорт (занятия в школьных секциях, участие в простейших соревнованиях) используется и для повышения общего уровня физической подготовленности, увеличения двигательной активности человека, стремящегося вести здоровый образ жизни. Физкультура это вид деятельности человека направленная на сохранение и укрепление здоровья, развития физических и психологических способностей человека. Она играет важную роль в формировании человека и его социальной адаптации. В физической культуре на первое место выходят не достижения в отдельных видах спорта, а общий уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости); имеющиеся физкультурные знания и гигиенические навыки, привычка повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма. Физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой.

6. Назовите формы физической культуры.

Физическую культуру можно разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направления и сферам ее использования в обществе. Наиболее крупными являются:

— базовая физическая культура;

— спорт (в той части, в которой он относится к физической культуре);

— профессионально-прикладная фи зическая культура;

7. Каковы основы организации физического воспитания в вузе?

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

— сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

— всесторонняя физическая подготовка студентов;

— приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

— воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

1. Физическое воспитание студентов и учащихся /под ред. Петрова Н.Я. Минск: «Полымя», 1988.

2. Физическая культура: Учебно-методический комплекс/ под ред. Бочкарева С.И., Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Митина Н.Ф.,Плеханова О.З., Ростеванов А.Г. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

3. Физическая культура студентов ВУЗов / под ред. Жолдака В.И. Воронеж: издательство воронежского университета, 1991.

Источник

Функции и формы физической культуры

В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры фото. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры фото. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры фото. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры фото. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры фото. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Физическая культура оказывает влияние на самые важные стороны жизни людей. Причем это влияние ощущают на себе не только люди, занимающиеся физическими упражнениями, но и те, которые не вовлечены в сферу ее воздействия (к примеру, жизнь страны или города, проводящего Олимпийские игры, заметно меняется). Приобретая массовый характер, физическая культура становится серьезным общественным явлением. Чтобы понимать роль физической культуры, необходимо изучить ее основные функции и формы в обществе.

2. Функции физической культуры

Слайд 9. Под функцией физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни. Принято различать общекультурные и специфические функции физической культуры.

К общекультурным относятся следующие функции:

Функция духовного воспитания. Поскольку человек един во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечно-сосудистую, нервно-мышечную системы, но и всю духовную сферу: мышление, восприятие, память, внимание, поведение, мораль и др.

Для того, чтобы научиться выполнять какое-либо физическое упражнение, развить физические качества, овладеть секретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т.д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные, систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию психологических и личностных качеств человека.

Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности, несомненно, более совершенны, чем у незанимающихся. При этом сама двигательная деятельность первых более экономична, красива и результативна.

Если говорить о влиянии физической культуры на поведение человека и его мораль, то следует иметь в виду, что реальные воспитательные возможности физической культуры зависят не столько от ее специфических функций, сколько от принятых в обществе моральных установок. Так, с помощьюфизической культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и бессовестность.

Экономическая функция.С одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства, требует для своего развития финансовых затрат, с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений.

Экономическая ценность физической культуры видна на следующих примерах:

— производительность труда у людей систематически занимающихся физическими упражнениями выше на 3-5%;

— потери рабочего времени по причине простудных заболеваний, бытового и производственного травматизма у них снижены в 2-3 раза;

— занятость работников на предприятиях выпускающих продукцию для нужд физической культуры и спорта положительно отражается на экономике и производстве;

— оказание платных услуг: предоставление в аренду спортивных сооружений и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на посещение катков, кортов, бассейнов, тренажерных залов и т.п.;

— продажа билетов на зрелищные физкультурно-спортивные мероприятия;

— трансляция матчей, соревнований и др.;

Функция досуга. Как известно, досуг- это свободное от основной работы время, используемое человеком для своего духовного и физического развития, для самообразования, общественной деятельности и т.д.

В настоящее время в сфере досуга физическая культура используется в двух направлениях:

— активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддержать уровень физического состояния, развлечься, пообщаться и т.д.

— опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.

В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. 640 1. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры фото. В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры-640 1. картинка В чем заключается общекультурные и специфические функции физической культуры. картинка 640 1

Познавательная функция. В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности. Кроме того, физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу человеческие возможности ранее ему неизвестные. Об этом можно судить по динамике мировых рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной моделью для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.

К специфическим функциям физической культуры относятся:

— функция физического воспитания;

Функция физического воспитания. Общество посредством физического воспитания стремится приобщить людей к ценностям физической культуры. Материальные и духовные ценности не значимы сами по себе, а только тогда, когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценности осваивает, с пользой применяет и по возможности развивает. От этого выигрывают и общество и сам человек.

Решение оздоровительных задач с помощью физической физкультуры достигается не только с помощью физических упражнений, но и широким применением оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Закаливание, сбалансированное питание, соблюдение режима сна, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет здоровье, повышает работоспособность и обеспечивает творческое долголетие.

Соревновательная функция. Подавляющее большинство современных видов спорта основано на активной двигательной деятельности. Следовательно, такой спорт является неотъемлемой составной частью физической культуры. Особенность спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней элемента состязания, стремления к постоянному превышению достигнутого, к максимальному результату. Занятия физическими упражнениями без такого стремления превращаются в обычную игру или физическое воспитание, где целью выполняемых движений может быть развитие физических качеств, укрепление здоровья, получение удовольствия, снятие утомления, но не максимальное развитие своих способностей.

3.Формы физической культуры

Для удовлетворения многообразных потребностей человека в процессе трудовой деятельности и в быту сформировались «отрасли» физической культуры, которые можно назвать ее формами.

Слайд 10. Основные формы физической культуры в обществе:

1. Физическое воспитание. Оно представлено в сфере обучения и воспитания.

2. Профессионально-прикладная физическая культура, представленная в сфере обучения и воспитания и в трудовой деятельности.

3. Производственная физическая культура, существующая в сфере трудовой деятельности.

4. Оздоровительная физическая культура, используемая в сфере досуга, быта и медицины.

5. Спорт (досуг и профессиональная спортивная деятельность).

Физическое воспитание. Физическое воспитание является одной из самых значимых форм физической культуры. Физическое воспитание включено в систему всех уровней образования и воспитания в качестве обязательного предмета. Основное назначение физического воспитания в обществе состоит в обеспечении общей физической подготовки и общего физического образования учащейся молодежи. Иными словами, оно предназначено для создания базы физической подготовленности (отсюда термин «базовая физическая культура»).

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении.

В высшем учебном заведении «Физическая культура» представлена как обязательная учебная дисциплина гуманитарного образовательного цикла и важнейшая составляющая целостного развития личности, направленная на достижение психофизической готовности специалиста, завершившего образование, к профессиональной деятельности. Результатом обучения в области физической культуры должно быть достижение оптимального уровня физической подготовленности, создание мотивации к здоровому образу жизни, приобретение знаний и умений осуществлять свою собственную физкультурно-спортивную деятельность.

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания. Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» и др.).

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия составляют основу физического воспитания студентов и проводятся в форме:

— методико-практических и учебно-тренировочных занятий по выбору студентов;

— индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

— самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Слайд 12. Содержание теоретической части учебного модуля «Физическая культура» имеет следующие темы: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Биологические основы физической культуры», «Физическая подготовка в системе физического воспитания», «Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Профессионально-прикладная физическая подготовка».

Внеучебные занятия организуются в форме:

— физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

— занятий в спортивных секциях;

— самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

— массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).

Слайд 13. Профессионально-прикладная физическая культура.

Общей физической подготовки, осуществляемой в учебных заведениях, часто недостаточно для формирования нужного уровня психофизической готовности к профессии. Поэтому необходима специальная подготовка, направленная на развитие физических и психических качеств, на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков в соответствии с требованиями и особенностями профессии.

Например, учебный труд и труд историков (согласно направлению подготовки), относится к категории умственного и характеризуется, как правило, небольшой двигательной активностью сочетающейся со значительной статической нагрузкой на мышцы шеи, плечевого пояса, позвоночник из-за типичного положения сидя, и часто высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Такие особенности труда вместе с неблагоприятными внешними условиями (чаще всего это работа в душном помещении с большим числом компьютеров) приводят к головным болям, понижению мышечного тонуса, слабости мышц брюшного пресса, спины, ног, ухудшению осанки и ослаблению функций дыхания, кровообращения, пищеварения и др.

Для эффективной умственной деятельности и профилактики заболеваний людям, занимающимся преимущественно умственным трудом, рекомендуется включать в свою профессионально-прикладную физическую подготовку занятия циклическими упражнениями на открытом воздухе, спортивными и подвижными играми, комплексы упражнений для тренировки сосудов головного мозга, гибкости позвоночника и развития силы отдельных мышечных групп, испытывающих наибольшую статическую нагрузку.

Производственная физическая культура. Основное назначение производственной физической культуры заключается в содействии повышению производительности труда. Применение средств физической культуры, в данном случае направлено на повышение профессиональной работоспособности за счет снижения утомляемости и ускорения восстановительных процессов. Кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом, повышают общий эмоциональный тонус, создают устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против утомления.

Слайд 14. Формами занятий производственной физической культурой являются вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурные занятия в обеденный перерыв и в послерабочее время.

2. Физкультурная минутка используется для расслабления и кратковременного отдыха. Физкультурная минутка проводится на рабочем месте в течение 1-5 минут.

С ее помощью можно устранить чрезмерное нервно-психическое напряжение, нормализовать мозговое и периферическое кровообращение, улучшить циркуляцию внутриглазной жидкости, дать быструю разрядку отрицательным эмоциям и др.

Например, работая за столом или компьютером, человек вынужден длительное время фиксировать взгляд на точках расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение двигательных мышц глаз. Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить и фиксировать взгляд на далеко отстоящих точках, выполнять разнообразные движения глазами (повороты, вращения и др.). Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, тем самым, помогая поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата.

Физические упражнения, используемые в паузах для отдыха, подбираются таким образом, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответствовали напряженности деятельности: чем утомительнее работа, тем меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки. Работающим сидя рекомендуется включать упражнения, выполняемые преимущественно стоя.

4. Физкультурные занятия в обеденный перерыв и в послерабочее время (сауна, массаж, игры, занятия на тренажерах и др.) способствуют активизации восстановительных процессов и оптимизации состояния.

Людям, работающим длительное время в помещении, рекомендуется пребывание в обеденный перерыв на открытом воздухе, прогулка после работы.

Типичные признаки производственной физической культуры:

— физические упражнения берутся не произвольно, а с обязательным учетом содержания и характера труда;

— целесообразны простые и легкие для выполнения упражнения;

— физические нагрузки не носят развивающего характера и по своей величине являются умеренными, не вызывающими утомления;

— продолжительность занятий кратковременна и не превышает 10 минут. Для восстановления работоспособности более целесообразны короткие паузы после каждого цикла работы, чем длительные. Длительные паузы приводят к угасанию «рабочего настроения» и для последующего продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания.

Занятия после работы могут иметь большую продолжительность.

Слайд 15. Оздоровительная физическая культура. В оздоровительной физической культуре можно выделить следующие направления:

4. Лечебное направление. Физкультурная реабилитация заключается в использовании средств физической культуры для лечения и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме. Тренировку больного в данном случае следует рассматривать как систематическое строго дозированное применение физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения нарушенных болезнью функций, мобилизации защитных сил организма, образования, развития и закрепления двигательных действий, волевых качеств. Занятия проводятся под обязательным контролем врача или инструктора лечебной физической культуры.

В лечебном направлении значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузки. Использование средств физической культуры показано при большинстве заболеваний. Противопоказания крайне ограничены, они чаще всего временные.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности.

По сравнению с другими формами физической культуры спорт имеет ряд существенных особенностей:

1. Спорт является наиболее эффективным средством развития физических и некоторых других способностей. Общая и специальная работоспособность спортсмена может быть доведена до максимума в итоге спортивных занятий. Достижению такого результата способствуют научно обоснованная система спортивной тренировки, круглогодичные и многолетние спортивные занятия, развитая система поощрений и др.

2. Спортивная деятельность носит исключительно добровольный характер и осуществляется преимущественно в свободное время (за исключением профессионального спорта).

3. Спортивная деятельность, направленная к высоким результатам, в основном ограничена контингентом молодых, в среднем от 10 до 30 лет, и здоровых людей.

4. Спорт требует углубленной специализации в избранном виде, что способствует не всестороннему, а нередко одностороннему развитию.

Слайд 17. В настоящее время спорт развивается по следующим направлениям:

— базовый спорт (включает спорт в общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школах и высших учебных заведениях);

— профессионально-прикладной спорт (предусматривает прикладную подготовку к профессиональной деятельности);

— рекреативный спорт (предусматривает участие в соревнованиях в целях активного отдыха, досуга, развлечения).

— спорт высших достижений (ориентирован на максимальные результаты, получение чемпионских званий, установление новых рекордов);

В сфере массового спорта тренировочные занятия строятся в зависимости от основной деятельности человека. В силу этого уровень спортивных достижений лимитирован. Рабочий или служащий не может тренироваться с требуемой интенсивностью, так как на следующий день он будет чувствовать себя утомленным, вялым, неработоспособным. Индивидуальные достижения, однако, могут быть достаточно высокими, вплоть до мастера спорта. Но это скорее исключение из правил.

К первой группе относятся спортсмены, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Слайд 18. Функции спорта:

— политическая (укрепление мира, воспитание патриотизма, привлечение ведущих спортсменов к общественной жизни);

— социализирующая (содействует воспитанию, образованию и познанию, оздоровлению);

— экономическая (обеспечивает финансовыми средствами развитие спорта внутри страны, а также способствует установлению внешнеэкономических связей).

Таково схематичное представление о функциях и формах физической культуры и спорта в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *