В чем заключается общественная природа человека

Глава 2. Общественная природа человека

В чем заключается общественная природа человека. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается общественная природа человека. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается общественная природа человека. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается общественная природа человека. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается общественная природа человека. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается общественная природа человека. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Понятие природы человека – предельно широкое, с его помощью мож-но описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограни-ченность.

Природа человека – это уникальное в своей противоречивости единст-во материального и духовного, природного и социального. Однако с помо-щью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость «человеческого, слишком человеческого» бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми.

Природа человека – это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его «стартовые условия». Сам М. Шелер, как и другие предста-вители философской антропологии (М. Ландманн, А. Гелен и другие), скло-няется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может «выпрыгнуть» за пределы своей телесной организации, «забыть» о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего».

Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру необ-ходимости. Человек, как писал Э. Фромм, находится и внутри, и вне приро-ды, он «впервые является жизнью, которая осознает самое себя». Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он – и зверь, и ангел, и тело, и душа. Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха. По словам испанского философа Х.Ортеги-и-Гассета, человек – это «воплощенная проблема, сплошная и весьма рискованная авантюра…».

Из всех существ во вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже посту-пая жестоко, делает это по-человечески. Человечность – это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого.

Человеческое – это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, писал русский философ Вл. Соловьев, только человек осоз-нает, что он смертен.

Итак, природа человека – это противоречие, имманентное (то есть внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предпо-лагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Э. Фромма, это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто – ценой отказа от одной стороны своей «природы».

Явное или неявное следование тому или иному пониманию человечес-кой природы приводит к построению существенно разных философских концепций человека. В философской антропологии раннего Маркса были заложены идеи всецелосоциальной природы человека. Настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчер-кивает, что предметный мир – это мир созданных предшествующими поколе-ниями общественных предметов, который, одновременно, является раскры-той книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед ним человеческой психологией. Осваивая эту книгу, человек и становится человеком. Даже пять внешних органов чувств – продукт всей предшест-вующей всемирной истории. Человек есть общественное существо и всякое проявление его жизни, представляет собой утверждение общественной жиз-ни. В дальнейшем эти положения были заострены.

В шестом тезисе о Фейербахе говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность распо-лагается «во вне» человека, в обществе, «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей» (Ленин). Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе станов-ления (Маркс). Третье следствие: радикально изменив общественные отно-шения можно кардинально преобразовать природу человека, создать прин-ципиально новых людей.

В чем заключается общественная природа человека. 640 1. В чем заключается общественная природа человека фото. В чем заключается общественная природа человека-640 1. картинка В чем заключается общественная природа человека. картинка 640 1

Такой подход в сочетании с концепцией истории как смены общест-венно-экономических формаций, в которой «связь времен» осуществляется почти исключительно через развитие производственных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества, но в то же время таил в себе возможность вульгарного социологизма и исто-рического релятивизма.

Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме Нового времени человек есть сознательное сущест-во, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источники, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный З. Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять и что такое отождеств-ление есть не более иллюзия интроспекции, самонаблюдения человека. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное.

О бессознательном знали и раньше, но рассматривали его только как ослабленное сознание, как то, что находится на периферии сознания и в любой момент может быть подвергнуто сознательному рассмотрению. Фрейд же открыл принципиально иной вид бессознательного, которое не охваты-вается сознанием и в то же время определяет его, а следовательно поведение, деятельность, по сути, всю жизнь человека. Как писал Фрейд, человек не хозяин в своем доме. Бессознательное не порождается бытием, но само есть бытие. Это принципиально новая реальность со своими специфическими формами функционирования, со своим специфическим языком, отличным от языка сознания, наконец, со своими своеобразными методами познания.

Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исхо-дящие изнутри, определяют по большей части, направленность человечес-кого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение (либидо).

Бессознательное – это кипящий котел, содержание которого рвется наружу с целью получить моторную разрядку. Само оно имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, анало-гичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течении жизни. Присутствие бессознательного определяет несколько структур внутреннего мира человека.

Одна из них – это бессознательное, подсознательное. Другая – «Оно», «Я», «Сверх-Я» или бессознательное сознание – дистанция, сосредотачиваю-щая в себе императивы долженствования и социокультурные запреты. В области бессознательного господствует жесткий детерминизм, нет свободы воли, нет ничего произвольного, недетерминированного. Психика подчи-няется двум принципам: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание. Принципом наслаждения – бессознательное.

Источник

Общественная природа личности и, ее формирование

Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.

Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?

Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхожде­нии индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формиру­ются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и дея­тельности человека, личности, под влиянием обучения и воспи­тания.

Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зре­ния все особенности личности предопределены природой, являют­ся врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно пред­определенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследствен­ности физических свойств человека сторонники этой точки зре­ния стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.

Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек все­гда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человече­скую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нрав­ственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определен­ных конкретных коллективов. Положение, место человека в об­ществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность лич­ности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью со­циального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.

До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и при­родное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет, его биологическую, природную,/естественную сущность игнорировать нельзя. «Чело­век является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он. наделен природными силами. ». Разумеется, соответствующие. природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека, Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека.

Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая осо­бенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личнос­ти, но все проявления личности — продукт общественного бытия

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила еще более 10 лет. В последние годы печать сообщала о несколь­ких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому дети были похищены жи­вотными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблю­далась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни хо­дить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить члено­раздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Как уже отмечалось, общественный строй существенным об­разом влияет на личности Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении че­ловека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.

При капитализме общество делится на эксплуататоров и экс­плуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжа­лостная эксплуатация, на другом – богатство и пресыщение жизнью.

В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расче­те. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элемен­тарное представление о человеческой морали.

Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. На­всегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности.

Конституция СССР законодательно закрепляет великие дости­жения нашей страны. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы на­рода, складываются все более благоприятные условия для все­стороннего развития личности. На основе сближения всех клас­сов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сло­жилась новая историческая общность людей — советский народ.

Формирование нового человека происходит в процессе общест­венного» обучения и воспитания, активного участия в строительстве «»коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной ра­боты партии, государства и общественных организаций.

Новый общественный строй формирует новую личность, чело­века всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе ду­ховное богатство, моральную чистоту и физическое совершен­ство.

Нельзя забывать, однако, о том, что остатки идеологии и мора­ли старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в соз­нании некоторых советских людей. Само общество ведет с прояв­лениями чуждой идеологии и морали успешную борьбу.

И наконец, в. нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но. индивидуальные различия между людьми в потребностях, инте­ресах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.

В Программе КПСС, принятой XXVII съездом КПСС, уделяет­ся большое внимание вопросам коммунистического воспитания советских людей и особенно молодого поколения. Была подчеркну­та необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективно­сти воспитательной работы в условиях обострения идеологической борьбы между силами социализма и силами империализма и аг­рессии. В Программе КПСС подчеркивается, что воспитание внут­ренней потребности трудиться на общее благо, коммунистического отношения к труду является одним из важных условий формиро­вания всесторонне, гармонично развитой, духовно богатой лично­сти советского человека.

Направленность личности

Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с ко­торыми он действует.

Как уже указывалось, активность есть важнейшее общее свой­ство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед со­бой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность— это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, от­дыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологичес­кие потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных:, способ удовлетво­рения человеческих потребностей носит социальный характер, т.е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом). Даже потребность в пище, у человека социализирована: «. голод, который утоляется варе­ным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной го­лод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».

Наряду с естественными у человека есть и чисто человече­ские, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесной общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребно­сти (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Очень важное значение име­ет потребность в труде. Особо отметим и такую потребность, свойственную людям, воспитанным в коммунистическом духе, как потребность в добросовестном выполнении своего долга. От­сюда следует, что в процессе воспитания ребенка, школьника надо постепенно, настойчиво и тактично добиваться того, чтобы выполнение требований, предъявляемых ему, выполнение правил поведения стало потребностью, привычкой, когда ребенок выпол­няет соответствующие действия без принуждения, охотно, отчет­ливо сознавая их необходимость. Условием этого является, во-первых, понимание ребенком значения определенных требований и правил и, во-вторых, длительная тренировка в их неуклон­ном выполнении.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудитель­ные причины этих поступков, действий или конкретной деятель­ности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребнос­тей или побуждения другого рода. Например, ученик тщательно готовит уроки, Мотивом может быть и желание порадовать роди­телей хорошей отметкой, и желание понравиться учительнице, и необходимость избежать двойки в четверти, и потребность в приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, не­обходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Например, два ученика получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную мать, а в другом — стремлением получить обещанную награду. Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность че­ловека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов велико — они побуждают овладевать знаниями, расширять кру­гозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься этим предметом и в ре­зультате дают хорошую успеваемость.

Интересы характеризуют по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, музыке, театру, шахматам и т. д.). Различные по содержанию интересы оцени­ваются с точки зрения их общественной значимости: одни — по­ложительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обыва­тельские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

Для интересов советских людей характерна глубокая идей­ность и общественная ценность; эти интересы порождаются зада­чей совершенствования социалистического общества.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность ин­тересов при наличии основного, центрального интереса. Под узо­стью интересов понимают наличие у человека одного-двух ограни­ченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубокий интерес означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхно­сти явления и не интересуется объектом по-настоящему.

Выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его лично­сти) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустой­чивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

Действенными интересами называют интересы, глубоко воз­действующие на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в опре­деленном направлении, к активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов. Бывает и пассивный интерес, не побуждающий к такого рода деятельности. К сожалению, интерес к спорту у школьников порой носит именно такой ха­рактер: они готовы часами сидеть у телевизора, наблюдая за всеми футбольными или хоккейными матчами, на память знают биографию каждого игрока, читают спортивные книги, журналы и газеты, но сами спортом не занимаются. Соответствующая пе­рестройка пассивных интересов совершенно необходима.

Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) интересы. Прямые интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятель­ности, занимательностью, увлекательностью ее. Косвенные инте­ресы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, ко­торое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непо­средственно интересующий человека (например, школьник инте­ресуется математикой лишь потому, что она нужна для авиамоделирования, которым мальчик очень увлечен).

Воспитание косвенных интересов имеет большое значение. Надо добиваться, чтобы школьник тщательно, ответственно и с увлечением мог выполнять и такую деятельность, которая сама по себе для него неинтересна, но он понимает ее необходимость. Для этого в убедительной форме раскрывают значение и важ­ность неинтересной для ученика деятельности, пытаясь найти и в ней увлекательные и занимательные стороны. Человек делает не только то, в чем испытывает непосредствен­ную потребность, и занимается не только тем, что его интересу­ет. Поведение личности регулируется и определяется также мо­ральными мотивами, чувством долга, общественными обязаннос­тями и т. д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.

Моральный (или нравственный) идеал — это образец, кото­рому следует человек в деятельности и поведении. Советскому общественному строю соответствует нравственный идеал челове­ка, в образе которого воплощаются лучшие, передовые черты строителя коммунизма. Наша повседневная жизнь рождает мно­жество передовых людей, самоотверженных строителей комму­низма, примеру которых подражает и следует наша молодежь. Такими людьми являются Герои Социалистического Труда — тру­женики заводов и полей, крупнейшие ученые нашей страны. При­мерами для подражания служат общественные и государственные деятели нашей страны, виднейшие деятели мирового коммунисти­ческого движения, Герои Советского Союза, наши летчики-кос­монавты.

Важный мотив поведения — убеждения, тесно связанные с идеалами. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых чело­век не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стре­мится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоцио­нальная сторона убеждений связана с глубоким их прочувство­ванием. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Если убеждения образуют определенную систему, они стано­вятся мировоззрением человека. Мировоззрение всегда носит классовый характер. В нашем обществе господствует коммунисти­ческое, марксистско-ленинское мировоззрение, которое отражает объективные законы развития природы и общества и служит ин­тересам всех трудящихся.

Коммунистическое мировоззрение лежит в основе формирова­ния коммунистической направленности каждой отдельной лич­ности — ее убеждений и чувств, ее воли и характера, ее поведе­ния и деятельности, ее отношения к труду. Поэтому типичным представителем советского общественного строя является гармо­нически развитая личность, сочетающая в себе духовное богатст­во, моральную чистоту и физическое совершенство, отличающая­ся целым рядом высоких моральных качеств, из которых важ­нейшие — коммунистическая идейность, принципиальность и це­леустремленность, советский патриотизм и пролетарский интерна­ционализм, коммунистическое отношение к труду, коллективизм и социалистический гуманизм.

Личность и коллектив

Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе я формируется как личность под влиянием коллектива. В кол­лективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, соз­даются условия для развития его способностей.

Социалистический коллектив сочетает в себе интересы обще­ства с интересами отдельной личности: с одной стороны, кол­лектив утверждает в качестве высшей нормы поведения человека его служение общественному благу, с другой — обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, со­действует его всестороннему развитию.

Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитывать и делать полезными членами общества даже, казалось бы, самых неисправимых людей. Не случайно на ис­пользовании огромной силы воздействия коллектива построена советская педагогика в теоретическую и практическую разра­ботку, которой большой вклад внес выдающийся педагог Л. С. Макаренко.

Велика роль комсомола в формировании личности молодых советских людей. Комсомольская организация под руководством Коммунистической партии Советского Союза целенаправленно формирует духовный облик молодого поколения и направляет мо­лодежь на замечательные практические дела. Все великие строй­ки нашего времени — дело рук и комсомольцев. Практические дела большого общественного значения формируют полноценную личность нового человека общества развитого социализма.

Имея в виду огромную роль коллектива и взаимоотношений в коллективе в деле формирования личности, советские психоло­ги за последние годы стали интенсивно изучать психологию групп и коллективов. Изучают так называемые малые группы, под ко­торыми понимают относительно устойчивое, немногочисленное по составу (не более 30—40 человек) объединение людей, связанных общими целями. К малым группам относятся такие объединения, как семья, школьный «класс, бригада на производстве, экипаж самолета или небольшого судна, коллектив зимовщиков полярной станции и т. д.

Исследователи различают формальные (официальные) малые группы, которые создаются на основе устава или каких-либо официальных документов (класс, пионерское звено, октябрятская звездочка) и неформальные (неофициальные) группы — свобод­ные и стихийные» объединения людей на основе симпатии, взаим­ных интересов (дворовые компании, группы школьников по ин­тересам и т. д.).

Группы (и формальные, и неформальные) достигают различ­ного уровня развития. Высшей формой развития является кол­лектив. Всякий коллектив есть группа, но не всякая группа — коллектив. Коллектив — такая организованная и сплоченная группа, которая преследует общественно полезные цели.

Все эти тонкости взаимоотношений учителю — организатору клас­сного коллектива — надо выяснять. Только хорошо зная коллек­тив и тонко чувствуя взаимоотношения в нем, учитель может опираться на коллектив в воспитательной работе.

Вопросы для повторения

1. Что такое личность?

2. В чем заключается общественная природа личности?

3. Какие факторы влияют на формирование личности?

4. Что понимают под направленностью личности?

5. Какова роль коллектива в развитии личности?

6. В чем суть межличностных отношений в коллективе?

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие о деятельности

Нормальное состояние человека, если только он не спит, — активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он посто­янно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, опера­ции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая актив­ность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, ког­да он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако разли­чать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда че­ловек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность чело­века всегда связана с внешним движением, движением его мышц.

Деятельность — это активность человека, направленная на до­стижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государстве.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он tie может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует ок­ружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки из­меняют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его во­лю, характер, способности.

Деятельность человека принципиально отличается от поведе­ния животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит ре­зультат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовле­нием, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих; дея­тельность человека носит общественный характер, она осуществля­ется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований обще­ства деятельность человека приобретает различный характер. Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.

В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится по­требностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны лич­ности советских людей. Они познают счастье труда.

Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства класса угнетате­лей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного дол­га— труда на общую пользу. А само обучение носит развиваю­щий характер, оно ориентировано на формирование у школьни­ков активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности — психиче­ские процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной ха­рактеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек — всегда все виды дея­тельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памя­тью, мышлением, воображением, без которых не может осуще­ствляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека,

Структура деятельности

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее струк­туры (состава). Прежде всего различают цели и мотивы деятель­ности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятель­ности. Деятельность вызывается определенными мотивами, при­чинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ва­ше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Ус­пешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить пе­дагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут моти­вы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть раз­личными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие поста­новку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и моти­вов — ближайшими и все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель — ус­воить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель — хорошо знать психологию. За ней — еще более общая и отдаленная — стать хорошо образованным специалистом — учи­телем, и, наконец, самая общая цель — принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие пер­спективы, цели, но и отдаленные — это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение проме­жуточного результата не демобилизует человека.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколич­ностный характер. У хорошо воспитанного человека обществен­ные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, дея­тельности называют действием. Действия человека также совер­шаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполага­ются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производи­мые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздра­жителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики са­мостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали собаки, он белым ком­ком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой кар­тины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах.

Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников И учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недоста­точную осознанность. Это действия импульсивные.

Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришколь­ном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребе­нок начинает овладевать практическими действиями с предмета­ми и способами обращения с ними и тем самым познает эти пред­меты. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении матема­тических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами.

На основе практических действий возникают умственные дей­ствия — действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явле­ния действительности.

Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Ре­чевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь — мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятель­ность человека, помогают ему осознавать свои действия, словес­но оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.

Во всякой деятельности можно выделить следующие компо­ненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); этап планирования ра­боты, выбор наиболее рационального способа действия; этап вы­полнения, осуществления деятельности, сопровождаемый теку­щим контролем и перестройкой деятельности в случае необхо­димости; далее следует проверка результатов, исправление оши­бок, если они были, сопоставление полученных результатов с за­планированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно органи­зована учителем).

Виды деятельности

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вно­сится рационализация, усовершенствование в процесс деятельно­сти, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, со­здание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разра­ботка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капиталь­ных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное — огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в пре­одолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому че­ловеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантли­вые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант — это терпение», «Талант — это склон­ность к бесконечному труду», — говорили они. Л. Н. Толстой на­зывал труд писателя «страшной работой».

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает обществен­но значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятель­ности: мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существен­ны различия и в организации этих видов деятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специально организован­ной форме, в определенное время и в определенном месте, Игра связана со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид дея­тельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *