В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

В чём заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?

В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс. obshchestvoznanie. 11kl. bogolyubov 2017. В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс фото. В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс-obshchestvoznanie. 11kl. bogolyubov 2017. картинка В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс. картинка obshchestvoznanie. 11kl. bogolyubov 2017

В чём заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?

Ответ

Реализация экономической политики предполагает применение определённого инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

Источник

В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс

Подробное решение Параграф § 8 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?

Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

• Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности

• Поддержание конкуренции на рынках

• Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов.

Это означает минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)

Государство является одним из участников хозяйственной жизни, но последствия его действий для экономики несравнимы с воздействием фирм или домохозяйств. Как правило, действия государства сконцентрированы вне рыночного сектора и имеют свои особенности. Чтобы эффективно действовать, государство должно располагать необходимыми средствами, получаемыми преимущественно в виде налогов, и использовать их для реализации заявленных целей.

Экономике выгодно снижение налогов.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?

Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере — функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и. расширение производства общественных благ — особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, — создание правового поля в предпринимательской сфере. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль — сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества.

Вопрос 2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.

Расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере, национальные проекты по развитию образования, здравоохранения, поддержки семьи.

Вопрос 3. Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики.

Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере — функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом.

Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

Вопрос 4. Автор подчёркивает регулирующую роль в обществе судебной системы наряду с рыночным механизмом. Раскройте значение правовой защиты участников экономической деятельности.

Экономика это чаще всего заключение разных контрактов, договоров, а как правильно это делать, как не потерять, что было вложено в дело, как заставить своих партнеров выполнить обязательства и заплатить, как привлечь к ответственности. Без права и правовой защиты не выживешь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: стимулировать экономический рост; создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на сочетании перспективных и текущих целей. В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты — это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на людях, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Компенсация внешних эффектов — важная функция государства в рыночной экономике.

Вопрос 2. Почему государство занимается производством общественных благ?

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Вопрос 3. В чём заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?

Реализация экономической политики предполагает применение определённого инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

Вопрос 4. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

Необходимость во вмешательстве государства в экономику неоспорима. Но в его контроле рыночных отношений должны существовать разумные пределы.

Своё вмешательство государство должно осуществлять, прежде всего, косвенными методами, при помощи которых оно может контролировать и совершенствовать рыночную модель. Прямое (административное) регулирование также целесообразно. Но любая из этих форм вмешательства должна быть экономически оправдана, а комплекс методов воздействия сбалансирован и направлен на компенсацию возникающих несовершенств рынка. А вот непосредственно производство (его организация, развитие и регулирование) должно происходить без прямого государственного вмешательства под влиянием рыночных законов.

Вопрос 5. Как государство оказывает поддержку рыночной экономике?

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства.

Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Россия имеет значительный внутренний государственный долг. Как найти эффективные пути его погашения? Аргументируйте свои предложения.

Во первых – развивать промышленность, а не газопотоки. Необходимо рационально использовать бюджет страны. Желательно развивать торгово-экономические отношения стран СНГ для более продуктивных решений накопившихся проблем.

Нужно выйти на новый экономический уровень в стране. Сегодня же мы зависим от нефти и газа, и если например, американская биржа сыграет на рынках, и нефть с газом упадёт в цене, то у нас разразится кризис.

Вопрос 2. Российскому государству удавалось на протяжении ряда лет добиваться бездефицитного бюджета. Охарактеризуйте негативное воздействие бюджетного дефицита на экономику. Какие сферы экономики могут в значительной степени испытывать это воздействие? Предложите действенные, на ваш взгляд, государственные меры по устранению дефицита бюджета в стране.

Пожалуй, самое действенная мера по избавлению от дефицита бюджета – это секвестрование бюджета. Такую меру можно наблюдать в США. При таком способе происходит реальная оценка происходящего и изменение льгот и налог пропорционально по приоритету в отношении дефицита.

Вопрос 3. Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги — это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте своё мнение примерами.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Выплаченные налоги идут в казну государства из которой распределяются на различные социальные поддержки, пенсии, заработную плату работникам медицины, полиции и учителям. Заплатив налоги, человек получает гарантию того, что он получи квалифицированную медицинскую помощь, будет защищён правоохранительными органами, его дети получат образования и в старости ему принесут пенсию.

Вопрос 4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

1.Нежелание отечественных и зарубежных инвесторов вкладываться в нашу экономику т.к. велик риск краха или обмана, мошенничества.

2.Несовершенство законодательной системы, отсутствие страхования вкладов.

3.Недостаточная поддержка со стороны гос-ва и чиновничьего аппарата.

4.Уровень бюрократизма и коррупции в нашей стране высок.

5.Возможен риск недостатка спроса на малоизвестный бренд.

Вопрос 5. Опираясь на материалы параграфа и Интернета, например обзоры состояния российской экономики, Федеральной службы государственной статистики, заполните в тетради таблицу.

Инструменты государственной экономической политики

Источник

В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс

Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Каждому ли человеку нужна экономическая культура? Экономическая свобода: анархия или ответственность? Где границы экономической свободы? Выгодно ли быть честным?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Экономическая свобода — возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

Экономическая свобода ограничена законодательством страны. Существует перечень запрещенных в торговле предметов, например наркотики. Существует обязанность платить налоги, обязанность получать лицензию, чтобы торговать некоторыми товарами.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О чём предупреждает автор российское общество? Какой выбор оно должно сделать и почему?

Автор предупреждает нас о том, что любой застой и несогласованность различных сфер общества (подсистем общества) грозит стране большими проблемами, в числе которых отход на второй план, то есть, потеря своих лидирующих позиций в мире, а так же такое неустойчивое положение грозит русскому народу эксплуатацией со стороны других более развитых стран.

С одной стороны мы должны суметь сохранить накопленные прежде знания в областях «науки, культуры, образования и морали», с другой все эти сферы и общество в целом требуют коренных реформ.

Вопрос 2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?

Сейчас несомненно нужен, ведь мы не так давно отошли от идеи социализма. Сейчас вся социальная система, как впрочем, и сознание людей должно избавиться от пережитков прошлого.

Вопрос 3. Какие прежние культурные накопления, связанные с командной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?

Каждый человек должен получать по своим способностям, иначе у талантливых людей просто не будет стимула к саморазвитию, а это опять же грозит застоем. Во-вторых, упор делается на выполнение плана (количество), а не на качество – отсюда результат тот же – застой, излишки производства (никто не берет некачественную продукцию).

Вопрос 4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности «новой экономики», которые стали бы значимыми элементами экономической культуры XXI в.

Основными направлениями государственной инновационной политики в условиях «новой экономики» являются:

— улучшение инновационной среды путем усиления новаторской составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

— стимулирование рыночного спроса на нововведения и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к новшествам;

— стимулирование инноваций в государственном секторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;

— усиление региональной инновационной политики и расширение сотрудничества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы основные элементы экономической культуры?

Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё.

В структуре экономической культуры можно выделить наиболее важные элементы и представить их в следующей схеме:

В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс. 6f0e817ae923. В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс фото. В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс-6f0e817ae923. картинка В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику обществознание 11 класс. картинка 6f0e817ae923

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания — его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объёма знаний.

Вопрос 2. В чём значение экономической направленности и социальных установок личности?

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Эффективность решения экономических задач во многом зависит от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в российском обществе формируются установки на изучение современной экономической теории, на участие в решении различных экономических задач. Получила развитие система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду.

Вопрос 3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?

Экономический интерес — это стремление человека получить блага, необходимые для обеспечения жизни. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Например, получение прибыли (в чём заключается экономический интерес предпринимателя) — это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

В большинстве случаев да, потому что человека нельзя заставить заниматься тем, что ему не нравится. Другие люди лишь могут проявить у человека интерес к чему-либо другому. Но основной выбор остаётся за самим человеком.

Вопрос 4. От чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения?

Выбор эталона экономического поведения зависит от качества факторов, воздействующих на него, от личной экономической состоятельности. Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Вопрос 5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия решений и действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются конкретно-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является её достоинством. Однако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития.

Экономическая свобода личности неотделима от её социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой — необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Вопрос 6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?

Долгие годы промышленная деятельность характеризовалась нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Существовало мнение, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие — это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнения, уменьшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнесмены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

Вопрос 7. В чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике?

Одна из важнейших социальных ролей личности — роль производителя. В условиях перехода к информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуется не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд всё больше наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролёр продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролёром при этом выступают совесть, личная ответственность и другие моральные качества.

Обладание собственностью может оказывать не только положительное, но и отрицательное, разлагающее воздействие на личность. Оно может развивать паразитические потребности, лишать человека удовлетворения, дающегося трудом, вызывать апатию к жизни. Собственник должен стремиться использовать собственность во благо себе — для своего духовного развития, сохранения физического и нравственного здоровья, во благо ближних и всего общества (милосердие, спонсорство, благотворительность).

В зависимости от того, как приобретается собственность (юридически и нравственно допустимыми способами или криминальными) и как она используется, общественная значимость собственника может проявляться либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Вам, наверное, известны примеры таких проявлений.

В процессе реализации личностью себя как потребителя также формируются либо здоровые потребности (спорт, туризм, культурный досуг), либо нездоровые (потребность в алкоголе, наркотиках).

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности.

Вопрос 8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

Во-первых: практически огромная часть экономики России зависит от цен на энергоносители и полезные ископаемые на мировых рынках, в результате в случае снижения их цены экономика России недополучит довольно серьезные денежные средства.

Во-вторых: происходит существенное расслоение общества. Формирование «среднего класса» происходит крайне низкими темпами, вопреки тому, что многие люди имеют неплохие доходы, многие из них не уверены в завтрашнем дне.

В-третьих: продолжается коррупция в России

В-четвертых: является развитие малого бизнеса.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Экономист Ф. Хайек писал: «В конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа». Согласны ли вы с данным утверждением?

Человек с низким материальным достатком гораздо более мобилен. Его ничего не держит. Он может в любой момент всё бросить и уехать (так как бросать ему нечего). Богатый человек прикован к своему источнику богатства, он уязвим при внешних изменениях. Богатому нужно гораздо больше работать, чтобы поддерживать и преумножать своё состояние. Остановка в наращивании капитала приведёт его к бедности.

Вопрос 2. Это строки из письма вашего ровесника в редакцию газеты: «Только ум, только трезвый расчёт — вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тогда всего достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм — вот идеалы нашей эпохи». В чём можно согласиться или о чём поспорить с автором письма?

С автором письма можно согласиться, но я бы выделила в письме противоречия. Много проблем не легко решить разумом (рационализм). Проблемы иногда нужно решать физически. И в жизни нужен не только ум. Все же в жизни должна быть искра романтизма, чтобы человек достиг успеха душой. Динамизм в характере сегодняшнего человека должен бесспорно присутствовать, ведь это основная черта стремления человека к победе. Надежда только на себя всегда бодрит человека.

Вопрос 3. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё», — утверждает немецкий философ XX в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с учёным? Приведите примеры, подтверждающие его мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

Ценности свободного человека: развитие, свобода действий, свобода мысли.

Вопрос 4. Международные эксперты ставят Россию на 149-е место в мире по степени надёжности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнёров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двойной морали у участников экономических отношений — для себя и для партнёра? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надёжное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Зачастую, у российских бизнесменов отрицательные экономические качества (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество) перевешивают положительные. Система охраны и поддержки экономического поведения может и возможна, но прежде всего надо воспитывать моральные принципы у будущих предпринимателей так, чтобы сиюминутная выгода не была приоритетом. Надо поднимать уровень этики и экономической культуры личности. Государство должно предоставить экономическую свободу, но с реальным правовым регулированием. Участники экономической деятельности должны сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность. Что можно предложить? С детства формировать правильные морально-этические нормы, для предприятий, осуществляющих программы по экологической безопасности, уделяющих внимание развитию своих сотрудников, их безопасности и улучшению охраны труда, внедряющих новые технологии, должны быть какие-либо поощрения в виде господдержки, налоговых льгот. Также надо уделять серьезное внимание экономическим преступлениям (чтобы существовало реальное наказание за проступки), невозможности уйти от ответственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 1

Вопрос 1. Как взаимосвязаны экономика и другие сферы общественной жизни?

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Вопрос 2. Что изучает экономическая наука?

Экономическая наука — наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Сочетает признаки точной и описательной наук.

Вопрос 3. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?

Экономическая деятельность (экономика) играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика, она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда.

Вопрос 4. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Для того чтобы потребитель мог сделать правильный выбор, он должен проверить и сравнить все возможные предложения на рынке. Сопоставить цену и качество.

Чтобы производитель сделал правильный выбор, он должен проверить рынок спроса на конкретную продукцию в месте где он планирует ее сбывать. Также проверить платежеспособность населения в этом регионе.

Вопрос 5. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса и развития экономики?

Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.

Вопрос 6. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

При таком способе торговли предприниматели должны конкурировать, что благоприятно отражается на цене товара рано или поздно она снижается. Как на настоящем рынке или базаре.

Если на рынке переизбыток какого-то товара, то его просто не будут покупать и не будут производить. Все регулируются таким образом.

Кроме того, в развитом государстве существуют системы не позволяющие предпринимателям вступить в сговор и держать высокие цены. Так что, в конечном счете, рыночные отношения выгодны покупателям.

Вопрос 7. Как сделать производство эффективным?

Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объём выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объём продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Вопрос 8. Что необходимо для успеха в бизнесе?

В современном обществе, для успешного бизнеса нужен стартовый капитал.

Необходимо поставить перед собой цель, составить план и приступить к его осуществлению. Для успеха в бизнесе необходимо иметь определённые личные качества: умение общаться с людьми, связи (необходима поддержка влиятельных людей), ум и удача. Чтобы добиться определённых результатов, нужно быть последовательным и постоянным в своих действиях, обладать терпением и силой духа. Постоянно расти и совершенствоваться.

Вопрос 9. Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:

Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации.

Кодексы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации.

• Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

• Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

• Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

• Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Вопрос 10. Как современное государство участвует в решении экономических задач общества?

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

• минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

• создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Вопрос 11. Кто и как регулирует денежные потоки в экономике?

В капиталистической экономике капиталы перетекают из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли через финансовые инструменты акции, облигации и долевое участие в бизнесе, а также через прямое реальное инвестирование.

Государство косвенно регулирует эти потоки через изменение ставки рефинансирования, госзаказ и т. д.

Вопрос 12. Зачем экономике рынок труда?

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Вопрос 13. Почему страны вынуждены торговать друг с другом?

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Страны вынуждены торговать друг с другом потому что вынуждены обмениваться друг с другом недостающими ресурсами и продуктами производства.

МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота.

Вопрос 14. В чём проявляется экономическая культура личности?

Экономическая культура – система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания – eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Вопрос 15. Как взаимосвязаны экономическая свобода и социальная ответственность участников экономики?

Экономическая свобода — возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

Социальная ответственность — сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *