В чем заключается опасность зависания
Освобождение пострадавшего из зависания
Зависание пострадавшего — такое его положение, при котором он повисает на затянутом схватывающем узле, заклиненном зажиме или спусковом устройстве.
Само по себе положение зависания не всегда является аварией, так как его иногда приходится использовать в качестве технического приема (см. ниже). Но оно опасно в тех случаях, когда является результатом несчастного случая и пострадавший не в состоянии контролировать ситуацию.
Опасность зависания в том, что существует возможность пережимания ремнями ИСС кровеносных сосудов конечностей и сдавливания грудной клетки с соответствующей угрозой не только здоровью, но и жизни. Потому пострадавшего нужно освобождать СРОЧНО!
— вытаскивание его веревкой вверх,
— опускание вместе с веревкой вниз,
— подтягивание маятником вбок. (Если есть возможность подтянуть пострадавшего маятником к площадке или оконному проему, сверху по его страховочной веревке опускается карабин с оттяжкой, за которую и осуществляется подтягивание).
Если эти варианты оказания помощи осуществить невозможно, то к пострадавшему должен спуститься спасатель. Алгоритм освобождения пострадавшего из зависания:
— навешивается дополнительная несущая веревка;
— в качестве страховочной используется ненагруженная веревка пострадавшего;
— по дополнительно сброшенной веревке производится спуск к пострадавшему (если таковой нет, то можно организовать спуск, используя веревку пострадавшего);
— спустившись к пострадавшему, необходимо закрепиться чуть выше него;
— пристегнуть его ИСС к своей;
— снять спусковое устройство пострадавшего, для чего продернуть вверх несущую веревку пострадавшего через спусковое устройство;
— перерезать ножом репшнур самостраховки пострадавшего (на котором тот завис);
— осмотреть пострадавшего и, при необходимости, оказать ему первую неотложную помощь на месте (остановить кровотечение, зафиксировать поврежденную конечность и т.д.);
— организовать: спуск обоих на спусковом устройстве спасателя или подъем с помощью организованного из блоков и зажимов полиспаста на несущей веревке спасателя. Полиспаст следует сделать так, чтобы с помощью стремени можно было использовать общий вес двойки. Во время подъема спасатель постоянно использует прием зависания для освобождения полиспаста и установки его блоков в новое исходное положение. В качестве самостраховочного устройства рационально применять зажим «шант». Это избавит спасателя от дополнительных сложностей и излишних физических нагрузок.
Освобождение от зависания
пристегнуть конец оттяжки карабином. Если это сложно или невозможно выполнить, можно
спуститьпристегнуть конец оттяжки сверху на скользящем.Если карабине по спусковой (или страховочной)
веревке (рис.2-lХа). Скользящий карабин нужно
опускать медленно, чтобы не
нанести пострадавшему
Более сложная задача возникнет, если пострадавшего нужно опустить или поднять.
С задачей опускания в принципе
может справиться один человек.
Для этого он должен по отдельной
веревке спуститься к пострадавше
му, прицепить его к своему
спусковому устройству. Очень
удобен для этого большой
«Радебергер», в котором внизу
предусмотрено специальное
отверстие (среднее отверстие внизу) для подвешивания пострадавшего.
Пострадавший при отверстиетаком способе спуска располагается между коленей спасателя. При этом Пострадавший важно разместить при таком пострадавшего способе правильно по высоте: его подмышки должны быть выше колен спасателяразместить, тогда пострадавшегосвобода движений спасателя не будет скована (рис. 2-lХ б).
После этогоустройства нужно ножом обрезать репшнур схватывающего узла пострадавшего и
спускаться далее уже вдвоем.
Этот полиспаст желательно иметь при себе в заранее собранном виде. Отечественная фирма «Венто», например, выпускает такие полиспасты в сборе (рис.3-IX), так что практически не требуется времени для их настройки. Нужно лишь надеть зажим и два раза щелкнуть карабинами.
один конец веревки для пострадавшего. За время вашего спуска коллеги наверху организуют на этой веревке систему спуска.
Подъехав к пострадавшему, вам нужно пристегнуть его к концу спасательной веревки, скомандовать, чтобы сверху выбрали слабину, и ножом обрезать те веревки, на которых он завис. Дальнейший спуск пострадавшего осуществляется сверху. Вам нужно при этом спускаться рядом с ним, обеспечивая сопровождение.
Но, кроме того, согласно этому предписанию «На рабочем месте должен находится набор спасательных материалов:
— 2 статические веревки длиной, превышающей наибольшую высоту рабочей зоны;
— 2 ленточные петли с 2 карабинами с муфтой для присоединения веревки;
— 1 спасательная беседка (косынка) или спасательные носилки.
Чтобы иметь возможность в случае необходимости спасти самого себя и своего товарища, каждый исполнитель должен в обязательном порядке иметь при себе следующее снаряжение:
— 1 карабин с муфтой;
— 1 репшнур, 8 мм, длиной не менее 1 м;
— 1 перевязочная косынка (НЕ укладывать в каску).
В качестве спускового устройства при спуске людей сверху удобно использовать устройство «Кендлер». Оно работает в обе стороны и позволяет осуществить спуск целой группы людей, что важно при участии альпинистов в спасательных работах. Схема организации такого спуска показана на рис. 4-IX. Здесь нужно отметить, что при таких массовых спасательных работах желательно иметь и две спасательные беседки, в которые поочередно усаживаются эвакуируемые. При спуске нужно следить за скоростью спуска,
которая не должна приводить к перегреву спускового устройства и оплавлению веревки в результате этого. Но в принципе, вместо «Кендлера» можно использовать и любое мощное спусковое устройство типа восьмерки (опять напрашивается «Радебергер»), но в этом случае возрастает ответственность альпиниста, работающего наверху: он не должен выпустить веревку.
А спасателям-профессионалам известны и другие спасательно-спусковые системы. Например, слип-эвакуатор, представляющий собой блок тормоз с одетой на него петлей из основной веревки (длина петли 25 метров) и 5 комплектов индивидуальных спасательных систем, состоящих из спасательной косынки с пристегнутым к ней зажимом. На эвакуаторе одновременно могут находиться на спуске 5 человек. Обслуживает его один человек (удерживает веревку, создавая тормозное усилие).
Подъем пострадавшего осуществляется практически по той же схеме, что и спуск, с той лишь разницей, что вместо спускового устройства налаживается подъемная система (полиспаст) или устанавливается лебедка.
Однако для освобождения товарища от зависания могут понадобиться и более сложные системы.
Спасатель и пострадавший (4) при такой системе подвешиваются на основной веревке(2). Она представляет собой два соединенных между собой блока. Один из них надевается на трос дороги, а через второй пропускается основная веревка. Кроме того, требуется зажим для троса (5) и зажим для веревки (6). Для перемещения по дороге на основную веревку нужно надеть «жюмар», после чего помощники начинают перетаскивать спасателя через провал. В точке, где нужно остановиться, спасатель надевает тросовый зажим и снимает веревочный. Помощники с помощью спускового устройства опускают его вниз, где он оказывает помощь и пристегивает к себе пострадавшего.
После этого помощники вытаскивают обоих наверх, к блоку, где спасатель одевает опять веревочный зажим (или пристегивается к карабину роликов) и снимает зажим с троса. Теперь спасателя и пострадавшего можно подтягивать дальше, к другому берегу.
Впрочем, все та же фирма «Кендлер» выпускает достаточно простое устройство, в котором вся описанная выше процедура сводится к простому переключению устройства из положения «Переправа» в положение «Спуск» и наоборот.
Аналогичную систему можно применять и при работе одного спасателя, без помощи ему со стороны. Для этого он должен взять с собой дополнительную веревку для организации полиспаста для спуска от канатной дороги и последующего подъема обратно.
Могут встретиться и более сложные случаи освобождения из зависания.
Например, когда к пострадавшему придется подлезть снизу. Для этого можно использовать его же спусковую веревку. Поднявшись по ней на зажимах, спасатель встегивается в спусковое устройство пострадавшего, обеспечивает с помощью схватывающего узла дополнительную самостраховку себе и ему на страховочной веревке, фиксирует спусковую веревку в спусковом устройстве (если она не зафиксирована) и обрезает репшнур схватывающего узла, на котором завис пострадавший. После этого можно начать спуск вдвоем, сняв, конечно, предварительно с веревки зажимы. Положение спасателя и пострадавшего в этом случае обратное по сравнению с рис. 2-lХ.
Мы не претендуем здесь на полное описание всех возможных способов подхода к пострадавшему и оказания ему помощи. Но в любом случае, при любом решении возникших проблем, не забывайте о необходимости обеспечить максимальную безопасность пострадавшему и себе.
Помните: идут спасательные работы, значит, один случай уже произошел! Этого достаточно.
Освободив пострадавшего от зависания и оказав ему первую доврачебную помощь (об этом будет сказано ниже), нужно доставить его на землю, к машине скорой помощи.
Спуск пострадавшего
может понадобиться, если вдруг при спуске возникает необходимость поднять пострадавшего. Например, в случае, если он был опущен не в нужном направлении, или если ему требуется дополнительная помощь на промежуточной площадке. Сам спуск осуществляется в зависимости
— от «рельефа», по которому осуществляется спуск (если спуск по отвесу, то можно
спускать пострадавшего и одного, если же есть вероятность зацепиться или «уехать» не
туда, куда нужно, то надо предусмотреть необходимость сопровождения).
При спуске пострадавшего самостоятельно, без сопровождающего, единственной, пожалуй, проблемой может оказаться проблема пропускания через спусковое устройство узла, если необходим спуск на глубину, большую, чем длина одной веревки (хоть мы и говорили о предписаниях FISAT, требующих наличие спасательной веревки длиной больше, чем длина спуска в рабочей зоне).
Спусковое устройство «Туба» (Петцль) за счет своих размеров позволяет пропускать узел и без дополнительной страховки, но всегда лучше перестраховаться.
Единственным условием здесь должно быть следующее: направление спуска должно быть перпендикулярно балке. В противном случае петли веревки собьются к одному из концов балки, а балка не всегда заканчивается закругленными кромками, есть опасность перерезания веревки.
При спуске с сопровождающим добавляются проблемы, стоящие перед сопровождающим. Эти проблемы связаны с его задачей, которая заключается в том, чтобы защитить пострадавшего от столкновений с элементами рельефа, с конструкциями и т.д.
Рис. 6./Х
если сопровождающий при спуске должен отталкиваться от рельефа или конструкций
руками и ногами, защищая пострадавшего.
Когда требуется еще и такое перемещение, они оба подвешиваются независимо друг от друга в карабин на конце
спускового троса или веревок. Пострадавший подвешивается на веревке постоянной длины (около 1 м), а спасатель делает себе подвижную систему, нечто вроде полиспаста (7б), длина которого фиксируется узлом «стремя».
Пострадавшего, кроме того, нужно предохранить от сваливания со спины спасателя в сторону. Для этого применяется отдельный репшнур.
При сложных травмах может возникнуть необходимость спуска пострадавшего л ежа, на носилках. А для этого нужны сами носилки. Которых под рукой может и не оказаться, либо если они и окажутся, то это будут санитарные носилки, непригодные своем первозданном виде для работы на отвесах. И нужно уметь выйти из положения.
Простейшие носилки можно связать и самостоятельно из веревки. Последовательность
связывания показана на рис.8-IXa.
При этом на углах и посередине
завязываются узлы
проводника для
подвязывания готовых носилок к
спусковой веревке. Затем завязыва
ется ложе носилок. Петли ложа после
того, как носилки связаны, пере
хватываются по всей длине
отдельным пятиметровым
можно использовать и их. Манипуляция заключается в том, что нужно сделать распорки,
предотвращающие возможное складывание носилок (рис.8-lХб) и сделать систему увязки с
на рисунке это не показано.
Пострадавший должен быть привязан к носилкам, как и в предыдущем случае, и
пристрахован к карабину спускового троса (веревки).
После того, как он увязан, можно организовывать спуск. При спуске с сопровождающим,
последний обычно привязывается сразу к карабину носилок. Система привязывания, как и
при спуске, сидя может быть либо
фиксированной, либо регулируемой по высоте
(рис.9-lХ). Второй случай может оказаться очень
актуальным при спусках по сложному рельефу
(расчлененные скалы, сложные
металлоконструкции), когда есть опасность
заклинивания носилок и может возникнуть
необходимость подлезть под носилки, чтоб их
освободить. В любом случае лучше, если
носилки будут слишком высоко по отношению к
спасателю, чем слишком низко.
При спуске пострадавшего спасатели
наверху должны следить, чтобы скорость не
быстрыми остановками, то есть перегрузками
веревки. А в третьих, при спуске с сопровождающим, быстрый спуск попросту опасен для
него и, соответственно, и для пострадавшего:
сопровождающий имеет все шансы споткнуться,
зацепиться ногой, и выдержать при этом
движущуюся массу в 200 кг (вес двух свободно
При спусках на большую глубину для взаимной коррекции работы следует использовать радиостанции.
Одна должна быть
наверху, на станции
спуска (место
Рассмотрим еще один способ транспортировки, когда спасатель вынужден работать «один на один» с пострадавшим и обеспечить его и спуск, и сопровождение.
Автором техники такого спуска является швейцарец Клаус Хой. Схематически эта техника изображена на рис.10-IX, который, не требует пояснений.
При недостаточной длине веревки этот метод позволяет осуществить и пересадку. Ее можно выполнить, если есть возможность организовать самостоятельно надежные точки закрепления.
Сама пересадка осуществляется следующим образом:
— дойдя до нужного места, организовать точку закрепления с помощью основной
веревки, тросовой стропы, плоской ленты и т.п.;
— пятиметровый двойной репшнур проводником пристегнуть к карабину обвязки
пострадавшего, продеть репшнур через карабин точки закрепления и закрепить на
собственном карабине грудной обвязки с помощью «косички» или узла УИАА аналогично
тому, как это делалось в технике прохождения узла на веревке при спуске. Теперь
спасатель и пострадавший находятся на самостраховке. На ней нужно зависнуть;
— продернуть основную спусковую веревку через верхнюю точку закрепления;
— вдеть основную веревку в карабин нижней точки закрепления, надеть спусковое
устройство, завязать схватывающий узел;
ПромАльпФорум
Страшная история—опасность длительного зависания.
Страшная история—опасность длительного зависания.
Сообщение Wolk » 04 дек 2005, 23:38
Сообщение Сергей Дылюк » 05 дек 2005, 00:03
Сообщение Wolk » 05 дек 2005, 14:57
Re: Страшная история.
Сообщение WhiteEagle » 05 дек 2005, 18:59
Сообщение Wolk » 05 дек 2005, 20:34
Сообщение Akim » 05 дек 2005, 20:46
Сообщение Хожаев » 08 дек 2005, 00:01
Сообщение СергО » 08 дек 2005, 23:02
Сообщение Тульский » 10 дек 2005, 23:19
Сообщение wolgalp » 11 дек 2005, 00:48
Сообщение Tuk » 23 дек 2005, 18:39
Сообщение chernyсh » 19 дек 2007, 16:54
Сообщение VL » 19 дек 2007, 20:14
Вообще, грудной обвязкой несведующие люди запросто назвали бы и подтяжку для кроля—значит спелеолог!?
Ретрам я бы не называл «убогим» устройством. Это практически единственное устройство, пригодное для длинных спусков.
Нормальная модификация ретрама позволяет контролировать входящую в него веревку практически без усилия, так как внутреннее усилие торможения в устройстве достаточно велико.
Веревку он не крутит.
А использовать для подъема его действительно нельзя.
Re: Страшная история.
Сообщение wbl » 19 дек 2007, 21:38
Re: Страшная история.
Сообщение СергО » 19 дек 2007, 21:50
Сообщение Akim » 19 дек 2007, 22:01
Сообщение СергО » 19 дек 2007, 22:14
Re: Страшная история.
Сообщение Шатохин Геннадий » 19 дек 2007, 22:16
Сообщение Шатохин Геннадий » 19 дек 2007, 22:19
Сергей Оттовичь, отток крови не в ноги, а из ног. Но вы правильно понимаете суть.
Сообщение 043 » 19 дек 2007, 22:20
Сообщение СергО » 19 дек 2007, 22:46
Сообщение Шатохин Геннадий » 19 дек 2007, 23:03
Re: Страшная история.
Сообщение СергО » 19 дек 2007, 23:07
Re: Страшная история.
Сообщение wbl » 20 дек 2007, 10:26
Вот по этой ссылке http://www.system-concepts.com/articles/article0210.html (снова англ.) написано что делать в таком случае.
Там есть пункт о том, что нельзя позволять посрадавшему ложиться на землю, что он может умереть от сердечного приступа или страдать от полиорганной недостаточности ((?)или полиорганной недостаточностью).
Сообщение Шатохин Геннадий » 20 дек 2007, 13:21
Господа! Как и любая переводная статья, она грешит не соответствиями и неточностями. И её нельзя принимать как догму и Аксиому. Что бы исключить разногласия в дальнейшем я буду вести речь только о пострадавшем Потерявшем Сознание!
Эта статья преподаётся нам как описание возможного стартового механизма смерти при травме зависания. Я берусь утверждать, что она описывает его не верно. Или скажем так, настолько поверхностно что у вас может сложится ложное представление об оказании Первой Помощи пострадавшему.
Но только скажу сразу это не возможно! НИ КОМУ ЕЩЁ НЕ УДОВАЛОСЬ ПРОВЕСТИ СЕРДЁЧНО ЛЁГОЧНУЮ РЕАНИМАЦИЮ ИНАЧЕ КАК НЕ УЛОЖИВ ПОСТОДАВШЕГО НА СПИНУ.
И ваши объяснения, наконец то прибывшему, Врачу о том что мы оставили его сидеть/висеть низко над землёй до его приезда по тому что опасались за его почки печень и прочий ливер, будут объяснениями дилетантов только что убивших своего товарища.
Дилетантов начитавшихся преводных статей не известных авторов.
Сообщение alex45 » 20 дек 2007, 14:40
Сообщение Шатохин Геннадий » 20 дек 2007, 15:20
Наша кровеносная система и сердце не могут достаточно хорошо справится нашим положением стоя – гравитация наполняет кровью ткани ног и сердце не может выкачать её обратно.
Во-первых, давайте посмотрим на кровь, куда мы можем её поместить. Наше тело содержит около 10 пинт крови, большинство крови находится в венах и артериях. Это как хранилища, они будут растягиваться довольно сильно если вы будете наполнять и наполнять их, поэтому что бы заполнить их доверху вам понадобится сжать их с другой стороны. Тонкие мышцы делают это с вашими венами, этот процесс называется «тонус». Если эти мышцы расслаблены в достаточной степени, вся кровь стекает вниз под действием гравитации и в самой крайнем случае, вся кровь уместится ниже вашей талии. Конечно, это событие не должно произойти обязательно, но предотвращение скапливания крови в ногах это действительно проблема. Гравитация сильна и кровь плотная, поэтому выкачать её обратно наверх на 4 или 5 футов от ваших ног к голове было бы очень трудной задачей. Вы конечно не смогли бы это сделать самостоятельно. Ваше сердце это насос, но и оно не может качать так сильно, необходимо, что бы кровь была под давлением или эти усилия остануться безрезультатными.
Опять же сильно отпрофанирована тема! Основная причина нарушения венозного оттока крови из нижних конечностей при травме зависания это не ГРАВИТАЦИЯ и не густота/плотность крови, а пережатие поверхностных и глубоких вен лямками ИСС.
Попытка столь дилетантским языком описать механизмы развития эректильной и последующей торпидной стадии шока это профанация темы, граничащая с преступлением.
Попытка придания мозгу как таковому свойств центра управляющего всем, конечно же достойна уважения, однако, ГМ это очень сложный и много задачный орган и некоторые его области, или скажем так анатомические образования, которого работают совершенно самостоятельно. На пример сосудо-двигательный и дыхательный центры «работа» которых тут описана.
Это самое главное ошибочное зерно этой статьи! Опять притянутые за уши выводы из за не знании физиологии кровообращения, и самое главное что этот абзац на прямую противоречит с общими и главными выводами рекомендациями в конце статьи, а именно:
Выводы: в одном тексте смешаны два совершенно самостоятельно развивающихся пат механизма, а именно краш-синдром (он же турникетный шок, он же синдром длительного сдавления) и ортостатический коллапс, в свою очередь для развития которого нужно что бы все промальпы (или вообще висячие люди) были как минимум престарелыми гипотониками, с явными признаками отёчности и варикозного расширения вен нижних конечностей в крайней стадии. К тому не хило так ожиревшие, и как следствие имеющие проблемы в системе воротной вены печени.
У меня вопрс, вы встречали таких промыщленных альпинимстов или просто висящих на верёвках людей?
И последнее, совершенно не понятно кто и на основании чего вынес утверждение что пострадавшего после снятия с верёвок нельзя класть на спину и вообще нельзя класть на землю а нужно именно сохранять сидячее положение.
ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ОПАСНЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ПРОМАЛЬПИНИСТА ПОПАВШЕГО В БЕДУ ВЫВОД!
УТВЕРЖДЕНИЕ НА ГРАНИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ