В чем заключается оперативное планирование поездной и грузовой работы
В чем заключается оперативное планирование поездной и грузовой работы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение ОАО «РЖД» от 29 июля 2021 г. N 1687/р «Об утверждении Методики планирования перевозок грузов на лимитирующих направлениях»
В целях реализации положений Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 710, и сбалансированного использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при ограниченной пропускной способности на конкретном направлении утвердить прилагаемую Методику планирования перевозок грузов на лимитирующих направлениях.
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» | А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
N 1687/р от 29 июля 2021 г.
Методика планирования перевозок грузов в условиях ограниченной пропускной способности
Общие положения
Настоящая Методика определяет принципы и порядок формирования плана перевозок грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре исходя из применения единых критериев доступа к услугам железнодорожного транспорта для всех грузоотправителей независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с перевозчиком и владельцем инфраструктуры.
Организация планирования перевозок грузов в условиях ограниченной пропускной способности на конкретном направлении обеспечивается в очередности, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 734.
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» статьи 10 и 11;
Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (приказ Минтранса России от 27 июля 2015 г. N 228);
Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Термины и определения
Датой представления заявки на перевозку грузов перевозчику является дата ее регистрации при поступлении перевозчику.
В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, но не более календарного месяца.
Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации, не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.
В соответствии со статьей 11 Устава в целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств владелец инфраструктуры осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов.
Формирование календарного плана перевозок грузов
На основании полученной грузовой базы ТЦФТО, которая формируется на основе прогнозов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, торговых поставок, договоров об организации перевозок и заявок грузоотправителей на перевозку грузов с учетом пропускной и провозной способностей железных дорог полученных от АО «ИЭРТ» и Центральной дирекции управления движением и макроэкономической ситуации формируется сетевая шахматка вагонопотоков (план перевозок грузов).
Порядок рассмотрения заявок формы ГУ-12
Рассмотрение заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 производится в автоматическом режиме в системе АС ЭТРАН и в рамках сформированной сетевой шахматки вагонопотоков. Автоматизированное согласование заявок формы ГУ-12 происходит в условиях контроля возможности инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также инфраструктуры путей необщего пользования станции отправления и станции назначения (контроль на превышения перерабатывающей способности путей необщего пользования как по станции отправления, так и по станции назначения, контроль на превышение пропускной способности по участку в пути следования и контроль на превышение шахматки вагонопотоков, контроль на производимые коммерческие операции по станции отправления и назначения). Кроме того, при автоматизированном рассмотрении заявок используются данные о согласовании от организаций, осуществляющих перевалку грузов на другие виды транспорта, а также, при необходимости, данные, полученные из системы АС МЕСПЛАН о согласовании заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 администрациями, участвующими в перевозке. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.
Рассматриваемые заявки основного и дополнительного плана перевозок грузов формируются в группы с присвоением очереди, от 1 до 6, которая предусмотрена Правилами недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 710), с целью их рассмотрения за 3 дня до заявленного срока начала перевозки.
Рассмотрение каждой очереди осуществляется поэтапно в соответствии с сегментацией грузов (сырьевые грузы, не сырьевые грузы, грузы в специализированном и универсальном подвижном составе). Переход от очереди к очереди в группе осуществляется только после полного рассмотрения заявок высшей очереди.
Система АС ЭТРАН автоматически производит расчет и подборку альтернативных вариантов графиков подач для возможного согласования или отклонения заявки ф. ГУ-12, включая пересчет графика подач заявки ф. ГУ-12 на даты, по которым нет превышения перерабатывающих способностей каких-либо объектов инфраструктуры.
В случае если рассчитанный альтернативный вариант графика подачи по заявке не превышает инфраструктурные возможности, то АС ЭТРАН согласовывает заявку без внесения изменений.
При отсутствии возможности подобрать альтернативный вариант графика подачи АС ЭТРАН отклоняет заявку ф. ГУ-12 в соответствии с приказом Минтранса России от 06.09.2010 года N 192 «Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов.
Рассмотрение заявок на перевозку грузов на экспорт через сухопутные пограничные переходы осуществляется на основании согласованных размеров перевозок с принимающим перевозчиком и пропускной и перерабатывающей способностью железнодорожной инфраструктуры общего пользования. ЦФТО ОАО «РЖД» формирует таблицы Excel и передает в «ИнтэлЛекс» для дальнейшего автоматического рассмотрение.
По заявкам на перевозку грузов ф. ГУ-12, грузоотправителей осуществляющих погрузочно-выгрузочную деятельность с мест общего пользования в адреса грузополучателей, осуществляющих погрузочно-выгрузочную деятельность на местах общего пользования, система АС ЭТРАН осуществляет контроль по общей возможности по погрузке или выгрузке станции отправления/назначения указанной в инфраструктурных ограничениях, указанные в АС ТРА станции.
С целью оценки загрузки инфраструктуры и возможности пропуска заявляемых объемов перевозок в системе АС ЭТРАН должно быть предусмотрено формирование аналитических выходных форм с их визуализацией.
Обзор документа
ОАО «РЖД» разработало методику планирования перевозок грузов на лимитирующих направлениях. Установлено, как:
— формируется календарный план перевозок грузов;
Оперативное планирование поездной и грузовой работы станции
Целью оперативного планирования работы станции является обеспечение выполнения заданий по приёму, расформированию, формированию и отправлению поездов, погрузке, выгрузке, сортировке грузов, а также выполнения графика движения, плана формирования поездов и установленных качественных показателей работы.
В соответствии с Инструкцией по оперативному планированию поездной и грузовой работы станции оперативное планирование осуществляется на сутки, смену и по 3-6-часовым периодам в течение смены (текущее планирование). Основой для сменного планирования является информация о подходе поездов, вагонов и локомотивных бригад и расчёт их предполагаемого наличия на станции к началу планируемого периода.
Для планирования поездообразования по 3-6-часовым периодам маневровый диспетчер использует подсистему поездообразования АСУ СТ и данные графика исполненного движения (ГИД). На основании полученной информации он составляет план отправления поездов в соответствии с нитками графика и передаёт его ДСЦС. Станционный диспетчер, получив план отправления поездов со станции, совместно с ДНЦ, дежурным по эксплуатационному локомотивному депо, локомотивным диспетчером производит подвязку локомотивов и локомотивных бригад к ниткам плана отправления поездов с использованием автоматизированной системы планирования подвязки локомотивных бригад на базе системы АСУС-Т с учётом прибытия локомотивов и заставки локомотивных бригад.
Полная информация о подходе поездов в виде телеграмм-натурных листов (ТГНЛ) поступает из дорожного вычислительного центра в вычислительный центр станции. Данные о прибытии, наличии на станции местных вагонов приёмосдатчик при маневровом диспетчере по грузовой работе берёт из АСУ СТ – запрашивает «подход местных вагонов» и информирует грузополучателей о подходе и прибытии груза и количестве вагонов.
Суточный план работы станции разрабатывается аппаратом ДЦУП (руководящим составом) и приказом передаётся на станцию за 2 часа до начала суток. Он содержит следующие данные:
— количество и номера поездов, подлежащих приёму станцией с каждого направления с подразделением на транзитные и поступающие в переработку;
— количество и номера поездов, которые должны быть отправлены со станции в каждом направлении, с указанием поездов своего формирования;
— размеры погрузки, выгрузки с выделением важнейших грузов;
— задание на отправление порожних вагонов по регулировочному заданию с указанием направления следования, рода, типа и принадлежности подвижного состава;
— количество порожних вагонов, которые должны прибыть под погрузку, с указанием типа, принадлежности и категории годности;
— задание на подготовку вагонов под погрузку.
Суточный план оперативной работы станция получает в форме диспетчерского приказа из отделения дороги перед началом суток ( не позже 17 ч. ). В нём указывают:
общее количество поездов, которые должны быть приняты станцией с каждого направления с подразделением на транзитные и в расформирование;
общее количество поездов, которые должны быть отправлены станцией за сутки по направлениям с выделением поездов своего формирования;
регулировочное задание по отправлению порожних вагонов по роду подвижного состава на каждое направление;
Популярное на сайте:
Оперативное планирование эксплуатационной работы железнодорожных подразделений
Порядок сменно-суточного планирования
Фактические размеры вагонопотоков, погрузки и выгрузки в каждые сутки могут существенно отклоняться от их среднесуточных значений, принятых при техническом нормировании. Такие отклонения возникают в результате как объективно существующей на железнодорожном транспорте неравномерности перевозочного процесса, так и вследствие сверхплановых заданий и регулировочных мероприятий (сгущение погрузки, отклонение вагонопотоков на параллельные направления и пр.). Поэтому для каждых суток и внутрисуточных периодов необходимо прогнозировать объем предстоящей работы и устанавливать задания на ее выполнение в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов таким образом, чтобы были выполнены и перевыполнены качественные показатели технического нормирования. С этой целью на железнодорожном транспорте осуществляется оперативное планирование эксплуатационной работы.
Главной задачей оперативного планирования эксплуатационной работы является освоение объема работы предстоящих суток (смены) с учетом выполнения технических норм, графика движения и плана формирования поездов, а также рационального использования подвижного состава, пропускной способности железнодорожных линий и станций в конкретных условиях данных суток. Оперативные планы должны обеспечивать равномерность и ритмичность поездной и грузовой работы дорог, отделений и станций. Они должны быть эффективным средством предупреждения возможных затруднений в эксплуатационной работе и предусматривать в необходимых случаях соответствующие регулировочные мероприятия. Они должны обеспечивать в конкретных условиях планируемого периода безусловное и качественное выполнение принятых перевозчиком и согласованных с владельцем инфраструктуры заявок на перевозки грузов, перемещение собственных и арендованных порожних вагонов, а также собственных поездных формирований с минимальными эксплуатационными затратами.
Оперативное планирование предусматривает составление на дорогах суточных и сменных планов поездной и грузовой работы для сети железных дорог ОАО «РЖД», для каждой железной дороги и ее подразделений — дорожных районов управления, диспетчерских участков, территориальных центров и районов местной работы, железнодорожных станций. При этом используют исходную информацию о заявках грузоотправителей на погрузку в следующие сутки, фактическом и ожидаемом поездном положении на станциях формирования поездов, подходе поездов с других дорог и отделений, графике постановки локомотивов на осмотр и плановый ремонт и др. Эта информация идет снизу вверх и по горизонтали в виде обмена с соседними подразделениями. Станции передают информацию в оперативно-распорядительный отдел службы движения. Отсюда после обобщения и объединения с информацией, поступившей от соседних дорог, она поступает в отдел оперативного планирования Центральной дирекции управления движением (ЦД ОАО «РЖД»), Сверху вниз поступают задания на разработку оперативных планов, которые должны быть подготовлены и переданы не позднее чем за 1 ч до наступления суток (смены).
Информация о подходе поездов подразделяется на периодическую и текущую. Периодическая информация передается два раза в сутки перед началом суточного и сменного планирования работы железнодорожного подразделения. Ее передают дежурные по районам или дежурные по направлениям в ДЦУП в виде обмена сведениями о передаче поездов в течение суток (смены). Информацию о поступлении поездов от несмежных отделений передают при необходимости дорожные диспетчеры.
Текущая (непрерывная) информация о поступлении поездов передается поездными диспетчерами смежных участков потрех-четырехчасовым периодам. Она используется для уточнения и оперативной корректировки сменных заданий, а также для текущего планирования поездной и грузовой работы на участках.
Информация о положении на станциях и участках включает сведения о наличии поездов по направлениям, а также по назначениям плана формирования, локомотивов, груженых вагонов по назначениям, порожних вагонов по роду, вагонов с местным грузом. На основе этой информации прогнозируется ожидаемое поездное положение в отделении к началу планируемого периода. Результаты используются при составлении оперативных планов.
На сетевом уровне (уровне ОАО «РЖД») за оперативную работу и планирование отвечает оперативно-распорядительный отдел Центральной дирекции управления движением. Оперативное руководство осуществляет единая диспетчерская смена Центра управления перевозками (ЦУП), которую возглавляет Главный диспетчер.
На уровне дороги (филиал ОАО «РЖД») диспетчерский аппарат сконцентрирован в Дорожных центрах управления перевозочным процессом (ДЦУП). Оперативное руководство в смене осуществляет Старший (Главный) дорожный диспетчер.
Большую работу по приему, обработке и передаче оперативной информации выполняют вычислительные центры дорог. При этом происходит пересмотр и совершенствование системы передачи и использования данных. На каждой дороге издаются специальные инструкции по организации информационного обеспечения оперативного планирования, в которых устанавливаются содержание, порядок передачи и использования информации на автоматизированных рабочих местах (АРМ).
Так, в сетевой интегрированной российской информационно-управляющей системе (СИРИУС), связанной с другими АСУ, имеется подсистема сменно-суточного планирования, которая содержит данные, необходимые для разработки оперативных планов эксплуатационной работы. Информационное обеспечение этой системы базируется на данных динамических моделей линейного уровня (АСУ МР), систем ДИСПАРК и ГИД «Урал — ВНИИЖТ», а также сведениях о заявках отправителей грузов на погрузку (система ЭТРАН).
В Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» с использованием ЭВМ осуществляется автоматизированный прогноз важнейших эксплуатационных показателей по дорогам и сети в целом на четверо суток вперед (погрузка, выгрузка, прием, наличие местного груза). По результатам прогноза начальник отдела оперативного планирования выполняет корректировку суточных планов дорог, разрабатывает регулировочные мероприятия и дополнительные задания дорогам, планирует сменно-суточную работу. Затем суточные планы работы дорог представляются на рассмотрение начальнику Центральной дирекции управления движением или его заместителю, который их координирует и намечает сетевые регулировочные мероприятия по улучшению эксплуатационной работы. После этого суточные планы направляются на дороги в виде заданий.
Оперативное планирование работы дороги
Основным оперативным плановым документом, регламентирующим работу дороги и входящих в ее состав подразделений, является суточный план поездной и грузовой работы. Он разрабатывается начальником оперативно-распорядительного отдела службы (дирекции) перевозок или его заместителем совместно со старшим дорожным диспетчером и со старшими диспетчерами районов управления ДЦУП, рассматривается и подписывается начальниками служб перевозок и локомотивного хозяйства и после согласования с оперативным управлением Департамента управления перевозками утверждается начальником дороги или его заместителем. Утвержденный план передается на подразделения дороги для исполнения в виде диспетчерского приказа не позднее, чем за 3 ч до наступления планируемых суток (т.е. до 15 ч). За выполнение суточного плана начальник службы перевозок дороги отчитывается перед начальником дороги и начальником отдела оперативного планирования ЦД ОАО «РЖД».
Этим планом устанавливаются следующие показатели для дороги и для каждого отделения:
• размеры общей погрузки и погрузки по основным родам грузов, а также план погрузки отправительских и ступенчатых маршрутов;
• размеры передачи поездов и вагонов по стыковым пунктам с соседними отделениями и дорогами (порожние вагоны подразделяются по роду);
• задание по передаче и развозу местного груза, размеры выгрузки;
• число поездов, подлежащих приему и отправлению с сортировочных и других станций формирования;
• регулировочное задание на сдачу порожних вагонов по роду на соседние отделения и дороги по каждому стыковому пункту;
• изменения в содержании эксплуатируемого локомотивного парка для обеспечения суточных размеров движения, а также задания по регулированию локомотивным парком, в том числе на отправление (при необходимости) резервом на другие дороги и отделения, направление локомотивов в ремонт и др.
Для расчета этих плановых показателей используют следующие исходные данные:
• месячные технические нормы эксплуатационной работы, график движения поездов и задания на временное изменение размеров движения и норм содержания локомотивного парка;
• фактическое и ожидаемое наличие на отделениях дороги к началу планируемых суток груженых вагонов с подразделением выгрузки (для вагонов с местным грузом) и порожних вагонов по роду подвижного состава;
• заявки соседних дорог на передачу поездов и вагонов по стыковым пунктам на предстоящие сутки;
• ожидаемое поездное положение отделений дороги к началу планируемых суток;
• ожидаемые размеры погрузки и выгрузки вагонов по роду подвижного состава, в том числе погрузки по дорогам и отделениям назначения;
• дислокация эксплуатируемого парка локомотивов на участках обращения;
• график постановки локомотивов на периодический ремонт и профилактический осмотр.
Перед составлением суточного плана начальник оперативно-распорядительного отдела рассматривает совместно со старшими диспетчерами районов управления предварительные данные о работе за текущие сутки и основные положения по обеспечению работы на предстоящие сутки. При этом старшие диспетчеры докладывают об ожидаемых размерах погрузки и выгрузки за текущие сутки, сдачи поездов по стыковым пунктам отделений, наличии заявок на погрузку и предполагаемом объеме работы станций по формированию поездов на планируемые сутки. В результате определяется ожидаемое наличие вагонов и ожидаемое поездное положение в отделениях к началу планируемых суток.
Расчет ожидаемого наличия вагонов на начало планируемых суток выполняют старшие диспетчеры районов управления. О результатах расчета, а также о предварительных значениях показателей суточного плана работы района управления старший диспетчер докладывает начальнику оперативно-распорядительного отдела службы перевозок. Получив эту информацию, начальник оперативно-распорядительного отдела или старший дорожный диспетчер приступают к составлению суточного плана работы дороги.
Система оперативного планирования включает установление размеров грузового движения и норм локомотивного парка. С этой целью служба перевозок дороги на основе действующего графика движения и анализа суточной неравномерности вагонопотоков разрабатывает два-три варианта размеров движения для каждого участка работы локомотивных бригад с пономерным указанием 50—70 % поездов, обеспечиваемых устойчивыми вагонопотоками. При каждом изменении размеров движения объявляется вводимый вариант графика движения.
В соответствии с принятым вариантом графика движения устанавливают задания на размеры движения по участкам и стыковым пунктам отделений и дороги, нормы содержания локомотивного парка по депо, а на удлиненных участках обращения, кроме того, по отделениям и районам управления и в целом по дороге.
Размеры движения по участкам, прилегающим к междудорожным стыковым пунктам, а также ввод в действие соответствующего варианта графика согласовываются со смежными дорогами. По стыковым пунктам с непарными размерами движения принимается вариант той дороги, которая планирует сдать большее число поездов. Одновременно с планом поездной работы устанавливаются задания на погрузку, выгрузку, сдачу груженых и порожних вагонов по регулировочному заданию.
Указанные задания утверждаются начальником дороги или его заместителем и направляются для исполнения всем отделениям дороги. Оперативные нормы эксплуатируемого парка локомотивов для депо устанавливает начальник службы перевозок.
Размеры движения на планируемый период объявляются приказом начальника дороги для начальников участковых и сортировочных станций, локомотивных депо, пунктов технического осмотра, для заведующих кондукторскими резервами и (в копии) для начальников соседних отделений своей и других дорог не позднее чем за сутки до начала планируемого периода. Начальникам депо, кроме того, в приказе объявляются нормы содержания локомотивного парка с указанием вводимых вариантов графика движения.
Из-за динамичности перевозочного процесса, возникновения непредвиденных ситуаций и фактического выполнения заданий оперативные планы могут корректироваться.
На большинстве дорог сложилась практика двух корректировок суточного плана: вечерняя корректировка в 21—22 ч, когда имеются все отчетные данные о работе дороги за прошедшие сутки и уточненная информация о поступлении поездов в плановые сутки, и утренняя корректировка в 8—9 ч, когда подведены итоги работы первой смены и поступила уточненная информация о подходе поездов во вторую половину суток. С улучшением качества информации и увеличением точности планирования появляется возможность сокращения числа корректировок плана
Большую роль в улучшении процесса оперативного планирования на железных дорогах играют информационно-вычислительные центры (ИВЦ). На некоторых дорогах рассчитывают 2-3-суточный прогноз подхода поездов к стыковым пунктам, который закладывается в основу оперативного планирования. На многих дорогах начальники оперативно-распорядительных отделов получают из ИВЦ на планируемые сутки прогноз развоза местного груза на отделениях, выгрузки по роду вагонов, вагонопотоков для сдачи по стыковым пунктам, количества вагонов по роду для погрузки на отделениях, передачи местных вагонов между отделениями, отправления поездов с сортировочных станций на каждое направление, поступления в расформирование поездов на сортировочные станции, потребного эксплуатируемого парка локомотивов для каждого депо. Это позволяет повысить качество составления и корректировки суточных планов по типовым программам.
С целью конкретизации заданий суточного плана с учетом допущенных отклонений в работе и полученных дополнительных указаний ЦД составляется сменный план поездной и грузовой работы дороги. Он содержит те же эксплуатационные показатели, что и суточный план, но уточняет их применительно к условиям работы каждой смены. Сменный план разрабатывается старшим дорожным диспетчером и доводится до работников смены перед их вступлением на дежурство. Непосредственную реализацию заданий сменного плана и контроль за его выполнением осуществляют дежурные по районам управления и по направлениям, а также поездные диспетчеры.
Оперативное планирование местной работы
Оперативное планирование местной работы должно обеспечивать:
• своевременную подачу вагонов под грузовые операции и максимальное использование выгрузочных способностей грузовых фронтов;
• выполнение заявок на перевозки грузов по всей номенклатуре;
• своевременную подачу вагонов под выгрузку и подачу порожних вагонов под погрузку, а также уборку вагонов после выполнения грузовых операций;
• выполнение регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов, своевременный возврат вагонов, принадлежащих государствам СНГ и Балтии, а также собственных и арендованных.
Технологической основой оперативного планирования местной работы являются технические нормы, нормативный график движения и план формирования местных поездов.
Показатели сменно-суточного плана дороги и отделений и задания по поездной и грузовой работе дороге, районам управления и основным станциям устанавливает старший дорожный диспетчер по планированию ДЦУП.
Развоз местного груза планируется для дороги, районов управления и диспетчерских кругов местной работы на сутки и первую половину суток.
Выгрузка планируется исходя из остатков невыгруженных вагонов на станциях и планируемого развоза местных вагонов. При этом учитывается «полезный» подход и погрузка в местном сообщении.
Погрузка планируется на основе плана перевозки грузов, технических норм и принятых дорогой заявок на перевозку грузов, в которых указаны даты подачи вагонов по родам, номенклатура грузов и станций погрузки. Планируются следующие размеры погрузки: общий, по роду вагонов, номенклатуре грузов, дорогам назначения. При этом с начальниками станций и подразделениями фирменного транспортного обслуживания уточняются объемы погрузки с учетом дебиторской задолженности грузоотправителей, выполнения заявок в предыдущие дни и допущенных недогрузов, конвенционных запрещений погрузки, ограничений и затруднений с выполнением погрузочно-выгрузочных операций и подачей-уборкой вагонов к грузовым фронтам.
Подготовленные старшим дорожным диспетчером по планированию показатели и задания на предстоящие сутки рассматриваются и принимаются до 15 ч на рабочем совещании, на котором присутствуют руководители службы перевозок, ДЦУП и следующих отделов: оперативно-распорядительного, грузовой работы, локомотивного, районов управления. Принятый на рабочем совещании сменно-суточный план утверждается заместителем начальника дороги и передается исполнителям.
На основе сменно-суточного плана задания устанавливают:
• начальник оперативно-распорядительного отдела ДЦУП — дорожным сменам и районам управления ДЦУП:
• начальники районов управления ДЦУП — диспетчерским сменам районов управления ДЦУП и станциям;
• начальники станций — дежурным сменам станции.
Одновременно с суточным планом в адрес линейных подразделений
передаются сменные задания на первую половину суток. Задания на вторую смену составляются с учетом итогов работы первой смены. Предусматриваются мероприятия по обеспечению выполнения и перевыполнения заданий суточного плана работы отделения. Сменные задания устанавливаются по тем же показателям работы, что и суточный план, но с более детальным планированием поездной работы: с поно-мерным назначением поездов и привязкой к поездам локомотивов по их номерам.
Непосредственное выполнение сменных заданий осуществляет диспетчерский аппарат ДЦУП, маневровые диспетчеры и дежурные по станциям.
Расчет показателей оперативного плана дороги
Расчет основных показателей плана связан с предварительным определением таких расчетных элементов плана как образование транзитного (на выход), местного груза и порожних вагонов, а также распределение порожних вагонов под погрузку и на сдачу по регулировочному заданию. Расчет производится в соответствии со схемой (рис. 4.2.1).
В процессе расчета предварительно определяют расчетные элементы плана: образование транзитного груза («на выход»), местного груза, порожних вагонов; погрузка «на выход» и погрузка в местном сообщении. Затем окончательно устанавливают показатели с учетом возможностей выполнения многократных операций с вагонами, например погрузка в местном сообщении—развоз—выгрузка—погрузка—сдача и т.п.
Образование порожних вагонов складывается из их наличия на отделениях на начало планируемых суток, приема с других дорог и вагонов, поступающих из-под выгрузки в течение планируемых суток.
Задача их распределения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов и максимальную величину погрузки вагонов до конца планируемых суток с учетом организации необходимых заделов для следующих суток (порожние вагоны на рейсе, специальные задания по отбору и накоплению порожних вагонов и др.). Приватным вагонам после выгрузки присваивается определенное назначение и они следуют по плану формирования аналогично груженым вагонам.
В соответствии с планом распределения порожних вагонов подсчитываются показатели суточного плана по погрузке и сдаче порожних вагонов в регулировку. При планировании погрузки учитывается степень выполнения плана перевозок отделением с начала месяца.
Все сказанное относится к вагонам инвентарного парка. Приватные порожние вагоны централизованному регулированию не подлежат, а следуют по грузовым документам по адресу, заявленному их владельцем.
Образование местного груза подсчитывается как сумма вагонов с местным грузом наличия на начало суток, приема с других дорог и зарождения их (предполагаемая погрузка в местном сообщении) в течение планируемых суток. В зависимости от его величины определяются плановые показатели по передаче и развозу местного груза и выгрузке. Аналогично подсчитывается образование транзитного груза.
В настоящее время для расчета показателей суточного плана используются три способа: непосредственный расчет, расчет по обороту и поэлементный расчет.
При непосредственном расчете суммируются группы вагонов вплоть до отдельных вагонов, которые определяют соответствующий показатель. В результате получают величину образования вагонов для этого показателя. Так, при расчете показателя «выгрузка» образование выгрузки определится суммой вагонов, подлежащих выгрузке из наличия, приема и зарождения (погрузки вагонов в местном сообщении). Затем из этих вагонов выбираются те, которые могут быть выгружены в течение плановых суток по технологическим возможностям с учетом мер по ускорению их продвижения, подачи под выгрузку и самой выгрузки, пропуска для оперативного плана.
Это наиболее простой, но и наиболее «громоздкий» способ. Поэтому он, как правило, используется на низовых уровнях планирования — станция, участок, направление. На более высоких уровнях используются результаты этих расчетов по возможности с их проверкой и корректировкой. Иногда данный способ используют в сочетании с другими способами расчета.
Для уточнения показателей, рассчитанных по обороту, и в целях оперативного контроля за своевременным освоением местного вагонопо-тока по каждому стыковому пункту отделения устанавливаются критические времена поступления вагонов для развоза, выгрузки и сдачи вагонов на другие отделения. Они отражают моменты времени, до наступления которых с поступающими вагонами в плановые сутки должны быть полностью завершены указанные операции. Исходными данными для расчета критического времени служат технологические нормы продвижения вагонов соответствующей категории.
Более точным является способ поэлементного определения показателей оперативного плана, при котором учитываются не только наличие местных вагонов на начало суток, но и планируемая погрузка отделений в местном сообщении на себя и для передачи на другие отделения, а также подход местного груза. Для определения планового показателя величина каждого из этих элементов умножается на так называемый коэффициент реализации, а затем все суммируется. Значения коэффициентов реализации подготавливаются заблаговременно по данным технического нормирования о средних значениях времени нахождения вагонов на железнодорожном подразделении (условном обороте вагона рассматриваемого вагонопотока).
Например, плановая величина сдачи вагонов с транзитным грузом в этом случае определяется следующим образом. Предположим, в наличии на начало суток имеется 100 таких вагонов, суточный прием вагонов для сдачи — 200 и погрузка на сдачу — 50 вагонов. Соответствующие коэффициенты реализации имеют значения: для вагонов наличия — 1,0, приема — 0,75, погрузки на сдачу — 0,4. Плановая величина сдачи вагонов с транзитным грузом составит
На некоторых дорогах коэффициенты реализации определяют статистическим путем на основе анализа данных прошедшего периода. Их величина ежемесячно устанавливается при разработке технических нормативов эксплуатационной работы.
Данный способ планирования является более точным, чем планирование по обороту.
При определении показателей сменного плана в большинстве случаев практикуется их непосредственный расчет по данным уточненной информации. Так, например, чтобы определить сдачу по внешним стыковым пунктам, непосредственно подсчитывают по данным о разложении поездов, наличии вагонов на станциях и предстоящей погрузке с учетом конкретного времени прибытия и отправления поездов «полезную» часть образования вагонов с транзитным грузом в адрес каждого стыкового пункта.
Методика определения коэффициентов реализации
При расчете показателей суточного плана работы дороги поэлементным способом необходимо иметь значения коэффициентов реализации для каждого элемента, образующего показатель плана. Эти элементы имеют общий характер, поэтому можно рассмотреть общую методику их расчета.
В качестве элементов рассматриваются определенные источники вагонов, влияющие на показатель плана. Так, на показатель развоз местного груза влияют следующие элементы: наличие вагонов к развозу, прием местных вагонов, погрузка в местном сообщении, т.е. вагонопотоки: наличие-развоз, прием-развоз, погрузка-развоз. Величина развоза определяется путем умножения значений наличия, приема и погрузки на соответствующие коэффициенты реализации.
В общем случае составляющие элементы каждого показателя можно подразделить по характеру на три вида: наличие, прием и зарождение вагонов. В рассмотренном примере зарождение вагонопотока к развозу на данном железнодорожном подразделении определяется вагонами, погруженными на себя. Для потока порожних вагонов под погрузку или на сдачу зарождением будет выгрузка, а для потока груженых вагонов на сдачу — погрузка.
В плановый показатель составляющие его элементы входят, как правило, не целиком, а частью, которая успевает реализоваться в течение суток. Величина этой части характеризуется коэффициентом реализации.
Для каждого элемента можно определить условный оборот вагона данного потока, или среднее время нахождения вагона данного потока на подразделении. Значения оборота определяются в рамках технического нормирования. На базе этих значений определяются коэффициенты реализации.
На схеме, приведенной на рис. 4.2.2 квадрат АБВГ условно выражает работу дороги по продвижению вагонопотоков за сутки. Сторона АБ соответствует одним суткам, сторона АГ— всей протяженности дороги. Каждая сторона квадрата равна единице.
Наличие вагонов на начало суток равномерно распределено на отрезке АГ. При среднем значении оборота дн первый вагон наличия переходит в следующее состояние сразу по наступлению суток, последний —
Прием вагонов производится в течение суток по стыковым пунктам железнодорожного подразделения, поэтому условно можно считать, что он равномерно распределен на отрезке АБ (рис. 4.2.3). В данном случае первый вагон суточного приема реализуется в точке Д, последний — в точке Е. Величина оборота соответствует при этом отрезку ГД (или BE).