В чем заключается основная функция тренера как работника сферы физкультуры и спорта
Спортивный тренер: суть его работы
За выступление команды или отдельного спортсмена отвечает тренер. Он не просто развивает физические способности команды или своего подопечного. Тренер воспитывает дух человека, учит преодолевать трудности и не останавливаться перед неудачами. Медали, заработанные спортсменами, являются и заслугой их тренера.
Кого называют спортивным тренером
Официально спортивный тренер – это руководитель спортивной секции или команды, который занимается раскрытием способностей своих воспитанников. Для тренера важно найти стимул для каждого спортсмена, научить их управлять своим организмом, использовать по максимуму свои силы, чтобы побеждать на спортивных соревнованиях.
Спортивный тренер развивает физические и моральные качества воспитанников. Он обучает различным техникам, учит понимать свои сильные и слабые стороны.
Что входит в обязанности тренера
В целом, у различных тренеров разная специализация и своя специфика работы. Всё зависит от того, с каким контингентом он работает и в каком виде спорта выступают его подопечные. Тренер по футболу сильно отличается по своим навыкам от тренера по греко-римской борьбе.
Детский тренер. Трудится в детско-юношеских спортивных школах, готовит олимпийский резерв для национальной команды;
Тренер взрослых команд и сборных. Наставник спортсменов, которые представляют страну, регион или город на состязаниях различного уровня;
Фитнес-тренер. Отдельная категория специалистов, которая касается спорта лишь косвенным образом. Специализируется на здоровье и красоте и работает в основном с любителями, а не с профессионалами.
Основной задачей тренера является раскрытие таланта спортсмена. С этой целью руководителю необходимо наблюдать за каждым воспитанником, подбирать для подготовки наиболее эффективные упражнения, контролировать силы спортсмена и правильно распределять физические нагрузки. Тренер учит спортсмена управлять своими эмоциями, настраивает его на успех, вселяет веру в победу.
физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка спортсменов к соревнованиям, достижение ими высоких результатов;
разработка плана тренировки, внедрение новых методик в практику;
анализ выступлений спортсменов и внесение требуемых изменений в план тренировки;
осуществление набора новых воспитанников в секцию;
проведение тренировок, занятий, отслеживание результатов спортсменов;
руководство командой (сборной) на соревнованиях.
Руководитель должен знать как можно больше о том виде спорта, в котором он тренирует спортсменов, знать основы психологии и педагогики, уметь организовать работу в группе, уметь планировать и проводить занятия.
Сложность профессии
Спортивный тренер тратит много физических сил и испытывает постоянные эмоциональные нагрузки. Чаще тренерами становятся бывшие спортсмены, которые уже прошли путь, по которому идут его воспитанники. Опыт, мастерство и профессионализм делают тренера отличным руководителем. Работа специалиста этой области является сложной, требует терпения, специальных навыков и опыта, наблюдательности.
Квалификационные требования к работнику
Профессиональным тренером может стать только целеустремленный человек с качествами лидера. Основные требования к работнику этой сферы заключаются в том, что тренер должен знать:
психологию, физиологию, возрастную педагогику;
особенности физического развития спортсменов в каждом возрасте;
методики и приемы спортивной подготовки воспитанников;
современные технологии, позволяющие улучшить продуктивность подготовки (знания ПК, опыт работы с техническим оборудованием);
приемы убеждения и аргументации, способы подхода к детям, установление контакта с родителями;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
В зависимости от места, где тренер ведет свою деятельность, требования могут отличаться. Работодатель может требовать наличия опыта работы с детьми и пр.
Источник фото prostooleh/freepik
Где учиться на тренера
Чтобы работать тренером, высшее образование не требуется. Обязательным условием является наличие среднего образования и дополнительного профильного в области физкультуры и спорта.
При выборе учебного заведения следует искать следующие направления подготовки: «физическая культура», «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «служебно-прикладная физическая подготовка» и т.д.
Востребованность профессии
Спортивный тренер – это востребованная профессия. В связи с массовым открытием частных спортивных центров и развитием государственных возросла потребность в профессиональных руководителях спортивных секций.
Где найти работу спортивному тренеру
Спортивный тренер может работать в частном или государственном учреждениях, которые специализируются на определенных видах спорта. Руководитель спортивной секции часто требуется в частных и государственных детских садах и школах. Наиболее востребованные профессии: хореограф, тренер по художественной гимнастике, танцам, тренер по футболу, по борьбе и пр.
Перспективы карьерного роста для тренеров
Карьерный рост спортивного тренера заключается в выборе более престижного места работы. Сотрудники этой сферы требуются в детских учреждениях, различных спорткомплексах, лечебных заведениях, профессиональных спортивных организациях и пр. Часто фитнес-тренер требуется в различных клубах и оздоровительных центрах.
Источник фото gpointstudio/freepik
Личностные качества тренера
Необходимы определенные качества тренера, чтобы стать профессионалом в своей сфере. Тренер должен быть:
Должностная инструкция инструктора по спорту: обязанности тренера
Любая спортивная профессия очень сложная и ответственная. На это влияет тот факт, что профессионал должен не только быть прекрасно ознакомлен с теорией, но и умело применять ее на практике. Зарплата специалистов этой профессии очень разнообразна, все зависит от того, в каком именно учреждении он работает, а также от места. То есть инструктор в маленьком городе будет получать значительно меньше, чем его коллега в мегаполисе. Более подробная информация о том, чем должен заниматься этот специалист содержится в должностной инструкции инструктора по спорту.
Общие положения
Сотрудник, получивший эту должность, относится к специалистам и подчиняется директору учреждения. Чтобы получить эту работу, претендент должен получить высшее профессиональное образование в сфере спорта. Либо же на эту должность может рассчитывать человек, окончивший высшее учебное заведение в сфере педагогики и прошедший дополнительные курсы по физической культуре и спорту.
Работодатели в большинстве случаев не требуют от претендентов наличия стажа работы. В своей деятельности он должен руководствоваться методическими материалами, нормативами и уставом компании. Во время его отсутствия обязанности возлагаются на другого сотрудника с полной передачей всех прав и ответственности.
Знания
Должностная инструкция инструктора-методиста по спорту создается с расчетом на то, что работник перед поступлением на работу обладает определенными знаниями. В первую очередь он должен знать какие направления образовательной системы приоритетны для развития. Он должен изучить законодательную базу, нормативы и акты, относящиеся к образовательной, спортивной и оздоровительной деятельности, затрагивающие сферу физической культуры.
Его знания должны включать конвенцию о правах детей, принципы дидактики, он обязан знать педагогику и психологию. Помимо этого, он должен разбираться в технологиях преподавания, знать все методы преподнесения информации о предмете и направления деятельности. Ему должна быть знакома система организации образовательного процесса, связанная со спортивной деятельностью.
Другие знания
Должностная инструкция инструктора методиста в спортшколе предполагает, что он знает методики обнаружения, обобщения и дальнейшего распространения самых действенных методик и форм работы педагогом в спортивной области. Знать, по какому принципу осуществляется организация методических объединений профессионалов в данной сфере.
Должен разбираться в принципах систематизации информации, методических данных и прочее. Помимо этого, он обязан быть ознакомлен с трудовым законодательством, правилами учреждения, охраной труда и пожарной безопасностью.
Функции
В обязанности инструктора по спорту входит организация методического обеспечения и контроль над работой организаций образовательного типа, имеющих спортивное направление. На него может возлагаться функция отбора участников спортивных групп, а также ориентирование их по направлению физической культуры. Помимо этого, в его функции входит организация и координация учебного, тренировочного и воспитательного процесса, которые позволяют определить его структуру и обеспечить выполнение работ по учебным и тренировочным занятиям.
Обязанности
Должностная инструкция инструктора по спорту предполагает, что он занимается организацией открытых уроков и обеспечивает повышение квалификации подчиненных ему тренеров. Контролирует комплектацию секций или учебных групп, проверяет качество и эффективность усвоения учебного процесса и результативность проведенных занятий.
Занимается учетом результатов деятельности учреждения в спортивном направлении, анализирует полученные результаты, чтобы в дальнейшем использовать полученный опыт для совершенствования методик работы. Участвует в проведении медицинских комиссий, контролирует правильность оздоровительных мероприятий в процессе проведения занятий.
Другие функции
Должностная инструкция инструктора по спорту предполагает, что он занимается организацией и разработкой документов для соревнований, консультирует педагогов и учащихся в вопросах, связанных со спортом и физической культурой, в случае необходимости предоставляет им практическую помощь.
Он должен заниматься научно-методической работой, разрабатывать перспективные планы донесения этой информации до учащихся. В процессе тренировок он должен обеспечить воспитанникам охрану здоровья и жизни. Помимо этого, в его обязанности может входить общение с родителями занимающихся лиц, а также консультирование их в вопросах спорта и физической культуры.
Права
Должностная инструкция инструктора по спорту содержит информацию о том, что этот работник имеет право на все социальные гарантии, которые предусмотрены в трудовом законодательстве страны. Он может знакомиться со всеми решениями начальства, которые непосредственно относятся к его работе. Если у него есть предложения, как улучшить работу организации, он может изложить их своему начальнику. Если он выявил нарушения в ходе выполнения своих обязанностей, он должен сообщить о них, если они входят в его компетенцию.
С разрешения руководства он может привлечь других работников к выполнению работ, возложенных на него должностной инструкцией инструктора по спорту. Профстандарт предполагает, что работник вправе повышать уровень своей квалификации. При необходимости запрашивать у других сотрудников учреждения документы и информацию, которые необходимы ему для выполнения своей работы. Помимо этого, он вправе потребовать от своего руководителя содействия в ходе выполнения им своих трудовых функций.
Ответственность
В инструкции инструктора по спорту указано, что он ответственен за неисполнение своих обязанностей, некачественную или несвоевременно сделанную работу в соответствии с трудовым законодательством. Помимо этого, сотрудника могут привлечь к ответственности, если его действия привели к нанесению учреждению материального ущерба. Также он ответственен за любые нарушения административного, трудового и уголовного кодекса в процессе выполнения своих трудовых функций.
Особенности профессии
Главной особенностью образовательного процесса в сфере спорта является то, что большая часть обучения происходит во время тренировок. Основная задача тренера – обучить своих воспитанников спортивному мастерству и помочь им усовершенствовать личностные навыки. Даже если у человека есть талант без эффективной и продуктивной работы тренера развить его очень сложно. Некоторые специалисты этой профессии занимаются массовым обучением, другие тренируют отдельных спортсменов. Именно поэтому инструктору по спорту требования предъявляются самые различные.
Все зависит от того, какую именно работу ему нужно будет выполнять и кого тренировать. Его главной задачей является раскрытие спортивного потенциала у своих учеников, подготовка их к соревнованиям, а также развитие дополнительных ресурсов организма для достижения максимального результата. Чтобы этого добиться, тренеру нужно разработать правильный режим тренировок, распределить нагрузки в соответствии с возможностями воспитанников, а также выбирать упражнения, индивидуально для каждого из них. Стоит учитывать, что спорт зависит не только от физической силы, важно также тренировать физиологию, управление телом и эмоциональным состоянием.
Инструктор должен давать своим ученикам теоретические знания, осуществлять их психологическую подготовку, вдохновлять на победу, прививать дисциплину и прочее. Работа спортинструктором предполагает, что он будет с помощью медицинских работников следить за состоянием здоровья своих воспитанников, подбирать диеты, подходящие для конкретных тренировок, оказывать помощь в преодолении незначительных травм, которые вполне могут случиться при занятиях спортом.
Заключение
Данная профессия предполагает, что человек должен обладать не только высоким уровнем профессионализма, но и прекрасно справляться с нагрузками, которые возникают при напряженных тренировках. Помимо этого, очень важно знать не только теорию физической культуры, но и человеческую психологию, чтобы вдохновлять своих учеников на преодоление моральных барьеров и достижение высоких результатов. Опытные специалисты в этой сфере всегда востребованы, помимо этого, практически каждое учебное заведение нуждается в учителе физкультуры, даже если оно не имеет спортивной направленности. Работодатели очень ценят в претендентах на эту должность любовь к занятиям спортом, терпение.
Они ищут целеустремленных, объективных, справедливых сотрудников, которые могут оценить эффективность своего труда и здраво оценивать успехи своих воспитанников. От работника будет требоваться затрата собственных сил, времени, а также большая отдача, особенно если речь идет о подготовке спортсменов к соревнованиям. Помимо этого, данная профессия предполагает, что сотрудник будет выезжать на различные тематические мероприятия. Данная работа часто связана с командировками и посещением соответствующих государственных органов.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Оглавление
1.12. Психологические особенности деятельности тренеров
1. Специфика тренерской деятельности
Профессиональная деятельность тренера является весьма специфичной профессиональной деятельностью. К особенностям, определяющим специфику деятельность тренера, А. Н. Николаев относит следующие: 259
Тренер сборной ссср по хоккею Анатолий Тарасов и хоккеист Владислав Третьяк 261
Лучший тренер ХХ века по дзюдо Якуб Камболетович Коблев 264
Ирина Винер, главный тренер сборной России по художественной гимнастике 265
Другой подход в определении специфики профессиональной деятельности тренеров предлагают Г. С. Туманян и В. В. Гожин. 266
2. Основные функции тренера
Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволил Т. В. Головиной, В. Н. Смоленцевой 267 выделить основные функции тренера.
Информационная функция. Здесь тренер рассматривается как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и смежных дисциплин: теории и методики спортивной тренировки, педагогики, психологии, физиологии и др. Очень важно, чтобы тренер постоянно следил за новейшими достижениями в области развития современной спортивной науки.
Обучающая функция. Тренер как человек, постоянно работающий с коллективом, выполняет функции педагога. Под его руководством спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки и умения, физические качества, разучивают технико-тактические комбинации.
По сравнению с другими педагогическим профессиями деятельность тренера осложняется тем, что ему часто приходится обучать спортсменов таким действиям, которые они сами в настоящий момент не в состоянии выполнить на требуемом уровне.
Воспитательная функция. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на развитие и формирование личности спортсменов, воспитывает у них высокую сознательность и ответственность за выполнение поставленных целей. Очень важно, чтобы тренер обладал социально-положительными чертами и был профессионалом в своем деле. Воспитание в значительной степени происходит стихийно благодаря эффекту подражания своему воспитателю. К. Д. Ушинский писал: «. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений».
Руководящая функция. В тренерской деятельности данная функция является центральной. В ней наиболее полно раскрывается профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель команды тренер несет ответственность за всех членов команды, за формирование и достижение высоких спортивных результатов, за нацеленность команды на высокие результаты.
Административная функция. В обязанности тренера входит выполнение ряда административно-хозяйственных обязанностей: организация и проведение сборов и соревнований, нахождение спонсоров, обеспечение спортсменов инвентарем и др.
Тренер по фигурному катанию Тамара Москвина 268
3. Педагогические способности как основа для развития профессиональных знаний и умений тренера
Перечисленные выше способности реализуются тренером через ряд его профессиональных умений. Е. П. Ильин выделяет гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, творческо-исследовательские умения. 271
4. Стили руководства тренера
В психологии принято условно выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Типов руководства может быть больше, и они зависят, в том числе, и от индивидуально-личностных 272 особенностей самих тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами. Т. В. Головина и В. Н. Смоленцева предлагают характеристику основных типов руководства тренера.
Тренер по фигурному катанию Алексей Мишин и его ученик Евгений Плющенко 274
Тренер по фигурному катанию Елена Чайковская 273
Авторитарный стиль работы тренера характеризуется высокой централизацией руководства, большой требовательностью, жестким контролем, четким выполнением поставленных задач. При работе со спортсменами авторитарный тренер требует четкого исполнения и подчинения его требованиям, не любит проявления самостоятельности и инициативы, жестко наказывает нарушителей дисциплины, не терпит возражений и обсуждений своих приказов.
Следует отметить, что авторитарный стиль руководства, по мнению спортивных психологов, является наиболее подходящим в спортивной практике.
Надо иметь в виду, что существует еще и авторитарно-диктаторский стиль руководства, характеризующийся полным единоначалием со стороны тренера. Все указания отдаются в виде ультимативных распоряжений и жестких приказов к исполнению. Отклонения от указаний рассматриваются как неподчинение и караются административными санкциями: выговоры, взыскания, лишение денежных премий, льгот и др. Административно-диктаторский тренер признает только свою абсолютную власть, ни с кем ее не делит, его слово считается законом для всех, малейшее проявление самостоятельности рассматривается как грубое нарушение субординации и дисциплины. Такой тренер хорошо относится к тем спортсменам, которые с ним не спорят, выполняют все его распоряжения и поддерживают его начинания.
Либеральный стиль руководства предполагает незначительное участие тренера в управлении командой. Тренер старается как можно меньше вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам возможность самим принимать решения и корректировать свое поведение. Контроль деятельности спортсменов осуществляется эпизодически, в своих требованиях он непоследователен, основной своей функцией считает снабжение спортсменов информацией и консультативными советами, однако предпочитает это делать только в тех случаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за советами или за помощью. В основном его замечания, похвала носят формальный характер, не любит вмешиваться в выяснения отношений по поводу нарушения дисциплины и невыполнения заданий. В команде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основном предоставлены сами себе, поэтому ожидать высоких результатов очень сложно, если только в команде не собрались очень самостоятельные и волевые спортсмены.
Следует помнить, что в спортивной практике редко встречается только какой-то один из перечисленных стилей руководства.
Тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова 275
Как уже упоминалось, стиль руководства во многом зависит от индивидуальных особенностей тренера, а также от социально-психологических феноменов окружающей среды.
Литература
Основная:
Дополнительная:
Вопросы к теме
260 Ганюшкин А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск: СГИФК, 1980. С. 3-9.
262 Прохоров В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя // Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Прохоровой. СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. С. 27-29.
267 Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / Т.В. Головина, В.Н. Смоленцева
269 Корх А.Я., Корх В.А., Корх Н.Л. Указ. соч. С. 147.
271 Ильин Е.П. Психология спорта. С. 270.
273 Психология управления в спорте: учеб.-метод. пособие / Т.В. Головина, В.Н. Смоленцева. 2011.
Должностная инструкция тренера-преподавателя
В должностной инструкции тренера-преподавателя разбираются полномочия специалиста, его профессиональные обязанности и ответственность за нарушения. Благодаря такому охвату и своей юридической значимости инструкция не только входит в типовой пакет трудовой документации, но и может применяться в разбирательствах по трудовым вопросам как в суде, так и внутри организации-работодателя.
Образец должностной инструкции тренера-преподавателя
1. Общий раздел
2. Функции
Тренер-преподаватель отвечает за:
3. Ответственность
Тренер-преподаватель отвечает за:
4. Права
Тренер-преподаватель наделен правами:
Параметры должностной инструкции
Типовой вариант инструкции включает 4 обязательных части:
Для большинства профессий этот вариант вполне достаточен. Но если работодатель хочет документировать какие-то дополнительные должностные аспекты, то он может использовать расширенный вариант документа. В нем к обязательным четырем частям могут добавляться:
В обоих вариантах инструкция не должна противоречить трудовому договору, внутренним положениям организации-работодателя, а также профессиональным нормативам.
Общая часть
Эта начальная часть закрепляет следующие параметры должности:
Наиболее значимы требования к квалификации, которые должны обеспечить прием на работу сотрудника, готового качественно выполнять задачи, изложенные в следующей части документа.
Внимание! К преподавательской деятельности с несовершеннолетними допускаются лица, удовлетворяющие требованиям, данным в статьях 331 и 351.1 ТК РФ, на что нужно в обязательном порядке указать в разделе.
Функции
Здесь приводится исчерпывающий перечень должностных обязанностей, выполнения которых начальник вправе требовать от подчиненного. Они носят разнообразный характер:
Внимание! Для написания раздела можно опираться на профстандарт 05.003, утвержденный Минтрудом в 2019 году. В этом профстандарте описываются характеристики профессии тренера, в том числе и уровни его квалификации.
Ответственность
В этой части приведены параметры наказаний сотрудника за совершение им должностных нарушений. Эти параметры описаны в соответствующем законодательстве и профильных документах работодателя. Поэтому, учитывая специфику должностной инструкции, раздел ограничен несколькими общими параграфами.
Права
Список должностных прав схож у большинства работодателей: участие в собраниях, информирование руководства и т.д. Сюда же можно добавлять и служебные льготы: дополнительное обучение или компенсацию сотруднику части его расходов, связанных с работой.
Должностная инструкция проходит следующие этапы утверждения:
Внимание! Если работодателю необходимо создание большого количества инструкций, то рекомендуется сначала утвердить специальный регламент, закрепляющий процедуры их создания, оформления и утверждения.