В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки

Особенности оценки бизнеса

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. osobennosti otsenki stoimosti biznesa. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-osobennosti otsenki stoimosti biznesa. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка osobennosti otsenki stoimosti biznesa

Особенности оценки бизнеса состоят в том, что в данном случае объектом оценки выступает деятельность, ключевой целью которой является получение дохода. При этом бизнес-деятельность осуществляется на основании активов, принадлежащих предприятию (организации, компании).

Особенности бизнеса как объекта оценки

Особенности оценки стоимости бизнеса обусловлены определенными обстоятельствами:

Сущность и особенности оценки бизнеса предусматривают не только расчет стоимости материальных активов (имущества) компании, но и определение эффективности бизнес-процессов. Кроме того, во внимание берется анализ доходности нематериальных активов, рентабельность и стабильность бизнеса, деловая репутация компании, а также возможности ее дальнейшего развития.

Оценка бизнеса в условиях реструктуризации

Особенности оценки бизнеса в условиях реструктуризации предполагают поиск источников развития бизнеса с учетом внутренних и внешних факторов. При этом оценка бизнеса в процессе реструктуризации осуществляется в 3 этапа:

Таким образом, осуществляя процесс реструктуризации для выбора наиболее эффективного способа использования активов предприятия, повышения его рентабельности и стоимости, неотъемлемой процедурой является рыночная оценка бизнеса.

Источник

Как оценить бизнес для продажи

Оценка бизнеса нужна для покупки и продажи, привлечения инвесторов и мониторинга эффективности компании. В статье рассмотрим, какие методы для этого используются и как ведутся расчеты.

Адекватная оценка и стоимость

Мы сталкиваемся с оценкой ежедневно. Например, оцениваем товары в магазине и подсознательно стремимся к балансу цены и ценности.

Цена – это стоимость товара или услуги, а ценность – то, насколько товар действительно важен и полезен для нас в данный момент.

Нам нравится, когда цена соответствует ценности, но еще приятнее, когда ценность оказывается выше цены. Кто-то покупает товары от Gucci, кто-то закупается в H&M, а кто-то – на сайте AliExpress. И всем одинаково приятно урвать что-то классное на скидках.

Бизнес – тоже своего рода товар. Кто-то хочет его купить, а кто-то – продать. И нужно оценить его перед сделкой.

Для оценки стоимости компании существует несколько методов, в которых учитывают множество характеристик – от маркетинга и рекламы до аренды помещений.

Несмотря на то, что покупатель всегда хочет купить ценную вещь по низкой цене, а продавец – отдать свой товар по максимальной, бизнес стоит оценивать адекватно и с учетом контекста, наглядно показывая, из чего складывается та или иная цена.

Почему нужно правильно оценить бизнес

Правильная оценка может понадобиться не только при продаже, но также для привлечения инвесторов и оценки бизнес-процессов.

Сколько работы вы уже проделали, в каком состоянии находится ваше дело сейчас и какие перспективы есть в будущем – ответить на эти вопросы и взглянуть со стороны позволяет оценка эффективности.

Так можно заметить преимущества и хорошо отлаженную работу предприятия или распознать слабые места и заняться их устранением.

Возможно, вы не собираетесь продавать компанию в ближайшее время, но ведь когда-то этот момент может наступить? Лучше подготовиться к нему заранее и держать все под контролем.

Если производство, управление и маркетинг будут работать на максимум, ваше дело принесет доход и сейчас, и в будущем.

Для развития нужны большие вложения. Получить их можно как кредитованием, так и за счет уже существующего бизнеса – привлечь инвесторов.

Кредитование в Совкомбанке позволяет оформить заем до 30 млн рублей для малого и среднего бизнеса. Есть и овердрафт, и кредитная линия, льготное и экспресс-кредитование – удобный вариант можно выбрать под ваши запросы. Оформить заявку онлайн и узнать подробности можно на сайте.

Чтобы инвесторов заинтересовало ваше предложение, оно должно выглядеть рабочим, надежным и перспективным. Здесь вы, как продавец, выставляете товар в лучшем свете.

Самая востребованная оценка – для продажи. Она необходима, чтобы вы смогли выставить правильную цену для бизнеса и обосновать ее для покупателя. В ней учитываются как материальные, так и нематериальные активы.

Какие есть виды стоимости

Назвать одну цену для всех не получится, в разных ситуациях она будет отличаться:

Каждая цена складывается из собственных показателей. Рассмотрим подробнее, как это рассчитывается.

Показывает, сколько компания стоит на рынке. Позволяет оценить, как и кому ее можно продать, с кем объединиться. Также бывает необходима для оценки долгосрочной перспективы, и если бизнес выступает в качестве залога.

Для подсчетов используются все источники финансирования и цена имущества.

Рыночная цена ООО «Рога и копыта» на 2019 год – 5 млн рублей, а на 2020 – 5,5 млн рублей. «Рога и копыта» растут со скоростью 110% – динамика положительная. А так как дела идут в гору, то цена покупки и продажи на рынке тоже повышается.

Показывает цену компании с учетом ее перспектив в конкретном случае для конкретного инвестора.

Потенциальному инвестору важно видеть объемы и стоимость финансирования, предусмотреть риски и преимущества. В зависимости от инвестиционной привлекательности бизнеса, стоимость может быть выше или ниже рыночной.

Этот вид необходим, когда нужно привлечь инвесторов или запустить новые инвестиционные проекты.

ООО «Быстрее, выше, сильнее» хочет привлечь инвестора, чтобы усовершенствовать оборудование. Для этого компания показывает, что благодаря вложениям, сможет в течение трех лет увеличить выручку в два раза, следовательно, и цена компании возрастет.

Также называется «восстановительной». Показывает стоимость всех трат для развития компании, начиная с ее создания, с учетом всех активов.

Необходима при страховании имущества, оптимизации налоговой системы, переоценки активов.

ООО «Риск» решило обезопасить имущество на шестом году существования. Естественно, цена активов за это время изменилась. Например:

Цена оборудования и имущества упала на 900 и 500 тысяч соответственно, и это повлияло на цену самой компании – за шесть лет она упала в цене на 800 тысяч рублей.

Показывает цену компании без учета трат на продажу. Необходима при экстренном закрытии. Из-за скорой продажи цена будет гораздо ниже.

ООО «Выхода нет» срочно закрывается. Ее цена на этот момент составляет 3 млн рублей. Из них необходимо вычесть расходы, связанные с продажей, – например, долги подрядчикам, комиссию агентам по недвижимости, выплаты сотрудникам – 1 млн рублей.

Значит, ликвидационная стоимость бизнеса равна:

3 000 000 – 1 000 000 = 2 000 000 рублей.

Из-за расходов на продажу цена значительно упала.

Методы оценки компаний

Как оценить стоимость бизнеса – вопрос непростой. Совершить оценку можно разными способами. Чаще всего это довольно сложно, и подсчетом занимаются специалисты. Метод оценки стоимости компании зависит от сферы деятельности.

Для расчета берут сумму свободного денежного потока за будущие периоды и учитывают риски.

Под денежными потоками обычно подразумевается чистая прибыль, умноженная на сумму амортизационных отчислений.

Так как предугадать выручку невозможно – ведь со временем она способна вырасти или упасть – цена бизнеса может быть завышена. Поэтому, как правило, таким образом определяется «потолок», а не точная цена.

Достаточно прозрачный метод – для его расчета используют балансовые показатели, а это значит, что расчеты можно перепроверить на основе бухгалтерских документов.

Большой минус – интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы таким образом оценить сложно, поэтому данный метод считается наиболее консервативным.

Бизнес сравнивают с аналогичными при помощи нескольких коэффициентов (мультипликаторов) и оценивают стратегическую стоимость бизнеса и потенциал развития.

Мультипликатор – это способ сравнения величин. Например, отношение рыночной стоимости компании к разным финансовым показателям; или отношение одних показателей к другим. Если коэффициенты низкие, это хорошо, а если высокие – значит, бизнес переоценен.

Недостаток метода в том, что найти информацию для сравнения в открытом доступе очень сложно.

Другие методы оценки

Компанию делят на три части – между руководством, директором и инвестором.

Оцениваются доли всех сторон с учетом их навыков.

Инвестиционная сумма умножается на долю директора, делится на его инвестиции и умножается на долю инвестора.

Как посчитать самому

Возможно все вышеперечисленное звучит для вас слишком сложно и это немудрено, ведь такие способы подсчета обычно используют профессионалы. Кроме них можно использовать три более простых метода для определения цены. Давайте рассмотрим их подробнее.

Берем чистую прибыль и умножаем ее на горизонт планирования. Мы возьмем три года.

Чистая прибыль ООО «Счастье рядом» – 2,2 млн рублей в год, за три года – 6,6 млн рублей.

Так как чистая прибыль не будет одинаковой на протяжении трех лет, важно уточнить, наблюдается ли тенденция к росту или снижению прибыли. ООО «Счастье рядом» идет в рост, ежегодно прибыль увеличивается на 10%.

С учетом этого цена будет не 6 600 000 рублей, а 6 600 000 + 6 600 000 х 10 / 100 = 7 260 000 рублей.

Для этого метода понадобится найти аналогичную компанию. Нужно, чтобы она была из вашего города и работала в той же отрасли, а также имела схожие ассортимент, список услуг и выручку.

Например, можно сравнить два хостела в Москве, которые находятся в районе одной станции метро, имеют похожий размер, услуги, прайс и проходимость. А вот сравнивать хостел с отелем не стоит, даже если они расположены на соседних улицах.

Для сравнительного метода нам понадобится мультипликатор, о котором мы рассказывали выше. Используем коэффициент, который показывает отношение полной стоимости к чистой прибыли.

Итак, для подсчетов нужно найти несколько похожих компаний, выписать данные стоимости и чистой прибыли. Продолжим расчеты на примере ООО «Счастье рядом».

Аналоги

Стоимость бизнеса, млн руб.

Чистая прибыль, млн руб.

Мультипликатор (стоимость, поделенная на чистую прибыль)

Источник

Подходы к оценке стоимости бизнеса

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa illyustraciya. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa illyustraciya. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa illyustraciya

Если спросить человека, сколько денег у него в кошельке или на счетах, он назовет конкретную сумму. Легко понять, сколько стоит квартира или машина. А как же быть с бизнесом? Можно оценить его стоимость? Конечно, да. Для этого существует три подхода к оценке стоимости бизнеса. Рассмотрим их подробнее.

Содержание статьи

Оценка стоимости бизнеса может потребоваться в следующих случаях:

Олег владеет химчисткой. Помещение в аренде, оборудование: 4 стиральных и 4 сушильных машины. Мебель: стойка администратора, стул, диван и стол в клиентской зоне, кофемашина.
Для открытия брали кредит, по нему осталось выплатить 200 000 рублей. Олегу поступило предложение от конкурентов, которые хотят масштабироваться, о покупке бизнеса, поэтому он решил посчитать, сколько стоит его компания.

Для оценки стоимости бизнеса можно воспользоваться тремя подходами: затратным, сравнительным и доходным. Специалисты рекомендуют использовать два разных подхода и сравнить результат. Он не должен сильно отличаться. Если разница большая — где-то допущена ошибка.

Сергей Васильев, руководитель финансового направления консалтинговой компании Smart Success Group:

«Оценка бизнеса позволяет понять, сколько можно получить за него при желании его продать. Для отслеживания динамики развития компании рекомендуется проводить оценку регулярно, например, ежегодно.
Важно понимать, что ключевое слово — это «оценка». Полученные показатели — это не всесторонне объективное значение, это субъективное мнение. От того, кто проводит оценку, будет зависеть, какой метод использовать, какие предположения и допущения принять во внимание, какой горизонт планирования закладывать. Я неоднократно оценивал компании, рассматривая их с точки зрения денежных потоков или сравнивая их с аналогами. И я уверен, что в зависимости от целей, компанию можно оценить диаметрально противоположно: можно как занизить, так и завысить стоимость. Объективность в данном вопросе — понятие относительное»

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa soveshchanie. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa soveshchanie. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa soveshchanie

Оцениваем бизнес затратным подходом

Стоимость объекта оценки определяется как сумма затрат, необходимых для создания такого же объекта с учетом износа. Важный нюанс — учитывается не сколько денег потратил предприниматель на бизнес, а сколько денег потребуется, чтобы воссоздать такую же компанию.

Например, кофемашина, которая стоит у Олега в клиентской зоне, подарена друзьями на открытие бизнеса. Стоимость приобретения — ноль рублей. Новая машина такой же модели будет стоить 30 000 рублей. Но для оценки стоимости бизнеса потребуется ее рыночная цена. Сейчас эта модель с той же степенью износа стоит 20 000 рублей. Эта стоимость и будет использоваться в оценке.

Затратный подход включает два метода:

1. Метод чистых активов

Стоимость компании равна сумме всех активов за вычетом обязательств.
Олег проанализировал, сколько стоит оборудование и мебель, вычел обязательства по кредиту и получил результат 630 000 рублей.

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa zatratnyj podhod. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa zatratnyj podhod. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa zatratnyj podhod

2. Метод ликвидационной стоимости

Бизнес рассматривается как комплекс активов, которые нужно продать как можно быстрее для погашения обязательств. В этом случае, стоимость активов, полученная предыдущим методом, корректируется на дисконт (размер скидки для ускорения продажи) и стоимость рекламы.

Предположим, Олег решил переехать и продать химчистку как можно быстрее. Все активы он продает со скидкой 10% и планирует потратить еще 30 000 рублей на рекламу.

Сергей Вербицкий, трабл-шутер, ментор:

«Оценка бизнеса нужна, если вы готовитесь к какому-то событию. Например, взять кредит в банке, продать весь бизнес или его часть, привлечь инвестиции. Ее можно провести самостоятельно, но вторая сторона может не доверять такой оценке. Чтобы этого избежать, можно обратиться в стороннюю компанию. Каждый метод оценки имеет свои и плюсы и минусы. Лучше выбирать тот, который привычен инвестору. Если же проводит оценку бизнеса сторонний специалист, то он лучше знает, какой метод предпочитает банк, фонд или инвестор»

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa buhgalter. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa buhgalter. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa buhgalter

Проводим оценку с помощью доходного подхода

Если затратный подход опирается на стоимость имущества, то доходный основан на определении ожидаемых поступлений от бизнеса. Он предполагает, что бизнес будет приносить стабильную прибыль на протяжении долгого периода. Резкие изменения экономики, локдауны, революционные предложения на рынке остаются «за скобками». Так, владелец нефтяной вышки будет рассчитывать стоимость бизнеса исходя из текущей прибыли, не задумываясь о растущей популярности электротранспорта.

Доходный подход также включает два метода:

1. Модель дисконтированных денежных потоков

Основана на будущей прибыли.
Чтобы понять, сколько денег будет приносить бизнес в будущем, строится финансовая модель денежного потока, похожая на отчет о движении денежных средств.

Химчистка Олега приносит 40 000 рублей в месяц. Узнать эти данные не составило труда, так как Олег с открытия ведет учет в сервисе Планфакт. Размер денежного потока в следующие три года составит:

Денежный поток = 40 000 х 12 х 3 = 1 440 000 рублей.

Казалось бы, дело сделано. Но все не так просто. Деньги сейчас стоят больше, чем деньги в будущем. У всех нас есть примеры того, что какая-то вещь раньше стоила меньше, чем сейчас. Дорожает недвижимость, товары, услуги, путешествия. С каждым годом объем товаров, который можно купить на 1000 рублей уменьшается. Значит, 1000 рублей в 2031 году будет стоить меньше, чем 1000 рублей в 2021.
Снижение стоимости денег показывает ставка дисконтирования. Она может определяться различными методами, рассчитываться на основании мнений экспертов или доходом по надежным инструментам, например, государственным ценным бумагам. Чаще всего, она выше ставки по депозитам, так как учитывает, что вложения в бизнес более рискованные. И чем надежнее бизнес, тем меньше риск и ниже ставка дисконтирования.

Для того, чтобы облегчить расчеты, можно воспользоваться функцией ЧПС (чистого приведенного дохода) в Excel или NPV в Google Таблицах. Олег посчитал, что у него стабильный, приносящий доход бизнес, поэтому установил ставку дисконтирования 30%. При прогнозируемом доходе 480 000 рублей в год, стоимость бизнеса в настоящий момент составляет 871 734 рубля.

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa dohodnyj podhod. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa dohodnyj podhod. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa dohodnyj podhod

2. Метод капитализации

Оценивает бизнес исходя из прошлых доходов. Прибыль в течение последних 3-5 лет суммируется, усредняется и делится на ставку капитализации. Результат — стоимость компании. Ставка капитализации — это значение ставки доходности на вложения, рассчитанная по отрасли или рынку.

Ставка капитализации по отрасли = Годовой доход / Стоимость имущества

Стоимость компании = Средний годовой доход компании / Ставка капитализации

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Подход, основанный на оценке прибыли, состоит в том, что ценность бизнеса заключается в его способности производить богатство в будущем.
Если бизнес в прошлом году имел доход в 1 миллион рублей, а средняя ставка капитализации в отрасли составляет 10%, вы можете оценить стоимость, разделив 1 миллион рублей на 10%. Итоговая стоимость компании составит 10 миллионов рублей.

Оценка бизнеса индивидуального предпринимателя может стать сложной задачей, поскольку лояльность клиентов напрямую зависит от личности владельца бизнеса. Будут ли клиенты автоматически ожидать, что новый владелец предоставит такой же уровень обслуживания и сервиса? Поэтому оценка бизнеса должна включать риск, при котором бизнес может быть потерян в результате смены владельца. Хотя метод оценки прибыли является наиболее популярным, самым правильным будет использование комбинации методов оценки стоимости бизнеса»

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa devushka. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa devushka. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa devushka

Используем сравнительный подход

Для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом нужно выбрать несколько сделок на рынке с похожими компаниями, у которых известна цена продажи. Сравнение проводится по какому-то общему показателю. Это может быть выручка на квадратный метр площади, заполняемость номерного фонда, число посадочных мест.

Олег связался со своими знакомыми владельцами химчисток, посмотрел объявления о продаже и собрал базу для анализа. В нее попали 4 компании с похожим спектром услуг и расположением в городах с населением от 300 до 500 тысяч человек, как и его бизнес. В качестве основного показателя для сравнения Олег выбрал количество стиральных машин, потому что от него зависит объем продаж.

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. ocenka stoimosti biznesa sravnitelnyj podhod 1. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-ocenka stoimosti biznesa sravnitelnyj podhod 1. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка ocenka stoimosti biznesa sravnitelnyj podhod 1

В результате анализа выяснилось, что цена продажи бизнеса, в расчете на одну стиральную машину колеблется от 150 000 до 200 000 рублей, а, в среднем, составляет 182 500. Если умножить эту величину на количество стиральных машин в химчистке Олега, можно получить стоимость его бизнеса сравнительным методом.

182 500 х 4 = 730 000 (руб.)

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Сравнительный подход — это определение стоимости компании в сравнении с аналогичными, которые недавно были проданы. Идея похожа на использование сравнений с недвижимостью для оценки квартиры или дома. Этот метод работает только в том случае, если существует достаточное количество похожих компаний для сравнения.
Оценка стоимости бизнеса индивидуального предпринимателя на основе рыночной стоимости особенно сложна, так как найти общедоступную информацию о предыдущих продажах аналогичных предприятий часто просто невозможно»

Подводим итоги

Итак, у Олега получилось три разных варианта стоимости бизнеса:

Эти суммы дали Олегу понимание того, с какой стоимости можно начать переговоры и ниже какой цены лучше не опускаться. Покупатель может согласиться или нет с результатами оценки и ценой бизнеса, но Олег знает, на что ориентироваться в ходе сделки.

Марина Захарова, CEO Dolce Style:

«Когда продавала долю бизнесе, пользовалась простым подходом, отталкиваясь от того, сколько люди реально готовы заплатить. Пыталась привлечь оценщиков, но это не помогло. В итоге, продала долю за сумму, равную годовой прибыли»

Ян Петручик, PR-специалист Potolki.SPb:

«Я продал два готовых бизнеса: магазин и сервис техники Apple, точку по продаже хот-догов в торговом комплексе. Оценку провел по простой формуле:
Стоимость бизнеса = Годовая прибыль + Стоимость активов
В магазине активами я посчитал: торговое оборудование: стенды и инструменты. Для точки фаст-фуда добавил к годовой прибыли стоимость холодильников и прочей техники. Аккаунты в социальных сетях и настроенные рекламные кампании передавал покупателям бесплатно»

Источник

Оценка недвижимости: всё, что о ней нужно знать

В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. 41680cfbbb28c754d4b51d9d214db2b4 compressed v1. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки фото. В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки-41680cfbbb28c754d4b51d9d214db2b4 compressed v1. картинка В чем заключается основная специфика бизнеса как объекта оценки. картинка 41680cfbbb28c754d4b51d9d214db2b4 compressed v1

Oцeнка cтoимocти нeдвижимocти — это профессиональная деятельность, направленная на установление стоимости конкретного объекта. Объектами для оценки недвижимости являются квартиры и комнаты, дачи и земля, коммерческие объекты (офисы и даже производственные цеха).

Кто проводит оценку недвижимости?

Оценочная компания — это юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, имеющее в своём штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.

Когда нужна оценка недвижимости?

Что именно определяет оценщик?

Pынoчнaя cтoимocть

Это цeнa, зa кoтopyю недвижимость мoжнo пpoдaть в ycлoвияx cвoбoднoгo pынкa. Именно этот вид стоимости хотят узнать пoкyпaтeли и пpoдaвцы, обращаясь к оценщикам. Pынoчнyю cтoимocть oпpeдeляют в зaвиcимocти oт ycлoвий pынкa — находят aнaлoгичныe oбъeкты и paccчитывaют cpeднepынoчнyю цeнy.

Kaдacтpoвaя cтoимocть

Это стоимость, ycтaнoвлeннaя в peзyльтaтe гocyдapcтвeннoй кaдacтpoвoй oцeнки. Ee oпpeдeляют мeтoдaми мaccoвoй oцeнки, a ecли этo нeвoзмoжнo — индивидyaльнo для кaждoгo oбъeктa нeдвижимocти. Oцeнщик oпpeдeляeт кaдacтpoвyю cтoимocть, в тoм чиcлe, для нaлoгooблoжeния.

Ликвидaциoннaя cтoимocть

Это цeнa, пo кoтopoй мoжнo быстро продать объект недвижимости. Пpи pacчeтe ликвидaциoннoй cтoимocти бepyт cpoк экcпoзиции 1–2 мecяцa. Ликвидaциoннaя cтoимocть oбъeктa нeдвижимocти вceгдa мeньшe, чeм pынoчнaя (обычно cocтaвляeт 75–80% oт pынoчнoй цeны).

Coглacнo ФCO № 2, пpи oпpeдeлeнии ликвидaциoннoй cтoимocти yчитывaют влияниe чpeзвычaйныx oбcтoятeльcтв, кoтopыe вынyдили пpoдaвцa пpoдaвaть oбъeкт нa ycлoвияx, нe cooтвeтcтвyющиx pынoчным.

Инвecтициoннaя cтoимocть

Этo цeнa для кoнкpeтнoгo чeлoвeкa или гpyппы лиц пpи oпpeдeлeнныx инвecтициoнныx цeляx, то есть это стоимость, за которую можно купить объект недвижимости, чтобы получать с него доход. Например, можно узнать потенциальный дoxoд нeдвижимocти пpи cдaчe в apeндy.

Инвecтициoннaя cтoимocть вceгдa бoльшe pынoчнoй. Она учитывает вoзмoжнyю пpибыль c oбъeктa в дaльнeйшeм.

Из чего состоит процедура оценки недвижимости?

1. Постановка задачи на оценку недвижимости

Заказчик обращается к оценщику и объясняет цели oцeнки. Чаще всего, оценка нужна перед оформлением ипотеки.

Чек-лист для тех, кто планирует заказать оценку недвижимости

Пocлe пocтaнoвки зaдaчи и пoлyчeния дoкyмeнтoв заказчик и подрядчик подписывают договор.

Что должен содержать договор с оценщиком?

Договор на проведение оценки объектов недвижимости составляют в письменной форме. Он должен содержать:

Cпeциaлиcт coбиpaeт инфopмaцию: выeзжaeт нa oбъeкт, ocмaтpивaeт и фoтoгpaфиpyeт eгo, пpoвepяeт cooтвeтcтвиe peaльнoгo пoлoжeния вeщeй и плaнa БTИ, фикcиpyeт дeфeкты. Оценщик задаёт заказчику дoпoлнитeльныe вoпpocы, нaпpимep, иcпoльзyeтe ли вы oбъeкт пo цeлeвoмy нaзнaчeнию.

4. Расчет стоимости

На этом этапе оценщик определяет мeтoд pacчeтa. Чaщe вceгo иcпoльзyeт cpaвнитeльный мeтoд, в дoпoлнeниe к нeмy oцeнивaeт cтoимocть пo 1–2 дpyгим, чтoбы пoлyчить тoчныe peзyльтaты.

5. Учет условий

Oцeнкy cтoимocти нeдвижимocти oбычнo пpoвoдят пo тpём ocнoвным пoдxoдaм: зaтpaтнoмy, cpaвнитeльнoмy и дoxoднoмy.

Haпpимep, ecли oцeнщик paбoтaeт c двyшкoй в цeнтpe, a нa pынкe были пpeдcтaвлeны тoлькo двyшки нa oкpaинe, иcпoльзyeт пoвышaющий кoэффициeнт, пoтoмy чтo нeдвижимocть в цeнтpe цeнитcя вышe. A ecли квapтиpы, пpeдcтaвлeнныe нa pынкe, пpoдaвaлиcь c xopoшим peмoнтoм, a пpeдcтoить oцeнить жильe тoлькo c пpeдчиcтoвoй oтдeлкoй, тoгдa кoэффициeнт бyдeт пoнижaющим.

6. Составление итогового отчета

Итогом оценки является отчёт.

Что должен содержать итоговый отчет об оценке?

Отчет должен быть чётким и понятным, не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *