В чем заключается основная задача планирования в доу
Особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
1.1. Ф. И. О. автора (ов) статьи
Головко Елена Владиславовна
Golovko Elena Vladislavovna
Шитякова Люция Маратовна
Shityakova Lucia Maratovna
1.2. ORCID автора (ов)
1.3. Электронный почтовый адрес автора (ов) статьи.
Особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Features of planning educational activities with preschool children
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием.
Сегодня планирование образовательной деятельности должно обязательно включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому,в которых сочетаются следующие функции: воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности; образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств; развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности; социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения; оздоровительно-профилактическая — приоритет культуры здоровья. Грамотно составленные модели образовательной деятельности в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Объект: процесс планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Предмет: особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.
2. Раскрыть особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности календарно-тематического планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
4. Раскрыть особенности перспективного планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Успешное функционирование современного дошкольного учреждения, как и любой организации во многом зависит от качества планирования. Планирование позволяет более четко сформулировать и осознать целевые установки дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, определить систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля, обеспечить четкую координацию деятельности структурных подразделений ДОУ.
В ФГОС ДО делается особый акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей[18]. Определяющим является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважительное отношение к личности ребенка, создание условий для выявления и развития его индивидуальных возможностей и способностей, стремление к сотрудничеству.
Планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Основа для планирования педагогического процесса в ДОО – Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определиться с необходимыми, на наш взгляд, условиями, обеспечивающими эффективное планирование образовательного процесса в ДОО:
Учет современных подходов к планированию образовательного процесса, заложенных в нормативных документах, регулирующих вопросы дошкольного образования, и методической литературе.
Построение планов образовательного процесса с учетом интеграции деятельности педагогов и специалистов, работающих в группе.
Повышение компетентности педагогов в вопросах планирования образовательного процесса в группах.
Планирование работы в старшей группе ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной.
Основная цель планирования — обеспечить выполнение «Программы воспитания в детском саду» для данной возрастной группы детского сада.
По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития.
Непрерывный процесс усложнения создает условия для полноценного воспитания и обучения детей.
Во время составления перспективного плана стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения работы в детском саду.
Результатом работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Несмотря на достаточно глубокое освещение в литературе вопросов планирования образовательной деятельности в группе детского сада, очевидна необходимость совершенствования деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса.
В первой главе мы рассмотрели общие теоретические подходы к планированию образовательной деятельности в психологической и педагогической литературе.
Во второй главе мы изучили особенности образовательной деятельности в старшей группе ДОУ.
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в музей Гигиены». Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Разноцветные фонарики». Цель: Учить детей запоминать цвета.
Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.
Планирование — основа и отражение содержания работы воспитателя.
Светлана Александрова
Планирование — основа и отражение содержания работы воспитателя.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. На данный момент нет единых правил ведения этого документа. Поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме, при существующих условиях и требованиях.
Условия при составлении плана:
• Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с общеобразовательной программой дошкольного образования, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
• Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми,он должен отвечать определенным требованиям:
• Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Какова же модель нашего плана?
Наша модель планированияделится на три группы:
Перспективное планирование.
Календарное планирование.
Первая группа – это перспективное планирование.
Шаг первый – план составляется в соответствии с лексическими темами или на основе празднично – событийного цикла.
Шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интересов.
Вторая группа – комплексно – тематическое планирование.
Планирование в соответствии с ФГОС и Примерной ООП ДО по всем направлениям развития ребенка и образовательным областям.
При составлении КТП мы используем следующие принципы планирования:
Принцип тематического планирования – тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной ООП.
Принцип рациональности – умение определять способы и формы организации ОП, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат.
А также используем темообразующие факторы:
– реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники)
— воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям
— события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач (например, внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением.
Форма календарного плана составляется на неделю (в виде сетки).
В структуру плана входят:
Образовательная деятельность в режимных моментах и непосредственно образовательная деятельность (согласно расписанию).
индивидуальная, групповая или подгрупповая работа;
форма работы по дням недели;
комплекс утренней гимнастики;
комплекс пальчиковых игр;
Организация предметно – пространственной среды;
Взаимодействие с родителями.
Содержание образовательной работы по ФГОС ДО распределяется по пяти образовательным областям.
По содержаниюутренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность и др.
Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр, спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируем дидактические игры, которые в нашем ДОУ имеются в виде картотеки. Поэтому записываем только номер игры.
В сфере познавательной деятельности планируем на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.
В плане так же находит отражение кропотливая наша работа по привитию детям культурно-гигиенических навыков.
При планировании индивидуальной работы с детьми мы указываем конкретно имена тех детей, с кем будем заниматься.
Далее мы указываем № комплекса утренней гимнастики и название пальчиковых игр.
При планировании НОД в структуру написания входит форма работы, тема, цель и средства, используемые для проведения.
Планирование прогулки.
В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней.
Основная наша задача состоит в обеспечении активной, содержательной,разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.
В календарном плане мы указываем № комплекса, (составленной нами картотеки прогулок, где основной задачей является обеспечение активной, содержательной,разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.
Так же на прогулке по возможности планируем индивидуальную работу по развитию речи (речевые игры, различные варианты физических упражнений и т. д.
Планирование второй половины дня.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планируем различные зрелищные мероприятия и развлечения. Для расширения кругозора детей планируем художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников и т. д.
В разделе «Взаимодействие с родителями» указывается работа по взаимодействию с семьей, которая планируется в соответствии с годовым учебным планом.
В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГОС ДО, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей. Данный план рассмотрен и принят на педагогическом совете ДОУ.
Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе
Елена Пасько
Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе
В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Поэтому проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, работающими в режиме развития и открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты и центры, службу ранней помощи и т. д.
Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.
План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность педагогов детского сада. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.
Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение специалистов (музыкальных работников, педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, инструкторов по физкультуре) может так же иметь свою форму.
Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т. п. Для планирования, осуществляемого в определенных временных параметрах, применяется следующая терминология планов:
— перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);
— календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);
— циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).
Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов:
— Годовой план деятельности МДОУ.
— Перспективный план работы МДОУ и педагогов.
— Индивидуальное планирование специалистов,которое включает:
— календарный план работы специалиста;
— планы индивидуальной, групповой работы специалиста с детьми.
Специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, инструктор по физкультуре) составляют план в соответствии со штатным расписанием МДОУ.
Планирование образовательной деятельности с конкретной группой детей и родителей, которое составляет воспитатель.
Планированиевоспитателей включает:
— календарный план работы воспитателя;
— планы индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Основные принципы планирования педагогов
Как бы ни был оформлен план образовательной работы воспитателя с детьми,он должен отвечать определенным требованиям:
— основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;
— учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
— планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики, поэтому при планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
— планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Как мы понимаем «комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»?
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования нацеливают педагогов на мотивацию образовательной деятельности. Мотивационные основысовместной образовательной деятельности предполагают:
— умение педагога вызвать интерес к совместной деятельности;
— стремление к тому, чтобы дошкольники поняли и приняли детьми цели и задачи этой деятельности;
— опора воспитателя на познавательный интерес, эмоциональную сферу детей, личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, получению удовлетворения от деятельности).
При этом педагог использует не набор отдельных игровых приемов, а организует усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему различных педагогических мероприятий рассчитано на работу с детьми по «событийному» принципу.
Такими событиями в детском саду являются Российские праздники (Новый год, День семьи, День Матери, День Победы и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.).
Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность является приоритетной при реализации комплексно-тематического планирования. Критерием того, что данный принцип работает в детском саду, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
При реализации комплексно-тематического планирования выбираемая тема рассчитывается воспитателем на 2-4 недели. Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему в течение этого времени.
Родители также активно включаются в образовательную деятельность группы. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях.
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, презентация чего-либо, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
Педагогические принципы организации сюжетной игры. Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетной игры» Консультация для воспитателей Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное,.
Методическая служба дошкольной образовательной организации «Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.» Уважаемые коллеги! Я постараюсь.
Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.
Мои основные принципы работы с детьми в детском саду Мой основной принцип – «развитие творческих способностей ребёнка через личностно-ориентированное взаимодействие», ведь все дети талантливы.
Основные принципы развивающих игр Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.
Взаимодействие с родителями на современном этапе Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается.