В чем заключается основное технологическое новшество в работе с сотрудниками в сбере
Прорывные технологии и инфраструктура инноваций
В 2017 году Сбербанк создал инфраструктуру для внедрения технологических инноваций и прорывных технологий. Были созданы 9 внутренних лабораторий:
Установлен ключевой показатель эффективности работы лабораторий – не менее 70% разработок должны составлять прикладные исследования, выполняемые по заказу бизнес-блоков. При этом как минимум 15% от пула бизнес-кейсов с технологическими пилотами уже вышли в промышленную эксплуатацию.
Ориентируясь на потребности клиентов, Сбербанк протестировал в 2017 году несколько технологических инноваций, связанных с банкоматами: идентификацию клиента по лицу, видеоконсультирование и возможность совершать операции без ввода карты.
«Советы» в Сбербанк Онлайн признаны инновацией года
В октябре 2017 года Сервис «Советы» в приложении «Сбербанк Онлайн» получил премию Innovation of the Year ассоциации EFMA и консалтинговой компании Accenture. Он признан самым инновационным среди новых цифровых сервисов европейских банков в номинации «Большие данные, аналитика и искусственный интеллект». «Советы» были запущены в феврале 2017 года. Этот инструмент помогает пользователям менять свои финансовые привычки, экономить время и деньги. Сервис построен на основе методов машинного обучения и в нужный момент дает пользователю релевантную рекомендацию. Пользователи Сбербанк Онлайн получили уже более 160 различных советов.
Среди других значимых технологических инноваций стоит отметить первую в истории России платежную блокчейн-транзакцию, организованную Sberbank CIB. Проект объединил экспертов практически всего банка — юристов, специалистов по информационной безопасности, сотрудников бэк-офисных и ИТ-подразделений, центра технологических инноваций и клиентских менеджеров. Партнерами Сбербанка и участниками пилотной транзакции выступили «МегаФон», «МегаЛабс», Альфа-банк, а также компания IBM. Участники могли отслеживать статус транзакции в режиме онлайн, а также имели доступ ко всей истории операции на блокчейне.
Обычный банковский перевод может занимать до нескольких часов, а первая в России блокчейн-транзакция прошла мгновенно. Поэтому ценность применения данной технологии при проведении расчетов – это прежде всего скорость исполнения перевода. Созданный технологический процесс станет основой нового расчетного функционала, который обеспечит высокую скорость платежей, а также снизит затраты на ИТ-инфраструктуру и себестоимость транзакций.
Наша дочерняя компания «Сбербанк Факторинг» стала лауреатом премии «Время инноваций» в номинации «Лучший проект по внедрению инноваций» в категории «Финансы и консалтинг». Наши коллеги представили инновационный проект по использованию блокчейн-технологий в факторинге — децентрализованную открытую систему для проведения сверки данных по поставкам между участниками факторинговой сделки на основе смарт-контракта. Внедрение новой технологии позволило упростить алгоритм сверки данных, обеспечив надежность, безопасность и конфиденциальность сделок.
Цифровые технологии в HR, которые использует «Сбербанк России»
Цифровые технологии в наше время широко используются ведущими мировыми компаниями. Высокая конкуренция вынуждает применять IT-технологии и в работе с персоналом. Не так давно «Сбербанк России» приступил к цифровой HR-трансформации. Это означает, что в недалеком будущем будут определять склонность кандидатов на рабочее место к тому или иному роду деятельности. Согласно статистическим данным, отечественные компании часто прибегают к помощи цифровых сервисов при рекрутинге, обучении и развитии кадров.
HR-технологии — неотъемлемая часть трансформации сферы рекрутинга в «Сбербанке». Для начала дадим определение понятию HR. Аббревиатурой HR обозначаются показатели и навыки сотрудника — главная составляющая деталь в управлении кадрами компании. HR-технологии подразумевают разработку и внедрение программного обеспечения для управления персоналом, автоматизацию функционирования кадровых служб и информационное обеспечение деятельности компании. Каждое принятое решение, автоматизация бизнес-процессов, организация удобных сервисов для клиентов — все это результат ежедневного труда ее сотрудников.
А теперь в число задач крупнейшего банка России добавилось стремление стать удобным в технологическом аспекте не только для клиентов банка, но и для его сотрудников. Для этого в HR-подразделения вводятся полноценные цифровые программы, управляющие персоналом.
Новинки HR в работе «Сбербанка»:
Компания отчетливо понимает, что проводящий подбор кандидатов рекрутер — первый представитель, с которым они начинают свое общение, а потому профессионализм и высокие деловые качества должны начинать играть важную роль уже на этом этапе.
«Сбербанк» предоставляет своим сотрудникам возможность участия в реализации уникальных проектов компании, совершенствовать профессионализм и выбирать направление, в котором наиболее ярко проявится карьерный рост человека. Для этого задействует сотрудничество с Корпоративным университетом «Сбербанка России», лучшими тренерами в области проведения тренинга и обучения сотрудников.
Результат этой стратегии — формирование так называемых «людей нового качества», нацеленных на слаженную командную деятельность и достижение общего результата. «Сбербанк» стремится быстро и безошибочно формировать свои рабочие кадры с помощью цифровых технологий, планируя на основе собранных данных в том числе и последующий карьерный рост своего персонала.
Формирование единой платформы
В определенный момент времени банк ощутил, насколько проблематично и неудобно работать с разрозненными по территориальному принципу базами своих сотрудников, когда каждое региональное отделение использовало свою IT-систему в HR. Для сбора HR-статистики приходилось едва ли не вручную объединять огромные потоки информации.
Стала очевидной необходимость создания единой платформы для автоматизации рутинных операций, например, рекрутинга. Практика рекрутинга позаимствована «Сбербанком» у компании Google и включает обязательное прохождение четырех интервью с непременной обработкой и записью информации о них.
Кроме того, начиная с 2018 года «Сбербанк» планирует активно использовать искусственный интеллект в каждом из процессов компании, в частности в рекрутинге. Такой способ оценки кандидатов представляет возможность непредвзято относиться к каждому из них.
Помимо прочего, современный карьерный рост утратил присущую ему прежде линейность. Если ранее карьера сотрудника формировалась ступенчато и он твердо знал, какая ступень его ожидает в последующем, то в настоящее время практикуется так называемая кросс-функциональная экспертиза. То есть, занимая в течение 3-5 лет определенную должность, сотрудник должен быть готов сменить свое функциональное направление либо переместиться в другой регион, чтобы там продолжить свою трудовую деятельность.
Для того, чтобы провести планирование и осуществление таких операций с персоналом, требовался высокоточный технологический инструмент. Естественно, что многое в успехе данной операции зависит и от того, насколько грамотно был проведен процесс подбора персонала. Ведь правильно подобранный и мотивированный сотрудник — важная деталь работы любой компании.
«Сбербанк» ищет сотрудников, способных глубоко понять потребности клиента, способных управлять результатом. Немаловажно умение принимать решения на основе анализа больших массивов данных, а также быть открытым к использованию инноваций.
«Сбербанк» много требует от сотрудника, но и дает не меньше. Компания предоставляет достойные условия труда, справедливую систему оплаты и льгот, обеспечивает оценку эффективности деятельности работников, заботится о здоровье своих служащих.
Каким же образом компания проводит отбор кандидатов? Здесь Сбербанк придерживается корпоративных правил, соблюдаемых и другими крупными организациями.
Для начала соискателю необходимо составить резюме и пройти процедуру анкетирования. Если его данные удовлетворят HR-менеджеров, он перейдет к этапу тестирования, где отсеивается большая часть кандидатов.
Работа в крупнейшем банке страны — серьезная и ответственная деятельность, требующая, помимо профессиональных, психологических и личностных качеств, таких как развитая долгосрочная и оперативная память, хорошее внимание, эмоциональная устойчивость, аналитическое мышление и аккуратность.
Если вы поставили себе цель — найти работу в «Сбербанке», необходимо пройти надежную подготовку к предстоящим испытаниям, в частности к числовым и вербальным тестам.
Один из видов тестирования — так называемый тест на понимание инструкций — это широко используемый зарубежными компаниями вербальный тест, включающий в себя понимание реальных инструкций к объектам офисных задач.
Числовой тест, используемый при отборе кандидатов на должность в «Сбербанке», измеряет способность к анализу цифровых данных. Несмотря на то, что сдача тестов предполагает хорошее знание базового курса математики, задания способны своей кажущейся легкостью поставить соискателя в тупик. Кроме того, тесты необходимо решать быстро, грамотно распределив отведенное на них время, иначе соискатель рискует не уложиться во временные рамки. Чтобы не оказаться в такой ситуации, вы можете воспользоваться услугой подготовки к тестированию.
Компания HR-Лидер своевременно обновляет базы тестов, задания в которых идентичны тестам «Сбербанка». Выполнив их, вы сможете не только оценить уровень своей профессиональной подготовки, но и выявить «проблемные места» и восполнить пробелы в знаниях, которые необходимы для поступления на работу в такую крупную компанию как «Сбербанк России»
Развитие сотрудников
Что мы делаем
Корпоративная культура
Процесс трансформации нашей группы компаний в технологическую экосистему требует нового взгляда на корпоративные стандарты.
В результате мы сформулировали тезисы культуры СберБанка 2.0, приоритеты которой — ответственность за результат и развитие себя, команд и экосистемы на благо страны.
Развитие личного потенциала и команды для высокой продуктивности
Построение единой экосистемы СберБанка
Гордость за работу, приносящую пользу стране, мотивация к
к экстра-усилиям
В обновленной корпоративной культуре заложены основы инженерной культуры, необходимой для развития СберБанка как технологической компании и удержания профессионалов.
82% сотрудников
считают СберБанк технологической компанией по результатам опроса вовлеченности.
84% сотрудников
принявших участие в опросе, гордятся тем, что они работают в СберБанке
+ 14 п.п.
число сотрудников, которым нравится работать в СберБанке из-за корпоративной культуры и комфортной рабочей среды (в 2019 г. по сравнению с годом ранее)
+13 п. п.
рост наставнического и визионерского стиля лидерства в 2019 г. Одновременно на те же 13 п.п. упал директивный стиль руководства
Диалог с сотрудниками — часть корпоративной культуры
Для СберБанка важно вести диалог с собственными сотрудниками, обеспечивать эффективное функционирование системы внутренней коммуникации, предоставлять сотрудникам возможность давать обратную связь.
Каналы корпоративных коммуникаций
Сотрудники оперативно узнают о новостях компаниии не только из почтовых рассылок и материалов внутреннего портала, но и из программ СберБанк ТВ.
Прямая линия «Открытый диалог»
Ежегодно начиная в 2011 года проводится прямая линия президента банка Германа Грефа с сотрудниками. «Открытый диалог» позволяет сотрудникам донести свое мнение до главы банка и задать волнующие вопросы, а руководству — быть в курсе тем, которые беспокоят сотрудников.
Подача жалоб и обращений
У всех сотрудников СберБанка есть возможность подать жалобу на внутреннем портале и приложении «СберДруг». По итогам рассмотрения обращения или жалобы ответственными от HR сотрудник получает официальный ответ.
индекс вовлечённости остаётся стабильно высоким — на уровне успешных компаний
1,6 тыс. жалоб
на тему трудовых отношений получено от сотрудников в 2019 году. На каждую жалобу был дан ответ.
Профессиональное развитие сотрудников
СберБанк даёт сотрудникам большой набор возможностей для саморазвития и обучения.
Образовательные программы
Сотрудники имеют доступ к различным образовательным программам как на базе Корпоративного университета, так и через Виртуальную школу.
Smart-сервисы
Помогают сотрудникам развиваться и управлять своей карьерой: Smart-профиль (информация о навыках и предпочтениях сотрудника), Smart-карьера (карьерные рекомендации от AI на основе профессиональных компетенций и опыта сотрудника), Smart-развитие (персонализированный инструмент, который предлагает обучающие материалы) и HR-сервис «Моя команда».
Программа «Перезапуск»
Помогает сотрудникам при желании освоить новую профессию или поменять квалификацию в соответствии с их интересами и перейти в компании экосистемы или структуры партнеров.
240 тысяч специалистов
прошли обучение по различным направлениям в 2019 году.
50 000 сотрудников
ежегодно получают новые знания и навыки в Корпоративном университете СберБанка.
Более 25 000
руководителей СберБанка прошли программы по soft skills: управление собой и управление людьми
Здоровье и благополучие сотрудников
#SberTeam100лет
Программа развития здорового образа жизни, которая действует в банке. С помощью этой программы компания стремится помочь сотрудникам сформировать полезные привычки, которые способствуют укреплению здоровья и продлению жизни. Направления программы затрагивают все сферы физического и ментального здоровья.
Сервис психологической поддержки
Включен программу ДМС в формате телемедицины и доступен всем застрахованным сотрудникам по всей территории России.
Курс по развитию практик осознанности «Mindfullness»
Способствует повышению стрессоустойчивости и профилактике эмоционального выгорания.
Оценка здоровья
В банке действуют три сервиса по оценке состояния здоровья: профилактический скрининг (доступен всем сотрудникам в рамках ДМС один раз в 2 года), цифровой сервис по оценке биологического возраста и программа комплексной оценки здоровья для руководителей.
Также банк регулярно оценивает условия труда, поддерживает безопасность на рабочих местах, организует спортивные мероприятия для сотрудников и членов их семей, например, Летнюю международную Сбербанкиаду.
Волонтерское движение
Тысячи наших сотрудников участвуют в волонтерских проектах: помогают детским домам и ветеранам, заботятся о пожилых людях, людях с ограниченными возможностями, защищают окружающую среду.
СберБанк поддерживает благотворительные инициативы команды: проводит Ярмарку волонтерских вакансий и Конкурс социальных проектов. Во время этих мероприятий сотрудники знакомятся с деятельностью благотворительных НКО, узнают, как можно поспособствовать решению социальных проблем, а также рассказывают о собственных проектах
У нас есть и специальная онлайн-платформа «Волонтеры СберБанка», на которой уже зарегистрировано более 4 000 сотрудников. Платформа помогает волонтерам организовать собственные проекты и привлечь к участию в них своих коллег. На сайте можно публиковать новости, образовательные материалы и видеокурсы.
Сбер: банк, строящий экосистему
Сбер (MCX, LSE: SBER) — компания, к которой много раз можно применить слово «самый»: самый крупный банк России, самая дорогая по капитализации компания, самая ликвидная акция на российском фондовом рынке, самый дорогой российский бренд.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор Сбера предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
Сбер — системно значимый российский банк, крупнейший по размеру активов и множеству других показателей. Банк был основан еще в Российской империи в 1841 году, существовал в СССР в виде сети сберегательных касс. Сейчас это универсальный банк, работающий в России и имеющий дочерние банки, представительства и филиалы в 18 странах мира: Беларуси, Казахстане, Украине, Сербии, Китае, Индии и других.
У Сбера более 98 миллионов физических и 2,7 миллиона юридических клиентов. Сеть отделений состоит из более чем 14 тысяч, расположенных в 83 субъектах России. Бизнес банка состоит из розничного, корпоративного и нефинансового.
Розничный бизнес. Банк предоставляет полный спектр услуг: вклады, кредиты, счета, банковские карты, страховые продукты, негосударственный пенсионный фонд и многое другое. По итогам 2020 года доля банка на рынке потребительского кредитования — 42%, ипотеки — 54%, средств физических лиц — 45%. Сбер занимает первое место на рынках страхования имущества, жизни, обязательного пенсионного страхования и по размеру активов под управлением. Успехи этого сегмента видны по тому, что объем средств и кредитов физических лиц в последние годы уверенно рос. При этом в структуре кредитов более половины — это ипотека.
Как победить выгорание
Нефинансовый бизнес. Здесь объединены более 50 компаний из самых различных сфер: электронной коммерции, доставки еды, такси, развлечений и многих других. Можно сказать, что для банка это венчурные инвестиции, которые должны стать значительной точкой роста в ближайшем будущем. Подробнее о них поговорим ниже.
Основные показатели крупнейших банков России по состоянию на 1 апреля 2021 года, млрд рублей
Активы | Капитал | Кредитный портфель | Вклады физических лиц | |
---|---|---|---|---|
Сбер | 35 183 | 4855 | 23 428 | 14 383 |
ВТБ | 17 360 | 1686 | 10 696 | 4628 |
«Газпромбанк» | 7632 | 803 | 4961 | 1375 |
«Альфа-банк» | 4950 | 600 | 3226 | 1391 |
«Россельхозбанк» | 3996 | 510 | 2800 | 1291 |
МКБ | 3175 | 297 | 2510 | 468 |
Банк «Открытие» | 2845 | 350 | 1780 | 871 |
«Совкомбанк» | 1609 | 214 | 780 | 459 |
«Райффайзенбанк» | 1459 | 192 | 846 | 631 |
«Росбанк» | 1433 | 191 | 808 | 286 |
Крупнейшие по капитализации компании Мосбиржи по состоянию на 15 мая 2021 года, млрд рублей
Сбер | 6816 |
«Газпром» | 5890 |
«Роснефть» | 5382 |
«Норникель» | 4329 |
«Новатэк» | 4170 |
«Лукойл» | 3943 |
«Полюс» | 1999 |
«Газпром нефть» | 1769 |
«Сургутнефтегаз» | 1618 |
НЛМК | 1607 |
Лидеры по среднему обороту торгов за последний год на Мосбирже по состоянию на 15 мая 2021 года, млн долларов
Сбер, обыкновенная | 271,61 |
«Газпром» | 176,09 |
«Норникель» | 159,22 |
«Лукойл» | 130,08 |
Fix Price | 124,85 |
«Яндекс» | 81,88 |
«Роснефть» | 60,00 |
«Татнефть», обыкновенная | 49,06 |
«Полюс» | 47,91 |
Polymetal | 35,30 |
Объем средств и кредитов физических лиц по годам, млрд рублей
Средства | Объем кредитов | |
---|---|---|
2017 | 13 420 | 5717 |
2018 | 13 495 | 6747 |
2019 | 14 210 | 7857 |
2020 | 16 641 | 9255 |
2021, 1 квартал | 16 508 | 9613 |
Структура выручки по новым бизнес-сегментам за первый квартал 2021 года
Банковский бизнес | 77,4% |
Платежный бизнес | 12,7% |
Управление благосостоянием и брокерские услуги | 3,4% |
Рисковое страхование | 2,7% |
Нефинансовый бизнес | 3,8% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 32PDF, 4,8 МБ
Структура кредитов физическим лицам за первый квартал 2021 года
Ипотечные кредиты | 56% |
Потребительские и прочие кредиты | 33% |
Кредитные карты | 9% |
Автокредиты | 2% |
Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ
Объем средств и кредитов юридических лиц по годам, млрд рублей
Средства | Объем кредитов | |
---|---|---|
2017 | 6394 | 14 175 |
2018 | 7402 | 13 650 |
2019 | 7365 | 12 939 |
2020 | 9125 | 14 630 |
2021, 1 квартал | 10 490 | 14 692 |
Структура кредитов юридическим лицам за первый квартал 2021 года
Источник: финансовые результаты компании за первый квартал 2021 годаPDF, 2,11 МБ
Структура кредитов по отраслям за первый квартал 2021 года
Физические лица | 37,9% |
Операции с недвижимостью | 9,1% |
Нефтегазовая отрасль | 9,1% |
Металлургия | 7,6% |
Торговля | 5,4% |
Пищевая промышленность и сельское хозяйство | 5,3% |
Транспорт и логистика | 4,1% |
Строительство | 3,2% |
Энергетика | 3,1% |
Телекоммуникации | 2,9% |
Химическая промышленность | 2,7% |
Машиностроение | 2,5% |
Прочие | 7,1% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 28PDF, 4,8 МБ
Построение экосистемы
Со временем Сбер решил, что ему тесно в банковской сфере, и начал активно вкладываться в нефинансовые сервисы, делая это широким фронтом: сначала было создано совместное предприятие с «Яндексом», в рамках которого на основе «Яндекс-маркета» и инвестиций Сбера компании развивали электронную коммерцию, но в 2020 году оно распалось, при этом по соглашению сторон «Яндекс-маркет» был выкуплен «Яндексом», а «Яндекс-деньги» — Сбером.
После разрыва с «Яндексом» активность Сбера не остановилась: также были куплены значительные доли в «Союзмультфильме», «Звуке», Muzlab, «Еаптеке», Goods.ru, «Эвоторе», InSales, «Просвещении», был консолидирован Rambler Group, а совместное предприятие с «Мэйл-ру» купило крупные доли в «Самокате» и «Кухне на районе». Еще Сбер решил войти в игровую индустрию, создав подразделение «Сбер игры».
На конференции в сентябре Сбер окончательно объявил о трансформации: убрал слово «банк» из названия, сменил логотип, представил несколько новых разработок — голосовых ассистентов, мультимедийную тв-приставку, умный экран, сервисы «Сберзвук», «Сбердиск», «Сберкласс», «Сберпэй», а также семейство подписок «Сберпрайм».
А в ноябре была представлена стратегия развития до 2023 года — и в ней значительное место уделено как раз развитию экосистемы. В планах компании — войти в тройку лидеров на рынке электронной коммерции с оборотом около 500 миллиардов рублей, увеличить количество подписчиков «Сберпрайм» до 10 миллионов человек, повысить долю выручки от нефинансовых сервисов до 5% с перспективой выйти на показатель в 30% к 2030 году. Достичь этого предполагается за счет ежегодного удвоения выручки от нефинансовых сервисов.
Финансовые показатели
Чистый процентный доход и чистый комиссионный доход стабильно растут год от года, при этом чистый процентный доход значительно выше: это значит, что банк в основном зарабатывает на процентах по кредитам и долговым ценным бумагам.
Капитал и активы банка также показывают положительную динамику. В структуре активов доминируют кредиты клиентам, немалую роль занимают ценные бумаги. В структуре фондирования банка половину занимают средства физических, еще треть — средства юридических лиц.
Сбер хорошо контролирует качество кредитного портфеля: доля просроченных кредитов стабильна, а стоимость риска, несколько увеличившаяся в кризисном 2020 году, показала рекордно низкие значения за первый квартал 2021 года.
Банк успешно выполняет нормативы ликвидности, хоть их значения и ухудшились начиная с 2020 года. Достаточность капитала на приличном уровне и показывает положительную динамику.
Чистый процентный доход, чистый комиссионный доход и чистая прибыль компании, млрд рублей
Чистый процентный доход | Чистый комиссионный доход | Чистая прибыль | |
---|---|---|---|
2017 | 1349 | 394 | 749 |
2018 | 1397 | 445 | 832 |
2019 | 1416 | 498 | 845 |
2020 | 1608 | 553 | 761 |
2021, 1 кв. | 422 | 134 | 305 |
Капитал и активы, млрд рублей
Капитал | Активы | |
---|---|---|
2017 | 3436 | 27 112 |
2018 | 3856 | 31 197 |
2019 | 4478 | 29 958 |
2020 | 5009 | 36 016 |
2021, 1 кв. | 5261 | 37 500 |
Структура активов за первый квартал 2021 года
Кредиты клиентам | 64% |
Ценные бумаги | 18% |
Денежные средства и эквиваленты | 7% |
Прочие активы | 11% |
Структура фондирования за первый квартал 2021 года
Средства физических лиц | 51% |
Средства юридических лиц | 33% |
Средства банков | 5% |
Субординированный долг | 2% |
Прочие обязательства | 9% |
Источник: презентация для инвесторов, стр. 5, 6PDF, 4,8 МБ
Неработающие кредиты и стоимость риска
Доля просроченных кредитов, NPL | Отношение резервов для кредитов к общему объему кредитного портфеля, COR | |
---|---|---|
2017 | 4,5% | 1,49% |
2018 | 3,8% | 1,15% |
2019 | 4,3% | 1,10% |
2020 | 4,3% | 1,80% |
2021, 1 кв. | 4,3% | 0,41% |
Нормативы ликвидности ЦБ
Н2 — норматив мгновенной ликвидности (минимум — 15) | Н3 — норматив текущей ликвидности (минимум — 50) | Н4 — норматив долгосрочной ликвидности (максимум — 120) | |
---|---|---|---|
2017 | 162% | 265% | 58% |
2018 | 186% | 233% | 64% |
2019 | 163% | 230% | 57% |
2020 | 98% | 128% | 65% |
2021, 1 кв. | 93% | 130% | 65% |
Коэффициенты достаточности капитала по стандартам «Базель 3» и «Базель 3,5»
Коэффициент достаточности общего капитала | Коэффициент достаточности капитала первого уровня | |
---|---|---|
2017 | 12,8% | 11,2% |
2018 | 12,4% | 11,8% |
2019 | 13,6% | 13,4% |
2020 | 14,7% | 14,3% |
2021, 1 кв. | 15,3% | 14,7% |
Акционерный капитал
Акционерный капитал состоит из примерно 21,5 миллиарда обыкновенных и миллиарда привилегированных акций. В 2020 году у Сбера сменился контролирующий акционер: вместо Банка России им стало Министерство финансов. Но в общих чертах ничего не изменилось: контрольный пакет акций как был, так и находится у государства. Еще стоит отметить значительную суммарную долю юридических лиц — нерезидентов в капитале компании.
Структура акционерного капитала
Россия в лице Министерства финансов | 50% + 1 акция |
Юридические лица — нерезиденты | 44,37% |
Юридические лица — резиденты | 1,92% |
Частные инвесторы | 3,71% |
Почему акции могут вырасти
Огромный и растущий бизнес. Сбер — это огромная компания, флагман не только банковского сектора, но и ведущая компания всей российской экономики. И при этом бизнес Сбера постоянно и уверенно растет. В прошлые годы этому помогала хорошая конъюнктура: сначала — консолидация банковского сектора, затем — значительное увеличение кредитования, особенно ипотечного, как за счет общего снижения ставок в экономике, так и за счет программы льготной ипотеки.
Но Сбер нашел новую точку роста — построение экосистемы. Оно в основном делается за счет покупки и дальнейшего развития большого количества предприятий в разных сферах: от доставки еды и продуктов до медиаактивов. Конечно, конкуренция во всех этих сферах огромна, но вполне вероятно, что у Сбера получится занять там достойное место, так как для этого у него есть многое: практически стомиллионная база клиентов и огромные финансовые возможности.
Привлекательные мультипликаторы. У Сбера вполне привлекательные мультипликаторы как в динамике по годам, так и в сравнении с конкурентами. И это даже несмотря на то, что сейчас как обыкновенные, так и привилегированные акции компании вблизи исторических максимумов.
У Сбера очень приличная маржинальность: это видно как по ROE, так и по чистой процентной марже — по этим показателям из конкурентов лучше только TCS Group. По мультипликатору P / E банк также стоит вполне скромно: дешевле стоит только МКБ, и это при том, что Сбер — явный лидер отрасли.
Еще стоит отметить, что если у компании будут большие экосистемные успехи, особенно в сервисах, связанных с ИТ и цифровизацией, то это может вызвать переоценку акций банка в сторону более высоких, свойственных технологической сфере мультипликаторов.
Дивиденды. Сбер платит очень приличные дивиденды. Текущая дивидендная политика Сбера, принятая в 2020 году на ближайшие три года, подразумевает выплату 50% чистой прибыли по МСФО с учетом небольших корректировок и при условии соблюдения всех необходимых нормативов по достаточности капитала. В последние годы банк очень существенно увеличил дивиденды как за счет роста чистой прибыли, так и за счет увеличения доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов. На нашем рынке их очень любят, так что очень приличная для такой крупной компании дивидендная доходность — хороший драйвер роста котировок.
Почему акции могут упасть
Общеэкономические риски. Как было показано выше, несмотря на весь хайп про экосистемность, Сбер находится только в начале этого пути, а сейчас это банк, при этом крупнейший в стране. Он выдает кредиты, в том числе ипотечные, огромному количеству физических лиц, кредитует огромное количество предприятий. А доходы населения в последнее время падают, одновременно растет инфляция. Если эти процессы вызовут массовые неплатежи по кредитам, это может отрицательно сказаться на финансовых показателях банка и, как следствие, на дивидендах, что вместе может повлечь падение котировок акций компании.
Проблема прокси на российский рынок. Обыкновенные акции Сбера, будучи самой ликвидной и имеющей один из самых больших весов в основных фондовых индексах российского рынка — Московской биржи, РТС и MSCI Russia — голубой фишкой, могут пострадать от распродажи, даже если с самой компанией все будет хорошо, но по каким-либо причинам инвесторы решат, что стоит избавляться от российских активов. Это может быть как напрямую, ведь доля юридических лиц — нерезидентов в капитале велика, так и через ETF на российские индексы. Такое уже бывало: например, 9 апреля 2018 года, когда были введены санкции на «Русал», акции Сбера упали на 17%.