В чем заключается особенность студенческого спорта кратко
Студенческий спорт
Студенческий спорт – это важная составляющая массового спорта, ориентированная на формирование базовой физической культуры в вузе.
Организационные особенности студенческого спорта:
· доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура;
· возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
· возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня.
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. При организации учебного процесса ведущее место отводят легкой атлетике, спортивным играм, гимнастике и ее отдельным разновидностям, а также единоборствам.
Использование принципа спортивной ориентации, способствует целенаправленному обучению технике и тактике в избранном виде спорта и положительной динамике уровня здоровья учащихся. Спортивная подготовка студентов осуществляется в спортивном отделении, как правило, вне сетки общевузовского расписания, в большем объеме, чем предусмотрено программой по дисциплине «Физическая культура».
В свободное от учебной деятельности время студенты могут заниматься в спортивных секциях и группах подготовки по отдельным видам спорта. Спорт в свободное время как неотъемлемая часть физического воспитания студентов организуется и финансируется в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами.
Спортивные соревнования одна из наиболее эффективных форм организации мероприятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Они выполняют не только целевую функцию – достижение максимально возможного спортивного результата в условиях противоборства, но и способствуют развитию профессионально важных качеств и способностей, формированию здорового образа жизни и мотивации к повышению специальной физической работоспособности и воспитанию свойств личности.
Система студенческих спортивных соревнований построена как иерархическая структура:
· зачетные соревнования на учебных занятиях;
· соревнования на первенство учебных групп и курсов;
· соревнования на первенство структурных подразделений;
· соревнования на первенство вуза (спартакиада);
В вузах, согласно разработанному и утвержденному в установленном порядке плану физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организуются и проводятся внутривузовские соревнования по ряду видов спорта: легкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу (мини-футболу), настольному теннису, лыжному спорту, плаванию, шахматам и т.д.
Организацией и проведением спортивных соревнований студентов занимаются студенческие общественные спортивные организации и организации неспортивной направленности. Внутривузовской общественной организации является спортивный клуб, осуществляющий свою деятельность в тесном контакте с ректоратом и кафедрой физического воспитания вуза.
Обязанности спортивного клуба:
· проводить работу по планированию развития физической культуры и спорта в вузе;
· организовывать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников по различным видам спорта, в группах здоровья и т.д.;
· обеспечивать повышение уровня спортивного мастерства спортсменов, подготовку спортсменов – разрядников;
· участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятиях вуза (спартакиады, спортивные праздники, эстафеты, спортивные соревнования и др.);
· организовывать спортивно-массовую работу в студенческих общежитиях;
· проводить подготовку и обеспечивать участие сборных команд вуза и отдельных спортсменов в соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями (первенство района, области, республики);
Организацией межвузовских спортивных соревнований занимается Российский студенческий спортивный союз (РССС), созданный в 1993 году. Под его эгидой объединены студенты и работники высших учебных заведений, а также региональные организации. На основе результатов в спортивных соревнованиях, проводимых РССС, осуществляется отбор и комплектование команды студентов для участия на международной арене.
Российский студенческий спортивный союз является коллективным членом международной федерации университетского спорта (FISU), одной из главных задач которой является управление и развитие международного студенческого спорта.
В настоящее время FISU объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов и т.п., представители которых регулярно (один раз в два года) встречаются на заседаниях Генеральной Ассамблеи.
FISU по нечетным годам проводит Всемирные Универсиады, а по четным – чемпионаты мира среди студентов. В программе летних Универсиад 9 постоянных видов спорта: легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, фехтование, водное поло, прыжки в воду, теннис, волейбол и баскетбол. Право выбора десятого вида спорта предоставляется стране-организатору Универсиады. В зимних Универсиадах представлены шесть обязательных видов спорта: лыжи, горные лыжи, хоккей, фигурное катание, шорт-трек, биатлон. Седьмой вид спорта также выбирает страна-организатор. Право участвовать в Универсиадах имеют студенты, а также выпускники, которые окончили учебные заведения в предшествующем спортивным соревнованиям году, в возрасте от 17 до 28 лет.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 7600 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Авторизация на сайте
Студенческий спорт
Занятия физической культурой и спортом благотворно воздействуют на здоровье человека, являются одной из самых доступных и популярных форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источником положительных эмоций. Кроме этого являются прекрасным источником борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гиподинамия, психическое перенапряжение и др.
Неоспоримым фактом является и то, что занятия физкультурой и спортом имеют положительный экономический эффект, который проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении работоспособности, и т.д.
Благодаря средствам массовой информации, особенно телевидению, спорт как зрелище доступен большим массам зрителей и доставляет огромное эстетическое наслаждение людям.
Межличностные, коллективные, межнациональные и международные отношения, обусловленные спортивной деятельностью, способствуют укреплению национальных связей, распространению идеи дружбы и мира между народами.
Многие качества, развиваемые спортом, например, сила, выносливость, мужество, настойчивость, решительность, самообладание, терпение реализуются в результате проявления сильной воли, т.е. способности управлять своей психикой в соответствии с целевыми установками, в том числе, и морального плана.
Спорт является средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсмена, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из факторов его нравственного воспитания и формирования личности.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, корректировать физическое развитие и телосложение, повышать общую и профессиональную работоспособность, овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно проводить досуг, достигать физического совершенства. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Студенческий спорт в России имеет более чем вековую историю развития. Его зарождение происходило в начале XX века. В своем становлении отечественный студенческий спорт прошел несколько этапов. Современный этап характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, в которых двигательная активность является необходимым условием.
В России ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по всем видам спорта, включенным в программы Всемирных студенческих спортивных игр (универсиад) и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
К особенностям студенческого спорта можно отнести:
— доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»;
— возможность заниматься физкультурой и спортом в свободное от учебных занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
— возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
В Пензенском государственном университете созданы все условия для развития, как массового студенческого спорта, так и спорта высших достижений. Для занятий физкультурой и спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательный бассейн, лыжные базы, спортивные площадки, спорткомнаты в общежитиях. В университете созданы и успешно функционируют Спортивный клуб ПГУ и Студенческий спортивный клуб «Беркут».
Студенческий спорт. Его организационные особенности.
Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.
Организационные особенности студенческого спорта:
— доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном заведении);
— возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в спортивных секциях вузов и группах, а также самостоятельно;
— возможность систематически участвовать в спортивных студенческих соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении
Спортивная подготовка проводится в спортивном учебном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная спортивная предварительная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только «ты выбираешь, но и тебя выбирают». Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза.
Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура».
Специальные зачетные требования и нормативы по видам
Физическая культура и спорт копия 1
Студенческий спорт и организационные особенности
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.
Организационные особенности студенческого спорта:
• доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном отделении);
• возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;
• возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.
Спортивная подготовка проводится в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта.
Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура».
Администрации вуза предписывается создавать студентам-спортсменам высокой квалификации необходимые материально-бытовые условия, а также возможность обучения по индивидуальному графику в установленном порядке.
Таким образом, студенческий спорт по существу выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений (СВД). Однако так как сочетание успешной учебной деятельности и повышения спортивного мастерства предъявляет к самому студенту серьезные дополнительные требования, следует согласиться с мнением специалистов о том, что занятия спортом в вузе на уровне СВД в лучшем случае, позволят выполнять поисковую, поддерживающую и сопровождающую функции.
В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.
РССС объединяет различные спортивные клубы, различные физкультурные организации более 500 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений.
Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по всем видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады) проводятся с 1924 года. Российские спортсмены-студенты выступали в Универсиадах с 1957 года.
Одновременно с Универсиадами проводятся чемпионаты мира среди студентов. В рамках последних Универсиад Международная федерация университетского спорта проводит международные научные конференции по проблемам физического воспитания в высших учебных заведениях и дальнейшего развития студенческого спорта. В работе этих конференций самое активное участие принимают ученые, работающие на кафедрах физического воспитания высших учебных заведений нашей страны, а также специалисты ведущих спортивных держав мира (России, США, Великобритании, Франции, Италии, Швеции).
Студенческий спорт — основа здорового образа жизни
Одной из основ обеспечения здорового образа жизни студентов выступает увеличение роли и эффективности занятий физкультурой в высших учебных заведениях. Это очень важно, так как в последнее время наблюдаются быстро меняющиеся условия нашей жизни: психологические, физические, экологические и прочие.
Еще в древности здоровье очень ценилось. Его считали настоящим благом. Здоровье рассматривается, как состояние человека, когда нет болезни. Тех людей, у которых нет каких-либо заболеваний, принято относить к здоровым людям. Но это все довольно условно. Если читать устав Всемирной организации здоровья, то там здоровье – это не только состояние человека, когда нет болезней либо видимых дефектов, но и «душевное, социальное и физическое благополучие».
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) выступает главным условием, которое оказывает влияние на крепления здоровья. К категории ЗОЖ принято относить: достаточное количество часов сна, поддержание на одном и том же уровне массы тела, полный отказ от вредных привычек, регулярные занятии спортом, правильные завтраки, поддержание разработанного режима питания. Здесь необходимо исключить переедание, перекусы нездоровой пищей.
Стоит отметить, что в понятии ЗОЖ находится важнейший фактор – физическая активность. И это объяснимо. Дело в том, что такая активность человека является залогом поддержания на должном уровне двигательной активности, которая обеспечивает нормальное функционирование всех органов человека. Также она влияет на скорость адаптации человека к постоянно меняющимся негативным факторам внешней среды, которые воздействуют на человека.
На практике четко можно проследить за тесной связью здорового образа жизни и тем, насколько человек удовлетворен состоянием своего здоровья. Кроме этого, можно проследить за сложившимся социальным статусом молодежи среди студентов. Помогло это рассмотреть то, что произошло деление студентов на две категории: тех, кто активно занимается спортом, и тех, кто относится к специальной медицинской группе. Также прослеживается тот факт, что далеко не все студенты из специальной медицинской группы занимаются физической культурой за пределами университета.
Таким образом, степень удовлетворенности состоянием своего здоровья среди активных студентов-спортсменов намного выше, что способствует повышению самооценки и социального статуса. Это очень важно для молодых людей. Можно отметить, что в данном случае молодость выступает некоторым фундаментом, который способствует определению основ формирования взрослого человека в будущем.
Следовательно, физическая культура приносит пользу, если ею занимаются студенты, находясь на обучении в образовательном учреждении. Это приводит к тому, что они с легкостью достигают некоторого уровня своего физического развития, укрепляют общее здоровье. Это оказывает влияние на общий уровень подготовки студента.
Физическая культура
Важно отметить, что физическая культура способствует изучению личносто-ценностной ориентации. Когда студент четко знает о личностных идеалах, то это помогает ему обеспечить процесс профессионального саморазвития и личностного совершенствования.
Когда происходит объединение молодежи в организации, клубы, коллективы и союзы, то в этот момент осуществляется формирование интегративно-организационной функции. Именно она дает возможность познать и в дальнейшем развить уже имеющиеся навыки сотрудничества и работы в команде. Такая командная работа дает возможность выявить у каждого человека имеющийся личный, творческий потенциал. Он является основой всестороннего развития личности. Кроме того, коллективная работа помогает развивать коммуникативно-регулятивную функцию, суть которой заключается в отражении процесса общения, взаимодействия и поведения участников в физкультурно-спортивной деятельности.
В общем, физкультура является главной составной составляющей процесса организации досуга студентов. Она действует таким образом, что не только удовлетворяет их естественные личностные потребности, но и оказывает помощь в снятии психологического и эмоционального напряжения. Для того, чтобы снизить заболеваемость среди студентов и одновременно укрепить их здоровье, необходимо, в первую очередь, расширить пропаганду здорового образа жизни. Сюда входит улучшение спортивной и оздоровительной работы, и организация активного отдыха. В данной работе первое место принадлежит в физкультуре и спорту.
Ценности студенческого спорта
Обучающимися в высшем заведении образовательного типа выделяются четыре группы ценностей, которые определяют изучение ценностных ориентаций студентов в направлении здорового образа жизни. Первая группа – это общечеловеческие ценности, которые в рядах студенческой молодежи имеют высокую оценку и много значат. Ко второй группе относятся преимущественные ценности. В их состав входит физическое состояние, телосложение и статус в обществе. Третья группа имеет название «противоречивые». Это объясняется присутствием признаков большого и не большого значения. Четвертая группа называется «частными», потому как есть студенты, которые предают значение своим ценностям. Сюда входит функционирование человеческого организма, общественная активность и уровень физической подготовленности к выбранной профессии.
Меньше чем 25% студентов занимаются регулярно спортивной и физкультурной деятельностью на своем досуге. В связи с этим, можно наблюдать недостаточный уровень эффективности проводимой пропаганды здорового образа жизни преподавателями данной дисциплины и медиками. Студентами определены факторы риска для здоровья. Больше всего они считают вредным употребление алкогольных напитков. Это составляет 75,6%. Затем употребление табачных изделий — 73,5. Эти данные позволяют выявить один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаточный уровень двигательной активности имеет 39,9% оценок студентов, загрязнение окружающей среды — 29,3% оценок респондентов, конфликты с окружающими – 2,1%, перезагруженность профессиональными, учебными и домашними обязанностями 7,9 %.
К самым важным направлениям профилактики проявления негативных социальных явлений, в частности пропаганды здорового образа жизни, относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, развитие нравственного экологического, физического и духовного аспектов, а также создание образовательного пространства, укрепление здоровья и развитие физических способностей. Именно данные аспекты помогают принести положительный эффект. Но это возможно только в случае их системности, периодического повторения и методической обеспеченности.
На основе выполняемой функции физической культурой в высшем учебном заведении можно сделать вывод о ее пользе для студентов. На этих занятиях они могут достичь определенного уровня физического развития, а также укрепить собственное здоровье. В комплексе это все оказывает влияние на общую подготовку студента.
По итогу физическая культура выступает одной из главных составляющих процесса организации студенческого досуга. Она позволяет удовлетворить не только естественные личностные потребности, но и снять, как психологическое, так и эмоциональное напряжение.
Ведение здорового образа жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении выступает важным социальным фактором, который проходит все существующие уровни современного социума, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Стоит отметить, что на сегодняшний день это является главным социальным фактором, ограждающим от негативных последствий в процессе перехода от молодости к взрослой жизни.
Вывод
Подводя итог, можно отметить, что физическая культура для студента является одним из важных компонентов его обычной жизни. Именно в таком направлении должно происходит формирование отношения студентов к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Физкультура — это не только один из основополагающих компонентов в студенческой жизни, но и является основой формирования всестороннего развития и совершенствования личности. Занятия физкультурой и спортом в процессе обучения в высшем учебном заведении помогает студенту в правильном направлении оценить собственные способности и в дальнейшем их развить, тем самым укрепляя собственное здоровье. Вообще существует большое количество проблем, которые связаны с отношением студентов к физкультуре. К таким относятся период оценки собственных возможностей либо отсутствие мотивации к занятиям спортом. Именно с целью решения этих и других проблем происходит преподавание физической культуры в учебном заведении.