В чем заключается особенности делового общения продуктивное сотрудничество
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обновлено 06.03.2020 14:34 14.07.2012 15:07
Деловое общение – форма общения, опирающаяся на принципы делового этикета, направленная на взаимодействие с лицами или группой лиц(организация) для осуществления взаимовыгодных результатов.
Этика делового общения. Люди принимающие участие в деловом общении придерживаются официального стиля общения и ориентированы на решение и достижение поставленных задач. Культура делового общения всегда уместна.
Роль делового общения.
Особенности делового общения заключаются в том, что собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность; Заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах; Первостепенная задача делового общения — продуктивное и эффективное сотрудничество.
Психология делового общения.
Нет такого периода в жизни человека, даже самого непродолжительного, при котором он бы не находился вне процесса взаимодействия с людьми. Процесс делового общения часто является важным фактором в какой-либо совместной деятельности людей и служит методом улучшения качества и результата их взаимодействия. Содержанием такого взаимодействия является то, чем люди заняты, что является для них общей задачей, а не личные проблемы, которые касаются их внутреннего мира.
Деловое общение — это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией касающейся деловых задач, способствующем достижению определенного результата в совместной деятельности.
Нормы делового общения.
Под нормами подразумевается наличие регламента, то есть формальное следование определенным правилам, которые определяются особенностями менталитета и стиля поведения, сложившимися на данной территории, а также профессиональными этическими принципами делового общения, устоявшимися в данном профессиональном круге лиц.
Виды делового общения.
Деловое общение условно делится на два вида:
1. Прямое (непосредственный прямой контакт. С глазу на глаз или телефонный разговор.)
2. Косвенное (когда в процессе взаимодействия существует некая временная задержка, то есть электронные письма, деловые записки, коммерческие предложения и т.д.).
Деловое общение отличают от неформального тем, что в его процессе установлены конкретные цели и задачи, которые требуют определенного результата, что не позволяет нам пренебречь процессом взаимодействия с собеседником или несколькими участниками в любой момент.
Ни один из людей, который крутится в сфере бизнеса в настоящее время не может избежать процесса делового взаимодействия, будь это собственный персонал фирмы, партнеры по бизнесу, представители власти, сотрудники судебных или правовых служб, и все это требует наработанных навыков и знаний в области психологии делового общения.
Качества и навыки позволяющие адекватно и правильно вести себя во время беседы – одно из ключевых составляющих успеха делового человека. Умение продуктивно реализовывать этот процесс делового общения является одним из первых необходимых навыков для того, кто хочет добиться успеха в деловой и личной сфере.
Деловое профессиональное общение: основы и правила
Этапы и формы деловой коммуникации
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми и группами людей. Характер общения обусловлен целями совместной деятельности, оттого может быть различным.
Деловое общение – вид общения, специфику которого определяет невозможность профессиональной и иной, связанной с ней, деятельности вне коммуникаций с другими людьми.
Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен информацией в социально-правовой и экономической сфере человеческой деятельности с целью решения определенной задачи (коммерческой, производственной, научной и других).
Кроме делового, есть светское, формально-ролевое, интимно-личностное, манипулятивное виды общения. Отличительной чертой делового общения является то, что субъект коммуникации всегда значим, а предмет общения четко определен и хорошо известен.
Деловое общение складывается из этапов:
Цель делового общения всегда лежит вне взаимодействия его субъектов. Но средства достижения цели определяются с учетом интересов и потребностей всех коммуникаторов.
Задача делового общения – продуктивное и эффективное сотрудничество партнеров.
В любое общение входят три взаимодополняющих процесса: социальная перцепция – восприятие и понимание партнера; коммуникация – обмен информацией; интеракция – обмен действиями.
Эти процессы в бизнес-среде строго регламентированы, есть правила и нормы делового взаимодействия и этикета.
Особое значение имеет процесс коммуникации. Одно неверное или неуместное слово может повлечь за собой существенные негативные последствия, такие как потеря клиента, партнера, прибыли и так далее. Но и перцепция, и интеракция также не менее важны.
Виды профессионального общения
Деловое общение может происходить в форме:
Уважающему себя профессионалу и специалисту нужно уметь грамотно взаимодействовать, знать правила и язык делового общения.
Успешные люди взаимодействуют как непосредственно лично в официальной обстановке, так и опосредованно через технические средства: телефон, факс, почту, интернет-программы.
Все чаще в современном обществе прибегают к электронным системам коммуникации, организация труда приобретает виртуальный характер. Высокие технологии помогают увеличить скорость передачи информации и ее точность, исключить «человеческий» фактор.
Принципы общения в деловой среде
Понятие делового общения включает не только взаимодействие «начальник – подчиненный» и коммуникацию между партнерами по бизнесу, но и ежедневное взаимодействие людей, которые не состоят в близких отношениях.
С незнакомыми людьми принято взаимодействовать по-деловому, культурно. Уважительное отношение и поведение – основы делового общения и культуры в социуме.
Кроме уважения к общим принципам делового общения относятся:
Личность – субъект коммуникации в бизнес-среде. Каким бы ни был обсуждаемый вопрос, о нем говорят люди, у каждого из них свое мнение, основанное на личном опыте и особенностях характера. Это принципиально важно, так как успех бизнес-отношений зависит от характера межличностного взаимодействия партнеров.
Основы делового общения включают принцип сопоставления содержания передаваемой информации с тем, как это происходит. Тон голоса, его эмоциональная окраска, мимика, жесты не менее важны, чем содержание речи.
Понятие «многомерность» предполагает, что во взаимодействии людей имеют значение все составляющие коммуникации.
Не принято нарушать зону комфорта собеседника, а также слишком далеко находиться во время разговора. Единственное позволенное прикосновение к бизнес-партнеру – рукопожатие. Недопустимо разговаривать, отвернувшись от человека или оглядываясь через плечо.
Направленность делового взаимодействия многоцелевая. Это означает что, помимо цели, которая озвучивается и обговаривается, субъекты могут иметь иные подспудные, сопутствующие цели, не противоречащие первой.
Пока деловые партнеры находятся в непосредственной близи друг от другу, даже если они не общаются непосредственно, коммуникация продолжается на невербальном уровне.
Поза, жесты, знаки внимания, оказываемые деловому партнеру, имеют значение и несут смысловую нагрузку. Даже молчание – часть интеракции. Бизнесмены не забывают о том, что они общаются с партнерами, даже если тема разговора смещается в сферу, не касающуюся дела.
Правила общения
Чем грамотнее человек ведет себя в профессиональной среде, тем лучше к нему относятся окружающие.
5 правил общения в деловой среде:
Деловое общение имеет целью нахождение компромисса. Принято быть готовым, открытым к восприятию и обмену информацией с партнером. Неэтично провоцировалось собеседника на конфликт или избегать контакта. Внимание, уважение и заинтересованность в речи собеседника выражается во взгляде, жестах, умении выслушать не перебивая.
В целом следует избегать любых крайностей в речи. Когда человек говорит слишком тихо, невнятно, быстро или, наоборот, слишком медленно, его речь тяжело воспринимается, становится непонятной и неприятной.
К тому же, если субъект говорит в меру громко и предельно четко, у его партнеров складывается представление, что он зрелая личность и уверенный в себе человек.
Речь должна быть составлена, а лучше записана. Деловые люди перед началом разговора отмечают для себя темы и вопросы, которые требуют обсуждения. Доклад или публичное выступление строится по плану, расписываются вступление, основная часть и заключительные выводы, итоги.
От того, как прозвучит вопрос, будет зависеть ответ. Если вопрос предполагает ответ «да» или «нет», собеседнику придется ответить четко, если вопрос останется открытым, у него будет возможность высказать свою точку зрения. Следует избегать слишком прямых, нетактичных вопросов.
Соблюдение всех принципов и правил может показаться проблематичным, но трудности преодолеваются работой над собой. Умение общаться в бизнес-среде приходит с опытом делового взаимодействия.
Язык общения в бизнес-среде
Понятие «язык» используется для обозначения системы знаков, посредством которой люди мыслят и разговаривают. Это также и способ выражения самосознания личности.
Язык делового общения – официально-деловой стиль речи, предназначенный для коммуникативного взаимодействия в профессионально-деловой среде, а также других близких сферах.
Деловой язык – система общения в устной и письменной форме, регулирующая рабочие отношения.
Официальный стиль письменной речи имеет следующие особенности:
Деловая устная речь имеет три составляющие:
Язык делового общения субъекта взаимодействия оценивается по следующим показателям:
Психология делового взаимодействия
В профессиональной среде принято придерживаться этикета, общих норм морали и нравственности.
Деловое общение основано на таких нравственных нормах:
Но в понятие делового общения включается и психологический аспект межличностных отношений. Они могут быть не только нейтрально-дружественными, но и иметь характер жесткой конкуренции и борьбы.
Деловое общение – это не только умение хорошо говорить, выглядеть и вести дела, но и умение выстраивать межличностные отношения.
Преодоление трудностей общения
Даже соблюдая все правила делового общения можно столкнуться с такими психологическими барьерами:
Чтобы преодолеть трудности делового взаимодействия и расположить к себе собеседника следует придерживаться рекомендаций:
Такое обращение признак уважительного и внимательного отношения. Все люди любят слышать свое имя и лучше воспринимают информацию, произнесенную сразу после него.
Она не всегда уместна. Чаще важные вопросы требуют концентрации внимания и серьезности, что, естественно, выражается в сдержанной мимике. Но улыбка – это средство, которое вызывает симпатию, доверие и готовность идти на контакт.
Добрые и ненавязчивые приятные слова скрасят любое общение, особенно строго деловое. Принято говорить искренние, но сдержанные комплименты.
Общаясь на деловые темы, не следует забывать, что его субъекты – люди, со своими особенностями. Всем и каждому нравится, когда его внимательно слушают, интересуются им, поддерживают и уважают.
Сокрытие или искажение информации рано или поздно выясняется, а однажды испорченную репутацию и утраченное доверие трудно вернуть.
Основы делового общения можно постичь самостоятельно либо получить необходимые знания в учебных учреждениях, на курсах или семинарах.
Искусство общения в профессиональной среде постигается на практике, когда индивид начинает действовать и вести себя как честный, надежный и культурный человек, и профессионал своего дела.
Деловое общение: правила и приёмы
Вопросы, рассмотренные в материале:
Деловое общение – обязательная часть любого взаимодействия в области бизнеса. И это понятно: без грамотно выстроенной коммуникации между сотрудниками, клиентами и партнёрами ни о какой продуктивности и эффективности в делах компании речь идти просто не может.
Уважающий себя предприниматель должен знать виды и формы делового общения, его нормы и правила, а также располагать перечнем психологических приёмов, чтобы успешно проводить переговоры всех форматов и не попадать впросак. Если вы хотите узнать обо всём этом подробнее, читайте нашу статью.
Понятие и этика делового общения
Под деловым общением понимаются способы взаимодействия между людьми или их группами с использованием определенных приемов, принципов и правил, которые направлены на достижение выгодных всем участникам результатов в ведении бизнеса. Подобное коммуникационное взаимодействие подразумевает соблюдение определенных правил и норм этикета с целью решения назревших вопросов на пути к заданным бизнес-целям.
Общение деловых людей предполагает грамотный серьезный подход к интересам и личностным качествам каждой из сторон. Это очень важные критерии, от которых во многом зависит исход любых переговоров, их продуктивность и значимость для выполнения стоящих перед участниками целей.
Культура делового общения отличается от, например, личностного либо социального взаимодействия. Здесь есть свои особенные отличительные черты. И если четко выделить их и охарактеризовать, то можно таким образом составить для себя картину о том, что же является деловым общением.
Немаловажный фактор в деловом общении – понимание некоторых этических норм, касающихся психологических и языковых особенностей различных национальных групп, народностей, государств.
Разные народности имеют весьма отличающиеся самобытные исторические особенности, культурные традиции и нравы, способы проявления своих эмоций, темперамент, язык и т. д. Для человека, ведущего бизнес, понимание всех этих национальных и психологических моментов имеет огромное значение, причем, вне зависимости от области деятельности и профессии. Эти знания помогают выстраивать эффективное и уважительное взаимодействие между партнерами разной национальной принадлежности, учитывать особенности их обычаев и культуры.
Этическое поведение в деловом общении опирается на различные науки, к примеру, на этику, научную организацию труда, психологию общения и управления. Успешные коммуникации между людьми в современном мире невозможны без изучения психологии и этики делового общения.
В бизнесе особое значение придается умению соблюдать деловой этикет во взаимоотношениях. Это первостепенное качество, которое отличает настоящего профессионала и нуждается в постоянном совершенствовании. Именно от этого во многом зависит успешность и эффективность любого бизнеса. В процессе делового общения формируются общие для участников цели, и их достижение напрямую связано с тем, насколько успешно людям удается наладить устойчивые взаимоотношения друг с другом.
Важно научиться понимать интересы партнеров в процессе взаимодействия, а также доступно излагать свои собственные мысли и пожелания. Только так можно добиться полного понимания и продуктивного решения поставленных задач.
Принципы делового общения
Взаимодействие между бизнес-партнерами отличается от обычного общения в быту тем, что здесь участники переговоров формулируют общие задачи и совместно намечают пути для их решения. Вот несколько черт, характерных именно для делового общения:
Упомянутый кодекс в данном контексте означает ряд правил, объединяющих в себе определенные принципы:
Основные виды делового общения
Различают два вида делового общения:
Более высокую эффективность имеет именно прямое взаимодействие, потому что позволяет использовать психологические факторы. Косвенные способы отличаются некоторой формальностью, они лишены возможности личностного воздействия. Одно из прямых средств делового общения — деловая беседа. По сути это прямой диалог, цель которого – формирование делового партнерства, решение общих насущных вопросов.
Функции делового общения (в отличие от неформального) состоят в том, чтобы наметить в ходе взаимодействия общие цели, важные для достижения конечного результата в сотрудничестве между сторонами. Поэтому тут недопустимо пренебрежительное отношение к участникам переговоров.
Деловое взаимодействие неизбежно для любого участника какой бы то ни было сферы бизнеса. Это может быть обсуждение важных вопросов с деловыми партнерами либо подчиненными, работниками суда, юристами, представителями структур власти и проч. И в каждом из случаев для ведения конструктивного диалога понадобятся определенные знания из области психологии взаимодействия с людьми.
Успех, как в бизнесе, так и в личной сфере, не в последнюю очередь зависит от навыков, используемых партнерами в ведении переговоров, умения адекватно воспринимать доводы собеседника и излагать собственные мысли.
Формы делового общения
Организация делового общения подразумевает слаженную работу всего коллектива, достижение намеченных целей благодаря быстрому и качественному взаимопониманию между его членами. Можно назвать несколько основных способов делового общения.
Цель делового общения
Организация делового общения нацелена на то, чтобы максимально оптимизировать взаимодействие между участниками предметной деятельности. Это что касается общих целей. Однако выделяют еще и личностные цели, преследуемые каждым человеком в отдельности:
Помимо уже перечисленных, существуют и психологические функции делового общения:
Деловое общение отличают определенные, характерные для него, особенности:
Деловое общение подразумевает разграничение субъективных личностных желаний и имеющихся объективных условий для взаимодействия.
То есть на первом месте здесь не желание субъектов вступать во взаимоотношения, а необходимость взаимодействия, которая может носить и принудительный характер. В этом, собственно, и состоит основное отличие делового общения от обычного социального.
Этапы процесса делового общения
Деловое общение выстраивается из следующих последовательных этапов. Каждый из них важен, пропускать ни один нельзя, от этого зависит результативность взаимодействия.
ТОП-5 принципов профессионального делового общения
Отношение к человеку со стороны профессионалов-коллег в немалой степени зависит от того, насколько он сам грамотно себя ведет в своей сфере деятельности.
Если говорить о поведении человека в процессе взаимодействия с коллегами, то деловое общение – это:
Очень важно уметь находить компромиссные решения, быть открытым для восприятия и обсуждения значимых для сторон сведений. Недопустимо поведение, подталкивающее к конфликтам, либо стремление избежать взаимодействия. Большое значение имеет умение слушать, не перебивать, проявлять уважение к собеседнику во всем, а именно – в словах, жестикуляции, выражении лица.
Необходимо подготовить речь, желательно даже записать ее. Выделить самые важные моменты из тех, что будут затронуты в беседе. Если предстоит выступление на публике, доклад, к примеру, то его необходимо спланировать, наметить вступительную, основную, заключительную части и подведение итогов.
Следует понимать, что ответ на поставленный вопрос во многом зависит от того, в какой форме он задан. Можно спросить так, что достаточно будет ответить «да» либо «нет», но существуют и открытые вопросы, отвечая на которые собеседник озвучит именно свое собственное мнение. Прямые и в некоторой степени нетактичные вопросы задавать нельзя.
В общем можно сказать, что любая крайность в речи – это плохо. Неприятно и тяжело слушать человека, которые все время говорит очень громко либо, наоборот, тихо, торопливо, смазывая слова и т. д.
Человек, говорящий четко, размеренно, достаточно громко (но не слишком), производит хорошее впечатление, воспринимается как уверенный в себе, грамотный, серьезный собеседник.
Возможно, кому-то покажется не таким простым делом выполнение всех изложенных правил. Умение ими пользоваться приходит с опытом. Деловая сфера общения предполагает способность общаться в нужном ключе, без этого взаимопонимание между участниками бизнеса будет затруднительным.
Психологические приемы делового общения
Начать разговор можно по-разному, но, опираясь на имеющийся практический опыт, можно выделить несколько наиболее удачных способов завязать беседу. Вот они:
В любом случае большое значение имеет ваш собственный подход к выстраиванию разговора. Существует правило так называемого «вы-подхода». Тут имеется в виду способность человека, начинающего разговор, понять, что чувствует его собеседник. В этом помогают вопросы, которые можно мысленно задать самому себе: «Если бы я был на его месте, что именно вызывало бы у меня наибольший интерес?»; «Понравилось бы мне то, как протекает разговор, и как бы я отвечал?». Это и есть элементы «вы-подхода». Собеседник должен почувствовать, что к нему внимательны и его экспертное мнение ценно.
Чтобы в процессе делового общения получить интересующие вас сведения, следует научиться правильно формулировать вопросы в разговоре и одновременно быть готовым отвечать на вопросы собеседников. Такое подход активизирует всех участников, запускает процесс обмена информацией, дает возможность показать свои знания, компетентность в обсуждаемой теме. Практика показывает, что на прямо поставленные вопросы люди по большей части отвечают неохотно. Поэтому сначала необходимо вызвать у собеседника интерес к проблеме.
Выделяют пять групп вопросов, наиболее часто используемых в деловом общении.
Поведение людей в деловом общении бывает очень разным, и нередко возникает ряд затруднений психологического характера.
Так называемые психологические барьеры могут отличаться. Вот некоторые их разновидности:
Можно привести ряд рекомендаций, которые помогут организовать продуктивное деловое общение и избежать возможных трудностей:
Таким образом вы проявляете уважение и внимание. Давно известно, что любому человеку приятно слышать собственное имя, он с большей готовностью воспринимает все, что говорит собеседник.
Никогда не лишне улыбнуться. Понятно, что обсуждаемые вопросы обычно бывают очень серьезными и мимика должна быть соответствующей. И всё же улыбающийся человек всегда располагает к себе, вызывает большее доверие.
В деловом общении принято довольно сдержанное изложение комплиментов, но их следует произносить искренне. Это всегда приятно собеседнику и располагает к более открытому диалогу.
Всегда помните, что каким бы бизнесом вы ни занимались, его участники, прежде всего, люди, которым всегда приятно искреннее внимание, уважение и поддержка. Не пренебрегайте при ведении переговоров личностью собеседника.
Испортить себе репутацию очень легко, достаточно лишь единожды утаить важные сведения либо представить их в искаженном виде. Но совсем непросто вернуть доверие однажды обманутых партнеров.
Поведению в деловом общении обучают в специальных образовательных заведениях, для этого организовываются семинары, курсы. Но можно и самостоятельно набираться опыта в этой области.
Самый лучший способ научиться профессионально вести переговоры с партнерами – это проявить себя честным, культурным, образованным профессионалом. Такие качества не останутся не замеченными и помогут в выстраивании плодотворного сотрудничества.
Особенности делового общения по телефону: нормы этикета
Пожалуй, сейчас невозможно представить себе взаимодействие между людьми без использования телефона. Это касается и делового общения. Благодаря телефонам процедура ведения переговоров значительно упрощается. Вместо длительных и дорогостоящих поездок в другие города и даже страны, можно просто созвониться и решить насущные вопросы. Переписка также занимает много времени, а телефонное деловое общение позволяет все излагать кратко и быстро, устраивать общие дистанционные переговоры, оперативно получать необходимую информацию.
Разговаривать по телефону тоже нужно уметь, особенно бизнесменам. Тут от одного звонка может зависеть, какое впечатление останется у человека о вашей компании, появится у него желание сотрудничать с вами или нет. Поэтому следует иметь некоторое представление о том, как грамотно провести телефонный разговор.
И только после того, как вы четко определили, что телефонный звонок необходим, подготовьтесь к нему морально, постарайтесь вспомнить существующие правила ведения переговоров по телефону, чтобы предстоящая беседа принесла положительный для вас результат.
2. Перечень некоторых стандартов и принципов.
По сути, в телефонном разговоре нет ничего сложного. Стандартный регламент таков:
Деловое общение в менеджменте предполагает умение грамотно вести телефонные переговоры. Следует понимать, что тут для донесения информации можно использовать только слух человека, такова специфика дистанционного общения. Это необходимо учитывать. Очень важно соблюдать общепринятые нормы культуры и этики разговоров по телефону. От этого будут зависеть взаимоотношения с партнерами и успешность бизнеса.
Так, для делового общения по телефону выработан ряд следующих этических норм и правил:
Если по каким-то причинам оборвалась связь, то по этикету повторно набирать номер должен тот, кто изначально инициировал этот звонок.
Секрет успешных переговорщиков. 8 вопросов для увеличения продаж. Бизнес Молодость: