В чем заключается отличие информационного общества и индустриального общества
Тест Как развивалось общество
Тест «Как развивалось общество» 1 вариант
1.Что свойственно обществу традиционного типа?
1)преобладание сельского хозяйства в экономике
2)высокий уровень развития экономики
3)распространение компьютерных технологий
4)интенсивное развитие науки и техники
2. В чем заключается отличие информационного общества и индустриального?
1) общество, основанное на промышленности и аргоресурсах
2) общество, основанное на знаниях
3) добыча и переработка природных ресурсов заменяется на приобретение и переработку знаний
4) главную роль в искусстве начинает играть наука и новые технологии
3.В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?
1)индустриальное 2) традиционное 3)информационное
4. Назовите отрицательную черту информационного общества
1) проблема отбора качественной информации
2) совершение высокотехнологичных преступлений
3) информационные технологии нарушают частную жизнь людей
4) создание глобальных баз данных и свободный доступ к любой информации всем людям
5) все перечисленное
5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) развитие высоких технологий
Б) ускорение развития промышленности
В) выдвижение на первый план сферы услуг
Г) доминирование религиозных ценностей
Д) общинный уклад, коллективизм
1) традиционное (аграрное)
3) информационное (постиндустриальное)
6.. Какая проблема не относится к глобальным:
1) экологическая 2) демографическая 3) урбанизации 4 продовольственная
7. Главная глобальная проблема человечества в наше время:
1) демографическая 2) продовольственная 3) экологическая 4) мира и разоружения
8. Главный загрязнитель вод Мирового океана:
1) добыча, транспортировка и переработка нефти
2) отходы рыбной промышленности
3) бытовой мусор
4) отходы металлургических предприятий
9. Что характерно для демографической проблемы стран третьего мира:
1) высокая детская смертность
2) высокая продолжительность жизни
3) низкая рождаемость
4) распад семейных ценностей
10. Какая международная организация была создана в 1968 году
1) Гринпис 2) Врачи без границ 3) ООН 4) Римский клуб
Тест «Как развивалось общество». 2вариант
1)традиционному 2)индустриальному 3)информационному 4)постиндустриальному
2.Что свойственно обществу информационного типа?
1)механизация и автоматизация производства
2)преобладание устной информации над письменной
3)увеличение удельного веса крестьянства в составе населения
4)ведущая роль науки и информации в обществе.
3. В чем заключается отличие информационного общества и индустриального?
1) общество, основанное на промышленности и аргоресурсах
2) общество, основанное на знаниях
3) добыча и переработка природных ресурсов заменяется на приобретение и переработку знаний
4) главную роль в искусстве начинает играть наука и новые технологии
4. Назовите положительную черту информационного общества
1) создание глобальных баз данных и свободный доступ к любой информации всем людям
2) нет необходимости пользоваться книгами в библиотеке
3) возможность приобретения готовых рефератов, курсовых работ и дипломов в глобальной сети
4) все перечисленное
5. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) аграрно-сырьевой тип хозяйства
Б) появление массовой культуры
В) развитие глобальных компьютерных сетей
Г) создание конвейера
Д) ведущая роль науки в производстве
6. Глобальными считаются проблемы, которые:
1) затрагивают целый континент 2) затрагивающие все человечество
3) затрагивающие более 10 стран 4) проблемы космического масштаба
7. Суть демографической глобальной проблемы:
1) численность населения уменьшается 2) численность населения растет
3) люди умирают от неизлечимых болезней 4) люди живут меньше ста лет
8. Что не относится к глобальным проблемам начала 21 века:
1) проблемы экологии 2) проблемы демографии
3) борьба с эпидемиями тифа и оспы 4) загрязнение вод Мирового океана
9. К глобальным демографическим проблемам можно отнести:
1) рост числа неграмотных в мире
2) увеличение числа безработных в странах Запада
3) усиление влияния СМИ на общественное мнение
4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения (старение населения планеты)
10. В каком году отделение международной общественной природоохранной организации Гринпис стало действовать в Москве
1) 1990 2) 1993 3) 1995 4) 1997
Вариант 1 Вариант 2
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Своя игра по обществознанию «Сфера духовной жизни»
Разработка урока: «Формы правления»
Урок закрепления » Твой закон твоя защита»
Рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Презентация по обществознанию на тему «Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь»»
Конспект урока по обществознанию на тему «Гражданское общество и правовое государство»
Экономика. 11 класс «Виды денег» Статья для подготовки к ЕГЭ
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5341956 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чем заключается отличие информационного общества и индустриального общества
Подробное решение параграф § 19 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016
1. Почему кризисы 1970—1980-х гг. повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства?
В 1973 г. арабские страны — производители нефти, протестуя против антиарабской политики западных стран и роста цен на промышленные изделия, резко подняли цены на нефть (сначала в 4 раза, затем еще в несколько раз).
В таких условиях возникла необходимость перехода к интенсивному производству, т. е. к сберегающему энергию, материалы, затраты на труд.
2. В чем заключаются главные особенности третьей промышленно-технологической революции?
Это период развития новой техники и технологий.
Третья технологическая революция — результат кризиса массового индустриального производства, нацеленного на экстенсивное развитие, результат окончания эры дешевой нефти и нового обострения конкуренции на мировом рынке. Эта революция дала возможность начать переход к постиндустриальному обществу – информационному обществу. Особое внимание уделяется развитию информационной техники, и особенно быстрой смене поколений микропроцессоров, компьютеров, развитию систем связи (коммуникаций) — оптико-волоконной, спутниковой, сотовой и т. д. На этой основе развертывается информационная революция.
3. Назовите основные области новейших научных достижений.
Усовершенствования в 1970-е гг. микропроцессоров и интегральных схем и создания на их основе персональных компьютеров. Самыми перспективными отраслями современной науки и производства становится развитие биотехнологии, генной инженерии, нанотехнологии, технологии новых материалов и т. д.
4. Какое открытие и достижение произвело на вас наибольшее впечатление?
Расшифровка генома человека.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ) ОБЩЕСТВО
1. Назовите основные черты и признаки постиндустриального (информационного) общества.
Признаки начинающейся эпохи информационного общества таковы:
• знания и информация становятся источником более высокой производительности труда, они все в большей степени используют данные науки;
• происходит сдвиг в самом производстве — от создания материальных благ и товаров к производству информации, что фундаментально меняет социальный и профессиональный состав общества;
• в информационном обществе запущен механизм постоянного обновления, технологических нововведений, инноваций, своего рода вечный двигатель, который так долго искали, ведь информация и знания не убывают по мере их использования, а лишь обновляются и совершенствуются.
2. Выделите главные отличия постиндустриального общества от индустриального.
Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов становится основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений все в большей степени зависит от теоретического знания.
Если технический прогресс в индустриальную эпоху был связан со стремлением покорить природу и ему были близки понятия: мощность, размер, объем, скорость и т. д., то технология постиндустриального общества основывается на других понятиях: разнообразие, эффективность, экономичность, экологическая чистота и т. д. Если раньше автомобильные компании соревновались в создании наиболее мощного двигателя, то теперь на первый план выходит стремление обеспечить низкое потребление бензина, управляемость, безопасность, комфорт. Крупнейшие производители автомобилей переходят к их производству по индивидуальным заказам.
Основные типы общества
6 класс, 8 класс, 10 класс
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
Ручной труд и примитивные технологии.
Преобладание сельского хозяйства.
Низкая социальная мобильность.
Преобладание ценностей коллективизма.
Влияние церкви на общественную жизнь.
Признаки традиционного общества:
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
Низкий темп развития.
Направлено в прошлое, боится нововведений.
Полное поглощение личности коллективом.
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
Активное развитие промышленности.
Серийное машинное производство и автоматизация.
Превращение науки в общественный институт.
Рождение массовой культуры.
Предоставление прав и свобод людям.
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
Базовая структура — экономика.
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
Развитие сферы услуг.
Основная единица товара — информация (знания).
Развитие информационных технологий.
Профессиональное деление общества.
Широкое использование компьютерных технологий.
Реализация научно-технической революции.
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
Фактор развития — теоретические знания или информация.
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Другие классификации общества
Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.
По степени открытости
Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.
По наличию письменности
Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.
Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.
По степени социального расслоения
Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.
Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.
На основании доминирующей религии
Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.
Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.
Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.
Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.
Согласно теории информационного общества, оно в значительной степени отличается от индустриального. Покажем, в
чем заключаются эти отличия.
1. Прежде всего, меняется форма организации производства. Нет необходимости больше в столь сильной концентрации производства, как это было в индустриальном обществе. Человек может теперь полноправно участвовать в производственных процессах, находясь в удалении от крупных экономических центров. О. Тоффлер высказывает идею о том, что мы вполне можем приблизиться к новой форме «кустарного промысла», основанного на суперсовременной технологии.
2. В информационном обществе снижается значение бюрократического управления, и работники при выполнении своих
основных функций становятся более самостоятельными, а каждая организационная единица представляет собой отдельный модуль, направленный для решения конкретной задачи или задач.
3. Меняется система ценностей, когда общественность требует от компаний решения не только экономических, но и социальных проблем: возникают и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие организации, причем их деятельность становится все более разносторонней, учитывающей интересы самых различных потребителей.
4. Наконец, возрастает взаимопереплетение и взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, следовательно, возрастает роль наднационального регулирования и наднациональных институтов. Все меньше производимых благ обладает четкой национальной принадлежностью, блага могут производиться в разных странах и регионах, а затем формироваться в виде некоего конечного блага с последующей реализацией в различных местах земного шара.
Типы обществ: традиционное, индустриальное, информационное
Содержание:
↑ Типы обществ
В науке сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
Если в качестве критерия выступает число уровней управления и степень социального расслоения, то общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных, слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.
В середине XIX века К.Маркс предложил свою типологию обществ – формационный подход. В основе формационного подхода лежит разработанная К. Марксом и последователями его учения категория «общественно-экономической формации», под которой понимается «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил, совокупностью производственных отношений и возвышающейся над ними надстройкой в виде определенных идей и учреждений».
Согласно данной концепции решающую роль в жизни общества играет экономическая (материальная) сфера, где производятся материальные и иные блага, необходимые для существования общества. Обострение противоречий между производительными силами (ресурсами и средствами, обеспечивающими процесс производства) и производственными отношениями (отношениями между людьми в процессе производства, которые выражаются в форме собственности на средство производства) разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, то есть приводит к новой общественно-экономической формации.
В соответствии с данной концепцией было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Когда одна стадия приходит на смену другой, из меняются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.
Показатель | Традиционное общество | Индустриальное общество | Информационное общество |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Особенности производства | Ручной труд | Ручной труд | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Классы, сословия; Низкая социальная мобильность. | Классовое деление, подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Тесная взаимосвязь |
Духовная жизнь | Велика роль обычаев и традиций, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей | Большую ценность имеют прогресс, личный успех. Важное место в жизни общества занимает массовая культура | Важную роль играет наука, образование. Образование непрерывно |
Примеры | Страны экваториальной Африки, российская империя | СССР, Китай | Россия, Япония, страны Западной Европы |
↑ Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество
Общества, которые в процессе своего исторического пути находятся на низком уровне экономического развития, в обществоведении называются доиндустриальные или традиционные (аграрные).
Традиционное общество — доиндустриальная ступень исторического развития общества. Такое общество основано на натуральном хозяйстве и ручном труде, характеризуется сословной иерархией и решающей ролью церкви и армии в социальной и политической жизни общества.
↑ Индустриальное (промышленное, техногенное) общество
↑ Информационное (постиндустриальное, технотронное) общество
Таким образом, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.