В чем заключается перцептивный компонент системы педагогической культуры педагога начальных классов

Педагогика

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

Особое место в структуре педагогического мастерства занимает умение учителя управлять собственным вниманием и воображением, то есть социально-перцептивная техника.

По происхождению и способу осуществления в психологии выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека.

Учитель в его деятельности нельзя полагаться только на непроизвольное внимание. Он должен обладать своим вниманием, поскольку должен следить за дисциплиной, реакцией учеников, собственной речью и поведением, рассчитывать время на уроке, все видеть, слышать и делать выводы.

Внимание дает возможность учителю воспринимать ситуацию педагогического взаимодействия, соотносить ее с поставленной целью и задачами, а также контролировать реализацию заранее разработанной программы педагогического взаимодействия.

Поэтому закономерно значение в творческой работе учителя непрерывного внимания и сосредоточенности.

Чтобы научиться управлять собственным вниманием, учителю необходимо знать основные законы внимания: закон апперцепции, закон установки и закон четырех составляющих.

Следовательно, уровень внимания зависит не только от нас, но и от значительного количества внешних факторов. Зная это, можно научиться управлять своим вниманием, а также влиять на уровень внимания окружающих.

Внимание позволяет человеку не снижать эффективности своей деятельности при переходе от одних объектов в другие. Здесь срабатывает такая характеристика внимания как переключение, под которым понимают произвольное изменение человеком направленности своего внимания с одного объекта на другой. Говоря о переключение или динамику внимания, следует выделить определенные аспекты этого процесса: умение переключать внимание с одного объекта на другой в обычных условиях деятельности; умение переключать внимание с одного объекта на другой, когда возникают новые педагогические задачи, когда обстоятельства постоянно меняются.

Предоставляя большое значение развитию внимания и воображения, К. С. Станиславский выделял четыре типа людей.

1) С инициативой, воображение работает самостоятельно, без особых усилий. Такой учитель своеобразно строит уроки, умеет увлечь детей, как правило, содержание материала, который он преподает, отличается от изложения в учебнике. Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы. У такого учителя детям легко учиться.

2) Без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают, и самостоятельно развивает. Такому учителю важно от чего оттолкнуться, на что-то опереться. Подсказкой может быть конспект урока, материал учебника, новая инструкция, методическая разработка, опыт работы других учителей и т.п. детям с таким педагогом также легко, а сам педагог, целенаправленно работая, может приблизиться к учителям первого типа.

3) Схватывает подсказку, но не развивает ее, не имеет к этому способностей.

Учитель этого типа работает неровно, уроки то прибегают, то нет. Такие учителя, обычно, стараются хорошо, точно передать материал учебника, но не больше. Они хорошие исполнители инструкций, разработанной методики, но в их работе нет новизны.

4) Сам не создает и не схватывает того, что дают. Такому учителю помогает ни хороший учебник, ни методические разработки. У него все формально, неумело, профессионально неграмотно.

Очевидно, что эффективность деятельности учителя тесно связана с особенностями его воображения. Функционирование педагогической воображения на этапе подготовки к будущей деятельности помогает прогнозировать, представить ее основные черты, восприятия материала классом, ожидаемое общения с учениками, вызывает творческое самочувствие. В ходе учебно-воспитательной деятельности с помощью воображения педагог осуществляет интуитивный поиск, ориентируется в мотивах учащейся реакции и поведения. После завершения работы именно воображение учителя прогнозирует и представляет возможные результаты и эффект деятельности.

Конкретизируя основные функции воображения, Л.И. Рувинський называет следующие:

1) анализ (воображение участвует в оценке педагогической ситуации и помогает понять ее причины);

2) поиск (способствует поиску оптимального решения педагогической задачи)

3) прогноз (помогает предвидеть возможные результаты воздействия, чувства и намерения ученика).

В общем воображение нужна для создания чего-то нового, но учителю она чаще нужна для обновления уже созданного. Например, тогда, когда материал урока необходимо сделать интересным для себя и для учеников, найти, увидеть в нем что-то новое, привлекательное, ранее не замеченное. это поможет педагогу настроиться на урок, создать себе нужное настроение, самочувствия.

Воображение тесно связано с появлением вдохновения, с творчеством. Но учитель, как и актер (в отличие от художников, музыкантов, поэтов), не может ждать, когда к него придет вдохновение. Он должен владеть им и уметь вызвать тогда, когда это нужно. Помогают педагогу в этом воля, разум и чувства. В каждого учителя эти качества развиты в большей или меньшей степени. В зависимости от того, какая из них преобладает, выделяют три типа учителей.

Если у учителя преобладают чувства (I тип), то его урок наполненный эмоциями, которые порой не подкрепляются фактами, логикой изложения.

Конечно, чувство увлекают детей, но вынесут они уверено знания такого урока, неизвестно.

Преобладание воли (II тип) в творческой работе учителя приводит к тому, что на уроке царит авторитаризм, честолюбие учителя ( «Я так хочу», «Вы должны»).

Конечно, в идеале учитель должен гармонично сочетать в себе различные качества, совершенствовать существующие, развивать те, которых не хватает. ведь педагогическая профессия предполагает постоянное работу человека над собой, сознательное и последовательное самосовершенствования на пути к педагогическому мастерству.

Источник

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владетьпрофессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, бытьпрофессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:

требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;

специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;

система педагогической культуры учителя

С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – этокомпетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

Второе направление, специфичное для начальной школы, включает:

понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);

знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);

понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.

Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.

Инновационный компонент — потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.

Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

Критерий саморазвития и самообразования.

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области культурных новинок;

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства

Источник

Реферат «Профессиональная культура как одна из общих компетенций учителя начальных классов»

Государственное бюджетное профессиональное

«Мишкинский профессионально-педагогический колледж»

Профессиональная культура как одна из общих компетенций учителя начальных классов

студентки 21 группы,

Преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

I Психолого-педагогические аспекты п рофессиональной культуры педагога

1.1 Определение понятия культуры

1.2 Профессиональная культура педагога

II Формирование профессиональной культуры учителя начальных классов в рамках компетентностного подхода

2.1 Определение профессиональной компетентности педагога

2.2 К ритерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Список использованных источников

1. Требования к структуре личности учителя начальных классов

2. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности

3. Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Выбирая профессию, мы стремимся определить для себя специфику той или иной профессии, профессионально важные качества и будущую деятельность, которой нам предстоит заниматься. Если говорить о профессии педагога, то необходимым и неотъемлемым компонентом данной профессии является общая, и, вместе с тем, профессиональная культура специалиста.

Тема нашей работы является актуальной во всех сферах педагогической деятельности, в том числе и для учителя начальных классов. Ее актуальность доказана в научной литературе в области психологии, педагогики, социологии. Изучением проблемы формирования профессиональной культуры занимались такие ученые как С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, И.П. Подласый, В.А. Мижериков, А.С. Роботова.

В процессе общекультурного развития учитель должен проявлять активность, стремиться к расширению своего кругозора и эрудиции, посредством самовоспитания корректировать систему индивидуальных норм поведения, приводя их в соответствие с культурными образцами и нормами, оцениваемыми обществом как социально значимые. Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, есть системное образование. К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры учителя можно отнести: уровень интеллектуального развития, прежде всего, развитие педагогического мышления; уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень овладения основами профессионально – педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида [7].

Цель нашей работы – освятить основные компоненты профессиональной культуры учителя начальных классов в рамках современного компетентностного подхода.

I Психолого-педагогические аспекты п рофессиональной культуры педагога

1.1 Определение понятия культуры

Культура – сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Оно употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Выделяются 2 сферы культуры – материальная и духовная. Материальная культура включает в себя предметные результаты деятельности людей. Духовная культура объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека. Материальная и духовная культура находятся в единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой [2].

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая ее становление как личности [1].

Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человеческого опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Усвоение культуры – это взаимонаправленный процесс, для которого справедливые основные закономерности коммуникативной деятельности.

Культура является предметом изучения таких наук, как философи я, культурологи я, истори я, искусствознание, лингвистик а, этнолингвистика, политологи я, этнологи я, психологи я, экономик а, педагогик а.

Таким образом, можно сказать, что термин «культура» латинского происхождения. Первоначально он обозначал возделывание почвы, ее культивирование, а в дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. Под культурой в общем смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, общества и результаты этой деятельности, конечно, это касается и образования.

1.2 Профессиональная культура педагога

Профессиональная культура педагога – это интегрированное понятие, важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности [3].

В современной теории и практике нет единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога. Многие ученые выделяют следующие составляющие компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий [5].

Аксиологический компонент включает профессионально-педагогические знания мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику. В процессе педагогической деятельности учитель овладевает идеями и концепциями, знаниями и умениями, составляющими гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Технологический компонент включает способы и приёмы педагогической деятельности учителя, его способность структурировать профессиональную деятельность и выстраивать её по определённому алгоритму, учитывая этапы целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции. Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы и приёмы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их.

Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человеческий педагогический опыт и выработанные профессионально – этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания [6].

Педагогическая культура базируется на общей культуре с учетом специфики педагогической деятельности и является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.

По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно – исторического опыта. Общественно – культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы как социального института и Учителя как одного из главных действующих лиц в нем.

Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, есть системное образование. К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры учителя можно отнести: уровень интеллектуального развития, прежде всего, развитие педагогического мышления; уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень овладения основами профессионально – педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида [5].

Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта. Гибкость, активность, быстрота, развитие наблюдательности, педагогической памяти, творческого воображения. Культура педагогического мышления подразумевает развитость мышления учителя на трех уровнях: на уровне методологического мышления, ориентированного его педагогическими убеждениями [6].

Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент. Этот процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения учителем своих интересов, предпочтений, ценностных ориентаций в педагогической сфере. Учитель должен активно включаться в процессы рефлексии, профессионального самосознания, результатом которого станет формирование и становление его профессиональных позиций. Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется степенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог в успешности педагогической деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных путей и способов развития педагогических способностей. Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет профессионально – педагогической этики [7].

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Для учителя весьма важным представляется овладение культурой речи. Речь учителя во многом является образцом для учащихся, формирует их речевую культуру. Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяют качественно решать разнообразные профессиональные задачи учителя. Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответствия его внешнего облика задачам педагогической деятельности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой способствуют успеху педагога [4].

Рассмотрев положения разных авторов о педагогической культуре, мы пришли к выводу, что в последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе «профессиональное» проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога [6].

II Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов

2.1 Определение профессиональной компетентности педагога

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные: требования к личности учителя как современному специалисту в области образования; специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста; система педагогической культуры учителя (Приложение 2).

По мнению В.А. Сластенина, модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как совокупность общих и частных педагогических умений. Наиболее общими умениями профессиональной компетентности педагога являются умения педагогически мыслить и действовать, лежащие в основе главного «универсального» умения, обеспечивающего успех в педагогической деятельности – умения решать педагогические задачи. Они имеют место при реализации учителем всех социально и профессионально обусловленных функций. Вне зависимости от характера и уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить – действовать – мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности (гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный) и соответствующими им функциями [7].

С.А. Смирнов считает, что г уманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развивать все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет [6].

2.2 К ритерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: общекультурный, общепрофессиональный, коммуникативный, личностный, саморазвитие и самообразование. Рассмотрим подробнее специфику данных критериев (Приложение 3).

1.Общекультурный критерий. Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях. Применительно к начальной школе это особенно актуально, так как учитель преподает младшим школьникам несколько различных научных дисциплин. Таким образом, его общие познания охватывают области языкознания, литературы и литературоведения, математики, различных разделов естествознания и истории. Часто к этому списку добавляется изобразительное искусство и музыка, основы физической культуры, информатика и даже иностранный язык. Широта кругозора, полнота и тонкость мировосприятия – неотъемлемая черта человека культуры, которым не может не быть учитель [5].

Постоянное увеличением объема окружающей нас интеллектуальной и культурной информации сопровождается увеличением числа ее источников: это книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукция, компьютерные образовательные программы и Интернет. Поэтому учитель вынужден постоянно пополнять свою информированность, опираться на новые сведения, следить за культурными и интеллектуальными новинками.

Важной составляющей общей культуры, можно считать культуру речи учителя. Речь для педагога является основным инструментом его профессиональной деятельности. Такие свойства речи как грамотность, интонационная выразительность и четкость в начальной школе обеспечивают оптимальные условия для усвоения детьми учебного материала. Эмоциональная насыщенность речи не должна переходить в «разговор на повышенных тонах», сдержанность негативных эмоций в высказываниях учителя – это правило, которое не должно нарушаться.

Таким образом, можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию: общая образованность и широта кругозора; информированность в области культурных новинок; культура речи.

2.Общепрофессиональный критерий. Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью. Применительно к начальной школе содержание обучения обладает специфическими особенностями. С одной стороны, оно должно соответствовать возрастным возможностям усвоения учебного материала младшими школьниками. С другой стороны, характер мышления детей, недостаточное развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость внимания не дают им усвоить содержание науки в полном объеме. Однако дидактическая переработка материала не должна допускать упрощения и искажения научных данных. Кроме того, неверное соотношение абстрактных и конкретных знаний может привести к отрыву теоретических знаний детей от их практического опыта. Все это говорит о том, что учитель начальной школы должен не только полно и широко, но и гибко владеть содержанием учебного материала. Не менее важно учителю хорошо ориентироваться в современных теориях и технологиях обучения, в том числе и развивающих. Реализуемые учителем технологии, методы и приемы учебно-воспитательного процесса должны полностью соответствовать целям педагогического воздействия, возможностям учеников и самого учителя.

Кроме того, учитель начальных классов должен иметь представление о закономерностях процесса адаптации ребенка к школе, а также уметь диагностировать индивидуальные проблемы этой адаптации. Без этого педагог не сможет осуществлять компетентное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением протекания адаптационного периода.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать: владение содержанием учебных дисциплин; владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания; знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности [8].

3.Коммуникативный критерий. Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е.А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным. Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности. А применительно к педагогической профессии ответственность за такой стиль общения возрастает вдвойне, так как подобные «коммуникативные особенности» уродуют формирующиеся детские души, невротизируют учащихся и в конечном итоге резко снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка. В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком.

Согласно вышесказанному, можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию: потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста; эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении; доброжелательный и конструктивный стиль общения [6] .

4.Личностный критерий. Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям. Во-первых, профессиональная педагогическая компетентность может сформироваться только на основе профессиональной направленности личности учителя. Подобная направленность предполагает достаточную степень социальной зрелости и гражданской ответственности, гуманизм, как личностное свойство, наличие профессиональных идеалов, и даже определенную степень самоотверженности в отношении учителя к своей специальности. Во-вторых, учителю требуется целая группа специфических для данной профессии свойств, таких как организованность, инициативность и интеллектуальная активность, обеспечивающие активное развитие познавательной и нравственной сфер личности младших школьников. Кроме того, учителю профессионально необходимы такие качества как требовательность и справедливость. При этом с позиции педагогической компетентности важно гибкость учителя в поведении и деятельности, а также креативность, склонность к педагогическому творчеству и развитию творческих способностей детей. В-третьих, учителю необходимо обладать специфическими психофизиологическими свойствами. Профессиональный труд учителя тяжел и, несомненно, представляет собой огромную нагрузку на нервную систему и психику педагога. Поэтому при отсутствии устойчивости нервной системы, хорошей работоспособности и выносливости к психоэмоциональным нагрузкам профессиональная педагогическая деятельность невозможна. Высокий эмоционально-волевой тонус учителя также служит предпосылкой его профессиональной компетентности.

Из всего вышесказанного следует, что можно говорить о трех показателях профессиональной компетентности учителя по личностному критерию: профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии; наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность; наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально-волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психоэмоциональным нагрузкам [8].

5.Критерий саморазвития и самообразования. Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя. Необходимость саморазвития и самообразования учителя продиктована также особенностями современного социального опыта в области психолого-педагогической теории и практики. Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого-педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Такому самосовершенствованию способствует и сам объект приложения педагогических сил – живой растущий постоянно меняющийся ребенок. Поэтому компетентный учитель ведет постоянный педагогический поиск и может рассматривать свою учительскую работу как систематическую исследовательскую деятельность в стенах школы.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать: самокритичность, требовательность к себе; потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности; исследовательский стиль деятельности [8].

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма.

В научно – методической литературе выделяют пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: общекультурный, общепрофессиональный, коммуникативный, личностный, саморазвитие и самообразование [8].

Данные показатели профессиональной компетентности педагога представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма, необходимости формирования данных компетенций в процессе обучения учителя и профессиональной подготовки и переподготовки во время выполнения педагогической деятельности.

Список использованных источников

Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим-Бад. – М.: Большпя Российская Энциклопедия, 2002. – 527с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176с.

Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288 с.

Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. – М.: Академия, 2000. – 208 с.

Смирнов, С.А. педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших им средних педагогических учебных заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.И. Шиянов. – М.: Академия, 2001. – 512 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013. – 496 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *