Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.
Плюрализм в философских системах
Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).
В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).
Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Плюрализм (философия)» в других словарях:
Плюрализм — (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия
Плюрализм (значения) — Плюрализм (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм … Википедия
ПЛЮРАЛИЗМ — (лат. pluralis множественный) позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах воздухе … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ — в самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия
Философия образования — (англ. philosophy of education) область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается… … Википедия
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных… … Философская энциклопедия
ПЛЮРАЛИЗМ — (лат. pluralis множественный) фи лософско мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии,… … Новейший философский словарь
Что такое плюрализм? Описание и определение понятия
Плюрализм – это присутствие в современном обществе большого числа разных организаций и институтов, которые имеют различные культурные, политические, религиозные, этнические, экономические интересы. Политический плюрализм есть в обществе, в котором отсутствует сплочённый клан власти, власть распределяется по разным группам, которые конфликтуют меж собой в борьбе за власть. Политический плюрализм относят, как к политическим, так и к прочим общественным институтам, которые обеспечивают широкое разделение власти. С точки зрения политики плюрализм — это предпосылка демократии.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это позиция, в согласии с которой есть множество или несколько несводимых и независимых друг к другу видов бытия или начал, форм и оснований знания, стилей поведения и так далее.
Термин плюрализм относят к:
Политический плюрализм — это принцип, который содействует существованию различных типов политических сил с конкуренцией меж ними за представительство в органах госвласти. Он предусматривает легальное столкновение интересов, дискуссии меж сторонниками разных точек зрения, то есть многопартийность.
Политический плюрализм применяет главные концепции социологического плюрализма (о равноправии причин социального развития) для того, чтобы обосновать идею многообразия практических действий по воплощению политических доктрин.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — это философская позиция, в согласии с которой есть множество разных независимых, равноправных и несводимых друг к другу методологий познания и форм знания (эпистемологический плюрализм), или форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм имеет оппонирующую позицию в отношении к монизму.
Термин «плюрализм» ввели в начале XVIII в. Вольфом Христианом, последователем Лейбница для того, чтобы описать учения, противостоящие теории монад Лейбница, разных видов дуализма.
Плюрализм в философских системах
Пример плюрализма — это теории древних мыслителей, которые выдвигали в качестве основания всего сущего воду, землю, огонь, воздух.
Плюрализм в конце XIX—XX веке получил развитие и распространение, как в философских андроцентрических концепциях, которые абсолютизируют уникальность личного опыта (экзистенциализм, персонализм), так и в эпистемологии (прагматизм Джеймса Уильяма, философия науки Поппера Карла и, в особенности, теоретический плюрализм его последователя Фейерабенда Пауля).
Эпистемологический плюрализм в качестве методологического подхода в науке, подчёркивая примат воли и субъективность знания в процессе познания (Джемс), социальную (Фейерабенд) и историческую (Поппер) обусловленность знания, критикует научную классическую методологию и это одна из посылок некоторых антисциентистских течений.
Космический плюрализм (от лат. pluralis — множество) — это теория, которая полагает существование большинства других, помимо Земли, населённых миров.
Общие представление
Космический плюрализм в качестве гипотезы существования многих, помимо Земли, миров, – это своего рода противоположность гипотезе уникальности Земли. В первый раз это абстрактное допущение появляется в работах Анаксимандра (610 г. до н. э. — 546 г. до н. э.). Идея космического плюрализма в последующие века имела широкое развитие и распространение не лишь в среде философов, но и общества в целом, и астрономов.
Взгляды древнегреческих мыслителей
Отношение древних греков к космическому плюрализму имело философский характер, то есть, как к метафизической абстрактной концепции, и не касалось космологии. Взгляды сторонников основывали на представлений о многих мирах, которые по собственным признакам походили больше на параллельные вселенные, нежели на отдельные системы планет. Вслед за Анаксимандром, таких позиций придерживались Демокрит, Эпикур, Левкипп. Невзирая на авторитетность их мнения, весомость оппонирующего Аристотеля и Платона, стала определяющей в образовании доминирующей точки зрения научной общественности в то время. Землю считали уникальной и полагали, более того, невозможным существование каких-либо миров, помимо неё.
Позже подход древнегреческих противников космического плюрализма являлся основанием идей геоцентрической системы Птолемея и послужил для «христианских» воззрений теоретической базой в оппозиции в данном вопросе.
Взгляды средневековья
Изначально, в Средние века, развитие идей космического плюрализма идёт преимущественно благодаря арабской культуре. Так, сказки «Тысяча и одна ночь», повествует о космосе, состоящем из разных миров, при этом, каждый со своими обитателями. Некоторые из тех миров по размеру больше Земли.
С творчеством восточных народов перекликаются работы исламского философа и шестого муджаддида Фахруддин ар-Рази (1149—1209). К примеру, в тафсире Мафатих аль-гайб (от арабского Ключи от сокровенного) он сообщает о том, что невозможно совместить всемогущество Аллаха с существованием только одного единственного мира.
Так Фахруддин ар-Рази не соглашается с геоцентризмом Аристотеля, Ибн Сина и Птолемея. Для того, чтобы усилить богословскую аргументацию, он ссылается на аят Корана из суры Аль-Фатиха: «Хвала Аллаху, Господу миров», обращая внимание на то, что термин «мир» стоит в множественном числе.
Оппонент в толковании данного аята — это Ибн Таймия. Он считал, что в этой ситуации имеются в виду только миры созданного и миры сокрытого, невидимые глазу. А помимо этого, по его мнению, также идёт речь о мирах разумов, ибо, в согласии с хадисами, ум и разум и (акл) — самое почитаемое и высокое творение Аллаха.
Окончание средних веков отмечалось продолжением борьбы меж гелиоцентрическим взглядом Коперника и геоцентрическим взглядом Птолемея. Но, такие достижения, как открытие законов Кеплера и изобретение телескопа, создали предпосылки для плавного доминирования плюралистических идей в научной области.
Взгляды эпохи Возрождения
Один из самых ярких участников в развитии идей космического плюрализма в эпоху Возрождения — это Джордано Бруно, который утверждал в собственных произведениях идею существования многочисленных различных миров.
Кроме этого, все данные миры могут являться обитаемыми, как и Земля. Планетные системы, а порой и сами планеты, Бруно назвал мирами. Эти миры не отделяются друг от друга непроницаемыми рубежами. Меж ними только пространство.
Бруно был первым, кто посчитал, что хотя бы некоторые звёзды — это далёкие солнца, центра планетных систем. Но тут он проявлял определённую осторожность, не исключая, что некоторые звёзды могут являться далёкими планетами Солнечной системы. Просто незаметно их передвижение вокруг Солнца, ввиду их огромных расстояний и продолжительных периодов обращения.
Взгляды Нового времени
Научно-техническая революция Нового времени и последующая эпоха Просвещения, сделали плюрализм доминирующей точкой зрения в научной среде. Заметными работами данного периода был атлас Целлариуса Андреаса Harmonia Macrocosmica (1660), изображающий звёздное небо в видении и Коперника, и Птолемея, и книга Бернарда де Фонтенеля Entretiens sur la pluralité des mondes (1686) (рус. Беседы о множественности миров), посвящена анализу космологии Коперника. Из сторонников плюрализма были не только философы, к примеру, Локк Джон, или астрономы, к примеру, Гершель Уильям, но даже и политики, включая Джона Адамса и Бенджамина Франклина. В резуультате распространения научного скептицизма, отношение к космическому плюрализму переросло окончательно рамки просто богословия и философии, став частью вопросов, которые относятся к биологии и астрономии.
В конце XIX века Фламмарион Камиль, французский астроном, один их главных популяризаторов плюрализма в то время, в книге «La pluralité des Mondes habités» (1862) (рус. Множества обитаемых миров), в первые 20 лет выпускался более, чем в 30 изданиях, выдвинул идею, что жители других миров являются не просто разновидностью землян, а сугубо самостоятельными группами существ.
Взгляды Новейшего времени
Яркий представитель научного сообщества начала Новейшей истории, который занимался вопросами космического плюрализма, это Циолковский Константин. Считая время и пространство бесконечными, он считал, бесконечным в космосе и количество звёзд, и планет: Кроме этого, считая, что космос заселён более совершенными существами, нежели человек, он считал, что у них есть определенное воздействие на человечество. Считал, что они даже могут проникнуть «в наш мозг и вмешаться в человеческие дела».
Увеличившаяся, к 1970-м — 1980-м годам, весомость научного скептицизма, которая подразумевала
, в частности, фальсифицируемость и проверяемость, в умалила о многом частоту и значение применения термина «ко смический плюрализм». Но, дискуссия в приницпе продолжается. Некоторые её участники, к примеру, Фрэнк Дрейк или Карл Саган, могут вполне считаться сторонниками плюрализма, а сторонники гипотезы уникальности Земли — их скептиками или оппонентами.
Религиозный плюрализм (или суперэкуменизм) — это религиозное движение, которое стремится к унификации не лишь христианских конфессий (или экуменизм), но и мировых религий для достижения диалога религий.
Соответственно с суперэкуменической позицией, религий много — Бог един. Нет религии ниже или выше, все религии равны и улучшают духовный рост своих последователей. Поэтому суперэкуменизм — это религиозный плюрализм.
Все религии позитивны и являются дорогами человека к Высшей Истине и к Бог(ам). Бог(и) себя выражают в многообразии, крупные религии — это творчество Богов и человека. Мировые религии позитивны тем, что они носители общечеловеческих ценностей.
Суперэкуменизм побуждает отбросить нетерпимость, фанатизм, религиозную гордыню, ограниченность, разделение людей на мусульман, христиан, индусов, буддистов, иудеев и так далее.
Теософы в 1893 году провели и организовали в Чикаго Всемирный конгресс религий, где выступал от индуизма индийский религиозный деятель Вивекананда.
Главные теоретики религиозного плюрализма (суперэкуменизма): Хик Джон (англ.)русск., Ж. Миле, Ричард Люсьен (Lucien Richard), Ниттер Пол (англ.)русск., Каурд Гарольд (Harold Coward), православный антиохийский богослов Митрополит Ливанских гор Георгий (Ходр).
Проблема плюрализма средств массовой информации
Широко распространен в современном обществе миф о плюрализме СМИ.
Согласно мнению большинства исследователей, особенность нынешней информационной индустрии — это доминирование транснациональных и национальных корпораций (их владельцев в России называют олигархами). Так, когда в США имеются десятки тысяч различных источников массовой информации (журналов, газет, кинокомпаний, телеканалов и издательств) к началу XXI в. большая их часть контролируется 28 большими корпорациями.
Похожая ситуация была возможной частично из-за того, что в массовой коммуникации стал большим объем помещаемой рекламы. Сегодня радио и телевидение зависят полностью от рекламы (журналы и газеты — немного меньше, нежели Интернет, но в Интернете зависимость от рекламы с каждым годом усиливается). Размещение рекламы даёт огромные доходы, и они тем больше, чем аудитория, которая охвачена СМИ, которые содержат рекламу, многочисленнее. Ориентация на увеличение потребительского круга диктует собственные законы постройки материалов для СМИ, в частности особенный подход к образованию программ новостей, которые должно воспринять как можно большее количество слушателей, читателей, зрителей. Именно потому проходит стандартизация информации, появляется некоторая консервативность, что сужает возможности человека разобраться самому в происходящих событиях.
Политические и социальные реалии, которые упоминаются в телевизионных новостях, видоизменяются и структурируются под воздействием: требований приемов преподнесения публике и создания новостей (наглядность, краткость и так далее), требования наилучшей цены, воздействий культуры (неосознанных и осознаваемых), идеологического давления, которое касается характера и оценок интерпретаций освещаемых событий. В итоге перед аудиторией появляется трудноразрешимая задача оценки с критической точки зрения сообщения. На телевидении разрешение данной задачи усложняется тем, что выступления на телевидении предстают в зримообразной форме, которая напоминает реальность и создаёт иллюзию настоящего отображения действительности. Данная «жизнеподобная» форма телевизионных новостей может у зрителя создавать ощущение реальности событий, однако в действительности это некоторая электронная гиперреальносты, которая наполнена многими мнимыми образами, идеями и ценностями.
Главной движущей силой образования данной гиперреальности является рыночный коммерческий принцип, который регламентирует показ в СМИ «сбалансированных», условных ценностей и образов, которые соответствуют мировоззрению «среднего потребителя», который стремился сохранять стабильность и избегать крайностей у большинства. В итоге такой информационной политики получится удовлетворять потребности и потребителей массовой коммуникации, и производителей: производители имеют широкий рынок сбыта, а потребители — информацию, которая не задевает их систему норм и ценностей.
Мы коротко рассмотрели плюрализм: в системах философии, общие представления, взгляды древнегреческих мыслителей, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, Новейшего времени, СМИ. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу
Плюрализм — это инакомыслие, выражаемое в политической и других сферах (например, плюрализм мнений)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Людям всегда было свойственно иметь множество разных мнений по тем или иным вопросам.
Во времена Древней Греции возможность различных взглядов и идей была признана философским течением и получила название «плюрализм».
Сегодня инакомыслие проявляется практически во всех сферах человеческого общества, поэтому это понятие как никогда актуально. Выясним, какие бывают виды плюрализма, их основные принципы и признаки.
Что такое плюрализм простыми словами
Слово плюрализм произошло от лат. pluralis – многочисленный, множественный. В словаре русского языка под редакцией Евгеньевой приводится следующее значение слова.
Плюрализм – это философское учение, утверждающее, что в основе мироздания лежит множество самостоятельных, независимых начал и видов бытия.
Толковый словарь Ушакова предлагает немного другое, но очень похожее определение термина.
Плюрализм – это позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал, оснований и форм знания, стилей поведения.
Например, «в современном обществе, основанном на правовых и демократических принципах, провозглашается свобода совести и мировоззренческий плюрализм» (из учебника обществознания Шемахановой И.А.)
Простыми словами, плюрализм – это принцип, подтверждающий существование разных независимых друг от друга взглядов на явления, происходящие в мире, не ограничивающиеся единственно правильным.
Главная суть плюрализма не в том, что мир многообразен (это допускают все здравомыслящие люди), а в том, что каждая единица этого множества признается равнозначной другим. Нет ведущих и ведомых — все мнения равны. Более подробно смотрите тут:
Признаки и основные принципы
Слово «плюрализм» употребляется в различных сферах жизни и деятельности человека: начиная с религии и философии, заканчивая правом и политикой. Признаки множественности мнений и взглядов для каждой области различны, но основные принципы для всех одинаковы.
Плюрализм необходим для полноценной жизнедеятельности. Люди с различными точками зрения на тот или иной вопрос, обеспечивают здоровую критику. В ходе дискуссий всегда рождается истина. Без инакомыслия невозможен прогресс в науке, экономике, праве и в других сферах общественной жизни.
Термин «плюрализм» применяется в разных областях жизни и общества, видоизменяясь в каждой из них. Рассмотрим те сферы, в которых он имеет наибольшее значение.
Плюрализм мнений
Идеологический плюрализм (плюрализм мнений) закреплён Конституцией и предполагает многообразие взглядов, если в них нет призыва к насилию, агрессии, разжиганию межэтнического или межрелигиозного конфликта.
Плюрализм мнений – это принцип осознания того, что в мире существует множество точек зрения по отношению к определённой ситуации. И все они не только имеют право на существование, а равнозначны между собой.
Если имеются только два противоположных мнения, этот принцип носит название дуализма. Например, добро и зло, белое и черное, тьма и свет и т.д. Таким образом, дуализм – частный случай плюрализма.
Главное, чтобы не наступал плюрализм мнений в одной голове, ибо две противоположных, но равных по значению посылки уживающиеся в одном человеке очень характерны для шизофрении.
В «святые» девяностые западные «друзья» как раз насаждали в наших головах этот самый плюрализм, когда на одни и те же события (в истории и реальности) можно было смотреть совершенно по-разному. Нас научили стыдиться наших побед, успехов, адекватности и т.п.
Вы вдумайтесь. Истинный плюрализм — это когда победа над фашизмом может восприниматься как высшее достижение, так и как ни стоящее упоминания. И оба этих мнения для истинного плюралиста равновесны. Вы понимаете, что таким образом можно обесценить вообще все что угодно.
Политический плюрализм
Политический плюрализм — это принцип, провозглашающий существование многообразных равных между собой политических сил, конкурирующих за представительство в высших органах власти.
Он является одной из важных черт демократии. Признает разнообразие интересов разных групп населения и предполагает наличие неограниченного количества партий, представители которых будут отстаивать их в органах государственной власти.
Признаки политического плюрализма:
Проще говоря, политический плюрализм – это многопартийная система общества.
Она будет успешно функционировать только в том случае, если все партии придут к консенсусу относительно общих человеческих ценностей. Чтобы между разными политическими объединениями был достигнут баланс, необходимы взаимное уважение и терпимость.
Религиозный плюрализм
Он подразумевает, что ни христианство, ни ислам, ни мусульманство и ни какая другая религия из множества существующих не может быть признана главенствующей.
Приверженцы такой позиции считают, что общество не должно подразделяться на различные конфессии. Они выступают против ограниченности взглядов, агрессии, насилия, проповедуя терпимость и толерантность к другим верующим.
Основные принципы:
Плюрализм признаёт справедливость множества интерпретаций веры, не препятствуя участию в ритуалах или духовной жизни религиозного сообщества.
Правовой
Когда в одном обществе существует нескольких правовых систем и применяются разные юридические механизмы при решении спорных вопросов или конфликтов, то речь идёт о правовом плюрализме.
Часто принципы одной системы не согласовываются с нормами другой, что приводит к противоречиям в обществе.
Например, на Северном Кавказе традиции коренных жителей и кодекс ислама шариат действуют наравне с законами Российской Федерации.
В философии
В основе философского плюрализма лежит идея о существовании нескольких методов и способов познания мира, равных основ и форм бытия.
На протяжении истории предмет философии изменялся в соответствии с развитием общества, науки, культуры и философских мировоззрений. Практически каждая новая философская система иначе определяла задачи и сущность (что это такое?) философии.
Например, Платон и Сократ определяли философию как постоянный поиск истины и смысла жизни. Кант же считал, что предметом философии являются отношения всяческого познания к существенным целям человеческого разума.
В конце XIX века появились новые взгляды на место человека в мире, реальность и поиски истины. Они отразились в учениях Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Спенсера и др.
Космический плюрализм
Основная идея космического плюрализма – существование во Вселенной множества населенных миров. Впервые она возникла ещё в умах учёных Древней Греции, а в Средние века с появлением подзорной трубы только укрепилась.
Один из ярых приверженцев космического многообразия итальянский философ XVI века Джордано Бруно утверждал, что во Вселенной существует бесчисленное множество разных миров. За эти и другие отличные от большинства взгляды на устройство мира он и поплатился жизнью (был сожжён на костре инквизиторами).
Основоположник современной космонавтики Константин Циолковский в XX веке также высказал мысль о том, что Вселенная заселена более совершенными существами, чем люди. Дискуссия о космическом многообразии продолжается и по сей день – учёные до сих пор не пришли к одному верному взгляду по этому вопросу.
Заключение
Таким образом, плюрализм – это распространенное явление в обществе. Даже в рамках одной семьи можно столкнуться с многообразием выбора религии, политической партии или мировоззренческих взглядов.
Да и в жизни каждого человека не является редкостью менять со временем свои точки зрения и приверженности к тем или иным идеям. И это абсолютно нормально.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (10)
Впервые услышал о плюрализме мнений во времена перестройки, из уст Горбачёва это звучало особенно комично. Нет никакого плюрализма, не все мнения равны, ведь мнение тех, кто представляет власть, всегда главенствует над прочими мнениями.
Говорили в своё время эксперты, что не нужно для ИП поднимать страховые платежи, власть не прислушалась, сделала по-своему, как результат, многие ИП закрылись. Власть имущие всегда будут поступать так, как считают нужным и никакие нобелевские лауреаты им не указ.
Василий: согласен. Но это распространяется не только на мнение власти и народа. Плюрализм приравнивает мнение дурака к мнению мудреца (типа они равны и выбирать нужно отдавая им равным вес).
Это опасная идеология навязывается нам, как Вы правильно заметили, с 90-х годов. Думая по такой схеме люди приравнивают преступления к подвигу.
Василий: согласен. Но это распространяется не только на мнение власти и народа. Плюрализм приравнивает мнение дурака к мнению мудреца (типа они равны и выбирать нужно отдавая им равным вес).
Это опасная идеология навязывается нам Западом, как Вы правильно заметили, с 90-х годов. Думая по такой схеме люди приравнивают преступления к подвигу.
Василий: согласен. Но это распространяется не только на мнение власти и народа. Плюрализм приравнивает мнение дурака к мнению мудреца (типа они равны и выбирать нужно отдавая им равным вес).
Это опасная идеология навязывается нам Западом, как Вы правильно заметили, с 90-х годов. Думая по такой схеме люди приравнивают преступления к подвигу.
На Западе очень многие одаренные психологи разрабатывали схемы, позволяющие переворачивать сознание людей (из других стран, естественно) так, чтобы они принимали любые передаваемые с Запада установки.
Безусловно, каждый человек может иметь собственно мнение, однако, это не означает, что он может навязывать его другим. Особенно это касается ситуаций, когда мысли приобретают форму идеи или побуждения к действию.
Дана: именно навязывании. Плюрализм позволяет манипулировать сознанием, когда все мнения приобретают одинаковый вес. Сейчас, например, в Польше это привело к тому, что нашу страну приравнивают к той, что развязала войну. Жертва стала отвественна за агрессию агрессора.
Хороший пример плюрализма мнений в одной голове — анекдот, когда блондинку спрашивают про вероятность встретить на улице динозавра, а она отвечает, что 50% (либо встречу, либо нет).
Чисто политическое словечко, на мой взгляд. 🙂 Часто используется в СМИ, в разговорной речи — редко.
Хотелось бы верить, что общество однажды дорастет до идей плюрализма и равенства, но в данный момент это просто утопия.
Я только за плюрализм мнений, нужно учитывать разные мнения, а не какое-то одно, согласитесь.
Плюрализм — это когда на ваше мнение плюют ибо у каждого свой взгляд на реальность. И до лампочки, что нет никаких доказательств — смысл в самом плевке! 🙂