В чем заключается подвиг сусанина
История подвига Ивана Сусанина
Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.
Биография
Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.
Версии подвига
Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.
Версия №1
Версия №2
Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.
По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.
Признание подвига
О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.
Увековечивание подвига
В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.
О подвиге Ивана Сусанина рассказывается в известной опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”.
Заключение
Иван Сусанин реальный человек, который ценой своей жизни спас первого Романова. Но до сих пор историки спорят о мотивах подвига и как же было на самом деле. Еще одна загадка истории, которая останется неразгаданной.
Дополнительная информация
Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы. Но где кончаются факты, и начинается вымысел?
Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты. Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.
Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…
Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.
Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.
Возможно, вам также будет интересна статья: Возникновение государственности у восточных славян
Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?
Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…
Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.
• «Сусанин» — это прозвище?
Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.
Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.
• Подвиг не уникален?
В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»
Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.
• Убит не в лесу?
Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…
Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.
Возможно, вам также будет интересна статья: Храм Василия Блаженного — история создания
Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.
• А виноваты ли поляки?
Простой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.
• Герой остается героем
Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.
Возможно, вам также будет интересна статья: Русь и Орда проблема взаимоотношений
«Терпя немерные пытки»: какова подлинная история подвига Ивана Сусанина
Подвиг Ивана Сусанина описан во всех учебниках истории СССР и России, однако достоверных данных о жизни и обстоятельствах гибели крестьянина Костромского уезда крайне мало. На текущий момент установлено предполагаемое место трагических событий, но мнения по поводу даты подвига сильно расходятся.
Так, протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794—1871) утверждал, что Сусанин погиб осенью 1612 года. Большинство отечественных исследователей убеждены, что герой однозначно погиб после 3 марта 1613 года (избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царствование). Так, если учитывать природно-климатические факторы и расположение польских войск, наиболее вероятной датой гибели можно считать 30 марта 1613 года.
Доказательства и сомнения
Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.
В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей «за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь». Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми («с Данилком да с Костькою») в пустошь Коробово Костромского уезда.
Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.
Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.
В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится. Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817—1885).
Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.
Долгожданная находка
Большинство современных историков, опираясь на результаты археологических экспертиз, опровергают интерпретацию Костомарова. Эксперты сходятся во мнении, что Сусанин действительно существовал, перенёс муки и пожертвовал собой, спасая новоизбранного государя.
В частности, местные археологи нашли польскую саблю XVII века.
Эта находка подтвердила тот факт, что иностранные интервенты часто наведывались в Костромской уезд, захват которого не имел стратегического значения.
Кроме того, было найдено множество человеческих останков и нательных крестов вблизи села Исупово (Сусанинский район Костромской области — сейчас это вымершая деревенька). Долгое время на этом месте было болото. Примечательно, что почти все найденные кресты оказались католическими, а один из православных был разрублен.
Помимо этого, историки определили, что Сусанин — это не фамилия русского героя в привычном современному человеку смысле. Сусанин дословно означает сын Сусанны — так на Руси называли вдов. Таким образом, можно сделать вывод, что у крестьянина не было отца, а отчество «Осипович», которое часто упоминается в литературных источниках, является выдумкой.
Не вызывает особых споров и то, что Сусанин трудился старостой Домнино, но насколько он был близок к царю и его матери Марфе Ивановне, достоверно неизвестно.
Символ единства
Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин — крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился по женской линии.
«Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина. Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь», — пояснил Эскин.
Кроме того, эксперт призвал не делать однозначных выводов о гибели Сусанина. По его словам, в Костромском уезде в Смутное время орудовали разбойники и «солдаты удачи». Набеги на крестьян нередко совершали банды, состоявшие из украинцев, белорусов и казаков.
«История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент: хорошо ли, что простой мужик спас царя», — заметил собеседник RT.
Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «Православие, самодержавие, народность».
Образ героя-крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.
Сусанин остался культовой исторической фигурой и после 1991 года. В мае 1993 года патриарх Алексий II отслужил заупокойную литию по герою у часовни в Деревеньках (предполагаемое место рождения Сусанина). А с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая подвиги Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина.
СУСАНИН ИВАН
Личность
Народный герой, крестьянин села Домнино в 70 верстах севернее Костромы (ныне – Сусанинского района Костромской области). Достоверных биографических данных о Сусанине практически не сохранилось. Основным источником сведений является Царская грамота от 30 ноября 1619 г. Крепостной крестьянин дворян Шестовых. По некоторым данным, служил вотчинным старостой. По официальной версии, зимой 1613 г. Иван Сусанин совершил подвиг. Царская грамота от 30 ноября 1619 г. свидетельствовала о том, что зимой 1613 г. царь Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой, жили в селе Домнино, куда для захвата юного царя направился польско-литовский отряд около 60 человек. По пути поляки встретили И. Сусанина, которому приказали показать дорогу. Сусанин повел отряд в противоположную сторону к селу Исупову, а в Домнино отправил зятя Богдана Саблина для предупреждения об опасности. Сусанин вывел отряд к Исуповскому (Чистому) болоту, за что был подвергнут пыткам и убит. Михаил Федорович Романов с матерью укрылись в костромском Ипатьевском монастыре. В награду за подвиг и спасение царя зятю Сусанина в 1619 г. была дарована половина деревни с освобождением от податей. Дочь – Антонида. Потомки Сусанина неоднократно получали новые жалованные, подтвердительные грамоты и льготные указы (1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767) с подтверждением их имущественных прав.
Героизация
Подвиг Сусанина стал предметом культа в дореволюционной России. Ему посвящены произведения живописи, графики, скульптуры, литературные и музыкальные произведения. История подвига крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, стала особенно востребована официальной пропагандой и общественным мнением в период подавления польского восстания 1830-1831 гг. С 1838 г. центральная площадь Костромы получила наименование Сусанинской. С критикой официальной версии подвига выступил известный историк, профессор Н.И. Костомаров, считавший единственным достоверным фактом во всей истории гибель Сусанина от одного из разбойничьих отрядов в Смуту. Критически отзывался об истории Сусанина С.М. Соловьев. Сусанин среди прочих исторических деятелей изображен на памятнике М.О. Микешина «Тысячелетие России» (1862) в Новгороде Великом.
Отношение в советский и постсоветский период
В советское время в Костроме был разрушен памятник Сусанину (сброшен с постамента в 1918 г., окончательно уничтожен в 1934 г.), а самого героя стали считать одним из царских слуг, подвиг которого мифологизирован. Однако с конца 1930-х гг. отношение к Сусанину изменилось – он вошел в число народных героев, наряду с Мининым и Пожарским, Александром Невским и Дмитрием Донским. В 1939 г. на сцене «Большого театра» была возобновлена постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», которая теперь именовалась «Иван Сусанин». В том же году район, где жил Сусанин и райцентр были переименованы в его честь. В советское время также получила распространение версия о том, что Сусанин был просто героем-патриотом, а его подвиг не имел отношения к спасению царя. В 1967 г. в Костроме был установлен новый памятник Сусанину с надписью: «Ивану Сусанину – патриоту Земли Русской». В 1988 г. на месте бывшей деревни Анферово был установлен памятный знак – валун с надписью: «Иван Сусанин 1613». В 1992 г. центральной площади Костромы было возвращено название Сусанинская. Интересно, что неподалеку от родного села Сусанина, в 12 верстах, в селе Молвитино родился Осип Комиссаров – человек, спасший от гибели императора Александра II. Не менее 58 человек повторили подвиг Сусанина. Наиболее известен Герой Советского Союза Матвей Кузьмин.
Подвиг Ивана Сусанина: что он хотел сделать на самом деле
Иван Сусанин воспет во многих произведениях искусства. В Костроме ему установлен памятник. А в День народного единства официальные СМИ обязательно вспоминают о национальном герое. Образ мужественного крестьянина со временем приобрел легендарные черты. При этом многие историки сомневаются в реальности его подвига.
Завел поляков в болото
Затем Иван Сусанин завел польских интервентов в непроходимое болото. Поняв это, враги пытали крестьянина, но он мужественно перенес все страдания. Убедившись, что ничего добиться от него они не смогут, поляки зарубили героя, а сами погибли в болоте. В это время Михаил Романов и его мать благополучно скрылись от опасности за стенами Ипатьевского монастыря.
История и вымысел
Реальность подвига, совершенного Иваном Сусанином вызвала сомнения у многих историков. Еще в XIX веке, когда по воле государственных органов началась героизация костромского крестьянина, некоторые исследователи обратили внимание на различные нестыковки между официальной версией и подлинными историческими событиями того времени.
Спас не царя, а барчука
Дело в том, что Михаил был избран на царство 21 февраля, а уже 13 марта 1613 г. в Кострому прибыли послы Земского собора, которых молодой Романов встречал в Ипатьевском монастыре. Многие историки считают, что польское руководство никак не успело бы за такой короткий срок снарядить военный отряд с политической целью – для убийства русского царя. Тем более что разбитые отряды интервентов не имели единого командования.
Некоторые специалисты по истории Смутного времени полагают, что Иван Сусанин спас Михаила Романова раньше – в ноябре или декабре 1612 г., когда этот юноша не был еще даже очевидным кандидатом на русский престол, и отправлять спецотряд для его убийства полякам не было никакой надобности.
Скорее всего, родовитого барчука разыскивала шайка разбойников, которых было много в Смутное время. Такие банды могли состоять из местных лихих людей, заезжих казаков и прибившихся к ним поляков. Их целью была нажива. Михаил мог интересовать разбойников как заложник, ведь у него было немало состоятельных родственников. Несмотря на то, что ростовский митрополит Филарет (в миру – Федор Романов ) находился в польском плену, жизнь его сына стоила довольно дорого.
Получается, костромской крестьянин пожертвовал собой, чтобы спасти барского сына от разбойников, и это был мужественный поступок.
Спрятал в овинной яме
Узнав, что барский сын спасается от поляков, крестьянин спрятал его в овинной яме. Затем по следам беглеца, оставшимся на снегу, к дому Сусанина прибыли поляки. Они пытали хозяина, требуя выдать им знатного юношу, но ничего не добившись, зарубили мужественного человека. Найти Михаила врагам так и не удалось. Он выбрался из овинной ямы после ухода поляков и отправился в Ипатьевский монастырь.
Впрочем, версия Н.Н. Селифонтова не нашла поддержки ни в научном сообществе, ни в официальных органах Российской империи. Образ первого царя из династии Романовых никак не вязался в общественном сознании с грязной овинной ямой.
Не было подвига
Известный русский историк Николай Костомаров посвятил данной теме статью « Иван Сусанин (Историческое исследование)», которая вышла в журнале «Отечественные записки» за февраль 1862 г. В ней ученый высказал мнение, что никакого подвига вообще не было.
Н.И. Костомаров не верил, что царь мог надолго позабыть о человеке, пожертвовавшем за него собственной жизнью. Исследователь предположил, что Иван Сусанин был одним из многих крестьян, погибших в Смутное время от рук разбойников. А через несколько лет Богдан Собинин решил выставить своего тестя героем и выпросить для семьи жалованную грамоту. Тем более что освобождение от уплаты податей и других повинностей – цель, которой в те времена многие добивались.
Когда некий крестьянин обратился к инокине Марфе с рассказом о подвиге своего тестя, то она растрогалась и поверила, что Иван Сусанин ценой своей жизни спас ее сына. Затем женщина решила помочь семье героя, а Михаил просто не стал перечить матушке. Поэтому первая жалованная грамота и начинается словами: «по нашему царскому милосердию и по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы иноки Марфы Ивановны».
Это был не Иван Сусанин
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Подвиг Ивана Сусанина: как все было на самом деле?
В чем именно состоял подвиг Ивана Сусанина? Что известно о нем наверняка, а что не находит подтверждения? И собственно, а был ли подвиг на самом деле? Попробуем разобраться в этом с помощью профессора истфака МГУ, доктора исторических наук Дмитрия Володихина.
Переменчивая слава
До 1917 года костромской крестьянин Иван Сусанин из села Домнино был одним из величайших героев России. Историки того времени писали о нем как о спасителе правящей династии. В 1613 году, незадолго до венчания на царство ее основателя, юного Михаила Федоровича Романова, Сусанин завел в лесные дебри и на болота вражеский отряд, пытавшийся добраться до будущего государя и его матери, которые жили в своем имении на костромской земле. Этот подвиг стоил жизни самому проводнику, но избавил от гибели державного отрока.
Николай Васильевич Гоголь отозвался о самопожертвовании Сусанина как о «подвиге любви». Композитор Михаил Иванович Глинка в 1836 году создал оперу «Жизнь за царя», которой в советское время из идеологических соображений поменяли название: «Иван Сусанин». А в 1843 году скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский воздвиг в Костроме блистательный памятник, объединивший на общем пьедестале царя Михаила Федоровича и крестьянина Ивана Сусанина.
В советское время идея монархии стала предметом самого негативного отношения, поэтому Сусанина «разоблачали», историю его называли «анекдотом», «легендой». Памятник в Костроме, как водится, снесли. Однако в краткие периоды «русского патриотизма» советской власти имя его вновь сверкало на небосклоне высокой культуры.
В 1947 году, к 800-летию Москвы вышла отдельной книгой поэма Натальи Петровны Михалковой-Кончаловской «Наша древняя столица», и отдельный эпизод в ней — «Быль о славном партизане — о Сусанине Иване».
Подвиг Ивана Сусанина подан там ярко, образно:
В вековой седой глуши,
Где ни конного, ни пешего
Не бывало ни души,
Сосны будто вдруг раздвинулись,
Ели встали стороной,
И снега, что шёлк, раскинулись
На полянке на лесной.
Здесь прогалинка просторная,
А под тонкой коркой льда
Тут болото — бездна чёрная,
Что не мёрзнет никогда.
Подломился под поляками
Хрупкий, тоненький ледок, —
Как ни выли, как ни плакали,
Всё ж не вытянули ног!
И, трясиною зажатые,
Увязая в ней по грудь,
Проклинали провожатого,
Что их вёл в последний путь.
Пан, что ближе был к Сусанину,
Полоснул его ножом,
И вскричал Сусанин раненый:
«Мы отчизну бережём!
Паны пусть на Русь не зарятся —
Не дадим земель своих!
Наш народ от вас избавится!»
Тут вздохнул он и затих…
Иллюстрировал книгу знаменитый художник Владимир Андреевич Фаворский. Он создал чрезвычайно выразительную гравюру: литвинские паны, заведенные Сусаниным в мерзлое болото, во гневе и отчаянии убивают героя кинжалами, но пути к спасению у них уже нет.
А памятник в Костроме вновь появился — совершенно другой, работы скульптора Никиты Антоновича Лавинского, но оригинальный и впечатляющий своим выразительным монументальным лаконизмом.
О чем спорят историки?
В наши дни большинство специалистов склонно признавать, что подвиг Сусанина был действительно совершен. А в общественной мысли закрепилось, что это деяние имеет патриотическую основу.
Что касается действительных исторических документов, касающихся подвига костромского крестьянина, то они немногочисленны. По ним твердо известно, что крестьянин Иван Сусанин был захвачен отрядом «литовских и польских людей», добивавшихся у него признания, где находится Михаил Федорович.
Вспомним, что тогда происходило в России. Царя не было, династия Рюриковичей пресеклась после того, как изменники отдали царя Василия Шуйского в руки его врагов, поляков. Летом 1610 году его свергли с престола, а затем вывезли в Польшу, где он находился в заточении до своей смерти в 1612 году. Часть бояр захотела сделать царем польского королевича Владислава Сигизмундовича, но этому воспротивился Патриарх Гермоген: он отвергал кандидатуру царя-католика, а Владислав не желал переходить в Православие. Бояре, державшиеся Польши, впустили в Кремль польско-литовский гарнизон. После изгнания поляков из Москвы осенью 1612 года было решено созвать Земской Собор, который изберет царя из нескольких кандидатов, среди которых был и юноша Михаил Романов. Это был знатный родич царя Федора Ивановича, скончавшегося полтора десятилетия назад. Собор открылся в начале 1613 года и избрал именно его на царство.
До сих пор не установлено твердо и ясно место гибели Ивана Сусанина. Чаще всего называют село Исупово, стоявшее посреди большого болота, но вероятно и село Домнино. Разнообразные сенсационные известия о том, что найдены останки Сусанина или вещи — его самого, его семьи, погубивших его врагов, — не находят подтверждения.
Кто были захватчики, желавшие отыскать и захватить семейство Романовых? Вопрос и поныне дискуссионный.
Часть специалистов стоит за версию, согласно которой это мог быть отряд «воровских казаков», частью, видимо, литвинов и поляков. Банда искала богатое, широко известное боярское семейство с целью ограбить, предать пыткам и заставить отдать сокровища, припрятанные по военной поре. На худой конец, увезти с собой и потребовать выкуп…
Другая часть историков видит ситуацию иначе: на Земском Соборе Михаил Федорович стоял в начальной части списка претендентов на престол, и неприятельский отряд имел целью ликвидировать «неправильного» кандидата, освобождая место «правильным». А в числе таковых был и польский королевич Владислав… Да и до начала Земского Собора имя юноши не раз звучало именно в этом контексте.
Какая версия достовернее? И то, и другое возможно. Но, так или иначе, Иван Сусанин действительно пожертвовал собой за Романовых, спас их, поступил как истинный христианин и добрый русский человек. Так что слава костромского крестьянина — вполне заслуженная.
Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999), внук последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России, сказал о Сусанине так: «Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа!… Это евангельский образ!… Это… подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже почти четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом».