В чем заключается политический смысл слова
Смысл “Слова о полку Игореве”
Уникальный памятник русского творчества имеет особое значение, которое живет уже ни одно столетие. Смысл «Слова о полку Игореве» в объяснении значения патриотизма русского народа. Единство княжеств в прошлые века и единение народов России сегодня – это вечная истина.
Значение “Слова о полку Игореве”
«Слово о полку Игореве» – произведение неизвестного автора. Значение описываемого исторического сюжета стала не просто вехой в истории нашего народа. Создатель памятника литературы сумел уловить самую главную истину: победить врага, можно только объединившись. Причем здесь не важно, против кого встают народы: половцы, фашисты или другие недруги. Раздробленность страны приводит к замедлению ее развития, ослаблению государства. Гениальность автора в понимании внутренней политики.
Золотое слово Святослава разъясняет князьям, что важнее: личная честь или честь русской земли. Киевский князь противопоставляет мирный труд войне, разрушение и гибель – созиданию. У автора «Слова…» своя позиция. Он верит, что благоразумие проснется в душах воинов, они вспомнят подвиги отцов, перестанут заниматься собой. Князья вернуться к сплоченности, и внутри страны наступит мир, которого испугаются враги.
Суть повести «Слово о полку Игореве» заложен в весь сюжет произведения, но особое значение имеет слово Святослава. Киевский князь просит услышать, как стонет русская земля, предупреждает о божьей каре и гневе. Святослав требует единства, прекращения междоусобиц. Из одного безрассудного похода честолюбивого воина автор выводит событие на новый уровень философских рассуждений. Он как истинный гражданин помогает понять, что такое настоящая любовь к Родине. Главным героем повести становится Русское государство, сильное и крепкое в прошлом, и разбитое на мелкие княжества в настоящем.
Политическая и правовая мысль в «Слове о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника» и литературе XIII-XV вв.
B 1185 r. новгород-северским князем Игорем Святославовичем был предпринят неудачный поход на половцев. Этому походу, вызвавшему большие бедствия, было посвящено «Слово о полку Игореве», которое представляло собой патриотическое произведение, направленное против княжеских междоусобиц.
Автор ведет свой рассказ, сопоставляя великое прошлое Русской земли с печальным состоянием ее в период раздробленности. «Слово» говорит об Игоревом походе как о великом подвиге, который является общерусским делом.
Главным героем «Слова» является сама Русская земля, добытая и устроенная великим трудом русского народа. Несчастье и беды Игорева войска «Слово» связывает с княжескими междоусобицами. Автор обращается к князьям. «Вступите же, князи, — говорит он им, — во злат-стремень. за обиды сего времени. за землю русскую, за раны Игоревы — храброго Святославовича!»
«Слово о полку Игореве» представляет призыв русских князей к единению накануне монгольского нашествия. Оно имело огромное значение для пробуждения национального самосознания русского народа и получило широкое распространение в русском обществе XIII-XV вв.
Политическими и социальными мотивами пронизан также и один из наиболее интересных памятников XII—XIII вв. — «Моление Даниила Заточника».
Автор этого произведения обращается к князю как к носителю государственной власти, который может сдержать произвол богатых и защитить Русь от внешних врагов.
Княжескую власть он считает единственной силой, способной водворить порядок в стране.
Традиции русской политической мысли были продолжены Даниилом Заточником в создании образа великого князя. Князь привлекателен внешне, являясь верховным главой своих подданных, правит мудро и справедливо, опираясь на совет «думцев» — мѵжей честных и ѵмных. B «Молении» отчетливо наме-
чается программа усиления княжеской власти.
Даниил Заточник отстаивал идею сильного государя, могущего как сдержать напор внешнего нашествия, так и оградить своих подданных от злоупотреблений и насилия со стороны боярства.
Даниил Заточник осуждает боярское самоуправство, приведшее к феодальной раздробленности и смутам.
Тема объединения русских земель, уничтожения междоусобиц и образования независимого и сильного Русского государства получила яркое выражение в летописях, сказаниях и повестях XIII-XV вв.
После кровавого похода хана Батыя, вторгшегося в Рязанское княжество и захватившего в декабре 1240 г. Ростово-Суздальскую и Киевскую Русь, на 240 лет установилось тягчайшее монгольское иго.
Наиболее яркое отражение монгольское нашествие получило в произведениях епископа Серапиона Владимирского (ум. в 1275 r.), чьи сочинения проникнуты идеей божественного предопределения, верой в «промысел божий». По его словам, в опустошении русских земель монголами повинны сами русские, погрязшие в безверии и пороках, за что их и наказал Бог. Притеснение слабых сильными, зависть, сребролюбие навлекли на них гнев божий.
Татаро-монгольское иго нашло отражение и в литературе Московского и Тверского княжеств, особенно в произведениях летописного характера. B исторических повестях Рязанского княжества также отразилась борьба русского народа против нашествия монголов. K ним относится и «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году».
B этой по форме чисто военной повести чувствуются мотивы «Слова о полку Игореве». Она является одним из крупнейших патриотических произведений Xlll в. B ней осуждается поведение князя Юрия Всеволодовича Владимирского, не пожелавшего биться против монголов совместно с Рязанью, что привело к раздроблению русских сил и к разгрому Рязани, к полному уничтожению рязанского войска.
Co второй половины XIV в. наиболее крупное значение в политической литературе занимает летопись и историческая повесть Московского княжества.
B Москву свозятся областные летописные своды, она становится центром русского летописания.
Усиление в конце XIV в. интереса к историческому прошлому Русской земли в летописании и появление исторической повести, проникнутой патриотизмом, соответствуют общему подъему национального самосознания русских людей того времени. Мужественные образы Александра Невского, Дмитрия Донского вдохновляли русских людей на борьбу с завоевателями.
Идея единства Русской земли пронизывает обшерусский летописный свод 1409 r., в котором освещалась как история борьбы отдельных русских княжеств между собой, так и борьба всей Русской земли с татарами. B качестве введения к своду переписана «Повесть временных лет».
Первое произведение, посвяшенное куликовскому сражению, — «Побоище Великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем» — появилось вскоре после битвы.
B начале же XV в. было сложено «Писание Софония стариа- рязанца» под названием «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимира Андреевича», известное в дальнейшем под сокращенным наименованием «Задонщина».
«Задонщина» — апофеоз борьбы за политическое объединение, которому были посвящены летописи и исторические повести Древней Руси домонгольского периода. Поход Дмитрия показан как кровное дело всего русского народа. Мысль о Москве как центре объединения русского народа проходит красной нитью по всему сказанию. «Славный град Москва» стоит во главе всего национального движения русского народа против завоевателей.
«Задоншина» — не только литературный памятник, но и политический трактат, демонстрирующий появление политического центра — Москвы, ставшей стольным градом новому государственному образованию — Русскому централизованному государству.
«Слово о полку Игореве»: памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» — произведение, дошедшее до нас из далекого 12 века. Несмотря на срок давности, «Слово» продолжает оставаться обязательным для изучения в школе. И далеко не всегда ученикам удается уловить смысл «Слова о полку Игореве». Речь не только об идейном и патриотическом смысле, но и о смысле произведения «Слово о полку Игореве» в целом.
За нетипичным для современного читателя слогом можно упустить истинную суть этого памятника древнерусской литературы. В рамках статьи мы постараемся ответить на все интересующие вопросы. Вы получите всю необходимую для понимания текста информацию.
Краткое содержание Слова о полку Игореве
Прежде чем перейти к разговору о главном смысле «Слова о полку Игореве», кратко вспомним сюжет. Перед нами история неудачного похода князя Игоря на половцев. Поход состоялся в далеком 1185 году и обернулся кровопролитной битвой с языческим врагом, поражением и пленом. Но Игорю все же удается бежать и вернуться на Русскую землю невредимым. Несмотря на поражение, его встретили прославлением. Помимо основных событий, слово затрагивает такие вопросы, как междоусобные конфликты на Руси.
Главные действующие лица:
Объяснение сюжета
И уже в кратком пересказе отчетливо прослеживается определенный политический смысл произведения: о стремлении призвать русский народ к единству и жить в мире. Но есть в «Слове» и поэтический смысл. Во время похода князя Игоря на половцев происходит затмение. Оно случается именно тогда, когда князь и его свита ступают на языческие земли. Композиция выстроена таким образом, что у читателя складывается впечатление, будто затмение заканчивается лишь после того, как Игорь возвращается на Русскую землю.
Что касается смысла названия «Слова о полку Игореве», то тут все просто: «слово» на Руси означало «рассказ» и «жизнеописание». И так как в произведении речь идет о походе полка Игоря, из этого следует соответствующее название.
Интересный факт! «Слово о полку Игореве» — одно из самых исследуемых русских произведений в мире. Ему посвящено свыше полутора тысяч научных работ.
Если вы собираетесь писать сочинение на тему смысловой нагрузки «Слова о полке Игореве», то стоит также обратить внимание на прямой конфликт между Игорем и Владимиром. Историки предполагают, что речь идет о Владимире Мономахе. В годы правления князя на Руси началась затяжная вражда его рода с представителями семьи Святославичей. Его знаменитый поход 1111 года также сопровождался солнечным затмением. Но, в отличие от Игоря, Мономах отправлялся в поход не ради славы, а для защиты народа. Более того, он получил на поход благословение и впоследствии не ступал на языческие земли. Именно поэтому он одержал победу.
На заметку! Повествование начинается с великого сказателя Бояна — реальной исторической фигуре. Смысл вступления заключается в том, чтобы убедить читателя в подлинности описанных далее событий.
В чем суть концовки
Ближе к концу, в третьей главе произведения, рассказывается о плаче Ярославны. Смысл этой сцены в «Слове о полку Игореве» заключается в том, чтобы продемонстрировать скорбь всех русских жен и матерей по мужьям и сыновьям, оказавшимся на вражеской территории в плену. Плач позволяет Ярославне взять под контроль силы природы, что способствует побегу Игоря и его возвращению на Русскую землю.
Смысл финала «Слова о полку Игореве» не менее прозаичен: несмотря на поражение, вернувшегося князя Игоря встречают, как героя. Тем самым подтверждается истина: для получения славы важно вовсе не полагаться на удачу и не уповать на политическую мощь, а демонстрировать собственное бесстрашие.
О том, к какому жанру отнести древнерусское произведение, исследователи спорят по сей день. Одни считают «Слово о полку Игореве» «эпической поэмой», другие — просто «поэмой», третьи — «песнью». Но сути это не меняет: «Слово о полку Игореве» — одно из величайших литературных произведений в нашей истории. И, несмотря на тот факт, что оригинал рукописи сгорел при пожаре 1812 года, «Слово» все же дошло до наших дней.
Значение слова «политика»
1. Деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственного управления и международных отношений, определяемая классовыми интересами этой власти, партии, группы. Мирная политика государств социалистического лагеря. Агрессивная политика империалистических государств. Внутренняя политика. □ Неустанная проповедь ленинской национальной политики, борьба большевиков против всякого проявления великодержавного шовинизма и местного национализма — все это сближало угнетенные национальности с русским народом. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. || Система государственных мероприятий, направляющая деятельность в какой-л. области. Торговая политика Советского Союза. Политика индустриализации страны.
2. События и вопросы внутренней и международной общественной жизни. Текущая политика. Разбираться в политике. □ — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики. Тургенев, Отцы и дети. В городе все знакомые тревожно засуетились, заговорили о политике. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
3. Разг. Общий характер поведения, образ действий кого-л., направленный на достижение чего-л., определяющий отношение к кому-, чему-л. — Ты меня обманываешь, Боренька… Я ведь чувствую твою великодушную политику. Чехов, Отец. Вся его [купца] торговая политика в том и заключалась, что он открывал нивхам и эвенкам кое-какой кредит, опутывая их на всю жизнь долговыми сетями. Канторович, Детство нивха Ковгэна.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЛИ’ТИКА, и, мн. нет, ж. [греч. politikē]. 2. Деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами. Мирная п. СССР. Агрессивная п. фашистских государств. Внешняя п. Внутренняя п. Экономическая п. Финансовая п. Внутренняя п. Экономическая п. Финансовая п. Культурная п. — Наша политика состоит в том, чтобы между партийными и беспартийными рабочими существовала атмосфера «взаимного доверия», атмосфера «взаимной проверки» (Ленин). Партия наша сильна в рабочем классе, между прочим, потому, что она проводит такую именно политику. Сталин. 2. Общий характер, отличительные черты деятельности или поведения (государства, общественной группы, отдельного лица в той или иной области). Держаться разумной политики. Недальновидная п. Твердая п. Нерешительная п. 3. перен. Хитрость и уловки в отношениях с людьми, хитрый, уклончивый образ действий (разг.). Я твою политику насквозь вижу. Отец протопоп Савелий начал своею политикой еще более уничтожать меня. Лесков. 4. События и вопросы внутренней и международной общественной жизни. Текущая п. Он кроток и рассудителен, но когда говорят о политике, то выходит из себя. Чехов. Заниматься политикой. Нельзя быть вне политики. 5. Революционная работа, участие в революционном движении (разг. устар.). Посадили в тюрьму за политику. 6. Политические знания, политические предметы (разг. нов.). Он силен в политике. 7. Вежливое, обходительное обращение (простореч. устар.). Ни внутренней, ни внешней политикой захолустье не занималось и под словом «политика» разумело учтивое обращение. Горбунов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поли́тика I
1. деятельность, связанная с государственным устройством и межгосударственными отношениями, с вопросами власти и государственного управления ◆ …За границей каждый колбасник есть урождённый философ, а каждый парфюмер — урождённый политико-эконом. Салтыков-Щедрин, «Признаки времени», 1868 г. (цитата из НКРЯ)
2. направление деятельности государства или каких-либо социальных групп в той или иной области в определённый период
3. перен. разг. образ действий, направленных на достижение чего-либо, поведение, определяющее отношения с людьми
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: однорукий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова «политический»
2. Осуществляющий политику (в 1 знач.). Политическая партия. Политический деятель. Политический отдел армии.
3. Государственно-правовой. Политический режим. Политический строй. Политическое устройство.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЛИТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Прил., по знач. связанное с политикой (в 1 знач.). Политические события. Политическая борьба. П. деятель. Политическое воспитание масс. Будучи идеологически разбиты большевистской партией, потеряв всякую почву в рабочем классе, троцкисты перестали быть политическим течением и превратились в беспринципную карьеристскую клику политических мошенников, в банду политических двурушников. История ВКП(б). Основную борьбу против «экономизма», за создание самостоятельной политической партии пролетариата провела организованная Лениным нелегальная газета «Искра». История ВКП(б). Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Ленин. Речь большого политического значения. Политические процессы. Политическая забастовка (с предъявлением политических требований). П. преступник. 2. Государственный, граждански-правовой. П. строй. П. устройство. П. режим. Политические права. Политическая система. 3. в знач. сущ. полити́ческий, ого, м., и политическая, ой, ж. Лицо, имевшее отношение к революционному движению (дореволюц. разг.). После. двух месяцев в остроге с уголовными, жизнь теперь с политическими, несмотря на всю тяжесть условий, в которых они находились, казалось Катюше очень хорошей. Л. Толстой. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
полити́ческий
1. связанный с политикой, то есть с государственно-правовыми сторонами жизни общества ◆ Если к предыдущим выборам олигархи не были готовы, то теперь они готовятся заранее установить политический контроль над Думой. Иосиф Гальперин, «Власть „делом“ занимается» // «Совершенно секретно», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. осуждённый по статье закона, связанной с политикой ◆ В деревне, где учительствовала Наталья Арсеньевна, было много политических ссыльных. Екатерина Маркова, «Тайная вечеря», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У нас люди, которые всю жизнь боролись за то, чтобы честь и достоинство стали нормальной атрибутикой российской жизни, умирают — умер Михаил Михайлович Молоствов, диссидент, правозащитник, политический зэк, который в декабре-январе 1994–1995 гг. добровольно взял на себя роль живого щита для женщин и детей в корчащемся под бомбами Грозном. Евгения Альбац, «Почему полковники умнее генералов» // «Новая газета», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. субстантивир. заключённый, узник, осуждённый по такой статье