В чем заключается политика протекционизма в экономике
Что такое Протекционизм
Протекционизм — это политика правительства, которая ограничивает международную торговлю посредством импортных квот, тарифов или других ограничений, препятствующих импорту. Обычно эта политика применяется с целью защиты отечественной промышленности и увеличения экономической активности внутри страны.
Импорт — это товары или услуги, привезённые на продажу из других стран.
Политика протекционизма направлена на поддержание национальных производителей в конкуренции с зарубежными компаниями посредством ограничений импорта.
Целый ряд стран следуют политике протекционизма, однако многие экономисты согласны во мнении, что мировая экономика только выиграет, если эти ограничения будут отменены (как это бывает при свободной торговле — фритредерстве).
Основные методы протекционизма
К мерам государственного протекционизма относятся: таможенные пошлины, квоты на импорт, стандарты и качество продукции, государственные субсидии.
Таможенные пошлины
Это один из главных инструментов протекционистской политики государства. В основном все формы таможенных пошлин взимаются со страны, которая импортирует. Такие пошлины (импортные или ввозные пошлины) повышают стоимость импорта, а значит и стоимость товара для конечного потребителя.
Квоты на импорт (импортная квота)
Это нетарифные количественные барьеры, которые устанавливаются в течение установленного периода на импорт определённых товаров. Самым строгим типом является эмбарго (ввоз или вывоз установленных товаров абсолютно запрещён).
Стандарты и качество продукции
В других странах могут быть более высокие или же, наоборот низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, производства исходного материала и др.
Это может привести к блокировке импорта определённого товара и, следовательно, увеличению объёма производства этой продукции внутри страны.
Государственные субсидии
Существуют прямые и косвенные. Прямые субсидии — это денежные выплаты предприятиям. Косвенные субсидии — сбережения (например: предприятия получают беспроцентные ссуды, налоговые льготы).
Страны, стремясь улучшить свой торговый баланс, могут предложить своим предприятиям субсидии на экспорт. Увеличивая свой экспорт, страны стимулируют отечественный бизнес к глобальному расширению.
Формы протекционизма
В экономике можно выделить следующие формы протекционизма:
Примеры протекционизма
Более высокие тарифы ЕС на обработанные пищевые продукты
В 2008 г. средний тариф ЕС на пищевые продукты первичной переработки был 9,9%, а на обработанные он был почти вдвое выше — 19,4%. Таким образом, лишь обрабатывая сырьё вне страны назначения, импортёры увеличивают стоимость продукции.
Тарифы США на импорт шин из Китая
В 2009 году США ввели пошлины на импорт китайских шин в размере 35%, и это решение было поддержано Всемирной торговой организацией.
«Банановая война»
На протяжении многих лет шла так называемая «Банановая война» между экспортёрами и импортёрами бананов (и других тропических фруктов). Такие страны, как Эквадор и Гондурас вели переговоры с представителями ЕС о снижении тарифов на импорт этих тропических фруктов.
На протяжении многих лет экспортёры платили очень высокие тарифы — 176 евро за тонну бананов. В 2012 году у них получилось прийти к соглашению и эти тарифы понизились.
Протекционизм и фритредерство
Фритредерство — это политика свободной торговли без вмешательства государства в экономику. Эта концепция противоположна протекционизму.
Соглашение о свободной торговле
Некоторые страны заключают между собой соглашения о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле — это договор по снижению барьеров для импорта и экспорта, заключённый между двумя или более странами.
Существует свободное обращение товаров и услуг через международные границы с небольшими государственными тарифами, квотами, субсидиями или вообще без них.
Протекционизм и меркантилизм
Протекционизм — это только внутренняя политика защиты производителя. Меркантилизм же действует и на внутреннем рынке (протекционизм, ограничивает импорт), и на внешнем (увеличивает экспорт).
Меркантилизм — это экономическая система торговли, при которой государство пытается разбогатеть, увеличивая свой экспорт и ограничивая импорт. Эта система была распространена с 16 по 18 век и была основана на идее, что мировое богатство статично, поэтому страны пытались получить максимальную долю этого богатства.
Протекционизм: плюсы и минусы
Плюсы:
Минусы:
Протекционизм простыми словами
Что же такое протекционизм? Буквальное значение термина «протекционизм» в переводе с латыни «покровительство, защита». В наше время это понятие чаще всего используют в отношении внешнеэкономической политики стран. Если говорить простыми словами, протекционизм является видом экономической политики, ограждающим государственную экономику от внедрения импортных товаров, и опекающим собственное производство, помогая его подъёму и процветанию.
Суть и цели протекционизма
Протекционистская политика – это модель экономики, когда все предпочтения отданы отечественному производителю. Её цель – защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Для них создаётся государством благоприятная среда, путём введения торговых барьеров для зарубежных компаний, снижается рыночная конкуренция.
В странах, использующих подобную политику, собственные производители находятся в изоляции и из-за барьеров на ввоз импортной продукции лишены возможности конкурировать с зарубежными компаниями. Отечественных производителей поддерживает непосредственно правительство, используя для этого субсидии и дотации.
Противоположность протекционизма – свободная торговля, когда импортная продукция может свободно ввозиться в государство. Свободная торговля создаёт здоровую экономическую среду на рынке, где стоимость товаров и правила торговли определяются спросом и предложением, качеством и сервисом. Поэтому многими передовыми странами выбраны условия открытости в торговле, а протекционистские меры считаются пережитком прошлого.
Особенности протекционизма
Логика протекционизма состоит в том, что отечественная промышленность может пострадать по причине иностранного импорта. Очень часто импортные товары стоят намного дешевле, чем отечественные из-за множества факторов: более дешёвой рабочей силы, доступности природных ресурсов, технического превосходства в сфере производства и т.д.
Введением жёстких импортных тарифов и квот, правительством теоретически увеличивается рынок для отечественного производителя и фактически закрывается рынок для иностранного производителя. Ожидается, что эти меры призваны помочь защите внутреннего рынка и экономике государства.
Когда ограничение импорта сопровождается субсидиями государств, и стимулирует экспортные операции, это в теории должно оказывать благотворное влияние на государственную экономику. На практике так происходит не всегда. Из-за отсутствия конкуренции компании зачастую проявляют меньше интереса к разработке и внедрению инноваций и придерживаются устаревших технологий.
Кроме того, они тоже сталкиваются с торговыми барьерами по ввозу импорта, так как другие страны в ответ на протекционизм вводят собственную протекционистскую политику. Обратите внимание, что получается ситуация, при которой никто не хочет участвовать в односторонней торговле с протекционистским государством.
Преимущества и недостатки протекционизма
Основным недостатком подобной политики считается то, что отсутствие свободного рынка порождает завышенную стоимость товаров и услуг и их низкое качество. В условиях отсутствия конкуренции с более дешёвыми и качественными импортными товарами, отечественными производителями могут устанавливаться какие угодно цены на свою продукцию.
Также при протекционистской политике местными компаниями могут лоббироваться законопроекты, которые будут помогать им определять стандарты по качеству производимой продукции. В этом случае, при отсутствии необходимости постоянно улучшать свой продукт, техническое усовершенствование технологических процессов на промышленных предприятиях утрачивает приоритетность. В результате этого, происходит затормаживание научного прогресса в производстве.
К преимуществам можно отнести мнение сторонников протекционизма, что подобные методы в качестве временной меры в условиях изоляции от свободной торговли помогают некоторым отраслям экономики до тех пор, пока они укрепят своё положение. К сожалению, подобная стратегия часто не приносит ожидаемого результата, и эти отрасли, при отсутствии определённых стимулов, предпочитают пользоваться дотациями.
Типы протекционизма
Существует несколько видов протекционистской политики:
Вид | Описание |
Селективный | Государством создаются благоприятные условия производителям определённого вида продукции. Одновременно ограничивается импорт аналогичной продукции. Как пример можно рассматривать легковые автомобили. Правительством России осуществлено введение дополнительных таможенных пошлин при ввозе автомобилей из-за рубежа. В это же время принята программа по кредитованию на льготных условиях при покупке машин, произведённых в РФ |
Отраслевой | Защита государства направлена на целую экономическую отрасль. Обычно применяется к сельскохозяйственным отраслям экономики. Для импортной сельхозпродукции вводят дополнительные ограничения и пошлины, вплоть до запрещения ввозить в страну некоторые продукты |
Коллективный | Несколькими странами, объединёнными определённым производством, водятся коллективные меры по защите своей продукции. Например, странами Евросоюза осуществляется коллективная поддержка собственных фермеров |
Скрытый | Защиту отечественных производителей проводят без введения таможенных пошлин. К примеру, ограничение ввоза молочной продукции можно осуществить с помощью заключения санитарно-эпидемиологических ведомств |
Местный | Соответствует региональному уровню. Целью является активное продвижение продукции, произведённой в этом регионе |
Зелёный | Является современным видом протекционизма, направленным на соблюдение экологических норм. Наблюдается рост популярности этого метода по причине ухудшения экологической обстановки в мире |
Политика государственного протекционизма
Рекомендуем ознакомиться с оградительными мерами, которые применяет государство в отношении иностранных компаний:
Меры по защите отечественного производителя
Также не лишним будет ознакомиться с рядом преференций, которые используются для поддержки отечественного производителя:
Протекционизм характерен для развивающихся государств, где уровень производственных процессов не в состоянии конкурировать с производственными мощностями иностранных производителей. Но в малой или большей степени подобная политика применяется во всех странах мира. Например, в США, на протяжении всего существования государства, к экспортёрам применялись ограничительные меры.
Необходимо учесть, что учёные-экономисты имеют разное мнение о политике протекционизма. Некоторые считают, что подобные методы оказывают положительное влияние на отечественное производство, являются импульсом для развития и внедрения современных технологий, и в результате помогают росту государственной экономики.
Другие специалисты доказывают противоположную точку зрения. Они придерживаются мнения, что протекционизм способствует уничтожению свободного рынка и развитию монополизации. Это негативно влияет на простых граждан – потребителей товаров и услуг, что скорее правильно в сегодняшний период глобализации.
Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле
Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле
Содержание
Политика протекционизма определение
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам.
Развитие интеграционных процессов привело к появлению « коллективного протекционизма » — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. Ярким примером является Евросоюз. Франция и Германия, когда торгуют между собой никаких пошлин не платят, а вот другим странам попасть на европейский рынок тяжело.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.
Виды протекционизма
К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль.
Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа.
Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.
Основные виды протекционизма
В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли ( фритредерство ), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).
Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.
Современный протекционизм
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.
Ярким примером страны с сильно развитым протекционизмом является Соединенные Штаты Америки (США). На протяжении всей истории она практиковала, и сейчас практикует, высокие пошлины на иностранные товары.
В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.
Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:
Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.
Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.
Недостатки протекционизма
К недостаткам протекционизма относят:
Политика либерализации в мировой торговле (Фритредерство)
После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. «Раунд Кеннеди» стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли. В 80—90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции.
Фритредерство (свободная торговля) — поощрение свободной торговли, снятие таможенных барьеров
Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики. Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодных торговых операций. Для стран с сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.
Свободная торговля ведет к тому что на внутреннем рынке появляется большое разнообразие товаров и стоят они дешево.
Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия страны вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать «грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров. Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства.
Опыт «Азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5-6 %, а рост внешней торговли 9-10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.