В чем заключается польза местного самоуправления для общества
Роль органов местного самоуправления в обществе
Политология
Похожие материалы
Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.
Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества.
Субъектом и объектом местного самоуправления являются граждане, которые входят в организацию данного вида власти, причем происходит совпадение объекта с субъектом. Это значит, что с одной стороны объектом, а с другой стороны субъектом является сама организация органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления играют немаловажную роль, так как их деятельность направлена на улучшение жизни граждан на территориях областей, на которых они зарегистрированы. Поддерживают порядок в обществе, решают определенные задачи.
Рассмотрим главные задачи органов местного самоуправления на примере Омской области:
Целью местного самоуправления является: поэтапное решение вопросов населения, проживающих на территории области.
Рассмотрим как реализуются данные вопросы:
Проблема безработицы является одной из самой главных задач, так как решать ее нужно в первую очередь. Дело в том, что население является безработным, и отсюда возникает множество противоречий, дискуссий и недовольства со стороны населения. Решить ее можно только благодаря контролю и обязательного вмешательства властных органов. Для этого и создают биржи труда, на которых в настоящее время зарегистрированы трудоспособное население.
Таким образом, действия органов местного самоуправления главным образом направлены на охрану жизни и здоровья населения, а также на поддержание порядок в обществе.
Не стоит забывать о том, что местное самоуправление является подсистемой центральной власти, поэтому какая бы задача не стояла перед органами местного самоуправления, выполнение которой невозможно без обязательного вмешательства и контроля центральных властей.
Поэтому добиться цели, которая поставлена перед местным самоуправлением очень трудно, но возможно. Для этого необходимо, чтобы управленцы(муниципальные служащие) не просто умели решать вопросы местного значения, но и умели планировать это в будущем.
И еще нужно отметить о том, чтобы реализовать поставленные задачи необходимо правильно подобрать методы и подходы для реализации задач в действие. При этом это должны делать не только органы местного самоуправления, но и население которое нуждается в каких-либо потребностях. Потому как это в первую очередь делается для самого населения.
Дело в том, что ремонт дорог это дело затяжное, и на это много требуется времени и средств местного бюджета Омской области. И если перед органами местного самоуправления стоит вопрос о решении данной проблемы, то она обязательно будет реализована в ближайшее время.
Проанализировав задачи, стоящие перед органами местного самоуправления можно сделать вывод о том, что деятельность органов местного самоуправления направлена исключительно на удовлетворение потребностей населения, на их благосостояние в обществе[3,4]. Органы местного самоуправления играют важную роль в жизни всего общества, которая заключается в поддержании порядка на территории, действующего органа. Важной стороной управления муниципальными служащими является создание условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Местное самоуправление поселений и граждане: кого защищать?
20 ноября «АГ» опубликовала новость об Определении Конституционного Суда РФ от 24 октября 2019 г. № 2955-О, которым КС РФ отказал муниципальному депутату поселения в Московской области в рассмотрении ее обращения за защитой конституционных прав, нарушенных, по мнению заявительницы, объединением поселений в городской округ. В названном акте Суд традиционно разрешил исключительно правовые вопросы, не вторгаясь в политические аспекты проблемы.
В документе отмечено, что законодательно установлены различные формы учета мнения населения при преобразовании муниципальных образований. При объединении поселений и образовании городского округа мнение населения выражается путем голосования простым большинством голосов муниципальных депутатов представительного органа местного самоуправления. В Московской области, как и в ряде других регионов страны, идет преобразование муниципальных районов в городские округа посредством объединения поселений. В данном вопросе региональные и муниципальные органы, насколько известно из открытых источников, действуют строго в рамках законодательства.
Возникает вопрос: в достаточной ли мере принимается во внимание мнение населения? С позиций нормативизма – да, поскольку практика руководствуется действующей нормой закона. С точки зрения серьезной самостоятельности населения (не местных органов) – в решении вопросов местного значения такой учет недостаточен. В аспекте реального обеспечения и защиты прав граждан законодательство и правоприменительная практика отражают объективную реальность. Но в будущем возможны иные формы выражения воли населения.
Плебисцитарные формы учета мнения населения по каждому случаю объединения поселений – решение, безусловно, идеальное, но оно не предусмотрено законом и фактически ляжет непомерным грузом на местные бюджеты. У законодателя были основания установить действующий в настоящее время порядок учета мнения населения при объединении поселений – ведь последние не «разрезаются» новыми границами, от них не отторгают территории, они не передаются в юрисдикцию других субъектов Федерации. Если вспомнить, что явка на муниципальные выборы колеблется в среднем от 10 до 20%, то следует констатировать проблему идеализации восприятия местного самоуправления как активности граждан. Местное самоуправление в поселениях, как и в иных муниципальных образованиях в современной России, – это фактически осуществление публичной власти органами местного самоуправления с редчайшими исключениями в виде случаев участия граждан в этом процессе.
Возникает и другой вопрос: как быть с поселенческим самоуправлением? Местное самоуправление выступает наиболее приближенным к населению уровнем осуществления публичной власти, поселенческий уровень наиболее доступен человеку. Поселенческое самоуправление имеет свои преимущества – прежде всего это шаговая доступность. Считается, что люди знают друг друга и доверяют ответственные должности на местах лицам, заслужившим уважение земляков. При объединении поселений власть пространственно отдаляется от населения.
Но всегда ли органы местного самоуправления поселений действуют в интересах граждан? К сожалению, нет. Более того, подчас интересы граждан и муниципальных чиновников диаметрально противоположны. Поэтому полагаю, что нерациональное использование и без того недостаточных ресурсов, а также некомпетентность и коррумпированность отдельных местных чиновников отдаляют органы местного самоуправления от населения в гораздо большей степени, чем территориальные преобразования.
Напомню, что прямыми представителями граждан являются избираемые населением муниципальные депутаты. Если исходить из презумпции, что последние – компетентные люди, честно отстаивающие интересы избирателей, тот факт, что они голосуют за упразднение поселения и создание городского округа, свидетельствует о том, что они видят в таком непростом выборе благо для избирателей и делают его со всей ответственностью.
Объективный взгляд на проблему показывает, что к объединению поселений подталкивает груз годами не решаемых местных проблем, а ресурсный потенциал многих поселений для их преодоления оказывается недостаточным. Объединение потенциалов поселений в масштабе городского округа позволяет снять многие проблемы. В конечном счете граждане должны выиграть от объединения нескольких муниципальных образований в одно, иначе реформа не имеет смысла.
Нельзя также не отметить проблему недостаточности участия населения в решении вопросов местного значения, характерную и для округов, и для поселений. Подчеркну, что конституционно-правовое и социальное назначение функционирования органов местного самоуправления городского округа, объединившего несколько поселений, так же, как и смысл работы органов поселения, состоит в обеспечении прав и законных интересов жителей. Демократические начала в осуществлении местного самоуправления могут и должны быть реализованы не только на поселенческом, но и на окружном уровне – правовые и организационно-технические возможности для этого есть. В частности, думается, можно было бы увеличить депутатский корпус в округах, расширив представительство бывших поселений, поскольку депутаты работают на общественных началах, нагрузка на бюджет минимальна.
Важно иметь в виду, что население нередко воспринимает районные или окружные власти в качестве разновидности государственной власти, а не как собственное самоуправление. Но такое восприятие характерно и для отношения к властям поселений. В этом смысле противопоставлять два указанных уровня осуществления местного самоуправления с позиции применения форм непосредственной демократии нет, на мой взгляд, ни оснований, ни смысла.
Конституция РФ определяет самоуправление как активность жителей городских и сельских поселений, а также других территорий. Процесс ликвидации поселений, на первый взгляд, не вполне соответствует этой формулировке. Но ведь и город, в том числе городской округ, тоже является поселением в общеродовом смысле – как место, населенное людьми. Другое дело, что территорией городского округа, т.е. городской территорией, в одночасье стали села и деревни. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» ужесточил требования к городским округам и ввел новый тип муниципального образования – муниципальный округ. Очевидно, что в связи с этим многие городские округа будут преобразованы в муниципальные, поскольку включают не только городскую территорию.
Нельзя также не учитывать, что муниципальная реформа в России с 1990-х гг. идет «сверху», самоуправленческие традиции во многом утрачены. Тем бережнее следует относиться к сложившимся в последние годы самоуправленческим началам, расширять применение форм непосредственной демократии на местах. Но в то же время, полагаю, возлагать на самоорганизацию граждан слишком большие надежды пока не стоит. В большинстве случаев граждане не очень активны в реализации возможностей самостоятельно решать вопросы местного значения даже на уровне территориального общественного самоуправления, на уровне домов и подъездов. Еще меньшая активность наблюдается в масштабе муниципалитета. В данном контексте проблема низкой явки на муниципальные выборы видится одной из ключевых.
В свою очередь, исторический опыт показывает, что отказ от поселенческого самоуправления во многих регионах не полный и далеко не окончательный. Процессы укрупнения и разукрупнения территориальных единиц на региональном и местном уровнях были характерны и для СССР, и для Российской империи. Сегодня период укрупнения муниципалитетов, формирования городских и муниципальных округов сменил этап роста количества поселений в 2000-х гг. Поселенческое самоуправление будет возвращаться по мере развития гражданского общества и улучшения социально-экономической ситуации. На мой взгляд, следует стратегически стремиться к повышению уровня участия граждан и в делах государства, и тем более в решении вопросов местного значения. Речь идет не только о законодательном аспекте, но и о правоприменительной практике, и даже о целенаправленном развитии активистской культуры россиян, их вовлечении в решение публичных дел.
Таким образом, защита прав органов местного самоуправления должна обеспечиваться в том числе в рамках конституционного правосудия, но защита прав и законных интересов граждан – приоритетна. Резюмируя, подчеркну, что в нынешних реалиях КС РФ принял мудрое решение, позволив представительным и исполнительным органам регионов и муниципалитетов объединить ресурсный и управленческий потенциалы муниципальных образований для улучшения жизни граждан. Насколько это благое начинание будет реализовано, покажет время.
Урок обществознания. Тема «Местное самоуправление – важнейший фактор становления и развития правового государства и гражданского общества».
Урок обществознания. Тема «Местное самоуправление – важнейший фактор становления и развития правового государства и гражданского общества».
На уроке изучаются следующие вопросы:
что такое местное самоуправление?
Каковы истоки местного самоуправления в России?
Каковы конституционно-правовые основы местного самоуправления?
Каковы полномочия городского самоуправления?
Какие функции выполняют органы местного самоуправления?
В чём польза местного самоуправления для общества?
Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?
Обществознание. 11 класс.
Тема «Местное самоуправление – важнейший фактор становления и развития правового государства и гражданского общества».
Сегодня мы вспомним учебный материал, изученный в 10 классе.
Обсудим важные проблемы и попытаемся доказать, что действительно в становлении и развитии правового государства и гражданского общества важную роль играют органы местного самоуправления.
Поможет нам в проведении урока и ответит на все ваши вопросы
1. Сначала давайте вспомним, что такое местное самоуправление?
— Это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций;
— Местное самоуправление — государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, например, национальные праздники, местные промыслы, вернисажи местных промыслов, уборка территорий, некоторые виды малого бизнеса и др., учитывая интересы всех жителей местной территории.
2. Каковы истоки местного самоуправления в России?
Давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоу-правления. Одни ведут отчет российского городского самоуправления с рубежа XI – XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик – Новгорода и Пскова. Они считали вече (от славянского «вет» – совет) органом народной власти, народоправства. Другие же видели в народном вече атрибут феодальной государственности.
В 1785 году 21 апреля (по старому стилю) была издана Жалованная грамота городам, подписанная Екатериной II. «Грамота» положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Жалованная грамота закрепила за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.
Кстати, ежегодно 21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления. Указ об учреждении этого нового праздника президент России Владимир Путин подписал в 2012 г.
Как говорится в этом документе, новая дата вводится в календарь
«в целях повышения роли и значения института местного самоуправления,
развития демократии и гражданского общества».
Дальнейшее развитие местного самоуправления было связано с земской и городской реформами Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.
Органами городского самоуправления с 1870 года стали городские думы и управы. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти
был положен принцип единства системы Советов как органов государст-венной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось.
Идея самоуправления была забыта — вплоть до конца 1980-х годов,
когда в стране началась реформа государственной власти.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность.
В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.
Но реформирование и развитие местного самоуправления
продолжается и по сей день.
3. Каковы конституционно-правовые основы местного самоуправления?
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией РФ.
Конституция РФ ст. 3 (ч 1, 2), ст. 12, глава 8.
Правовую основу местного самоуправления также составляют:
— Европейская хартия местного самоуправления,
— общепризнанные принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации,
— федеральные конституционные законы,
— Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства и иные правовые акты.
— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации,
— уставы муниципальных образований,
— решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные акты.
Итак, в гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах – местное самоуправление в городских и сельских поселениях.
Самоуправляющиеся территориальные единицы называются…
4. Каковы полномочия городского самоуправления? – это:
1. Сфера бюджета и финансов.
2. Сфера управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями
3. Сфера земельных отношений и охраны окружающей природной среды.
4. Сфера строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи.
5. Сфера социально-культурного обслуживания населения»
6. Сфера охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.
5. Какие функции выполняют органы местного самоуправления?
6. В чём польза местного самоуправления для общества?
7. Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?
Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Оно является особым управленческим звеном, которое осуществляется самим местным населением. Им принадлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами.
Их нормативные акты действуют на ограниченной территории,
А нормативные акты органов госуд. власти – на всей территории.
Существуют и другие отличия местного самоуправления от государственного:
Нужно отметить, что мнения ученых разделились: одни утверждают, что местное самоуправление — это государственная власть особого рода; другие говорят о негосударственной природе местного самоуправления.
Мы полагаем, что в местном самоуправлении сочетаются два начала —
как государственное, так и общественное; иными словами, общественное самоуправление выполняет определенные государственные полномочия.
При этом государство, в соответствии со ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления, может устанавливать любой административный надзор за местными властями, если это предусмотрено конституцией или законом.
Как писал Г.В. Барабашев: «Местное самоуправление должно быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с Центром и быть вписанным в структуру федеральной власти. Неоднозначность местного самоуправления, которое одновременно является и местным управлением, порождает двойственность его идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы населения от диктата Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одн0й территории граждан и общественный порядок».
Таким образом, местное самоуправление не отделено от государства, несмотря на наличие нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти. Данная норма означает гарантию самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Это подтверждается и тем, что данный институт предусматривается конституцией (государственно — правовым актом).
При этом в ней есть норма, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы. А принятие законов — это прерогатива именно государства, т.е. речь идет о самостоятельности местного самоуправления в пределах закона и предоставленных прав.
Государство гарантирует местное самоуправление. И отсюда вполне логично вытекает, что решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. Граждане также вправе обращаться в судебные органы с жалобами на действия или бездействие органов местного самоуправления. Таким образом, в этом отношении местное самоуправление является элементом государственной организации.
Что ж, дискуссии вокруг этого вопроса и означают, что реформирование и развитие местного самоуправления продолжается и по сей день.
8. Исторический опыт показал, что путь к конституционному строю, правовому государству и гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.
Раскройте взаимосвязь самоуправления, правового государства и гражданского общества.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополага-ющего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.
Вспомним основные принципы (признаки) правового государства:
1. Верховенство права в обществе
2. Незыблемость прав человека.
3. Взаимная ответственность государства и человека.
4. Принцип разделения государственных властей.
А гражданское общество – это общество, где высока социальная активность, стремление людей совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче.
Всему этому и способствует развитие местного самоуправления, так как привлечение к участию в управлении местными делами самих граждан –
это есть элемент механизма социального контроля, который обязательно
должен существовать в гражданском обществе.
Таким образом, местное самоуправление придаёт гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное влияние на развитие правового государства.
От каждого из нас с вами в какой-то степени зависит уровень жизни в нашем городе: от того, насколько мы активны, насколько грамотны, насколько серъёзно подходим к выбору кандидата на пост главы Администрации или депутатов городской думы.
Я передаю слово ______________________________________________________.
Вопросы представителю Администрации:
1. Какова структура местной администрации?
Из каких отделов состоит?
Сколько человек работают?
2. Как часто граждане обращаются к вам с жалобами?
На что чаще всего жалуются?
3. Что вы делаете для решения ситуации в городе с водой?
4. Как улучшить ситуацию с дорогами?
5. Возможен ли бесплатный проезд для школьников?
6. Какие еще культурно-спортивные объекты планируется построить?
7. Возможно ли получение у вас целевого направления в ВУЗ?
8. Какие меры предпринимаете для борьбы с коррупцией?
Как предотвратить возможные злоупотребления руководителей местного самоуправления?
9. В какой форме вы осуществляете отчет о проделанной работе перед гражданами нашего города?
10. Что бы Вы пожелали нашим выпускникам?
Местное самоуправление – важнейший фактор становления и развития правового государства и гражданского общества
Что такое МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ?
Это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению
вопросов местного значения,
исходя из интересов населения,
его исторических и
Каковы истоки местного самоуправления?
Вече в Новгороде и Пскове
Была издана Жалованная грамота городам – «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», подписанная
21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось
1993 г. — Конституция РФ 1995 г. — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. – новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Каковы конституционно-правовые основы местного самоуправления?
Каковы полномочия городского самоуправления?
Какие функции выполняют
органы местного самоуправления?
В чём польза местного
Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?
Исторический опыт показал, что путь к конституционному строю, правовому государству и гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление. Раскройте взаимосвязь самоуправления, правового государства и гражданского общества.
Основные принципы правового государства : 1. Верховенство права в обществе 2. Незыблемость прав человека. 3. Взаимная ответственность государства и человека. 4. Принцип разделения государственных властей. Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
Местное самоуправление – важнейший фактор становления и развития правового государства и гражданского общества