В чем заключается поучительный смысл библейской легенды о каине и авеле краткое
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Библейская история про Каина и Авеля
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый верующий человек большое внимание уделяет изучению святых письмен. Среди самых известных Библейских — история про Каина и Авеля. У большинства она связана с первыми жертвоприношениями и убийством. У каждого свое отношение к данной ситуации, но все понимают, что за всякие свои деяния обязательно последует наказание.
Каин и Авель
Самые главные герои данного рассказа – два брата. Это потомки первых людей на Земле, которые были рождены ими после изгнания из рая:
Довольно часто рассказывают библейскую историю Каина и Авеля для детей, чтобы предупредить возможность в будущем подобных ситуаций. В писании старший брат занимался земледелием, а младший – скотоводчеством. У каждого было свое дело и жили они мирно. Но далее последовала некоторая череда событий, которая привела к братоубийству.
Основная идея библейского рассказа
Как известно, каждая глава имеет некий поучительный смысл. Не исключение этот эпизод. Его можно найти в 4 главе Книги Бытия и больше нигде о нем нет никаких упоминаний. Однажды юноши преподнесли жертвы Богу:
Лицо Каина поникло и изменилось. Всевышний пытался его предостеречь от злых дел, но тот не послушался. Он дал возможность греху заполонить свое сердце и войти в его душу. Тайно заманил младшего в поле и там проколол его вилами, спящего в стогу сена.
Смысл легенды о Каине и Авеле заключается в том, что впервые свершилось невиданное до того дня на Земле прегрешение. Такой поступок не остаться безнаказанным. Ведь он положил начало во Вселенной разрушению и смертности. Господь старался навернуть старшего брата на путь истинный и задал вопрос о том, где его брат. На это он ответил, что не является стражем ему. Тогда Всевышний разгневался и проклял и его семью.
После этого Каина замучила совесть, он забрал свою жену и ушел в другую землю от своих родителей. В Библии есть упоминание о том, что он построил новый город. Его женой могла стать одна из сестер. Дети его, мужского рода, не пережили потоп.
Чему учит нас легенда
Каждый должен почерпнуть что-то для себя после прочтения подобных писаний. Стоит помнить о том, что жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Отнять ее мы не в праве. Отнимать такой дар Божий называется убийством, а вот лишение себя его – самоубийство.
Помните, что только Господь способен дарить жизнь человеку и отбирать ее. Ведь это самое дорогое у человека и ее стоит беречь. Никакие жизненные события не должны побуждать Вас на мысли о ее потере. Молитесь, верьте в Господа и побеждайте грех силой Бога.
История Каина и Авеля — смысл библейского сюжета
Узнайте все самое интересное и важное о Каине и Авеле, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Авель и Каин
На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух братьев волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остаётся актуальной даже спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.
Авель и Каин были старшими детьми Адама и Евы – первых людей, созданных Богом и потерявших возможность пребывания с Ним в результате грехопадения. Каин был первенцем, его имя происходит от древнееврейского слова «создавать» или «приобретать». Вероятно, это имя было дано Каину как первому человеку, рождённому женщиной.
Согласно преданию, Ева надеялась, что первый сын будет обещанным Искупителем её с Адамом первородного греха. Однако с рождением Каина стало очевидно, что эта надежда не сбылась. И она дала второму сыну имя Авель. Оно переводится как «плач» или «уничижение» и отражает всю горечь переживаний Евы.
Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:
«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).
Последствия первого убийства в истории
Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.
Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:
«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)
Образ Каина в Библии
Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.
В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что
“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).
Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.
Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.
Библейский образ Авеля
Авель рассматривается в христианстве не только как первая жертва убийства в истории, но и как первый страстотерпец за правду и веру. Христос упоминал Авеля, когда обличал фарисеев, говоря, что с них взыщется от крови праведного Авеля до Захарии (Мф. 23:25). Принесший праведную жертву, невинно убитый пастырь Авель считается прообразом Христа – тоже безвинно убиенного доброго пастыря для всех христиан, принесшего себя в жертву ради человечества. Об этом говорит святой Ефрем Сирин в “Беседах на Евангелие от Иоанна”:
Если кровь Авеля взывала к искуплению, то кровь Христа совершает это искупление. Каин же является предшественником всех гонителей правды.
Ветхозаветная история Каина и Авеля показывает нам два противоположных пути, по которым волен пойти человек, – служения Богу, правде и служения греху, дьяволу. Каин и Авель – это не отвлечённые персонажи далёких времён. Они являются наглядными и актуальными выражениями тех черт, которые есть в каждом человеке.
Каин и Авель — библейские герои
Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых — братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!
Каин и Авель
Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку —
Древом – за древо,
Рукою – за руку. ”
Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.
Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.
«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).
Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…
…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.
«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).
Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!
Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.
«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)
Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его»(Быт. 4:7)
…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…
Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.
«Ты господствуй над ним» — слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.
Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.
«Что ты сделал?»(Быт.4:10)
Словно звучит в вопросе этом отголосок будущего: «Друг, для чего ты пришел?»(Мф. 26:50)…
«Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:10-11)
Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…
Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).
Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» — соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.
Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…
И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.
Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.
Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,
землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.
Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.
Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.
Кто такие Каин и Авель?
Старозаветная история о Каине и Авеле известна хорошо всем христианам, поскольку в ней рассказывается о страшном грехе братоубийства. Библейские братья были детьми Адама и Евы, изгнанных из Рая после согрешения, стали первыми людьми, рожденными на земле. После того, как Господь выгнал Адама и Еву из Рая, они вынуждены были работать на земле, вести собственный быт, чтобы не умереть с голода и холода, чем потом занялись и их дети. Авель был пастухом овец, а Каин — земледельцем. Оба брата имели разный характер. В то время, как Авель был мирным и спокойным, Каина многое не удовлетворяло, что и стало фундаментом для будущего убийства.
Когда у Адама и Евы родились сыновья, они подрастали с желанием честно работать и угождать Господу. Каин выращивал растения, Авель занимался скотоводством и, они двое приносили жертвы Господу, чтобы получать Его милость. И вот, Каин и Авель принесли свою жертву, но принята была только жертва Авеля. Так случилось потому, что Бог увидел подлость старшего и искренность младшего брата. Оставшись без достойного внимания, гордый Каин начал завидовать брату, что переросло в серьезную ненависть. Злоба Каина стала настолько сильной, что он решился на убийство, чтобы навсегда избавиться от более удачливого брата.
Каин думал, что о его поступке не узнает никто, соврав о трагическом случае, но Бог видит и знает все, поэтому скрыть преступление не удалось. Господь спросил у Каина о его брате, на что тот ответил, что не знает. Поскольку Господь все знал, Он решил справедливо наказать старшего сына Адама и Евы, поступив следующим образом:
Конечно же, Ева очень горевала из-за такой потери, но Бог решил утешить ее, подарив еще одного сына, которого назвали Сифом.
Изучив историю Каина и Авеля, каждый получает достойный урок, с пониманием того, что никто не вправе отнимать жизнь у человека, пока этого не сделает Сам Бог. На сегодняшний день, эта история является актуальной, заставляя о многом серьезно задуматься.
Чему может научить эта библейская история?
История о Каине и Авеле дана каждому человеку для того, чтобы он мог задуматься. Тот факт, что Бог принял жертву всего у одного брата говорит, что для него не важен размер даров, их стоимость или что-то другое. Творец ценит искренность, веру, чистоту помыслов человека, а не его материальные блага. Не приняв жертву о того, кто думает о собственной выгоде, относясь к другим предвзято, Господь показывает, что такое состояние человека для Него является нежелательным.
Читая эту историю, часто можно поймать себя на мысли, что такой разницы между родными братьями, получившими одно воспитание, быть не должно, но все же, она была. Суть этой разницы заключается в том, что свободную волю человек получает при рождении, решая самостоятельно, как ему жить, поступать и действовать.
Чтобы стать хорошим человеком, нужно много над собой работать и совершенствоваться, а те, кто этого делать не хотят, не могут достичь не только материальных, но и моральных высот. Так вот, Авель постоянно стремился стать лучше, был искренним и любил свою работу, в то время как Каин искал легкие пути.
Фото: Pravoslavium.ru
Изучив эту историю внимательнее, можно в полной мере понять, что ненаказанных плохих проступков нет и, если никто их не видит в момент совершения, то это не значит, что такого не случится позже. Господь является не только Любящим отцом, но и справедливым Судьей, поэтому за плохие поступки каждый получит свое наказание.
Конечно же, Каин покинул родителей, женился, создал свою семью, но в этом он не нашел полного счастья, ведь плохой поступок прошлого всегда о себе напоминал. Это еще раз говорит о том, что Господь не наказывает человека тем же способом, которым он поступил с другими, но человек постоянно наказывает себя сам, его терзают разные мысли, просто убивающие изнутри.
Действительно, грех разрушает человека изнутри, что и показала эта библейская история, так что стоит со всех сил стараться жить согласно Воле Господней, принимая все испытания судьбы достойно, чтобы потом не мучить свою душу вечно. Каин и Авель – это яркий пример того, как хорошо человеку жить без греха и что случается за проступки, изучив которые, каждый сможет сделать вывод о своей жизни и может что-то исправить.
Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле.
Кто такие Каин и Авель?
В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.
История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние первородного греха Адама и Евы. Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.
История Каина и Авеля рассказывается в Книге Бытия, в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:
Имена Каин и Авель: значение.
Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.
Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» — дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.
Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.
История Каина после братоубийства.
После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.
Каин и Авель. Житников Михаил.
После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.
Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:
Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.
«Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».
История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.
Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, — Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.
История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.
Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.
Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.
Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:
История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.
Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.
Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.
Нисходит Каин, хворост свой держа
Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (Источник: Meditations on the Tarot: A journey into Christian Hermeticism, translated by Robert Powell).