В чем заключается познавательная функция исторического познания

Всемирная история

Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

Третья функция – мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

Источник

Теория и методология истории, функции исторического познания

В чем заключается познавательная функция исторического познания. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается познавательная функция исторического познания. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается познавательная функция исторического познания. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается познавательная функция исторического познания. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается познавательная функция исторического познания. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается познавательная функция исторического познания. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Начало формы

Вопрос №1: НАУКОЙ, КОТОРАЯ НЕ ОТНОСИТСЯ К ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ, ЯВЛЯЕТСЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №2: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – ЭТО

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №3: ПРИНЦИП – ЭТО

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №4: МЕТОД – ЭТО

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №5: УЧЕНИЕ О СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОСВЕЩЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ, НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №6: МЕТОДОЛОГИЯ – ЭТО

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №7: МЕТОДОЛОГИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №8: МЕТОДОЛОГИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №9: К ФУНКЦИЯМ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОТНОСИТСЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №10: К ФУНКЦИЯМ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №11: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №12: ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗАНО С

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №13: ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО ИСТОРИЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. 640 1. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-640 1. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка 640 1

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №14: НА САМОПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА НАПРАВЛЕНА

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №15: ФОРМИРОВАНИЮ МОРАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОСОБСТВУЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №16: ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИЗВАНА СЛУЖИТЬ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №17: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №18: ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО ИСТОРИЯ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №19: ПРИЗВАНА НЕ ТОЛЬКО ОБЪЯСНЯТЬ ПРОШЛОЕ, НО И ПОКАЗЫВАТЬ ТЕНДЕНЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В БУДУЩЕМ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №20: ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №21: ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №22: ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №23: ФУНКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В ПРЕДВИДЕНИИ БУДУЩЕГО, – ЭТО

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №24: ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО ИСТОРИЯ ПОЗВОЛЯЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №25: ПОЗВОЛЯЕТ ВЫРАБОТАТЬ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ КУРС НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №26: ПРАКТИЧЕСКИ-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №27: ПРАКТИЧЕСКИ-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №28: ВОЗМОЖНОСТИ УСВОЕНИЯ ОПЫТА ПРОШЛОГО И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ДАЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №29: ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ, ПРИСУЩЕЙ ИСТОРИЧЕСКОМУ ЗНАНИЮ, ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО ИСТОРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №30: ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №31: СПОСОБЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА, ЛИЧНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №32: ПОЛУЧЕНИЕ, НАКОПЛЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ

В чем заключается познавательная функция исторического познания. image006. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image006. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image006

Вопрос №33: К ФУНКЦИЯМ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ

Конец формыВ чем заключается познавательная функция исторического познания. image042. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image042. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image042В чем заключается познавательная функция исторического познания. image042. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image042. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image042В чем заключается познавательная функция исторического познания. image042. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-image042. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка image042

Источник

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Историческое познание — 1) специализированная подсистема исторического сознания; 2) рефлексия над исторической жизнью; 3) процесс поиска, установления и интерпретации существенных исторических фактов.

И. п. представляет собой когнитивную деятельность субъекта, включающую: а) интериоризацию исторической информации о предмете познания; б) превращение информации в историческое знание; в) экстериоризацию исторического знания в социокультурных коммуникациях.

Объектом И. п. является историческая действительность как трансцендентное прошлое, которое не оставило «считываемых следов» и растворилось во времени. Предметом И. п. выступает историческая реальность как трансцендентальное прошлое, ставшее доступным, благодаря «следам-посредникам» (историческим источникам) как основы исторической реконструкции. Специфика И. п. обусловлена, во-первых, его объектом, историческая действительность как единство объективного и субъективного есть отчужденный продукт деятельности людей, живших в прошлом. Во-вторых, между субъектом и объектом И. п. отсутствует непосредственная связь, и историк имеет дело лишь с историческими источниками как носителями информации об исторической действительности. В-третьих, субъекты И. п. воспринимают прошлое финалистически, т. е. как процесс с известным результатом, в то время как для авторов исторических источников это прошлое было настоящим. В-четвертых, субъекты И. п. «переживают» события прошлого в их настоящем, поэтому в любой исторической интерпретации присутствует, кроме интерпретируемого прошлого, также и интерпретируемое настоящее. При этом форма современной интерпретации прошлого определяется не самой исторической действительностью, а субъектами И. п. в рамках определенных риторических стратегий. Поэтому одни и те же события прошлого могут быть изложены ими как нарративные истории героического, трагического, сатирического или оптимистического характера. В этом плане историк ищет в прошлом не только другого, но и самого себя, а И. п. есть продолжение самопознания и познания другого, элементом которого выступает историческая память.

С одной стороны, И. п. выступает предпосылкой формирования исторического сознания, с другой — историческое сознание является контекстом И. п., поскольку без исторического сознания невозможно присутствие прошлого в настоящем. Историческое сознание, составной частью которого является историческая память, представляет собой не просто систему определенных исторических знаний, а способ осмысления социумом движения общества во времени. Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.

Историческое сознание как контекст И. п. задает способы его организации: а) донаучные; б) научные; в) ненаучные. Переход от донаучных способов организации И. п. к научным был связан с переходом, с одной стороны, от провиденциалистской интерпретации исторической действительности к рационалистической, с другой — от спекулятивных философских исторических концепций к теоретическим, основанным на эмпирических данных. Возникновение и развитие научных способов организации И. п. было обусловлено эпистемологическими революциями XIX—XX вв.

Первая такая революция была связана со сциентизацией И. п. в рамках позитивистской эпистемологии, с разработкой номотетических познавательных стратегий. Вторая революция — с антисциентизацией И. п. в рамках неокантианской эпистемологии, с разработкой идеографических познавательных стратегий. Третья революция — со сциентизацией И. п. в рамках социальной истории, направленной на преодоление идеографических познавательных стратегий. Четвертая эпистемологическая революция была связана с «лингвистическим поворотом» в И. п. и последующим «вызовом» постмодернизма, поставившим под сомнение профессиональный статус научного И. п. Эта революция, направленная на критику экстремальных постулатов постмодернизма и восстановление профессионального статуса научного И. п., сопровождается, с одной стороны, «культурный поворотом», связанным с изучением культурно-исторической специфики того иди иного времени, в контексте которой формируются коллективные представления об исторической действительности, с другой — с «прагматическим поворотом», для которого характерны интенсивные поиски интегральной, синтетической исследовательской модели, построенной на принципе взаимодополнительности социальной и культурной истории, макро- и микроанализа, объяснения и понимания.

Современное И. п. выполняет различные социальные функции: познавательные, образовательные и преобразовательные. Познавательные функции заключаются в том, что И. п. в определенном смысле позволяет «жить в прошлом», понимать людей прошлого, объяснять их действия. Преобразовательные функции обусловлены тем, что знания о прошлом как интеллектуальные продукты И. п. являются эффективным инструментом влияния на настоящее, особенно в ситуации социальной неопределенности и социального выбора, когда в прошлом ищут обоснование или вдохновение социальным проектам современности. Образовательные функции И. п. связаны, с одной стороны, с целенаправленной познавательной деятельностью людей по получению новых исторических знаний и их использованию в социальных коммуникациях, с другой — с формированием у людей личностных качеств, связанных с их мировоззрением, этическими представлениями, эстетическими взглядами, гражданскими позициями.

Лит.: Кузеванов Л. И. Академизм исторического познания. М., 2010; Останина О. А. Проблема субъективного в историческом познании. М., 1997; Ракитов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М., 1982; Репина Л. П. Новые исследовательские стратегии в российской и мировой историографии. М., 2008; Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб.— М., 2008.

Источник

Конспект по теме «Сущность, формы, функции исторического знания»

Сущность, формы, функции исторического знания

История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия. В узком смысле история – это то, что происходит с конкретными людьми, народами, а также знания об этой жизни. При этом осмысление истории происходит в двух измерениях – вертикальном (хронологическом) и горизонтальном (этнологическом). Т.о под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений в целом и соц. групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы обществ. сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня: 1-формируется на основе накопления непосредств. жизненного опыта; 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания явл. то, что истор. сознание еще не превращается в научное знание, образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.) 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе; 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Знание истории позволяет обеспечивать ряд познавательных, интеллектуально-развивающих и общественно-значимых ф-ий: 1. способствует формированию нац-ного самосознания; 2. на основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, склад-ся традиции и обычаи, образ-ся мышление и поведение народа; 3. история помогает понять роль личности в истории, узнать истоки нац-ной к-ры, способ-ет приобретению новых знаний, учит анализировать прошлое.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иау с ;но обоснованного политического курса.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Функции исторического познания

Функции истории

Историю считали учительницей жизни. Еще М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, мудрым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное»

Однако имело и по сей день имеет место и другое мнение, суть которого в том, что история не может преподать нам полезных уроков и поэтому не имеет реального значения.

На развитие исторической науки накладывает отпечаток социальный заказ, в связи с которым историческая наука призвана выполнять целый ряд функций: познавательную, воспитательную, аналитико-прогностическую, социальной памяти, практически-рекомендательную и др.

Среди функций исторического знания следует выделить функции, имеющие теоретическое значение:

Научно-познавательная – изучение процесса общественного развития, накопление, углубление знаний об историческом процессе, выявление закономерностей исторического развития.

К функциям исторического знания, имеющим прикладное значение, относятся:

Функция социальной памяти – сохранение в памяти опыта предшествующих поколений, традиций, обеспечивающих преемственность поколений и национальную самоидентификацию.

Формирование национальной идентичности происходит на основе изучения исторической жизни народа и является одной из актуальных функций исторического познания.

Мировоззренческая – формирование интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию.

Воспитательная – формирование нравственных и гражданских качеств.

Политико-идеологическая – выработка общего взгляда на историю на основе «проекта будущего».

Практически-рекомендательная – предоставление материала для выработки научно обоснованного политического курса.

Аналитико-прогностическая – предоставление материала для прогнозирования будущего.

Разумеется, знание прошлых ситуаций, событий и их последствий не может быть абсолютно бесспорной основой прогнозирования будущего и позволить дать исчерпывающий ответ на сегодняшние проблемы, тем более что они всегда проявляются в новом виде. Однако это знание позволяет лучше понять ситуацию настоящего, делает проблему и ее значение более ясными, высвечивает возможные направления движения общества. Таким образом, знание прошлого необходимо для того, чтобы успешнее решать задачи, которые ставит жизнь. Таким образом, функции исторического познания определяются функциями исторического знания и идентичны им.

С историческим познанием связана и функция удовлетворения потребности в социальном воспитании. Богатство исторических сюжетов представляет неограниченные возможности для воздействия на духовный мир, взгляды и нравственные убеждения человека. В прошлом можно найти иллюстрации к различным философским и нравственным положениям, придать самым абстрактным идеям жизненность и полноту, а вместе с тем, и большую убедительность. Сила исторических образов в их достоверности, а достоверность выступает в качестве не только научной, но и своеобразной эстетической категории, которая присуща лишь историческому повествованию. В то же время историческое познание позволяет понять, что в различные исторические эпохи одобрялись и порицались различные нормы и эталоны предпочтительного и несанкционированного обществом поведения. Высвечивание великих достижений труда и разума, ратного подвига и духовной культуры воспитывает любовь к отечеству и своему народу, прививает гражданские чувства и высокие моральные общественные принципы, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Историческое познание способствует развитию политической культуры общества. Политическая культура, адекватно отражающая политическую ситуацию, предполагает не только понимание исторических корней, механизма власти, ее целей, но и осознание каждым своих политических прав и умение их защищать. Гегель, однако, в свое время утверждал, что история ничему не учит («народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно извлечь из нее»[1]), ибо государственным людям приходится принимать решения в ситуациях, редко повторяющих историческое прошлое. В.О. Ключевский опровергает Гегеля, подчеркивая, что «история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней. Она пока учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее…История – что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяние»[2]. Политическая практика позволяет оценить эти точки зрения.

Многие исследователи в процессе своей практики рассматривали историческое познание как единственное основание для оправдания «настоящего» и предвидения «будущего» Л. Февр отмечал «История – это наука о прошлом и наука о будущем». Эта формулировка не бесспорна, но выражает распространенную точку зрения как рефлексию на сохраняющуюся в обществе устойчивую потребность предсказания будущего. В процессе исторического познания осуществляется предоставление исторического материала как основы для анализа современных и проблем и их решения, а также для прогнозирования будущего. Но для того, чтобы эти исторические знания могли служить основанием для предвидения будущего, необходимы особые познавательные структуры, специальные логические механизмы, гарантирующие правильность переноса информации о прошлом, которого уже нет, на будущее, которого еще нет. Это могут быть лишь объективные законы, действие которых идентично как в прошлом, так и в будущем.

В чем заключается познавательная функция исторического познания. edugr4. В чем заключается познавательная функция исторического познания фото. В чем заключается познавательная функция исторического познания-edugr4. картинка В чем заключается познавательная функция исторического познания. картинка edugr4

Историческое познание способствует развитию:

· научного воображения, которое необходимо для того, чтобы перенестись умственным взором в другую эпоху, понять мысли, чувства и представления, далекие от современных;

· чувства историзма, то есть понимания того, что все в мире находится в движении и развитии, и вне времени не существует. Восприятие мира в движении помогает в преодолении консерватизма – слепой некритической привязанности к старому, привычному, способствует прогрессу мысли и прогрессу общества;

· гуманизма, одной из основных черт цивилизованности, наиболее емкой в плане восприятия всего того ценного, что предложило предшествующее развитие человечества;

· идентификации индивидуума в пространстве мировой культуры наряду с идентификацией социума в историческом пространстве.

Все это в современных условиях информационного общества в начале третьего тысячелетия оказывает самое непосредственное влияние на процесс исторического познания и развитие исторической науки в целом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *