В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных

Каравелла

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. 250px Caravel Boa Esperanca Portugal. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-250px Caravel Boa Esperanca Portugal. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка 250px Caravel Boa Esperanca Portugal

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. magnify clip. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-magnify clip. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка magnify clip

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.

Содержание

Этимология

История

Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.

К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.

В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.

Источник

Про эволюцию кораблей.

В обсуждениях в местном блоге затронули тему кораблей на рубеже 16-17 веков. С точки зрения истории кораблестроения и эволюции кораблей это очень интересный период. Парусники еще не достигли своего расцвета, но уже довольно совершенны.

Хотелось бы начать с места в карьер, но, увы, без предварительных ласк предыстории это было бы неразумно.

Я, пожалуй, не стану углубляться в совсем уж давние времена и начну с каравелл, как весьма наглядного примера того, что разница всего в сотню лет даст нам два совершенно разных судна, в которых и родню-то с первого взгляда не распознаешь.

Почему еще? Все просто: это корабль, на котором совершили огромное количество открытий, корабль, который ушел от берегов в открытый океан и пересек его. То есть одна из самых ярких эпох в истории мореплавания своим началом обязана каравелле.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. 126e9640f98c4b228af9e68b7bda2a61. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-126e9640f98c4b228af9e68b7bda2a61. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка 126e9640f98c4b228af9e68b7bda2a61

Для примера всем нам хорошо знакомая Нинья.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. 922366dacc254011a1efc9a2df8c49c7. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-922366dacc254011a1efc9a2df8c49c7. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка 922366dacc254011a1efc9a2df8c49c7

Формально на картинке не каравелла, но в начале своего пути она выглядела как-то так.
Постепенно она растет, появляется вторая мачта и теперь у нее есть палуба в носовой и кормовой оконечностях.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. b5a6f2dee17d4d58a4241017305190bf. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-b5a6f2dee17d4d58a4241017305190bf. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка b5a6f2dee17d4d58a4241017305190bf

Две каравеллы и неф. Изображение конца 15 или начала 16 века.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. 16e85cd14a5d48f49e15b47e2c50dfa4. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-16e85cd14a5d48f49e15b47e2c50dfa4. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка 16e85cd14a5d48f49e15b47e2c50dfa4

Более подробное изображение каравеллы-латины времен Колумба.
Каравеллы оказались удобны для прибрежных плаваний, они оказались ходкими и мореходными (для повышения вместимости пришлось пожертвовать первоначальной высокой скоростью, каравеллы «потолстели», изменив соотношение длины к ширине от 5 до 2.5-3.5), приспособленными для того, чтобы ходить круто к ветру.
Как только каравеллы вышли в открытое море, на них начали широко применять прямое парусное вооружение (такие каравеллы назывались каравеллы редонды).
Собственно, примерно к середине 15 века каравелла сформировалась как тот корабль, что стал основным кораблем эпохи великих географических открытий.
Обычно в составе исследовательских экспедиций было несколько небольших каравелл и один-два более крупных грузовых корабля (это могли быть большие каравеллы, а могли быть и карраки).
Довольно быстро появляются каравеллы с артиллерийским вооружением, каравеллы армады.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. 502e15215a8d4948afe6f604978eb148. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-502e15215a8d4948afe6f604978eb148. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка 502e15215a8d4948afe6f604978eb148

Собственно каравелла редонда армада. То есть каравелла с частично прямым парусным вооружением и пушками на борту.

Более того, со временем грань между большими каравеллами и крраками становится крайне размытой, можно сказать, что к моменту заката тех и других (появление галеонов) разница между ними заключется в том, что у каравеллы парусное вооружение преимущественно латинское, а у карраки преимущественно прямое.
Но это уже не небольшой мореходный корабль с изящным корпусом, приспособленный для того, чтобы с небольшой командой пересечь океан и вернуться или перевезти груз в каботажном плавании, а узко специализированный военный корабль, перегруженный пушками и командой, обросший надстройками в несколько «этажей».
Собственно, это уже закат каравелл.
Прямые потомки каравелл это арабские самбуки и фелуки на востоке и, пожалуй, с некоторой натяжкой шхуны, хотя со шхунами все не так однозначно.

Позже напишу про каракки/карраки. А там доберемся и до галеонов.

Ссылки на литературу скину потом, сейчас лень.

Источник

Ноа. Каравелла – самый знаменитый парусный тип кораблей

Если говорить о Великих географических открытиях, в первую очередь на ум приходит поистине универсальный для своего времени тип парусника — ноа (каравелла).

Как она появилась

Появление ноа (каравеллы) связано с бурным развитием торговли и мореплавания на Средизем­ном море, где в Средневековье сложилась ситуация, анало­гичная античной. Торговцы не могли позволить себе иметь весельный корабль. По этой при­чине, как и в Северной Европе, торговые суда перешли исключительно на паруса. Только в данном случае это были пару­са латинские, а судно называ­лось латинским кораблем.

Постепенно на Средиземном море распространился класси­ческий неф. Его преимущество состояло в более крупном, объемном и вместительном корпусе и более рациональном расположении мачт. Единственным преимуществом латинского корабля, резко уступающего нефу по размерам, были паруса, поэтому объединение двух типов в один было неизбежно. В результате в XII—XV вв. возник­ла каравелла (от порт, caravo — «небольшой парусный корабль» и итал. сага bella — «милая красотка», или «корабль- красотка»).

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderКлассическая каравелла. Рисунок 1574 г.

Классическая ноа – каравелла — крупный и вместительный по тем вре­менам корабль водоизмеще­нием примерно 200-500 т, длиной 20-30 м и ши­риной 6-9 м. При этом каравелла глубоко уходила в воду (осадка не менее 2,5 м) и отличалась высо­кими носовой и кормовой надстройками. Они предназначались не для размещения абордажных команд ( хотя такой вариант действий не исключался), а для разме­щения экипажа и корабельного оборудования, в том числе пушечного вооружения.

Появление разновидностей

На каравелле усилили и па­русное оснащение, что при­вело к формированию двух ее разновидностей. Каравелла-латина, как правило, была двухмачтовым судном относи­тельно малых размеров исключительно с косыми парусами. А каравелла-редонда (от исп. redonda — прямой парус) имела гораздо большие раз­меры и трехмачтовое парусное вооружение, где латинский парус поднимался лишь на бизани. Платить за это пришлось худшей маневренностью, но в океанских плаваниях это не имело решающего значе­ния. В испанской и португальской традиции крупные каравеллы-редонды часто назывались нао — корабль.

История появления каравеллы почти не отличается от эво­люции когга, который мог бы стать океанским парусником. Однако океанский характер каравеллы определялся не столько конструкцией ее кор­пуса и парусного вооружения, сколько появлением на этом типе первых навигационных инструментов, причем не по отдельности, а в комплексе.

Навигационные инструменты ноа – путь в океан

Чтобы понимать, куда движется корабль, нужно знать как мини­мум основы навигации и иметь соответствующие инструменты. Только в XV в. европейские мореходы наконец-то смогли получить целый набор весьма несовер­шенных, но полезных навигаци­онных инструментов, применение которых позволило парусным кораблям оторваться от берегов. Самым главным, полезным и распространенным у морехо­дов навигационным инструмен­том был и остается магнитный компас — прибор, который постоянно показывает направ­ление на север. Изобретенный в Китае в XIII в., он впервые стал массово применяться во время знаменитых экспедиций адмирала Чжэн Хэ.

В Европе пригодный для использования в морском деле магнитный компас появился в конце XIV в., и его сразу стали монтировать на каравеллах на специальной конструкции в виде тумбы. Ее в свою очередь намертво закрепляли в одной из надстроек. Тогда он был разделен специ­альными стрелками на 16 делений— по числу румбов, и лишь два века спустя был создан компас с 32 делениями.

Не менее полезным навига­ционным инструментом стала астролябия — специальный прибор для определения широты по звездам. Она была известна еще в Древней Греции, реально ею долгое время пользовались лишь арабы, во­дившие по Индийскому океану простые и надежные доу. Лишь с XIV в. астролябия на­ходит место на каравеллах португальцев, испанцев и генуэзцев. Как и компас, ее устанавливали на специальной платформе в кормовой надстройке.

К этому следует добавить также, что в начале XV в. существенных успехов достигло оптическое и картографическое дело в Ев­ропе, что также способствовало началу эпохи Великих гео­графических открытий.

Рекомендуется к просмотру: Каравелла – открывшая Новый свет

Известнейшие ноа – каравеллы, их капитаны и походы

С каравеллой связаны самые известные морские экспедиции в истории Великих географи­ческих открытый. Очень пока­зательна и эволюция плавания этих парусников — вначале они ходили по старинке, не отрыва­ясь от берега, а затем вышли в открытый океан.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderСтатуя Бартоломео Диаша в Лондоне

В 1487-1488 гг. португальский мореход Бартоломео Диаш (1451-1500 гг.) возглавил экс­педицию, чтобы исследовать весь африканский берег. Он достиг мыса Доброй Надежды, но дальше идти не рискнул. Командуя флотилией из трех малых каравелл-латин с экипажем всего в 60 чело­век, он двигался исключитель­но вдоль побережья Африки. Лишь на обратном пути, следуя от устья реки Конго до Ка­бо-Верде, Бартоломео Диаш рискнул совершить переход по прямой через открытое, но уже известное водное простран­ство.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderПамятник Васко да Гаме в Лагуше, Португалия

Более показательной оказа­лась экспедиция 1497-1499 гг. португальца — Васко да Гамы (1460-1524 гг.): 20 мая 1498 г. он достиг Индии. Эту экспедицию тщательно готовили. Для нее оснастили четыре корабля со 170 членами экипажей: два вооруженных 20 пушками нао «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» водоизмещением от 120 т до 150 т каждый; небольшая, но маневренная Каравелла-латина «Берриу», вооруженная 12 мелкокалиберными пушками, и транспортное судно для перевозки припасов. Зная путь к мысу Доброй На­дежды, Васко да Гама смело вел флотилию через открытые воды Атлантики. Обогнув юг Африки и взяв на борт знаменитого Ибн Маджида в каче­стве лоцмана, да Гама привел корабли в Индию, используя летний муссон.

Этот поход показателен не только как первое плавание европейцев в Индию, на берегу которой они высадились после обстрела его из пушек, но и в плане мореходности кара­велл. Это было первое крупное плавание европейских кораб­лей, в котором они полностью оторвались от берега и двига­лись, используя как силу извест­ных и новых ветров, так и силу океанских течений.

Знаменитая Экспедиция

Не менее показательна и знаме­нитая экспедиция Христофора Колумба (1451-1506 гг.) летом — осенью 1492 г., в результате которой была повторно откры­та Америка. В этом походе два нао и одна каравелла-латина шли исключительно в открытом море. И если в первой трети пути корабли использовали известное им Канарское тече­ние, то далее каравеллы Ко­лумба повиновались лишь силе ветров, практически неизвест­ных европейским мореплава­телям.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderПамятник Христофору Колумбу в Барселоне

Этими ветрами были пассаты, дующие круглый год вблизи эк­ватора с востока на запад меж­ду 25-30° северной и южной широты. Пассаты, имеющие постоянную силу в 2-3 балла, буквально уносили корабли экспедиции Колумба на запад. Интересно, что первоначально спутники Колумба приняли пас­саты за какую-то дьявольскую силу и со страхом думали, не всасывает ли она их в бездну на краю земли. Возвращаясь в Испанию, Ко­лумб интуитивно выбрал наи­более удачный путь. Он сразу пошел на северо-запад, ис­пользуя местные бризы, а далее океанские течения и легкие попутные ветры.

Наиболее интересно первое в истории кругосветное плава­ние, осуществленное в 1519—1521 гг. под руководством зна­менитого португальского и испанского мореплавателя Фернана Магеллана. В хорошо подготовленной экспедиции участвовали пять крупных каравелл-редонд, общая численность экипажей которых составила 234 человека. В ходе этого путешествия ка­равеллы показали великолеп­ную прочность, мореходность и выносливость. Столкнулись также с различными климатическими условиями, неизвестными ве­трами и течениями.

Благодаря экспедиции Фернана Магел­лана европейские мореходы познакомились с наиболее сильным постоянным ветром — западным. Он дует круглый год в широкой полосе от 40 до 60° южной широты с запада на восток с силой в 8-10 баллов. Не зря со времен Магеллана моряки всего мира прозва­ли зону между 40 и 50° южной широты «ревущими сороковы­ми», а далее к 60° — «вопящими пятидесятыми».

Личность в истории Энрике Ависский

Самый известный король Португалии Энрике Ависский (1394-1460 гг.) вошел в историю под прозвищем Мореплаватель. Энрике ни разу не ступил на борт корабля, но для морского дела сделал куда больше, чем кто-либо в мире. Возможно, лишь английская королева Елизавета Тюдор и рос­сийский император Петр Великий по масштабам деятельности на благо флота могут сравниться со знаменитым португальцем.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderЭнрике Мореплаватель. Портрет Нуну Гонсалвиша. XV в.

Будучи королем государства, имеющего выход к Атлантическому океану, но в то же время крайне бедного природными ресурсами и населением, Энрике сделал ставку на развитие кораблестроения, флота и колониальную политику своей страны. С 1419 г. он массово снаряжал морские экспедиции в неведомые земли, приглашал в Португалию кораблестро­ителей и ученых со всей Европы, лично участвовал в разработке новых типов кораблей.

При нем португальские мореходы открыли новые земли и начали колонизацию Азорских островов, Мадей­ры, островов Зеленого Мыса и практически всего северо-западного побережья Афри­ки. Преодолев мыс Бохадор, португальцы вошли в так называемую Черную Африку и приступили к колонизации земель в районе Сенегала и Гам­бии. Начался поиск морского пути в Индию.

Несмотря на то, что политика Энрике имела и негативную сторону – в Европе появились рабы из числа захваченных в Африке чернокожих невольников, его деятельность оказала огромное влияние на развитие мореплавания, географии и военного дела. Основан­ная Энрике Мореплавателем в городе Сагреше первая в мире школа для подготовки мореходов продолжает действовать и сегодня.

Чистые паруса и открытие Бразилии

Со времен господства ноа на просторах морей и океанов прошло без мало­го 500 лет. Но именно этот тип парусных кораблей оставил в истории неизгладимый след. Именно поэтому о них сочиняют рома­ны и повести, снимают фильмы. Но вот парадокс — зачастую на картинах современных худож­ников и в исторических фильмах создатели одевают каравеллу в паруса с крестами или гербами. А ведь это грубейшая историческая ошибка!

Почему так? Ответ прост: парус — это не просто собран­ные вместе куски ткани, это одновременно и двигатель, и движитель корабля. От ка­чества самого паруса зависит его работа. Для того чтобы парус был эффективным, он должен быть легким и проч­ным. Прочность паруса — во­прос отдельный, а вот легкости может помешать все, что на нем нарисовано или вышито. По этой причине, поэкспериментировали на «круглых» кора­блях и с различными изображе­ниям. Они ведь должны отличать принадлежность одного парусника от другого. Так моряки всего мира поняли, что никаки­ми изображениями утяжелять паруса не стоит. Лишь одна страна — Пор­тугалия — выпала из общей тенденции.

Знаменитый красный португальский крест

До настоящего времени на парусах ее кора­блей изображается красный португальский крест, под которым во времена Энрике Мореплавателя страна стала великой морской державой. Однако любое правило имеет исключения. Так, когда португальцы поняли, что испанцы открыли западный путь в Индию (через не­сколько лет станет ясно, что Колумб открыл новый кон­тинент — Америку), боясь остаться не у дел, в 1499-1500 гг. они разрабо­тали настоящую спец-операцию.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderСредневековое изображение флагмана экспедиции Ф. Магеллана нао “Виктория”

По всей Европе порту­гальские агенты стали скупать чистые паруса, которыми снабдили специально подготовленную экспедицию Альфареша Кабрала. Он повел свои 13 кораблей следом за вышедшей из Кадиса испанской экспедицией во главе с Яньесом Пинсоном. Но последнему не повезло: попавшие в осенние атлантические штор­мы его корабли стало сносить к югу.

Промучившись почти два месяца, уставшие испанцы 26 января 1500 г. пристали к доселе неизведанному бере­гу, где сразу были атакованы туземцами. Решив не испыты­вать судьбу, испанцы удали­лись восвояси. А португальцы не только вошли в устье большой реки, но и смогли высадиться во все­оружии на берег, предвари­тельно обстреляв его из пушек. Каково же было их удивление, когда они увидели, что противниками были вооруженные женщины!

Так Альфареш Кабрал и его моряки открыли Бразилию, а реку, которая была к ним столь негостеприимна, назвали Ама­зонкой.

Загадка каравелл

До нас дошло на удивление малодостоверной информа­ции о каравеллах. До сих пор не обнаружены даже фрагмен­ты корпуса хотя бы одной кара­веллы. А это резко контрастирует с многочисленными находками останков кораблей Древнего Египта и Скандинавии, которые использовались намного ранее каравелл. Рисунков и чертежей данного корабля также сохранились единицы. Поэтому судить по ним о каравелле крайне затруднительно — все они появились тогда, когда знаменитый тип сходил со сцены истории.

В чем причина такого парадокса? Разгадка, видимо, в том, что испанцы и португальцы называли все каравеллы словом «нао». Тер­мин «каравелла» использо­вался редко и исключительно как специальный, дабы отли­чить особо подготовленный для дальних путешествий или экспедиций парусник от обычного торгового нао.

В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. placeholder. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных фото. В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных-placeholder. картинка В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных. картинка placeholderИзображение каравеллы

Да и внешне парусные ко­рабли стали весьма похо­жи друг на друга. Только специалист или опытный моряк мог быстро клас­сифицировать тот или иной парусник. Потому-то специальных чер­тежей каравелл в эпоху их расцвета не создавали, а если и создавали, то обо­значали привычным словом «нао», что нынче затрудняет работу историков.

А с учетом откровенного хао­са с документацией в морских ведомствах Испании и Пор­тугалии фиксирование мест гибели каравелл проходило крайне плохо, поэтому совре­менным исследователям неизвестны конкретные ме­ста, где находятся останки каравелл.

Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *