В чем заключается преимущество каравеллы перед другими видами парусных
Каравелла
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.
Содержание
Этимология
История
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.
Каравеллы имели распространение до XVII века.
Конструкция
Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).
По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:
Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.
Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.
Археологические находки
Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].
На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.
От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.
Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.
Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.
Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.
Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.
По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.
Про эволюцию кораблей.
В обсуждениях в местном блоге затронули тему кораблей на рубеже 16-17 веков. С точки зрения истории кораблестроения и эволюции кораблей это очень интересный период. Парусники еще не достигли своего расцвета, но уже довольно совершенны.
Хотелось бы начать с места в карьер, но, увы, без предварительных ласк предыстории это было бы неразумно.
Я, пожалуй, не стану углубляться в совсем уж давние времена и начну с каравелл, как весьма наглядного примера того, что разница всего в сотню лет даст нам два совершенно разных судна, в которых и родню-то с первого взгляда не распознаешь.
Почему еще? Все просто: это корабль, на котором совершили огромное количество открытий, корабль, который ушел от берегов в открытый океан и пересек его. То есть одна из самых ярких эпох в истории мореплавания своим началом обязана каравелле.
Для примера всем нам хорошо знакомая Нинья.
Формально на картинке не каравелла, но в начале своего пути она выглядела как-то так.
Постепенно она растет, появляется вторая мачта и теперь у нее есть палуба в носовой и кормовой оконечностях.
Две каравеллы и неф. Изображение конца 15 или начала 16 века.
Более подробное изображение каравеллы-латины времен Колумба.
Каравеллы оказались удобны для прибрежных плаваний, они оказались ходкими и мореходными (для повышения вместимости пришлось пожертвовать первоначальной высокой скоростью, каравеллы «потолстели», изменив соотношение длины к ширине от 5 до 2.5-3.5), приспособленными для того, чтобы ходить круто к ветру.
Как только каравеллы вышли в открытое море, на них начали широко применять прямое парусное вооружение (такие каравеллы назывались каравеллы редонды).
Собственно, примерно к середине 15 века каравелла сформировалась как тот корабль, что стал основным кораблем эпохи великих географических открытий.
Обычно в составе исследовательских экспедиций было несколько небольших каравелл и один-два более крупных грузовых корабля (это могли быть большие каравеллы, а могли быть и карраки).
Довольно быстро появляются каравеллы с артиллерийским вооружением, каравеллы армады.
Собственно каравелла редонда армада. То есть каравелла с частично прямым парусным вооружением и пушками на борту.
Более того, со временем грань между большими каравеллами и крраками становится крайне размытой, можно сказать, что к моменту заката тех и других (появление галеонов) разница между ними заключется в том, что у каравеллы парусное вооружение преимущественно латинское, а у карраки преимущественно прямое.
Но это уже не небольшой мореходный корабль с изящным корпусом, приспособленный для того, чтобы с небольшой командой пересечь океан и вернуться или перевезти груз в каботажном плавании, а узко специализированный военный корабль, перегруженный пушками и командой, обросший надстройками в несколько «этажей».
Собственно, это уже закат каравелл.
Прямые потомки каравелл это арабские самбуки и фелуки на востоке и, пожалуй, с некоторой натяжкой шхуны, хотя со шхунами все не так однозначно.
Позже напишу про каракки/карраки. А там доберемся и до галеонов.
Ссылки на литературу скину потом, сейчас лень.
Ноа. Каравелла – самый знаменитый парусный тип кораблей
Если говорить о Великих географических открытиях, в первую очередь на ум приходит поистине универсальный для своего времени тип парусника — ноа (каравелла).
Как она появилась
Появление ноа (каравеллы) связано с бурным развитием торговли и мореплавания на Средиземном море, где в Средневековье сложилась ситуация, аналогичная античной. Торговцы не могли позволить себе иметь весельный корабль. По этой причине, как и в Северной Европе, торговые суда перешли исключительно на паруса. Только в данном случае это были паруса латинские, а судно называлось латинским кораблем.
Постепенно на Средиземном море распространился классический неф. Его преимущество состояло в более крупном, объемном и вместительном корпусе и более рациональном расположении мачт. Единственным преимуществом латинского корабля, резко уступающего нефу по размерам, были паруса, поэтому объединение двух типов в один было неизбежно. В результате в XII—XV вв. возникла каравелла (от порт, caravo — «небольшой парусный корабль» и итал. сага bella — «милая красотка», или «корабль- красотка»).
Классическая каравелла. Рисунок 1574 г.
Классическая ноа – каравелла — крупный и вместительный по тем временам корабль водоизмещением примерно 200-500 т, длиной 20-30 м и шириной 6-9 м. При этом каравелла глубоко уходила в воду (осадка не менее 2,5 м) и отличалась высокими носовой и кормовой надстройками. Они предназначались не для размещения абордажных команд ( хотя такой вариант действий не исключался), а для размещения экипажа и корабельного оборудования, в том числе пушечного вооружения.
Появление разновидностей
На каравелле усилили и парусное оснащение, что привело к формированию двух ее разновидностей. Каравелла-латина, как правило, была двухмачтовым судном относительно малых размеров исключительно с косыми парусами. А каравелла-редонда (от исп. redonda — прямой парус) имела гораздо большие размеры и трехмачтовое парусное вооружение, где латинский парус поднимался лишь на бизани. Платить за это пришлось худшей маневренностью, но в океанских плаваниях это не имело решающего значения. В испанской и португальской традиции крупные каравеллы-редонды часто назывались нао — корабль.
История появления каравеллы почти не отличается от эволюции когга, который мог бы стать океанским парусником. Однако океанский характер каравеллы определялся не столько конструкцией ее корпуса и парусного вооружения, сколько появлением на этом типе первых навигационных инструментов, причем не по отдельности, а в комплексе.
Навигационные инструменты ноа – путь в океан
Чтобы понимать, куда движется корабль, нужно знать как минимум основы навигации и иметь соответствующие инструменты. Только в XV в. европейские мореходы наконец-то смогли получить целый набор весьма несовершенных, но полезных навигационных инструментов, применение которых позволило парусным кораблям оторваться от берегов. Самым главным, полезным и распространенным у мореходов навигационным инструментом был и остается магнитный компас — прибор, который постоянно показывает направление на север. Изобретенный в Китае в XIII в., он впервые стал массово применяться во время знаменитых экспедиций адмирала Чжэн Хэ.
В Европе пригодный для использования в морском деле магнитный компас появился в конце XIV в., и его сразу стали монтировать на каравеллах на специальной конструкции в виде тумбы. Ее в свою очередь намертво закрепляли в одной из надстроек. Тогда он был разделен специальными стрелками на 16 делений— по числу румбов, и лишь два века спустя был создан компас с 32 делениями.
Не менее полезным навигационным инструментом стала астролябия — специальный прибор для определения широты по звездам. Она была известна еще в Древней Греции, реально ею долгое время пользовались лишь арабы, водившие по Индийскому океану простые и надежные доу. Лишь с XIV в. астролябия находит место на каравеллах португальцев, испанцев и генуэзцев. Как и компас, ее устанавливали на специальной платформе в кормовой надстройке.
К этому следует добавить также, что в начале XV в. существенных успехов достигло оптическое и картографическое дело в Европе, что также способствовало началу эпохи Великих географических открытий.
Рекомендуется к просмотру: Каравелла – открывшая Новый свет
Известнейшие ноа – каравеллы, их капитаны и походы
С каравеллой связаны самые известные морские экспедиции в истории Великих географических открытый. Очень показательна и эволюция плавания этих парусников — вначале они ходили по старинке, не отрываясь от берега, а затем вышли в открытый океан.
Статуя Бартоломео Диаша в Лондоне
В 1487-1488 гг. португальский мореход Бартоломео Диаш (1451-1500 гг.) возглавил экспедицию, чтобы исследовать весь африканский берег. Он достиг мыса Доброй Надежды, но дальше идти не рискнул. Командуя флотилией из трех малых каравелл-латин с экипажем всего в 60 человек, он двигался исключительно вдоль побережья Африки. Лишь на обратном пути, следуя от устья реки Конго до Кабо-Верде, Бартоломео Диаш рискнул совершить переход по прямой через открытое, но уже известное водное пространство.
Памятник Васко да Гаме в Лагуше, Португалия
Более показательной оказалась экспедиция 1497-1499 гг. португальца — Васко да Гамы (1460-1524 гг.): 20 мая 1498 г. он достиг Индии. Эту экспедицию тщательно готовили. Для нее оснастили четыре корабля со 170 членами экипажей: два вооруженных 20 пушками нао «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» водоизмещением от 120 т до 150 т каждый; небольшая, но маневренная Каравелла-латина «Берриу», вооруженная 12 мелкокалиберными пушками, и транспортное судно для перевозки припасов. Зная путь к мысу Доброй Надежды, Васко да Гама смело вел флотилию через открытые воды Атлантики. Обогнув юг Африки и взяв на борт знаменитого Ибн Маджида в качестве лоцмана, да Гама привел корабли в Индию, используя летний муссон.
Этот поход показателен не только как первое плавание европейцев в Индию, на берегу которой они высадились после обстрела его из пушек, но и в плане мореходности каравелл. Это было первое крупное плавание европейских кораблей, в котором они полностью оторвались от берега и двигались, используя как силу известных и новых ветров, так и силу океанских течений.
Знаменитая Экспедиция
Не менее показательна и знаменитая экспедиция Христофора Колумба (1451-1506 гг.) летом — осенью 1492 г., в результате которой была повторно открыта Америка. В этом походе два нао и одна каравелла-латина шли исключительно в открытом море. И если в первой трети пути корабли использовали известное им Канарское течение, то далее каравеллы Колумба повиновались лишь силе ветров, практически неизвестных европейским мореплавателям.
Памятник Христофору Колумбу в Барселоне
Этими ветрами были пассаты, дующие круглый год вблизи экватора с востока на запад между 25-30° северной и южной широты. Пассаты, имеющие постоянную силу в 2-3 балла, буквально уносили корабли экспедиции Колумба на запад. Интересно, что первоначально спутники Колумба приняли пассаты за какую-то дьявольскую силу и со страхом думали, не всасывает ли она их в бездну на краю земли. Возвращаясь в Испанию, Колумб интуитивно выбрал наиболее удачный путь. Он сразу пошел на северо-запад, используя местные бризы, а далее океанские течения и легкие попутные ветры.
Наиболее интересно первое в истории кругосветное плавание, осуществленное в 1519—1521 гг. под руководством знаменитого португальского и испанского мореплавателя Фернана Магеллана. В хорошо подготовленной экспедиции участвовали пять крупных каравелл-редонд, общая численность экипажей которых составила 234 человека. В ходе этого путешествия каравеллы показали великолепную прочность, мореходность и выносливость. Столкнулись также с различными климатическими условиями, неизвестными ветрами и течениями.
Благодаря экспедиции Фернана Магеллана европейские мореходы познакомились с наиболее сильным постоянным ветром — западным. Он дует круглый год в широкой полосе от 40 до 60° южной широты с запада на восток с силой в 8-10 баллов. Не зря со времен Магеллана моряки всего мира прозвали зону между 40 и 50° южной широты «ревущими сороковыми», а далее к 60° — «вопящими пятидесятыми».
Личность в истории Энрике Ависский
Самый известный король Португалии Энрике Ависский (1394-1460 гг.) вошел в историю под прозвищем Мореплаватель. Энрике ни разу не ступил на борт корабля, но для морского дела сделал куда больше, чем кто-либо в мире. Возможно, лишь английская королева Елизавета Тюдор и российский император Петр Великий по масштабам деятельности на благо флота могут сравниться со знаменитым португальцем.
Энрике Мореплаватель. Портрет Нуну Гонсалвиша. XV в.
Будучи королем государства, имеющего выход к Атлантическому океану, но в то же время крайне бедного природными ресурсами и населением, Энрике сделал ставку на развитие кораблестроения, флота и колониальную политику своей страны. С 1419 г. он массово снаряжал морские экспедиции в неведомые земли, приглашал в Португалию кораблестроителей и ученых со всей Европы, лично участвовал в разработке новых типов кораблей.
При нем португальские мореходы открыли новые земли и начали колонизацию Азорских островов, Мадейры, островов Зеленого Мыса и практически всего северо-западного побережья Африки. Преодолев мыс Бохадор, португальцы вошли в так называемую Черную Африку и приступили к колонизации земель в районе Сенегала и Гамбии. Начался поиск морского пути в Индию.
Несмотря на то, что политика Энрике имела и негативную сторону – в Европе появились рабы из числа захваченных в Африке чернокожих невольников, его деятельность оказала огромное влияние на развитие мореплавания, географии и военного дела. Основанная Энрике Мореплавателем в городе Сагреше первая в мире школа для подготовки мореходов продолжает действовать и сегодня.
Чистые паруса и открытие Бразилии
Со времен господства ноа на просторах морей и океанов прошло без малого 500 лет. Но именно этот тип парусных кораблей оставил в истории неизгладимый след. Именно поэтому о них сочиняют романы и повести, снимают фильмы. Но вот парадокс — зачастую на картинах современных художников и в исторических фильмах создатели одевают каравеллу в паруса с крестами или гербами. А ведь это грубейшая историческая ошибка!
Почему так? Ответ прост: парус — это не просто собранные вместе куски ткани, это одновременно и двигатель, и движитель корабля. От качества самого паруса зависит его работа. Для того чтобы парус был эффективным, он должен быть легким и прочным. Прочность паруса — вопрос отдельный, а вот легкости может помешать все, что на нем нарисовано или вышито. По этой причине, поэкспериментировали на «круглых» кораблях и с различными изображениям. Они ведь должны отличать принадлежность одного парусника от другого. Так моряки всего мира поняли, что никакими изображениями утяжелять паруса не стоит. Лишь одна страна — Португалия — выпала из общей тенденции.
Знаменитый красный португальский крест
До настоящего времени на парусах ее кораблей изображается красный португальский крест, под которым во времена Энрике Мореплавателя страна стала великой морской державой. Однако любое правило имеет исключения. Так, когда португальцы поняли, что испанцы открыли западный путь в Индию (через несколько лет станет ясно, что Колумб открыл новый континент — Америку), боясь остаться не у дел, в 1499-1500 гг. они разработали настоящую спец-операцию.
Средневековое изображение флагмана экспедиции Ф. Магеллана нао “Виктория”
По всей Европе португальские агенты стали скупать чистые паруса, которыми снабдили специально подготовленную экспедицию Альфареша Кабрала. Он повел свои 13 кораблей следом за вышедшей из Кадиса испанской экспедицией во главе с Яньесом Пинсоном. Но последнему не повезло: попавшие в осенние атлантические штормы его корабли стало сносить к югу.
Промучившись почти два месяца, уставшие испанцы 26 января 1500 г. пристали к доселе неизведанному берегу, где сразу были атакованы туземцами. Решив не испытывать судьбу, испанцы удалились восвояси. А португальцы не только вошли в устье большой реки, но и смогли высадиться во всеоружии на берег, предварительно обстреляв его из пушек. Каково же было их удивление, когда они увидели, что противниками были вооруженные женщины!
Так Альфареш Кабрал и его моряки открыли Бразилию, а реку, которая была к ним столь негостеприимна, назвали Амазонкой.
Загадка каравелл
До нас дошло на удивление малодостоверной информации о каравеллах. До сих пор не обнаружены даже фрагменты корпуса хотя бы одной каравеллы. А это резко контрастирует с многочисленными находками останков кораблей Древнего Египта и Скандинавии, которые использовались намного ранее каравелл. Рисунков и чертежей данного корабля также сохранились единицы. Поэтому судить по ним о каравелле крайне затруднительно — все они появились тогда, когда знаменитый тип сходил со сцены истории.
В чем причина такого парадокса? Разгадка, видимо, в том, что испанцы и португальцы называли все каравеллы словом «нао». Термин «каравелла» использовался редко и исключительно как специальный, дабы отличить особо подготовленный для дальних путешествий или экспедиций парусник от обычного торгового нао.
Изображение каравеллы
Да и внешне парусные корабли стали весьма похожи друг на друга. Только специалист или опытный моряк мог быстро классифицировать тот или иной парусник. Потому-то специальных чертежей каравелл в эпоху их расцвета не создавали, а если и создавали, то обозначали привычным словом «нао», что нынче затрудняет работу историков.
А с учетом откровенного хаоса с документацией в морских ведомствах Испании и Португалии фиксирование мест гибели каравелл проходило крайне плохо, поэтому современным исследователям неизвестны конкретные места, где находятся останки каравелл.
Источник: “Парусники. История парусных судов от Античности до наших дней” Поспелов А.С.