В чем заключается преимущество тракторов интегральной компоновки по сравнению с другими
Интегральные тракторы: специфика конструкции и возможности
В последнее время использование сельскохозяйственной техники набирает обороты. Такой вид транспорта широко применяют не только в быту, но и на производствах, строительных, демонтажных работах и практически везде, где нужна большая сила и мощный двигатель. От простого колесного механизма интегральный трактор отличается тем, что оснащен несколько другим расположением узлов и деталей, которые дают возможность лучше функционировать при выполнении ряда работ. Благодаря валу отбора мощности и одинаково ведущих передних и задних колес, гидроприводу и расположению кабины посередине агрегата можно дополнительно прикреплять к нему вспомогательные инструменты и нужный инвентарь.
Обширные возможности
Что такое интегральный трактор и в чем заключаются его преимущества? Считается, что такой вид трактора, со всеми его характеристиками, более оптимален для деятельности как универсальной, с возможностью крепления дополнительных конструкций (плуга, снегоочистителя, тягача, ковша), так и для выполнения узкопрофильных работ, требующих компактной конструкции и практичных параметров. Высокая скорость и комфорт – главные показатели оборудования.
Если рассматривать тяговую силу, то чаще его относят к 2 и 3 классу. Усовершенствованная конструкция поддона и амортизации дает возможность эксплуатировать средство с большей возможностью и меньшим числом потребностей в обслуживании, расходом топлива. Механизм на ровном покрытии может разгонять скорость около 80 километров в час, при этом транспортируя большой объём груза.
Специфика конструкции
Ходовая колесная часть может быть применена в качестве агрегата, который снабжают под грейдеры, бульдозеры, копачи. Навесная система зачастую воспроизводится по новым технологиям и разработкам последнего поколения, в основном имеет гидравлический привод. Задняя ее часть оснащена унифицированными приборами для того, чтобы в короткий период времени можно было быстро сменить крепление или устройство с сеялки на косилку и так далее.
Стоит заметить, что механизмы уже стали достаточно востребованы во многих сферах. Так, благодаря разработчикам к конструкциям может монтироваться около 5000 уборочных элементов, и это только коммунальной отрасли. Такая модификация появилась совсем недавно, поэтому машина имеет небольшие габариты, располагает комфортные условия в кабине, имеет совершенный дизайн и оснащена мощным двигателем. Имеет высокую функциональность и часть используется в качестве профессионального ресурса.
Компоновка тракторов
Компоновка сельскохозяйственных тракторов подразделяется на традиционную и нетрадиционную.
Колесные тракторы. Универсально-пропашные и универсальные колесные тракторы имеют наиболее распространенную традиционную (классическую) компоновку с передним расположением двигателя, последовательным рядным расположением агрегатов Трансмиссии, задним расположением кабины, управляемыми передними колесами с диаметром значительно меньше диаметра задних (рис. 2.1,а). Трансмиссию (сцепление, коробку передач и задний мост) выполняют в одном блоке и жестко соединяют с двигателем. При такой компоновке до 70. 75% массы трактора в статическом положении приходится на задние ведущие колеса, которые обеспечивают тяговое усилие трактора, передние ведущие колеса (если их привод предусмотрен конструкцией) выполняют вспомогательную роль при работе на влажной рыхлой почве.
Классическая компоновка доказала свою жизнеспособность благодаря ряду преимуществ:
— относительная простота конструкции;
— максимальное использование силы тяжести трактора при заднем ведущем мосте;
— хорошая обзорность прицепных или навешенных сзади орудий;
— хорошая маневренность, благодаря возможности поворота передних управляемых колес меньшего размера на большие углы;
— высокий агротехнический просвет и др.
Такую компоновку имеют все тракторы России и стран СНГ классов (),(). 1,4 (Т-25А; Т-30А80; ЛТЗ-55; ЮМЗ-6; МТЗ-80/82; МТЗ-100/102).
За последние годы классическая компоновка претерпела модернизацию. Появилась так называемая улучшенная классическая компоновка (рис. 2.1,6). Отличие данной компоновки трактора от классической состоит в следующем:
— увеличена доля массы трактора, приходящейся на передний ведущий мост с 25. 30% до 35. 40%;
— увеличен типоразмер шин передних ведущих колес;
— передний портальный мост заменен на более мощный автомобильного типа;
— угол поворота передних управляемых колес для повышения маневренности увеличен до 50. 55°;
— устанавливается переднее навесное устройство.
Такую компоновку имеет трактор ВТ-170 класса 3, разработанный НАТИ совместно с ВгТЗ.
Колесные сельскохозяйственные тракторы общего назначения 4К46 (рис. 2.1,в) имеют переднее расположение двигателя, кабина размещена за двигателем (ближе к середине колесной базы), передние и задние колеса одинакового размера и грузоподъемности, жесткую или шарнирно сочлененную раму. За кабиной имеется свободное пространство для установки емкостей или другого технологического оборудования. На передний мост приходится 55. 60% массы трактора. Такую компоновку имеют тракторы класса 3 и 5 (Т-150К, Т-151К, К-701М, К-734. К-744).
Нетрадиционной компоновкой отличаются самоходные шасси, I рак горы со свободным обзором, интегральные тракторы.
Тракторы со свободным обзором (рис. 2.1,д) предложены фирмой Фендт в начале 90-х г. как промежуточная компоновки между самоходным шасси и интегральным трактором, направленная на увеличение роли переднего ведущего моста в реализации тягового усилия, ни увеличение массы орудий, навешиваемых спереди.
Несущее многоцелевое самоходное шасси (рис. 2.1,е) предназначено для агрегатирования с уборочными машинами (силосоуборочным и свеклоуборочным комбайнами и др.) и орудиями общего назначения (передне- и задненавесной плуги, культиваторы), что увеличивает его годовую загрузку. Рама шасси может быть цельной или Состоять из двух полурам, соединенных вертикальным шкворнем. Для улучшения управляемости шасси передняя полурама может быть выполнена несколько короче задней. Кабина имеет возможность перемещаться идоль продольной оси, что улучшает обзорность и облегчает навеску орудий и машин от почвообрабатывающих до уборочных.
Модульная компоновка агрегатов двигателя и трансмиссии обеспечивает свободный доступ к ним для технического обслуживания и ремонта.
Интегральная компоновка (рис. 2.1,ж) появилась на современных моделях сельскохозяйственных тракторов. Основными ее
признаки являются:
— наличие трех зон свободного пространства (передней, средней, задней) для установки орудий или технологических емкостей;
— наличие разветвленной системы ВОМ;
— переднее или центральное расположение кабины с круговым обзором;
— четыре ведущих и управляемых колеса одинакового размера;
— наличие разветвленной гидросистемы управления орудиями;
— реверсирование хода трактора;
— высокие тягово-сцепные и транспортные качества;
— необходимый запас мощности двигателя.
Эта компоновка способствует более тесному функциональному объединению трактора с машинами и орудиями.
«Симметричная» интегральная компоновка (рис. 2.1,3) еще в большей степени отвечает требованиям по возможности агрегатирования трактора с машинами и орудиями.
У гусеничных тракторов традиционной компоновки возможно другое взаимное расположение агрегатов, когда двигатель, сцепление и коробка передач расположены в передней части трактора, а крутящий момент к заднему ведущему мосту передается через карданные передачи (рис. 2.2,6).
Появившаяся в последние годы нетрадиционная компоновка гусеничного сельскохозяйственного трактора с треугольным гусеничным обводом обеспечивает смещение центра масс трактора вперед, более равномерное распределение давления по длине опорной поверхности при работе с нагрузкой на крюке, увеличение продольной устойчивости трактора, а, следовательно, снижение опасности подъема его передней части при высоких тяговых усилиях.
Портальная компоновка колесного и гусеничного тракторов характеризуется тем, что их рамы образуют огибающий один или два рядка растений достаточно высокий портал, на котором установлен пост управления с кабиной или без нее.
Компоновка промышленных тракторов отличается большим раз-;ообразием и определяется назначением и условиями работы машины.
Компоновка промышленного трактора с треугольным гусеничным обводом (рис. 2.3) предложена фирмой «Катерпиллар» вначале для тяжелых тракторов, затем для промышленных тракторов средней мощности и для сельскохозяйственных общего назначения. Треугольный обвод гусениц обеспечивает ряд преимуществ:
— конечные передачи и механизм поворота не подвержены воздействию вертикальной ударной нагрузки, вызываемой контактом ведущего колеса с почвой;
— центр масс смещен ближе к передней части машины, что облегчает заглубление отвала бульдозера;
— наличие увеличенной опорной поверхности сзади за осью ведущего колеса предотвращает подъем передней части трактора при больших тяговых нагрузках.
При такой компоновке применен блочно-модульный принцип построения сборочных единиц (рис. 2.4), т.е. все основные узлы (двигатель, коробка передач, механизм поворота, конечные передачи) выполнены в виде отдельных легко демонтируемых и монтируемых модулей.
Конструктивной особенностью болотоходных такторов являются увеличенные размеры движителя из-за уширении гусеницы и увеличения продольной базы, например, за счет принудительного опускания направляющего колеса.
Компоновка подземного трактора (рис. 2.6) для работы в стесненных условиях горных разработок отличается: малыми размерами по высоте; вынесенным за пределы колесной базы двигателем; шарнирной рамой. Для управляемого по радио земноводного трактора, работающего на глубине 6. 7 м, типичным является отсутствие кабины, герметизация агрегатов и узлов, наличие мачты с системой забора воздуха, необходимого для работы двигателя.
Гусеничные лесопромышленные (трелевочные) тракторы (рис. 2.7), получившие широкое распространение в России и странах СНГ, имеют ряд компоновочных особенностей.
Переднее расположение кабины обусловлено требованием передней обзорности, необходимостью иметь площадку для установки различного технологического оборудования и размещения перемещаемой пачки хлыстов за кабиной. Ходовая система с катками большого диаметра в сочетании с рычажно-балансирной подвеской, увеличенным дорожным просветом, высоко приподнятыми передними направляющими и задними ведущими колесами обеспечивает возможность преодоления препятствий при движении по лесному бездорожью. Нижняя часть рамы закрыта днищем, предотвращающим возможность проникновения к двигателю и другим агрегатам трактора сучьев, порубочных остатков и других предметов. Наличие технологической площадки сзади и сбоку кабины позволяет осуществлять протяжку деревьев при обрезке сучьев. Смещение центра масс трактора вперед позволяет устанавливать на площадке за кабиной челюстной погрузчик.
Трелевочные тракторы с такой компоновкой были разработаны и освоены на АО «Онежский тракторный завод» (ТДТ-55, ТДТ-55А, ТЛТ-100, ТБ-1 и его модификации), на АО «Алтайский тракторный завод» (ТТ-4, ТТ-4М). За рубежом трелевочные тракторы с гусеничным движителем используется крайне редко и в основном на специализированных валочно-пакетирующих машинах.
Колесные лесопромышленные тракторы в нашей стране получили ограниченное распространение. Их создают на базе тракторов 4К46, имеющих свободное пространство за кабиной.
Условиям использования колесных лесопромышленных машин с различным технологическим оборудованием наиболее полно отвечают компоновки многоосных тракторов 4К46, 6К6, 8К8 (рис. 2.9), имеющие большую грузоподъемность, более высокие тяговые показатели и лучшую проходимость за счет меньшего, чем у тракторов традиционных компоновок давления на грунт и глубины колеи.
Лесохозяйственные тракторы работают с лесными плугами, культиваторами, корчевателями, лесопосадочными машинами, покровосдира-телями и фрезами, а также как трелевочные на рубке леса.
Компоновка гусеничных лесохозяйственных тракторов общего назначения (рис. 2.10,а) практически не отличается от компоновки лесопромышленных тракторов и позволяет получить различные модификации, в том числе для работы на грунтах с малой несущей способностью.
Лесохозяйственный трактор для выполнения лесомелиоративных работ (рис. 2.10,6) имеет увеличенную опорную поверхность за счет применения уширенных гусениц и опущенного ведущего колеса //, выполняющего роль дополнительного опорного катка. При этом среднее давление на грунт снижается с 0,053 до 0,026 МПа, что позволяет использовать трактор на переувлажненных грунтах, осушенных болотах и на целине с глубиной снежного покрова более 1 м.
Еще раз о компоновках сельскохозяйственных тракторов
Материал статьи представляет интерес прежде всего для специалистов сельскохозяйственного производства РФ, в том числе занимающихся закупкой необходимых хозяйствам зарубежных тракторов, а также анализом проблем в отечественном тракторостроении в целом.
Общеизвестно, что компоновка стандартного трактора характеризуется в первую очередь взаимным размещением его основных агрегатов и систем, а также движителей, рабочего, технологического оборудования и свободного пространства для навески машин-орудий, базой и дорожным просветом, отвечающим функциональному назначению трактора и позволяющим его использовать в сельском хозяйстве в агрегате с сельхозмашинами-орудиями с наибольшей эффективностью.
Ниже приведены существующие в отечественном и зарубежном тракторостроении компоновки подавляющего большинства тракторов с основной (нормальной) колеей в зависимости от типа их движителей, тягово-мощностных показателей, относительного размещения их агрегатов и систем, целесообразного применения на тех или иных видах тяговых сельскохозяйственных работ (табл. 1).
№ п/п | Компоновка | Диапазон тяговых классов | Диапазон используемых мощностей, л.с. | Основное применение | Относительное размещение основных узлов и агрегатов |
---|---|---|---|---|---|
1 | Традиционная колесная(4К2)с задними ведущими колесами, большего размера, чем передние управляемые колеса | 0,6–1,4 | 25–90 | На колесных универсально-пропашных тракторах | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и задними колесами; навесное устройство и ВОМ позади задних колес |
2 | Традиционная колесная (4К4а) с передними и задними ведущими колесами, большего, чем передние управляемые, размера | 0,6–6 | 25–400 и более | На колесных универсально-пропашных и универсальных тракторах | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и задними колесами; заднее навесное устройство и ВОМ позади задних колес (штатно) |
3 | Нетрадиционная колесная интегральная (4К4б) с передними и задними ведущими колесами одинакового размера, передние колеса управляемые | 3–8 | 200–490 | На колесных универсальных тракторах | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно над передними и между передними и задними колесами; навесные устройства и ВОМ соответственно впереди передних и позади задних колес |
4 | Нетрадиционная колесная c шарнирной рамой (4К4б’), с передними и задними ведущими и управляемыми колесами одинакового размера | 3–8 и более | 200–600 | На колесных тракторах общего назначения | Двигатель и кабина размещены на передней части рамы над передними колесами; навесное устройство позади задних колес |
5 | Двухгусеничная, в том числе с резино-армированной гусеницей | 0,9–8 и более | 50–640 | На гусеничных тракторах пропашных и общего назначения | Двигатель и кабина размещены на раме соответственно спереди и сзади, левая и правая гусеницы по бокам рамы; навесное устройство позади трактора |
Как видно из табл. 1, отечественные и зарубежные колесные и гусеничные тракторы выпускаются производителями в сходных компоновках с практически близкими общими показателями, следовательно, в этой части мало различаются между собой и могут использоваться на тех же сельскохозяйственных операциях.
Вместе с тем, учитывая большую номенклатуру тракторов, производимых за рубежом, особенно в ведущих странах Западной Европы, в США и Канаде, их высокие технико-экономические показатели, можно с уверенностью сказать, что сопоставление номенклатуры выпускаемых отечественных и зарубежных тракторов, имеющих одинаковые компоновки, будет заведомо не в пользу отечественных моделей.
Такое сопоставление позволит выявить именно те отечественные тракторы, которые считаются либо полностью не выпускаемыми тракторной промышленностью РФ, либо выпускаются в РФ в явно недостаточном количестве и поэтому являются дефицитными, а закупку недостающих в РФ моделей тракторов у зарубежных фирм, которая считается в настоящее время «модным» трендом, можно считать вполне оправданной и даже целесообразной.
С целью этого сопоставления в качестве отечественных производителей взяты все еще продолжающие выпускать тракторную технику тракторные заводы РФ. Это ОАО «ВМТЗ» (остатки ранее изготовленных тракторов), ОАО «ВгТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «АТЗ», ЗАО «ПТЗ», ЗАО «Агромаш», изготавливающие колесную и гусеничную тракторную технику.
В качестве зарубежных производителей приняты такие ведущие фирмы США, как Case-IH, Challenger, John Deere и New Holland, Канады – Маssу Ferguson и Buhler Versatile, а также Западной Европы (Германии – Claas, Deutz-Fahr и Fеndt; Англии – JCB;). Тракторная техника, выпускаемая этими фирмами, имеет сходные с отечественными моделями компоновки, причем именно на зарубежные тракторы этих фирм, как правило, ориентируются отечественные потребители при закупке нужных им колесных и гусеничных зарубежных тракторов, все еще отсутствующих в РФ (табл. 2).
Компоновки | 4К2 | 4К4а | 4К4б | 4К4б’ | Двухгусеничная | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Номенклатура тракторов, выпускаемых ведущими фирмами, в том числе | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы | РФ | Зарубежные фирмы |
США | – | 7 | – | 70 | – | – | – | 14 | – | 13 |
Канада | – | – | – | 36 | – | – | – | 6 | – | – |
Германия | – | – | – | 60 | – | 3 | – | – | – | 7 |
Англия | – | – | – | – | – | 8 | – | – | – | – |
Итого | 3 | 7 | 8 | 156 | – | 11 | 12 | 20 | 7 | 20 |
Из табл. 2 видно, что номенклатура зарубежных тракторов рассматриваемых компоновок для возможных поставок на мировые рынки, а также ориентированных на емкий внутренний рынок РФ (который для зарубежных фирм является весьма привлекательным и перспективным, хотя зарубежные фирмы сталкиваются при этом с большими финансовыми и организационными трудностями при локализации производства их тракторов на территории РФ), по всем компоновкам существенно превышает номенклатуру производимых отечественных тракторов (без учета количества импортных зарубежных тракторов, выпускаемых по лицензиям на заводах РФ, а также тракторов МТЗ, поставляемых в Россию из Республики Беларусь).
Количественная номенклатура тракторов ведущих зарубежных фирм в сопоставлении с соответствующими отечественными моделями (при их одинаковых компоновках) распределилась следующим образом: 4К2; 4К4а; 4К4б; 4К4б’; гусеничная, как 3 к 7; 8 к 156; 0 к 11; 12 к 20; 7 к 20 (или в общей номенклатуре выпускаемых тракторов 4К2 – 3,3%; 4К4а – 72,9 ; 4К4б – 5,1%; 4К4б’ – 9,35%; гусеничных – 9,35%) (рис. 1).
Характерно, что аналогичное распределение моделей зарубежных тракторов по указанным компоновкам свойственно не только тракторам ведущих фирм, но и всему зарубежному тракторостроению.
Тем не менее, несмотря на известные ограничения закупок зарубежных тракторов, введенных в последние годы в РФ, внутренний рынок тракторов РФ, как говорится, медленно, но верно продолжает насыщаться зарубежными колесными и гусеничными тракторами. При этом по состоянию на 2017 г. количественное сопоставление зарубежных тракторов с отечественными моделями на рынке РФ оказалась явно не в пользу последних: 32 против 68% (рис. 2).
Если говорить более подробно об особенностях существующих компоновок, то тракторы, имеющие компоновку 4К2, выпускаются за рубежом весьма ограниченно (всего 7 моделей, или 3,3% от номенклатуры всех выпускаемых ведущими фирмами тракторов в диапазоне мощностей 25–90 л.с.), причем только единственной фирмой из США – Case-IH.
Причем спрос на такие тракторы в РФ (выпускается только 3 модели), а также за рубежом (о чем говорилось выше) весьма мал, поскольку все тракторы 4К2, как правило, являются востребованными в небольших тяговых классах (до 1,4), имеют невысокую мощность и используются только в некрупных хозяйствах. По существу, в этих хозяйствах преимущественное распространение получили зарубежные колесные тракторы 4К4а не с нормальной, а с более узкой колеей (так называемые садовые тракторы), имеющие все ведущие колеса для обеспечения более высоких тяговых показателей, что, как известно, всегда положительно оценивается подавляющим большинством потенциальных потребителей.
Зарубежные тракторы, имеющие полноприводную компоновку 4К4а (особенно в последние годы при применении шин передних колес увеличенной размерности), в отличие от неполноприводной компоновки 4К2, являются наиболее массовыми (каждая фирма выпускает до 40 моделей 4К4а в конструктивном ряду, включающем до 8–16 унифицированных серий) на рынках многих зарубежных стран, а теперь и выпускаемые тракторными заводами в РФ, и пользуются у потребителей максимальным спросом (например, 72,9% в общей номенклатуре всех тракторов ведущих зарубежных фирм) в широком диапазоне используемых мощностей. В противовес этому отечественными тракторами указанной компоновки растущий на них спрос фактически не удовлетворяется, а потребность отечественного сельского хозяйства в этих тракторах, хотя пока и частично, может и должна удовлетворяться закупками пусть более дорогих, но лучших по качеству тракторов зарубежных фирм, с которыми отечественная тракторная техника все еще не может должным образом конкурировать.
Примечательно, что все модели тракторов этой традиционной компоновки выпускаются за рубежом близкими по массе и существенно различающимися между собой по мощности, являясь в зависимости от уровня последней либо универсально-пропашными, либо пропашными, либо пахотно-пропашными (или универсальными), либо пахотными (или общего назначения) соответственно до 100, до 150, до 350, а также вплоть до 517 л.с.
Говоря о нетрадиционной (интегральной) компоновке 4К4б для универсальных тракторов (которые по своей сути являются многофункциональными системными тракторами), надо отметить, что в настоящее время в РФ тракторы такой компоновки не выпускаются, хотя прежде они серийно изготавливались на Липецком тракторном заводе (тракторы ЛТЗ-155), но в то же время производятся за рубежом в необходимых количествах, причем только двумя фирмами (Claas и JCB) в достаточно малой номенклатуре (11 моделей, или 5,1% от общей номенклатуры всех выпускаемых ведущими фирмами тракторов), занимая узкую нишу в продажах в диапазонах средних и высоких мощностей.
Отметим, что тракторы, имеющие компоновку 4К4б, являются конструктивно более сложными и дорогими, чем наиболее близкие к ним тракторы 4К4а с увеличенными размерами передних колес, хотя и имеют практически близкие с последними тягово-мощностные показатели (например, трактор 4К4б Claas Xerion мощностью 487 л.с., трактор 4К4а Fendt 1050 мощностью 517 л.с.).
Другая нетрадиционная компоновка 4К4б’ c шарнирно-сочлененной рамой для мощных (до 600 л.с.) колесных тракторов за рубежом тоже, как и предыдущая, не получила, как ожидалось, столь широкого распространения (выпускается номенклатура только из 12 моделей фирмами (John Deere, Case-IH, New Holland, Challenger и Buhler Versatile, что составляет 9,35% в общей номенклатуре всех выпускаемых ведущими зарубежными фирмами тракторов), вследствие их высокой цены и применения, главным образом на пахоте, культивации или севе в агрегате с широкозахватными машинами-орудиями на энергоемких работах в качестве альтернативы тракторам 4К4а, причем тяжелые тракторы 4К4б’ для большего снижения уплотняющего воздействия на почву могут оснащаться сдвоенными и даже строенными колесами.
В отличие от тракторов этой компоновки зарубежных фирм аналогичные тракторы, правда в весьма меньшей номенклатуре, не покрывающей дефицит таких тракторов в РФ для крупных хозяйств с большими возделываемыми площадями полей, тем не менее производятся и в РФ – известные тракторы «Кировец» (серий К-744 и К-7, а также новая модель К-424, всего только 12 моделей).
И последнее, если говорить о гусеничных тракторах, то их доля в общей номенклатуре выпускаемых тракторов, в том числе и за рубежом, тоже ограничена. Гусеничные тракторы, создававшиеся в основном для снижения уплотняющего воздействия на почву и улучшения тягово-сцепных свойств тракторов, не получили достаточно широкого распространения, как колесные, в силу ряда своих специфических причин, и в частности, из-за запрета на движение по асфальтированным дорогам, невысокой в сравнении с колесными транспортной скорости, а также худшими условиями труда.
Характерно, что в последние годы гусеничные тракторы за рубежом, в отличие от отечественных тракторов с преимущественно металлической гусеницей, оснащаются, как правило, резиноармированной гусеницей (РАГ) и приближаются за счет этого по своим скоростным качествам к тракторам с колесной ходовой системой. Их номенклатура представлена в диапазоне высоких мощностей (вплоть до 570–640 л.с.) в виде 20 моделей ведущими фирмами, такими как Challenger, а также Fendt (2-гусеничные модели), Case-IH, New Holland и Buhler Versatile (4-гусеничные модели), John Deere (2- и 4-гусеничные модели), причем в общей номенклатуре всех выпускаемых тракторов их количество составляет около 9,35%).
В отличие от указанных тракторов зарубежных фирм номенклатура гусеничных тракторов РФ является все же ограниченной (такие тракторы выпускаются только ОАО «ВгТЗ», ОАО «АТЗ», «Агромаш» – «Руслан» (с РАГ), а также ЗАО «ПТЗ» (трактор типа К-744Р 4 гусеничный) всего в количестве семи моделей. Такая номенклатура совершенно не может удовлетворить потребности собственного внутреннего рынка РФ, хотя гусеничные тракторы, особенно высоких мощностей, и превышают тяговые показатели близких им по мощности колесных тракторов 4К4а и 4К4б’.
Анализируя представленные по компоновкам зарубежных и отечественных тракторов данные, можно с большой долей уверенности сказать, что по этим компоновкам тракторостроение РФ реально отстает по номенклатуре тракторов от аналогичного уровня зарубежных тракторов, не говоря уже об уровне технико-экономических показателей последних, и прежде всего по условиям и безопасности труда, уровню применяемых средств автоматизации, оснащению прогрессивными узлами, агрегатами и системами, существенно улучшающими их потребительские качества при эксплуатации.
Как показал проведенный анализ, за рубежом и в РФ наиболее массовыми тракторами являются колесные тракторы с компоновками 4К4а и 4К4б’, а также гусеничные модели.
Вместе с тем за рубежом все тракторы предлагаются в виде серий различной мощности, состоящих из 3–5 моделей для агрегатирования с увеличивающимися по ширине захвата соответствующими машинами-орудиями. В РФ тракторы наиболее популярных компоновок выпускаются тракторными заводами в виде весьма ограниченной номенклатуры из одной, реже двух (например, тракторы типа «Кировец») серий, а чаще в виде одной-единственной модели, агрегатирующейся с узким набором по ширине захвата машин-орудий.
Учитывая указанные особенности зарубежных тракторов, а также большой дефицит в РФ тракторов компоновок 4К4а, 4К4б’ и гусеничных, особенно с РАГ, выпускаемых за рубежом в виде конструктивных рядов разной мощности и, следовательно, производительности, агрегатирующихся с необходимыми наборами машин-орудий разной ширины захвата, можно для уменьшения этого дефицита в дальнейшем рекомендовать продолжать закупки необходимых моделей тракторов за рубежом, тем более, что они обеспечивают более высокие показатели технического уровня даже при эксплуатации в сложившихся похожих условиях РФ.