В чем заключается принцип гуманизма государственного служащего
Статья 7 УК РФ. Принцип гуманизма
1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.
2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Комментарии к ст. 7 УК РФ
2. Идеей гуманизма проникнуто содержание всего уголовного закона. В статье 7 УК зафиксированы два аспекта гуманизма.
Во-первых, гуманизм состоит в том, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека путем охраны уголовно-правовыми средствами прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности и других объектов от преступных посягательств. Приоритет охраны прав и свобод личности отразился в системе Особенной части УК, первый раздел которой охватил преступления против личности. Охрана распространяется как на законопослушных граждан, так и на лиц, совершивших преступления.
Во-вторых, принцип гуманизма проявляется в том, что применяемые к лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7). В уголовном законе этот аспект принципа гуманизма проявляется в нормах, которые предусматривают: наказания и иные меры уголовно-правового характера, не допускают причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства в качестве своей цели (гл. 9, 15, 15.1 УК, санкции статей Особенной части УК); устанавливают более мягкие условия уголовной ответственности несовершеннолетних (разд. V УК); запрещают назначение смертной казни женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет (ч. 2 ст. 59 УК); предусматривают отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК); закрепляют возможность применения амнистии и помилования (ст. ст. 84, 85 УК) и т.д.
В преобладающем числе названных норм основанием для отступления от общего правила в сторону смягчения уголовной репрессии является не юридический, а нравственный критерий. Виновный не совершает какого-либо юридически значимого позитивного поступка, но его положение улучшается за счет реализации социально-нравственных установок, выражающихся в милосердном отношении к определенному уголовным законом кругу лиц.
Статья 5. Принципы государственной службы
Статья 5. Принципы государственной службы
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными службами должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы: отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе. Г. А. Корнийчук Государственные служащие. Особенности регулирования труда
Государственные служащие, как никакие другие, защищены и в социальном плане – оплачиваемый отпуск и больничный им гарантирован. Отпуск, кроме того, составляет не 28 рабочих дней, как у большинства работающих, а в полтора раза больше. Кроме того, государственные предприятия обеспечивают работников социальным пакетом и гарантируют предоставление льгот.
Для работы в госструктуре необходимо соответствовать определенным требованиям к образованию, квалификации и стажу.
Минусы работы в государственных структурах
В отличие от коммерческих структур, специалисты в госструктурах особой выгоды не приносят, поэтому для продвижения по карьерной лестнице чаще всего достаточно быть лояльным руководству.
Кроме того, на самом деле, нарушения Трудового кодекса практикуются в государственных организациях сплошь и рядом. Руководство вправе объявлять авралы и требовать переработки, которую никто не собирается учитывать. Личные планы сотрудников не очень-то волнуют руководителей, сотрудники не защищены от произвола руководства, поскольку боятся потерять место. Чем дольше работает сотрудник, тем выше у него дополнительные выплаты, и тем больше он дорожит своим рабочим местом.
Посетите также сайты государственных учреждений. На этих сайтах, так же, как и на сайтах компаний, встречаются вакансии. Однако чтобы устроиться, вам придется пройти не просто собеседование, а конкурс на замещение вакантной должности. От обычного собеседования он отличается тем, что вам придется собрать довольно
Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.
Госслужбу можно разделить на две ветви:
На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.
Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:
Запреты и правила, касающиеся госслужбы
Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:
Как поступить на государственную гражданскую службу?
К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:
Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.
Кандидат может быть или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.
Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:
Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.
Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:
Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.
Принципы госслужбы
К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:
Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.
Система государственной службы РФ
Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.
Государственная гражданская служба
Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.
Виды государственной гражданской службы
Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.
Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.
Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.
Военная служба
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Для военнослужащих определены:
Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.
Правоохранительная служба
Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба – это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.
Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.
Сходство – в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.
Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.
Муниципальная служба
Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.
По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы – это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта – лишь дело времени.
В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.
Государственная служба – это выполнение лицами государственных обязанностей. Какие существуют виды государственной службы? Каковы ее особенности? Как государственная служба связана с гражданами? Расскажем в этой статье.
История государственной службы уходит вглубь на тысячу лет назад. Госслужба развивалась параллельно развитию Российской Империи, и первые свои современные отклики начала получать в 18 веке. Издавна к госслужащим относились как к людям высшего класса. Их почитали, уважали.
В современной России должность госслужащего так же осталась довольно престижной и ответственной. Признанная неотъемлемой частью государства, она так глубоко проникла в законодательную систему, что без нее уже невозможно представить современное государство. Государственная служба является ключевым звеном в управлении государством. И не только в России, но и во многих странах зарубежья.
Особенности
Для государственной службы существует свой ряд законодательных актов, договоров, прецедентов и так далее. Ее особенность доходит вплоть до продления испытательного срока для сотрудников, который значительно отличается от условий обычного испытательного срока. Нормы различных отраслей права вмещает в себя Государственная служба.
И дошло это до того, что она получила свой институт права, в который входят нормы трудового, хозяйственного, финансового права и других. Также входят нормы административного права, но они составляют подавляющее большинство, тем самым образуя очередной институт внутри Госслужбы – институт административного права. Ведь административные службы регламентируют вопросы Государственной службы, и этим они взаимосвязаны.
Но, тем не менее, несмотря на то, что деятельность Государственной службы регулируется большим количеством нормативно-правовых актов – существуют значительные пробелы в нормопроизводстве.
Государственная служба регулирует практически все сферы жизнедеятельности государства. Это и социально-культурная сфера, и управление экономикой, промышленностью, сельским хозяйством, и административно-политической сферой.
Государственная служба имеет ряд признаков. Среди них можно отметить, что государственная служба это и профессиональная деятельность, в процессе которой происходит реализация компетенции госорганов. Эта деятельность направлена на обеспечение функционирования госорганов, и эта деятельность должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.
Ведь, как известно, госслужащим запрещается принимать дар, сумма которого превышает 3 000 рублей. Деятельность госслужащих очень скрупулезно контролируется со стороны закона.
Можно выделить основные принципы Государственной службы:
1. Верховенство права. Этот принцип говорит сам за себя – нет, и не может ничего быть, что является выше закона, закон обязует выполнять свои нормы, прежде всего. Закон превыше всего.
2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Человек и его жизнь – самая высокая ценность государства, и все законодательство нацелено на то, чтобы дать человеку права и свободы.
3. Принцип единства системы государственной власти.
4. Принцип разделения власти на три ветки – законодательную, исполнительную и судебную.
Принципов существует огромное количество. Более подробно обо всех принципах можно прочесть в федеральных законах о госслужбе.
Виды государственной службы
Государственная служба делится на два вида:
1. Федеральная государственная служба.
2. Государственная служба субъектов Российской Федерации.
Эти службы регулируют разные отрасли государственной деятельности, и опираются на разные законодательные акты. Но эти акты могут прямо или косвенно затрагивать деятельность противоположных служб, передавать ссылки один на другой.
Совместно в ведении этих служб находятся лишь кадры правоохранительных органов и судебных органов.
Выводы
Государственная служба пережила нелегкий этап своего становления до сегодняшнего момента. И даже сейчас еще есть чему меняться. Каждый день издаются новые законы, подписываются новые законопроекты. И в будущем коллизий, относящихся к деятельности Государственной службы, будет становиться все меньше.
Принципы профессиональной этики госслужащих
Принципы профессиональной этики госслужащих
Система моральных требований к служебному поведению гражданских служащих включает:
Одна из форм нравственного сознания, в которой в наиболее общей форме выражаются выработанные в моральном сознании общества или данной профессиональной среды требования к нравственной сущности и социальному назначению деятельности должностных лиц.
Этические нормы, с одной стороны, конкретизируют требования этических принципов в виде заповедей, правил, присяги, с другой — выступают в форме нравственных отношений как обычай, воспроизводимый в однотипных поступках под воздействием силы общественного мнения, массового примера, коллективной привычки и т. д.
· запреты на те или иные действия, вступающие в противоречие с этическими принципами и нормами служебного поведения
В основе систематизации этических принципов служебного поведения гражданских служащих как основополагающих требований к нравственной сущности и социальному назначению их профессиональной деятельности, которых должны придерживаться гражданские служащие в процессе выполнения своих служебных обязанностей, должна лежать идея общественного служения, вытекающая из положений Конституции Российской Федерации о социальном характере российского государства.
Принципы профессиональной этики гражданских служащих:
1. принцип законности;
Принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принципов деятельности гражданских служащих.
В Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» принцип законности определялся как принцип «верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав» (п. 1 ст. 5). Правовой аспект этого принципа состоит в том, что гражданский служащий, принимая управленческие решения или совершая иные действия в процессе исполнения своих должностных обязанностей, обязан руководствоваться нормами действующего законодательства и не вправе отступать от них даже в случае получения неправомерного, с его точки зрения, распоряжения руководства.
Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должностных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной службы служить своему народу верой и правдой даже тогда, когда над ним не довлеет принудительная сила закона и угроза санкций.
В практике следования принципу законности нередко возникает этическая коллизия: как следует поступать должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение руководства?
Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также не обошел вниманием эту коллизию. Однако решение предлагается уже иное. В новом Законе, по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), порядок разрешения этой этической коллизии принципиально изменен. Пп. 2 и 3 ст. 15 Закона гласят, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение», а в случае исполнения такового «гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».
2. принцип гуманизма;
Принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Этот принцип закреплен в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п.п. 2 п. 1, ст. 18), обязывающем гражданского служащего «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности».
Признание верховенства Конституции влечет за собой необходимость обеспечения прав человека и гражданину одним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.
Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит выражение во внешних формах поведения гражданских служащих, проявляясь в характере их взаимоотношений как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государственные организации по своим житейским проблемам.
В соответствии с требованиями Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и руководствуясь принципами общественного служения, законности и гуманизма, гражданский служащий не должен оказывать «предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», совершать действия, «связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей»2. Он не должен допускать ситуации конфликта интересов, при которой «личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».
3. принцип беспристрастности и независимости.
Принцип беспристрастности и независимости нашел правовое закрепление в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в форме запретов на:
· участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
· замещение должности гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную должность, а также избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
· представительство по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
· осуществление предпринимательской деятельности;
· получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
· выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории страны за счет средств физических и юридических лиц;
· использование сведений конфиденциального характера, служебной информации, а также средств материально-технического и иного обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей;
· использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений и иных организаций, а также публичное выражение своего отношения к ним;
· создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (ст. 17).
Принципы профессиональной этики гражданских служащих:
1. принцип ответственности;
Принцип ответственности. Наука выработала различные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространенным среди которых является деление видов ответственности на юридическую и моральную.
Меры юридической (дисциплинарной) ответственности гражданских служащих за невыполнение требований к служебному поведению, несоблюдение ограничений и запретов предусмотрены ст. 57 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако в пределах «поведенческого люфта» за ненадлежащие действия и поступки гражданский служащий должен нести моральную ответственность.
Действующим началом моральной ответственности выступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная ответственность может обеспечиваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов (этических кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести) и разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюдением этих требований.
2. принцип справедливости;
Принцип справедливости реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан (а не в имитации ее), в удовлетворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.
Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. Ведь, будучи непосредственно причастными к подготовке и принятию управленческих решений, которые могут оказаться судьбоносными для значительной части населения страны, чиновники обладают делегированными властными полномочиями в глазах общественности. Поэтому они начинают идентифицироваться с государством, авторитет которого становится производным от конкретных действий его функционеров, оцениваемых прежде всего по шкале «справедливо — несправедливо».
Данный принцип зиждется на равном уважении достоинства всех людей, требует одинаковых для всех свобод, равенства всех перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной защищенности.
3. принцип лояльности;
Одним из центральных принципов практически во всех этических кодексах государственных служащих зарубежных стран является принцип лояльности, который должен пониматься прежде всего как:
· верность обществу, доверившему гражданскому служащему обеспечение его прав и законных интересов, т. е. общественному долгу;
· верность Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т. е. гражданскому долгу;
· верность своему делу, т. е. служебному долгу;
· верность слову, данным обязательствам, которые составляют основу доверия населения к публичной службе и государственной власти в целом;
· законность действий, благожелательность и корректность в отношении к гражданам, которым он оказывает социальные услуги в рамках своей компетенции.
4. принципа политической нейтральности.
Соблюдение принципа политической нейтральности гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей является признаком высокого профессионализма и нравственной зрелости. Речь идет о нейтральной позиции в отношении политических партий и движений, о позиции осознанной лояльности и добросовестного служения государству и его главному суверену — народу.