В чем заключается принцип историзма в изучении истории
ИСТОРИЗМ
Историзм — 1) один из принципов исторического познания, требующий любое историческое событие изучать в развитии и с учетом конкретной ситуации; 2) основание исторического сознания, предполагающее различие между прошлым и настоящим, соблюдение исторического контекста и восприятие истории как процесса, указывающее на конкретные пути извлечения полезных знаний в ходе научного исторического исследования.
Становление И. как интеллектуального течения было связано с переходом от представлений о циклическом характере исторического развития и неизменности человеческой природы к пониманию необратимости процесса развития и качественного различия его этапов и эпох. И. как «правильный» метод изучения прошлого появился в Германии в рамках идеалистического мировоззрения в 1-й половине XIX в. Его представители, в противоположность контовско-спенсеровскому натурализму, стремившемуся превратить историю в придаток социологии с ее «объясняющими законами», акцентировали внимание на индивидуальности и неповторимости культурно-исторической реальности. При этом они призывали изучать историю в ее самобытности в связи с интересом к современности. Наряду с идеалистическим историзмом в XIX в. возник историзм материалистический, представители которого исходили из объективной закономерности исторического процесса. В рамках материалистического историзма И. понимается как требование рассматривать каждое явление истории с точки зрения того, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии прошло и чем стало теперь, а также в связи с другими явлениями и конкретным опытом истории.
И. как установка научного исторического познания был подвергнут критике во 2-й половине XX в. в рамках постмодернистской исторической эпистемологии. Постмодернисты считают, что историческая реальность — это то, что мы о ней думаем, т. е. прошлое выступает в качестве субъективной презентации настоящего. Установки постмодернистской эпистемологии были подвергнуты критике в рамках неоклассической модели исторического исследования. Разработка принципа И. в неоклассической науке связана также с критикой классического, или «строгого И.». Согласно принципу «строгого И.», историческая реальность — это то, что было в прошлом «на самом деле». Поэтому историк должен, с одной стороны, отказаться от любых стандартов и приоритетов, лежащих вне пределов изучаемой им эпохи, а с другой — проникнуться ее ценностями и попытаться увидеть события с точки зрения их участников. Задача историка — интерпретировать прошлое в его собственных критериях.
Неоклассики также подразумевают под исторической реальностью то, что было в прошлом, которое можно реконструировать, соблюдая принцип И., фундаментальной предпосылкой которого является признание независимости и уважение прошлого. Но при этом они считают, что попытки «говорить голосом прошлого» не выдерживают проверки реальностью. В связи с этим они подчеркивают, что мы, в отличие от людей прошлого, знаем, что произошло потом, и значение, которое мы придаем тому или иному историческому событию, неизбежно обусловлено этим знанием. Хотим мы того или нет, историк глядит на прошлое «с высоты» — он уже знает, чем все это кончилось. Кроме того, положение историка во времени относительно объекта исследования позволяет, осмысливая прошлое, выделять предпосылки, о которых современники и не подозревали, и увидеть подлинные, а не желательные с точки зрения участников событий последствия. Поэтому неоклассики считают, что соблюдение принципа «строгого И.», или «истории ради истории» ведет к отказу от многого из того, что придает самой истории притягательность, без достижения при этом желаемой цели — полной отстраненности от современности. Выделяется три аспекта. Во-первых, признание того, что каждая эпоха представляет собой уникальное проявление человеческого духа с присущими ей культурой и ценностями, что между нашей эпохой и всеми предыдущими существуют серьезные различия. Во-вторых, понимание того, что задача историка состоит не просто в том, чтобы раскрыть подобные различия, но и объяснить их, погружая в исторический контекст. В-третьих, требование не рассматривать исторические события в изоляции, а представлять историю как процесс и связь между событиями во времени. Кроме того, в рамках неоклассической модели исторического исследования И. распространяется не только на познаваемый объект — историческую реальность, но и на познающего субъекта — историка.
Лит.: Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987; Савельева И. M., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. М., 2008; Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Пер. с англ. М., 2000; Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. 2001. № 47.
Принцип историзма в исторической науке
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принцип историзма
Под принципом историзма понимается научный подход, при котором те или иные события рассматриваются с учетом условий, когда эти события происходили, и в неразрывной связи с другими событиями.
Другими словами, изучая явление необходимо учитывать все факторы, оказавшие влияние на его возникновение и развитие.
Такие фразы «с учетом эпохи…», «для того времени…» и другие указывают на то, что историки используют принципы историзма, занимаясь изучением конкретной эпохи и давая оценку деятельности людей того времени.
Чтобы лучше понять какое-то явление историку необходимо погрузиться в мир того человека, который жил в то время. Большую ошибку можно совершить, если давать оценку действий или рассматривать рациональность традиций с точки зрения современности.
Для того чтобы картина мира была объективна и корректна необходимо строго признавать и учитывать связь между прошлым и настоящим.
Философы раннего периода рассматривали историю как бессвязный фрагментарный процесс, не имеющий никаких взаимосвязей, а события происходят потому, что они происходят и всё.
Материальный историзм, появившийся в середине XIX века, требовал рассматривать каждое историческое явление с точки зрения его появления, развития, конечной его формы, с обязательными другими связями и конкретным опытом истории.
Любой историк, рассматривая историческое событие, должен погрузиться в ту эпоху, отказаться от современных идей и культурных особенностей, в которых он живет.
Ему необходимо широко изучить все явления, сопутствующие событию и соотнести их, объясняя явления в рамках критерий исследуемой эпохи.
Принцип историзма обосновали немецкие философы-идеалисты в начале XIX века, а К. Маркс, опираясь на их идеи, обосновал материалистическое понимание историзма.
В исследованиях немецкого историка Л. Ранке программа историзма была реализована полнее всего. Ранке признавал доступность исторического бытия познанию и отдавал предпочтение политическим событиям.
Готовые работы на аналогичную тему
В своих работах он отводил особое место изучению великих личностей и их роли в истории.
По его мнению, те источники, которые содержат свидетельства об объективных фактах, являются единственной опорой нашего знания. Это значит, что началом любого исторического исследования должен быть критический разбор источников.
Работы немецкого ученого показывали, что в развитии общества существует преемственность и подчеркивали положительное значение традиции в истории, культуре и политической жизни.
Историзм подвергался критике в конце XIX века со стороны философии жизни и циклических концепций исторического процесса, а второе дыхание получил в связи с разработкой глобалистских моделей истории в конце XX века.
Положительными идеями историзма являются принципы исторического измерения явлений, связи времен, невозможность познания явлений вне их истории.
Историческое сознание
В историческом сознании выделяют несколько уровней:
Историческое сознание, сформированное на теоретическом уровне, дает возможность мыслить историческими категориями, исторический процесс осмысливать в его развитии, в хронологической взаимосвязи времен.
Рисунок 1. Историческое сознание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Носителем этого уровня является наука история. Историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, имея систематизированные научные знания истории общества, и может сформулировать некоторые прогнозы.
Историческое сознание представляет собой коллективную память исторического опыта общества, её сохранение и осмысление, но оно охватывает не только опыт прошлого, поэтому не будет сводиться лишь к исторической памяти.
Коллективная память общества, как и индивидуальная память человека, неоднородна. Возникновение исторического сознания и его развитие, а также исторической памяти, как его составляющей, отражает связь времен в материальной и духовной культуре любой общности и обеспечивает историческую устойчивость носителя этой культуры.
Историческая память
Память – это, прежде всего, жизненный опыт, знание пережитых и прочувствованных событий, отражающихся эмоционально.
Память историческая является понятием коллективным, которая заключается в сохранении общественного и понимании исторического опыта.
Коллективная память есть как у членов одной семьи, так и у населения города, у всей нации, всего человечества.
Коллективная историческая память имеет свои этапы развития и, прежде всего, это забвение.
Суть его заключается в том, что через определенный отрезок времени те или иные события человек забывает, поскольку череда эпизодов не прерывается, и старые впечатления заменяются новыми.
Столкнувшись с уже прошедшими фактами в какой-либо литературе, можно увидеть, что информация разнится, потому что авторы излагают аргументы по-своему, вкладывая свои личные впечатления и свое отношение и неважно, какая это будет тема.
Читатели воспринимают события глазами авторов и имеют возможность сопоставлять и анализировать, делать собственные выводы.
Народная память будет правдивой только в том случае, если она развивается в условиях свободы слова, а тотальная цензура делает её искаженной.
Следующий, важный этап развития исторической памяти, заключается в сопоставлении событий настоящего времени, с событиями прошедших времен и иногда может иметь прямую связь с историческим прошлым.
Созидать человек может только тогда, когда анализирует опыт прошлых достижений и ошибок.
Народная память к прошлому выражалась разными формами – в старину информация передавалась в сказках, легендах, преданиях.
Мужество защитников своего Отечества воспевали былинные сюжеты. Затем это были книги, а в настоящее время – это СМИ.
Проблема исторической памяти является особенно актуальной в современном мире, ибо, зная, как развивался свой народ, человек способен определить, что будет для общества полезным в будущем.
Переписывание исторических событий должно насторожить общество. К сожалению, радикальные коалиции современности пытаются по-новому осмыслить исторический опыт трагических событий и разрушительных войн.
Историческая память является мощным регулятором общественного сознания, но, к сожалению, сегодня наблюдается нравственный кризис среди россиян, так же, как и у других народов.
Важная задача старшего поколения страны – формировать у молодого поколения приоритеты и желание хранить память о прошлом своей страны.
Принцип историзма
Лекция двенадцатая ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
1. Что такое исследовательские принципы?
Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М, 1987.
Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке: Пер. с англ. М., 1962.
Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // Поли. собр. соч. Т. 12.
Могильницкий Б. Г. Марксистский и буржуазный историзм: (Опыт сравнительного анализа) // Вопр. истории. 1982. № 7.
Петров Ю. В. Причинность в исторической науке. Томск, 1972.
Салов В. И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1977.
Шмидт С. О. Историзм мышления // Наука убеждать. М., 1969.
1. Что такое исследовательские принципы?
а) философско-мировоззренческие подходы к историческому исследованию (им была посвящена предыдущая лекция),
б) ведущие принципы исследования,
в) методы, или конкретные способы исследования.
Сегодняшняя лекция посвящена исследовательским принципам. В методологической литературе даются разные дефиниции этих принципов и приводится разное их количество.
Мы будем далее понимать под принципами исторического познания твердые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для се оптимальной эффективности.
Ю. Н. Афанасьев насчитал в советской историографии 17 принципов марксистского исследования, II. А. Мининков рассматривает 5 принципов (научность, объективность, историзм, холизм и системность, ценностный подход, или историческую аксиологию).
Мы полагаем целесообразным охарактеризовать три ведущих принципа: историзм, объективность, причинность. Они, соответственно, составляют разделы плана этой лекции.
Дефиниция. Историзм — принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, то есть выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними; основные требования принципа историзма — рассматривать явления конкретно-исторически, представлять себе эти события теперь так, как они выглядели тогда, и благодаря этому исключать модернизацию, то есть осовременивание прошлого.
Рассмотреть «французский абсолютизм» с позиций историзма значит не просто дать ему определение и рассказать о его классической вершине — времени Людовика XIV, но поведать о его зарождении, развитии, расцвете, кризисе и гибели при Людовиках XIII, XIV, XV, XVI.
Подлинный историзм пропитывает все стороны описания прошлого. Например, Иван IV ел — как выглядел «столовый прибор» еще средневекового человека, употреблявшего вместо тарелки ломоть хлеба, не знавшего вилки и салфетки? Карл I бежал на север и из Ноттингема объявил войну мятежному парламенту — на чем бежал, почему даже не в карете, а верхом?
Историзм мышления — разница в наполнении во времени понятий «что такое хорошо и что такое плохо» (так, до 1861 года не была предосудительной продажа рабов и крепостных. Наличествовал ли историзм мышления у Мартоса — автора скульптуры Минина и Пожарского, у создателей памятника Пушкину и няне в Пскове? [149]
Историзм языка — это исторически меняющееся внутреннее наполнение того или иного понятия, подобного сосуду с разным содержимым (слова «обувь», «корабль» и другие в разные времена).
Историки разъясняют понятие историзма. С. Л. Утченко: «Историзм — восприятие явления в его развитии. Что значит явления в его развитии»? Это значит, что явление должно быть рассмотрено в его прошлом (генезис) и настоящем, в его связях с другими явлениями. История начинается там и тогда, когда явление, факт, событие рассматриваются в развитии» [150].
Н. Я. Эйдельман: историзм — это «осторожная оценка эпохи по ее внутренним законам, а не категориями другого века» [151].
Р. Дж. Коллингвуд: «История — не знание того, какие события следовали одно за другим. Она — проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились, их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справиться с этой ситуацией. До тех пор пока вы не сможете представить себя в положении человека, находящегося на палубе военного парусника с бортовыми пушками короткого боя, заряжающимися не с казенной части, вы даже не новичок в военно-морской истории, вы просто — вне ее. А если вы хоть на минуту позволите себе думать о тактике Трафальгара, исходя из предположения, что корабли приводились в движение паром, а пушки были дальнобойными и заряжались с казенной части, то вы сразу же выйдете за пределы истории вообще» [152].
Д. Тош: «Фундаментальной предпосылкой историзма является уважение к независимости прошлого. Сторонники историзма считают, что каждая эпоха представляет собой уникальное проявление человеческого духа с присущими ей культурой и ценностями. Если наш современник хочет понять другую эпоху, он должен осознать, что за прошедшее время условия жизни и менталитет людей — а может быть, и сама человеческая природа — существенно изменились. Историк не страж вечных ценностей, он должен понять ее собственные ценности и приоритеты, а не навязывать ей наши» [153].
Отсутствие историзма до нового времен. В Древнем мире и в Средних веках историзм как принцип мышления и исследования начисто отсутствовал. Это отсутствие хорошо прослеживается по поддельным документам. Например, известная фальшивка «Константинов дар», созданная в папской курии в VIII веке, призвана была имитировать событие IV века (мнимое дарение императором Константином западной половины своей империи папе Сильвестру), но ее авторы не задумывались над тем, что языком IV века была классическая латынь, а не варварская VIII века.
«Отсутствие историзма в мышлении сказывалось в том, что никто не утруждал себя воспроизведением стиля той эпохи, к которой якобы относилась подделка» [154].
Историзм не мог сформироваться в Древнем мире и в Средних веках: истории как науки еще не было, исторические знания были очень несовершенны, история рассматривалась как нагромождение случайностей, была магазином поучительно-назидательных примеров, а в Средние века основывалась на богословско-провиденциалистской концепции, враждебной идее развития.
Рождение историзма в начале нового времени. Историзм является детищем нового времени» В XVII веке его ещё нет, а в XVIII он постепенно возникает. Первым увидел закономерность изменений в истории общества итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668—1774). В течение XVIII века историзм вызревал в теориях прогресса Монтескье, Вольтера, Тюрго. Венцом этой теории явились сформировавшиеся в конце XVIII века взгляды французского энциклопедиста Кондорсе и немецкого историософа Гердера.
Решающий вклад в рождение историзма внесла в первой трети XIX века романтическая историография: прусская «историческая школа права», французская «школа историков эпохи Реставрации», обособленно стоящий шотландец В. Скотт.
Среди романтиков, которые не только практиковали историзм в своих исследованиях, но и обосновывали его теоретически, видное место занимал представитель школы Реставрации Огюстен Тьерри (1795—1856). Тьерри требовал конкретности при описании прошлого, выступая против его модернизации, применения к нему современных категорий: надо «различать, а не смешивать», ибо «буква остается, а дух меняется». Слова «король», «парламент», «француз», «аристократия» имели в разные исторические эпохи разную наполняемость, например король Хлодвиг и король Людовик XIV были разными королями, а слово «француз» в IX веке означало совсем не то, что в XIX веке. Поэтому, по Тьерри, абстракции, схемы, оболочки, внешние контуры недостаточны для понимания прошлого, ибо они могут иметь разное содержание; надо изучать сущность людей и явлений пролого, воспроизводить их неповторимое конкретное своеобразие, кажущиеся мелочи и подробности, язык, стиль, имена, местный колорит, нравственный смысл [155].
Значительную роль в становлении и распространении историзма сыграл Вальтер Скотт (1771—1832).
Он был членом Шотландского исторического общества и способствовал публикации исторических источников; особенно важны его начавшие выходить с 1814 года исторические романы, в которых прошлое воспроизводилось с деталями быта и нравов описываемой эпохи.
Дальнейшее развитие историзма. Плодотворный вклад в развитие историзма внёс Гегель (1770—1831), сочетавший историзм с диалектикой. Гегель вскрыл сущность, внутренний механизм исторического развития — борьбу противоположных начал. Он показал, что развитие — это не просто движение от несовершенного к более совершенному; в несовершенном уже содержится его противоположность. В ходе развития, в каждый данный момент имеются элементы господствующие, то есть старые, и элементы нового, которые отрицают сущее и за которыми будущее. «Изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни» [156].
Гегелевский историзм трактовался лишь как эволюционное развитие идеи и — в нарушение логики — оправдывал существующие режимы их историческим происхождением. Дальнейшее развитие историзма как важнейшей стороны диалектического метода связано с именем К. Маркса, который показал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову человеческую и преобразованное в ней» [157].
Хотя историзм родился в первой трети XIX века, самого этого термина еще долго не существовало. Он был впервые употреблен, видимо, в 1879 году австрийским историософом Карлом Вернером (по другим данным — Нейге), а широкое применение получил накануне и особенно после Первой мировой войны. Впрочем, даже в 1923 году немецкий ученый О. Гинтце писал: «Историзм сравнительно новое и не совсем ясное понятие» [158]. В 1920-х годах исследованию историзма уделял внимание Э. Трельч, в 1930-х — Ф. Майнеке [159].
В немецком языке, откуда пошел термин «историзм», он звучит как «хисторизмус», итальянская форма его — «сторицизмо». Вслед за итальянцами в новейшее время сначала англичане, а затем историки других западных стран стали употреблять, наряду со словом «историзм», также термин «историцизм», но в отечественной литературе это слово не применяется.
В зарубежной историософии существует много разновидностей идеалистического историзма. Все они враждебны марксистскому историзму, но конкурируют между собой и подразумевают под «историзмом» разное содержание, причем амплитуда разноголосицы даже в определениях слова очень велика в зависимости от времени их возникновения, национальных особенностей и других факторов (например, «немецкий историзм», «романтический историзм» и др.) [160]. Зарубежные историософы зачастую трактуют историзм как описательство — индивидуализацию событий, связанную с делением наук на идиографические и номотетические и отнесением истории к идиографическим дисциплинам.
Что такое принцип историзма
Принцип историзма – что это такое простым языком
Принцип историзма является одним из важнейших в познании общества и заключается в признании закономерной связи между прошлым и настоящим. Таким образом, общественное развитие рассматривается не как циклическое, а как последовательное. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
Сплетение разнообразных событий становится причиной нынешнего положения дел, а то, что происходит сегодня, станет основой для будущего. Таким образом, исторический процесс – цепь взаимосвязанных событий, где нет ничего произвольного и лишнего.
Истоки появления принципа
Принцип историзма был развернуто обоснован немецкими философами-идеалистами в начале XIX в. Опираясь на их идеи, в середине того же века К. Маркс обосновал материалистическое понимание историзма. Во 2-ой половине ХХ века принцип историзма подвергся критике со стороны философов-постмодернистов.
Они понимали мир как фрагментарный и не видели в нем закономерностей. Поэтому последовательное течение событий, с их точки зрения – всего лишь выдумка. Прошлое – неопределенное явление, о котором невозможно иметь достоверное знание. Опираясь на это утверждение, постмодернисты говорят, что в науках об обществе нет четких критериев, а знание, которое получают историки – субъективно.
Неоклассический подход к историческим исследованиям
Рассматриваемый в статье принцип нашел своих защитников в лице сторонников неоклассического подхода. Они исходят из понятия «строгого историзма», который понимает прошлое как историческую реальность. От историков требуется интерпретировать прошедшие события так, как это могли бы делать их участники. То есть подходить к каждой эпохе, исходя из ценностей, существовавших в те времена. Речь идет о некой реконструкции прошлого. И в этом процессе без опоры на историзм успеха быть не может.
Основным препятствием при восстановлении прошлого становится тот неоспоримый факт, что нынешние историки уже знают, что произошло потом. Поэтому оценочный взгляд на прошедшие события невозможно преодолеть.
Современный ученый поневоле обращает больше внимания на те обстоятельства, которые привели к важным для общества последствиям. А реальный участник самих событий не мог этого знать. Находясь внутри исторического периода, люди часто ошибаются и придают больше значения вещам, которые, как потом выясняется, на самом деле не были столь важными. Кроме того, они склонны принимать желаемое за действительное. Так что современный историк, при всем своем стремлении полностью погрузиться в прошлое, не может этого сделать.
Неоклассический подход выделяет в принципе историзма три основных аспекта:
Эволюция историзма
В древности, когда наука история делала только первые шаги, принцип историзма еще не был сформулирован. Летописцы фиксировали события прошлого и настоящего, не рассматривая их как последовательную цепь. Они скорее понимали историю как хаотичное нагромождение событий. Ради каких-либо политических или назидательных целей летописцы могли произвольно опускать какие-то факты, смещать события во времени, фиксировать непроверенные слухи как достоверный факт и даже придумывать то, чего не было в реальности.
Историзм впервые проявил себя в работах европейских мыслителей в XVIII веке. Как принцип он тогда еще не был четко сформулирован, это произошло чуть позже, о чем сказано в начале этой статьи. Но его начали уже применять при рассмотрении исторических событий такие философы и историки, как Дж. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер и другие.
Большой вклад в популяризацию принципа внес писатель В. Скотт, который писал свои романы, пытаясь достоверно передать реалии описываемой эпохи. Его сочинения пользовались огромным успехом, благодаря, в том числе, и этому обстоятельству. Также велик вклад в развитие принципа историзма О. Тьерри, который требовал не использовать при описании прошлого современных понятий, т.к. они раньше имели иной смысл или вообще отсутствовали. И, наконец, в немецкой классической философии принцип историзма был обоснован Г. Гегелем, после чего стал одним из основополагающих при изучении прошлого.