В чем заключается принцип трагического оптимизма по в франклу
Смысл жизни как лекарство от кризиса: почему современному миру нужна логотерапия Виктора Франкла
Современный мир агонизирует в кризисе: пандемия уносит жизни на наших глазах, срываются политические договоренности, привычный образ жизни разрушен. В такие времена вместо банального селф-хелпа стоит обратиться к вещам посерьезнее, таким как логотерапия Виктора Франкла, гуманистического психолога, переоткрывшего идею смысла жизни во время заключения в нацистском концлагере.
Еще в 1946 году в своей книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл описал чувство отчаяния, так хорошо знакомое современному человеку. Австрийский психоаналитик, переживший холокост, рассказал, что многие его пациенты жаловались на «непреодолимое ощущение полной бессмысленности жизни».
Беды нашего века — от разного рода зависимостей до веры в псевдонаучные теории — свалились на наши головы не случайно.
Как говорит Франкл, «аномальная реакция на аномальную ситуацию — это нормальное поведение». Наша сегодняшняя ситуация не менее аномальна, чем в 1940-е годы: биосфера планеты стремительно разрушается, и следующее поколение людей, по мнению ученых, может стать последним.
Вот почему в эти беспокойные времена стоит обратиться к книге Франкла.
Психотерапевт в концлагере: опыт выживания
Франкл до того, как его отправили в Аушвиц, а затем в Дахау, был уже состоявшимся психотерапевтом, представлявшим так называемое третье направление венской школы психоанализа. Он не разделял взглядов Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера и отверг как теорию первого о «воле к удовольствию», так и о «воле к власти» — второго.
«Поиск смысла жизни, — писал он, — это основная мотивация человеческой жизни, а вовсе не „вторичная рационализация“ (сознательное объяснение) инстинктивных побуждений».
Франкл утверждал ценность литературы, живописи, религии и прочих культурных явлений, ставящих во главу угла смысл и помогающих нам найти цель в жизни. Согласно разработанному им терапевтическому методу, который он назвал логотерапией, «стремление найти смысл жизни — это основная мотивационная сила человека».
Франкл верил, что человек способен пережить самые разные лишения; но если его жизнь лишена смысла, то он обречен.
Читайте также
До Аушвица Виктор Франкл был главой неврологического отделения Ротшильдской больницы. В Аушвице он стал «номером 119104». Концлагерь был нулевой точкой смысла. Франклу удалось тайно пронести с собой рукопись книги, но он потерял ее и был вынужден восстанавливать по памяти.
Он использовал свои знания для оказания психологической помощи другим заключенным и видел в этом цель жизни. Выводы, к которым он пришел в ходе этих бесед, легли в основу его гуманистической психологии.
Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?
Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.
Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.
В «Человеке в поисках смысла» он написал, что «человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения».
Книга отразила дух своего времени и стала бестселлером послевоенной эпохи. Она была переведена на более чем 20 языков, разошлась 12-миллионным тиражом. Многие университетские факультеты и больничные отделения решили положить гуманистическую психологию и логотерапию в основу своей работы, несмотря на то, что те зачастую напоминают скорее светскую разновидность раввинизма, чем психоанализ.
«Человек в поисках смысла» состоит из двух частей. Первая, похожая на произведения Эли Визеля и Примо Леви, — это воспоминания Франкла о холокосте. Вторая часть посвящена теории логотерапии. Здесь Франкл утверждает, что человек может найти смысл жизни в «переживании добра, истины и красоты, природы и культуры; или — последнее по порядку, но не по значению — во встрече с другим уникальным человеком, с самой его уникальностью, иными словами — в любви», не вопреки концу света, а из-за него.
Критика: чрезмерный оптимизм и виктимблейминг
Книгу не раз критиковали за поверхностность и называли образцом позитивной нью-эйдж-культуры. Но такая оценка не совсем справедлива. «Трагический оптимизм» Франкла неуместно отождествлять с наивной позитивностью Полианны из одноименного романа Элинор Портер. «Со времени Освенцима мы знаем, на что человек способен. И со времени Хиросимы мы знаем, что поставлено на карту», — пишет он.
Некоторые критики упрекают Франкла в виктимблейминге. Американский ученый Лоуренс Лангер в 1982 году даже назвал «Человека в поисках смысла» ужасной книгой.
По его мнению, Франкл сводит вопрос выживания к позитивному настрою и порочит память миллионов жертв. В этой критике есть доля справедливости. Однако Франкл не упрекает тех, кто утратил смысл. Логотерапия — это не этический, а стратегический подход к переживанию трагедии.
Ошибочно возлагать вину за ощущение бессмысленности жизни на страдающего человека. Заключенные не несут ответственности за существование концлагерей, точно так же, как родившийся в бедности человек не виноват в том, что он беден, а любой из нас (если вы, конечно, не глава нефтедобывающей компании) не виноват в разрушении экосистемы.
Логотерапия не означает принятие статуса-кво: борьба за улучшение политических, материальных, социальных, культурных и экономических условий никогда не должна прекращаться. Логотерапия предлагает нечто иное — шанс найти смысл в ситуации, когда человек не в силах что-либо изменить.
В предисловии к изданию 2006 года раввин Гарольд Кушнер написал: «Внешние силы могут отобрать всё, что у вас есть, кроме одного — выбора, как реагировать на сложившиеся обстоятельства».
Логотерапия требует от пациентов искать личный смысл и помнить, что «жизнь ежедневно и ежечасно задает вопросы, ставит задачи».
Современность больна: нам нужна логотерапия
«Я осознал величайший из секретов, которыми могут поделиться поэзия, мысль и вера: спасение человека происходит через любовь и в любви», — пишет Франкл.
В нашу жестокую, ограниченную и малодушную эпоху трудно найти примеры человеколюбия. Наши жестокость, ограниченность и малодушие — это реакция на приближающийся конец.
«Каждому веку присущ свой коллективный невроз, и каждому веку необходима своя психотерапия, чтобы с ним справиться», — говорит Франкл. Мы измождены, тревожны, озлоблены и растеряны из-за краха личных судеб, сетей взаимоотношений и общин, из-за разрушения промышленности, демократии и экосистемы нашей планеты. Неудивительно, что мы страдаем коллективным неврозом.
И тем не менее гуманистическая психология почему-то не в почете в наше время. Вместо нее у нас есть модные нынче социобиология и нейробиология с панглоссианским оптимизмом Стивена Пинкера и банальностями Джордана Питерсона.
Читайте также
В одном из самых запоминающихся фрагментов книги Франкл рассказывает, как однажды, когда заключенные, до смерти усталые после целого дня работы, отдыхали на полу барака, «вбежал товарищ и позвал выйти посмотреть на великолепный закат». Несмотря на скорее научный стиль изложения, здесь Франкл дает волю своему чувству трансцендентного:
«Стоя снаружи, мы смотрели на пылающие на западе тучи и на небо, полное облаков, непрерывно меняющих свой цвет и форму, от голубовато-стального до кроваво-красного. Наши жалкие серые землянки резко контрастировали со всем этим богатством, а лужи на мокрой земле щедро отражали пылающее небо. После нескольких минут растроганного молчания один заключенный сказал другому: „Каким прекрасным мог бы быть этот мир!“»
Логотерапия не обещает, что в жизни будет больше закатов; это — наша личная и коллективная ответственность.
Зато логотерапия обещает восторг при виде заката, даже если этот закат будет для нас последним; она напоминает, что можно найти смысл, красоту, благодать даже в аду. А остальное зависит от нас.
Доктор Франкл и смысл страдания
26 марта – день рождения великого психиатра и философа Виктора Франкла, создателя логотерапии. Его пациенты учились находить смысл в болезни, в страдании, в самой смерти
26 марта – день рождения великого психиатра и философа Виктора Франкла (1905-1998), создателя логотерапии. Он лечил людей не лекарствами и не гипнозом, а смыслом. Его пациенты учились находить смысл в любом, самом неприглядном и мучительном существовании – в болезни, в страдании, в самой смерти.
Он знал о страдании больше других
Труд Франкла о логотерапии «Врачевание души» был распродан за три дня, а книга о концлагере «Человек в поисках смысла» был издан суммарным тиражом почти в 10 млн экземпляров и вошла в десяток книг, оказавших самое большое влияние на американцев (на жителей других стран, безусловно, тоже, но опрос проводила библиотека Конгресса США). До него психотерапевты в качестве основных принципов жизни называли стремление к удовольствию или власти – таких реальных, осязаемых, притягательных. А тут – какой-то эфемерный смысл…
В середине ХХ века утверждение поиска смысла как главной мотивации человеческой жизни явилось сенсацией. Сегодня, в эпоху популярного психологического чтива, это, мягко говоря, не ново. Мы научились защищаться от боли (а лучше – отмахиваться от чужой) шаблонными мудростями: «Любой новый опыт полезен», «Необходимо принимать брошенные судьбой вызовы», «По крайней мере, это сделает тебя сильнее», «Спрашивай не «почему?», а «зачем?»…
Называю эти фразы шаблонными не ради умаления их мудрости. Она – есть, она глубока и сомнению не подлежит. Но, будучи превращенной в назидательный слоган – не работает. Смысл способен исцелять лишь тогда, когда он выстрадан, рожден в муках, когда найден в ходе упорных поисков.
Повторить путь поисков Франкла – не приведи Господь. Из таких мест мало кто возвращается живым, а тем более обогащенным. Свою логотерапию (от греческого слова «логос» – в значении «смысл») психиатр из венского гетто вынашивал и создавал в нацистских концлагерях. Он знал о смысле страдания больше, чем кто бы то ни было. В его устах назидательная истина переставала быть таковой и становилась путеводной нитью для пациента.
Взгляд в прошлое
Он лечил людей не лекарствами и не гипнозом, а смыслом. Его пациенты учились находить смысл в любом, самом неприглядном и мучительном существовании – в болезни, в страдании, в самой смерти. «Врач, – пишет Франкл, – … всегда будет испытывать что-то подобное стыду, находясь у постели неизлечимо больного, ибо …он не в состоянии вырвать эту жертву из тисков смерти. Больной же становится героем, смело встречающим свою судьбу; он не сдается, ибо принимает свою участь с тихим страданием. Таким образом, последние моменты его жизни становятся истинным достижением в метафизической области».
Он часто сравнивал жизнь с отрывным календарем. Пессимист отрывает листочки и выбрасывает со скорбью. Оптимист бережно складывает в стопочку, делая на них дневниковые заметки. Работая в качестве психотерапевта со смертельно больным человеком, Франкл просил его оглянуться назад и вспомнить все хорошее, что было в жизни.
Неужто это не имело смысла, неужто исчезнет бесследно?
Нет, – соглашался пациент, – так быть не может.
Кто-нибудь может сделать небывшим, например, счастье, которое вы испытали? Или добро, с которым вы встречались в жизни? То, чего вы добились, что осуществили?…
Никто не может зачеркнуть это!
Или то, что вы мужественно и честно перестрадали? Может кто-нибудь устранить это из вашего прошлого?
Такими нехитрыми вопросами он подводил человека к изменению точки зрения на болезнь и приближающийся конец, на прошедшую жизнь, которая вдруг стала казаться тому лишенной смысла.
«Логотерапевт в самом безнадежном случае, – говорил Франкл, – не отказывает пациенту в праве на утешение».
За это стремление его критиковали. Утешение не входит в задачи психотерапии. Но человек, который занимался групповой терапией в бараке Освенцима, знал, что делал.
… И вера в будущее
В 1941 году Виктор Франкл совершил невероятный и, казалось бы, совершенно бессмысленный поступок. На протяжении долгих месяцев он пытался получить американскую визу, чтобы бежать из нацистской Австрии. А когда, наконец, получил, понял, что не может бросить стариков-родителей, которых ждал концлагерь. Франкл знал, что ничем не в силах помочь, но – остался. Скоро вся семья оказалась в лагере. Вернулся только Виктор.
В концлагерях Франкл пытается смотреть на собственные переживания отстраненно – как психолог. Шок, апатия – вот стадии, через которые проходили узники. И, конечно, он и там оставаясь врачом, пытался нащупать и тут же применять на практике методы психологической помощи. То, что ему удалось выработать в лагере, применимо для любой критической ситуации, в которой может оказаться человек – будь то тяжелая болезнь, утрата близких, потеря чего-то очень важного в жизни.
Вот пример из довоенной жизни Франкла (Я намеренно привожу его – как менее хрестоматийный. Книгу о лагерном опыте Виктора Франкла – «Человек в поисках смысла» – не поленителсь, кто не читал, прочитайте целиком. Она невелика и невероятна, в ней почти нет ужасов, зато очень много жизни, силы и веры. Доктор надиктовал ее всего за девять дней).
В конце 1920-х годов Франкл – студент медицинского отделения Венского университета – переживал серьезный личностный и профессиональный кризис. В то время на психотерапевтическом небосклоне сверкали две ярчайшие звезды – Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер, основатели двух венских школ психотерапии. Попытки Франкла примкнуть и к одной, и ко второй – оставили после себя лишь горькое разочарование, временную утрату веры (он рос в семье правоверных иудеев, а после лагеря стал экуменистом) и вообще жизненных ориентиров. На брошенный жизнью вызов пустоты и бесцельности он отвечает тем, что с головой окунается в общественную и благотворительную деятельность. Организовал сеть бесплатных психологических консультаций для молодежи (в Вене тогда бушевала эпидемия самоубийств выпускников гимназий), поддерживал молодых безработных, много выступал, говорил о смысле жизни, читал лекции в «народной школе». Он не мог знать, какой смысл имеет вся эта работа. Как мог студент помыслить, что очень скоро станет основателем третьей венской школы психотерапии (так называют логотерапию), наряду с легендарными старшими коллегами?! Между тем, первые наброски будущей методики он сделал именно тогда, в конце 1920-х, готовя беседы и лекции. Кстати, после университета Франкл семь лет будет работать с несостоявшимися самоубийцами в кризисном стационаре, где пригодится и опыт молодежных консультаций.
Своих соседей по баракам Освенцима он «лечил» тем, что помогал им думать о будущем. У узников оно было не просто туманно и непредсказуемо. Его – не было у обитателей Освенцима, как не было вообще ничего, в буквальном смысле слова. Но без мыслей о завтра нельзя. «Заключенный, который потерял веру в будущее – свое будущее – обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения… Тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, … незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал», – пишет Франкл.
Трагический оптимизм
Со временем он выработает концепцию, которую назовет «трагическим оптимизмом». Жизнь в критических, тяжелейших обстоятельствах становится чередой вызовов, которые надо ежечасно и ежеминутно принимать, вопросов, на которые надо отвечать, так находя свой смысл и всякий раз – свое маленькое будущее. Здесь речь не о смысле жизни вообще – раздумья на эту глобальную тему могут завести в тупик и в буквальном смысле погубить – а о решении конкретных задач, уникальных для каждого. В каждую минуту жизнь открывает человеку множество разных возможностей, главное – не упустить их и делать правильный выбор, беря за него ответственность. Тогда – как бы ни были тяжелы обстоятельства – жизнь не может казаться бессмысленной.
Есть шанс погибнуть завтра в газовой камере, есть шанс избежать ее; твоя задача: делать все, чтобы, по крайней мере, не снижать своих шансов на жизнь – вот суть такого подхода к жизни.
Конечно, случались моменты, и не раз, когда Франкл был близок к крайнему отчаянию, после которого – гибель. Он умудрился протащить с собой в лагерь рукопись книги о логотерапии, а после утратил ее – то ли в санпропускнике, то ли в тифозном бараке. Спустя некоторое время собрался с силами – и начал работу заново, найдя где-то огрызок карандаша и подбирая клочки бумаги. Переплавленные в адской лагерной топке концепции будущей теории обрели иное содержание и смысл.
Смысл страдания
Но что может придать смысл жизни в аду?
Созидательный труд – как показывает пример доктора Франкла.
Любовь: в самые тяжелые моменты, на грани жизни и смерти, он вспоминал о жене и мысленно разговаривал с ней.
Природа и искусство: «В лагере человек мог привлечь внимание товарища к прекрасному зрелищу заката, когда солнце просвечивает сквозь высокие деревья баварских лесов (как на знаменитой акварели Дюрера) – именно в этих лесах мы строили огромный подземный военный завод».
Но главное, что смысл есть и в самом страдании, и в смерти.
Если верить, что они имеют смысл, который нам не дано постичь, можно выдержать все.
Смысл – наверху
Для верующего логотерапия открывалась во всей полноте.
– Разве не возможно, что Бог хочет увидеть, как Анастасия будет переносить страдание? И может быть. Он должен будет признать: «Да, она была очень мужественна», – говорил Франкл больной раком женщине, и та исцелялась от депрессии.
Человеку, потерявшему в концлагере жену и шестерых детей, врач цитировал псалом, где сказано, что Бог видит все наши слезы. Тот сокрушался, что дети ушли как невинные мученики, а он сам никогда не станет достойным такой участи.
– Годы страданий смогут очистить вас от ваших грехов и вы присоединитесь к ним там, – возражал психотерапевт, и пациент уходил утешенным.
За открытую религиозную позицию Франкл подвергался критике от коллег. Не секрет, что одной из причин рождения психотерапии на стыке столетий явилась утрата человечеством веры в Бога – и психотерапевт, использующий религиозные категории, словно бы грешил против самой профессии.
В 1949 году он защитил докторскую диссертацию, посвященную связи психотерапии и религии, изданную в виде книги «Подсознательный Бог». При этом Виктор Франкл всегда стремился подчеркнуть, что логотерапия не была ни религиозной, ни нравственной проповедью, но за скобками в его текстах и записях консультаций всегда стоит Высший смысл (Сверхсмысл, как он называл его). В работе с людьми он не стремился выводить его из-за скобок раньше времени или навязывать неготовому принять такое «лекарство» пациенту.
Рассказывая о сущности логотерапии в нерелигиозной аудитории, Франкл приводил аналогию с лабораторной обезьяной, у которой постоянно берут пункции для изготовления противополиомиелитной сыворотки. Она не может знать, ради чего мучается. «Разве нельзя представить себе, что есть еще другое измерение, мир выше человеческого; мир, в котором вопрос об окончательном смысле человеческого страдания найдет ответ?»
Смысл, по Франклу, нельзя изобрести или придумать, его можно только отыскать, причем не внутри себя и даже не в пределах видимого мира. Упование на искусственные ценности (например, успех или даже счастье) и придуманный смысл он уподоблял лазанью по канату, подброшенному в воздух. Этот канат надежен лишь когда крепко привязан к чему-то очень прочному и сильному наверху. Гарантию, что он выдержит наше карабканье по нему, может дать только вера, только Бог. И тогда ничего не страшно.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Позитив не работает. Что такое «трагический оптимизм» и как он поможет справиться с проблемами
В трудные времена улыбка может показаться лучшим способом справиться с проблемами. Однако такой подход может оказаться бесполезным или даже навредить психике, показывают исследования. Вместо натянутой улыбки и отрицания трудностей психологи советуют использовать другую тактику, которая поможет справиться со стрессом и проблемами эффективнее, пишет BBC.
Отрицание трудностей может пагубно сказаться на психическом здоровье. Как показывают исследования, настойчивые напоминания, что «всё хорошо», в разгар непростой ситуации не помогают справиться со страхом и тревогой. Напротив, подавление негативных эмоций может только ухудшить самочувствие.
Этот эффект психологи описывают понятием «токсичный позитив». По словам аспирантки факультета психологии Университета Суонси Джессики Мид, позитив и простые попытки приободрить не плохи сами по себе, но в крайних проявлениях «токсичный позитив» может вызвать у собеседника чувство вины, стыда или отрицание настоящих чувств и эмоций.
Как отмечает Эмили Исфахани Смит, автор книги «The Power of Meaning» («Сила смысла. Создай жизнь, которая имеет значение»), противостоять «токсичной позитивности» может другой подход, который исследователи называют «трагическим оптимизмом». Его суть в том, что люди пытаются найти надежду и смысл, не отрицая существование потерь, боли и страданий.
«Страдание ― это часть жизни, но вопрос в том, как вы собираетесь с этим справиться. Многие будут отрицать или игнорировать проблемы. Трагический оптимизм ― это золотая середина, при которой трудности и вызовы, вместо того чтобы сокрушать нас, дают нам повод переосмыслить проблему», ― говорит она.
По словам Смит, отказ от отрицания проблем и более глубокая проработка ситуации поможет эффективнее справиться с трудностями и сохранить психическое здоровье. Особенно это актуально во время пандемии и кризиса, с которым столкнулись миллионы людей по всему миру.
Это мнение подтверждает исследование Джессики Мид, которая оценила, насколько успешно справляются с кризисом в условиях пандемии жители Британии. Её данные ожидаемо показали, что уровень благополучия британцев снизился в прошлом году.
Однако она также выяснила, что участники, которые утвердительно отвечали на вопросы: «Я научился противостоять и адаптироваться к тому, что подбрасывает мне жизнь» и «Я принимаю то, что нельзя изменить в жизни», чувствовали себя лучше и более эффективно справлялись с проблемами.
Мид также обнаружила, что «трагические оптимисты» ищут выход из сложных ситуаций благодаря отношениям с друзьями и семьёй. Исследовательница отмечает, что такой подход ― более долгий и сложный процесс, чем игнорирование проблем или решение отключиться от реальности с помощью видеоигр. Однако в конечном счёте именно он приводит к более эффективному результату.
Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа
Думали ли вы о том, для чего вам подарена жизнь? Какой смысл спрятан в ней? Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, иногда их поиски настолько мучительны, что человек теряется. Он плутает в собственных мыслях, злится, отчаивается. Невозможность найти смысл бытия всегда трагична – в сознании человека может поселиться пустота, мысль о собственной никчемности и беспомощности. О высоком качестве жизни в этом случае говорить не приходится, чувство неудовлетворенности порождает серьезный невроз. Вытащить человека из болота бессмысленности и безнадежности способно одно из направлений психологии – логотерапия.
Немного истории
«Логотерапия» в переводе с греческого означает буквально «лечение словом, речью» (logos – слово, thererapeia – уход, лечение). Это направление во многом основывается на положениях психоанализа, однако, неразрывно связано с гуманистической психотерапией.
В основе логотерапии – экзистенциализм, объектом изучения которого является человек и его внутренние переживания, поиски смысла собственного бытия. Термин «экзистенция» активно использовал в своих трудах Кьёркегор. Свою лепту в развитие этого направления психологии внесли Э. Фромм, Ф. Пёрлз и др. Например, Пёрлз считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов экзистенциальной психотерапии [2].
Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.
В. Франкл родился в Вене в 1905 году. Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.
В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.
Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.
Позже свои эмоции и умозаключения Виктор Франкл описал в статье «Психолог в концентрационном лагере». Это труд, который не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных оппонентов экзистенционального анализа.
Экзистенциальный вакуум
Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» [1, С. 5].
По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.
Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.
Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.
Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.
Самотрансценденция
Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» [2]. Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.
Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.
Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.
3 уровня осмысленности
По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.
Ученый выделяет 3 уровня смысла:
Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.
Франкл говорит о сверхсмысле, который недоступен человеку. Людям не удастся его понять, как «и ветвям не понять смысл дерева». Однако в него необходимо верить. Эта вера имеет большое терапевтическое значение, она, как внутренний стержень, не позволяет человеку броситься в бездну бессмысленности. Благодаря ей рождается понимание, что все в этом мире не случайно.
Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:
Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого
Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.
Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.
Логотерапия: задачи и методы
Цель логотерапии – помочь человеку сосредоточиться на задаче, которую ставит жизнь, и успешно решить ее. Болезнь, потери и страдания не случайны, в них есть смысл.
Франкл разработал множество методов взаимодействия терапевта и клиента, однако, наиболее популярны в современной науке два: дерефлексия и парадоксальная интенция.
Дерефлексия – противодействие рефлексии. Метод полезен в том случае, если пациент склонен к патологическому бесполезному самокопанию и самобичеванию.
Эта практика помогает избавиться от невроза навязчивых состояний, сексуальных расстройств.
Дерефлексия предполагает самозабвение, полную отдачу без анализа ситуации. Цель логотерапевта – научить пациента этому процессу.
Парадоксальная интенция – метод, основанный на самовнушении. В рамках этого метода интересно рассмотреть отношение Франкла к страхам. Ученый утверждает, что «страх порождает страх». Если человек испугался однажды, то в будущем он будет бояться не только повторения этой ситуации, но и того, что испытанные ранее чувства снова напомнят о себе. Человек программирует себя на негативное проживание ситуации, а значит, строит собственное поведение в соответствии с заданной программой.
Чтобы «сломать» этот алгоритм, Франкл предлагает использовать его в противоположном направлении. Индивид усилием воли внушает себе, что желает испытать эти неприятные чувства снова, прожить их более ярко.
Логотерапия уникальна. Ее миссия – научить пациента принимать решения и брать на себя ответственность. Без этих составляющих невозможно обрести осмысленность жизни, ее значимость будет нивелироваться и обесцениваться.
С точки зрения логотерапевта, не существует как таковой единой для всех жизненной задачи. Необходимо сделать не самое лучшее, а «самое лучшее, на что ты способен в конкретной ситуации». Мы имеем право на ошибку, но ошибка – не повод снять с себя ответственность. Логотерапия помогает принимать ошибки с благодарностью, черпать пользу из полученного опыта и видеть смысл в каждой минуте собственной жизни. Ценные умения, не правда ли?
Список использованных источников:
Автор: Генберг Екатерина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!