Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия.
Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия
Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция
Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.
Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.
В чем заключается природа словесной образности?
Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).
2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям.
Цель: Охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств на примере эпизода из рассказа «Косцы» И.А. Бунина
1б
Рассказ написан в 1924г. в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка».
Время выполнения 3 минуты. Контроль по устному ответу.
Цель : закрепление умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействия на чувства слушателя или читателя.
Задание : При помощи выразительно-изобразительных средств передайте картину сегодняшнего утра.
Время выполнения 3 минуты.
Анафора 1,2,34. 6 предложения
Параллелизм 1,2,3,4,5,6 предложения
Градация (восходящая) 1,2,3,4,5,6
Повтор местоимений 3
Эллипсис 8 предложение
Парцелляция 5 предложение
Периоды, Однородные члены предложения
Звуки
Чувства
Краски
«звучность березового леса» (метафора);
«Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение);
«пелись… с непосредственностью, легкостью несравненной, естественностью» (эпитеты)
«человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза)
О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи
К средствам словесной образности относят прежде всего тропы: метафору, метонимию, синекдоху, олицетворение, образное сравнение, эпитет, гиперболу и др., а также синтактико-поэтические фигуры: анафору, эпифору и др.
Например, под метафорой понимают слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства. Однако при этом обычно различают метафоры общеязыкового характера (стертые или окаменелые), метафоры, сохраняющие «свежесть», и метафоры собственно поэтические, которые отличаются индивидуальным характером.
Общеязыковые окаменелые метафоры со стершейся образностью (рукав реки, горлышко бутылки, подножие горы и т. п.) к средствам словесной образности не относятся.
Стилистическим средством этого рода являются метафоры широкого употребления, так сказать, с заранее готовой образностью, но не утратившие свежести (их образность ясно ощущается говорящими): золотая осень, серебро седины, алмазная прозрачность, горячая пора, металл в голосе, теплота встреч, дуб (о человеке). К ним относятся и так называемые народнопоэтические постоянные метафоры и метафорические эпитеты: лебедушка, голубушка (о женщине), соколик(о человеке), гроза (нечто устрашающее).
Однако, когда речь идет о собственно образных средствах, прежде всего имеются в виду случаи новой, оригинальной метафоризации, создающей яркие индивидуализированные образы, или случаи обновления, «освежения» различными способами общеязыковых метафор. Именно свежесть, новизна метафоры является одним из главных ее признаков как образного средства, характерного прежде всего для поэтической речи. Для создания неповторимой метафоры необходимо образное восприятие мира и особый талант. Однако, стремясь к выразительности и яркости речи, не только писатели создают метафоры. Удачные метафоры, а также образные эпитеты и сравнения можно встретить и в газетном очерке, и в научной статье, и в выступлении оратора, и в живом рассказе умелого собеседника.
При этом метафора соответствует некоторым требованиям. Она не должна быть надуманной, неестественной (когда сопоставляются признаки или понятия, вообще не сочетающиеся в жизни, в природе; вспомним, что метафора представляет собой скрытое сравнение). Она должна отвечать закономерностям языка. Следует помнить и о том, что метафора (как и другие образные средства) имеет свойство быстро «стираться» от частого употребления и превращаться в штамп, стандарт. Именно такой процесс- часто наблюдается в газетной речи, когда недавняя свежая метафора становится надоедливым шаблоном, утратившим всю свою былую образность (маяки производства, высокие рубежи, зеленая улица), или «терминологизируется» (голубой экран, черное золото).
Менее, чем указанным сферам, метафора свойственна научной речи. Это естественно, так как ученый оперирует понятиями и поэтому использует прямые номинативные значения слов, стремясь к точности, терминированности, однозначности выражения. Вместе с тем неверно было бы считать образность и эмоциональность выражения вообще несвойственными научной речи. Монотонность, серость, как верно отмечает Р. А. Будагов, нежелательны и недопустимы в научной речи.
Немало метафор и в области научной и специальной терминологии (шаг маятника, клапан сердца, корона солнца, усталость металла, карусель, головка, муфта), однако вследствие терминологичности, а следовательно, однозначной номинативности эти слова утрачивают образность.
В силу общей понятийности и точности научной речи к использованию в этой сфере образных средств, в особенности метафор, следует подходить осторожно. Здесь в процессе творчества лучше подыскать наиболее точный термин, чем использовать образ. Из истории научного стиля известно, что образность здесь нередко рождается как раз тогда, когда не найдено еще точного наименования, т. е. термина. А это свидетельствует о том, что не определилось еще ясно и само понятие.
Употребительность образных средств в устно-разговорной речи зависит от индивидуальности общающихся, темы разговора и ситуации общения. Для этой сферы особенно характерна эмоциональность выражения, которая сказывается на свойствах образности. Здесь широко употребительна общеязыковая образность (что не исключает окказиональных метафор). Это связано с быстрой реактивностью устно-разговорной речи, ее спонтанностью, неподготовленностью.
Другие средства словесной образности, например метонимия, синекдоха и др., также наиболее свойственны художественной речи.
Урок русского языка в 11-м классе по теме: «Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина «Косцы»
Тема: «Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.А. Бунина «Косцы» (11 класс)
Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме.
Задачи:
1) проанализировать прозаический текст и дать характеристику изобразительно-выразительным средствам языка. 2) закрепить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать. 3) эстетическое воспитание на текстах художественной литературы: И.А. Бунин «Косцы». Культура речи, умение слушать, т.е. коммуникабельность.
Тип:Урок обобщения и систематизации знаний по языковому анализу текста, модульный.
Вид урока:Анализ текста художественного стиля.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
Оборудование: текст, план анализа текста, технологическая карта.
Межпредметные связи: литература.
Структура урока.
Ход урока.
УЭ – 0 – Интегрирующая цель.
УЭ – 1 – Входной контроль
УЭ – 2 – Анализ текста
УЭ – 4 – Выходной контроль
Интегрирующая цель
1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка. 2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры. 3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.
Входной контроль
Вступительное слово учителя. Записывание эпиграфа в тетрадь.
Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык. В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка?!
Ответом на этот вопрос могут служить слова К. Паустовского …, которые мы возьмем эпиграфом к уроку (записываем в карту).
В каждом слове – бездна образов. К. Паустовский
Цель нашего урока заключается в анализе изобразительно-выразительных средств русского языка.
1. В чем заключается природа словесной образности?Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).
2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям.Ответ: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, олицетворение, перифраза…
3. Что такое тропы, назовите их.Ответ: троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значение. Пример.
4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете. Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.
Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия.
Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия
Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция
Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной выразительной.
1. Выразительное чтение. 2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста). 3. Анализ изобразительно-выразительных средств. 4. Выражение своего отношения к тексту.
Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________
Тема: Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».
В каждом слове – бездна образов.
Интегрирующая цель
1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка. 2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры. 3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.
Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: «Русский язык 9» Страница 1
Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия.
Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия
Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция
Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете. Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.
В чем заключается природа словесной образности? Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).
2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям. Ответ: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, олицетворение, перифраза…
3. Что такое тропы, назовите их. Ответ: троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значение. Пример.
Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________
Тема: Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».
В каждом слове – бездна образов.
1. Систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.2. Закрепить навыки и умения анализировать текст, различать тропы и стилистические фигуры.3. Развивать навыки работы с использованием различных форм контроля.
Входной контрольЦель: актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Похожие работы
Тема: Нужен ли изучающему русский язык (как иностранный) русский жаргон
Предмет/Тип: Английский (Реферат)
Тема: Нужен ли изучающему русский язык (как иностранный) русский жаргон
Предмет/Тип: Английский (Реферат)
Тема: Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая «Русский с алфавита» и Ю.Г. Овсиенко «Русский язык для начинающих»
Предмет/Тип: Английский (Курсовая работа (т))
Тема: Реализация системного подхода к отбору и организации лексики в учебниках В.Г. Будая «Русский с алфавита» и Ю.Г. Овсиенко «Русский язык для начинающих»
Название: Русский язык 9 Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат Добавлен 23:07:01 06 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 90 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – антономасия.
Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора
Эй, борода!А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – метонимия
Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция
Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.Ответ: СФ – это языковые единицы сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия. Пример: анафора, эпифора, параллелизм, градация и т.д.
В чем заключается природа словесной образности?Ответ: (существуют слова-понятия и слова – образы). Понятие – общая мысль о предмете, идеи предмета, его сущность. Слова – образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами. Образ и понятие одновременно противопоставляют и объединяют в себе два начала: 1) Лес – множество деревьев… 2) Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).
2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям.Ответ: метафора, эпитет, метонимия, сравнение, олицетворение, перифраза…
3. Что такое тропы, назовите их.Ответ: т роп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значение. Пример.
Ф.И. __________________________________ класс _______ дата _____________
Тема:Анализ изобразительно-выразительных средств языка на примере эпизода из рассказа И.Бунина «Косцы».
В каждом слове – бездна образов.
Цель: актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
1.1.В чем заключается природа словесной образности? _______________________________________________
1.2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определения 1-2 понятиям
1.3. Что такое тропы, назовите их.
1.4. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете.
Задание. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Анализ изобразительно-выразительных средств русского языка на примере эпизода из рассказа И. Бунина «Косцы»
Цель : совершенствование навыка анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры.
Цель: Охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств на примере эпизода из рассказа «Косцы» И.А. Бунина
1б
Рассказ написан в 1924г. в Париже. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах Родины» оставался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. Язык Бунина состоит великого множества соединения красок, света и звуков. Так как Бунин и сам говорил: «Найти звук – это найти ритм прозы. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией как стихи и музыка».
Время выполнения 3 минуты. Контроль по устному ответу.
Цель : закрепление умения самостоятельно подбирать выразительно-изобразительные средства русского языка с целью воздействия на чувства слушателя или читателя.
Задание : При помощи выразительно-изобразительных средств передайте картину сегодняшнего утра.
Время выполнения 3 минуты.
Анафора 1,2,34. 6 предложения
Параллелизм 1,2,3,4,5,6 предложения
Градация (восходящая) 1,2,3,4,5,6
Повтор местоимений 3
Эллипсис 8 предложение
Парцелляция 5 предложение
Периоды, Однородные члены предложения
Звуки
Чувства
Краски
«звучность березового леса» (метафора);
«Это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди» (сравнение);
«пелись… с непосредственностью, легкостью несравненной, естественностью» (эпитеты)
«человек… отзывался на ту добрую и ласковую … дерзкую и мощную» (метафора, антитеза)