В чем заключается проблема достоверности истории что помогает в изучении истории
Проблема достоверности исторических знаний
В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.
Проект «Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний в преподавании новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века»
МОУ «ЛИПИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Муниципальный этап профессионального конкурса
«Педагог года Серпуховского района-2019»
Номинация « Учитель года Серпуховского района »
« Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний в преподавании новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века»
Ажищев Роман Валерьевич,
учитель истории и обществознания
1.1. Понятие «фальсификации исторических знаний»……………………………………6
1.2. Цели и мотивы фальсификаторов истории…………………..…………. 7
В современных реалиях искажение исторических истин является одним из самых действенных приемов пропаганды. Переписывание истории, неправильная или же неполная подача информации используется во многих странах мира с целью обеспечения своих политических амбиций.
Есть все основания полагать, что фальсификация истории началась ещё во времена самых ранних цивилизаций. Как только человечество стало тем или иным способом сохранять сведения о своём прошлом, сразу нашлись те, кому было выгодно их исказить. Причины тому самые различные, но в основе своей это стремление на примерах прошедших лет доказать современникам истинность существовавших на тот момент идеологических и религиозных учений.
Современными исследователями проблемы фальсификации российской истории обоснованно отмечается, что «наша история, наше культурное и духовное наследие — это огромный национальный ресурс. Это тот ресурс, который, в отличие от минеральных богатств, не растрачивается. Он может только преумножаться. Но попытки фальсифицировать историю могут привести к тому, что этот ресурс будет девальвирован» (См.: Подберезкин А.И. Выступление на научно-практической конференции МГИМО (У) МИД России «Противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России)» http://victory65.mgimo.ru/vol6/book62/index.phtml).
Профессор СПбГУ Владимир Колотов приводит примеры, когда российская и советская история подвергаются корректировке и затем трактуются не в пользу нашей страны.
Тема фальсификации истории не нова, но в нынешней сложной геополитической обстановке она приобретает еще большее значение. Всё вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы моего проекта.
Цель проекта: разработать методическую копилку для формирования у учащихся компетенций противодействия попыткам фальсификации истории.
Определить понятие «фальсификации исторических знаний» и причины этого процесса, а также цели, мотивы и методы фальсификаторов истории.
Выяснить основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века и меры государственной политики Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории России.
Сделать вывод о том, что формирование критического мышления у учащихся является средством противодействия попыткам фальсификации истории.
Создать инициативную группу учащихся, которые будут заниматься изучением проблематики фальсификации исторических знаний.
Подготовить исследовательские работы учащихся по данной
Объект проекта: искажение исторических фактов в школьном курсе истории.
Предмет проекта: причины искажения исторической информации.
Гипотеза: ожидается, что составление методической копилки послужит основой для формирования у учащихся компетенций по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение и аналогия.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты: повышение у учащихся интереса к спорным вопросам истории (в т.ч. и фальсификации исторических знаний) и повышения качества обученности по предмету.
Практическая направленность : выступления по данной проблематике на ШМО, ММО и различных научно-практических конференциях, использование на уроках истории, обществознания, права, внеурочных мероприятиях.
1.1. Согласно Большой Советской Энциклопедии фальсификацией (позднелат. falsificatio, от falsifico — подделываю) называется: 1) злостное, преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование чего-либо. 2) изменение с корыстной целью вида или свойства предметов; подделка. Википедия: свободная энциклопедия содержит такое определение: фальсификация или переписывание истории — сознательное искажение исторических событий.
Профессор истории Александр Анатольевич Данилов даёт такое определение фальсификации истории: Фальсификация — это предумышленное, а порой и злонамеренное искажение исторических фактов и событий, истолкование их в угоду какой-то позиции.
Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.
К фальсификации истории в широком смысле может быть отнесено историческое мифотворчество. Примеры исторического мифотворчества известны еще в истории древних цивилизаций. Это явление широко распространено и в современном мире.
В ХХ – начале ХХI века мифология приняла новые, специфические формы. Доминирующим типом стали политические и идеологические мифы.
В современном мире уровень мифологичности общественной жизни имеет тенденцию к росту. В новых социальных и национальных условиях воссоздаются старые мифы. Идеологи националистических движений мистифицируют историю путем тенденциозных интерпретаций исторических источников, памятников истории и культуры, представляя обществу желаемую модель исторического образа.
В постсоветской России, как отмечают эксперты, происходит процесс разрушения прежних, в том числе советских мифов и одновременно рождения новых, постсоветских мифов.
1.2. Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими. Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории.
В первом случае речь идет о социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды.
Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом). В последнем случае доминирующим фактором, как правило, являются материальные интересы фальсификаторов истории, стремление заработать средства за счет публикации своих произведений большими тиражами, желание «отомстить» конкретным оппонентам, включая представителей органов власти, государственного управления.
Об этом неоднократно заявляли руководители Российского государства. Ответом Российского государства на этот вызов современности стало создание в 2009г. комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Глава II . О сновные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века
Ярким примером фальсификаций истории СССР-России в ХХ – начале ХХI в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («голодомор») при президенте В.А. Ющенко.
Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.
В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.
Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны — «неизвестная война»).
Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.
Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).
Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).
Общей задачей распространения мифологизированных, искаженных трактовок событий Новейшей истории можно считать ослабление влияния России в мире за счет внедрения в общественное сознание таких «версий» исторических событий, которые призваны формировать негативный образ России, провоцировать рост русофобских настроений в мире. Примером таких фальсификаций можно назвать тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия), события на Украине (майдан, «крымская весна», гражданская война на Донбассе) и т.д.
Глава III . Государственная политика Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории России
Для проектирования стратегии противодействия попыткам фальсификации истории в учебной литературе необходимо определить, какие политические идеи и установки руководителей Российского государства следует считать целевыми ориентирами и методологическими основаниями этой стратегии.
В первую очередь назову идею сохранения исторической памяти народа, которая воспроизводится в форме коллективной памяти и является фактором формирования национальной идентичности. В этой связи очень значимое высказывание Президента РФ Д.А. Медведева, размещенное в видеоблоге и посвященное Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября 2009 г.: «Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям».
В массовом сознании проблема фальсификации истории России часто ограничивается недопустимостью пересмотра итогов Великой Отечественной войны. Вместе с тем проблема фальсификации истории России значительно шире, она имеет комплексный и в ряде аспектов болезненный для исторического сознания россиян характер.
Приведу в этой связи снова слова Президента РФ Д.А. Медведева:
«Мы много внимания уделяем борьбе с фальсификацией нашей истории. И почему-то зачастую считаем, что речь идёт только о недопустимости пересмотра результатов Великой Отечественной войны.
Но не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ.
Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру. Принять своё прошлое таким, какое оно есть, – в этом зрелость гражданской позиции. Не менее важно изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны. И никто, кроме нас самих, этого не сделает».
Не менее значимо высказывание Президента РФ Д.А. Медведева в том же видеоблоге 30 октября 2009 г.: «Я убеждён, что память о национальных трагедиях также священна, как память о победах. И чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами. Были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России. А здесь не всё так просто».
Задачи и основные направления государственной политики РФ по противодействию попыткам фальсификации истории России определены в Указе Президента РФ Д.А. Медведева от 15 мая 2009 г. № 549 «О комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».
В указе Президента РФ сформулированы задачи Комиссии как государственного органа, которому поручена координация деятельности государственных и общественных институтов в области противодействия попыткам фальсификации истории. К этим задачам в частности отнесены:
а) обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;
б) выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России;
в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России;
г) рассмотрение предложений и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;
д) выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий.
Как видно из названного документа, некоторые задачи (см. в частности пункты б, в, г) по противодействию фальсификации истории России имеют непосредственное отношение к сфере образования, педагогической науке.
Индивидуальный проект по дисциплине «История» на тему: Достоверность исторических знаний.
Содержимое публикации
Кубанский институт профессионального образования
Проблема ДОСТОВЕРНОСТИ исторических знаний
Значение изучения истории
Добыча исторических знаний
Достоверность исторически источников
Методы исторических исследований
3 Достоверность исторических фактах
Проблема периодизации истории
Проблема достоверности исторических знаний
Тема достоверности исторического знания стара, как мир. Этот вопрос, наверное, вечен, как гамлетовский вопрос: «быть или не быть». Видимо, пока существует историческая наука, этот вопрос будет подниматься вновь и вновь.И определенная часть научного сообщества неизбежно будет говорить о «кризисе науки», ибо история субъективна, так как ею занимается человек, изначально с субъективным мышлением, которому требуется как можно меньше быть субъективным. А, поскольку, в таком случае, объективное познание истории невозможно, то из-за вечного стремления к к объективности, достоверности, будет возникать проблема познания истории, ее моделирования, проверки достоверности исторического знания.
Проблема: Проблема в достоверности исторических знаний.
Гипотеза : Исторические знания недостоверны из-за фальсификации.
Предмет исследования: причины недостоверности исторических знаний.
Дать определение понятию «История»
Выяснить основные исторические знания
Определить какое значение имеют исторические знания
Изучить исторические источники
Найти причину недостоверности исторических знаний
Анализ полученной информации
Обобщение всего изученного
Глава 1. Значение истории
В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.
В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.
Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.
Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.
История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным, а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками.
Значение изучения истории
Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал,
что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.
Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.
С другой стороны, не использование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.
Глава 2 Добыча исторических знаний
2.1 Исторические источники
Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.
Виды исторических источников.
Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.
К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими.
К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.
Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях.
Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время.
Источники нового времени.
К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями
Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др.
2.2 Достоверность исторических источников
Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.
К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?
Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.
Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.
Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.
Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.
В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.
Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.
Лже-ученые, чтобы прославиться и разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.
2. 3 Методы исторических исследований
Глава 3. Достоверность исторических фактов
3.1 Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.)
Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки,
Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны.
Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.
Можно определить И. д. как особую форму существования истины, научно обоснованной и доказанной. Достоверность исторического источника оценивается с помощью методов источниковедческого анализа, а также путем сравнения с другими источниками. Для оценки достоверности количественных сведений могут быть использованы математические (статистические) методы. Степень достоверности исторического знания зависит от полноты и надежности первичной исторической информации, строгости методов исследования, корректности и эффективности решения исследовательских задач. Его оценка входит в задачи историографии.
В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем.
Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. — 2-е изд. — М.: Наука, 1986. — 254 с. — ((Памятники исторической мысли)).
Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк?. — М.: Московский рабочий, 1992.
Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1990.
Гарскова И. М. Историческая информатика. Эволюция междисциплинарного направления». СПб.: Алетейя, 2018. — 408 с.
Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. — М.: Наука, 1987. — 452 с.
Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с.
Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. — М.: Весь мир, 2000. — 296 с
Февр Люсьен. Бои за историю / Люсьен Февр; пер. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича и Ю. Н. Стефанова; ст. А. Я. Гуревича; коммент. Д. Э. Харитоновича; [АН СССР]. — Москва : Наука, 1991. — 629 с.