В чем заключается проблема отцов и детей
Проблема отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева)
Одной из главнейших проблем, которая происходит между людьми разных возрастов, является проблема «отцов и детей». Основой человеческой жизни считались принципы «отцов», но эти принципы начинают устаревать, а на их смену приходят новые жизненные принципы, которые присущи молодому поколению.
Одним из основоположником этой темы является И.С Тургенев, который стал автором произведения «Отцы и дети».
Основными соперниками всего романа «Отцы и дети» становятся Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. конфликт между двумя этими персонажами можно называть проблемой «отцов и детей».
Необходимо отметить, что Евгений и Павел отличаются друг от друга происхождению, что сыграло немалую роль в во взглядах на жизнь у них.
Предки Базарова являлись крепостными крестьянами, поэтому всё, чего достиг Евгений было получено при помощи тяжкой умственной деятельности. Главным его увлечением была медицина. Он часто проводил опыты, изучал насекомых мир, а так же изучал естественные науки.
В отличии от Базарова, Павел Петрович провёл всё своё детство в полном достатке, без каких либо проблем.
Кирсанов же был совсем другого мнения и не принимал нигилистическую теорию.
В конце концов все конфликты и противоречия заканчиваются дуэлью. К сожалению ни одна из сторон не пришла к выводу, что любой конфликт можно разрешить мирным путём, не прибегая к насилию. Если каждая из сторон хотя-бы попробуют понять друг друга, например, если «отцы» станут более лояльно относиться к поступкам «детей», а в то же время молодое поколение начнёт уважать старших, то все конфликты можно будет решить мирно.
Мы должны помнить, что нужно оставаться людьми в любой ситуации и любой конфликт можно избежать, лишь имея куплю терпения и уважения друг к другу
2 вариант
Проблема недопонимания, которая возникает постоянно между детьми и отцами является бесконечной и неразрешимой. Однако на стыке веков или в моменты коренных изменений общества, на плечи молодёжи ложится груз бремени того, что нужно через имеющийся опыт создавать собственное видение жизни. В «Отцах и детях» конфликт между поколениями разрастается далеко вне рамок простой семейной неурядицы. Это больше конфликт в обществе, где на сторону одних встают дворяне и аристократы, а на другую – интеллигенция, представляющая революционные направления, которая жаждет демократии.
Основным конфликтом становится молодой человек Базаров, который является нигилистом. Споры у него возникают с представителями дворянства, в частности с Павлом Кирсановым. Также в произведении показывают, что в семье юноша также не находит понимания, постоянно конфликтуя со своими родными. Базарова автор описывает как постоянно мрачного и сурового человека с острым умом и невероятно интересными идеями. Он отдален от внешнего мира и не хочет становиться его частью. Павла Петровича же писатель характеризует как личность, которая следует старым привычкам и традициям – как в одежде, так и в образе жизни, манерах и поведении. Всегда интеллигентный и изысканный образ Кирсанова говорит о том, что герой больше поверхностно относится к проблемам, смотря лишь на их оболочку, не заботясь о корне всех бед и в основном ничего не делает и никому не хочет помогать.
Базаров же, напротив, при всей своей мрачности, постоянно думает о том, как можно решить очередную проблему, как принести пользу обществу и помочь конкретным людям. И здесь уникальность сюжетного хода заключается в том, что конфликт между этими двумя людьми, которые хотя и не являются родственниками по крови, ведут сильные дискуссии, и почти никогда не находят точек соприкосновения. Все это говорит о конфликте поколений на стыке эпох. С родителями у молодого человека также все непросто. С одной стороны, он испытывает сильную любовь к ним, а с другой презирает привычный образ своих потомков, которые не стремятся к изменениям к лучшему. В его идеях его поддерживает и Аркадий, который тоже презирает сложившийся в обществе уклад, однако не так глубоко, как Евгений, ощущает эти настроения. Но любовь родителей, невзирая на недопонимание, сильнее всего. Даже когда главный герой умирает, эти чувства остаются в вечности, несмотря на всю конфликтность между поколениями.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема отцов и детей
Популярные сегодня темы
Что такое красота? Согласно трактовке термина в словаре Ожегова это нечто, доставляющее удовольствие лицезреть, на что эстетически приятно смотреть. Из этого следует, что красота – чувство глубоко личное, индивидуальное
Картину Утро стрелецкой казни В.И. Суриков написал на исторический факт истории России. На картине можно выделить два главных плана: собор Василия Блаженного и народ. Купола и сам собор слегка скрыты утренней дымкой, поэтому не выглядят ярко
Интересуясь жизнью Федора Михайловича Достоевского, можно увидеть взаимосвязь написанного произведения «Мальчик у Христа на ёлке». Именно предновогодние события того времени – детский новогодний утренник
В своем рассказе Подснежник великий русский писатель Иван Бунин метафорически обрисовывает сущность детства и показывает свое отношение к происходящему и к главному герою произведения
В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» смысл в жизни главного героя прослеживается не сразу. Он не уверен в своих чувствах, жизненных ощущениях и желаниях. Но точно знает, что не является частью пошлости и бездеятельности окружающей жизни.
Проблема “отцов и детей”
Новое движение в умах молодежи получило название нигилизм. Проблема «Отцов и детей» романа И. Тургенева строится на понимании нигилистических позиций. Конфликт отцов и детей находится в основе сюжета.
Нигилизм или протест
Новая философия молодежи строится на отрицании всего, на чем выросло ни одно поколение. Нигилизм отрицает существование любви между людьми как чувства, необходимости семьи и отношений между женщиной и мужчиной, скрепленных браком. Такое мировоззрение идет вразрез духовных устоев русского человека. Семья, дети всегда были в приоритете нации, подчеркивали ее характер. Базаровы пытаются расшатать эти позиции, но сами попадаются на любви и погибают.
Евгений открывается Одинцовой. Женщина остается спокойной и безответной, для нее главное чувство в другом. Камень разбивается о более крепкий материал. Теория отсутствия любви не получает жизни. Удивителен подход нигилиста к родственным чувствам. Базаров пытается «выкорчевать его». Евгений не понимает, почему человек не обвиняет своего брата, ворующего платки, а ищет ему оправдание и пытается помочь. Родственные связи для него – предрассудки.
Евгений убивает в себе сыновнюю привязанность, отрицает любовь к матери. В результате и происходит духовное опустошение, трагедия ребенка, оставшегося в стороне от семьи. Читать страницы горя родителей Базарова страшно, они долго стоят перед глазами, вызывая безутешные слезы.
Наука и искусство
В чем заключается проблема отцов и детей? В восприятия окружающего мира и его истории. Новое поколение пытается отрицать значимость искусства. Стихи, романы – это одно из проявлений чувственности, от которой прячутся Базаровы. Нигилизм – своего рода стена, через которую не может пробиться красивая поэзия, восхваляющая природу, человека, культуру. Нигилисты доказывают, что обществу нужны ученые. Химик полезнее поэта в 20 раз. Важно для Базарова, что дважды два четыре, все остальное «пустяки».
Конфликт поколений привел к идеологическому спору двух культур. Аристократическая культура имеет богатый опыт, огромное наследие. В культуре много положительного: дисциплинированность, безупречность внешнего вида, медлительность, точность формы и содержания. Демократическая культура, по философии Базарова, противоположна по основным позициям. Нет смысла соблюдать правила за столом, искусство становится чепухой, стихи романтическим бредом.
Особый спор вызывает отношение к Богу. Атеизм нигилистов категоричен, никакой веры в душе они не признают, лишают человека даже возможности верить в возможность Высших сил. Базаровы все объясняют законами естественных наук.
Проблема молодежи
В каждом времени появляется спор между отцами и детьми. Новые поколения пытаются противопоставить себя «старикам». В романе идет противоборство между аристократами (чистыми, напыщенными, но знающими правила культуры общения) и демократами (смелыми, вводящими новые формы общения и правления); между либералами (мягкими, спокойными) и революционерами – разночинцами (стремящимися изменить все и сразу). Семейные конфликты переходят на другой уровень. Спор двух поколений требует поиска решения. Как сохранить лучшее из прошлого, уйти дальше, не разрушив устоев нравственности и человечности. Жестокость нигилистов вызывает сначала неприятие. Терпение старших более гуманно. Отцы готовы простить детям ошибки и промахи. Все строится на любви, мудрости и разуме.
Проблема отцов и детей
1. Проблема отцов и детей в литературе
Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом:
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).
У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.
В романе Тургенева Базаров — представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.
Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».
Не лучше он относится и к любви. «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».
Такой делает вывод Базаров, когда его чувство не вызывает ответного чувства.
Проблема “отцов и детей” — это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.
Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.
Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.
2. В чем корень проблемы отцов и детей?
А вот и варианты ответов на него:
• в элементарном неуважении друг к другу;
• в страхе потери влияния;
• в эгоизме обеих сторон;
• в отсутствии любви;
• в нежелании понять друг друга;
• в непонимании родителей смысла жизни и ее продолжения.
А решения всех этих вопросов мы найдём в семье. В том, какой уклад существует в семье, каковы взаимоотношения её членов?
В настоящее время в семьях существует два явления, две крайности взаимоотношений. И касаются они отнюдь не отцов и детей, а скорее взаимоотношений мужчины и женщины. Отца и матери. То есть получается, что проблема отцов и детей сводиться к родителям.
3. Амазонщина как явление
Посмотрим на современную женщину.
Так описывает синдром амазонщины. Россош Г. Г., в своей статье «Амазонщина: дети без отцов, отцы без детей»
4. Призвание отца
А что же мужчины?
Почему вдруг начал развиваться этот злополучный синдром? Одна ли женщина виновата? Конечно, нет. С нашими мужчинами тоже порой не всё в порядке. Общество изменилось. Появились богатые и бедные. И часто выбор быть ли богатым или бедным мы делаем сами. Можно сидеть и ждать, когда упадёт с неба. Вот именно с такими мужчинами рядом и развивается синдром амазонщины. А у женщины просто не остается выбора. Коли муж сидит и ждёт, крутиться приходится ей. А дальше … теряется уважение к мужчине. И пошло и поехало.
А рядом дети, которые оказываются между этими папами и мамами. Которые не понимают своих родителей, которые не хотят быть на них похожими. И возникает проблема Отцов и детей.
Можно сколь угодно много ругать богатых за то, что они богаты, но…. Я не говорю о миллионерах. Я о них ничего не знаю. Не знаю, как они зарабатывает деньги.
Я говорю о простых, в общем-то, людях, которые своим большим трудом зарабатывают деньги. А заработав их, они считают, что вся власть в семье должна быть в их руках. И… пошёл перекос в другую сторону. Так же старуха с корытом, только то мужского рода, то женского.
5. Любовь к другим, любовь к себе.
Любовь к другим, любовь к себе. В чем она выражается и как научиться любить?
Как часто мы слышим о важности проявления любви и уважения к другим людям и при этом игнорируем любовь к себе, приравнивая это чувство к эгоизму. Но возможна ли истинная любовь к другим, если человек не любит и не принимает себя? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобраться, какая она, настоящая любовь к себе? В чем ее отличие от эгоизма, и как она связана с любовью к окружающим нас людям?
Прежде всего, любовь к себе выражается в нашем принятии себя такими, какие мы есть. Человек, любящий себя, берет на себя ответственность за свои поступки, дает себе право на ошибку и право на ее исправление. Он перестает требовать от других исполнения своих желаний и сам делает шаги к их осуществлению. Он дарит свою любовь с радостью, ничего не ожидая в ответ.
Любить себя – значит, жить полной жизнью. Дать себе право быть человеком, то есть переживать опыт, иметь страхи, убеждения, заблуждения, недостатки, желания и надежды. Очень важно жить осознанно в настоящий момент времени, без оценок и сравнений. И если что-то не устраивает, то не ругать себя и весь мир за это, а найти в себе смелость изменить ситуацию. Ведь в осуждении себя нет никакого смысла, обливая себя грязью сложно стать чистым. Любая ситуация – лишь повод задуматься над тем, что было сделано не так и как можно это исправить.
Какая же связь между любовью к себе и другим? Мы редко задумываемся, что наши чувства к людям проходят сквозь призму отношения к себе. Если мы с уважением относимся к своим желаниям и потребностям, то значимыми для нас становятся и желания других. Чем больше мы уделяем внимания себе, своим устремлениям, тем более полной жизнью начинаем жить, открывая в себе все новые и новые грани, которыми хочется поделиться с другими. Стоит только помнить, что и другие люди имеют право на любовь к себе. Это и есть избавление от собственного эгоизма. Так из настоящей любви к себе рождается любовь к другим.
Мы живем в мире, где всё взаимосвязано, и все же другие люди никогда не будут частью нас полностью. У каждого человека есть свой собственный мир и своя собственная жизнь. Каждый человек уникален, и всё, что есть у нас в этом мире – это мы сами. Любить себя – значит, давать себе жить полной жизнью, а любить других людей – значит, дать им свободу самостоятельно распоряжаться их собственной жизнью.
Чтобы любить других, необходимо найти любовь в себе, вырастить ее. Ведь мы можем дать людям только то, что имеем сами. И если в нас много страхов, недоверия, ревности, то совсем не остается места для любви. Приняв себя целиком и полностью, вы начинаете излучать любовь на все окружающее вас.
Хочу предложить несколько принципов любви к себе. Надеюсь, что они пригодятся вам.
Учитесь принимать себя полностью, вашу внешность и ваш характер.
Меняйте своё поведение, если это необходимо, но позвольте себе быть индивидуальностью.
Возьмите на себя ответственность за вашу жизнь и проявление себя.
Оказывайте сами себе поддержку. Научитесь баловать себя, хвалите и делайте себе подарки. Учитесь генерировать только положительные мысли о себе и о тех, кто рядом с вами.
Не оценивайте себя и окружающих. Помните, любой недостаток – это недостаток только в сравнении.
Будьте независимы от мнения окружающих вас людей. Слушая их, слушайте и себя. Вам совсем не обязательно соглашаться с их мнением, достаточно принять к сведению.
Зачастую критика по отношению к вам – это желание что-то получить от вас, а не оценка вас как человека. Подумайте, готовы ли вы дать то, что от вас хотят, или нет, и действуйте соответственно.
Будьте честны, открыты и откровенны с собой и с теми, кто рядом с вами. Давайте понять, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами и как вы готовы действовать по отношению к другим.
Не принижайте, но и не превозносите себя.
Будьте внутренне свободны и самостоятельны.
Пусть ваша любовь к себе станет мерой ответственности перед другими людьми.
Поймите и примите то, что никто в этом мире никому ничего не должен. Ваша любовь должна быть свободна в своем проявлении.
Прислушивайтесь к себе. Осознайте и выражайте то, что вы думаете и чувствуете.
Примите ситуации в вашей жизни как уроки на пути к совершенствованию.
Живите здесь и сейчас.
Учитесь смотреть на мир вокруг вас, принимайте и познавайте его и себя. Следуйте велению своего сердца, и ваш выбор всегда будет правильным. Позвольте любви войти в ваше сердце, не делите ее на себя и на других, просто любите – и увидите, как мир вокруг заиграет новыми красками.
6. Пожелания всем родителям, особенно папам
Поощряйте детей серьезно заниматься музыкой, техническим и художественным творчеством, кулинарией. Учите разумному отношению к труду, получению образования, физической культуре. Узнайте друзей ваших детей, пригласите их к себе домой, познакомьтесь с их родителями. Освободите жену от ряда домашних забот. Старайтесь быть рядом с вашими детьми. Станьте болельщиками дворовой команды, в которой играют ваши дети. Устраивайте походы в лес, на рыбалку. Посещайте выставки, концерты. И обязательно обсуждайте увиденное. Пусть у вас будут особые семейные праздники, игры, конкурсы, соревнования. Вы не можете полностью исключить улицу, но вы должны предотвратить ее негативное влияние на ваших детей. Вы будете уверенно знать, где, с кем и что делают ваши дети, если они на улице.
Вместо, чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться
Вся безумная больница
У экрана собралась.
И вот результат бесконтрольного просмотра:
Все совсем с ума свихнулись,
Даже кто безумен был,
И тогда главврач, подумав,
Телевизор запретил.
К каким последствиям привел этот запрет? Взбунтовавшиеся больные пишут:
Мы про взрывы и пожары
Сочиняли ноту ТАСС,
Но примчались санитары
И зафиксировали нас.
И только отсутствие вождя, связанное с недостатком «настоящих буйных», помешало больным сделать переворот.
Говорить о запрете телевидения или компьютера просто несерьезно. Мы должны быть реалистами. Улица, дискотека, телевидение, интернет будут и дальше окружать наших детей. И их негативное влияние на личность будет только возрастать. Но разве позволительно допускать, чтобы души детей были искалечены? Дети должны ясно представлять, что окружающий мир предложит им не только доброе, но и злое. Они должны понимать, за кого держат зрителей создатели передач «Поле чудес», «Большая стирка», «Окна», «За стеклом» и других «дебил-шоу».
И это ваш долг, отцы, объяснить детям, что телевизор может быть только средством информации, но не воспитания. На мой взгляд, не более 10% передач (учебные, познавательные, научно-популярные и некоторые другие) могут быть полезны для детей
Какими отцами и матерями мы хотим быть? Какими мы желаем видеть ваших детей?
Давайте любить и уважать друг друга, и проблема отцов и детей никогда не возникнет.
Станем благословенными отцами и матерями, и дети наши будут благословенны!
Литература.
1. Г.А.Лихих г. Курск, Россия О трудных отцах и кислом винограде
2. Марина Алексеева.
В РОССИИ НЕУКЛОННО РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО ОТЦОВ-ОДИНОЧЕК. Мир новостей.
5. Классный час на тему «Проблема отцов и детей в современном мире»Петрунина Ольга Геннадьевна, преподаватель русского языка
Стрельникова Татьяна МИхайловна, преподаватель истории
6. «Отцы и дети», Журнал «Сельская новь» № 1, январь 2007
7. Олег Астапович, Что стоит за проблемой отцов и детей?, познавательный журнал «Школа жизни»
8. Доклад: Этапы проблемы «отцов и детей», банк рефератов
9. Елена ЛЕБЕДЕНКО, Проблема отцов и детей, сайт LimeJuice!
10. Отцы и дети. Это не проблема! Журнал «Няня»
11. Сочинение: Проблема «Отцов и детей»-2
12. Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
5 сочинений по проблеме поколений «Отцы и дети»
Пример сочинения 1
Вопрос отношений младших и старших поколений тревожил, тревожит и будет тревожить людей. Во многих произведениях раскрывалась данная проблема. Писатели и поэты всех времён пытались объяснить причины столкновений между субъектами разных поколений. Несомненно, «Отцы и дети» Тургенева – роман, освещающий вопрос разногласий поколений. Поколение “отцов” довольно консервативно, оно не хочет менять то, что нажито годами. “Дети”, напротив, прогрессивнее, стремятся к переустройствам. Они не понимают и не принимают бездействия старших. Представители старшего поколения в романе – это дворяне Кирсановы, младшего – Аркадий и Евгений. Даже здесь проявляется отличия – Кирсанов-младший и Базаров, следуя за модой, являются нигилистами.
В романе “Отцы и дети” ярыми противниками становятся Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров – выходец из народа. То есть все его достижения, это достижения тяжёлого интеллектуального труда. Кирсанов же – потомственный дворянин, который всю жизнь провёл, не зная слова бедность и неблагополучие. Их социальное происхождение является одной из причин несовместимости взглядов.
Большое значение в раскрытии главных противоречий века имеют споры Базарова с П. П. Кирсановым. Именно по ним можно изучить тенденции, по которым появляются споры у молодого и старшего поколения.
Базаров, как истинный представитель нигилизма, отвергает авторитеты и принципы, Павел Петрович говорит, что только развращённые люди могут жить так, как живёт Базаров. Евгений обличает устройство государства и обвиняет представителей аристократизма, или, как он их называет, «аристократишек», в бездействии и брошенных на ветер словах. Павел Петрович игнорирует недостатки в общественном устройстве и, кажется, боится его уничтожения. Ещё одним из столкновений между героями является их взгляды на русский народ. Несмотря на то, что Базаров как бы пренебрежительно относится к «низшему» сословию за его «темноту», всё же практически легко находит общий язык с его представителями. Кирсанов, утверждая, что Евгений не знает русского народа, всё же не может с ним общаться. Простые люди его не принимают, как Базарова, за «своего».
Разногласия между героями довольно значительные. И, как Базарову не понять Павла Петровича, так и Кирсанову никогда не понять Евгения в его отрицании всего. В будущем, это приводит к дуэли между ними.
Таким образом, Тургенев в романе «Отцы и дети» хотел выделить то, насколько важно взаимопонимание и толерантность по отношению к другим. А проблема «отцов» и «детей» имеет место быть и в наши дни, и состоит в нежелания соглашаться с чем-то новым «отцами» и отрицание сведений и знаний, которые были получены старшими поколениями, «детей». Её урегулированием будет являться внимание к мнениям, интересам и ценностям других, их принятие и уважение.
Пример сочинения2
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами. Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Базаров похоронен в этой могиле. К ней. приходят два уже дряхлых старичка. ”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.
Пример сочинения 3
Конфликт двух поколений
В России XIX век был ознаменован появлением “новых” людей-разночинцев. Это были образованные интеллигенты, которые говорили о необходимости изменений в стране. Такой тип людей стал появляться практически в каждом крупном произведении, написанном в этот период.
В этом смысле роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” не исключение. Главный герой Евгений Базаров по натуре “нигилист”, то есть человек, отрицающий все то, что складывалось в обществе веками. Молодежь восприняла его как пример для подражания, а старшее поколение как бескомпромиссный вызов.
Уже в самом названии романа мы видим, что речь пойдет о конфликте двух поколений, который был, есть и будет во все времена. Самое ярое противостояние разворачивается между молодым либералом Базаровым и аристократом в летах Павлом Кирсановым. С самой первой минуты знакомства эти двое невзлюбили друг друга.
Они не похожи во всех отношениях. Один носит накрахмаленные белоснежные рубашечки, а другой потертые и местами заляпанные брюки. Один придерживается тех же взглядом, что и все дворяне того периода, а другой толкует о России и новой “русской идее”.
При этом оба сами себе противоречат. Базаров в речи употребляет слишком много иностранных словечек, а Кирсанов любит рассуждать о тяжелой доле крестьян в стране, но при этом морщится при встрече с ними. Напряженность в отношениях героев настолько возрастает, что доходит до тайной дуэли.
Павел Петрович когда-то был блестящим, многообещающим офицером. На своем пути он встретил одну светскую даму (княгиню Р.), которую полюбил, но роман вскоре закончился и он остался ни с чем.
Позже он замечает нечто общее между княгиней Р. и крепостной Фенечкой, у которой ребенок от его младшего брата. Случайно увидев, как Базаров обнимает и крепко целует девушку, он вызывает противника на дуэль, во время которой первым получает ранение. Базаров как доктор обязан ему помочь, ведь он давал Клятву Гиппократа. Не найдя понимания в доме Кирсановых, он вскоре уезжает домой.
Мы видим, что его родители – единственные люди, которым он по-настоящему дорог.
Их чувства к сыну не меняются ни при каких обстоятельствах. До конца жизни, уже дряхлыми старичками, они приходят на могилу сына. В семье Кирсановых со временем проблема отцов и детей сглаживается.
Николай Петрович берет в жены Фенечку, а его сын Аркадий – Катю Одинцову. Павел Петрович уезжает в Дрезден и живет там одиноко, не изменяя своим аристократическим привычкам. Сам автор неоднозначно отнесся к своим героям.
Он не принимал рьяно чью-либо сторону, так как по натуре являлся одновременно и аристократом, и либералом.
Пример сочинения 4
Роман Тургенева «Отцы и дети», как бы банально это не звучало, изображает конфликт и противоречия двух поколений: «отцов» и «детей». К «отцам» писатель относит как старшее поколение, так и людей определенной социальной группы, которая придерживается взглядов либеральной аристократии. К «детям» же настроенную продемократически молодежь. Представителя первой группы «отцов», Горький показывает читателю через образ Павла Петровича Кирсанова.
Вторую же группу «детей», автор представляет в образе Евгения Базарова. Павла Петровича Кирсанова писатель показал как аристократа, который все время заботится о своем модном образе, о своей изящной одежде и фигуре, но который совершенно не представляет, что такое работа и труд.
Автор показывает нам изнеженного избалованного аристократишку с завышенным самомнением, который считает себя на голову лучше остальных. Здесь же Тургенев проявляет и свое негативное отношение к таким персонам.
Они постоянно спорят о философии, науке, народе, и многом другом. При этом в своих диалогах они не стремятся найти истину, не вникают в тезисы друг друга, как будто не слышат друг друга и им безразлично мнение собеседника. Ведь такая тенденция была всегда: старший думает, что он умнее, поэтому не воспринимает мнения младшего, а младший, в свою очередь, думает, что взгляды старшего сильно устарели, и стремиться сделать все по-своему. Именно в этом моменте Тургенев и поднимает проблему непонимания и отрицания двух поколений. Казалось бы, этот конфликт должен смягчиться отцовской любовью и уважением сына к отцу, но нет, в романе этого показано так и не было. Однако затем, перед смертью, Базаров все-таки стал проявлять свою любовь и уважение к родителям, стал более естественным и простым, добрым и внимательным к людям. Он отказался от своих чувств к Анне Сергеевне, которую любил всем сердцем. Базарова, с его образом мыслей, ожидало успешное и светлое будущее, однако это так и не претворилось в жизнь.
Пример сочинения 5
Известный роман Тургенева «Отцы и дети» описывает состояние общества в период кризиса. Младшее и старшее поколения представляют собой две эпохи. Однако конфликт отцов и детей выходит за семейные рамки. Перед нами противостояние старой аристократии и юной революционно-демократической интеллигенции.
Представитель «детей» – молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров. Для него характерны сильный дух, глубокий ум и трудолюбие. Однако он совершенно безразличен к искусству, музыке, стихам, эстетике, романтике и даже любви. Базаров представляет собой поколение демократов. Молодой человек категорически отрицает авторитеты и принципы. Ему противостоит Павел Петрович – представитель либерального дворянства. По его мнению, принципы крайне необходимы нравственному обществу. Без них люди станут пустыми оболочками.
Тургенев описывая внешние облики героев, старается занимать нейтральную позицию. Базаров предстает перед нами как умный, обладающий огромной силой воли, человек. Автор акцентирует внимание на его умственных способностях. Описывая Павла Петровича Кирсанова, Тургенев не жалеет эпитетов, для того, чтобы читатель мог по достоинству оценить его внешний вид. Иван Сергеевич пишет о накрахмаленных рубашках, привлекательности героя и чудных лаковых сапожках. Отличаются и их образы жизни. В то время, как Кирсанов проводит дни в безделье, Базаров приносит пользу окружающим и занимается важными делами.
Конфликт поколений продемонстрирован в образах именно этих героев. Их не связывают родственные связи, они чужие друг другу люди. Проблема отцов и детей заключается в разном воспитании и социально-политических взглядах. Автор максимально раскрыл жизненные позиции главных героев и указал на их достоинства и недостатки. Неудивительно, что роман вызвал неодобрение у «отцов» и «детей».